Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Екатерининском монастыре г. Видное состоялась конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности» 16.12.2016 15 декабря 2016 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Екатерининском монастыре г. Видное состоялась конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности». Это уже вторая конференция, проходившая в рамках XIV Московских областных Рождественских образовательных чтений с участием игуменов и игумений подмосковных обителей. Первая под названием «Монастыри Московской епархии в минувшем столетии: расцвет, разорение, возрождение» проходила 15 ноября в Высоцком монастыре г. Серпухова. Благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман, открывая встречу в Екатерининском монастыре, напомнил ее участникам слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что возрождение русского монашества зависит от игуменов и игумений нынешних обителей. Игумен Николо-Берлюковской пустыни с. Авдотьино Евмений (Лагутин) подготовил доклад на тему «Древние монашеские традиции в современных условиях», в котором после исторического экскурса во времена развития древнего монашества и описания двух подходов к монашеской жизни в России XV-XVI веков — преподобного Иосифа Волоцкого и преподобного Нила Сорского — перешел к рассказу о Николо-Берлюковской пустыни, где сто лет назад подвизалось 54 насельника (сегодня в монастыре только четыре насельника). Многое уже сделано братией для восстановления обители и еще больше предстоит сделать, но главное, по словам игумена, это не потяреть за внешней деятельностью тот духовный настрой, с которым человек приходит в монастырь. Игумен Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря г. Коломны Варлаам (Горбунов) в своем выступлении осветил тему «Старо-Голутвин мужской монастырь и его духовные устроители — от преподобного Сергия до преподобномученика Никона», рассказав о молитвенном духе и смирении настоятелей, возглавлявших эту древнюю обитель в разное время, вплоть до ее закрытия богоборцами.

http://drevo-info.ru/news/21728.html

В одном из храмов этого монастыря находятся гробницы двух сестер святого Алексия, игуменьи Юлии и инокини Евпраксии. – О первой игуменье Алексиевской сказано в летописи: «Ульяна от града Ярославля, дщерь некоего родителя богата и славна, сама же зело богобоязлива, игуменья бывши 90 черницам и общему житью начальница». 108 Этот монастырь получил название Андроникова по имени первого своего игумена, о котором будет упомянуто в следующей главе. Обет св. Алексия послуживший поводом к основанию этой обители, описан выше в примечании 109 Владычень Серпуховской монастырь, в полуверсте от Серпухова, на берегу р. Нары, в 1806 году обращен в женский монастырь. На паперти соборной его церкви погребен блаженный игумен Варлаам, бывший келейник св. Алексия, скончавшийся 3 мая 1375 года и местно чтимый за благочестивую жизнь. 110 Преподобный Иосиф Волоколамский пишет: «в Чудовом монастыре блаж. митрополит Алексий посадил честных старцев, испросив одних у великаго аввы Сергия, а других взяв из иных обителей, и старцы те жили иночески, жизнью духовною; приходили к ним многие и пользу получали». 111 Духовное завещание святого Алексия обнаруживает великое его смирение и любовь к основанному им монастырю. Оно начинается словами: «Се аз смиренный, грешный раб Божий Алексий». Великий святитель Божий именует себя грешником, не упоминая и о сане митрополита. Чудовской обители он оставил 12 сел (в том числе Жилинское, Черкизово и Раменное). «А все те села – сказано в завещании –даю с серебром и с половники и с третьники и с животиною. А что моя в селех челядь, на них серебрецо. Не похотят служити, кто куды, тем воля, отдав серебрецо. А монастырь Михаила чуда приказываю тебе своему сыну, великому князя Дмитрию Ивановичу». 112 В Лавре сохранились: ветхая крашенинная фелонь преподобного Сергия с епитрахилью и поручами, деревянные потир и дискос, аналав от схимы, игуменский посох простого дерева, кожаные сандалии, бывшие 30 лет на ногах чудотворца во гробе, нож с ветхим влагалищем и ложка деревянная.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Arhiva La mnstirea „Sfânta Ecaterina” din or. Vidnoye a avut loc conferina „Tradiiile monahale vechi în condiiile contemporaneitii” 16 decembrie 2016 12:31 15 декабря 2016 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Екатерининском монастыре г. Видное состоялась конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности». Это уже вторая конференция, проходившая в рамках XIV Московских областных Рождественских образовательных чтений с участием игуменов и игумений подмосковных обителей. Первая под названием «Монастыри Московской епархии в минувшем столетии: расцвет, разорение, возрождение» проходила 15 ноября в Высоцком монастыре г. Серпухова. Благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман , открывая встречу в Екатерининском монастыре, напомнил ее участникам слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что возрождение русского монашества зависит от игуменов и игумений нынешних обителей. Игумен Николо-Берлюковской пустыни с. Авдотьино Евмений (Лагутин) подготовил доклад на тему «Древние монашеские традиции в современных условиях», в котором после исторического экскурса во времена развития древнего монашества и описания двух подходов к монашеской жизни в России XV-XVI веков — преподобного Иосифа Волоцкого и преподобного Нила Сорского — перешел к рассказу о Николо-Берлюковской пустыни, где сто лет назад подвизалось 54 насельника (сегодня в монастыре только четыре насельника). Многое уже сделано братией для восстановления обители и еще больше предстоит сделать, но главное, по словам игумена, это не потяреть за внешней деятельностью тот духовный настрой, с которым человек приходит в монастырь. Игумен Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря г. Коломны Варлаам (Горбунов) в своем выступлении осветил тему «Старо-Голутвин мужской монастырь и его духовные устроители — от преподобного Сергия до преподобномученика Никона», рассказав о молитвенном духе и смирении настоятелей, возглавлявших эту древнюю обитель в разное время, вплоть до ее закрытия богоборцами.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4714663...

Митрополит Ювеналий совершил первую Божественную литургию в восстанавливающемся Брусенском монастыре г. Коломны 5 августа 2010 г. 11:43 4 августа 2010 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий  совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Успенского Брусенского монастыря. Богослужение в этом храме было совершено впервые за 90 лет. Владыке сослужили благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман , благочинный церквей Коломенского округа протоиерей Владимир Пахачев, настоятель Богоявленского Старо-Голутвина монастыря игумен Варлаам (Горбунов), настоятель Николо-Пешношского монастыря игумен Григорий (Клименко), духовенство Коломенского благочиния. За богослужением пел хор насельниц Ново-Голутвина женского монастыря, под управлением игумении Ксении (Зайцевой). В этот же день настоятельнице Успенского Брусенского монастыря игумении Анастасии (Печенкиной) исполнилось 70 лет. Поздравить матушку Анастасию в Коломну приехали настоятельница Введенского Владычнего монастыря игумения Алексия (Петрова) и настоятельница Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря монахиня Агния (Сударикова). За малым входом митрополит Ювеналий, отмечая усердные труды игумении Анастасии, вручил ей Патриаршую награду — крест с украшениями, а старшему священнику монастыря, духовнику Московской епархии, протоиерею Андрею Рогинцу — медаль «За усердное служение» III степени. За богослужением возносились сугубые прошения Господу о ниспослании дождя и помиловании людей, страдающих от зноя, засухи и пожаров. По окончании Литургии митрополит Ювеналий обратился к собравшимся в храме. Владыка, в частности, сказал: «Сегодня для Коломны, для Московской епархии знаменательный день — мы переступили порог Крестовоздвиженского собора этой святой обители, совершив здесь первую Божественную литургию после 1922 г. Мы благодарим Господа, что Он дает нам эти милости возрождения порушенных и поруганных святынь. Много требовалось усилий, средств, для того чтобы приблизить этот день.

http://patriarchia.ru/db/text/1239249.ht...

В. В. Горшкова, Л. Б. Сукина Рубрики: Ключевые слова: ИРИНАРХ (Илья Акиндинович; 1548-1616), прп. (пам. 13 янв., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), затворник, Борисоглебский, Ростовский НИКИТА († 24 мая 1193?), Столпник, Переяславский, прп. (пам. 24 мая, В Соборе Владимирских святых и 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/text/178329.html

А еще ранее по благословению святителя Алексия, митрополита Московского, здесь, на берегу реки Нары, создается Владычний монастырь — трудами его келейника и помощника святого преподобного Варлаама Серпуховского, которого мы сегодня молитвенно вспоминаем. И, конечно, перечисляя удивительные события, связанные с историей этого города, нельзя не вспомнить о том, что произошло в 1878 году, когда преподобный Варлаам явился несчастному отставному солдату, крестьянину, погибавшему от пьянства, и повелел ему идти и поклониться иконе «Неупиваемая Чаша», о которой никто ничего до этого времени не знал. И эта икона была чудесно обретена и стала великой святыней, прибежищем для тех, кто страдает от пьянства, тех, кто сознает, что пьянство способно разрушить не только тело, но и душу. И дай Бог, чтобы по молитвам самих несчастных страдальцев, а также их родных и близких уходило из нашей жизни это страшное явление. О, если бы не оно, какой была бы сегодня Русь! Это одно из самых страшных бедствий, бороться с которым можно только силой Божией и силой своего духа. Именно сегодня я впервые прибыл в град Серпухов. Я очень хотел посетить это святое место в день, когда Церковь прославляет икону «Неупиваемая Чаша», чтобы вместе с вами помолиться о народе нашем, о страждущих от недуга винопития, об их семьях, о матерях и женах, о детях, чтобы под Покровом Пречистой Царицы Небесной уходило это зло из нашей жизни. И уже сейчас пробиваются ростки новой жизни… Но это только самое начало. Предстоит еще долгий путь, и мы должны его пройти, чтобы обновился лик древней Руси, чтобы обновилась сила нашего народа и чтобы мы могли жить и творить в соответствии с теми возможностями, которые Бог вложил в наши души, в нашу страну, в землю нашу. И верю, что под Покровом Царицы Небесной в ответ на молитву многих сила человеческого духа, укрепленная силой Божественной благодати, превозможет тяготение страшного недуга. Город Серпухов — это главное место в нашей стране, где совершаются особые молитвы о прекращении недуга винопития. Но по милости Божией списки чудотворного образа стали распространяться по всей Руси, и во многих местах уже совершаются молебные пения, возносятся горячие молитвы, так что всё больше и больше людей обретают исцеление от этого недуга. Не будем останавливаться в наших молитвах перед чудотворным образом «Неупиваемая Чаша», в наших горячих воздыханиях ко Господу, чтобы благословил Господь милостью Своею наши семьи, наших тружеников, мужчин и женщин, и старшего, и среднего, и младшего поколений, чтобы физическое здоровье сочеталось со здоровьем духовным. Тогда и будет подлинное процветание народа, тогда и будет явлено подлинное могущество Отечества нашего.

http://patriarchia.ru/db/text/4085218.ht...

иером. Арсений Содержание Рукописи на пергамене Отдел I. Священное Писание Отдел II. Толкование Св. Писания Отдел III. Отцы Церкви Отдел IV. Каноническое право Отдел V. Богослужебные книги Отдел VI. История Церкви и жития святых Отдел VII. Смесь Рукописи на бумаге Отдел I. Священное Писание Отдел II. Толкование Св. Писания Отдел III. Отцы церкви Отдел IV. Разные богословские сочинения Отдел V. Каноническое право Отдел VI. Богослужебные книги. Отдел VII. История Церкви и жития святых Отдел VIII. Смесь Азбучный указатель имен и предметов     Библиотека Троицкой Сергиевой лавры началом своим восходит ко временам самого преп. Сергия; его, как основателя и первого игумена лавры, должно считать основателем и лаврского книгохранилища. По свидетельству преп. Иосифа волоколамского, блаженный Сергий с первыми сподвижниками своими, за неимением пергамена и бумаги, писал даже «на берестех» (Чтен. в Общ. ист. и древ. Росс. 1847 г., 7). В описи Сергиева монастыря 1642 г. между другими книгами означены: «Два Служебника на харатье; Свертки на деревце, чудотворца Сергия; Евангелие в десть, на бумаге, Исаковское Молчалниково; Псалтирь в полдесть, на бумаге, письмо Исаака Молчалника († 1388 г.)», ученика преп. Сергия. О другом ученике Сергия, Афанасии, с 1874 г. игумене серпуховского Высоцкого монастыря, жизнеописатель преп. Сергия говорит: «в божественных писаниях бе зело разумен, и доброписания многа руки его и доныне свидетельствуют, и сего ради любим зело старцу (св. Сергию)». (Житие его, изд. в 1646 г., л. 89). Примеру преп. Сергия в обогащении обители книгами следовал преемник и ученик его игумен Никон. Доселе хранятся в ризнице: «Чудотворца Никона Евангелие и Служебник“, а в библиотеке «Октоих и Триодь постная-харатейные». В 1418 г. «замышлением игумена Никона списана бысть книга Диоптра, рукою раба Божия Иосифа» 190). Из учеников преп. Никона известен духовным любомудрием иеромонах Матфей, для коего в 1412 года инок Варлаам переписал Лествицу 156), а в 1414 г. инок Антоний переписал Поучения аввы Дорофея и другие статьи аскетического содержания 165). Любовь к книжной отеческой письменности от первых игуменов перешла и к преемникам их и ученикам последних. Таким образом, чрез собственноручное списывание, отчасти чрез покупку и пожертвование, книги постепенно умножались, так что в 1616 г. была уже «многобогатная божественных писаний книгохранительница» 281).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Иосиф , из вдовых священ., в 1828–30, 7 апр. перев. в Новоголутвин. Филадельф перев. из Лютикова монастыря в 1830–32. Даниил , из миссии Китайской, определён 21 июня 1832–1837; 13 июня в профессора Казанского университета (Посольский мнтрь, см. Иркутская епархия). Митрофан Воронцов произведён 24 окт. 1837, из вдовых священ., а 29 дек. 1838 перев. в Московский Знаменский мнтрь. Мефодий в дек. 1838 произведён из казначеев Лужецких; в мае 1839 перев. в Лужецкий мнтрь. Иоанникий Холуйский , 15 июня 1839, Чудовский наместн. (вкупе); 3 дек. 1845 перев. в Московский Знаменский мнтрь. Филофей Успенский , из ректоров Вифанской семинарии, определён 15 янв. 1846–1847, в июне перев. в Высоко-петровский. Евгений Сахаров-Платонов , из ректоров Вифанской семинария; 22 июня 1847–49, 19 дек. перев. в Высокопетровский. Леонид Краснопевков , из ректоров Вифанской семинарии, произведён 1 янв. 1850, а 31 дек. перев. в Московский Знаменский мнтрь. Евстафий Романовский 8 мар. 1851 перев. из Серпуховского Высоцкого монастыря, а 22 февр. 1866 – в Симонов. Никодим Белокуров , из ректоров Вифанской семинарии, определён 21 мая 1866, а 10 мар. 1867 перев. в Богоявленский. Григорий Воинов , из инспекторов Московской семинарии, определён 11 мая 1867, а в сент. 1873 перев. в Высокопетровский. Афанасий , в окт. 1873, из ректоров Пензенской семинарии. 19 Даниилов, на краю Москвы, на Москве реке, основан в начале XIV столетия, но запустел; возобновлён при царе Иоанне Грозном. Ныне третьеклассный. [IV, 5.] Игумены Иоасаф , 1560 (в 1566 бывший). Парфений , 1594. Дионисий , 1598. Иоасаф , 1619, 25, 31 (1618–31). Прохор , 1645–48. Иоанн , 1649–53; † … Кирилл , 1654; † в мор. Гурий , 1655; † в мор. Пахомий , 1656. Парфений , 1663–65, перев. в Боровский Пафнутиев. Варлаам Возниковский , в 1665–73. Ефрем , 1673, 1675. После в Крестовоздвиженском. Леонтий определён 24 янв. 1675; до 1677. Гавриил Домецкий , 1677–80, перев. в Симонов. Тимофей , в 1680–83. Исаия , в 1686–90. Иоасаф , 1690 и 91. Пахомий в янв. 1692 перев. из Кожеозерского монастыря; до 1697.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Киприан Скрыпицын 10 янв. 1732 перев. из Дмитровского Борисоглебского монастыря; управлял до 18 февр.; после в Спасо-Андрониеве. Варлаам Городецкий 20 янв. 1732, из Чудовских иеромонахов; † 10 нояб. 1737. Николай , Грузинский архим. безместный, определён 13 янв. 1738; в исх. 1740 назначен в Лужецкий мнтрь, но, кажется, там не был. Иосиф , Грузинский архиеп., бывший в Новгородском Юрьеве мнтре, определён 9 янв. 1741; управлял не долго и уволен. Николай (вторично) с 2 окт. 1741; в 1764 уволен на покой; † 8 мая 1768 тут же в мнтре. Варфоломей 4 мар. 1764 перев. из Спасо-Елиазарова монастыря, а 18 окт. 1770 – в Саввин Сторожевский. Игумены Софроний Младенович произведён 17 окт. 1770, а в янв. 1776 уволен на покой в Полтаву и там † … Серапион Александровский 27 янв. 1776 перев. из Московского Крестовоздвиженского, а 17 февр. 1779 – в Богоявленский мнтрь. Макарий Сусальников , из проповедников Московской акад., определён 3 мар. 1779, а 1 авг. 1782 перев. в Петергофскую Сергиеву пустынь. Иннокентий Полянский определён 14 сент. 1782, а 4 дек. 1783 перев. в С.-Петербургский Зеленецкий мнтрь. Ириней Клементьевский 9 дек. 1783 перев. из Московского Крестовоздвиженского, а в нояб. 1784 – в Ростовский Борисоглебский мнтрь. Моисей Гумилевский определён 21 нояб. 1784, а в янв. 1788 перев. в Екатеринославский Спасо-Николаевский мнтрь. Ираклий Евреинов 13 янв. 1788 перев. из Давидовой пустыни; в 1797 перев. в Московский Златоустов мнтрь. Иоасаф 19 янв. 1798, из экономов Троицкой Сергиевой Лавры; 30 сент. 1808 уволен на покой. Геннадий Шумов произведён в 1808, а 1810       перев. в Московский Крестовоздвиженский мнтрь. Архимандриты Иннокентий Смирнов , игум. Угрешский, перев. 14 окт. 1810; архим. с 1 июня 1812; 30 сент. 1813 перев. в Петергофскую Сергиеву пустынь. Парфений Чертков 14 окт. 1813 перев. из Московского Крестовоздвиженского, а 12 авг. 1814 – в Лужецкий мнтрь. Неофит Докучаев-Платонов 12 авг. 1814 перев. из Серпуховского Высоцкого, а в окт. 1816 – в Ростовский Борисоглебский мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Павел [Борисовский], архиепископ Вятский. Иувеналий [Масловский], архиепископ Курский. Филипп [Гумилевский], архиепископ Звенигородский. Константин [Дьяков], архиепископ Харьковский. Управляющий делами Патриаршего Священного Синода епископ Сергий [Гришин] Серпуховский. [Печать Московской Патриархии] Архив составителя Ответное письмо ярославской группы архиереев Заместителю Патриаршего Местоблюстителя, митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] Ваше Высокопреосвященство, Милостивейший Архипастырь! В разъяснение нашей декларации от 6-го февраля [н. ст.] с. г. и в дополнение к письмам митрополита Агафангела на имя Вашего Высокопреосвященства находим нужным сказать следующее: 1 . Мы до сих пор не прерывали и не прерываем нашего молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием. 2 . Никакого раскола мы не желаем учинять и не учиняем. 3 . Никаких новшеств в церковной жизни нашей епархии не вводили и не вводим. 4 . Принципиально власть Вашу, как Заместителя, не отрицаем. 5 . Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте, исполнять не могли и не можем. 6 . Всех обращающихся к нам иноепархиальных епископов, клириков и мирян с просьбой возглавить их и принять в молитвенное и каноническое общение мы не отторгали и не отторгаем от единства церковного, а, внося мир, направляли их непременно к Вашему Высокопреосвященству и Синоду, предварительно, насколько возможно, успокоив их смущённую религиозную совесть. Да послужат эти наши разъяснения, при помощи Божией, ко благу и миру церковному. Испрашивая Ваших святительских молитв, с совершенным почтением и истинною о Христе любовию остаёмся Вашего Высокопреосвященства покорные слуги Агафангел [Преображенский], митрополит Ярославский. Архиепископ Варлаам [Ряшенцев], управляющий Любимским викариатством. 10 мая 1928 г. г. Ярославль. Смиренный Евгений [Кобранов], епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010