И когда они развели огонь (ψντων δ πυρ), посреди двора, и сели вместе; и вошедши внутрь двора, Петр между ними; и (то) сидел (ην συγκαθμενος) со служителями, (то) стоял с ними Петр (ν δ μετ’ ατων Πτρος στως) и грелся (κα θερμαινμενος) у огня, – чтоб видеть, чем это кончится (δειν τ τλος). в. Событие отречения Петрова. И когда Петр был [Петр же сидел вне собрания] на дворе, внизу, – подходит (ρχεται) и подошла к нему одна (μια) служанка, из служанок первосвященника; увидев [же] его, Петра, служанка одна (τις), сидящего у огня, греющегося, – посмотрела на него (μβλψασα ατψ), и всмотревшись в него (τενσασα ατψ), говорит: и ты с Назарянином Иисусом был, – [говоря:] и ты был с Иисусом Галилеянином, – сказала: и этот с Ним был. Но он отрекся от Него пред всеми, сказав (λγων): женщина! я не знаю Его, – я не знаю и не понимаю, говоришь И вышел оттуда (ξω) на передний двор; и петух запел. 3. Вопрос Господу о учении, и ударение Его в ланиту. а. Вопрос о учении, и ответ. Первосвященник же спросил Иисуса о учениках Его и об учении Его. Иисус ответствовал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, куда все Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. б. Ударение в ланиту, и обличение неправды бьющего. Когда Он сказал сие; один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так-то Ты отвечаешь первосвященнику? Иисус ответствовал: если Я сказал худо, докажи, что это худо; а если хорошо, за что ты бьешь Меня? 4. Лжесвидетельство. а. Напрасное искание свидетельств. Первосвященники же и старейшины, и синедрион весь – и весь синедрион (верховное судилище) искали на Иисуса свидетельства – лжесвидетельства [на Иисуса], чтобы предать Его смерти (Мф. πω θανατσιν ατον, Мк. ες τ θανατσαι ατν); И не находили (οχ ερισκον) и не нашли (οχ ερον); и хотя много являлось (προσελθντων) лжесвидетелей, не нашли. Ибо многие лжесвидетельствовали на Него; но свидетельства не были достаточны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

И третий взял ее, даже до седьмого: но никоторый не оставил детей (και οκ φηκαν σπρμα), – также и все семеро не оставили детей (ο κατλιπον τκνα), и умерли После (στερον δ) всех умерла и жена. [После (σχτη) всех и жена умерла]. И так в воскресении, когда воскреснут, которого из них – которого из семи она будет (Мф. и Мк. σται, Лк. γνεται) женою? Ибо все [ибо] семеро имели ее женою. б. Ответ Иисуса Христа. Ответствуя (=в ответ на то) сказал им [Иисус]: заблуждаетесь, – не от того ли вы заблуждаетесь, – не зная (=что не знаете) Писаний, ни силы Божией? Ибо в воскресении – [Ибо] когда из мертвых воскреснут – (—35—) не женятся, и не выходят за муж (οτε Мф. εκγαμξονται, Мк. γαμσκονται); Чада века сего женятся и выходят за муж. А сподобившиеся улучить тот век и воскресение из мертвых, (—30—) (—25—) ни женятся, ни за муж не выходят (οτε εκγαμσκονται); суть (=живут) как Ангелы на небесах, – как Ангелы Божие на небеси [суть]. Ибо и умирать уже не могут: ибо они подобны Ангелам, и суть сыны Божие, став сынами воскресения. в. Подтверждение воскресения. А о мертвых [же], воскресают мертвые, – о воскресении [же] мертвых, не читали ли вы в книге Моисеевой, что сказано (τ ρηζν) вам от Бога, говорящего при купине, – и Моисей показал при купине (=говоря о купине), когда он называет (ς λγει) Господа Богом Авраамовым, и Богом Исааковым, и Богом Иаковлевым, – как (ς) сказал ему Бог, говоря: Бог же не есть [Не есть Бог] мертвых, но живых. Ибо у Него все живы. И так вы весьма заблуждаетесь. г. Согласие книжников, и удивление народа. На сие некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты правильно говоришь. И слышав народ, дивился учению Его. 3. Первая Заповедь. а. Вопрос Законника. Фарисеи же, услышав, что Он привел в молчание Саддукеев, собрались вместе. приступив один из книжников, [спросил] один из них, законник, – слышавший их спорящих, и видев, что Иисус хорошо ему ответствовал, (—35—) спросил Его, искушая Его и говоря: Учитель! какая первая из всех заповедей? какая наибольшая заповедь в законе?

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

И увидел народ (ο χλος), их (Иисуса Христа и Апостолов) отправляющихся (=как они отправлялись); и многие узнали Его; и пешие из всех городов бежали туда, и пришли прежде их, и собрались к Нему. д. Возшествие с учениками на гору. И вышедши (на берег), взошел [же] Иисус на гору, и там оставался с учениками своими. е. Время описываемого происшествия. Приближалась же Пасха, праздник Иудейский (третья во время общественного служения Иисуса Христа). ж. Учение к народу и исцеления. Увидел множество народа; и сжалился над ними, потому что они были как овцы без пастыря; приняв их, начал учить их много, – беседовал с ними о царствии Божием, и требовавших исцеления исцелял, – и исцелил больных их. 3. Насыщение народа 5-ю хлебами. а. Предложение Апостолов отпустить народ. И как довольно уже прошло времени (κα δη ρας πολλς γενομνης), – день [же] начал склоняться к вечеру (κλνειν), – под вечер [же], (ψας δ γενομνης) приступили [приступив] ученики Его, – двенадцать (учеников), говоря, – [говорят, что] сказали Ему: место здесь пустое, а время уже позднее (πολλ), – прошло (παρλθεν); отпусти народ (Мф.τος χλους, Лк.τν χλον) чтоб они, отшедши в окрестные (κκλ) селения (τς κμας) окрестные деревни (τος γρος) остановились (ночевать) (καταλσωσιν), и нашли пищу (πισιτισμν) и купили себе пищи (βρματα) хлеба; ибо им нечего есть; потому что здесь мы в пустом месте. б. Желание Иисуса Христа насытить народ. α. Ответ ученикам на их предложение. Он же ( δ) Иисус, ответствуя, сказал им [сказал же к ним] не имеют нужды (=не нужно им) идти; дайте вы им есть. β. Вопрос Апостолу Филиппу. (Тут) Иисус, возведши очи, и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? Говорил же сие, испытывая его: ибо Сам знал, что хотел сделать. γ. Ответ Филиппа. Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу. δ. Такие-же слова и прочих учеников. И говорят Ему: отойти разве нам, купить динариев на двести хлеба, чтобы дать им есть?

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

И что еще? Когда, за тем, вышел Он из храма, и, прямо против него сев с избранными учениками на горе Елеонской, – предсказал им разрушение этого иерусалимского храма, и самого Иерусалима, и всего видимого мира, – объявил, что после всего этого «проповедано будет Евангелие царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» ( Мф. 24:14 . Мк. 13:10 ), и все Свои предсказания заключил изображением второго Своего пришествия и страшного суда: то вспомните, с какими в том изображении словами Он, Господь всесильный, как Царь, восседящий на престоле славы Своей, окруженный всеми святыми Ангелами, и всеми народами, – обращается к тем, которых поставил по правую Свою сторону, благословенным Отца Его, призываемым к наследию царства Его? «Я алкал, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня!“... Кого как громом поражает гневный Его глас: «идите от Мене, проклятии»? ... Тех, которые в жизни своей не совершили дел милости, – не оказали призрения нищим, нуждающимся, – Его меньшим братьям, – и в лице их – Ему самому ( Мф. 25:31–46 )! И все это было говорено не далее, как за день, – а может быть и в тот самый день, которого вечер провел Господь в доме Симона прокаженного. И бысть, егда сконча Иисус вся словеса сия, рече учеником Своим: весте, яко по двою дню Пасха будет, и Сын человеческий предан будет на пропятие ( Мф. 26:1,2 ). Что же удивительного, если это последнее предсказание далеко не так сильно действовало на них, как пред сим только слышанное учение о важности дел милосердия, и что после этого-то особенно они даже с негодованием смотрели на излияние драгоценного мира, которого ценой можно было, по рассчислению предателя, призреть множество нищих? Теперь представим себе, что должна была испытывать жена, помазавшая Господа, при таком воззрении учеников на дело ее искреннего усердия и беспредельной любви к Нему? – Негодование учеников не могло не привести ее в крайнее смущение, хотя, она, как мы уже заметили, без всякого сомнения, не менее Марии, сестры Лазаревой, сознавала и чистоту своих побуждений, и уместность своего усердия. О если бы она могла пред всеми излить свою душу! Если б она могла выразить, из какой бездны греха, как бы из пропастей ада, извлек ее Господь! – Но такое поведание пред людьми, негодующими на нее, об исцеленных Господом смертельных язвах ее совести, – не успокоило бы ее смущения, а еще более заставило бы ее краснеть от стыда пред всеми. Только Тот, Кто, – как она слышала, и как веровала всем сердцем, – пришел взыскать и спасти погибшее ( Мф. 18:11 ), и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф. 20:28 ), в полной мере постигает и прежнее и настоящее состояние ее души, и – не отринет этого последнего ее приношения...

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Ибо где будет труп, там соберутся и орлы. (См. § б. Знамения в природе. И будут знамения в солнце, и в луне, и в звездах, и на земле уныние народов и недоумение; и море возшумит и возмутится. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий грядущих на вселенную. И вдруг, в те дни, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды небесные будут спадать – спадут с неба; силы небесные (Мф. и Лк. των ορανων, Мк. α ν τος ορανοις) поколеблются. в. Знамение Иисуса Христа, и явление Его самого. И тогда явится знамение Сына человеческого на небеси; и тогда восплачутся все племена земные, и узрят Сына человеческого, грядущего на облаках (πι των νεφελων) небесных в облаках (ν νεφλαις) в облаке (ν νεφλη) с силою великою и славою великою. г. Трубный глас. пошлет Ангелов своих, с громким трубным гласом; и соберет – и соберут избранных Его от четырех ветров, от края (κρου) земли, до края неба, от края (κρων, краев) небес, до края их. д. Радость верных при наступлении суда. Когда же начнет сие сбываться; тогда восклонитесь, и поднимете головы ваши; ибо приближается избавление ваше. е. Притча о близости последних времен. И сказал им притчу: Возьмите пример со смоковницы: когда ветвь ее уже становится мягкою, [и листья пускает] [мягкою становится], и пускает листья, – посмотрите (не только) на смоковницу, (но) и на все деревья: когда они уже распускаются; то видя сие, сами знаете, что уже близко лето [есть]. Так и вы, когда увидите увидите сбывающимся; знайте, что близко, при дверях царствие Божие. Истинно говорю вам, (—34—) не прейдет род сей, как (Мф. и Лк. ως ν, Мк. μχρις ο) все сие сбудется. ж. Непреложность предсказания, и неизвестность сего часа. Небо и земля прейдут; но слова Мои не прейдут. О дне же том, и (—32—) часе, никто не знает, ни Ангелы небесные на небеси, ни Сын, а только Отец Мой един. з. Нечаянность наступления последних времен. ( 17: 26) Но как было во дни Ноевы, так будет и в пришествие Сына человеческого. Ибо как во дни пред потопом, ели, пили, женились и отдавали за муж, до дня, в который вошел Ной в ковчег;

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Иуда (Мф.) Искариотский, [один из двенадцати] пошел к первосвященникам, чтобы предать Его им; И [пошедши, πελθων] говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Сказал: что вы дадите мне? и я вам предам Его. б. Подкуп предателя. Они [же], услышав, обрадовались, и согласились, и обещали дать ему денег: они [же] предложили ему тридцать сребреников. И он обещался; с того времени, удобного случая (εκαιραν), [чтобы] [как бы] [при удобном случае, εκαρως] предать (παραδψ), – предать (τον παραδοναι) Его им, тайно от народа. 3. Приготовление Пасхи. а. Вопрос, где приготовить Пасху. Настал [же] день опресноков: в первый опресночный, в который должно было закалать пасхального агнца, – когда пасхального агнца (и) закалали, – приступили ученики к Иисусу, говоря, – говорят Ему ученики Его: где велишь (πο θλεις) пойти (πελθντες) нам, приготовить (τοιμσωμεν) есть (Мф. φαγεν, Мк. να φγης) Пасху? посылает (Иисус Христос) двух их учеников своих, – послал Петра, и Иоанна, сказав: подите, приготовьте нам есть Пасху. Они же сказали Ему: где велишь нам приготовить? б. Чудесное указание горницы для Пасхальной вечери. Он [же]сказал [и говорить] подите в город к такому-то; вот, когда войдете вы в город, встретится (Мк. παντσει, Лк. συναντσει) с вами человек, несущий в кувшине воду; подите за ним в дом, в который входит; куда он войдет; скажите (Мф. и Мк. επατε, Лк. ρειτε) хозяину дома того: Учитель говорит тебе [Учитель]: время Мое близко; у тебя совершу Пасху с учениками Моими. Где горница, в которой бы Мне есть Пасху с учениками Моими? И он (Мк. κα ατος, Лк. κακενος) вам покажет горницу большую, убранную, готовую: там приготовьте в. Приготовление Пасхи. И поступили ученики так, как повелел им Иисус: И пошли ученики Его, и [отшедши же], пришли в город, и нашли, как сказал (Мк. επεν, Лк. ερηκεν) им, и приготовили Пасху. Читать далее Источник: Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия в хронологическом порядке, с картою Палестины и другими приложениями, как пособие к основательному изучению евангельской истории/Сост. законоучителем Имп. С.-Петерб. Николаев. сирот. ин-та и Александрин. сирот. дома, свящ. м. б. Василием Гречулевичем. Ч. 1-2. В 3-х том. - Санкт-Петербург : тип. Пряца, 1859-1860./Ч.1. - 1859. - XXXII, 518, 127 с., 2 л. ил.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

к своим, и расскажи что сотворил тебе Господь и как помиловал тебя. 10. Проповедь исцелевшего. Он пошел, и начал проповедовать, и проповедовал по всему городу, – (и далее) в Десятиградии, что сотворил ему Иисус; и все дивились. 1. Возвращение Иисуса Христа в Капернаум. Тогда (по исцелении бесноватых Гадаринцев, Иисус Христос) вошедши в лодку, переправился обратно (из страны Гадаринской); Когда же возвратился Иисус, и когда [Иисус] опять переправился в лодке на ту сторону: то собралось к Нему множество народа; и народ принял Его с радостью; потому что все ожидали Его. И прибыл Он в свой город, – 1. Возвращение Иисуса Христа в Капернаум. по времени опять пришел в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что и за дверьми не было места. 2. Принесение к нему расслабленного. [В один день] Он учил, и говорил им слово. И сидели тут Фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилейских и Иудейских и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении их [больных]. пришли к Нему некоторые, [неся] принесли к Нему на одре человека, бывшего в расслаблении, – расслабленного, на одре (πι κλνης) лежащего, которого несли четверо, и искали средства внести его в дом, и положили пред Иисусом. И, не могши дойти до Него, и не нашедши где пронести его (больного), за многолюдством, взлезли на верх дома, раскрыли кровлю дома, где Он (Спаситель) находился; и проломав, [и] сквозь кровлю, спустили одр (χαλσι τν κρβαττον), на котором лежал расслабленный, – спустили его (расслабленного) с одром (καθκαν ατν σν τ κλινιδ) на середину пред Иисуса. 3. Прощение грехов расслабленному. увидев веру их, [говорит] сказал расслабленному: человек! дерзай, прощаются тебе грехи твои. 4. Злые помышления книжников и Фарисеев. Сидели [же] тут некоторые из книжников, вот некоторые из книжников, книжники и Фарисеи начали рассуждать и помышляли в сердцах своих, [говоря], сказали про себя: что Он так богохульствует? кто это, который так богохульствует? Кто может отпускать грехи, кроме единого Бога?

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Как трудно имеющим богатство войти в царствие Божие. ж. Изъяснение и подтверждение слова о богатых. Ученики же ужаснулись от слов Его. Но Иисус, продолжая речь, опять говорит им: дети, как трудно надеющимся на богатство войти в царствие Божие! И еще скажу вам: удобнее верблюду сквозь игольные уши (Мф. δι τρυπματος, Мк. δι της τρυμαλιας της ραφιδος, Лк. δι τρυμαλιας ραφιδος) [войти] пройти, нежели богатому войти в царствие Божие. услышав [же] то, ученики (Его) чрезвычайно изумлялись [весьма], говоря друг другу, – (и) сказали [же] слышавшие: же (ρα) может спастися? [Он же] Воззрев [же] на них, [говорит] сказал человекам невозможно [есть], но не Богу, Богу же все возможно; Ибо все невозможное человекам возможно Богу. 3. Учение о воздаянии в будущей жизни оставившим здесь все для Христа. а. Вопрос Ап. Петра о предопределении Апостолов. Тогда ответствуя, говорить, (и) сказал [Петр]: вот мы оставили все, и последовали за Тобою; что же нам будет? б. Обетование Апостолам двенадцати престолов. [Он же], ответствуя, сказал им (Апостолам): истинно говорю вам, вы последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын человеческий на престол славы своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых. в. Обетование воздаяния и жизни вечной последователям Христовым. И всякой, кто бы оставил (=кто оставит) нет никого, кто бы оставил дом, [домы] [или родителей] или братьев, (—29—) или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, – ради Меня и Евангелия, – для царствия Божия, и не получил бы (Мк. ν μ λβη, Лк. ος ο μ πολβη) во время сие, много раз более, во сто крат более, домов, и братьев, и сестр, и отцев, и матерей, и детей, и земель, (ныне – и) при гонениях (μετ δγμων) а в веке будущий, (не получил бы) жизни вечной, – получит во сто крат, и жизнь вечную наследует. г. Общее внушение смиренномудрия. Многие же первые будут последними; и последние первыми. 4. Притча о деятелях в винограднике, получивших равную награду. А. Содержание притчи. а. Наем работников в разные часы дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

«Можно ли, – думала она, по прекрасному выражению ее мыслей автором «Последних дней земной жизни Иисуса Христа, – можно ли назвать тратой почесть, оказанную Тому, кто воскресил Лазаря? Все благоухания Ливана ничтожны в сравнении с Его благодеянием. 499 Посему-то и Господь не нашел нужным успокоивать Марию, как бы смущенную, хотя и защитил ее от нарекания Иуды за излишне будто бы сделанную ею трату мира. Он только сказал: «оставьте 500 ее; она сберегла 501 это на день погребения Моего; ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» ( Ин. 12:7,8 ); но не присовокупил к сему тех слов, какие сказал впоследствии при подобном защищении другой жены, против которой было высказано негодование, уже кроме Иуды – другими учениками. Настоящим ответом Господь больше всего снимает личину с того человека, который, тая в сердце смертоносный недуг сребролюбия, и по этой причине жалея о мире, выразил притворную заботу о нищих, как будто бы Мария, в избытке своего усердия к Господу, совсем забыла о них. «Между тем Иуда, – говорит святитель Златоуст, – под предлогом благочестия, ее укорил (за это). Что же Христос? Почему Он не обличил ученика за эту жену, и не сказал того, что сказал Евангелист, то есть, что Иуда укорил ее потому, что был тать? – Он хотел тронуть его великим долготерпением. А что Он знал, что Иуда – предатель, (видно из того, что) Он прежде неоднократно обличал его, говоря: «не все веруют, и: один из вас диавол есть ( Ин. 6:64,70 ). Этим Он показал, что знает его, как предателя, но не обличил его открыто, а оказал ему снисхождение, желая отвратить его (от такого дела)... Поэтому Он не обличал его в краже, дабы тем обуздать его злое пожелание, и отнять у него всякое оправдание. Не дейте ея, говорит, потому что она сделала это для Моего погребения ( Ин. 12:7 ). Сказав о погребении, опять сделал намек на предателя. Но его не трогает это обличение, не смягчают эти слова, хотя они и могли возбудить сострадание. Как бы так Он говорил: «Я неприятен (тебе) и тягостен? Но подожди немного, и Я отойду.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Мы не менее первых учениц Христовых получили и получаем благодеяний от небесного Врача душ и телес наших. Не будем же неблагодарны! Не отступим от Христа никогда и ни в чём. Он и ныне ходит с нами, хотя и не так видимо, как во дни плоти своей. Он и теперь ведёт нас своими путями, которые нашему плотскому человеку столь противны и которые нашей недальновидности часто представляются столь непонятными. Будем же идти Его путём, если только мы желаем следовать за Ним, идти неуклонно, невзирая ни на какие обольщения и искушения мира и нашего самолюбия! Пребудем Ему верны до смерти! Не лишены мы, христиане, и блаженной возможности служить Господу от имений своих, по подражанию св. мироносицам: Господь всегда имеет множество меньших братий своих и сестёр бедных, алчущих, не имеющих покрова или пристанища. Не забудем же, что всё, что бы мы ни сделали для этих сродников Господних, жертвуя в их пользу нашими избытками, искусствами и трудами, Господь примет точно так, как бы мы помогли тем Ему самому, по неложному слову Его: Аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих менших, Мне сотвористе ( Мф. 25:40 )! Тем более, возлюбленные соученики и соученицы Господа Иисуса Христа, мы можем и должны по подражанию празднуемым ныне первым ученицам Его, избравшим благую часть слушания слова Божия из Его пречистых уст, находить и своё блаженство в том же божественном слове. И это для нас тем удобнее, что уничижённый зрак раба, в котором Сын Божий благоволил явиться людям, уже не есть более камень преткновения для нас, верующих. Мы видели, и все народы в продолжение стольких веков уже увидели славу Его, славу, яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины ( Ин. 1:14 )! Если же мы не видим теперь Иисуса Христа во плоти и не слышим Его лично, то не забудем, что хотя в этом отношении действительно блаженны очи видевшие и уши слышавшие Его, но, по словам самого же Спасителя, не менее также блажени не видевшии, и веровавше ( Ин. 20:29 )! Наконец мы можем и должны, по подражанию равноапостольным мироносицам, подвизаться и в распространении славы Христовой, в благовествовании Его величия пред всеми людьми, хотя и не в таком виде. И в самом скромном убежище, под мирным кровом семейным могут исполнять и на самом деле исполняют эту священную обязанность те, которые наставляют и просвещают в страхе Божием, в духе веры и любви к Спасителю своих детей и домочадцев, назидают их словом и примером своей благочестивой жизни и таким образом возвращают членов таинственного тела Христова, приготовляют их к служению Церкви и отечеству. Верно исполняющие эту обязанность будут не менее блаженны, как и первые ученицы Господа, равноапостольные жёны-мироносицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010