Схимонах Василий Поляномерульский Предисловия Предисловие, или предпутие, желающим читать книгу святого отца нашего Григория Синаита и не погрешать против ее смысла 391 Многие, читая эту святую книгу святого Григория Синаита и не зная опытно умного делания, погрешают против здравого разума, думая, что умное делание принадлежит одним бесстрастным и святым мужам. По этой причине, держась, по внешнему обычаю, одного псалмопения, тропарей и канонов, препочивают в этом одном внешнем молении. Они не понимают того, что такое песненное моление предано нам отцами на время, по немощи и младенчеству ума нашего, чтобы мы, обучаясь мало-помалу, восходили на степень умного делания, а не до кончины нашей пребывали в песненном молении. Ибо что младенчественнее того ( Григорий Синаит , гл. 19), когда мы, прочитав устами внешнее наше моление, увлекаемся радостным мнением, думая о себе, что творим нечто великое, потешая себя одним количеством и этим питая внутреннего фарисея. Отводя нас от такой, подлинно младенческой немощи, как младенцев от сосцов млекопитательных, святые отцы показывают нам грубость этого делания, сравнивая гласовое языком пение с пением язычников. Ибо надлежит, говорит святой Макарий Египетский (гл. 6), по образу жизни нашей ангельскому быть и пению нашему, а не плотскому, да не скажу языческому. Если же и дозволено нам петь голосом, то ради лености и неведения нашего – с тем, чтобы мы возводились к истинному молению. Какой же бывает плод такого внешнего моления, показал святой Симеон Новый Богослов во втором образе внимания, говоря: «Второй же образ внимания и молитвы таков: когда кто собирает ум свой в себе, отвлекая его от всего чувственного, и хранит чувства свои, и собирает все помыслы свои, чтоб не скитались в суетных вещах мира сего, и то исследует помыслы свои, то внимает словам произносимой им молитвы, в иной час собирает в себе все помыслы свои, плененные диаволом и превращенные в лукавые и суетные, в иной же час снова со многим трудом и усилием приходит в самого себя, быв охвачен и побежден какою-либо страстью.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Скачать epub pdf Меч духовный 67 Каждый, кто занимается Иисусовой молитвой, прекрасно понимает, какое великое значение имеет это всеобъемлющее делание для нашего спасения. Недаром знаменитый подвижник XVIII века схимонах Василий Поляномерульский говорил, что если все прочие духовные занятия подобны рекам, то умное делание подобно океану, в который все эти реки впадают. (Он имел в виду библейское повествование об океане, который обтекает и орошает всю землю.) Но, говоря об умном делании, об Иисусовой молитве, нельзя не сказать и о том приспособлении, которое помогает нам при этом занятии. Это приспособление было придумано святыми отцами – может быть, по откровению свыше, а может быть, просто благодаря тому, что их разум был очищен Божией благодатью. За всю историю человечества люди создали множество разных устройств, машин, для того только чтобы облегчить свои земные труды, жить благополучно, а часто и из желания удобствами житейскими заменить утешения духовные. Но и люди, стремящиеся угождать Богу, также изобрели много прекрасных вещей, правда совершенно другого направления. Если мы обратимся к православной культуре, православным обрядам, то увидим особую, оригинальную архитектуру и живопись, особенные песнопения, специальные приспособления, утварь для совершения богослужения. И все это когда-то было изобретено богопросвещенными людьми для помощи в духовных занятиях. На первый взгляд, такое святоотеческое изобретение, как четки – просто удобный предмет, с помощью которого мы совершаем счет при исполнении молитвенного правила. Обычно они состоят из ста узлов, и мы, прочитав определенное количество четок 68 , понимаем, какую часть правила совершили. Конечно, четки имеют значение и потому, что напоминают нам о молитве: чтобы мы, держа в руках четки, или, как называли их по-славянски, «вервицу», перебирая их узлы, не забывали о том, что должны непрестанно молиться. Однако, несмотря на это простое, очевидное назначение четок, можно усмотреть в них и некий духовный смысл, который никак не противоречит отношению к ним как к удобному, необходимому для занятия умным деланием предмету.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Иеросхимонах, основатель Поляномерульского скита в Молдавии, в котором процветало умное делание. Преподобный Василий родился в России, свою монашескую жизнь начал в Мошенских горах, недалеко от Киева. В 20-х годах XVIII века, когда для монашества в результате государственной политики секуляризации церковных земель наступили трудные времена, покинул Россию. На протяжении XVIII века многие русские и украинские иноки переселились в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями. Вместе с несколькими монахами преподобный Василий поселился в пустыни Валя-Шкьопулуй, потом перешел в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположен в иерея. Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и был богословски образован, вокруг него постепенно собралась монашеская община. Около 1730 года из-за увеличения числа братии Василий ушел из Дэлхэуцкого скита с двенадцатью иноками, подыскав себе уединенное место у истоков речки Бузэу, вблизи изгиба Карпат. С согласия братии Рымникского монастыря, которая являлась владельцем тех земель, и с позволения господаря Валахии преподобный Василий начал строительство Поляномерульского скита с деревянным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы (строительство завершено в 1733 году). Василий Поляномерульский , возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила святителя Василия Великого , богослужение по афонскому уставу, старческое руководство и умное делание. Впоследствии Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством старца Василия находились одиннадцать скитов и пустыней. В 1743 году в Валахию с Украины пришел рясофорный монах Платон (будущий преподобный Паисий Величковский) , который прожил в братстве более трех лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников старца Василия. Свои аскетические воззрения Василий Поляномерульский изложил в предисловиях к творениям преподобных Григория Синаита , Филофея Синайского, Исихия Иерусалимского и Нила Сорского . Предисловия преподобного Василия представляют собой поучения об умной молитве. Старец, в частности, указывал на неправильность мнения тех, кто думает, будто бы умное делание прилично только подвижникам, достигшим бесстрастия и святости. У Священного Синода Румынии возникли сомнения по поводу каноничности поучений преподобного. В 1749 году он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали Патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда в Валахии. На все вопросы высокого собрания преподобный Василий дал исчерпывающие ответы на основе Священного Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Преподобный Паисий Величковский (+ 1794) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 15 нояб. в день преставления Прп. Паисий Величковский родился в городе Полтаве, в семье Иоанна Величковского, 21 декабря 1722 г., на память преставления святителя Петра Московского, и наречен был во имя этого святого. Отцовская линия Петра была духовного сословия — брат, отец, дед и прадед были священниками, окормляя один и тот же приход города Полтавы. Четырех лет от роду младенец Петр лишился отца, а в отрочестве лишился и брата. Грамоте Петр был обучен по Псалтири и после этого по желанию матери был отдан на обучение в Киевскую Духовную академию, в которой он ощутил тягу к монашескому житию. В 17 лет юноша пожелал удалиться в монастырь, ему на этом пути пришлось пройти испытания. Оставив академию, Петр поступает в Любечский монастырь, основанный еще прп. Антонием Печерским (память его 10 июля). Здесь он проходил свое первое послушание, связанное с переписыванием книг, но в этом монастыре пробыл недолго: после преставления игумена новый настоятель не являл собой пример духовного отца и послушник Петр покинул обитель. В одном из монастырей юга России Петр принял постриг с именем Парфений, но братия стала называть его Платоном, и он смиренно переносил это. Путь молодого подвижника лежал в Валахию, он волею Божией стал как бы странствующим монахом, переходя из обители в обитель. Плодом странствий было опытное знание послушания, смирения и умной молитвы. Последнее путешествие, которое совершил инок Платон по своему желанию, было на Афон. Через 4 года преподобный пришел на Святую гору, в это же время на Афон прибыл отец молдавских пустынников и старцев Василий Поляномерульский. Здесь состоялся постриг Платона в мантию с наречением ему имени Паисий. Прп. Паисий не считал себя достойным учительствовать — он принимал к себе братьев только как сподвижников и друзей. Среди этого Паисиева братства зародилась традиция книжности: они занимались собиранием писаний святых отцов и переписыванием их.

http://sedmitza.ru/lib/text/437879/

преподобный Василий Поляномерульский Каноническое право Нравственно-аскетические труды преподобный Василий Поляномерульский Иеросхимонах, старец, автор предисловий к творениям святых отцов, учитель Паисия (Величковского) . Творчество преп. Василия – одно из главных звеньев цепи мистической традиции Православия, почти прервавшейся в XVII- XVIII вв. Помимо прочего, прп. Василий был старцем Паисия (Величковского), который, в свою очередь, стал родоначальником русского старчества XIX века. Также большое влияние прп. Василий оказал на румынское монашество. Творчество прп. Василия посвящено умному деланию и Иисусовой молитве. Творения старца как тонкого учителя аскезы и мистики рекомендовали Феофан Затворник и Игнатий (Брянчанинов) . Не очень понятно кем был по национальности преподобный – то ли украинцем, то ли русским. В 20-х гг. XVIII в, как и многие другие монахи, он переселяется в Молдо-Влахию: в России тогда притесняли монашество, а в Польше Православие как таковое. В Молдо-Влахии вокруг преподобного собирается кружок монахов, который составил основу, организованного прп. Василием скита Пояна-Мэрулуй. В 1749 г. старец был вызван в Бухарест – его учение казалось многим подозрительным. Его судили Александрийский, Иерусалимский и Антиохийский патриархи, которые, однако, не только не нашли никакой ереси, но рекомендовали всем наставления преподобного в аскезе и умной молитве. А патриарх Сильвестр благословил преподобного написать сочинение, объясняющее, почему монахам запрещено употреблять мясо, в связи с чем прп. Василий посетил Афон. Со временем Поляномерульский скит становится одним из духовных центров Молдо-Влахии: под руководством старца находились 11 скитов и пустыней. Постепенно число румынских иноков скита росло и возникла нужда в богослужении на их родном языке. В связи с этим, в 1764 г. старец делит свою обитель на две части – румынскую и славянскую. Тропарь преподобному Василию Поляномерульскому, глас 8-й Учителю святаго почитания Божия,/наставниче монахов, проповедниче дара Божия,/просветителю молитвы умныя, яже тобою ясно исполнена,/преподобне отче Василие, моли присно Христа Бога//спасти души наша. Кондак преподобному Василию Поляномерульскому, глас 8-й

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Poljan...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Василий Поляномерульский, прп. - житие Преподобный Василий Поляномерульский (Пояномерульский) родился около 1692 года. До переселения в Валахию Святой жил В России и в Мошенских горах недалеко от Киева. По-видимому, Святой покинул Родину в 20-х годах XVIII века, когда для монашества в России наступили трудные времена, особенно после реформы 1724 года, запрещавшей жительство монахов в пустынях. В сложном положении находились и украинские обители на территории Польши из-за притеснений со стороны католиков и униатов. На протяжении XVIII века многие русские и украинские иноки переселялись в княжества Молдо-Влахии и были здесь благосклонно приняты гражданскими и церковными властями. Вместе с монахами Михаилом, Стефаном, Онуфрием и Варфоломеем преподобный Василий поселился в пустыне Валя-Шкьопулуй. Потом он перешел в Дэлхэуцкий скит, где был рукоположен во иерея. Поскольку инок обладал даром духовного наставничества и своим житием являл добрый пример для подражания, вокруг него постепенно стали собираться монахи. Около 1730 года из-за увеличения числа братии Святой ушел из Дэлхэуцкого скита с 12 иноками, подыскав себе уединенное место у истоков речки Бузэу в зоне изгиба Карпат. С согласия Рымникского монастыря, который являлся владельцем тех земель, и с позволения тогдашнего господаря Валахии Николе Маврокордата Святой начал строительство Поляномерульского (Пояна-Мерулуй) скита с деревянным храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы, завершив строительство в 1733 году. Преподобный, возглавивший братство, установил в скиту общежительные правила Василия Великого и богослужение по Афонскому уставу, как было принято в других румынских обителях. Впоследствии Поляномерульский скит стал одним из самых значительных духовных центров Молдо-Влахии, под духовным руководством Святого находились 11 скитов и пустыней. В 1743 году в Валахию с Украины пришел рясофорный монах Платон – преподобный Паисий Нямецкий (Величковский). Он прожил в братстве более 3-х лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников святого Василия: иеросхимонаха Михаила, спостника и сподвижника преподобного Василия еще по Мошенским горам, Дометия, начальника скита Триэстени, схимонаха Протерия родом из местности Решетиловка, переписчика книг монаха Рафаила, пустынножителя схимника Онуфрия и других.

http://pravicon.com/info-1944

Отрок-монах из России Святой Василий Поляномерульский Он шел сюда, конечно же, пешком. Почти тысячу километров. Инок-мальчишка, идущий с востока, худенький, высокий, хрупкий, с узелком на плечах и крестом в руке. Он вышел из ворот одного русского монастыря и идет через пустынные места, не подозревая, что ему предстоит изменить православный мир. Пробивает себе дорогу через непроходимые днепровские леса, через попавшие в немилость пределы Украины 1700-х годов, когда православная вера была гонима, вплоть до запрета отшельничества, — и всё дальше, дальше, через живописные холмы Молдавии, заливаемые ласковым и навевающим сон солнцем. Подрясник его уже изорвался, и ноги болят от ран, а он всё смотрит вдаль, вглядывается в горизонт, чая увидеть первые силуэты гор. Горы!.. Все его мысли были о них. Как же долго он их не видел! Священные горы Молдовлахии, о которых он узнал от маститых киевских монахов (это «один из самых процветающих уголков православного мира, где монашеская жизнь намного глубже и интенсивней, чем в России и Греции», как писали в ту эпоху), место, где Карпаты сворачивают к западу, образуя таинственный изгиб, где сосредоточены колоссальные силы, место, где схимничество и исихазм продолжают существовать в неискаженном виде с III столетия, в преемстве от первых христиан. И вот, в 1708-м году перед этими горами наконец останавливается юный, 16-летний послушник Василий Безруков. Отрок-монах, которому спустя годы предстоит стать святым Василием Поляномерульским. Он стоял где-то здесь и после долгого путешествия смотрел на горы. Здесь же стою и я — в нескольких километрах от города Фокшань, смотрю на эти фантастические голубые силуэты хребтов Вранчи и Бузэу и думаю о том, что видел он когда-то. Окрестности села Бисока на границе уездов Бузэу и Вранча. Фото: Лауренциу Лари Он благоговейно вступал под сень этих гор, как входят в храм. Румынские горы, в которых ему предстоит заточиться на всю оставшуюся жизнь. Святой Василий Карпатский известен во всем православном мире. «Карпатский молитвенник», как его называют

http://pravoslavie.ru/149890.html

( Окончание. Начало см.: Часть 1 ) Пояна Мэрулуй. Второй Афон Монастырь Пояна Мэрулуй и его окрестности Это безусловное детище святого Василия, год 1730… Однако уже свечерело, река совсем вышла из берегов, и мне через нее не переправиться никак. Рымник — река, почти окаймляющая монастырскую гору, встает передо мной, как некий рубеж перед высшими мирами, позволяющий переходить туда, только когда тебе суждено. На другой день мы снова в селе Жития, в сельском магазине на берегу реки, и ищем цыгана-извозчика, который обещал перевезти нас через речку вброд. И вот волны вздымаются до самой груди его бедных лошадок, изо всех сил старающихся удержать равновесие на скользких подводных камнях. А потом они пускаются рысцой по размытой грязи, подбрасывая нас вверх на колдобинах и оглушительно громыхая повозкой по крутой дороге, вонзающейся, казалось, в самое небо. Невероятно, какие же расстояния проходили тогда пешком монахи святого Василия! Монастыри Дэлхэуць и Пояна Мэрулуй считались чуть ли не одним целым, одной общиной с одним настоятелем, и святой сотни раз проделывал этот путь, который сегодня можно с трудом преодолеть разве что на машине, да и то за несколько часов. Он часто обходил и другие монастыри в горах, все — основанные им, воздвигнутые им, чтобы проверить исполнение в них строгих правил и наставить монахов. По меньшей мере 11 монастырей духовно окормлял и возглавлял игумен Василий в горах Вранчи и Бузэу Какое же стечение монахов было здесь в XVIII веке, вокруг знаменитой Пояны Мэрулуй! По меньшей мере 11 монастырей духовно окормлял и возглавлял игумен Василий в горах Вранчи и Бузэу, он один — случай, редко встречающийся во всей истории исихазма. Дэлхэуць, Чолану, Рэтешть, Рогоз, Бонташть, Трейстень, Гэвану, Фундэтура, Кырну, Валя Нягрэ — все эти известные ныне монастыри — его творение, их населяли только воспитанные им ученики, румынские и русские, объединившиеся в этом очаге исихазма, который был известен тогда повсюду в мире как «Второй Афон». Монастырь Пояна Мэрулуй

http://pravoslavie.ru/149911.html

Афонский монастырь планирует восстановить разрушенную келлию, связанную с прп. Паисием Величковским Афон, 23 июня 2016 г. Афонский монастырь Пантократор планирует восстановить разрушенную келлию св. царя Константина, где непродолжительное время в XVIII в. подвизался прп. Паисий Величковский, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон» . Из жития прп. Паисия Величковского известно, что через четыре года после принятия на Афоне монашеского пострига молодой подвижник с несколькими учениками приобрел (ок. 1754 г.) Константиновскую келлию, где прожил около трех лет. Поскольку братство вокруг прп. Паисия постоянно возрастало, келлия св. Константина оказалась непригодной и маловместительной для братства количеством более четырех человек, поэтому в 1757 г. подвижник выкупил у Пантократорского монастыря келлию св. пророка Илии, которую в последствии он преобразовал в Свято-Ильинский скит. О непродолжительном «константиновском» периоде биографии прп. Паисия его житие сообщает следующее: «В начале 1750 года прибыл на Афон известный молдавский старец схимонах Василий Поляномерульский. Прибытие на Афон старца Василия имело для Платона большое значение. Старец объяснил ему опасность его уединенного безмолвия, и указал ему необходимость общежительного пути для новоначального подвижника... По просьбе Платона старец постриг его в мантию с наречением ему имени Паисия... По прошествии четырех лет к ним стали присоединяться новые подвижники, желавшие жить под руководством Паисия. Паисий долго отказывался, указывая на то, что руководить другими есть дело совершенных и бесстрастных, а он и немощен и страстен. Однако, побуждаемый их неотступными просьбами, а также и просьбами брата Виссариона, оказавшегося очень братолюбивым, Паисий уступил и против своей воли стал принимать сожителей, полагаясь на всемогущий Промысл Божий. Когда к нему присоединились Парфений или Кесарий, прежняя келья стала тесной для четверых и явилась надобность приобрести вторую келью, которая и была куплена недалеко от первой. Когда число братий достигло восьми, тогда решено было приобрести келью святого Константина с церковью».

http://pravoslavie.ru/94574.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Василий Поляномерульский, преподобный Прп. Василий Поляномерульский (Пояномэрульский; схимонах; ок. 1692 — 25.04.1767) — старец, автор предисловий к творениям Св. Отцов, учитель Паисия (Величковского). Творчество преп. Василия — одно из главных звеньев цепи мистической традиции Православия, почти прервавшейся в XVII- XVIII вв. По мимо прочего, прп. Василий был старцем Паисия (Величковского), который, в свою очередь, стал родоначальником русского старчества XIX века. Также большое влияние прп. Василий оказал на румынское монашество. Творчество прп. Василия посвящено умному деланию и Иисусовой молитве. Творения старца как тонкого учителя аскезы и мистики рекомендовали Феофан (Затворник) и Игнатий (Брянчанинов). Не очень понятно кем был по национальности преподобный — то ли украинцем, то ли русским.  В 20-х гг. XVIII в, как и многие другие монахи, он переселяется в Молдо-Влахию: в России тогда притесняли монашество, а в Польше Православие как таковое. В Молдо-Влахии вокруг преподобного собирается кружок монахов, который составил основу, организованного прп. Василием скита Пояна-Мэрулуй. В 1749 г. старец был вызван в Бухарест — его учение казалось многим подозрительным. Его судили Александрийский, Иерусалимский и Антиохийский патриархи, которые, однако, не только не нашли никакой ереси, но рекомендовали всем наставления преподобного в аскезе и умной молитве. А патриарх Сильвестр благословил преподобного написать сочинение, объясняющее, почему монахам запрещено употреблять мясо, в связи с чем прп. Василий посетил Афон.  Со временем Поляномерульский скит становится одним из духовных центров Молдо-Влахии: под руководством старца находились 11 скитов и пустыней. Постепенно число румынских иноков скита росло и возникла нужда в богослужении на их родном языке. В связи с этим, в 1764 г. старец делит свою обитель на две части — румынскую и славянскую. Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя  

http://pravbiblioteka.ru/book_author/vas...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010