Раздел 4. Рецензии и библиография Новая литература по ставрографии и связанными с нею вопросами за 2000 год на русском языке (начало) Православная литература Епископ Могилевский Виталий (Гречулевич) . Радуйся, живоносный Кресте! Размышления о Честном Кресте Господнем: Что есть Крест Христов? Чем должен быть Крест для христианина? – М.: изд-во им. Святителя Игнатия Ставропольского, 2000. – 48 с. Тираж 8 000 экз. Брошюра представляет собой переиздание книги, вышедшей в Санкт-Петербурге в 1845 году. Жаль, что текст не дополнен биографической и библиографической справками об авторе. Василий Васильевич Гречулевич (1822–1885) – православный писатель XIX в. Сын известного проповедника и украинского духовного писателя, протоиерея Каменец-Подольской епархии Василия Яковлевича Гречулевича (1791–1870). Сам, будучи протоиереем, вел активную преподавательскую (законоучитель ряда учебных заведений, в том числе, Смольного института) и издательскую деятельность. В том числе, был основателем (1860-е гг.) и, почти двадцать лет, издателем духовного журнала «Странник». Овдовев, вышел в монахи. С 1880 г. – епископ Острожский, с 1882 г. – Могилевский. Составитель таких книг, как «Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия» (1859; 1866); «Указатель церковных чтений из книг Нового и Ветхого Завета» (1853; 1866); «Христианские рассуждения и размышления» (2-е изд. 1873 г.). Православное учение о Кресте Господнем. Составитель Олег Шведов. – М.: Русская историко-филологическая школа «Слово», 2000. – 40 с. Тираж не указан. Брошюра включает в себя переиздание двух статей из «Журнала Московской Патриархии»: «Крест: знак и значение» В. Иванова (ЖМП, 1973 г., 1; в сокращении) и «Спасительное дело Христа на кресте и в Воскресении» Архиепископа Брюссельского Василия (Кривошеина) (ЖМП, 1973, «Публикация рассчитана на учеников старших классов православных школ, но может быть использована всеми, кто интересуется смыслом понятий «Крест», «искупление», «спасение», «воскресение» и т. п.» (так в аннотации. – сост.). За исключением этой оговорки, происшедшей по издательской инерции, брошюра может быть рекомендована в качестве общедоступного введения в православное учение о Крестной Жертве Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Вечерня, как обыкновенно, начинается «предначинательным псалмом. 312 Но какое глубокое значение получает здесь этот псалом, – как мудро, в настоящие минуты воссоздания крестом всей твари и человека, возводит он наши мысли к первозданию мира и человека, силой и действием того же Слова Божия, которое ныне скончавается в крестных муках!.. Слышится затем умоляющий вопль падшего человека: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя!“ ( Пс. 140:1 ) И как бы в ответ на этот вопль, ответ, ожиданный веками, раздаются, вслед за сим, плачевные песни, изображающие неизреченные страдания Божественного Примирителя и посредника между Богом и человеком. «Стихи псалма, или припевы, и «стихиры» – в настоящем случае удивительно сходятся между собой. Так например, припев: «аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит?“ ( Пс. 129:3 ) – И следует стихира, изображающая, как за грехи людей Сам единородный Сын Божий страдал до того, что «вся тварь изменялась от страха. Припев: «имене ради Твоего потерпех Тя, Господи! ( Пс. 129:4 ) И в ответ – та же стихира, оканчивающаяся воззванием: «вся волею, нас ради, претерпевый, Господи, слава Тебе. – Припев: «от стражи утренния – да уповает Израиль на Господа ( Пс. 129:6 ) И в ответ – разительное изображение крайней неблагодарности ветхого Израиля к своему Избавителю. «Людие злочестивые и беззаконные поучаются тщетным... Почто Живота всех на смерть осудили?.. Да уповает же на Господа новый Израиль! Да уповают на Него и ветхозаветные чада Израиля, которые сошли «в преисподняя земли, с верой в грядущего Искупителя: вот «на древо возносится Человеколюбец, да свободит сущих во аде узников! и прочее – Глас, или напев этих стихир неоднократно изменяется, как бы для большего соответствия порывам чувств, обращающихся – то к ужасу всей твари, состраждущей своему Зиждителю и Господу, то к виновникам распятия Его, воздавшим Ему за величайшие, небесные благодеяния адской злобой, то к раздирающим душу, «болезненным стенаниям из глубины Пречистой Матери Сына Божия, стоящей при кресте Его, то к подробнейшему описанию неописанных страданий Богочеловека!.. Вот износится служителями алтаря и святое евангелие, как образ Спасителя, несущего Свой крест на Голгофу! И как многознаменательна здесь песнь, оканчивающая первую часть вечерни: «Свете тихий святыя славы, – пришедше на запад солнца, – поем Тебя, живот даяй!...“

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Изображение Богоявления Господня и воскресения Христова Из многих событий земной жизни Христа Спасителя, менее других правильно изображаются некоторыми художниками Богоявление Господне и Воскресение Христово. Считаем не лишним сказать несколько слов о каждом из этих событий относительно того момента, который, по нашему мнению, лучше всего избирать для художественного изображения. I. Богоявлением Господним именуется в православной Церкви крещение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа от Иоанна в Иордане, и называется так потому, что при этом событии впервые, всенародно, явлено миру Божество Искупителя и вместе – Троическое поклонение, или таинство Пресвятой, достопокланяемой Троицы. Родителев бо глас Бога Отца свидетельствовал о Христе Господе, что Он Его возлюбленный Сын – Сын Божий, и Дух Святой, в виде голубине, ( Мф. 3:16,17 ) подтверждал свидетельство дивным сошествием Своим на Крещаемого, которое тем более было поразительно, что происходило, по преданию, в ночное время. Обстоятельства крещения Господня всем известны из Евангельской истории. Притом они поясняются священными песнопениями на Богоявление Господне. После этого, казалось бы, православным художникам или иконописцам весьма нетрудно понять, каким образом такое важное евангельское событие изображать правильно. Однако же, подражание западным образцам очень нередко вовлекает их в значительную погрешность. Именно, многие представляют Иисуса Христа по колена, и еще ниже колен, в воде, а Иоанна Предтечу – обливающим Его из какого-нибудь сосуда, или из раковины, или еще из горсти. Можно утвердительно сказать, что таким способом – чрез обливание – святой Иоанн Креститель не только Христа Спасителя, но и никого из людей не крестил. Иначе, для чего бы ему было совершать это знаменательное священнодействие именно там, где было много воды ( Ин. 3:23 )? Да и самое слово «крещение» βαπτσις означает такое омытие в воде, которое совершается чрез погружение. Погружения ради, поет святая Церковь о таинстве крещения, иже к Богу наш восход бывает. 314 Сам Христос восхотел, по разумению Церкви, обнажитися яве, и одеятися яко ризою водами, обнажение одевая всех – обнажшихся, змия советом сопротивным. 315

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Иисус Христа на суде Каиафы и Пилата (рассуждение) Во смирении Его суд Его взятся ( Ис. 53:8 ) Егда предстал еси Каиафе, Боже, и предался еси Пилату, Судие, небесныя силы от страха поколебашася (Вел. пят., антиф. 12). Беспримерный в летописях мира суд был тот, который совершился при Понтии Пилате, по навету иудеев, и по преднаречению Божию, над самим Судиею живых и мертвых, Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Это одно из тех величайших событий, о которых, по настоятельному увещанию св. Златоуста, „мы должны читать Писание как можно чаще, и слушать со всем вниманием, и начертывать на нашем сердце. 36 Православная Церковь Христова и в составе повседневного богослужения назначает нам даже особенные часы для благочестивого размышления об этом необычайном происшествии; так, например, заповедует: „в совершении первого часа благоговейно да размышляем, как Спаситель наш в первый час дня веден был от Каиафы к Пилату, и как тамо всего мира Судия от беззаконных архиереев оболган, и от неправедного судии осужден был. 37 Нет сомнения, что всякий здравомыслящий человек-христианин, при одном чтении простого евангельского повествования о суде над Иисусом Христом, не может не повторить, с глубоким чувством, того, что сказал святой Апостол: аще быша разумели виновники осуждения Иисуса Христа, не быша Господа славы распяли ( 1Кор. 2:8 ); не может не признать, во глубине души, той истины, что именно одно только крайнее нечестие, или одно ослепление ожесточенной злобы со стороны беззаконных судей, было причиною столь несправедливого суда и осуждения, какому подвержен был Господь Иисус. Несмотря на то, и беззаконные судьи, побуждаемые неотразимой силой нравственного закона, начертанного Богом на скрижалях нашего сердца, усиливались всеми возможными мерами придать своим действиям вид законности: мы закон имамы, вопияли они, и по закону нашему должен есть умрети ( Ин. 19:7 ). Но имели ли, в самом деле, иудеи законное основание осудить Иисуса Христа на смерть, и выдерживало ли это чрезвычайное событие форму законности даже в судебном отношении? Вот вопрос, представляющийся нам весьма интересным и стоящий подробного исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О воцерковлении 12 И егда исполнишася дние очищения Ею, по закону Моисеову, вознесоста Отроча Иисуса во Иерусалим, поставити Его пред Господем ( Лк. 2:23,24 ). Богоматерь, чистейшая солнечного света, без сомнения, не имела нужды в очищении, определенном для обыкновенных матерей. Первенец Приснодевы Марии, рожденный прежде веков от Отца безначального, не подлежал закону о поставлении пред Господом первенцев израильских. Нет, это не есть обыкновенное „очищение или посвящение Богу первенца: таинственный серафимский Угль, очистивший древле пророка Божия, приносится ныне славнейшею Серафимов, Богородицею 13 , как бы для предварительного поставления пред Господом в очистительную жертву за грехи людей, – прежде чем принесется Сам Он в жертву непорочную за мир, на жертвеннике крестном! Что же значит убогая жертва, приносимая св. Обручником Пресвятой Девы, Иосифом, от лица Младенца Иисуса? „Супруг горличищ по гласу св. Церкви, „образует нескверную Церковь Иудейскую „и от язычников новоизбранных людей, имеющих соделаться достоянием Христа Спаса; „два голубиных птенца“ служат здесь как бы видимым знамением того, что Младенец Иисус есть „Начальник ветхого же и нового завета 14 которого, „как супруг горлиц или двоица птенцов голубиных, сретают в иерусалимском храме „божественный старец, удостоившийся принять в свои объятья Свободителя душ наших, и целомудренная и преподобная Анна пророчица, священнолепно проповедающая всем Владыку Господа! 15 Братья христиане! Как отрадно, как утешительно вспомнить нам ныне, что вся эта многознаменательная тайна сретения Господня повторяется, некоторым образом, в жизни каждого из нас! И наши матери, по примеру Пресвятой Богородицы (какая высокая честь для матери христианки!), в сороковой день по рождении, приходят в церковь для принятия очищения, и особенно для того, чтобы, по выражению св. Кирилла Иерусалимского 16 , „посвятить в дар Господу, как две горлицы, душу и тело своего детища. Служитель алтаря Господня, подобно праведному Симеону, носившему на своих объятьях Божественного Младенца Иисуса, принимает на свои руки всякого четыредесятодневного младенца, „принесенного в церковь – „явитися всех Творцу и Владыке всесильному, поставляет его пред Господом и благословляет Бога молитвой Богоприимца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О Евангельских женах, помазавших Христа Спасителя миром (исследование) Среди общественного служения роду человческому, и в последние дни Своей земной жизни, Господь наш Иисус Христос был помазан миром, по благочестивому усердию евангельских жен. Об этом находим повествование у всех четырех Евангелистов. Но у каждого из них событие помазания Христа Спасителя миром изображается то сходными, то различными между собой чертами. Отсюда у древних и новейших толкователей святого Писания возникли разные предположения о том: где, у кого, кем и сколько раз совершено было помазание Господа? В западной литературе в разрешение этого вопроса написаны целые томы. 424 У нас, по крайней мере, всякому любителю духовного просвещения должно быть известно, что в разрешении вопроса, кем совершено помазание Господа Иисуса Христа, вообще западная Церковь разногласит с восточной. Относительно же вопроса, сколько раз совершено было помазание, замечается в нашей отечественной духовной литературе та особенность, что иначе решается этот вопрос составителями евангельской истории, и иначе – толкователями православного богослужения. Но, прежде нежели покажем, в чем состоят и на сколько основательны различные мнения о рассматриваемом предмете, обратимся к первоначальному источнику его – святому четвероевангелию, и посмотрим, в какой последовательности событий и в каких именно чертах излагается этот предмет у каждого из четырех Евангелистов. Святой евангелист Матфей, после изложения пророчественной беседы Иисуса Христа, произнесенной через три дня после входа Его в Иерусалим, на горе Елеонской – о разрушении Иерусалима, кончине мира и страшном суде ( Мф. 24; 25 ), говорит: «Когда окончил Иисус все слова сии, то сказал ученикам Своим: вы знаете, что чрез два дня будет Пасха, и Сын человеческий предан будет на распятие“ ( Мф. 26:1–2 ). " Тогда, – продолжает Евангелист, – тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы; и положили в совете взять Иисуса хитростью, и убить. Но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе» ( Мф. 26:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О заслугах святых Отцов, как вселенских учителей святой веры 323 Препрославлен еси Христе Боже наш, светила на земли отцы наши основавый, и теми ко истинней вере вся ны наставивый: Многоблагоутробне, слава Тебе!(тропарь отцов). Когда солнце, озарив сиянием своим весь видимый мир и совершив дневное течение свое, скрывается от наших взоров: тогда на тверди небесной появляется множество звезд, которые светом, заимствованным от того же светила, разгоняют мрак, окружающий нас. Подобно сему, когда Солнце правды, Христос, истинный Бог наш, исполнив всю вселенную пресветлым торжеством своего живоносного воскресения, – вознесся во славе на небеса, в виду учеников, и облак подъят Его от очию их ( Деян. 1:9 ), то на тверди церковной духовному взору верующих является ныне, для прославления, целый сонм святых отцов, которые, яко богосветлые светила, от запада, и севера, и моря, и востока стеклись некогда во град Никею, чтобы светом истинного Христова учения и веры апостольской разогнать тьму нечестия, распространявшуюся повсюду от лжеучителя Ария. Братья-христиане! Сии-то святые отцы, в числе 318-ти, составившие Никейский, 1-й Вселенский собор, в 825 году, по Рождеству Христову, по единодушному согласию, сложили из слов Божественного писания, тот символ веры , который мы повторяем ежедневно, – тот символ, доконченный на Константинопольском, 2-м Вселенском соборе, – который искони служил и всегда будет служить для всех православных христиан, всякого возраста и пола, истинным зерцалом веры и неизменным правилом ее. Но не в этом только отношении святые отцы суть наши наставники в истинной вере: от самых времен апостольских, с самаго начала христианства, и во времена тягчайших гонений, и среди полного торжества и благоустроения Церкви Христовой, и во все времена, они, яко истинные светила на земле, действительно являются вселенскими учителями: 1) как верные приемники и хранители апостольского учения, передававшие это Божественное учение из рода в род, и словом, и писанием, – всегда готовые запечатлеть истину его своей кровью; 2) как представители Церкви вселенской на святых вселенских соборах, своим единодушным согласием утверждавшие несомненную достоверность истин веры и святость правил церковных; и наконец, 3) как учредители и составители всего чина богослужения, которым истины веры, посредством песнопений и молитвословий общественных и домашних, делаются поистине достоянием народным всех и каждого.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О несвоевременном удалении из храма 342 «Попросите взаимно друг друга стоять так же, как стояли; а если кто двинется с своего места, постарайтесь удержать его». Так говорил в свое время святитель Иоанн Златоуст против тех, которые уходят из церкви прежде окончания Божественной литургии. Благочестивые слушатели! Вы, конечно, не удивитесь началу нашего слова, если обратите внимание на то, что обыкновенно происходит в этом святом храме в минуты, подобные настоящим. Лишь только проповедник восходит на кафедру, иные стараются подойти к ней поближе, но другие спешат в то же время уйти из дома Божия, вовсе не думая ни о том, что бывают причиной немалого смущения церковного, и особенно – смущения провозвестников слова Божия, которые именно ради их предприняли труд и пришли сюда, быть может, издалека, ни о том, какую потерю и какой вред причиняют они себе самим столь несвоевременным удалением из святилища. Приглашаем всех поразмыслить об этом, чтобы тем усерднее употребить свое содействие к вразумлению согрешающих братий. «Царствие небесное подобно царю, который сделал брачный пир для сына своего. И послал рабов своих, звать званных на брачный пир; и не захотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званным: вот, я приготовил обед мой; тельцы мои, и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они пренебрегли то; пошли – кто на поле свое, а кто на торговлю свою. Прочие же, схватив рабов его, оскорбили, и убили их ( Мф. 22:2–6 )“. Что постигло или постигнет тех презрителей и злодеев, и какой участи подверглись или подвергнутся те, которые были в числе многих званных, но не оказались в малом числе избранных, – вам должно быть, братья, очень известно; потому что всю эту притчу вы слышали в ныне прочитанном Евангелии. Нужно ли объяснять вам, братья, что царь, посылающий рабов своих звать званных на брачный пир сына своего, есть не другой кто, как сам Царь Небесный, всесильный Господь неба и земли, премудрый наш Создатель и всеблагой Промыслитель; что Он-то древле посылал Пророков, потом Апостолов, и преемников служения апостольского, пастырей и проповедников слова Божия, и сих последних будет посылать до скончания века – звать званных в благодатное и славное царство единородного Сына Своего, который, как Жених с невестой, сочетавшись с Церковью, всем верующим предлагает – как на брачном пиру – обилие благодатных даров на земле, и вечную славу на небесах? – Это истины весьма понятные для всякого православного христианина. Но вот о чем позвольте спросить вас: к какого рода званным причислить нам себя? Вопрос чрезвычайно важный; ибо он касается вечной судьбы нашей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О праздновании воскресных и праздничных дней 344 Шесть дней есть, в няже достоит делати.., а не в день субботний ( Лк. 13:14 ) Не подлежит никакому сомнению, что старейшина сонмища, в котором Спаситель исцелил больную женщину в субботу, отнюдь не по ревности к закону Божию провозглашал о необходимости празднования седьмого дня. Омраченный неверием, он завидовал славе Божественного Чудотворца, и хотел представить Его в глазах народа нарушителем закона. Господь обличил лицемера, изъяснив и словом, и собственным примером, что как верно то, что человек обязан в седьмой день, да и вообще во всякий праздник прекращать все свои житейские дела, кроме дел необходимости, так несомненно и то, что делами благотворения не только не нарушается, а еще более святится покой праздничного дня. Итак, слышанное вами, братья, при сегоднешнем богослужении, святое благовествование внушает нам размыслить о нашей обязанности праздновать дни, нарочито посвященные Богу, и о том, каким образом мы должны их праздновать. 1. Можно быть уверенным, что нет, братья, между вами человека, которому бы не было известно, что наша обязанность праздновать дни, посвященные Богу, основывается на четвертой заповеди Божией. Помни, сказал Бог всему израилю, и всему роду человеческому, помни день субботный (в новой благодати – день воскресный), еже святити его. Шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя; в день же седмый (а к сему, как в Ветхом, так и в Новом Завете, относится и всякий праздник) – суббота (то есть, покой) Господу Богу твоему ( Исх. 20:8–10 ). Это знают все. Но опыт показывает, что многие как будто не знают, или не хотят знать и понимать, что четвертая заповедь Божия требует столь же строгого исполнения, как и всякая другая из святых десяти заповедей Божиих. От сего происходит, что иные, гнушаясь и самой мыслью о том, чтобы, например, что-нибудь украсть, или вообще сделать что-нибудь постыдное, – по-видимому, не считают тяжким грехом похитить для себя время, посвященное Богу, и работать, или заниматься житейскими делами в праздник. Таковым нужно напомнить слова святого апостола Иакова: иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен; то есть: «кто сохранит весь закон, и в одном чем-нибудь согрешит, тот становится виновен во всем. Рекий бо, продолжает апостол Христов, не прелюбы сотвориши, рекл есть, и не убиеши: аще же не прелюбы сотвориши, убиеши же, был еси преступник закона ( Иак. 2:10,11 ). Это потому, что самое благоговение наше к Божественному Законодателю и сердечное убеждение в премудрости и благости непреложных предписаний Его закона – не позволяют нам думать, что которое-нибудь из сих предписаний не имеет особенной важности. Такая нечестивая мысль совершенно не свойственна доброму и богобоязненному христианину. Благочестивый христианин боится навлечь на себя гнев Отца Небесного, каким бы то ни было образом, и самый малый грех считает для себя величайшим несчастием, особенно же грех намеренный и произвольный.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

О том, как утешительно благовестие, о покаянии и близости Царства Небесного 324 Оттоле начат Иисус проповедати, и глаголати: покайтеся, приближися бо царство небесное ( Мф. 4:17 ). Таково начало проповеди Христа Спасителя! Такова, можно сказать, и сущность благовестия Христова! – О, какая бездна любви, премудрости и благости Божией заключается в сем благовестии: покайтеся, приближися бо царство небесное! Это не тот же ли небесный мир на земли, не то же ли благоволение Божие к человекам, о котором благовествовали Ангелы при самом рождении от Пресвятой Девы Спасителя мира, свидетельствованного, при Иордане, от Отца предвечного, что Он есть Сын Его возлюбленный? ( Лк. 2:13,14 ) Так, братья, неисповедимый в судьбах своих Бог, которого беспредельное милосердие равно Его беспредельному правосудию, являет здесь исполнение обетования, данного нашим праотцам, – о избавлении их от греха, проклятья и смерти! Если сам обетованный Спаситель, пришедший в мир, вещает людям: покайтеся, то это значит, что Отец Небесный уже готов примириться с людьми, – даровать душам их вечный и неотъемлемый мир, только бы они обратились к Нему всем сердцем. Если сам Царь благодатного царства благовествует, что Его небесное царство уже приближилось, то, значит, оно действительно весьма близко от всякого, обращающегося с верой и любовью к сему небесному Царю. Что же может быть вожделеннее сего благоволения Божия к человекам, христиане-братья?! Не рай земной, а царство небесное дарует нам Христос Спаситель! По Его божественному уверению, это царство вечного блаженства к нам близко, и до того близко, что всякий из верных последователей Христовых, кто бы он ни был, может войти в него; и для этого ничего больше не требуется, кроме истинного покаяния: покайтеся, приближися бо царство небесное! О, благовестие сладчайшее и превожделенное, душеспасительное и радостотворное для всякого человека, каково бы ни было его звание, а особенно, каково бы ни было его состояние душевное! Размыслим о сем, братья. Много бед породил и порождает грех на земле: трудно исчислить их! Но из безчисленного ряда бедствий, угнетающих род человеческий, укажем хотя на два, встречаемые в сем мире повсюду: нищету, во всех ее видах, и смертоносные болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010