5 февр. св. муч. Агафии 55 . Готфксий у Мая и Болотова У Анжело Мая 56 издан из древнейшего палимсеста Амвросиевой медиолан. библиотеки отрывок календаря, который, по мнению издателя, уступает разве календарю Дионисия Филокала (4 в.), но во всяком случае писан ранее 553 года, т.-е. ранее падения готфского царства в Италии. Отрывок заключает в себе будто конец июня и месяц июль во всем июле только пять памятей: июля 3 царя Константина (Констанция), 6 Дорофея, 15 Филиппа апостола (14 ноября), 19 40 дев постниц в Берии (1 сент.), 30 Андрея ап. (30 ноября). Можно посему заключать, что это был своеобразный календарь, отличавшийся в означении дней памятей святых, как от восточных, так и от западных календарей, как отличаются от них дошедшие до нас коптские календари. Профес. В. Болотов основательно доказал, что Анжело Май ошибся, приняв месяц ноябрь за июль, а октябрь за июнь, и восстановил часть этого месяцеслова, до нас дошедшую, в таком виде: 23 окт. в готфсвом народе многих мучеников и Фритарива (Фридерика), 29 окт. память мучеников, которые сожжены с Верекою папою и Батвием во время собора полной церкви в готфском народе. Они в правосл. месяцеслове 26 марта. Верека у нас Верк пресвитер, а Батвий – пресвитер Вафусий. В правосл. месяцесловах есть 29 окт. Савин воин готфин. Может быть, это Авип, что у нас 26 марта, но он сожжен, а не копьями убит. Ноября 3 Константина (то есть, Констанция, повровителя ариан, 3 ноября по Сократу Ц. Ист. II гл. 47). 6 Дорофея епископа (арианский епископ умер 6 нояб. 407 года по Сократу Ц. Ист. кн. VII гл. 6). 15 Филиппа апостола, 19 старцев в Берое 40 вместе. (По Болотову это 40 жен вдов мучениц в Гераклее, что в Иерон. мартиролог., а по нашему это они же 40 дев муч. македонских, что у нас 1 сент. Оне взяты в Маведонии, где есть Бериа или Берое (есть и во Фракии), и приведены на муч. в Гераклею (Фракийскую) при Ливинии. 29 ап. Андрея (во всех и древнейших 30 ноября) 57 . Алляциев и другие Алляцием издан календарь из бревиария (Богослужебной западной книги) ватиканской библиотеки 58 ; он не позднее 8 века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Зоя, преп. 5 в. 13 февр. Герман, преп. 5 в. Субб с. Востра, Востры, Востра, в Аравии. Тимон, ап. из 70, епископ. 30 дек. Антипатр епископ, 5 века. Субб. с. Врунтусиополь, Brundusium , в Нижней Италии. Левкий еп., исповедник при Коммоде. 20 июня. Гадара, в Келесирии. Закхей диакон, муч. в 303. 18 ноября. Газа, в Палестине. Филимон, ап. из 70, епископ. 22 ноября. Тимофей, Агапий и Фекла, мучч. 304–306. 19 авг. Силван еп., с 40 мучч. в 311. 4 мая. Жены и девы, пострадавшие при Иулиане. 29 марта. Силван пресв., муч. 14 окт. Порфирий еп., ум. 420. 26 февр. Феофан преп. 29 сент. Галатия. (Сн. Анастасиополь, Анкира, Калипта, Сикея). Крискент, или Криск, из 70, еп. 30 июля. Иулиан и 40 другов его, мучч. при Диоклетиане. 12 сент. Селевк, Макровий и Гордиан, мучч. при Ликинии. 13 сент. Галлия. Дионисий с двумя учениками своими. 3 окт. Сатурнин, проповедник Евангелия. 3 июня. Гангра, в Пафлагонии . Каллиник муч. 29 июля. Ипатий еписк., муч. ок. 326. 31 марта. Геллеспонт. Васса, муч. при Максимиане. 21 авг. Герара. Герары, в Палестине. Силван и ученик его Зинон, препп. 4 в. В Субб. с. Гортина , в Крите. Тит, из 70, епископ. 25 авг. Кирилл еписк., муч. при Декии. 9 июля. Евмений епископ, 3 века. 18 сент. Кирилл епископ, муч. при Максимиане. 6 сент. Готфия . Никита муч. 15 сент. Савва, муч. ок. 372. 15 апр. Вафусий, Верк и другие, 26 мучч., в 4 веке. 26 марта. Иоанн еп.. 8 века. 19 мая. Далматия. Ермий из 70, епископ. 8 апр. Дамаск, в Келесирии . Анания, из 70, еп., пострад. в Елевферополе. 10 окт. Виктор воин и Стефанида, мучч. при Антонине. 11 ноября. Кесарий, Дасий и прочие, пять мучч. 1 ноября. Иоанн преп., нареченный Варсонофием, еп. Дамасский, отшельник Нитрийский, 5 века. 29 февр. Петр, пресв. Капетолийский, муч. от агарян ок. 742. 4 окт. Даод . Димитрий, муч. при Максимиане. 15 ноября. Деволт, Deve l tus , в Фракии. Георгий, священномуч. Болгарский, с Мануилом и друг. 814–817. 22 янв. Декаполь Исаврийский. Прокопий преп., исповедн. при Льве Армянине. 27 февр. Василий преп., спостник пр. Прокопия. 28 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

7 vols., (Oxford, 1911–1924) [каждый с буквальным английским переводом]; Hyvernat Henri. Bibliothecae Pierpont Morgan Codices Coptici, photographice expressi... Rome, 1922, 56 vols. in 63 [содержание проиндекеировано в WinifredKammerer. A Coptic Bibliography. (Ann Arbor, 1950), pp. 33f.]; Thompson Herbert. The Gospel of St. John According to the Earliest Coptic Manuscript. (London, 1924) [субахмимский диалект]; id., The Coptic Version of the Acts of the Apostls and the Pauline Epistles in the Sahidic Dialect. (Cambridge, 1923) [Chester Beatty MSS.]; Kasser Rodolph. Evangile de Jeanet Genese I-IV, 2 (Louvain, 1958) [Bodmer MS.]; Husselman Elinor M. The Gospel of John in Fayumic Coptic (P. Mich. inv. 3521) (Ann Arbor, 1962). Списки всех опубликованных материалов и фрагментов коптских версий см. Vaschalde A. в «Revue biblique», N.S. XVI (1919), pp. 220–243, 513–531;XXIX (1920), pp. 91– 106, 241–258; XXX (1921), pp. 237–246; XXXI (1922), pp. 81–88, 234– 258. Список всех известных коптских фрагментов (библейских и небиблейских) вплоть до VI b. включен Полом Кале (Paul E. Kahle) в его «Balaizah», I (London, 1954), pp. 269–278. Готский перевод В середине IV b. Ульфила (Ulfilas), которого часто называют апостолом готов, перевел Библию с греческого на готский язык Для этой цели он составил готский алфавит и облек разговорный язык в письменную форму. Готский перевод является самым ранним из известных литературных памятников на германских языках. Из шести сохранившихся готских рукописей почти полным является роскошный список (все остальные фрагментарны), датированный V-VI bb. В настоящее время он находится в университетской библиотеке Упсалы. Рукопись включает отрывки из всех четырех Евангелий, которые расположены в так называемом западном порядке (от Матфея, Иоанна, Луки и Марка). Рукопись написана на пурпурном пергамене большими буквами, начертанными серебряными чернилами. Поэтому этот документ часто называют кодекс Аргентиус (Argentius), т.е. “серебряный кодекс”. Начальные строки всех Евангелий и первая строка каждого раздела текста написаны золотыми буквами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstol...

Порфирий Эфесский, мученик из лицедеев (15 сентября), выступая перед Юлианом, кощунственно изображал на сцене Таинство Крещения и внезапно обратился, исповедал себя христианином и тут же после пыток был казнен (Эфес, 361 г.). В правление Юлиана Отступника пострадали также сщмч. Василий , пресв. Анкирский (22 марта), исповедница диаконисса Поплин Антиохийская (9 октября), мч. воин Максим Антиохийский (5 сентября), Вакх (6 мая), Иоанн Врач и Евул (6 марта), исповедники Евгений и Макарий (19 февр.), мч. Артемий Антиохийский (20 октября) и др. Преследовали христиан императошл-ариане Констанций II (337–361) и Валент (364–378), а также арианствуюшие готы 277 . Ревностный защитник Православия свт. Афанасий Александрийский (память 18 января) был гоним имп. Констанцием. В 370 г. при императоре Валенте. были потоплены в зажженном корабле св. мученики Урван , Феодор , Медимн и др. (около 70–80 человек) из церковного клира (память 5 и 29 сентября). В царствование этого императора пострадали от ариан свв. исповедники Эдесские (до 80 человек, память 25 сентября), в числе которых епископы Евлогий и Протоген . Среди готов христианство стало проповедоваться в начале IV века. Первый епископ готов – Улфил (возглавлял кафедру 40 лет, с 348 по 388 гг.). Он составил готскую азбуку и перевел Священное Писание на готский язык. Позднее, после 376 года, под влиянием императора Валента Улфил стал распространять среди готов арианство. В числе первых готских христиан, еще не зараженных арианством, – мч. Савва Готский , благочестивый мирянин, после продолжительных истязаний утопленный в реке своими единоплеменниками – язычниками ок.372 (память 15 апреля). В царствование арианина Валента около 375 г. пострадали 26 готских мучеников , в числе которых княгиня Гаафа (она была побита камнями) и княжна Дуклида . Память готских мучеников 26 марта. В 586 г. по приказанию короля вестготов арианина Леовигильда был казнен его сын, царевич готский мч. Ерминингельд (память 1 ноября). Персидские и аравийские мученики IV–VI веков

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Около 250-го года часть готов утвердилась в южной части Крыма; тогда как их соплеменники, жившие при устьях Днепра, Днестра и Дуная, предпринимали опустошительные набеги на греческие земли чрез Дарданелльский пролив, крымские готы опустошали северные берега Малой Азии, и в 267 году увели множество пленных из Галатии и Каппадокии. Эти пленные и сделались первыми проповедниками христианства в стране воспорской, между готами и древнейшими жителями. Частнейшие обстоятельства утверждения здесь веры совершенно неизвестны: но чрез 58 лет, т. е. в 325 году, готский епископ Феофил, подписался под актами первого вселенского собора Theophilus, Gotthiac metropolis – или по другому списку: De Gothis, Theophilus Bosporitanus, вместе с Домуом, епископом воспорским. Вероятно, понтийские епископы содействовали обращению воспорских язычников. Какое влияние на нравы обращенных имела св. вера, показывает св. Афанасий александрийский в слове «о воплощении Бога Слова» §§ 51 и 52: «варвары – скифы, эфиопы, персы, армяне, готы и др., которым врождена дикость нравов, которые, пока приносят жертвы идолам, всегда враждуют между собою и не умеют обойтись без оружия, едва познают Христа, тотчас обращаются от войны к земледелию и руки, привычные к оружию, простирают на молитву». Эти слова могут относиться только к крымским готам – «способным земледельцам», по отзыву Прокопия, писателя VI века. Соплеменники же их, готы придунайские, еще в 341 году, когда начал среди них действовать епископ Улфила, оставались язычниками и беспокойными соседями империи. И св. Кирилл иерусалимский , в своих огласительных словах, говоренных около 347 года, исчисляя варваров, имеющих православных епископов, священников, диаконов, монахов и монахинь, упоминает и о готах, разумея, конечно, крымских, потому что паства Улфилы держалась арианства. В западной части острова христианство утвердилось несколько позже, чем в восточной. Насадителями св. веры были тут благовестники – епископы, посланные на проповедь Евангелия Ермоном, епископом иерусалимским, в 310 году. Благовествовали они в Херсоне, и соседним скифам; из них св. Капитон около 324 года просветил всех жителей этого города. – И епископ херсонский, и епископ готский зависели от престола константинопольского; о епископе готов, Униле, говорит св. Иоанн Златоуст (в 14 письме к Олимпиаде), что он рукоположен им (может быть – около 398 г.); когда Унила умер около 405 г., то царь готский отправил к Златоусту монаха Модуария и просил другого епископа. Тоже повторилось и в 547 году, в царствование Юстиниана. – К сему же времени, вероятно, относится учреждение, кроме Херсонской и Готской, новых епархий: Воспорской, Сугдейской и Фульской. Стольным городом первой был Херсон, второй Дорос, третьей Воспор, четвертой Сугдея (н. Судак), пятой Фуллы. Но епархия Фульская потом соединена была с Сугдейской. Фуллы – нын. урочище Рускофил. §3. Крымские христиане VIII – XI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Благодаря проповеди христианских пленников среди готов скоро образовалась небольшая христианская община, и первым известным нам священником её был Евтихий, уроженец Каппадокии, продолжавший из Готии поддерживать сношения со своей родной Каппадокийской церковью. К началу IV-ro века у этой общины являются уже свои епископы; в числе отцов, заседавших на первом вселенском соборе, уже значится Феофил, еп. готский. Однако, истинным просветителем готов, окончательно утвердившим среди них христианство, считается Ульфила. Родители Ульфилы происходили из Каппадокии и были уведены в плен готами; среди готов Ульфила родился и вырос, так что готский язык для него был таким же родным языком, как и греческий. В молодых летах он отправился в Константинополь в качестве члена посольства к Константину Великому и здесь посвящен был в епископы. Возвратившись к готам, он принялся за перевод Св. Писания на готский язык и с этой целью изобрел азбуку, заимствовав большую часть букв из греческого алфавита. Он перевел всё Св. Писание, исключая книги царств, с ко- —380— торой он боялся знакомить готов, чтобы не возбудить и без того слишком воинственного их характера. С этих пор проповедь Евангелия пошла еще успешнее, и число обращенных заметно росло. Сам Ульфила пользовался громадным влиянием среди готов: его называли новым Моисеем, и он был как бы главою национальной готской церкви. От готов христианство начало, хотя и весьма медленно, переходить к соседним с ними племенам сарматским, и, быть может, новая религия оказалась бы той силой, которая окончательно сблизила бы Рим и варварство, но прежде чем христианские миссионеры успели проникнуть вглубь варварских племен, эти последние еще раз были насильственно сдвинуты с места. – Причина, которая не дала совершиться мирному слиянию, заключалась в варварских полчищах, вышедших из Азии и открывших своим движением эпоху великого переселения народов. То были гунны. А. Спасский (Продолжение следует). Кузнецов Н.Д. Закон о старообрядческих общинах в связи с отношением Церкви и Государства//Богословский вестник 1910.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Например, православного новоникейца, епископа Евсевия Самосатского, убила женщина-арианка, бросив ему на голову тяжелую черепицу с крыши. Бунт в Константинополе против Григория Богослова также породил ряд насилий и смертоубийств. Сократ и Созомен глухо сообщают о бунтах в разных городах при изгнании еретиков из храмов. У Нектария, вознесенного на высоту епископа столицы, сожжен был его дом. Но некафолические, нецерковные группировки напрасно увенчивали себя исповедническими и мученическими венцами. Не было уже широких и устойчивых кругов населения, которые бы твердо держались за свои еретические знамена. Эти настроения уже отжили свое время и естественно угасли . Наступил срок для новых вопросов и новых ересей. Арианство у готов . Естественно, угасшее у греков арианство нашло себе вторую жизнь у готов. Конечно, это произошло по капризу интереса национального. Все народы это делали и будут делать даже сознательно и намеренно. Готы, осевшие по берегам Черного моря, занимались грабежом греческих малоазийских берегов и увозили оттуда пленников. Но варваров победила, как всегда, культура. Пленники с греческим языком обучили готов и христианству, вплоть до обращения в христианство и самих готских королей. Из семейства каппадокийских греческих пленников выдвинулся и активный миссионер, приобретший и готское имя Вульфила («Волк»). Готский король избрал его кандидатом на епископство уже создавшейся национальной готской церкви и послал (ок. 340) к императору Констанцию для поставления в епископы. В этот момент в Константинопольской церкви господствовало официальное арианство под руководством придворного епископа Евсевия Никомидийского. Вульфилу связали теми формулами богословия, какие тогда господствовали при дворе. Так автоматически готская национальная церковь стала арианской. Вульфила изобрел готский алфавит, перевел на готский язык Священное писание Нового завета и частей Ветхого. Но король Германарих повернул в язычество и поднял гонение на христианство. Вульфила с собравшимися около него христианами убежал в 349 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

1 . У готов и других кочевых народов. В Европе, вне пределов Римской империи, христианство прежде всего начало распространяться между народами германского племени. Так в IV и V веках приняли христианство готы, вандалы, свевы, бургунды, лангобарды, но, к сожалению, в форме арианства. Готы, обитавшие за Дунаем и разделявшиеся Днестром на ост готов и вест готов, еще в III веке подошли близко к границам Римской империи и производили на нее частые набеги. Случалось, что они уводили в плен христиан, между которыми были и лица духовного звания. Пленники в первый раз и познакомили готов с христианством, образовавши среди них небольшую Церковь . На Первом Вселенском соборе (325 г.) уже присутствовал готский епископ Феофил, подписавший соборные вероопределения. Во второй половине IV века много потрудился для распространения христианства между готами готский епископ Ульфила, потомок пленных христиан, занимавший епископскую кафедру в течение сорока лет (345–388 гг.). Он изобрел готскую азбуку и перевел Священное Писание на готский язык. При императоре Валенте, когда пришедшие из Азии гунны стали теснить готов, – вест готы с разрешения его поселились (376 г.) в пределах Римской империи, во Фракии, под условием принятия всеми ими христианства. Ульфила, бывший по этому случаю во главе готского посольства, направленного к Валенту, в угоду императору-арианину согласился распространять между ними христианство с арианским вероучением, которое таким образом и утвердилось у них. По удалении из пределов Римской империи вест-готы принесли арианское христианство в Испанию, где основали (415 г.) свое государство. Только в 589 году на соборе Толедском они отказались от арианства и перешли к Православию. От вест-готов христианство с арианским же вероучением перешло к их соплеменникам, ост-готам, оставшимся позади их во время великого переселения народов. Завладев (492 г.) Италией, ост-готы, в свою очередь, принесли арианство и сюда. Хотя при Юстиниане I владычество их в Италии кончилось (553 г.), они сообщили арианское христианство язычникам лангобардам, у которых оно только в конце VII века окончательно сменилось Православием.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феофил (кон. III – нач. IV в.), готский епископ, бывший участником Никейского I Вселенского собора (325 г.) – 141 Феофил , византийский император в 829–842 гг. – 365, 369, 370, 374, 380, 382, 383, 390, 394, 396, 397 Феофил († ок. 536), византийский юрист, комит священного консистория, профессор высшей школы в Константинополе, в 528–533 гг. член кодификационных комиссий по изданию первого и второго Кодексов, Институций и Дигест Свода законов Юстиниана Великого , автор Парафразы к Институциям – 207, 208 Феофилакт Болгарский († ок. 1107), блаженный, архиепископ Охридский, византийский экзегет – 428 Феофилакт Симокатта (Симокатт, VII в.), византийский историк – 168, 253 Фидий (V в. до н. э.), знаменитый древнегреческий скульптор – 139 Филипп II (ок. 382–336 до н. э.), македонский царь в 359–336 гг., отец Александра Македонского – 110 Филокалес , знатный землевладелец в Каппадокии – 458 Филосторгий (кон. IV- нач. V в.), церковный историк арианского направления- 133, 181 Филофей (кон. IX – нач. Х в.), автор сочинения «Клиторологий» – 460 Финлей Георг (Джордж, George Finlay, 1799–1875), английский византинист – 53–57, 72, 335 Фока, византийский император в 602–610 гг. – 192, 238, 242–245, 259, 267, 268, 312 Фома Аквинский (Thomas Aqinas, ок. 1225–1274), итальянский теолог и философ, систематизатор схоластики, доминиканец, католический святой – 391 Фома Славянин , глава одноименного восстания в Малой Азии – 367–369 Фотий (между 810 и 828 – ок. 893), патриарх Константинопольский в 858–867 и 877–886 гг., церковный и политический деятель, ученый и писатель – 253, 372, 387, 388, 395–397, 399, 433, 434 Фравитта (кон. IV – нач. V в.), готский вождь на службе Империи – 151, 152 Франциск I (1494–1547), французский король в 1515–1547 гг. (из династии Валу а) – 41 Фримэн Эдуард A. (Freeman, 1823–1892), английский историк – 49, 56, 57 Фукидид (ок. 460 – ок. 400 до н. э.), древнегреческий историк, один из классиков аттической прозы – 48, 172, 230, 251 Фурд Эдуард (Foord), английский византинист – 73

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Феодор Дука Ангел Комнин – деспот Эпира (1215–1230) 304–306, 312 Феодор из Мисфии – византийский военачальник 225, 226, 231 Феодор Лалакон – византийский воин 207 Феодор Продром – византийский писатель 255 Феодор Стратилат – святой великомученик 210, 211, 213, 232 Феодор Студит – византийский богослов, исповедник иконопочитания, преподобный 107 Феодора – жена императора Феофила 184 Феодора – жена Юстиниана II 119, 120 Феодора – сестра императрицы Зои 235 Феодора Комнина – жена Генриха Австрийского 269 Феодосий I Великий – византийский император (379–395) 21, 31, 32, 42, 58–61 Феодосий II – византийский император (408–450) 42 Феодосий – сын Атаульфа 62 Феодосий Месоникт – византийский воин 202 Феотим – епископ Скифии 39 Феофан – византийский полководец, патрикий 179–181 Феофан Готский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Феофан Исповедник – византийский хронист, исповедник иконопочитания (ок. 760–818) 107, 108, 155, 176, 182, 216 Феофил – византийский император (829–842) 144, 184, 218 Феофил – епископ александрийский 39 Феофил, епископ евхаитский – см. Филофей Феофил – митрополит готский, участник I Вселенского Собора 32 Феофил – приближенный Юстиниана II 119 Феофилакт – кувикулярий 120 Феофилакт Симокатта – византийский историк (ок. 580-х гг. – после 641 г.) 97, 98, 112 Фивадий – участник свадебной церемонии Атаульфа 62 Филемут – предводитель герулов 69 Филипп – римский император (244–249) 18 Филиппик (Вардан) – византийский император (711–713) 121, 122 Филоксен – посланник 53 Филон – еврейский философ-платоник 15 Филосторгий – церковный историк, арианин (ок. 368–440) 21, 22, 24 Филофей (Феофил) – епископ евхантский, дипломат 192 Фока – византийский император (602–610) 95 Фома – один из двенадцати апостолов 16 Фома – евнух, приближенный императора Мануила I 272, 273 Фома Славянин – мятежник 176 Фотий – патриарх константинопольский (858–867, 877–886) 21, 26, 46, 58, 60,129, 131, 132, 177, 178, 182 Фраат, сын Фраата – парфянин, заложник 65 Фравиф – византийский полководец 33–35

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010