Дело в том, что люди, которые так говорят, что особого зла, мол, не делали, находятся в таком состоянии своеобразной самовлюбленности, они считают, что у них все нормально, и у них просто в жизни места для Бога не остается. Богу приходится разбивать такое состояние замкнутости человека, для того чтобы он пришел к Нему. Вот в этом цель. Человек просто живет в своей скорлупе, как улитка, и Бога не видит. И Бог вытряхивает человека из его скорлупы. Блаженный Августин замечательно сказал: «Милосерд Ты, Боже, Который разбивает все планы, которые я строил, чтобы я мог увидеть Небеса». Следующая заповедь гласит: « Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его » ( Исх.20:8-11 ). Заповедь делает обязательным почитание седьмого дня. Если в Ветхом Завете это была суббота, то сейчас, после того как Господь воскрес из мертвых и дал нам победу над смертью Воскресением из мертвых, мы почитаем за седьмой день воскресенье. Субботу мы тоже почитаем, например, в субботу и воскресенье мы не голодаем. Церковь запрещает ничего не есть в субботу и в воскресенье. Ну, понятно, кроме тех случаев, когда только нечего есть. В данном случае сознательные голодовки в эти дни запрещено устраивать. Человек, который постится в субботу и воскресенье, отлучается от причастия. В субботу и воскресенье, например, Рождественским постом, мы всегда едим рыбу. Великим постом мы в субботу и воскресенье едим кальмаров, крабов, креветок, постное масло. То есть мы всегда ослабляем пост, потому что выделяем как праздники субботу и воскресенье. В субботу и воскресенье уменьшается количество поклонов, в воскресенье вообще запрещено класть земные поклоны.

http://azbyka.ru/katehizacija/pyat-oglas...

И пост – это не время «можно – нельзя». Если пост низводится до этого понимания, то нет никакого поста, нет никакого пути, нет никакой встречи с Богом, нет никакой радости от поста, нет никакого переживания того, что ты сейчас в этот момент можешь... Как написано в Евангелии, которое читается перед постом: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.6:17–18 ). Прочтите эти несколько строчек, вдумайтесь в них. Если их человек не слышит, то нет никакого смысла вычленять, когда можно масло, когда нельзя... Сколько можно выпить вина или пива в такой-то день? Люди до безумия доходят иногда, всерьез воспринимая слова «с маслом и без масла». А если я в этот день масло поел, что теперь случится? Изысканный пост? Простите меня, но лучше есть сосиски и курицу Великим постом, чем дорогие изысканные морепродукты: устрицы, лобстеры, королевские креветки. Как стало приятно поститься в последнее время! Зашел в дорогой супермаркет, и все, нет проблем! Иоанн Златоуст пишет: «Те деньги, которые ты сэкономил во время поста, отдай бедным – вот это будет пост». А то, что ты перешел с одной еды на другую, – разве это пост? Может быть, конечно, и пост, если ты знаешь, что ты делаешь, если это дает тебе духовную пользу, ты становишься лучше, добрее, умнее. Ты ел котлетки, стал есть картошку, сэкономил деньги – отдал их нищим: тогда это пост! Мне кажется, столько всего сказано на эту тему. Но мало кто хочет об этом думать, потому что всех заботит один и тот же вопрос: «Что, батюшка, можно? Чего, батюшка, нельзя?» Великий пост. Победить страсть пожирания всего и всех 24 Самое очевидное Пост существует не только в культуре христианства, в культуре Православия, но и в культуре очень многих религиозных систем. Общее представление о посте, которое дает Википедия как справку, начинается именно с того, что пост – некое ритуальное воздержание от какого-либо рода пищи, и тут важна цель, ради которой это воздержание происходит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

Нагорная проповедь. Часть 3 (расшифровка) Сегодня у нас третья лекция (и последняя) на тему «Нагорная проповедь», и продолжим мы сегодня как раз с того места, на котором остановились. В прошлый раз мы с вами закончили на молитве «Отче наш», и поэтому сегодня начнем рассмотрение со следующего раздела Нагорной проповеди — это раздел 6 «прощение людей и пост», 6 глава, с 14 по 18 стихи. 14й стих, по сути дела, объясняет ту символику прощения как оставление долга, о котором мы говорили в прошлый раз, рассматривая молитву «Отче наш». Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших. Очень простая мысль. Здесь, как вы видите, Господь Иисус Христос предлагает прощать других для того, чтобы нам простил Бог, но на самом деле, если мы посмотрим на Священную историю в целом, то, как мы уже знаем, после Распятия и Воскресения Господа Иисуса Христа дело обстоит даже несколько иначе. То есть Бог для нас уже сделал всё, чтобы нас простить. Ибо так возлюбил Бог, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную , — говорит Иоанн Богослов в 3й главе. Итак, Бог нас прощает, но наша задача это понять, это осознать, это почувствовать в своей душе. Если только это поймем — как Бог нас прощает и как Бог нам помогает, тогда сможем найти в себе силы, найти себе волю для того, чтобы простить других людей — особенно ближних, которые рядом с нами и которые больше всего нам и досаждают. Сказав об этом, Господь переходит к теме поста. 16 стих: Также, когда поститесь, не будьте унылы как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою . Здесь надо сказать несколько слов о том, что имеется в виду под постом. Мы с вами знаем, что этот стих читается в последнее воскресенье перед Великим Постом — соответственно, мы с вами, когда говорим о посте и произносим это слово, тут же вспоминаем многодневные посты, и то, как тяжело нам их проходить.

http://azbyka.ru/video/nagornaya-propove...

Не простит нам Отец наш небесный наших грехов, если мы не станем прощать обид ближним, потому что мы, желая получить милость от Бога, сами в то же время оказываемся немилостивыми, а следовательно, злыми и неблагодарными перед Богом, и потому естественно лишаемся Его благости и милосердия. Евангельское требование о прощении обид ближним создало благочестивый обычай, в силу которого в это последнее перед Великим постом воскресенье православные христиане испрашивают друг у друга прощения, а отсюда и воскресенье это называется «прощальным». Вводя нас в спасительные и душеполезные дни Великого поста, Св. Церковь словами Самого Господа предостерегает нас далее в том же воскресном Евангелии от лицемерного исполнения поста только с внешней его, видимой стороны, без всякой заботы об исправлении своего сердца, мыслей, желаний и поступков. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постоящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.6:16–18 ). Смысл сего Евангельского изречения следующий: чтобы пост твой не был только кажущимся, делом показным, внешним, а был угоден Богу, для этого ты вместе с внешниим постом соедини и внутренний – наполни сердце твое пламенной любовью к Богу и ближним; омой слезами покаяния твою жизнь и во греховные нечистоты: тогда Отец за эти искренние тайные подвиги душевные воздаст тебе в День судный достойную награду явно, перед лицом Ангелов и всей вселенной. А так как главным препятствием к такой жизни служит наше пристрастие к миру и земным благам, то дальнейшими словами того же Евангельского чтения Господь предостерегает нас от увлечения мирскими пристрастиями, заключая это предостережение такими знаменательными словами: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.6:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij-Bob...

Необходимо поэтому знать, какие злые дела особенно тяжелы. Одни происходят от немощи, как, например, плотское сладострастие, оно может быть укрощено воздержанием в пище. Другие же злые дела, происходящие не от плотской немощи, но от некоей особенной злобы, как, например, грех зависти, ненависти, лакомства, грех, поедающий и потребляющий ближнего, – это грехи гораздо тяжелее всех первых. Ибо грехи плотского сладострастия – это грехи немощи человеческой, грехи же, происходящие от злобы, – это грехи сатанинской вражды. От них-то, то есть от грехов, происходящих от злобы, особенно необходимо воздерживаться христианину... Без этого второго поста, первый пост – ничто. Сам Бог в книге Своего пророка Исаии говорит: «В день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей... Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо» и прочее ( Ис. 58:3–6 ). Для того, как видим, нужно поститься от злых дел, чтобы перед Богом был благоприятен первый пост, пост в пище. Кроме того, потому еще необходимо воздержание от злых дел, что с грехами, со злыми делами, с нравами, состарившимися в грехах, невозможно войти в отверстое для нас Небо, в которое, по словам святого Иоанна Богослова, не может войти никакая скверна (1). Не великим ли считается у людей быть кому-либо постником, как, например, говорил и фарисей: «пощусь два раза в неделю» ( Лк. 18:12 ). Не велико ли быть кому-либо воздержником, не есть в пост рыбы или не только не есть рыбы в пост, но даже и в скоромные дни мяса и не пить вина? Не считаются ли такие сынами Небесного Царствия? Однако же и им иногда Господь с гневом отказывает: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу?» ( Ис. 58:5 ) (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Зло как нарушение Заповедей Божиих Откроем Священное Писание и увидим, что термин «зло» употребляется в двух смыслах. Первый и основной, которого нам и стоило бы остерегаться: зло как злодеяние, злоумышление, злые наветы и т.п.: В этом смысле зло есть противление Богу как абсолютному Добру, противление Божиим заповедям и установлениям, в том числе и собственной совести, как вложенному от Бога в нашу душу нравственному закону. Вот перед нами праведный Иосиф, проданный родными братьями в рабство. Он оказывается в Египте, где сталкивается с известным искушением. «И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною» (Быт. 39, 7). Всё просто и недвусмысленно. Но Иосиф решительно отверг подобное предложение: «Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт. 39, 9). Так, в данном случае злом, даже «великим злом», названо прелюбодеяние, то есть преступление Божией заповеди о целомудрии жизни и святости семьи. Удаление от Бога как Добра, Любви, Света и Чистоты есть зло А вот как Сам Господь определил, что же есть зло в собственном смысле: «Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7, 20–23). Зло – противление Богу и Его установлениям. Таково зло в собственном и буквальном смысле. Это та тьма, которая есть отсутствие света, и тот холод, который есть отсутствие тепла. Удаление от Бога как Добра, Любви, Света и Чистоты есть зло. Ясно, что подобное зло должно всецело искореняться. И если мы молимся, чтобы в душах людей воссиял свет добра, то никак не можем просить у Бога – Истинного Света, чтобы Он приложил кому-то зла – в смысле злоумышления и греха. Зло как бедствие Но вот, оказывается, встречается в Священном Писании и второй смысл термина «зло». Оно понимается еще и как злоключение, злополучие – в противовес благополучию. Большинство людей именно так и понимает зло. Это всё то дурное, плохое – неприятности, скорби, лишения, – что с нами случается в перипетиях несовершенного мира.

http://pravoslavie.ru/129806.html

К празднику Рождества Христова мы готовились сорокадневным постом, в течение которого много раз слышали благодатные и радостные ирмосы Рождественского канона. Вникнем в первый их них: " Христос раждается - славите, Христос с небес - срящите " . Христос рождается как Богочеловек и нисходит на землю, славимый немолчными голосами святых Ангелов. Вот уже готов Он вступить на землю. Устремимся навстречу Ему. " Христос на земли - возноситеся " . Вот уже Он, Божественный Младенец, в яслях вертепа Вифлеемского. В глубокой радости и ликовании вознесемся духом и мыслью на небеса. " Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися " . Верим, что великую радость Рождества Христова непостижимым для нас образом чувствует и вся земная тварь, и с великим веселием вторим ей. Вместе с пастырями и волхвами поклонимся Младенцу, лежащему в яслях, и принесем Ему в дар сердца наши, полные веры и благоговения. Возьмем же сердца наши и с трепетной любовью вознесем Ему, да прославит и Он нас в жизни вечной и бесконечной. Аминь. 1956 г. Благословенная ночь Слово на второй день Рождества Христова Святая благословенная ночь спустилась над блаженным Вифлеемом. Она была как будто похожей на все ночи: спали мирным сном все жители города и все множество народа, пришедшего на перепись. Дремали вифлеемские пастухи у спящих стад своих. Звезды небесные мерцали тихим светом, как всегда. А между тем такой ночи не было никогда от создания мира и никогда не будет, ибо в эту ночь в вертепе, в загоне для скота Пречистая Дева Мария родила Предвечное Слово, Господа нашего Иисуса Христа. Внезапно ночная тьма рассеялась и воссиял свет ярче всякого света. Пред пастырями предстал Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись они страхом великим. И сказал им Ангел: " Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныте родился вам в городе Давидовом Спаситель, Которым есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях " . И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога, и взывающее: " Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение " (Лк. 2; 9-14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2146...

Как же он, работник столь длительного воздержания и поста, и исполненный Божьей благодати палимый, как огнем, безмерным божественным рвением, и одновременно , печалуясь и страдая и безмерно скорбя о страшном прегрешении неблагодарных, безжалостных , – мог прикоснуться к еде и питью в тот день, когда он был исполнен горести и гнева и печали о народе злом и скверном, прежде не умолив за них (Бога) еще продолжающимся [постом] и раскаянием, без которого никто не может быть угоден Богу, (как) он знал (лучше) кого-либо другого? (О том), что/63а между его схождением с горы и восхождением прошел всего один день, в каковой он и скрижали сокрушил, и тельца истребил, и три тысячи скверных и злых мужей погубил ( Исх. 32:28 ), желая хоть немного утолить ярость и безудер И99 жный гнев Бога; (и что) он сразу же на следующий день быстро взошел на гору к Господу, прося за них, – послушай, что ясно говорят Книги: « было завтра, сказал Моисей народу: Вы согрешили грехом великим, и Б123 ныне взойду к Богу, чтобы помолиться о грехе вашем» ( Исх. 32:30 ). После этого сразу следует: «Возвратился же Моисей к Богу и сказал: Прошу Тебя! согрешил народ этот грехом великим, и сотворили себе богов. И ныне, если простишь им грех их, то прости; если нет, сотри меня из книги, в которую Ты меня вписал. И сказал Господь Моисею: если кто согрешил предо Мною, того сотру из книги Моей. А [теперь] иди/63б и веди народ этот в землю, которую Я тебе указал. И вот, Ангел Мой пойдет перед лицом твоим. А в день, в который посещу (их), наведу на них грех их. И поразил Господь народ за сотворение тельца, которого сделал Аарон» ( Исх. 32:31–35 ). Итак, «узри благость (и) Божию» ( Рим. 11:22 ), как говорит и ясно уразумей, что поистине «страшно впасть в руки Бога живого» ( Евр. 10:31 ) и согрешившим, но нераскаявшимся грешникам невозможно избежать праведного и немстительного /63в суда, даже если Он насылает его не сразу, как ясно видно из краткого слова. Итак, бесспорно, что богоносный и боголепный муж восемьдесят дней не прикасался , и, укрепляемый столь великой Б124 и предстательством Божиим, он стал Богом и Боговидцем и явил терпение и силу, превышающую человеческую природу, а был ли он «в теле или вне тела» ( 2Кор. 12:2 ), один Бог ведает, таким его сотворивший и сверх всякой меры прославивший.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правда, также освящен был и Иеремия, однако Иеремия не прорек в ней. Один Иоанн, будучи в утробе матерней, взыграл радостно ( Лк.1:44 ) и, не видя телесными очами, познал Владыку духом. Поскольку благодать крещения была делом великим, то надлежало быть великим и первому ее провозвестнику. 4 . Он крестил в Иордане; выходил к нему весь Иерусалим, принимая начатки крещения, ибо все наилучшие блага в Иерусалиме. Но знайте, иерусалимляне, каким образом выходящие принимали от него крещение: они исповедовали грехи свои. Сначала они открывали раны, потом он прилагал врачевства и тем, которые веровали, дарствовал искупление от вечного огня. И если ты сам хочешь увериться в том, что крещение Иоанново есть искупление от угрожающего огня, то слушай, что говорит он: порождения ехиднины! 2 , кто внушил вам бежать от будущего гнева? ( Мф.3:7 ). Итак, не будь более змеем, но как некогда был ты порождением его, теперь оставь, говорит он, образ прежней греховной жизни. Всякий змей, вползая в узкое место, оставляет старую чешую и через сжатие себя, скинув старость, молодеет телом. Так и ты, говорит он, взойди узкими и тесными вратами; изнурив себя постом, изгони то, что губит тебя. Совлекись ветхого человека с делами его (см. Кол.3:9 ) и скажи слова, находящиеся в песнях: Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его? ( Песн.5:3 ). Но нет ли кого-нибудь в вас лицемера, человекоугодника, только представляющего вид благочестия, а не от сердца верующего, лицемерящего с Симоном-волхвом, пришедшего не для того, чтобы получить благодать, но чтобы испытать то, что даруется? Да слышит и такие слова Иоанна: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф.3:10 ). Неумолим Судья – оставь лицемерие. 5 . Что же нужно делать, и каковы плоды покаяния? У кого две одежды, тот дай неимущему ( Лк.3:11 ). Тот, кто учил этому, стоит того, чтобы ему верить. Поскольку сам он первый и исполнял то, чему учил. Он говорил без зазрения, ибо совесть не упрекала его и не связывала языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

10, 22). Аминь. 1961 г. Слово за литургией Преждеосвященных ДаровО неосуждении Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего! Такие молитвенные прошения Церковь возносит ежедневно Великим постом, чтобы Господь очистил нас от греха осуждения ближних, ибо нет среди нас греха более распространенного, нежели этот. Осуждать ближнего, осмеивать и укорять его за недостатки и слабости, видеть и открывать в поступках своего собрата одно худое и низкое есть всеобщая слабость человеческого рода. Всюду один другого судит и осуждает. И при этом столь всеобщий и повсеместный сей недуг или вовсе не считается грехом, или считается грехом не важным. Церковь же многократным повторением молитвенного воззвания преподобного Ефрема к Богу желает привести нас к сознанию серьезности и опасности греха осуждения и вызвать в нас решительное намерение оставить сей грех. Осуждать ближнего за его поступки и действия значит браться не за свое дело, предвосхищать суд Христов. Право судить людей принадлежит одному только Богу. Ближний от нас ни в чем не зависит, ничем нам не обязан. Все мы принадлежим Богу, в Его руках жизнь и смерть людей. Мы - дети одного Отца Небесного, Который и наградил каждого человека различными дарованиями, душевными и телесными; следовательно, лишь Господь и вправе требовать от нашего ближнего отчета в том, правильно ли он пользуется данными ему талантами, не злоупотребляет ли ими во вред себе или ближним. Нам же не должно входить в разбирательство чужих дел, давать им ту или иную оценку. Апостол Павел так говорит об этом: Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом сто!ит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. Все мы предстанем на суд Христов. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше суд!ите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну (Рим. 14, 4, 10, 12-13). Также и в Ветхом Завете было сказано, что суд - дело Божие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1458...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010