разделы   рассылка  распечатать Юлия Зайцева Участники XVII Рождественских чтений поделились опытом катехизационной работы на приходах Источник:  Благовест-инфо " Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования " , – – с этим положением из рекомендаций Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ не спорил ни один участник секции XVII Рождественских чтений, прошедшей 16 февраля в гостинице " Даниловская " . На секции " Организация катехизации и духовно-нравственного воспитания в благочинии и на приходе " обсуждались проблемы привлечения мирян к катехизации, ответственность настоятелей за организацию просветительской работы на приходе, консолидации приходов в рамках благочиния и их взаимодействие в деле катехизации. Заседание носило исключительно практический характер, состоялся обмен опытом организации приходской катехизации и оглашения (подготовки к крещению). Священник Игорь Киреев, зав. сектором церковно-приходского образования Синодального отдела, представил в начале заседания рекомендации, разработанные Отделом, – – " О современных задачах Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования " . Рекомендации разработаны во исполнение определения Архиерейского Собора 2008 г. " О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ " (п. 14). В тексте рекомендаций подчеркивается, что Церковь должна оказать помощь человеку " в сознательном и ответственном вхождении в церковную жизнь, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни " . Вся ответственность за организацию катехизаторской работы в приходе лежит на настоятеле, которому рекомендуется привлекать к этой работе " богословски образованных мирян " . Возможны разные формы работы: это и огласительные и послекрещальные катехизические беседы, приходское консультирование, воскресная школа не только для детей, но и для взрослых, занятия по изучению Св. Писания и т.д. Подробно говорится о подготовке к таинству Крещения: со всеми взрослыми (не только крещаемыми, но и с родителями и восприемниками младенцев) следует проводить огласительные беседы, а также – индивидуальную предкрещальную исповедальную беседу со священником (со взрослыми крещаемыми). Само совершение таинства Крещения должно быть " эффективной формой катехизации " , говорится в документе; рекомендуется проведение крещальных литургий. Также обращается внимание на необходимость подготовки к таинству венчания, чтобы брачующиеся " осознавали христианский смысл брака и ответственность за него " . Для организации всей этой работы настоятельно рекомендуется создать всецерковную систему катехизаторских курсов, которые работали бы во всех епархиях и благочиниях, а также наладить координацию этих новых структур с епархиальными миссионерскими и " молодежными " отделами.

http://religare.ru/2_62448.html

А.М. Величко XLIII. Император Александр (912–913) Глава 1. 13 месяцев царствия патриарха Строго говоря, царствование 42-летнего императора Александра началось не в тот день, когда Лев VI Мудрый закрыл веки, а раньше: после совершения Таинства венчания над ним при Василии I Македонянине. Однако во времена правления старшего брата Льва VI Мудрого Александр оставался лишь номинальным соправителем Римской империи, прожигая время в развлечениях. Страсть к шумным кампаниям не позволила ему стать семьянином и обзавестись собственным наследником престола – обстоятельство, вынудившее императора Льва VI настаивать на легализации своего четвертого брака и признания законнорожденным сына Константина Порфирородного. А отстраненность от государственных дел не дала возможности Александру приобрести необходимый опыт по управлению Римской империей. Как станет вскоре очевидным, Льва не случайно прозвали Мудрым – если бы не его «упрямство», Византия, чье состояние напрямую зависело от стабильности правящей династии, могла бы испытать жестокий кризис – почти наверняка смертельный на фоне арабской и болгарской угроз. Возможно, последующие историки несколько исказили образ василевса Александра, но все же остается несомненным тот факт, что новый император заметно уступал в силе характера и понимании царского служения своим отцу и старшему брату. Перемена в статусе не изменила привычек и обычного образа жизни Александра – он по-прежнему проводил все время на охоте в сопровождении веселой компании фаворитов, на которых не жалел государственных денег. Его легкомыслие и равнодушие к делам государства были таковы, что уже в скором времени он навел большую беду на Римскую империю. Когда в Болгарию поступили известия об изменениях, произошедших в византийской столице, царь Симеон направил посольство в Константинополь, дабы по традиции подтвердить условия заключенного при Льве Мудром мирного договора. Прибывшие во дворец послы были допущены к василевсу на аудиенцию. Каково же было их удивление, когда вместо торжественных, хотя и протокольных форм пролонгации старых соглашений, принятых в подобных случаях, пьяный Римский император попросту выгнал их вон, заявив, что не намерен платить дань варвару 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.М. Ундольский Скачать epub pdf В числи рукописей, принесенных в дар библиотеке Московского Главного Архива Министерства Иностранных дел Управляющим сим Архивом Князем Михаилом Андреевичем Оболенским, находится собственноручное Слово Стефана Яворского , говоренное им в Январе 1698 года в церкви Свято-Троицкой Батуринской, из текста: учителю благий, что сотворю, да живот вечный наследую? Это доселе никому неизвестное сочинение Яворского посвящено было Гетману Ивану Мазепе, и предназначалось, как видно из манускрипта, к печати; но было ли напечатано, или нет, – неизвестно. Слово писано в лист, мелкою и довольно связною скорописью, на 10 листах, рукою самого Яворского. На первой странице рукописи находится рисунок, на котором представлена ограда, среди оной три виноградные лозы; над оградой текст: «человек некий насади виноград и оплотом огради его»; внутри: «Господь даст благодать и земля наша даст плод свой»; над виноградными лозами: «Господи, призри с небеси, и виждь и посети виноград сей, его же насади десница Твоя». Вверху изображена Святая Троица; над самою среднею лозою нарисован герб Обидовского: одноглавый орел с распростертыми крыльями, сидящий на шаре, украшенном тремя клейнотами; над ним три надписи из Песни песней. Внизу развернутая хартия, на ней написано: «виноград трема летораслями девствующих, вдовствующих и супружных благолепно процветающий, и тройствений плод в сто, в шестдесят, в тридесят Троици приносящий». Под сими изображениями силлабические трехсложные стихи, числом 12. За тем оглавление: «Виноград Христов, в нем же леторасль едина от трех, си есть: брак честный, един от трех чинов: девствующих, вдовствующих и супружных, в честь Богу в Троицы Святой покланяемому, обретающихся. При благословительном венчании супружества велможнаго, его милости, пана Иоанна з Обедова Обедовского, его Царского и пресветлого Величества Столника и Полковника Нежинского, проповедию церковкою почтеный в церкви Свято-Троицкой Батуринской, от Иеромонаха Стефана Яворского игумена монастыря Свято-Николского пустинного Киевского, року от брака Агнча Слова Божия с плотию 1698, месяца Иануария, в неделю».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В рамках спецпроекта «Таинства Церкви» протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о сути и значении каждого из семи Таинств: Крещения , Миропомазания , Покаяния , Причащения , Таинства брака, Таинства священства и Елеосвящения . Сегодня речь пойдет о Таинстве священства, о той миссии, что возложена на священника, о том, каково должно быть устроение его души и сердца, его жизни внешней, об ответственности пастырей. Мы встречаемся с вами, дорогие друзья, в единственный и неповторимый день Крестной Пасхи – в Страстную пятницу, когда Архиерей великий, Господь наш Иисус Христос, Бог во плоти, Сам Себя приносит в жертву на Голгофском Кресте, простирая Свои руки, пригвожденные к древу, чтобы обнять и привлечь к Себе всё согрешившее, кающееся и имеющее надежду на спасение в Нем, Господе, человечество. Наша сегодняшняя беседа посвящена Таинству священства, рукоположению во священнослужители, в иереи Божии. И свершается оно над достойными, Церковью признанными ставленниками, лицами православного вероисповедания мужеского пола, которые соответствуют по своим нравственным качествам строгому отбору Церкви. В идеале священник должен сохранить нравственную и телесную чистоту, целомудрие, девство до его личного самоопределения – выбирает ли он иноческий путь или вступает в законный венчанный брак с девицей православного вероисповедания. Это молодой человек, который должен быть просвещен ведением, воцерковлен умом и сердцем. Для будущего священника само Писание, книги Пророков и Апостолов, святая Псалтирь и Евангелие суть небесный хлеб, которым он ежедневно укрепляет свое сердце. Совершается рукоположение всегда на Божественной Литургии, и под руками архиерея коленопреклоненный ставленник, диакон в нашем случае, преклоняет свою главу к Престолу, а весь храм молится, чтобы сошла на него благодать Святого Духа . Действительно, Сам Христос некогда избрал из окружавших Его последователей ближайших учеников и возвел их на гору, где даровал каждому новое имя. Симон стал Петром, Иоанн и Иаков получили наименование Воанергес – «сыны громовы».

http://pravoslavie.ru/92820.html

Для меня эти выдержки из записей Императрицы Александры Феодоровны явились подлинным откровением. Насколько много ныне встречается духовных сочинений, посвященных монашеству, настолько скуден перечень книг, которые знакомили бы современного читателя с христианским осмыслением супружества. А между тем большинство христиан избирают путь венчанного брака, именуемого святыми Отцами " пристанью целомудрия " . Не станем скрывать, самая жизнь наша проводится в заботах о снискании насущного хлеба, взаимная ограниченность и греховность супругов часто накладывают свой заметный отпечаток на взаимоотношения мужа и жены. Постепенно скудеют, ущербляются те чувства, которые делали влюбленных самыми счастливыми существами на свете, меркнет свет жертвенности и рыцарства, повседневность обесцвечивает общение супругов. Они подчас ощущают себя бурлаками, чрез силу влекущими баржу семейного бытия. Не то, очевидно, было достоянием опыта венценосных Николая и Александры. Врожденное благородство, чистота чувств и намерений сочетались с сознательным и продуманным усилием сохранять и оберегать тот союз, который стал поистине образцом для верноподданных и был запечатлен в завершение жизненного пути мученическим подвигом. Для нас всего важнее то, что Александра Феодоровна, читая книги, выписывает из них наиболее созвучное ее собственному супружескому опыту. Очевидно, под ее руками лежали различные сочинения и по жанру, и по содержанию. Философские размышления, этика супружества, поэзия, духовные изречения - все составляло пищу для ее богомыслия. Думаем, что далеко не каждый из изучаемых ею авторов был православным, но душа Царицы, умевшей любить " так искренно, так нежно " , с христианской мудростью и рассудительностью извлекала перлы нравственных сентенций и максим, более всего говоривших ее женскому сердцу. Внутренняя сила опубликованных записок - в добродетельном образе жизни благочестивой, всецело преданной семейному идеалу Царицы. Вот почему таким покоем, всепокоряющей искренностью, небесной красотой дышат приводимые ниже выписки! В наше время, когда самые обыкновенные общечеловеческие понятия о долге, чести, совести, ответственности, верности становятся неочевидными, когда, по выражению Евангелиста Матфея, " по причине умножения беззакония, во многих охладела любовь " (Мф. 24, 12), чтение данных материалов может явиться настоящим событием духовного порядка. Советы, предостережения супругам, мысли о подлинной и мнимой любви, размышления о взаимоотношениях ближайших родственников, свидетельства об определяющем значении домашнего интерьера и атмосферы в нравственном становлении личности ребенка - вот далеко не полный перечень этических проблем, затронутых Царицей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1812...

Константин IV Начало правления. Война с арабами Скудное летописное предание от времени правления Константа не сохранило никаких записей о жизни двора и семейных событиях в императорском доме, которые по старой традиции должны были сопровождаться придворными торжествами и всенародными празднествами. Остается неизвестным, когда и на ком женился Констант. Иоанн Никиуский в кратком упоминании о бунте Валентина сообщает, что дочь Валентина была помолвлена с императором. Вряд ли, однако, этот брак мог состояться после мятежного движения 644 года, окончившегося гибелью Валентина. Константин Багрянородный сохранил имя супруги Константа: она называлась Фауста. 637 От брака с нею он имел трех сыновей: Константина, Ираклия и Тиверия. Текст одного указа от 1 марта 666 года позволяет утверждать, что Констант, следуя примеру деда, венчал своих детей царским венцом в младенческом возрасте, и они считались его соправителями. Датировка указа такова: Datum Kal. Mart. Syracusa, imperantibus dominis nostris piissmiis perpetuis augustis Constantino maiore imperatore anno XXV et post consulatum eius anno XXIV, atque novo Constantino, Heraclio et Tiberio, a Deo coronatis filiis, Constantini quidem anno XIV, Eraclio autem et Tiberio anno VII. 638 Указанные здесь годы соправительства сыновей Константа позволяют заключить, что старший, Константин, родился в 652 году, а младшие его братья, вероятно близнецы, – в 659 и что в ту пору, когда Констант покинул столицу, старшему его соправителю шел 11-й год. Но цифра 14 для обозначения года соправительства Константина в 666 году находится в противоречии со свидетельством таких официальных документов, какими являются протоколы заседания Шестого Вселенского собора. Заседания, происходившие до 5 апреля 681 года, отнесены к 27 году правления Константина, а заседание 26 апреля и дальнейшие – к 28. 639 На основании этих данных приходится заключить, что Константин был венчан на царство и удостоен титула августа весной 654 года; а так как венчание царским венцом произошло, по всей вероятности, вскоре после рождения, то в ту пору, когда Констант покинул столицу, его старшему сыну было не более 9 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВДОВСТВУЮЩАЯ КАФЕДРА наименование епископской кафедры после кончины занимающего ее архиерея до поставления на нее нового епископа. Поскольку викарные епископы обыкновенно являются только помощниками правящих архиереев, понятие «вдовствующая кафедра» в большинстве случаев употребляется применительно к епархиальной кафедре, в значении «вдовствующая епархия». Аналогичное значение имеет термин «вдовствующая Церковь» (греч. χηρεουσα κκλησα - IV Всел. 25; III Всел. Послание). Употребление слова «вдовство» (χηρεα) применительно к кафедре, лишившейся своего архиерея, связано с тем, что отношения епископа с Церковью, вверенной его окормлению, традиционно характеризуются образом брака , обручения или венчания, епископ же в этом контексте именуется женихом местной Церкви («Но если пришел я сюда... оказать посильную помощь Церкви до сих пор вдовствующей и безмужной (κα τ χρ κα τ ννδρ), быть как бы наместником и попечителем, чтобы уневестить ее другому...» - Greg. Nazianz. Or. 36. 6), ибо его служение должно совершаться во образ служения Жениха Вселенской Церкви Христа Спасителя (ср.: Мф 9. 15; 25. 1, 5, 6, 10; Мк 2. 19-20; 2 Кор 11. 2; Еф 5. 25-32; Откр 19. 7; 21. 2). Такие отношения епископа и его Церкви считаются нерасторжимыми вплоть до кончины епископа (ср.: Ап. 14, 36; I Всел. 15; Антиох. 17, 18). Поэтому применительно к кафедре, лишенной своего епископа вслед. его самовольного ухода, низложения по суду, увольнения на покой по старости или болезни, а также перемещения законной церковной властью на др. кафедру, термин «вдовствующая кафедра» не употребляется. Таковая кафедра именуется вакантной, наименование «вакантная кафедра» может быть употреблено также и применительно к В. к. Порядок управления и последующего замещения В. к. устанавливается рядом канонов. Из текста Халкид. 22 - «Не позволяется клирикам по смерти своего епископа расхищати вещи, ему принадлежавшия, как сие воспрещено и древними правилами» - видно, что обычно В.

http://pravenc.ru/text/149999.html

Можно ли венчаться, если муж некрещеный? Можно ли выйти замуж за мусульманина? Можно ли Венчаться за год до регистрации в ЗАГСе? Мой муж ушел. Как его вернуть? Что делать, если у мужа любовница?Можно ли жене не менять фамилию?Как сохранить мир в семью — часто ссоримся с мужем! Можно ли обвенчаться с не крещенным (не христианином)? Я православная и крещенная. Замужем за мусульманина. Мы не обвенчаны, есть ребенок. Как быть мне в этой ситуации? С мужем разводиться и расставаться не хочу, так как сильно друг друга любим. А по поводу религии, я не хочу веру менять, т.е. стать мусульманкой, он так же не хочет перейти в православие. Душа мучается, что живу с незаконным мужем по-религии. Как поступить? Светлана. Здравствуйте, Светлана. Почему сейчас возник вопрос о разводе? Конечно, надо было прежде до заключения брака задуматься о том, что духовное единство супругов — величайшее семейное благо. По канонам Церкви, христианка, вышедшая замуж за нехристианина, отлучается от Церкви, потому что в большинстве случаев она подчиняется воле мужа, который может запретить ей исповедовать христианскую веру. В таком случае женщине придется выбирать между мужем и Христом. Однако если супруг проявляет толерантность, и нет опасности отступления от Бога, то, по слову апостола Павла, следует сохранять такой брак. Теоретически, мусульманская вера в отношении христиан терпима, поскольку Господь Иисус Христос считается там одним из святых. Венчание возможно только между христианами. Раз Вы избрали себе в супруги мусульманина, то и живите с ним светским зарегистрированным браком, проявляйте в этом браке свои христианские добродетели, которые одновременно являются и семейными добродетелями. Церковь Ваш светский брак признает, так что не терзайтесь. Проблемы начнутся у Вас тогда, когда придется решать, в каком духе воспитывать Вашего ребенка, кем он будет: христианином или мусульманином. Если муж согласится с христианским воспитанием, то это будет для Вас счастьем. И помните: Бог есть любовь. Может быть, муж, видя Вашу любовь и другие христианские качества, сам поверит во Христа.

http://pravmir.ru/otvety-na-voprosy-o-br...

«Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению…» (Иак. 3: 1-2) Об одном недавнем каноническом открытии Иеромонах Иов (Гумеров) В наш век все возрастающих соблазнов христианин должен руководствоваться словом Божиим: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12: 2). Чтобы исполнить этот совет апостола Павла, надо бережно и чутко относиться к традиции Церкви, в которой выкристаллизовался многовековой опыт благочестивых и праведных людей. Тогда нетрудно будет избежать всего того, что может быть соблазном в деле спасения. Недавно это искушение постигло молодого иеромонаха Димитрия (Першина), повторившего мысль иерея Даниила Сысоева. Отец Димитрий сделал открытие, заявив, что в церковном праве нет канонов, которые бы предписывали семейным парам воздержание в период постов. Сделав это высказывание, он процитировал апостола Павла, не заметив, что слова первоверховного апостола однозначно опровергают его произвольное утверждение: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию на время, для упражнения в посте и молитве, а [потом] опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 5). Мысль совершенно ясна: никто из супругов не должен самочинно под предлогом благочестия уклоняться от плотских отношений, а делать это только «для упражнения в посте и молитве». Значит, если мы хотим упражняться в посте, продолжительность которого точно определяет Устав Церкви, то должны в это время воздерживаться от супружеской близости. Поставим вопрос: действительно ли Церковь никак не определяет своего отношения к этому вопросу? На самом деле она точно выражает свою позицию, ведь в период постов не совершается таинство венчания . Почему? Потому что после таинства брака должны начаться супружеские отношения. На соблюдение во дни Великого поста супружеского воздержания положительно указывает церковное правило: «От жен воздержатися весь святый Великий пост. Аще ли падется с женою во святой пост, весь пост обезчествова» (Требник. Гл.26).

http://pravoslavie.ru/29586.html

Новости Участники XVII Рождественских чтений поделились опытом катехизационной работы на приходах 17.02.2009 11:05 Москва, 17 февраля, Благовест-инфо. «Катехизация является необходимой основой церковно-приходского образования», -- с этим положением из рекомендаций Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ не спорил ни один участник секции XVII Рождественских чтений, прошедшей 16 февраля в гостинице «Даниловская». На секции «Организация катехизации и духовно-нравственного воспитания в благочинии и на приходе» обсуждались проблемы привлечения мирян к катехизации, ответственность настоятелей за организацию просветительской работы на приходе, консолидации приходов в рамках благочиния и их взаимодействие в деле катехизации. Заседание носило исключительно практический характер, состоялся обмен опытом организации приходской катехизации и оглашения (подготовки к крещению). Священник Игорь Киреев, зав. сектором церковно-приходского образования Синодального отдела, представил в начале заседания рекомендации, разработанные Отделом, -- «О современных задачах Церкви в области катехизации и церковно-приходского образования». Рекомендации разработаны во исполнение определения Архиерейского Собора 2008 г. «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности РПЦ» (п. 14). В тексте рекомендаций подчеркивается, что Церковь должна оказать помощь человеку «в сознательном и ответственном вхождении в церковную жизнь, в обретении им основ православного мировоззрения и православного образа жизни». Вся ответственность за организацию катехизаторской работы в приходе лежит на настоятеле, которому рекомендуется привлекать к этой работе «богословски образованных мирян». Возможны разные формы работы: это и огласительные и послекрещальные катехизические беседы, приходское консультирование, воскресная школа не только для детей, но и для взрослых, занятия по изучению Св. Писания и т.д. Подробно говорится о подготовке к таинству Крещения: со всеми взрослыми (не только крещаемыми, но и с родителями и восприемниками младенцев) следует проводить огласительные беседы, а также – индивидуальную предкрещальную исповедальную беседу со священником (со взрослыми крещаемыми). Само совершение таинства Крещения должно быть «эффективной формой катехизации», говорится в документе; рекомендуется проведение крещальных литургий. Также обращается внимание на необходимость подготовки к таинству венчания, чтобы брачующиеся «осознавали христианский смысл брака и ответственность за него». Для организации всей этой работы настоятельно рекомендуется создать всецерковную систему катехизаторских курсов, которые работали бы во всех епархиях и благочиниях, а также наладить координацию этих новых структур с епархиальными миссионерскими и «молодежными» отделами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010