О таинствах вообще Православная Церковь , как чадолюбивая Матерь, встречает и освящает молитвою первые вздохи человека 1 и молитвою сопровождает последнее дыхание умирающего. Всякую важную перемену не только в нравственной жизни, но даже и в в гражданской она благословляет особыми священнодействиями. Главнейшие священнодействия в Православной Церкви – это таинства. Что же называется таинством? Таинство есть священное действие, в котором Дух Святый, при посредстве священнослужащего, тайно, невидимо преподаёт человеку благодатные свои дары для его спасения и блаженства. Для истинности и законности таинства, как христианского священнодействия, нужно: а) чтобы его совершало строго по уставу лицо священное, получившее власть на то по преемству от святых апостолов; б) а от человека, имеющего удостоиться таинства, требуется покаяние и вера. Для совершения каждого таинства нужно приличное вещество для таинства; напр. Для крещения вода чистая, естественная и не холодная, для соборования – елей; для святого причащения – чистый вскисший хлеб и непременно красное виноградное вино с водою. Кроме того, так как некоторые таинства христианские дают людям, сподобившимся их и права и обязанности гражданские, напр. Таинство брака, священство и т. п., то для гражданской законности их требуется ещё предварительное выполнение гражданских предосторожностей, равно обязательных как для священнослужащих, так и для мирянина, сподобившегося таинства. Сколько Таинств в Православной Церкви? Таинств в Православной церкви семь: 1) крещение, 2) миропомазание, 3) причащение, 4) покаяние (исповедь), 5) священство, 6) брак (венчание), 7) елеосвящение (соборование). Одни из этих таинств не повторяются, напр. Крещение, миропомазание 2 , священство; а остальные повторяются. Одни из таинств обязательны для каждого истинного христианина, как напр. Крещение, миропомазание, покаяние и причащение и елеосвящение; два же остальных таинства т.е. священство и брак назначены не для всякого православного христианина, а для способных к тому. 1. О крещении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

О тайне супружества. Происхождение, историко-юридическое значение и каноническое достоинство 50-й главы печатной Кормчей книги Источник Содержание Введение. О тайне супружества то есть законного брака (50-я глава печатной кормчей книги) I. Историческое происхождение 50-й главы печатной Кормчей книги II. Историко-юридическое значение 50-й главы в русском брачном праве III. Каноническое достоинство 50-й главы Приложения I. Греческая кормчая книга XVII в Венской библиотеке II. Чин братотворения III. XIII в. „Чин обрученье девице к мужю, царем и прочим“ IV. Устав и чин обручению и венчанию царем и князем и всем христианом V. Определение св. Синода на доношение Белорусского епископа Георгия Конисского. Син. пр. 1756, 14-го октября 65 VI Доношение Белорусского епископа Георгия Конисского св. Синоду от 25 окт. 1759 г. VII. Доношение епископа Белорусского Георгия св. Синоду от 17-го мая 1768 г. и Синодальное определение о нем 16-го июля того же года VIII. Синодальное дело по именному Высочайшему указу о свойстве Николая Лодыженского с Марьею Шафировою, (в 6-й степени) IX. Предисловие Иосифовского экземпляра Кормчей книги X. Брак, заключенный в 6-й степени кровного свойства, не может подлежать расторжению по иску одного из супругов XI. План проекта закона о браках, предположенный в Екатерининской комиссии уложения, и рассуждение к нему XII. Ответы Св. Синода на вопросы по брачному праву, сделанные ему комиссиею составления законов в 1809–1810 гг. XIII. Замечания св. синода на проект гражданского уложения 1810 г.     Известно, что Кормчая книга имела обширное и разностороннее значение в истории русского права – церковного, гражданского, уголовного и государственного. Но полнота научных исследований в нашей учебной литературе о кормчей книге, как относительно целого ее состава, так и частей, далеко не соответствует той важности, какую имела она в истории русского права. В кормчей книге содержится не мало таких статей, относительно которых нет в нашей литературе исследований ни об историческом их происхождении, ни об историко-юридическом значений в нашем праве, ни о каноническом их достоинстве. К числу таких статей относится и 50-я (по спискам патриархов Иосифа и Никона 51-я) глава „О тайне супружества». Между тем, эта глава в истории русской кормчей книги и источников русского церковного права вообще и брачного права в частности имела важное значение, которое отчасти удерживает она за собою и по настоящее время. Предлагаемым исследованием мы стараемся восполнить пробел, существующий в нашей литературе относительно 50-й главы кормчей книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Отец Александр и матушка Ирина Веденкина ЦВ 11 (432) июнь 2010 /  11 июня 2010 г. Кто примет дитя во имя мое... В семье отца Александра и матушки Ирины Веденкиных растут девять детей: четверо своих и пятеро приемных — таких разных, но одинаково любимых и согретых лаской, заботой, теплом домашнего очага. Сегодня появление в семье стольких детей для супругов — настоящее чудо. А ведь чуть более десяти лет назад ни он, ни она не думали даже об узах брака, желая посвятить себя Богу. Но, очевидно, их безграничная любовь к людям нужнее была здесь, в миру, где так много нуждающихся в самом насущном: нежном прикосновении, добрых глазах, заботливых руках, ласковом слове... Все это Всевышний через семью Веденкиных подарил брошенным детям, беззащитным перед лицом беды. Ирина Георгиевна, получив педагогическое образование, преданно отдавала себя детям. Будущий отец Александр, окончив медицинское училище, работал в кардиореанимационном отделении районной больницы и дежурил на скорой помощи: сутками не отходил от тяжелых больных, часами беседовал с их родственниками, мчался на очередной вызов… Самые сложные выезды, после которых сердце кровью обливалось, были в детские больницы и Дома ребенка. Мысль взять малыша приходила молодому медику не раз, но не хватало уверенности в своих силах. Когда отец Александр учился уже на втором курсе духовной семинарии и был чтецом в ломоносовском соборе Архангела Михаила, судьба подарила ему встречу с той, которая вскоре станет матушкой Ириной. Потом было венчание, рукоположение в диаконы, священники и направление в Лугу. Долгожданных первенцев Господь подарил Веденкиным, когда они почти потеряли надежду стать родителями. В честь любимых святых, Ксении блаженной и Серафима Саровского, они и назвали своих деток. Часто матушка Ирина прогуливалась с малышами мимо Дома ребенка, и всякий раз ее сердце сжималось при виде брошенных родителями детей. Когда отец Александр приходил их крестить, они спрашивали: «Ты мой папа?» Решение принять в семью ребенка пришло само: «Разве третий будет помехой там, где есть уже двое? Гуляем с двумя, будет рядом еще один».

http://e-vestnik.ru/society/kto_primet_d...

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Волоколамский Иларион: Важно сохранить уникальный характер Иерусалима как христианского, духовного и паломнического центра Источник:  Официальный сайт Московского Патриархата 16 декабря 2017 года в передаче " Церковь и мир " , выходящей на телеканале " Россия-24 " по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. Е. Грачева : Здравствуйте! Это программа " Церковь и мир " , в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка! Митрополит Иларион : Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Е. Грачева : Владыка, в Москве прошел Архиерейский Собор, который привлек большое внимание журналистов. Он был приурочен к 100-летию восстановления Патриаршества в нашей стране. Хочется подвести его итоги. Что нового было принято на Соборе? Например, многие журналисты обратили внимание на то, что в документе о венчании говорится о не благословении Церковью однополых браков. Я в этом ничего нового не нахожу, ведь позиция Церкви была на эту тему давно сформулирована. Что именно появилось нового? Митрополит Иларион : Ничего принципиально нового мы не сказали, но мы и не планировали сказать. Но в этих документах мы прояснили те вопросы, которые оставались неясными, и по которым у разных священнослужителей были разные мнения. Например, документ о браке. Естественно, что мы в этом документе говорим, что брак – это богоустановленный союз мужчины и женщины. Естественно, что мы говорим, что Церковь не признает и не признает ни при каких обстоятельствах так называемые однополые союзы в качестве браков, и соответственно не будет их благословлять. Но в то же время мы касаемся и разного рода канонических аспектов брака. Например, какие браки учитывать при определении, является ли брак вторым или третьим. Некоторые люди считают, что при подсчете должны учитываться только венчанные браки, то есть, если, например, человек состоял в двух венчанных браках, а еще в двух невенчанных браках, но зарегистрированных, он с точки зрения таких людей может получить церковное благословение на третий брак. Так вот Церковь сейчас прояснила, что учитываются все зарегистрированные браки. Соответственно, у такого человека, если он был в двух венчанных и двух невенчанных браках, следующий будет не третий, а пятый.

http://religare.ru/2_114595.html

Правда ли, что для святых отцов и ранних христиан природа была одним из средств приобщения к Богу или это искаженное толкование писаний? Ответы священников на вопросы Проекты «Правмира» Ежедневное интернет-издание о том, как быть православным сегодня Мы ответили на 15922 вопросов Опубликованы ответы на 2464 вопросов Навигация Учение Церкви Священное Писание Ветхий Завет Новый Завет Вопросы о Церкви Календарь Праздники Вопросы о Боге Таинства Церкви Крещение Имена Крещен ли я? Крещение детей Крестные родители Соборование Венчание Исповедь Духовный отец Епитимия Причастие Таинство священства О священниках Пост Праздник в пост Постная пища Детский пост Смысл поста Послабления поста Супружеские отношения в пост Святыни Икона Нательный крест Святая вода Святые Символика Церковный этикет Церковные каноны Храмы и монастыри Монашество История Церкви Церковная свеча Священное Предание и церковная традиция Толковый словарь Человек Брак и семья Знакомство. Поиск супруга Взаимоотношения до брака Отношения в семье Измена Рождение и воспитание детей Церковная жизнь детей Дети и современный мир Вопросы воспитания Неверующие близкие Внебрачная связь Второй брак беременность Аборт, прерывание беременности и нерожденные дети Беременность и Церковь Вдовство Усыновление Брак с иноверным Развод Бесплодие Супружеская близость Брак с инославным Одиночество Отношения с окружающими Духовная жизнь На пути к Церкви Добродетели Беснование Помыслы Грехи и греховные зависимости Уныние Блуд Что считать грехом? Курение Алкоголизм Наркомания Гомосексуализм Обида Наказание или испытание? Духовный рост Черты характера Молитва Молитва об усопших Богослужение. Церковная молитва. Иисусова молитва Молитва об инославных и иноверных Домашняя молитва Кому молиться? Молитва о некрещеных Молитва о самоубийцах Здоровье Психология Творчество Смерть Погребение Самоубийство Поминовение усопших Общество Работа Литература СМИ Телевидение Интернет Братья наши меньшие Спорт Наука Музыка Благотворительность. Милосердие Кино и театр Образование Политика История Паломничества и путешествия Религии Секты Инославие Католицизм Протестантизм Старообрядчество Армянская Апостольская Церковь Иноверие Ислам Буддизм Индуизм Иудаизм Язычество Православие Смена вероисповедания Оккультизм и суеверия Оккультизм Астрология, нумерология Суеверия Магия, колдовство Сновидения Ясновидение Знахарство, целительство, экстрасенсорика Гадания Задать вопрос священнику Наши священники протоиерей Александр Ильяшенко протоиерей Михаил Самохин священник Александр Петров священник Антоний Лынов священник Антоний Скрынников священник Дионисий Свечников священник Игорь Дудко священник Филипп Парфенов Правда ли, что для святых отцов и ранних христиан природа была одним из средств приобщения к Богу или это искаженное толкование писаний? Доброго времени суток! Недавно я прочла в Интернете статью о взаимосвязи христианства и экологии.

http://pravmir.ru/vopros-otvet/pravda-li...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные предметы — предметы, используемые при совершении богослужения. Агнец евхаристический – четвероугольная частица, вырезаемая из просфоры и пресуществляющаяся во время литургии в Тело Христово для причащения православных христиан (названа так в честь Агнца Божия – Иисуса Христа). Аналой (греч. «подставка под книгу») – высокий, вытянутый вверх четырехгранный столик с пологой доской для удобства читать стоя богослужебные книги или прикладываться к иконам, положенным на него. Антидор (греч. – вместо дара) – части просфоры, из которой был вынут Агнец евхаристический для совершения таинства причащения. Раздается верующим по окончании литургии. Антиминс – (греч. – вместо и лат. престол) – четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. Артос (греч. – хлеб) – хлеб, который освящается с особенной молитвой в день  Пасхи . Всю Светлую седмицу он хранится в храме, а в пасхальную субботу раздробляется (разрезается на небольшие кусочки) и раздается как святыня. Артос напоминает верующим о том, что Спаситель воскрес и пребывает с нами. Богослужебные книги – книги для совершения богослужений, содержащие чинопоследования служб и богослужебные (уставные) указания. Подразделяются на священно-богослужебные и церковно-богослужебные. Венцы – короны из цветного металла, возлагаемые на жениха и невесту во время венчания – Таинства Брака. Воздух – прямоугольный плат, который возлагается на дискос и потир во время литургии. При чтении Символа веры священник поднимает воздух и колеблет его над Святыми Дарами. Это священнодействие совершается в знак веяния над ними Святого Духа. Дароносица – один из малых священных сосудов, металлическая шкатулка, в которой переносят Святые Дары для причащения больных в домах и больницах. Дарохранительница – металлический напрестольный священный сосуд, в котором хранятся запасные Святые Дары для причащения умирающих и тяжелобольных или для литургии преждеосвященных даров. Изготовляется в виде часовни Гроба Господня.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-predmety

Разделы портала «Азбука веры» Императрица Александра Феодоровна " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Государыня Александра Федоровна: 20 мыслей о браке и семейной жизни Императрица Александра Феодоровна В Избранное ( 13  голосов:  4.2 из  5) Предисловие Для меня эти выдержки из записей Императрицы Александры Феодоровны явились подлинным откровением. Насколько много ныне встречается духовных сочинений, посвященных монашеству, настолько скуден перечень книг, которые знакомили бы современного читателя с христианским осмыслением супружества. А между тем большинство христиан избирают путь венчанного брака, именуемого святыми Отцами “пристанью целомудрия”. Не станем скрывать, самая жизнь наша проводится в заботах о снискании насущного хлеба, взаимная ограниченность и греховность супругов часто накладывают свой заметный отпечаток на взаимоотношения мужа и жены. Постепенно скудеют, ущербляются те чувства, которые делали влюбленных самыми счастливыми существами на свете, меркнет свет жертвенности и рыцарства, повседневность обесцвечивает общение супругов. Они подчас ощущают себя бурлаками, чрез силу влекущими баржу семейного бытия. Не то, очевидно, было достоянием опыта венценосных Николая и Александры. Врожденное благородство, чистота чувств и намерений сочетались с сознательным и продуманным усилием сохранять и оберегать тот союз, который стал поистине образцом для верноподданных и был запечатлен в завершение жизненного пути мученическим подвигом. Для нас всего важнее то, что Александра Феодоровна, читая книги, выписывает из них наиболее созвучное ее собственному супружескому опыту. Очевидно, под ее руками лежали различные сочинения и по жанру, и по содержанию. Философские размышления, этика супружества, поэзия, духовные изречения – все составляло пищу для ее богомыслия. Думаем, что далеко не каждый из изучаемых ею авторов был православным, но душа Царицы, умевшей любить “так искренно, так нежно”, с христианской мудростью и рассудительностью извлекала перлы нравственных сентенций и максим, более всего говоривших ее женскому сердцу.

http://azbyka.ru/semya/gosudarynja-aleks...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Рождение христианской семьи совершается по благословению Церкви, которая соединяет двоих в единое целое в таинстве венчания. О такой семье существует особое Божие промышление, так как в основании ее лежит евангельская заповедь о любви. Что нужно знать христианину об этом церковном таинстве, как к нему подготовиться? Об этом и будет наш рассказ, предназначенный жениху и невесте, готовящимся к свадьбе, или не венчанным супругам, прожившим бок о бок быть может до самого золотого юбилея. Им всем мы предлагаем задуматься над простым вопросом, который так хорошо знали наши прапрабабушки и прапрадедушки — для чего люди венчаются? Почему венчание преследовалось врагами Церкви? Многие из наших читателей если и не присутствовали при совершении церковного венчания, то непременно имеют о нем представление по многочисленным кинофильмам. Прежде всего вспоминается царевна-невеста в белоснежном подвенечном уборе. Горящие свечи, ликующие песнопения и церковные молитвы. Торжественное шествие за священником вокруг аналоя под сенью царственных венцов. Падающий с неба колокольный перезвон, славящий союз любви. Множество цветов и поток радости, переливающийся через край этого особенного дня, когда пред Богом и людьми двое впервые предстали как муж и жена. Старшее поколение еще помнит, как совершалось торжественная регистрация во дворце бракосочетания или районном загсе в сопровождении свадебного марша Мендельсона. И лишь немногие после загса осмеливались венчаться тайком… К делам давно минувших дней теперь относят эпоху лютых гонений на Церковь : разрушение храмов, преследование духовенства, искоренение самой веры. Не кровоточит наша память, встречаясь с фактом недавней действительности, когда один предприимчивый вождь народа самонадеянно «пророчествовал», как «покажет по телевидению последнего попа». Так действовали враги Христа, последовательно воплощая в жизнь свой чудовищный план разрушения России — оплота православия. Попрана самодержавная власть, оклеветана и расстреляна семья последнего государя российского, чтобы навсегда исчезли с лица земли и памяти нашей их иконописные лики, данный нам на веки истинный образ христианского брака. Начинает утверждается сатанинский разрушительный стереотип человеческих отношений. Иродиада становится идеалом новой женщины.

http://azbyka.ru/o-venchanii-dlya-chego-...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Таинство брака “Брак есть Таинство, в котором, при свободном пред Священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковию, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей” . О том, что брак действительно является Таинством, свидетельствует ап. Павел: “… оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика…” ( Еф.5:31—32 ) В христианском понимании брак не есть средство для достижения некоторых целей, например, продолжения человеческого рода, но цель в себе. Брак в христианстве имеет и особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь “одной плотью” ( Быт.2:24 ; Мф.19:5-6 ), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства. Христианскую семью называют “малой Церковью”, и это не просто метафора, но выражение самой сущности вещей, ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, “большой семье”, — единение в любви по образу Лиц Пресвятой Троицы. Основная цель жизни человека — услышать обращенный к нему призыв Божий и ответить на него. Но для того чтобы ответить на этот зов, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность “ради того, чтобы жизнь могла осуществиться как любовь и самоотдача” . Поэтому христианский брак не удаляет человека от Бога, а приближает к Нему. Брак в христианстве рассматривается как совместный путь супругов в Царствие Божие.

http://azbyka.ru/katehizacija/podgotovka...

Разделы портала «Азбука веры» Священник Владимир Сухих " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Священник Владимир Сухих: «Мы должны верить в человека, потому что в него верит Бог» Священник Владимир Сухих В Избранное ( 1  голос:  5.0 из  5) О том, как правильно пережить период семейных конфликтов в самые трудные, первые, годы семейной жизни рассказывает священник Владимир Сухих. Когда невиновных нет – Отец Владимир, вы сказали, что трудности в браке испытывают как обычные пары, так и венчанные. А как вы с женой пережили этот период? – Первый год был самым тяжелым, поскольку это тот этап в жизни семьи, когда супруги «притираются», привыкают к особенностям друг друга, распределяют семейные обязанности, вместе учатся преодолевать новые трудности, которых не было до брака. Я, признаться, часто злился… Когда жена забеременела, а потом родился первый ребенок, стало еще сложнее. Но уже ко времени рождения второго ребенка, как ни странно, нам стало легче. Сегодня у нас трое детей, и психологически нам комфортнее, чем раньше. – А как достичь этого возрастания? – Через исправление своей жизни по заповедям Христовым. Человек, как правило, унывает не от самих трудностей, а оттого, что не понимает, зачем они. Верующему все понятно. Он терпеливо переносит тяготу, потому что знает: так он учится любить; так он перерождается из эгоиста в подлинного человека, живущего по примеру создавшего его Бога. – Как же преодолевать раздражение и не срываться на любимого? – С Божьей помощью, которую надо призывать молитвой. Человек раздражается, гневается, кричит, говорит оскорбительные слова, потому что в данный момент он в определенном смысле слова себе не принадлежит. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что всякий грех – это малое беснование, то есть следствие воздействия на человека врага нашего спасения и выполнение человеком его воли. Христианин это знает и в момент, когда охватывает ярость или подкатывает желание высказать все, что накипело, молится: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!».

http://azbyka.ru/semya/svjashhennik-vlad...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010