Монастырь Пояна Мэрулуй — это подлинная гигантская деревянная крепость. Дерево! Много дерева, почерневшего, сложенного в какие-то сказочные, неземные конструкции. Эта церковь — самое большое и сложное деревянное здание из всех, какие я видел. Замысловатое русское сооружение из длинных бревен, увенчанное обилием громадных глав, подобное фантасмагорическому дощатому космическому кораблю, приземлившемуся здесь, посреди лужайки с желтыми цветами. В монастыре пустовато. И так уже несколько месяцев. Только один молодой монах и четыре монахини живут здесь, а верующие особо сюда не идут. И это с тех пор, как епископия Бузэу и Вранчи выслала отсюда отца Макария (Бешлиу) , который восстанавливал монастырь после коммунистов и которого бесконечно любили тысячи людей. Было много ожесточенных конфликтов, говорили даже о каком-то проклятии, попрании завещания, оставленного святым Василием в 1764-м году, в котором он грозил анафемой всякому, кто посмеет нарушить афонские распорядки его монастыря и приведет сюда монахинь вместо монахов. Иконостас старинного храма в честь Всех святых, скит Пояна Мэрулуй, 1730 г. На это и посягнули менее года тому назад (в 2010-м году). Отец Макарий был насильно отправлен в удаленный скит Мунтиору, а вместо него привели этих бедных четырех монахинь и молодого иеромонаха Дионисия из монастыря Чолану, ни в чем не повинных иночествующих. Новый батюшка встречает меня молча, потупив взор, и лишь потом спрашивает, не приехал ли я «в связи со скандалом». Безропотный, он готов и мне сказать, как многим другим, что ему ничего не остается делать, что он послан сюда Преосвященным за послушание, а монах должен повиноваться. И даже удивляется, услышав, что я пришел не за этим. Окрестности скита Мунтиору Конечно, он покажет мне монастырь, расскажет все, что знает о святом Василии, но он здесь недавно, и я должен его понять… Ему, может, даже хотелось бы уйти, учитывая конфликтное положение, в котором монаху существовать тяжело. Да, он, может, и ушел бы. Если бы год назад, когда пришел сюда в первый раз, не увидел икону святого Василия.

http://pravoslavie.ru/149911.html

В 1749 г. старца Василия вызывает в Бухарест воевода Константин Маврокордато для беседы с Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским патриархами, находившимися с визитом в столице. Расспросив об умной молитве и исихастском учении, патриархи Восточных Церквей признали, как пишет Паисий в своих воспоминаниях, что старец сей, пребывает в «знании Божественного писания и учения Богоносных отцов... и в рассуждении духовном и всесовершенном ведении священных правил св. Восточной Церкви» 23 . В 1750 г., во время паломничества на святую гору Афон, старец Василий постригает своего ученика Платона (Величковского) в мантию с именем Паисий. Высокочтимый старец почил в Бозе в 1767 г., когда ему было 75 лет. Личность Василия Поляномерульского наиболее полно раскрывается в его творениях, в которых «обнаруживается глубокая самобытность. Своими сочинениями он вводит в румынскую культуру новый жанр религиозной литературы, который в дальнейшем будут развивать Паисий Величковский и его последователи» 24 . Прекрасный знаток и толкователь Священного Писания и наследия святых отцов, ревностный подвижник умно-сердечной молитвы, старец Василий передает свой опыт последующим поколениям монашествующих. Небольшие по объему, но чрезвычайно глубокие, творения старца еще при жизни его были причислены к выдающимся сочинениям исихастской традиции. Они были написаны на славянском языке, но почти что сразу были переведены на румынский и размножены переписчиками многочисленных монастырей и скитов Молдо-Влахийского государства. Среди переписчиков, оставивших автографы на рукописях, есть имена и монахинь 25 , что свидетельствует о широком интересе к сочинениям Поляномерульского игумена. Большинство дошедших до нас творений Василия Поляномерульского вошло в книгу «Житие молдавского старца Паисия Величковского », изданную в Оптиной Пустыни в 1847 г. Туда вошли: предисловие к книге Григория Синаита (с. 78–88); предисловие к главам из Филофея Синаита (с. 89–99); предисловие к книге «Исихия» Пресвитера (с. 100–115); предисловие к книге блаженного отца нашего Нила Сорского (с. 115–128), с примечанием (с. 128–133); слово «О воздержании от яств, воспрещенных монахам» (с. 134–157). Кроме этих трудов старца, изданных в Оптиной Пустыни, до нас дошли небольшой требник под названием «Яко подобает исправляться нам страстным и заповеди Божий нарушавшим через покаяние и умное делание» 26 , завещание 27 и письмо к иеросхимонаху Алексию 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Над могилой И. стояла часовня «с подволокою и с папертью». Над гробницей находился образ святого (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 33. Л. 37). К 1723 г. на месте часовни построили ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. 770. Л. 6). В 1764 г. обитель была закрыта, Преображенская ц. обращена в приходскую. В наст. время на месте мон-ря находится кладбище. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых (установлен в 1841), в Собор Новгородских святых (известен начиная с 1831, празднование добавлено в 1981) и в Собор Афонских преподобных (установлен в 2000-х гг.). Сочинения И. является автором «Завета». Г. М. Прохоров высказал предположение, что святой составил тропарь, кондак и икос прп. Нилу Сорскому ( Прохоров. 1988. С. 406). Н. П. Попов считал И. автором «Надсловия» и «Пристежения» к «Преданию» и «Уставу» прп. Нила ( Попов. 1910. С. 13-14), такой же т. зр. придерживается Прохоров, приписывающий И. еще и соч. «О внутреннем делании» ( Прохоров. 2005. С. 281-383). Однако рукописи названных сочинений XVI-XVII вв. неизвестны. Предположения Попова опроверг Д. Ракканелло, проанализировавший румын. списки текстов. Согласно устойчивой историографической традиции, автором этих сочинений является схим. прп. Василий Поляномерульский ( Боровкова-Майкова М. С. Нил Сорский и Паисий Величковский//Сб. статей, посвящ. С. Ф. Платонову. СПб., 1911. С. 7-8; Пелин В. С. Василий Поляномерульский//ПЭ. 2004. Т. 7. С. 214-216). И. много времени посвятил переписке книг, о чем свидетельствует его записка «Яко добро есть писати святыя книгы» ( Прохоров. 2005. С. 320). Прохоров предпринял попытку выявить автографы И. и атрибутировал ему рукописи РНБ. Кир.-Бел. 25/1102 и 20/1259 ( Прохоров. 2005. С. 299, 300). Однако эту гипотезу нельзя признать удачной: обе рукописи относятся ко 2-й пол. XVI в., между тем источники не оставляют сомнений, что к этому времени И. не было в живых (в 1536 строителем Иннокентиева Комельского мон-ря был Варлаам). Ист.: Описание о российских святых. С. 123-124; ИРИ. Ч. 4. С. 301-302; Описание слав. и рус. рукописных сборников. СПб., 1878. Вып. 1; Верюжский. Вологодские святые. С. 385-386; Прохоров Г. М. Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский: Соч. СПб., 2005. С. 320-322, 399-400; Шамина И. Н. Прп. Иннокентий Комельский и основанный им мон-рь//ВЦИ. 2009. 1/2(13/14). С. 26-57.

http://pravenc.ru/text/389625.html

Во всех произведениях старца Василия особое внимание уделяется практике Иисусовой молитвы. Чаще всего он ее называет «умной молитвой», а также «внутренней молитвой» или «внутренней практикой», когда речь идет о первой ее деятельной (практической) ступени; в момент же, когда она становится даром Святого Духа 29 , именует ее «духовной молитвой», «созерцательной» или «сердечной». О втором, созерцательном этапе, представляющем собой совершенную молитву как дар Святого Духа, для которой человеку остается только открыть врата сердца, старец говорит мало. Это различие между Иисусовой молитвой деятельной и Иисусовой молитвой созерцательной важно отметить, поскольку старец Василий утверждал, что каждый христианин, будь то монах или мирянин, обязан ее совершать. По его мнению, Иисусова молитва как один из аскетических подвигов является лучшим средством для очищения души от страстей и ума – от хульных помыслов. Рассмотрим этапы борьбы человека за достижение «венца правды», на которых старец акцентирует свое внимание. Значение умного делания в жизни христианина по писаниям Василия Поляномерульского Соотношения Иисусовой молитвы и псалмопения Эти две практики аскетической жизни, известные с самого начала развития монашества, имеют одну цель – единение с Богом: псалмопение – через богослужение, включающее в себя библейские чтения, пение псалмов и тропарей; Иисусова молитва – через непрерывное повторение короткой формулы «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного», составленной на основе двух богословских концепций: силы Божественного Имени и данной человеку заповеди непрестанной молитвы. Но что же избрать? Псалмопение или неустанное призывание Имени Иисуса? «Немного того, немного другого, и так проведешь день, угождая Богу» 30 . Так решили пустынники VI b. Варсонуфий и Иоанн. Григорий Синаит писал, что псалмопение долженствует монахам, которые еще не вышли из уз страстей, и нужда в псалмопении «возникает в случае разленения» 31 . Развивая мысль Синаита о различии «деятельной» и «созерцательной» Иисусовой молитвы, Василий Поляномерульский учит, что первая доступна всем, независимо от духовного состояния. В этом смысле он приводит свидетельство святых отцов и особенно ярко выражающее эту мысль изречение св. Симеона Фессалоникийского , который советует «епископам, священникам, монахам и всем мирянам творить эту молитву» 32 . Но насколько важно псалмопение для монаха, желающего постичь исихастскую жизнь и практиковать Иисусову молитву? Старец Василий обращается именно к такому монаху, когда сравнивает псалмопение с внутренней молитвой, явно предпочитая последнюю. Если он советует оставить псалмопение для возрастания в Иисусовой молитве, не следует думать, что таким образом он поучает киновийного инока пренебрегать церковной молитвой, т. е. богослужением, но надо понимать, что он обращается к монаху, живущему в уединении 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Этот крест стоит в траве за алтарем, и многие думают, что под ним покоятся мощи святого Вранчанина. Но молодой Дионисий знать этого не может. И его предшественник отец Макарий тоже не может этого утверждать. В любом случае раскопки там производить нельзя, поскольку сам святой этого не хотел, о чем и написал в своем завещании, а значит, для эксгумации нет никаких оснований. И всё же юный отец Дионисий всегда чувствует, что святой Василий рядом. Как? Он этого объяснить не может. Каким-то духом, витающим над этим садом, усыпанным яблоками таких сортов, которые не произрастают больше нигде в стране, к тому же на таких больших высотах… Этой позолоченной иконой справа от иконостаса, которая, впрочем, довольно нова, однако изменила его судьбу… Теми пятью словами, которые он повторяет не переставая в уме, силясь не прервать их нить, не исказить их ритмом своего дыхания, повторяет, даже когда беседует со мной, со своими монахинями, молодыми и робеющими перед своей столь великой миссией, повторяет и когда трудится в саду, и когда бродит среди цветов в воскресенье в ожидании, что люди снова начнут приходить в храм во все возрастающем количестве, вернутся в это благословенное место, которое забыть невозможно. Непрестанно, одни и те же пять слов. Раздающиеся в уме, подобно далекому колоколу: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Пять слов. Только и всего. А после них — только рай. Рейтинг: 10 Голосов: 210 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Это та самая река Рымнику Сэрат, за победу у которой 11/22 сентября 1789 г. наш великий полководец А. В. Суворов получил титул графа Рымникского. Его конный памятник и сегодня стоит в селе Думбрэвень, в 28 км к востоку от села Жития по прямой, на автомобиле — 35 км. Памятник поставлен в 1913-м г. святым Государем Николаем Александровичем.  Имеется в виду его книга «Молитва Иисусова в писаниях старца Василия Поляномерульского с полным переводом его писаний» ( Dario   Raccanello.  Rugciunea lui Iisus în scrierile stareului Vasile de la Poiana Mrului: cu traducerea integral a scrierilor. Deisis, 1996).

http://pravoslavie.ru/149911.html

Когда же преподобный отец наш Антоний Великий , первый пустынножитель, полностью отказался от вкушения мяса, как показывает само описание его жития, с тех пор начало распространяться среди всех монахов это доброе установление воздержания от мяса, как от пищи, которая возбуждает сладострастие и из-за которой пали кости древних израильтян в пустыне, и израильтяне не увидели Земли Обетованной. Ибо как тогда манна называлась хлебом ангельским, потому что сходила с небес, так и сейчас хлеб, а не мясо – пища ангельская, которая посылается многим святым свыше святыми ангелами. После Великого Антония был преподобный Евфимий, после же него – Савва Освященный, имена которых положено воспоминать и в чине монашеского пострига, как установителей и исполнителей всего монашеского благочиния и обетов. Ибо они были первыми по Бозе учившими монахов воздержанию от мяса. Они видели, что древним была посылаема манна с неба, в новой же благодати 3 многим пустынножителям посылались вместо манны хлеб, вино и елей, а не мясо, иногда через ангелов, иногда через поднебесных птиц, а иногда и невидимой рукой Божественной. И особенно через то, что в пустыне Самим Жизнодавцем Христом предлагаемы были четырем и пяти тысячам человек хлеб и рыба, а не мясо, познали они волю Божию и предпочтение закона, данного Адаму в раю, и в типиках полностью запретили монахам вкушение мяса. Вот о чем еще здесь нужно вспомнить: в житии преподобного Павла Фивейского написано, что, когда сидел он, беседуя с Великим Антонием, прилетел ворон, неся целый хлеб, и, положив перед ними, тихо отлетел, и сказал святой Павел Великому Антонию: «Вот уже шестьдесят лет, как я получаю полхлеба, ради же твоего прихода Христос Господь удвоил подаяние рабам Своим». Подобное же этому говорит о себе и Великий Онуфрий: «Бог, увидев алкание мое, повелел святому ангелу заботиться обо мне: приносить каждый день немного хлеба». Из жития преподобных отцов наших Симеона и Иоанна: «Ввел Иоанн некоторого мужа в свою келию, и нашли они предложенную невидимой рукой Божией трапезу, необычную в пустыне, ибо это были чистые и теплые хлебы, и рыбы превосходные, и вино доброе».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

Оставим свои пустые, детские, несбыточные мечты и будем заниматься конкретным делом, будем использовать ту возможность упражняться в исполнении заповедей и то уединение, которые промыслительно предоставляются нам жизнью в общежительном монастыре. Не станем стремиться к такой чрезмерной любви, чтобы, например, выйти в мир и проповедовать Евангелие где-нибудь напротив городской мэрии. Не станем и предаваться мечтам об особенном уединении – это уже другая крайность. Будем держаться той золотой середины между мирским и отшельническим образом жизни, которая нам доступна, и стараться сделать для нашего духовного преуспеяния все, что от нас зависит, а в остальном предадимся воле Божией. Промысл Божий сам устроит нашу дальнейшую жизнь так, как будет лучше для нашего спасения. Вопрос. Батюшка, когда вместе живут два или три человека, то это ведь уже не отшельничество, но, наверное, и не совсем общежитие? Ответ. Считается, что есть три спасительных образа монашеской жизни. Первый – это общежитие. Святые отцы одобряют такое устроение общежития, при котором монашествующие живут вместе и у них все общее. Если люди живут под одной крышей, но каждый питается отдельно и зарабатывает деньги на пропитание своими трудами, то это святыми отцами уже не одобряется, хотя такой образ жизни существует с древних времен и ныне еще как-то теплится. Общежительный монастырь – это не только совместная жизнь, но и общее имущество, общее послушание, общий стол и так далее. Второй образ жизни – скитский, при котором несколько человек живут вместе, обязательно под руководством старца. Очень важно, чтобы было руководство, потому что скит – все-таки уже наполовину безмолвничество. Старец Василий Поляномерульский говорит, что скитский образ жизни – это когда группа людей живет по два или три человека: скажем, собрались десять человек и поселились в домиках по двое. Не по одному, а по двое, потому что если живут по одному и сходятся только раз в неделю, то это уже безмолвие. Вопрос. А в скиту у Нила Сорского жили тоже по два человека?

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Хотя и многое множество есть божественных отцов, живших как в уединении, так и в общежитии и принимавших посылаемую им от Бога пищу, кроме мяса, однако, краткости ради, невозможно здесь всё по порядку описывать. Одно только здесь мы показали, что Бог ни Сам, ни через святых ангелов или птиц небесных никогда в новой благодати не подавал рабам своим мяса, но только хлеб и рыбу, вино же и елей, которые по домостроительству вкусил и Сам Бог Слово по воскресении Своем из мертвых. Всё это уверяет нас в том, что не подобает нам, монахам, взирая на неких древних отцов, есть ныне мясо, так как Божие свидетельство о том, что нужно воздерживаться от мяса намного больше и достовернее, чем человеческое разрешение. В этом уверяя нас, Бог никогда не является посылающим рабам своим пищу мясную. Поэтому более должно нам покоряться доброму преданию святых отцов, запрещающих монахам вкушение мяса, нежели тем, которые вкушают его и другим позволяют. Ибо и Сам Христос Господь, почитая закон о пище, данный в раю Адаму, насытил, как сказано, четыре тысячи мужей семью хлебами и малыми рыбами и потом пять тысяч, кроме жен и детей, пятью хлебами и двумя рыбами, хотя мог насытить их мясом птиц пернатых, как в древности непокорных евреев в пустыне. Потом же и Сам Он, по восстании Своем из гроба, являлся ученикам Своим, то одиннадцати, перед которыми ел рыбу и сотовый мед (см. Лк.24:42 ), то Симону Петру с прочими учениками на море Тивериадском, с которыми ел хлеб и рыбу печеную (см. Ин.21:13 ). Но нигде Он не является вкушающим мясо, лучше же сказать, в Священном Евангелии нигде об этом не упоминается. И видя, что евангелисты ничего не упоминают о мясе, показывая Христа Господа вкушающим только рыбу, хлеб и мед, веруем, что это, в указание совести нашей, не что иное, как только предпочтение закона о пище, данного в раю Адаму изначально, и это пример и предписание монахам употреблять такую пищу, а не мясо. Ибо всё богомужное житие Господа на земле и подвиги Его были примером и образцом для нас, чтобы мы последовали стопам Его (см. 1Пет.2:21 ), ибо Он сказал: «Аще кто Мне служит, Мне да последует» ( Ин.12:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

Преподобный Серафим Саровский Мантия знаменует обретение монахом Божия покровительства, напоминает о строгости и подвижничестве монашеской жизни, благоговении и смирении. Как мантия не имеет рукавов, так и у монаха «нет рук» для мирской суеты и греховных поступков, его руки и другие члены как бы мертвы для порока. По толкованию святого Германа, патриарха Константинопольского, монашеская мантия символизирует крылья ангелов – монах, как ангел, должен быть готов ко всякому Божьему делу. С этим толкованием согласны слова современного подвижника благочестия, молитвенника и исповедника архиепископа Антония (Голынского-Михайловского): «Люблю, чтоб все бегом, быстро. Монашество — это ангелы. Они должны летать!» Святые отцы сравнивают мантию еще и с воинским плащом. Как по плащу с легкостью можно было определить, что воин служит императору, так и мантия показывает, что монах служит и старается во всем уподобляться своему   великому Царю-Христу. Если мантия напоминает плащ, то клобук – шлем, тот самый, о котором апостол Павел говорит «И шлем спасения восприимите» (Еф. 6, 11). Клобук свидетельствует о смирении монахов, их нелицемерном послушании и о хранении своих глаз от всего греховного и суетного. Икона «Учители умного делания» Преподобные Нил Сорский, Василий Поляномерульский, Зосима Верховский изображены в кукуле и аналаве , называемом иначе схимой . Эти одеяния монахов, имеющих постриг в великую схиму, также глубоко символичны. Кукуль — остроконечный головной убор — напоминает одежду младенцев, потому что монашествующие должны уподобляться в смирении детям. К тому же кукуль напоминает о том, что благодать покрывает и согревает угодников Божиих, охраняя их чистоту и простоту от демонов так же, как шапочки греют головы младенцев. Кукуль обшит вокруг крестами, чтобы этим царственным знамением отгонять врагов спасения, отовсюду нападающих на нас. Аналав, четырехугольный плат, который надевается на плечи, украшен крестами и означает крестоношение, следование за Спасителем, совершенное умерщвление миру.

http://pravmir.ru/tajny-kanonicheskoj-ik...

Только после этого может быть воссоздана адекватная картина состояния русского монашества и типов подвижничества. Разумеется, терминология должна анализироваться во всей ее совокупности и в связи с историческим контекстом. Если исходить из классификации типов монашества в Лествице, то скит Нила соответствует среднему, царскому пути. Дополнением к тому, что известно о нем из источников XV-XVIII вв., служит характеристика, данная учителем Паисия Величковского старцем Василием Поляномерульским . Ему принадлежат «надсловия» (т. е. предисловия) к сочинениям писателей-аскетов, создателей аскетической традиции Восточной Церкви, и сделанные им самим подборки фрагментов из них. Среди этих авторов ( Григорий Синаит , Филофей Синайский, Исихий Пресвитер) находится и Нил Сорский 417 . Из его сочинений Василий Поляномерульский выделил характеристику трех типов монашества и дал более подробное толкование и разъяснение среднего, царского пути. При этом, в отличие от самого Нила, который противополагал его общежительству, распространение которого в Северо-Восточной Руси в XV в. сопровождалось ростом монастырского землевладения, разнообразными недостатками в монашеской среде, некоторым «обмирщением» монастырей (т. е. наруше нием заповеди «нестяжания»), Василий Поляномерульский противопоставил его отшельничеству-анахоретству, точнее, ложному отшельничеству, в котором нарушалась заповедь смирения и послуша ния. Святые отцы, писал Василий, говорили о разделении монаше ского жития на три типа: «первое – общество; второе – царским путем и средним нарицают, еже в двух или трех живуще, общее стяжа ние нуждных, общую пищу и одеяние, общий труд и рукоделие, я всяко промышление житию имети, над вся же сия, отсекающе свою волю, повиноватися друг другу в страсе Божии и любви. Третье же уединенное отшельство, еже есть совершенных и святых мужей Де  ло». Далее автор перешел к современной ему практике, говоря об изобретении «четвертого типа»: строят себе кельи, уподобляясь от- «подобны самочинником и самопретыкателем; сами бо себе изобретше житие, сами и на нем и претыкаются». Это критика ложного отшельничества, самовольства, нарушения заповеди смирения 418 . То же «бесчиние» внутри монашества ранее осуждал и Иннокентий Охлябинин (Василий использует, возможно, его термин «самочинники»), и Стоглав, и многие учители монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010