1 Кор 3:18) 18 . Также он еще речет: Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы (1 Кор 14:20). Ибо Бог хочет, чтобы [христиане] в отношении земного были безумными, а в отношении небесного — разумными. Ведь противник наш диавол (1 Пет 5:8) разумен на злое и нам должно разумно подступать к нему, чтобы победить злохудожные помыслы его. Поэтому Спаситель говорит в Евангелиях: Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф 10:16). Ибо тот, кто называется Им мудрым, искусно творит волю Божию и соблюдает Его заповеди. 5. Смиренномудрие есть великое лекарство спасения. Ибо сатана не вследствие блуда или прелюбодеяния, или воровства был низвергнут с небес, но гордость низринула его в преисподнейшие части бездны. Ибо он сказал так: Взойду и поставлю престол мой пред Богом и буду подобен Всевышнему 19 . За эти слова он был низринут и уделом его стал огонь вечный. Стало быть, гордость — в диаволе, смиренномудрие — во Христе 20 . Ведь и Сам Господь говорит: кто хочет между вами быть б ольшим, да будет вам слугою (Мф 20:26). Ибо Он есть Бог смиренных. 6. Сильно возлюбим пост, ибо великим оплотом являются пост, молитва и милостыня; они от смерти избавляют человека. Ведь как через снедь и непослушание Адам был изгнан из рая, так через пост и послушание опять входит в рай желающий [этого]. И ты, дева, украшай этой добродетелью свое тело — и угодишь Небесному Жениху. Ибо сочетающиеся с миром и украшающие тела свои фимиамами, благовониями и благоуханиями, облачающие их в роскошные одеяния и в золото для того, чтобы угодить людям, Богу угодить не могут. Христос ничего этого не требует от тебя, но требует только сердца чистого и тела неоскверненного и смиренного постом. Если же придут некоторые [к тебе] и скажут, чтобы [ты] часто не постилась, дабы совсем не ослабнуть, — не слушайся их, поскольку враг внушает им это. Помни написанное, а именно: [что произошло], когда Даниил и три отрока попали в плен к вавилонскому царю Навуходоносору; с ними были и другие отроки. И царь повелел им есть от трапезы его и пить от вина его.

http://pravmir.ru/o-devstve-ili-o-podviz...

2,34–35). И сказав, и предвестие все это, сей почтенный старец еще раз поклонился Сыну и Матери, а затем ушел в свое уединенное жилище, возлег на одр и предал дух свой Богу. Дивный и благословенный старец Симеон, память которого Церковь отмечает в попразднество Сретения. Но и этим все не окончилось. Пока два голубя испекались на жертвеннике, появилась в храме и необычная старица, Анна, дочь Фануилова, достигшая глубокой старости, прожившие мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2,36–37). Иссохшая старица — скорее дух, чем плоть — увидев и услышав все происходившее в храме, прославила Бога, а затем пошла и — как женщина — разгласила эту весть по всему Иерусалиму. Докатилась сия новость и до ушей царя Ирода. Доносчики сообщили ему, что слышали от старицы о происшедшем в храме. И Ирод донельзя разъярился. Это был сороковой и последний день, когда Иосиф обязан был исполнить наказ Ангела: Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет (Мф. 2,13). Больше нельзя было медлить ни минуты. И они спешно отправились из Иерусалима в Египет по прямым и объездным дорогам, [спасаясь] от уже занесенного меча Ирода. А этот царь Ирод, нареченный «великим» за свою «культурную» деятельность, заслонявшую его злодейскую натуру, был уже старым и больным. Чувствовал он, что никто и ничто не может избавить его от близкой кончины — ни римский цезарь, которому посылал он богатые подарки, ни иудеи, для которых обновил он храм в Иерусалиме, ни сказочно красивый дворец в Иерихоне, ни скопленные богатства, ни горячие купальни на берегу Мертвого моря, устроенные им для лечения мучившей его подагры. И когда уразумел он, что все это не сильно спасти его от смерти, то, по сатанинскому наущению, захотел погубить всех, кто обрадовался бы его уходу из жизни — начиная с собственных домочадцев и кончая новорожденным Царем в Вифлееме. Взбесившийся от досады, что мудрецы–звездочеты обманули его, а сверх того, услышав о событии, имевшем место в храме, отправил он палачей — и те перебили тысячи детей от двух лет и ниже в Вифлееме и во всех его окрестностях.

http://predanie.ru/book/217172-edinyy-ch...

2. Каково учение о. Порфирия о духовной жизни? Оказывается, " два пути ведут нас к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Многие люди избрали суровый путь, и " пролили кровь, чтобы принять Дух " , доколе не достигли великой добродетели. Я нахожу, что самый краткий и верный путь – это путь любви. Им следуйте и вы... " (с. 204). Что же это за легкий, краткий и верный путь любви, который так искусительно противопоставляется о. Порфирием пути суровых сражений против зла? Его путь действительно " легкий " : " Не боритесь за то, чтобы изгнать тьму из клети своей души. Проделайте маленькое отверстие, чтобы проник свет, и тьма исчезнет. То же в отношении страстей и немощей. Не воюйте с ними, но преображайте в силу, презирая зло... Не нужно ни диавола бояться, ни ада – ничего. Должна царствовать любовь ко Христу... Оставьте все немощи, чтобы не узнал о них супротивный дух и не стал мучить вас и погружать в уныние. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них... И не говорите: " Боже мой, освободи меня от того-то " , – например, от гнева, тоски. Не хорошо молиться или думать о какой-либо определенной страсти... Не сражайтесь с искушением напрямую, не просите, чтобы оно ушло, не говорите: " Убери его, Боже мой! " " (с. 204). И так далее. Все это звучит как прямое отвержение Евангелия Христова, отвержение всего учения Церкви о духовной жизни христианина! Господь заповедует бороться с грехом до крови: " И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее... И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее... И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную... " (Мф. 9, 43-47). Церковь Великим постом призывает с земными поклонами молиться об очищении от праздности, уныния, любоначалия, празднословия, осуждения.... А о. Порфирий: " Оставьте все немощи. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них. И не говорите: " Боже мой, освободи меня от того-то " , – например, от гнева, тоски. Не хорошо молиться или думать о какой-либо определенной страсти " ! Поэтому совсем не удивительно, что на этом легком пути у о. Порфирия отсутствует главнейшее в духовной жизни – покаяние, о котором все святые Отцы учат, что " нет конца покаянию до самой смерти и для малых, и для великих " (преп. Марк Подвижник); " нет ни одной добродетели, высшей покаяния. Делание его никогда не может достигнуть совершенства " (св. Исаак Сирин); " покаяние – единственная дверь, посредством которой можно о Господе обрести пажить спасительную. Вознерадевший о покаянии чужд всякого блага " (свт. Игнатий).

http://religare.ru/2_47168.html

2 . Установил Таинство Причащения Сам Иисус Христос и причастил в первый раз Своих учеников-Апостолов на Тайной вечере накануне Своих страданий. Сначала совершил Он с ними в последний раз ветхозаветную пасху, и затем установил это Таинство, как новозаветную пасху, или бескровное жертвоприношение, которое всегда напоминало бы верующим о Его спасительных страданиях и смерти и чрез которое они могли бы пребывать в теснейшем общении с Ним и чрез это освящаться. Установил Господь Таинство Причащения следующим образом. Он взял хлеб, благословил его, преломил и, подавая ученика, сказал: Приимите , ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое (т. е. которое за вас и за весь род человеческий приносится в жертву) во оставление грехов. Затем взял чашу с вином и подал ученикам, говоря: пейте от нее все, сия бо есть Кровь Моя Нового Завета (т. е. возобновляемого с Богом чрез страдания и смерть), яже (которая) за вы и за многия (всех людей) изливаемая (проливаемая на кресте) во оставление грехов ( Мф.26:26–28 ). Затем Господь прибавил: сие творите в Мое воспоминание ( Лк.22:19 ). 3 . Таинство Причащения составляет главную часть христианского Богослужения, так называемую Литургию, и совершается в храме или церкви на престоле. 4 . Литургия – слово греческое и значит „общественное Богослужение“. Храм, где совершается Литургия, как равно и другие христианские Богослужения, называется церковью, потому что в него для молитвы собираются верующие, которые составляют Церковь . Престол, это – трапеза или стол, устраиваемый в храме, в алтаре, для совершения Таинства Причащения. Престолом называется этот стол потому, что на нем Иисус Христос, как царь, таинственно присутствует. 5 . По заповеди Спасителя, Апостолы собирались ежедневно с верующими для совершения Таинства Причащения и, несомненно, установили чин совершения его – названный Литургией. Святой апостол Иаков, бывший первым епископом Иерусалимским, записал чин совершения литургии. Но в первые три века христианства, когда оно подвергалось гонениям со стороны иудеев и язычников, чин этот передавался устно и заучивался на память, из боязни обнаружить тайну христианского Богослужения язычникам. В IV веке уже открыто явились написанные чины литургии: святителя Василия Великого , сокращенный из чина литургии апостола Иакова, и святителя Иоанна Златоустог о, сокращенный из чина литургии Василия Великого , а в VI веке явился третий чин литургии Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова , папы Римского, который совершается Великим постом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

—377— нуждая себя к исполнению заповедей Христовых, понуждая себя на пост, молитву и добрые дела. В этот вечер мы собрались по традиции в нашем святом храме так же, как и многие столетия назад в древней Церкви православные христиане собирались накануне Святой Четыредесятницы, чтобы испросить друг у друга прощения. Прежде чем вступить на великопостное поприще, на поприще особо напряженного духовного делания, нам надлежит простить друг друга, примириться друг с другом, ничего не держать на душе против других. Нам надлежит испросить прощение у своих духовных наставников и руководителей, близких и родных, товарищей, однокурсников, сослуживцев. В Евангелии от Матфея, которое читалось сегодня утром за Божественной Литургией, мы слышали: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар свой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом своим...» 844 . Итак, прощение ближнего является непременным и необходимым условием для того, чтобы мы принесли Богу жертву хвалы, жертву от начатков всего, что мы имеем, принесли чистый дар, состоящий из молитвы и прочих внешних и внутренних подвигов. Прощение ближних позволяет нам достойно вступить на поприще поста, на протяжении которого мы призваны приготовить и принести Богу этот дар. А в другом месте у того же евангелиста сказано: «Если вы прощаете согрешения ближним, то Отец ваш Небесный простит вам согрешения ваши. И если вы не прощаете согрешений ближних, то и Отец ваш Небесный не простит ваших согрешений» 845 . Таким образом, в прямой зависимости от того, прощаем ли мы согрешения нашим ближним, стоит прощение наших собственных грехов. Прощение ближнего не означает нашего собственного не- —378— медленного прощения, но позволяет нам вступить на путь покаяния и плача, путь очищения пред очами строгого, и в то же время милостивого Судии. Прощение ближних позволяет нам принести достойный «плод покаяния» 846 в уготованное для нас Великим постом «время покаяния». Каждый из нас обязан всегда и особенно в предстоящие святые дни поста стремиться к обретению нелицемерного покаяния и прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? Или жаждущим и напоили? 38 Когда мы видели Тебя странником, и приняли? Или нагим, и одели? 39 Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: поскольку вы сделали сие одному из братьев моих меньших, то сделали Мне. 41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. 42 Ибо алкал Я, и вы не дали мне есть; жаждал и вы не напоили Меня; 43 Был странником, и не приняли Меня; был наг и не одели Меня; болен и в темнице; и не посетили Меня. 44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! как мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным или в темнице, и не послужили Тебе? 45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам, поскольку вы не сделали одного из сих меньших; то не сделали Мне. 46 И пойдут сие в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. (Неделя эта называется мясопустной потому, что ею оканчивается мясоястие пред великим постом. По двум дням поста, середе и пятнице, чем отличается неделя эта от предшествовавшей, сплошной и последующей сырной, в просторечии называется она пестрою). Ст. 33. Почему Господь уподобляет праведников овцами, а грешников, козлам? По сходству свойств: овцы – животные чистые, кроткие, незлобливые, покорные, терпеливые, каковыми по свойствам бывают праведники; а козлы – животные нечистые, злые, горделивые, каковыми по свойствам бывают грешники. Ст. 35–36, 42–43. Почему на суде Господь не упоминает о вере и не указывает на другие добродетели праведников, кроме милосердия, равно не указывает на другие пороки грешников, кроме милосердия? вере не упоминает Господь на суде, потому что она уже предполагается самыми делами любви, которые суть плоды веры. Господь не указывает на другие добродетели праведников, кроме милосердия, равно как и на другие пороки грешников, кроме милосердия: потому что добродетель милосердия выше всех добродетелей, и кто имеет ее, тот не имеет и другие; так равно и наоборот, порок немилосердия больше всех пороков, и кто имеет его, тот имеет и другие пороки. Алкал Я, т. е. когда у меня не было хлеба и я просил милостыню. Был странником: на востоке, где гостиницы были очень редки, а путешествие было особенно утомительно по жаркому климату, гостеприимство считалось особенно важною добродетелью. Был наг, т. е. одет дурно, недостаточно для прикрытия тела от жары и холода. Таковые у евреев назывались нагими.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

6. Священство Суть Таинства: Через возложение рук епископа верующему дается благодать совершать Таинства. Главное священнодействие: Рукоположение совершается во время Литургии. В завершение чина ставленника одевают в облачение, соответствующее его новому сану, при этом архиерей (или собор архиереев), совершающий Таинство, возглашает «Аксиос!» (греч. – «достоин»), на что священники и хор отвечают троекратным «Аксиос!» – «достоин!». 7. Брак Суть Таинства: Благословение супружества как совместного пути к Богу. Главное священнодействие: Во время совершения Таинства Венчания священник возлагает на головы жениха и невесты венцы, трижды произнося прошение: «Господи Боже наш, славою и честью венчай их». 9. Другие Таинства и обряды Выше мы говорили о трех Таинствах: в первом разделе Катехизиса – о Крещении и Миропомазании, в предыдущей главе третьего раздела – о Евхаристии. Нам осталось поговорить о четырех других Таинствах, а также о некоторых церковных обрядах. 9.1. Исповедь Покаянием, или Исповедью, называется Таинство, в ходе которого верующий называет свои грехи, а священник от имени Бога объявляет об их прощении. Многие люди не видят собственных грехов и недостатков. Отсутствие способности критически себя оценивать (при одновременном гипертрофированном внимании к недостаткам других людей) – весьма распространенная духовная болезнь. О ней Господь Иисус говорил: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» ( Мф.7:3–5 ). Эта болезнь врачуется покаянием. Покаяние – не несправедливое самоосуждение или самобичевание: оно требует трезвого, здорового, но критичного взгляда на самого себя. Такой взгляд трудно приобрести без помощи Божией. Вот почему в одной из молитв, читаемых Великим постом, говорится: «Господи... даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» («Господи, дай мне видеть мои грехи и не осуждать брата моего»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

I. Страдания Христа и страдания Церкви Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? ( Мк.14:37 ) Настоящую неделю, называемую Страстною Седмицею, Святая Церковь посвящает воспоминаниям о страданиях Христа. Девятнадцать веков уже прошло со времени голгофской драмы, но история страданий Господа всегда нова для сердца христианина и всегда служит источником духовного назидания. Хорошо знает это наша Церковь , а потому каждый год Великим постом представляет эту историю пред наши взоры. Таким образом, страдания Христовы, так сказать, увековечены и, пока существует Церковь , никогда не придут в забвение. Но они не могут быть забыты и в другом отношении и по другой причине. Страдания Христа продолжаются в страданиях Церкви Христовой. Эта Церковь есть тело Христа, а потому ее страдания суть страдания и Христа. Широко поле этих страданий – оно простирается на весь земной мир. Хотя действующие лица в истории страданий Христа и страданий Церкви и различны, но самые страдания остаются одни и те же. При страданиях Христа мучителями были иудеи, книжники, первосвященники, Иуда, Пилат, Ирод и воины римские – в истории же страданий Церкви выступают совсем другие лица. Мы не будем указывать на имена их и вводить их в круг наших размышлений, а бросим только общий взгляд на их деятельность, чтобы извлечь отсюда для себя урок и назидание. На нынешний раз мы остановимся на спящих учениках Иисуса. Ночь. В безмолвной тишине этой ночи Иисус со Своими учениками идет из Иерусалима на гору Елеонскую. С этого священного места пожелал Он начать Свои страдания. Оставив учеников у подножия этой горы, Он идет далее, в глубь Гефсиманского сада, чтобы помолиться. Время грехов человеческих, горечь наступающих страданий, неблагодарность иудейского народа ложится всей своей невыносимой тяжестью на Его душу. Как бы желая найти для Себя некое подкрепление в участии учеников Своих, Он возвращается к ним, но находит их спящими. Из слов Его, так недавно еще сказанных, они знали, что Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, что они осудят Его на смерть и предадут в руки язычников, что эти последние схватят Его, заключат в оковы, распнут Его ( Мф.20:18 ). Они знали, что в эту именно ночь начнутся эти предсказанные Им страдания, причем один из них предаст Его, а другой отречется от Него. Все это хорошо знали они, и однако, когда наступил уже час этих страданий, когда, погруженный в смертельную тоску, Он просит их: побудьте здесь и бодрствуйте со Мною ( Мф.26:38 ), – они спят. Когда приблизился уже предатель, когда в ночной темноте засветились уже факелы и воины со спирою 59 подошли, чтобы взять и связать Его, и тогда они продолжают спать, так что Он Сам должен был сказать им: встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня ( Мф.26:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

• Каждый должен испытать себя, вспомнив вторую заповедь Божию: Не сотвори себе кумира... Апостол Павел так говорит об этом: Все мне позволительно, но не все полезно; все позволительно, но ничто не должно обладать мною. Пища для чрева, чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела. Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою своею ( 1Кор.1:12–14 ). Апостол Павел говорит: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание ( Гал.5:22–23 ). И напротив, дела греха это: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазн, ереси, ненависть, убийства, пьянства, бесчинства и тому подобное ( Гал.5:19–21 ). Сейчас мы часто говорим о том, что грехи наших отцов и дедов легли на нас. Это говорится хотя и не без пафоса, но все же вполне отвлеченно. Грехи легли вполне реально и зримо, и именно на наши души. Как же можно увидеть или почувствовать это? Это можно увидеть и почувствовать через меру своего личного грехопадения. Кто не видит своего греха – тот слеп. И в моем грехе – грех моего деда, прадеда, народа в целом, но и теперь уже не они грешат, а я принял этот грех, соединился с ним и грешу по своей воле. Поэтому не будем больше устраивать судилище палачам прошлого. Открой лучше свой грех Богу и тогда увидишь, что в сердце твоем наряду с добрыми пожеланиями, есть место и палачу, и убийце, и прелюбодею, и садисту. Вот именно поэтому Великим постом и читается дивная молитва иже во святых Отца нашего преподобного Ефрема Сирина : Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния и любоначалия, и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи, Царю даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. Конец и Богу слава! Вместо заключения Трагедия современной жизни в том, что из-под ног человека выбиты твердые основы нравственности и духовности. «Не плоть, а дух растлился в наши дни, и человек отчаянно тоскует», – блестяще сказано поэтом Ф. Тютчевым о состоянии современного человека. Тоска – безверие по потерянному Небу, Вере, неутвержденность человека на земле (отречение от традиционных культурных основ), – все это становится предметом пристального внимания священника-пастыря, стремящегося привести стадо словесных овец на цветущие обильные пастбища.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

     В сегодняшнем Апостоле мы слышали такие слова: «Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние» (Евр. 11, 24–26). Как видим, известная история с Моисеем получает у апостола Павла очень интересное осмысление. Прежде всего, рождается вопрос: почему жизнь Моисея при дворе фараона названа «греховным наслаждением»? Ведь он не делал там никакого греха. Златоуст отвечает на этот вопрос так: «Грехом называется здесь нежелание страдать вместе с другими» (толк. на Евр. 11). О, тогда все становится понятней. Действительно, жить в полном довольстве и сытости, когда ближний твой притесняется и угнетается, – это грех. Такая мысль очень полезна для нас в великопостное время. Всякое наслаждение, дозволенное Богом и в обычное время не греховное, становится греховным в суровые дни поста и покаяния. Всему свое время под солнцем. Великим постом всякому крещеному человеку просто стыдно не поститься, потому что постится вся Церковь. Когда миллионы людей ради Христа стесняют желудок, кладут поклоны, отказываются от развлечений, подымают молитвенный подвиг, надо иметь бесчувственное сердце, чтобы в эти дни не смирять каким-то образом и себя. Так что, братья и сестры, если кто-то из нас еще не начал поститься, давайте начнем это делать хотя бы по причине совести, из солидарности к другим верующим. Далее, апостол Павел продолжает говорить о Моисее: «поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища». Здесь речь принимает совсем неожиданный оборот. Почему скорби Моисея названы «поношением Христовым»? Моисея и Христа разделяют полторы тысячи лет. До Моисея о Христе толком никто ничего и не говорил. Откуда же такое словосочетание? «Поношение Христово в том, когда кто терпит поношение от своих, от тех, кому благодетельствует», – пишет Златоуст (там же). Когда мы терпим такое поругание и страдая прибегаем к Богу – это поношение Христово.

http://pravoslavie.ru/119951.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010