Декларация митроп. Сергия вызвала глубочайшее потрясение всего православного мира. Со всех концов русской земли раздались голоса протеста духовенства и мирян. На имя митроп. Сергия посыпались масса всевозможных Посланий, в копиях распространяемых по всей стране. Авторы этих Посланий умоляли митроп. Сергия отказаться от избранного им пути. В числе протестующих были замечательные церковные деятели Русской Церкви: митроп. Агафангел, митроп. Казанский Кирилл, первый кандидат на местоблюстительство, намеченный патриархом Тихоном, митроп. Иосиф, заместитель местоблюстителя Петра, архиеп. Угличский Серафим, бывший временный заместитель местоблюстителя, архиеп. Иларион (Троицкий) , знаменитый сподвижник патриарха Тихона, архиеп. Пахомий Черниговский, архиеп. Прокопий Херсонский, епископ Глазовский Виктор, епископ Пермский Варлаам, епископ Ростовский Евгений, епископ Глуховский Дамаскин, епископ Прилукский Василий, епископ Воронежский Алексий, епископ Никольский Иерофей, викарный епископ Смоленской епархии Иларион, епископ Гдовский Димитрий, епископ Нарвский Сергий, епископ Серпуховской Максим, епископ Новомосковский Павел, епископы Гавриил, Аверкий, Нектарий, Феодор, Филипп, Стефан, Петр и другие епископы, находившиеся в ссылках и концлагерях. Среди протестующих были выдающиеся представителя духовенства, богословы-профессора и церковно-общественные деятели: проф. Московской Духовной Академии о. Павел Флоренский , проф. той же Академии о. Феодор Андреев, о. Василий Верюжский , о. Сергий Тихомиров , о. Валентин Свенцицкий , о. Александр Сидоров, о. С. Мечев , о. Викторин Добронравов, о. Никифор Стрельников, о. Николай Прозоров, о. Александр Кремышанский, о. Николай Пискановский, о. Сергий Алексеев, о. Анатолий Жураковский , игум. Варсонофий (Юрченко), протоиерей Григорий Селецкий, протоиерей Антоний Котович, бывший президент Петербургского Религиозно-Философского Общества, знаменитый русский философ проф. С. Аскольдов, философ А. Мейер, проф. Петербургской Духовной Академии А. Бриллиантов , известный издатель религиозно-нравственной литературы проф. М. Новоселов , проф. Московской Консерватории философ А. Лосев , профессор-психиатр В. Финне, диакон-доцент Петербургского Университета В. Финне, профессора Военно-Юридической Академии С. Абрамович-Барановский и А. Колосов, философ доктор Μ. Маржецкий, и многие многие другие, их же невозможно перечесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из четырёх серпуховских князей наиболее прославился Владимир Андреевич по прозвищу Храбрый. Во время Куликовской битвы 1380 г. он вместе с воеводой Димитрием Боброком руководил засадным полком, состоявшим из серпуховичей. Полк стоял в дубраве на краю поля битвы, не видимый врагом; продолжал стоять даже тогда, когда русские не выдержали боя и побежали, а монголы бросились за ними. Князь Владимир Андреевич порывался выступить в этот момент, но хладнокровный Боброк удержал его. Лишь когда монгольское войско обернулось к дубраве тылом, да ещё и ветер подул в сторону врага, засадный полк неожиданно напал на монголов. Повернули назад и оступавшие русские. Теперь паника охватила монголов, они бежали во главе с Мамаем; русские преследовали их тридцать вёрст. Погибшие воины серпуховского ополчения были похоронены в братской могиле в Высоцком монастыре. Серпуховское княжество чеканило свою монету. В 1483 г. город вошёл в состав Московского княжества. В 1607 г. под Серпуховом царь Василий Шуйский разбил войско второго Лжедимитрия. В связи с этим царь подарил Владычнему Введенскому монастырю образ святого царевича Димитрия, который впоследствии прославился чудесами. Святые [ править править код ] Преподобный Герман Аляскинский Герман Аляскинский (вероятное мирское имя Герасим Иванович Зырянов; 1756 или 1757, Серпухов, Россия —13 декабря или 15 ноября 1836, Еловый остров, Аляска) — православный святой, почитаемый в лике преподобных, руководитель русской духовной миссии на острове Кадьяк, крестивший множество алеутов и других жителей Русской Америки. Один из первых православных проповедников в Новом Свете. Святой покровитель Америки. День памяти кончина 13 (26) декабря, открытие мощей и прославление 27 июля (9 августа). Рака с мощами находится в храме Воскресения Христова в городе Кадьяк. Монастыри [ править править код ] Введенский Владычний женский монастырь [ править править код ] Серпухов, Введенский Владычний монастырь в Серпухове Серпуховский Владычный Введенский женский монастырь - старейший монастырь города, основан в 1360 свт. Алексием Московским как мужской. Первым игуменом был келейник митр. Алексия, прп. Варлаам. Полностью перестроен в кон. XVI в. на средства царя Бориса Годунова, в XVIII в. пришел в упадок. В 1806 преобразован в женский, в XIX в. один из крупнейших женских монастырей Подмосковья.

http://azbyka.ru/palomnik/Серпухов

Из сих чудес особенно замечательны исцеление от немоты 18-летнего ученика живописца Неволина и дочери крестьянина Ксении Кайсиной, не владевшей ни руками, ни ногами. 21 ноября Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы» в г. Серпухове Московской губернии. Этот образ находится в Серпуховском Владычнем женском монастыре. О происхождении его сохранилось следующее известие. Живший в XIV столетии прп. Варлаам, ученик св. митрополита Алексия, однажды удостоен был видения образа, на котором было изображено введение во храм Пресвятой Девы. Святитель Алексей отдал тогда же распоряжение написать икону в таком виде, как она явилась прп. Варлааму. Образ был написан и поставлен в основанном св. Варлаамом Серпуховском Владычнем монастыре, в каменном храме Введения Богоматери. Написан он в 1377 году и с этих пор, вот уже более 500 лет, чествуется как чудотворный. И доныне благодать Божия не престаёт подавать от иконы различные исцеления всем притекающим с верой под молитвенный покров Божией Матери. Икона прекрасно сохранилась. Уцелел также и древний оклад её. В 1860 году благочестивые почитатели Серпуховского образа повесили на него бриллиантовое ожерелье, а над ликом Богоматери вделали наперсный бриллиантовый крест с изумрудами и короной наверху. В середине же креста на изумруде вырезано Распятие Господа Иисуса Христа «с предстоящими». Молитва пред иконой, именуемой «Введение во храм Пресвятой Богородицы» К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище нам, грешным? Кто паче Тебе в несчастиях защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне. Владычице и Мати Бога моего. Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене грешнаго. Царице Небесная! Научи мене исполняти волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовати Его святым заповедям. За мой ропот в болезнях, трудах и несчастиях не отступи от Мене, но пребуди Материю и Покровительницею мене малодушнаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

При нем же внутри монастыря построен новый трехэтажный каменный корпус в связи с хлебопекарнею и келарскою: ныне в третьем этаже этого корпуса помещается иконописная школа. При нем же, по указу Св. Синода от 29 апреля 1867 г., монастырь стал отчислять из своих средств ежегодно по 2000 р. на содержание духовно-учебных заведений Архангельской епархии. С 1871–1894 г. настоятелями в Соловецком монастыре были: Феодосий, Мелетий и Варлаам. При настоятеле Феодосии (1871–1878), – из настоятелей московского Покровского монастыря, построен каменный храм на Муксаломском острове во имя преподобного Сергия Радонежского, на средства, пожертвованные купцом М. И. Шапошниковым. Троицко-Зосимо-Савватиевский собор внутри расписан живописью по стенам и по сводам; на две лицевые стороны рак пр. Зосимы и Савватия возложены драгоценные серебряные украшения. Архимандрит Феодосий сердечно отозвался на воззвание Общества Красного Креста об оказании пособия на его более прочную организацию; в 1877–1878 г. монастырем было пожертвовано на этот предмет 16000 р. По требованию современных обстоятельств государственного финансового управления архимандрит Феодосий нашел возможным отказаться от получения 2000 р., которые до того времени ежегодно отпускались из казны на содержание штатного числа монашествующей братии; и при нем же монастырь стал вносить ежегодно по указу Московской Синодальной Конторы от 25-го мая 1874 г. – 1020 руб. на увеличение содержания причтам Даниловского и Лексинского приходов Олонецкой епархии. Положение монастыря среди бурного моря не могло не обращать внимания на частые гибели судов, особенно на подводных камнях, лежащих вблизи группы Соловецких островов с севера, и потому в 1874 г. архимандритом Феодосием, по предложению Общества спасания на водах, была устроена на северо-западной оконечности Анзерского острова спасательная станция. В 1878 г. архимандрит Феодосий, по просьбе его, был переведен в настоятели ростовского Авраамиева монастыря. 27 Апреля 1879 г. настоятелем Соловецкого монастыря определен архимандрит Мелетий, из настоятелей серпуховского Высотского монастыря, постриженик Троицко-Сергиевой Лавры; в Лавре он проходил должности учителя и смотрителя в лаврском народном училище, благочинного, ризничего и казначея.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В кон. XV - нач. XVI в. в обители, вероятно, настоятельствовал архим. Кассиан, о чем свидетельствовала надпись на иконе в ризнице Иосифова Волоколамского мон-ря ( Голубцов. 1910. С. 189-190). Предположительно Кассиан впосл. стал архимандритом московского Симонова мон-ря (1508-1514), а затем пребывал на покое в Иосифовом Волоколамском мон-ре ( Макарий (Веретенников). 1996. С. 123-133; см. также: Меняйло В. А. Иконы «Рублева письма» в Иосифо-Волоколамском мон-ре//АиО. 1996. 4(11). С. 231-239; А. С. Усачёв не связывает архим. Кассиана с П. Б. м., см.: Усачёв. 2018. Т. 1. С. 106-107). Игум. Пафнутий II упоминается в Летописном сборнике XVI в. (Боровский летописец) в записях о постройках в П. Б. м. в 1522-1523 гг. ( Тихомиров. 1979. С. 162), а в Архангелогородском летописце имеется запись о его кончине в 1531 г. (ПСРЛ. Т. 37. С. 102). Сведения о настоятелях П. Б. м. в сер.- кон. XVI в. отрывочны: помимо игуменов, участвовавших в важных церковных событиях, в источниках упомянуты игум. Тихон в 1551 г. (Писцовые книги. 1877. С. 1506) и игум. Гурий в 1562 г. (Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 61). Довольно продолжительное время П. Б. м. возглавлял игум. Иоасаф (не позднее 1592-1605). В февр. 1592 г. на его имя была прислана грамота царя Феодора Иоанновича с просьбой принять возвращавшегося из Москвы митр. Тырновского Дионисия с его свитой и отпустить их с должными почестями (ИРИ. Ч. 3. С. 434-436). В 1605-1610 гг. Иоасаф занимал должность архимандрита Троице-Сергиева мон-ря, а затем ушел на покой в П. Б. м., где погиб 5 июля 1610 г. при взятии обители войсками Лжедмитрия II . Вместе с архим. Иоасафом погиб и игумен П. Б. м. Никон. В кон. XVI в. в обители принял постриг иером. Варлаам (Яцкий, Яцкого), впосл. насельник Чудова мон-ря, отправившийся в 1602 г. в Киев вместе с Григорием (Отрепьевым) - буд. Лжедмитрием I . В 1599 г. в обители перед смертью принял постриг в схиму с именем Левкий окольничий А. П. Клешнин. В 10-х гг. XVII в. монастырь возглавлял игум. Иона (упом. в 1613-1618), переведенный из серпуховского Высоцкого монастыря, затем игум. Иосиф (не позднее 5 сент. 1619-1649). В 1649-1651 гг. во главе П. Б. м. стоял игум. Симеон, который в 1651-1664 гг. был архиепископом Тобольским и Сибирским, а в 1664 г. уволен на покой в московский Покровский мон-рь. В 1651-1652 гг. обитель возглавлял игум. Павел , хиротонисанный в 1652 г. во епископа Коломенского и Каширского. Настоятель обители в 1665-1667 гг. игум. Парфений в 1672-1680 гг. был митрополитом Астраханским и Терским.

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Святейший Патриарх Алексий посетил в Серпухове Введенский Владычный женский монастырь 28 июля 2005 г. 15:28 Святейший Патриарх Алексий посетил в Серпухове Владычный женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Эта древнейшая в Серпуховской земле обитель была основана святителем Алексием, митрополитом Московским, в 1360 году. Строителем и первым игуменом монастыря был ученик святителя Алексия преподобный Варлаам. В начале XIX века обитель была преобразована в женский монастырь. После закрытия в 1919 году на территории обители, бывшей в начале XX века одним из богатейших женских монастырей, располагалось летное училище. Со временем некоторые постройки монастыря были разрушены, другие пришли в запустение. В 1995 году руины монастыря были возвращены Церкви. Находясь сегодня во Владычном монастыре Святейший Патриарх Алексий посетил храмы во имя Георгия Победоносца и святителя Алексия (придел Введенского собора). Предстоятель совершил молитву и поклонился святыням обители, в частности, пребывающим под спудом мощам преподобного Варлаама, основателя монастыря, погребенного святителем Алексием на паперти Введенского собора согласно его завещанию: «Погребите мя, дабы всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы». Патриарх Алексий встретился с настоятельницей монастыря игуменией Алексией (Петровой) и насельницами обители. Его Святейшество обратился к сестрам с кратким словом, в котором отметил труды настоятельницы по возрождению древней обители из руин. Святейший Патриарх вспомнил, какое печальное зрелище представлял собой монастырь 10 лет назад и с радостью отметил, сколь он благолепен сейчас. Предстоятель поблагодарил за усердные труды игуменью и сестер, митрополита Ювеналия, руководство г. Серпухов и всех, кто причастен к возрождению монастыря из руин. Патриарх отметил, что восстановление этого и многих других женских монастырей свидетельствует о возрождении и укреплении женского монашества на Руси. Кроме того Святейший Патриарх сказал: «Спустя 10 лет вновь посещая этот монастырь, я убеждаюсь, как много сделано здесь для возрождения обители, которая на протяжении столетий была местом паломничества православных людей. По благословению владыки митрополита Ювеналия, трудами матушки игумении и сестер совершается возрождение древней обители, восстанавливаются храмы и здания монастыря, он вновь принимает паломников, которые устремляются к намоленным святыням нашей Церкви, освященным молитвой и подвигом наших великих предков, а теперь – и молитвами насельниц этой возрожденной обители.

http://patriarchia.ru/db/text/30201.html

Большая заслуга княгини Марии перед Отечеством была и в том, что она сблизила великокняжескую чету с преподобным Сергием. По просьбе великого князя, святой старец примирял князей, благословлял государственные начинания. Княгиня Мария начала почитание преподобного Сергия, которое продолжилось в великокняжеском доме и всем русском народе. Мария Ивановна Серпуховская совершила много добрых дел. Она помогла восстановить Москву после Всехсвятского пожара 1365 года: оказала помощь погорельцам, выделила средства и приняла участие в возведении каменного Кремля. Строительство Кремля завершилось вовремя: в 1368 году Москву осадил литовский великий князь Ольгерд Гедиминович, но не смог взять город. В начале 1368 года князь Владимир Андреевич со своим войском изгнал литовцев из Ржева и наладил отношения с Новгородом. Он оказал помощь жителям Пскова в борьбе с Ливонским орденом. В это время юному князю было только 16 лет. Его наставниками были преподобный Сергий и мать, княгиня Мария Ивановна. В 1370 году князь Ольгерд вновь пытался захватить Москву, но узнав, что Владимир собрал войско у Перемышля, отступил. Ольгерд высоко ценил не только военные успехи Владимира, но и его благородство. Он решил породниться с ним, выдав за него замуж дочь Елену. Преподобный Сергий благословил Владимира на брак, провидя духом будущее. Брак был заключен в 1371 году. Княгиня Мария с любовью приняла Елену Ольгердовну. Оказавшись в благочестивой семье, Елена обрела глубокую веру и стала духовной дочерью преподобного Сергия. В дальнейшем она помогала свекрови в устройстве Богородице-Рождественского монастыря и постриглась в монашество в его стенах с именем Евпраксии. Многие родственники княгини Елены стали православными христианами. Духовный сын преподобного Сергия, князь Владимир любил и чтил монашествующих. Он оказывал помощь близкой ему Троицкой обители. Около Серпухова один за другим были основаны монастыри, которые возглавили преподобные Варлаам и Афанасий Серпуховские. Владимир построил в Серпухове каменный собор в честь Святой Троицы, на освящении которого присутствовала его мать.

http://patriarchia.ru/db/text/3878465.ht...

Башня Дуло. XVI в., 40-е гг. XVII в. Фотография. 2017 г. Башня Дуло. XVI в., 40-е гг. XVII в. Фотография. 2017 г. В XVI в., особенно во 2-й пол. столетия, уменьшилось влияние М. С. м., а также несколько понизился его статус среди др. обителей. Это проявилось в постепенном вытеснении на более удаленные места симоновских архимандритов в списках священнослужителей настоятелями других мон-рей (в послании к кн. Дмитрию Шемяке имя архимандрита М. С. м. стоит первым после архиереев, а в летописной записи о поставлении Казанского архиепископа - шестым), в уменьшении количества совершённых архиерейских хиротоний насельников (при увеличении числа архиерейских кафедр и, следов., вакансий), в гневе Иоанна IV на симоновских монахов, зафиксированном в Послании в Кириллов Белозерский мон-рь от 1573 г. (Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. С. 172), доносе на симоновского архимандрита, составленном скорее всего в 70-х гг. XVI в. и сохранявшемся в архиве Посольского приказа за 1626 г. (Опись архива Посольского приказа. 1977. С. 315, 316). Старшая братия Московского Симонова мон-ря с настоятелем архим. Андреем. Фотография. 1893 г. Старшая братия Московского Симонова мон-ря с настоятелем архим. Андреем. Фотография. 1893 г. В XVI в. архиереями стали архимандриты Вассиан (Санин) (1506, Ростовская кафедра), Варлаам (1511, митрополит Московский и всея Руси), Иоанн (?) (1520, Ростовская кафедра), Савва (1544, Крутицкая кафедра), Трифон (1549, Суздальская кафедра, позднее Полоцкая), Филофей (1562, Рязанская кафедра), Сильвестр (1599, Карельская кафедра). Попытки отождествить архимандритов монатыря Иова, упомянутого в источниках в нач. 70-х гг. XVI в., и Ермогена, названного в источниках в кон. 70 - нач. 80-х гг. XVI в., с одноименными патриархами, вызывают сомнения, поскольку в источниках, содержащих более подробные биографии этих патриархов («История о первом Патриархе Иове Московском», «Сказания о явлении и чудесах иконы Казанской Богоматери»), их связь с М. С. м. не отмечена. На основании записей Вкладной и кормовой книги можно предположить, что число братии во 2-й пол. XVI в. колебалось от 46 до 170 чел. (Вкладная и кормовая книга. 2006. С. 16, 18, 23). В монастырских актах того времени упоминаются среди соборных старцев мон-ря лица, ранее занимавшие настоятельские должности в Высоцком серпуховском в честь Зачатия Пресвятой Богородицы , Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя , Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресвятой Богородицы , ярославском в честь Преображения Господня , рязанском в честь Преображения Господня , Мефодиевом Пешношском (Песношском) во имя святителя Николая Чудотворца и др. мон-рях (АФЗХ. С. 201-202. 155, 156; С. 211-212. 164; С. 216-217. 168-169; С. 221. 173).

http://pravenc.ru/text/2564232.html

Преподобная Харитина Новгородская (Литовская). Октябрь, 5 1281 Благоверный князь Роман Угличский. Февраль, 3 1285 Святитель Игнатий, епископ Ростовский. Май, 28 1288 Святитель Симеон, епископ Полоцкий, епископ Тверской. Февраль, 3 1289 Преподобный Петр, Царевич Ордынский. Июнь, 29 1290 Святитель Василий, епископ Рязанский. Июль, 3 1295 Память Псковских угодников: преподобных Иоасафа Снетногорского и Василия Мирожского и дружины их. Март, 4 1299 Благоверный князь Феодор Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1299 Благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский. Май, 20 1299 XIV в. Преподобный Захария Постник, Печерский. Март, 24 XIII-XIV вв. Преподобный Симон Радонежский. Май, 10 XIV в. Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие. Сентябрь, 25 XIV в. Преподобный Тит Печерский, бывший воин. Февраль, 27 XIV в. Преподобная Марфа Псковская. Ноябрь, 8  Преподобный Макарий Писемский. Январь, 10 XIV в. Благоверный князь Константин Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 XIV в. Преподобные Варлаам и Гедеон Серпуховские. Май, 5 XIV в. Благоверный князь Даниил Московский. Март, 4 1303 Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец. Июль, 8 1303 Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский. Декабрь, 6 1305 Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский. Декабрь, 23 1310 Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской. Ноябрь, 22 1318 Благоверный князь Давид Ярославский чудотворец. Сентябрь, 19 1321 Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, чудотворец. Декабрь, 21 1326 Святой благоверный князь Феодор Стародубский. Июнь, 21 1330 Преподобные схимонах Кирилл и схимонахиня Мария, родители Преподобного Сергия Радонежского. Сентябрь, 28 ок.1337 Преподобная Анна Кашинская. Октябрь, 2 1338 Святые мученики Литовские (Виленские) Антоний, Иоанн и Евстафий. Апрель, 14 1347 Преподобные Сергий и Герман, Валаамские Чудотворцы. Июнь, 28 ок.1353 Святитель Феогност, митрополит Киевский и Владимирский. Март, 14 1353 Святитель Моисей, архиепископ Новгородский. Январь, 25 1362

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Варлаама». Клеймо иконы «Прп. Варлаам Серпуховской, с житием». Ок. 1998 г. Иконописец А. Шаров (Владычный мон-рь в Серпухове) Восстановление иконы «Н. Ч.» в наст. время стало возможным благодаря ее изображению, опубликованному перед статьей сщмч. Иакова Бриллиантова в «Воскресном листке». Пресв. Богородица представлена в типе «Оранта», возносящей молитву пред престолом, на к-ром находится Чаша со стоящим в ней Младенцем Христом, также с поднятыми руками, но в жесте благословения. Богомладенец облачен в светлый хитон. Поверх мафория на голове Божией Матери венец. Вверху надпись: «          ». Насколько можно судить по отпечатку, стиль иконы следует основным принципам академической живописи. Наиболее близко воспроизводит вид иконы на отпечатке копия работы Полякова во Владычном мон-ре; копия работы Соколова в Высоцком мон-ре имеет незначительные расхождения с иконографией оригинала (Богомладенец погружен в Чашу не по бедра, а по пояс), а также в соответствии с пожеланиями монастыря-заказчика эта икона была выполнена в традициях визант. иконописи. Иконография «Н. Ч.» имеет общие черты с кратким вариантом извода Никейской иконы Божией Матери , к-рая известна также по названию «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза». Эти слова являются началом тропаря Никейской иконе («Бысть Чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель»), к-рый по сути и был проиллюстрирован на данной иконе (не ранее XVIII в.). Ко времени обретения «Н. Ч.» существовал как полный, так и краткий вариант иконографии «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза». Краткий - без изображения храма и развернутого свитка в руке Богомладенца - появился позже и встречается реже, но в нем глубже и острее звучит евхаристическая тема, подтвержденная и в названии обретенной во Владычном мон-ре иконы. Близкое содержание икон «Н. Ч.» и «Бысть Чрево Твое Святая Трапеза» (Никейской), иконография к-рых очевидно имеет генетическую связь, впервые было отмечено только в 80-х гг.

http://pravenc.ru/text/2565164.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010