Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 7 самых распространенных вопросов о церковном взгляде на брак 4 мин., 16.05.2016 Правда ли, что Церковь считает невенчанный брак блудом? И дети, которые рождаются в таком сожительстве, являются незаконнорожденными. И вообще, невенчанный брак с точки зрения Церкви — мерзость перед Богом? Нет, это не так. С точки зрения Церкви любой зарегистрированный обществом или государством брак — не грех, а исполнение благословения Божия. Венчание же — это церковное Таинство, которое совершается лишь над вступающими в брак членами Церкви. В социальной концепции Русской Православной Церкви прямо говорится, что Церковь с уважением относится к гражданскому браку (не путать с сожительством), зарегистрированному в государственных органах. А в Определении Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года прямо сказано: «Православная Церковь, настаивая на необходимости церковного брака, с уважением относится к гражданскому браку, а также к такому браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит к православной вере, в соответствии со словами святого апостола Павла: Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим (1 Кор 7:14)». Под гражданским браком здесь подразумевается брак, зарегистрированный государством, а ни в коем случае не ошибочно называемое так сожительство. Как Церковь относится к живущим «гражданским браком»? «Гражданским браком» сегодня принято называть ситуацию, когда, по сути уже находясь в брачных отношениях, люди категорически не желают их регистрировать ни в какой форме. С точки зрения Церкви, такие отношения являются блудным сожительством. А блуд, согласно христианскому вероучению, — один из грехов, отлучающих человека от Бога и Церкви. Поэтому не Церковь отлучает от себя живущих «гражданским браком», а сами люди отпадают от нее, согрешая блудом. Действительно ли половая жизнь у христиан даже в браке считается делом греховным, потому что именно в плотской связи заключался первородный грех, совершенный Адамом и Евой?

http://foma.ru/7-samyih-raspostranenyih-...

Санкт-Петербург. Троицкая Александро-Невская лавра. Церковь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Надвратная церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость В 1783 году архитектор И. Е. Старов разработал проект парадного въезда в монастырь, оформив его в виде круглой площади со стороны Невского проспекта. Границы монастырской территории архитектор подчеркнул зданием надвратной мансардной церкви и каменной полуциркульной оградой. В 1788-1789 гг. по проекту И. Е. Старова были построены два двухэтажных жилых здания (Невский проспект, 177, 190) и примыкающее к ограде с западной стороны площади одноэтажное здание богадельни, которые завершили ансамбль Александро-Невской площади. Строительство надвратной церкви велось под наблюдением архитектора М. Е. Мелентьева в течение 1784-1785 гг., отделочные работы - с осени 1785 года по весну 1786 года. Церковь была освящена 15 июля 1786 года во имя иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " . Указом духовной Консистории 1 июля 1800 года храм стал приходским для мастеровых людей, обслуживающих Лавру, и для петербургских хлебгых промышленников, арендовавших у монастыря хлебные амбары, буяны и пристани по Калашниковской набережной. В 1904 году в церкви во имя Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " указом Синода был открыт первый вне пределов Лифляндии латышский приход. В храме на латышском языке совершались богослужения и требы, а также имелась библиотека книг и периодических изданий. Латышский приход в Скорбященской церкви просуществовал до 1918 года. В 1930-е гг. в надвратном храме размещался районный совет Осоавиахима. После войны в помещении церкви, отреставрированной в 1949-1950 гг., разместилась дирекция Музея городской скульптуры. Скорбященскую церковь официально передали митрополии в апреле 1994 года. В сентябре 1997 года в левом флигеле церкви наместником Назарием была освящена часовня во имя иконы Божией Матери " Всех Скорбящих Радость " . Предстоит воссоздание внутреннего убранства церкви. В храме будут совершаться богослужения и венчания (в монастыре таинство брака не совершается).

http://sobory.ru/article/?object=05274

Скачать epub pdf Введение Христианская традиция, принятая за норму в византийском обществе, отмечена внутренним напряжением в истолковании человеческой сексуальности, семьи и брака. С одной стороны, она – наследник Ветхого Завета, который видит в потомстве человека продолжение его существования. Предки Христа упомянуты в генеалогиях Матфея и Луки, и прославленные пары еврейских патриархов перечислены в молитвах византийского чина брачного венчания. С другой стороны, в Новом Завете, выживание через потомство перестало быть самоцелью, как это было в иудаизме. Бездетная женщина больше не проклята, и еврейский закон левирата, который требовал, чтобы мужчина женился на бездетной вдове умершего брата, чтобы «восстановить семя брата», стал бессмысленным. В беседе с саддукеями об учении о воскресении, Иисус утверждает, что в воскресении «не женятся, не выходят замуж» ( Матф. 22:23–32 ; Марк 12:18–27 ; Лука 20:27–40). Это принуждает апостола Павла отговаривать его корреспондентов жениться и заводить семьи: «Время коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие» ( 1Кор. 7:29 ). Не поняв этого эсхатологического измерения христианства, невозможно понять каноническое законодательство и литургическую традицию, принятую Византийской православной церковью. Все византийские христиане могли выбирать между холостым аскетизмом и женатой жизнью, но в любом случае они были призваны к ожиданию в их жизни эсхатологического Царствия Божия. По крайней мере, так Церковь интерпретировала идеал, к которому каждый христианин должен стремиться. Аскетический идеал безбрачия был принят большинством христианских святых, которые предлагались обществу как образ совершенства и как поразительный контраст сексуальной распущенности, доминирующей в языческом обществе поздней античности. По замечанию Питера Брауна, «идеал девственности, практиковавшейся в равной мере мужчинами и женщинами, обладал моральным и культурным превосходством в христианской церкви.» 1 Аскетическая тенденция, которая существовала в христианстве с новозаветных времен, была усилена «энкратитскими» или «мессалианскими» течениями, возникшими из манихейства и особенно влиятельными в Сирии. Два великих сирийских автора четвертого столетия, Афрахат и св. Ефрем, считали сексуальное воздержание нормой после крещения даже для супружеских пар. 2 Манихейские сообщества существовали и на Западе, а св. Августин считал сексуальный инстинкт (concupiscentia) следствием первородного греха, рассматривая безбрачие намного более желательным состоянием, чем брак.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Сознавая в моей собственной душе все те благожелательные чувства, которые кажется безошибочно я предположил и у всех предстоящих здесь, и по родственному праву заявляя вам, друзья мои, об этих моих чувствах в светлый день вашего брака, я, как совершитель над вами таинства Господня, чувствую еще долг сказать вам слова два об этом великом таинстве. Думаю, что краткое поучение потому для вас будет достаточно, что вы, как люди хорошо учившиеся и благовоспитанные, и без меня довольно понимаете все, что нужна православным чадам церкви знать о сущности и нравственном значении этого таинства. Прислушайтесь к возвышенным и умилительным о вас молитвам церкви, к апостольскому и евангельскому чтениям, – и вы найдете в них самое глубокое и назидательное для себя поучение. Все сводится к тому, что ваш телесно-духовный союз есть образ таинственного союза Христа с церквию, т. е. должен быть также крепок и неразрывен, также чист, духовен и свят, как у Христа с церквию; что залог и основание вашего семейного счастия есть христианское благочестие; что образцами и примерами вашей супружеской жизни должны быть библейские патриархи и новозаветные угодники Божии. А вещественные символы и обряды, из которых слагается трогательное и умилительное последование венчания, так прозрачны и удобопонятны по смыслу и значению своему, что и не нуждаются, мне кажется, в нарочитом объяснении ваших нравственных обязанностей, наглядно в них изображаемых. Горящая теплота и свет ваших брачных свечей, – это теплота вашей торжествующей в настоящие минуты целомудренной любви и свет вашей дальнейшей благочестиво-назидательной супружеской жизни. Ваши обручальные перстни, в начале обряда полагаемые на святом престоле, это сердечное единение, связующее вас как бы узами на всю жизнь, и объединяющее силою благодати Божией обоих вас в плоть едину, по выражению писания. Обмен перстней, – это обмен ваших супружеских прав и готовность ко взаимному вспомоществованию, взаимной уступчивости и обоюдной снисходительности между вами. Венцы – это награда и прославление вашей целомудренной чистоты в борьбе с страстями и чувственностию, и ваши царственные права в отношении к будущему вашему поколению. Вкушение из общей чаши, – это общность вашей судьбы, ваших радостей и неизбежных в жизни огорчений, и трудов. Кругообразное хождение в венцах около аналоя с соединенными руками, – это ваше совместное стремление путем супружеским к небу – с непрестанными сердечными обращениями к Сыну Божию, воплотившемуся, по пророчеству Исаии, от девы Марии, а также к мученикам – этим доблестным примерам борьбы с разными житейскими соблазнами и искушениями. Вот какими прекрасными и назидательными символами окружила святая церковь светлое торжество вашего сочетавания друг другу, и какую трогательно умилительную картину рисует она для всех предстоящих здесь, поставляя в центре этой картины вас же – сияющих, любящих и счастливых!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Среди различных сект старообрядческих есть и секта нетовцев, или, как они себя именуют, секта «по Спасову согласию». В их обществе наставники не совершают ни одного таинства. Крестить младенцев они посылают своих согласников в православную церковь ; но в правильность и действительность этого крещения они не веруют и стараются в то самое время, как происходить крещение, дополнить его раздаянием милостыни между своими, особенно милостыни хлебом, прося помолиться, чтобы совершаемое крещение вменилось в действительное крещение. Исповедь у нетовцев не совершается, а только читают молитву, именуемую «скитание покаяние», в которой содержится воспоминание всяких грехов. А так как нетовцы, вместе с поморцами и другими беспоповцами, почитают православную Церковь горше всех древних еретиков и сами сомневаются о совершающемся в православной Церкви, приемлемом ими, крещении: то поморцы и прочие перекрещенники сильно нападают на них доводами от Изложения патриарха Филарета, в коем повелевается перекрещивать всякого еретика, – говорят, что нетовцы крещены еретиками, и потому крещение это, как еретическое, не должно принимать, но крещенных им должно снова перекрещивать. Не зная, что сказать на это, нетовцы отвечают только: «Хотя и еретик крестил, да в три погружения! – И мы надеемся на Спасову милость, – какой есть недостаток в крещении, Спас восполнит; а крещение, совершенное с троекратным погружением во имя Отца и Сына и Святого Духа, повторять мы боимся». За это слово: «мы надеемся на Спасову милость» нетовцы себя и зовут «по Спасовой милости», «Спасово согласие». Таким образом нетовцы из опасения повторить троекратное погружение, совершаемое с приглашением имени Святой Троицы, избегают греха второкрещения. Нетовцами же их зовут потому, что у них нет ни одного ими самими совершаемого таинства. И желающих вступить в брак нетовские наставники посылают венчаться в церковь православную, – говорят: «Без венчания не живи, не годится! – Лучше повенчаться! Хошь и еретик, да поп!» Но кроме этого обращения за таинствами крещения и брака, нетовцы с православной Церковью никакого общения не имеют и гнушаются ею, как еретической. С православными не молятся вместе, не едят и не пьют, зовут их «мирскими», и своих, которые с православными хотя и не молятся, но вместе едят и пьют, называют «полумирскими». Особенно православных священников гнушаются, как еретиков, и всего более заботятся, чтобы при смерти не оскверниться каким-нибудь с ними общением, – чтобы покойника не отпевал священник православный, о том все их тщание. Но так как при крещении и браках они записаны в церковный метрики, то и числятся по метрикам православными, будучи сущие раскольники.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Статья преосвященнейшего Макария, архиепископа литовского и виленского. Митрополиту Макарию, по праву, должно принадлежать одно из самых почётных мест в истории нашей древней духовной словесности. Это право он приобрёл не столько своими сочинениями, и немногочисленными, и не представляющими ничего особенного в ряду других тогдашних сочинений, сколько тем, что потрудился собрать воедино, по возможности, все памятники нашей прежней письменности, переводной и оригинальной, какими пользовались предки наши в продолжение веков от начала у нас христианства: а с другой стороны – тем, что сумел возбудить вокруг себя сильное литературное движение и через это способствовал к обогащению нашей словесности множеством новых произведений. Под именем Макария мы знаем несколько грамот, одно поучение, три речи и три послания 1 . Но первые, т. е. грамоты, нельзя, с непререкаемостью, называть сочинениями самого Макария и относить к произведениям, в строгом смысле, литературным. Все они содержат в себе собственно церковно-правительственные постановления и распоряжения и могли быть составлены не лично Макарием, а кем-либо из дьяков и подобных лиц, по его приказанию, как обыкновенно составляются такие бумаги. При том, одна из этих грамот заключает в себе решения и распоряжения самого Макария, то как архиепископа новгородского, то как митрополита, а другие представляют постановления и распоряжения целых соборов и след. тем менее могут быть признаны за его сочинения 2 . Единственное, дошедшее до нас, поучение Макария он произнёс в церкви к царю Ивану Васильевичу и царице Анастасии, по совершении над ними таинства брака. В этом поучении две главные части. В первой святитель преподаёт царственным супругам общие наставления об обязанностях христианских и царских. «Ныне, – говорит он, – вы сочетались от Бога законным браком, как и прочие св. цари и св. царицы, и почтены, и венчаны царским венцом великого царства российского. Постарайтесь же и вы, благочестивый царь и царица, воздать за то славу всесильному Богу, в Троице поклоняемому, сколько у вас есть силы; заповеди Его творите; по воле Божьей живите и любите суд и правду и милость ко всем».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Столько говорено-переговорено о плачевном состоянии семьи в нашем обществе, столько бесчинств творится вокруг, что уже, кажется, трудно чем-нибудь удивить, но вот – появилось новое поветрие, а говоря простым языком – новое глумление над таинством брака . Суть в том, что женщины (почему-то именно женщины) стали бросать своих законных мужей и детей для того, чтобы начать «настоящую», как им кажется, и − вот здесь внимание − православную семейную жизнь. Чтобы и любовь романтическая была, «возвышенная», и гармония плотских отношений, и «благочестие» с непременным венчанием, хождением в храм, исповедью и причастием… Словом, не то «недоразумение», что было раньше, а самая настоящая «православная» семейная жизнь. Причем бросают ведь не разбойников и не злодеев безбожных, а вполне нормальных мужей и даже воцерковленных, но… Вот в этом «но», как мне кажется, всё дело и состоит. То есть причин для того, чтобы бросить мужа, изыскивается великое множество, а на деле, как правило, просто приходит страсть и ищет себе оправдание. Снова и снова лукавый и хитрый бес блуда заморочивает людям головы, преобразуясь в ангела света (2 Кор.11,14). И смертный, тягчайший грех рядится в тогу праведности. Вот в чём глумление, вот в чём повод для скорби сугубой и для вящего трезвения, а особенно для нас – священников, которые должны как-то высказывать своё суждение о таких «новых благочестивых союзах» и о разрешении от прежних – «неправильных». И вот уже несколько брошенных мужей обращаются с болью и горечью, и звучит от них один и тот же вопрос: почему Церковь не пресекает такое бесчиние?! Больше того – снисходит и благословляет эти новые «благочестивые союзы», так что прелюбодеи и разрушители семей продолжают как ни в чем ни бывало ходить в храм, причащаться, наслаждаться радостью «полноты бытия», а покинутые жены, мужья и дети в скорби и растерянности как бы остаются за бортом этой «новой счастливой жизни». Как же Церковь допускает такое – звучит вопрос? Причин изыскивается великое множество, а на деле просто приходит страсть и ищет себе оправдание

http://pravoslavie.ru/95464.html

Участники Рождественских чтений обменялись опытом катехизационной работы на приходах Москва, 17 февраля 2009 г. «Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования», - с этим положением из рекомендаций Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви не спорил ни один участник секции XVII Рождественских чтений, прошедшей 16 февраля в гостинице «Даниловская». На секции «Организация катехизации и духовно-нравственного воспитания в благочинии и на приходе» обсуждались проблемы привлечения мирян к катехизации, ответственность настоятелей за организацию просветительской работы на приходе, консолидации приходов в рамках благочиния и их взаимодействие в деле катехизации. Заседание носило исключительно практический характер, состоялся обмен опытом организации приходской катехизации и оглашения (подготовки к Крещению), сообщает Благовест-инфо . Священник Игорь Киреев, зав. сектором церковно-приходского образования Синодального отдела, представил в начале заседания рекомендации, разработанные Отделом, - «О современных задачах Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования». Рекомендации разработаны во исполнение определения Архиерейского Собора 2008 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п. 14). В тексте рекомендаций подчеркивается, что Церковь должна оказать помощь человеку «в сознательном и ответственном вхождении в церковную жизнь, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни». Вся ответственность за организацию катехизаторской работы в приходе лежит на настоятеле, которому рекомендуется привлекать к этой работе «богословски образованных мирян». Возможны разные формы работы: это и огласительные и послекрещальные катехизические беседы, приходское консультирование, воскресная школа не только для детей, но и для взрослых, занятия по изучению Священного Писания и т.д. Подробно говорится о подготовке к таинству Крещения: со всеми взрослыми (не только крещаемыми, но и с родителями и восприемниками младенцев) следует проводить огласительные беседы, а также – индивидуальную предкрещальную исповедальную беседу со священником (со взрослыми крещаемыми). Само совершение таинства Крещения должно быть «эффективной формой катехизации», говорится в документе; рекомендуется проведение крещальных литургий. Также обращается внимание на необходимость подготовки к таинству венчания, чтобы брачующиеся «осознавали христианский смысл брака и ответственность за него». Для организации всей этой работы настоятельно рекомендуется создать всецерковную систему катехизаторских курсов, которые работали бы во всех епархиях и благочиниях, а также наладить координацию этих новых структур с епархиальными миссионерскими и «молодежными» отделами.

http://pravoslavie.ru/29330.html

Февраль 1 февраля Ранняя литургия. Служил твердо и громогласно и с внутреннею силою; имена Царственных особ говорил весьма твердо, с Божией помощию; всю литургию и молебен с водосвятием служил твердо и благоговейно. Благодарение Господу. Крестины в доме Стребулаевой у мастерового совершил твердо до Евангелия; на Евангелии враг запнул сомнением, смущением, бессловесием; не мог выговорить слов Единии же надесяте ученицы [рус.: Одиннадцать же учеников] [ Мф. 28, 16 ]; а не мог потому, что враг запнул меня чрез мою слабость сердечную. Кумой была землячка архангельская, весьма благочестивая и любезная женщина Наталия Зиновьевна. Только неладно, что хвост у платья длинен: об него запгулся и смутился сердцем. Пред Таинством молился внутренно Богу, да отымет от сердца моего прелесть женской красоты; и услышал Господь, и дал мне умиление, и сокрушение, и твердость; а под конец единым воззрением враг смутил. О, какие сети! О, слабое сердце, неразумное, сластолюбивое, земное! Боже мой! Даждь мне души любити, а плоть презирать и, служа Тебе, ни на чье лицо не взирать. Церковь в своих молитвах болит нашими немощами, плачет нашими слезами, радуется нашею радостию, принимает живейшее участие в наших искушениях, внушая нам благую надежду, ибо все святые сильно искушались и с помощию благодати Божией победили искушения, хотя и падали многократно. 2 февраля День лют, после сна и пред венчанием брака в пять часов, по случаю не дачи женою готового чаю. Виноват я в пристрастии к питью и в злом своенравии: вместо любви оказал вражду к жене, рассердился на нее, из себя вышел, малодушно вопил, как будто дело шло о лишении жизни; брак задержал, собравшихся на панихиду проморил около трех часов. Спать не надо, когда дела предстоит много. (Не надо есть ячневой молочной каши и картофельного соусу: на нервы дурно действует и на состояние духа.) Плотская любовь подрывает уважение к нравственному достоинству человека и разрушает священную связь сердец, святое сродство души с душою, уничтожает всё, чем красится и услаждается жизнь человека в его отношениях к подобным себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Чинопоследование всенощного бдения Православное богослужение – это общение верующих с Богом, Пресвятой Девой Марией и святыми угодниками Божиими через молитвы, песнопения, чтения Слова Божия и священнодействия, совершаемые Церковью по определенному чину. За богослужением ум, чувства, душа человека молитвенно возносятся к Богу и святым, чтобы прославить Любовь, Премудрость и Благость Божию и, испросив Божественную помощь, познать истины христианской веры и нравственности, встать на благодатный путь спасения, жить по заповедям Господним в духе христианской любви, в радости благословенного труда, в надежде наследования жизни вечной. В богослужении Сам Господь нисходит к людям, чтобы подать им Свое Откровение, напитать верующих нетленной пищей в святом таинстве Причащения. Начало новозаветному христианскому богослужению положил Сам Господь Иисус Христос , установив таинство Святого Причащения на Тайной вечери и заповедав: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Мф. 26, 26–28 ; Мк. 14, 22–24, 26 ; Лk. 22, 19–20; I Кор. 11, 23–26). Во исполнение заповеди Спасителя святые апостолы и их преемники, просвещая Светом Христовым народы вселенной, учреждали Церкви и устанавливали порядок богослужений. Святая Православная Церковь в своей неиссякаемой любви, постоянной заботе о жизни, здоровье и спасении своих верных чад установила девять служб в сутки: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, часы 1-й, 3-й, 6-й; литургию (как средоточие всех служб суточного круга) и 9-й час, а также службы особенные, частные, в таинствах Крещения, Миропомазания, Покаяния (Исповеди), Брака (Венчания), Священства (Хиротонии), Елеосвящения (Соборования) и в чинах погребения усопших, освящения воды, молебнах. Накануне воскресных и праздничных дней вечером в православных храмах совершается богослужение, называемое всенощным бдением. В древности эта служба имела греческое название ποννυχς (панихида), всенощная, или: " Αγρυπνα – ночное богослужение, а также латинское: vigilia – бодрствование. На заре своего становления христианская Церковь совершала ночные богослужения по примеру Христа Спасителя и Его учеников, часто проводивших ночь в молитве. Обычай совершать богослужение ночью был воспринят христианами последующих времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010