(В Богородском уезде, в 40 верстах от Москвы) На месте, где теперь находится эта обитель, первоначально был дремучий лес. В XVII столетии, во время нашествия поляков, иноки, избегая врагов, скрывались в лесах. Один из них некто схииеромонах Варлаам уединился с некоторыми подвижниками в этом лесу. Тут же водворились для безмолвия и две престарелые монахини, имевшие с собой образ святителя Николая Чудотворца. Варлаам сначала построил здесь часовню; а потом, с помощью окрестных жителей – небольшую каменную церковь во имя Николая Чудотворца. В 1777 году, митрополит Платон основал здесь обитель. В Берлюковской обители четыре церкви: Соборная, во имя Христа Спасителя, здесь находится чудотворная икона Спасителя, предаваемого и лобзаемого Иудой Искариотским; Во имя Святой Живоначальной Троицы, с приделами: Николая Чудотворца и мученицы Мины; Святого Василия Великого ; Вне монастыря, во имя Казанской иконы Богоматери. Голутвин Богоявленский монастырь (В четырёх верстах от уездного города Коломны) Он основан был в 1385 году великим князем Дмитрием Иоанновичем Донским, по благословению преподобного Сергия Радонежского, который поставил здесь игуменом ученика своего Григория. В этом монастыре три церкви: Соборная – в честь Богоявления Господня; Преподобного Сергия Радонежского, с приделом Николая Чудотворца. В этой церкви, при храмовом образе, хранится деревянный посох, оставленный здесь, по преданию, преподобным Сергием Радонежским; Церковь во имя Введения Пресвятой Богородицы. К Голутвину монастырю приписан Бобренев Рождественский монастырь, находящийся в одной версте от Коломны. Он основан был, по преданию. В 1380 году, в благодарность Господу Богу, после победы над Мамаем. Здесь две каменные церкви: Соборная двухэтажная, в ней престолы: вверху – в честь Рождества Богородицы, а внизу – Алексия человека Божия, и другая церковь в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим 145 . Серпуховский Владычный монастырь (В одной версте от уездного города Серпухова) Основание Владычного монастыря положено было в 1360 году, святым Алексием митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

— Известно ли вам, как много паломников приезжало во Владычний монастырь до революции? — Нам неизвестно о количестве паломников, которые приезжали к иконе «Неупиваемая Чаша», мы не видели этих документальных сведений. У нас есть свидетельства о посещении монастыря для поклонения преподобному Варлааму. Кстати, с уверенностью можно сказать, что преподобный Варлаам был знаком и с Преподобным Сергием Радонежским. Митрополит Алексий часто встречался с Преподобным Сергием и наверняка брал с собой келейника — монаха Варлаама. Преподобный Сергий приходил и в Серпухов к серпуховскому князю, чтобы выбрать место для Высоцкого монастыря. Можно предположить, что он посетил монастырь, основанный его духовным другом святителем Алексием, в котором настоятелем был преподобный Варлаам. В середине XIX столетия имя преподобного Варлаама стало известно по всей России. Случилось это благодаря игумении Митрофании (в миру — баронесса Прасковья Григорьевна Розен), руководившей Владычним монастырем с 1861 по 1874 год. По донесению игумении в Синод, только в мае 1869 года в монастырской гостинице остановилось 4248 богомольцев, пришедших на поклонение именно преподобному. — Игумению Митрофанию обвинили и судили за подделку векселей. Так ли все просто было в той истории? — Мы пытались разобраться, но в этой истории важны документальные свидетельства 150-летней давности. Нам не удалось найти ни подтверждающих, ни опровергающих эти события документов. Консультации с юристами привели к предположению, что игумению подвели под суд наследники купца Солодовникова. Сейчас трудно уже сказать, как это было на самом деле. Личного интереса игумении следствие не нашло: похищенное предназначалось монастырю. Мы верим в невиновность игумении Митрофании. На то есть косвенные признаки. Во-первых, она не нанимала себе дорогих адвокатов. Ее дело вел сын институтской подруги, и этот выбор она объяснила так: «Пусть хотя бы кому-то это дело принесет пользу». Молодой адвокат, участвуя в этом деле, мог приобрести известность. Во-вторых, по благословению святителя московского Иннокентия (Вениаминова) во всех храмах служились молебны «о невинно осужденной игумении Митрофании». Конечно, это не прямое доказательство невиновности, но все же косвенно свидетельствует в ее пользу.

http://patriarchia.ru/db/text/3649170.ht...

Первый храм Владычного монастыря, созданный преподобным Варлаамом, был деревянным. В 1362 году вместо старого деревянного преподобным Варлаамом был сооружен каменный храм. Первым настоятелем монастыря был его основатель св. Варлаам. Перед своей кончиной преподобный просил святителя Алексия приехать к нему в обитель, освятить новую церковь и предать его тело упокоению. В 1377 году святитель совершил погребение и по завещанию положил тело преподобного в паперти Введенского храма. После смерти св. Варлаама обитель все более расширялась и процветала несмотря на бранные тревоги, в которых монастырю пришлось принимать участие. Особенно тяжелыми для обители были времена междуцарствия. В это время монастырь стал настоящей крепостью, окруженной стенами и снабженной боевыми орудиями и припасами. Период упадка для монастыря наступил в начале 18 столетия, когда он был приписан к Заиконоспасской обители в Москве. Хотя самостоятельность монастыря вскоре была восстановлена, это не поправило его положения. В 1737 году во всей обители остался только один престарелый иеромонах. К концу 18 века Владычный монастырь пришел практически в полное запустение: братия обители разошлась, кельи и храмы обветшали, богослужение прекратилось. В виду столь печального положения монастыря Московский иерарх Платон решил обратить Серпуховскую обитель в женский монастырь, что и было сделано в 1806 году. Вскоре монастырь был полностью благоустроен как внешне, так и внутренне. Драгоценной святыней обители, главной целью многочисленных богомольцев, посещающих Владычный монастырь, был гроб ее основателя преподобного Варлаама. Гробница была деревянной, помещалась на каменном надгробии и сверху была покрыта древней иконой преподобного. В подножии стоял также древний образ Введения Пресвятой Девы Марии во храм, а сверху гробницу угодника Божия осенял балдахин на золоченных колоннах. Надпись на гробнице гласила: «Лет 6685, мая в 5 день преставися раб Божий первый начальник святыя обители сея преподобный отец строитель инок Варлаам, келейник святителя Алексия митрополита, погребен на сем месте».

http://patriarchia.ru/db/text/30218.html

Серпухов. Введенский Владычный монастырь. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенский собор Владычного монастыря Собор. Действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы , Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, святителей Московских , Филарета Милостивого Год постройки:не ранее 1597. Ссылки:   Адрес: Россия, Московская обл., Серпуховский р-н, г. Серпухов, ул. Октябрьская, д. 40 Координаты: 54.898606, 37.399351 Проезд: Из Москвы электричкой Курского направления до станции «Серпухов», далее с вокзала на автобусе или маршрутном такси с надписью «Октябрьская» до конечной остановки. Из Москвы до станции «Серпухов» идут электрички: «Серпухов», «Тула» и «Тарусская». Они отправляются либо с Курского вокзала (ст. ме ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Москвы электричкой Курского направления до станции «Серпухов», далее с вокзала на автобусе или маршрутном такси с надписью «Октябрьская» до конечной остановки. Из Москвы до станции «Серпухов» идут электрички: «Серпухов», «Тула» и «Тарусская». Они отправляются либо с Курского вокзала (ст. метро «Курская»), либо со станции «Каланчевская» (ст. метро «Комсомольская»), имеют остановки в Москве возле станций метро «Текстильщики» и «Царицыно». Время пути от Москвы до Серпухова — около двух часов. Из Москвы в Серпухов можно доехать на автобусе междугороднего сообщения. Он отправляется от станции метро «Лесопарковая» и прибывает на вокзал в Серпухове. Изменить описание Добавить фотографии Автор: Илья Смирнов Снято: 13 июня 2014 Добавлено: 30 июня 2014 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты Добавить статью Двустолпный пятиглавый трехапсидный кирпичный собор, облицованный белым камнем. Выстроен на вклад Бориса Годунова вместо каменного здания 1362 г. Окружающие собор паперти полностью перестроены в XIX в., в южной паперти в 1867 г. устроен Филаретовский придел. Закрыт в 1927 г., служил складом. В 1971 г. сломаны паперти. В конце 1990 - начале 2000-х гг. отреставрирован в формах XVI в. Перед входом в храм погребен прп. Варлаам Серпуховский (+1377). В соборе до начала ХХ в. хранилась чудотворная икона Богоматери " Неупиваемая Чаша " (явлена в 1878 г.), в наши дни - список с неё.

http://sobory.ru/article/?object=14049

25 мая 1991 г. принято решение об открытии и возрождении древней обители. Разоренная и оскверненная, она была открыта в среду Светлой Седмицы и вновь началась молитвенная и трудовая жизнь. Храмы: Часовни: Подворья: Источник: у р. Нара, близ монастыря, ископанный прп. Сергием Радонежским (ныне городской отстойник). Список чудотворной иконы Неупиваемая Чаша. Серпуховской Высоцкий Мужской Монастырь. Святыни: Монастырь принимает паломников (необходимо наличие паспорта). Настоятель игумен Кирилл Адрес : 142200 Московская обл., г. Серпухов, Высоцкий мужской монастырь. Проезд : СЕРПУХОВСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ ВЛАДЫЧНИЙ МОНАСТЫРЬ (женский монастырь) Серпуховский Введенский Владычний Монастырь. Расположен на правом берегу р. Нара, напротив Высоцкого монастыря. Основан в 1360 г. митр. Алексием по повелению Божией Матери, Которая явилась московскому святителю. Первым настоятелем и строителем мужского монастыря был ученик митрополита, его келейник прп. Варлаам. Он также удостоился чудесного видения. «Видех Ангелы держим монастырь, и Захарию во дверех церковных стояща, и Богородицу с рождшими Ю входящу; Захария же Ю, Богородицу, приим и посадив Ю на третией ступени». Монастырь никогда не выделялся ни количеством братии (не более 30 насельников), ни богатством. В XVI-XVII вв. обитель превратили в крепость, снабдив боевыми орудиями и припасами. В XVIII в. монастырь пережил период упадка; его приписывали то к Высоцкому, то к Заиконоспасскому монастырям. К началу XIX в. древней обители грозило закрытие. Но в 1806 г. по благословению московского митр. Платона Владычний монастырь был обращен в женский, в результате чего к концу века он пришел в цветущее состояние, а количество насельниц возросло до 400. Особенную память в монастыре оставила блаженная Евфросиния, юродивая Христа ради. Бывшая фрейлина Имп. Екатерины II тайно скрылась из двора и по благословению митр. Платона поселилась во Владычней обители. Неоднократно приезжая в монастырь, свт. Филарет (Дроздов) первым долгом посещал блаженную старицу и беседовал с ней. 3 июня 1855 г. Евфросиния преставилась, имея 120 лет от роду и погребена в приделе церкви село Колюпаново (близ города Алексина).

http://pravoslavie.ru/1877.html

Адрес : Московская обл., г. Дмитров, ул. Минина, 3 Телефон: (495) 993-74-06 Подробнее... Брусенский монастырь [ править править код ] Брусенский женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы - один из двух монастырей на территории Коломенского Кремля в Коломне. Основан по указу царя Ивана Грозного в 1552 году. Первоначально являлся мужским - по преданию, его первыми насельниками были участники Казанского похода. Адрес Россия, Московская область, Коломенский район, г. Коломна, Советский пер., 3 Проезд 1. Своим ходом: с Казанского вокзала на электричке до ст. Голутвин, далее трамваем или маршрутным такси до Коломенского Кремля. 2. На автомобиле: по Ново-рязанскому шоссе до Коломны (112 км). 3. На общественном транспорте: от ст. метро «Выхино» автобусом 460 до Коломны – ост. по требованию «Площадь Двух революций» (время в пути 1,5 – 2 часа). Вход в кремль по улице Лажечникова. На ж/д транспорте: от Казанского вокзала на электропоезде «Москва-Голутвин» или «Москва-Рязань» до станции «Голутвин» (время в пути – 2-2,5 часа). Далее трамваем 3, маршрутным такси 10У, 18 до ост. «Площадь Двух революций» или любым автобусом, идущим до Старого города. Вход в кремль по улице Лажечникова или у Ямской башни. Подробнее... Введенский Владычный монастырь [ править править код ] Серпуховский Владычный Введенский женский монастырь - старейший монастырь города, основан в 1360 митр. Московским Алексием как мужской. Первым игуменом был келейник митр. Алексия, прп. Варлаам. Полностью перестроен в кон. XVI в. на средства царя Бориса Годунова, в XVIII в. пришел в упадок. В 1806 преобразован в женский, в XIX в. один из крупнейших женских монастырей Подмосковья. Адрес: 142210, Московская область, Серпуховский район, город Серпухов, ул. Октябрьская, 40. Телефон: (4967) 72-46-25 , факс: (4967) 36-21-69 (доп. 200) Подробнее... Вознесенская Давидова пустынь [ править править код ] Вознесенская Давидова пустынь — мужской монастырь Московского Патриархата; расположен на высоком правом берегу реки Лопасни (приток р. Оки) на территории древней Хатунской волости рядом с нынешним посёлком Новый Быт Чеховского района Московской области.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

348 Епископ Герман не согласился с архиепископом Варлаамом в оценке декларации митрополита Сергия и признании его полномочий как временного предстоятеля Церкви. Владыка Варлаам был в 1928 году участником так называемой ярославской оппозиции. 350 После смерти митрополита Агафангела временно управляющим епархией был назначен епископ Трофим (Якобчук). 355 Наталья Александровна, получив благословение игумена Израиля и нескольких других почитаемых ею духовных лиц, вышла замуж за Виктора Капитоновича Виноградова. (В браке она приняла фамилию мужа.) 356 Архиепископ Иларион был на Соловках, очевидно, до начала декабря 1929 года. Умер 28 декабря 1929 года в тюремной больнице в Ленинграде. 358 К преподобному Зосиме Соловецкому (fl478). До закрытия Соловецкого монастыря и размещения в нем лагеря в 1923 году мощи соловецких святых Зосимы и Савватия находились в Троицком Зосимо-Савватиевском соборе. В мае 1931 года архиепископ Варлаам, согласно новому приговору, был отправлен на Соловки из Котласского лагеря (ЦА ФСБ, д. Р-41655). 361 Архиепископ Пахомий (Кедров, 1876–1937), выпускник Казанской Духовной академии. Скончался на пути в очередную ссылку. 362 Последние два года на Соловках владыка Иларион жил не на территории лагеря, а отдельно (это разрешалось тогда ссыльным из духовенства), в избе «среди леса, между морским заливом и озером» (из письма архиепископа Илариона двоюродной сестре Лидии Архангельской от 22 августа 1929 года. Церковно-исторический архив Православного Свято-Тихоновского богословского института, копия). Возможно, «квартирой Ларчика» епископ Герман называет вообще Соловецкий лагерь. 365 Р. А. Верховцев, служивший в 1924–1927 годах секретарем Серпуховского епархиального совета, а также иподиаконом епископа Алексия, был арестован в 1930 году, как «близкий и доверенный человек епископа Готовцева», обвинен в антисоветской агитации и приговорен к трем годам концлагеря (ГАРФ, ф. 10035, on. 1, д. П-48740). 367 Крест Владыки был сохранен Натальей Александровной и после ее кончины в 1991 году передан по завещанию Михаилу Осколкову, ныне настоятелю храма святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Сивцевом Вражке. В этом храме находится и первая икона святителя Германа, написанная в 2002 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афанасий Сяндемский, основатель Сяндемской Успенской пустыни, которая находится в Олонецком уезде Олонецкой губернии, скончавшийся около 1550-го года. Над могилою Афанасия в церкви пустыни стоит рака с ого образом и кроме того есть в церкви другой его образ. См. книжку: Сяндемская-Успенская пустынь, историческо-статистические заметки. Москва, 1860. Афанасий Череповецкий. См. Феодосий и Афанасий. Боголеп отрок, Черноярский чудотворец, скончавшийся в 1632-м году (Преосв. Димитрия Месяцеслов, 29-го Июля, 1-го изд. вып. IV, стр. 3761 и погребенный в соборной церкви города Черпоярска Астраханской губернии. Варлаам, ученик св. митр. Алексия, основатель Владычнего Серпуховского (Московской губернии) монастыря, скончавшийся 5-го Мая 1377-го года (Преосв. ДимитрияМесяцеслов 5 Мая, 1-го изд. вып. III, стр. 228). Варлаам Керетский, подвизавшийся в царствование Ивана Васильевича Грозного (1533–1584), покоящийся в селе Керети, которое находится в Кемском уезде Архангельской губернии, на западном берегу Белого моря. Варлаам, архиепископ Тобольский, см ниже сл. Разумовский граф.Варлаам Улейминский, основавший в 1460-м году Николаевский Улейминский монастырь, который находится в 10-ти верстах от юрода Углича Ярославской губернии, скончавшийся неизвестно в каком году. О житии Варлаама см. у Ключевского, стр. 318 fin.; о монастыре в Ист. Иер., VI. 466. Варсонофий и Савва Тверские, игумены упраздненного Сретенского Саввина монастыря, который находился в Тверском уезде Тверской губернии, скончавшиеся – первый около 1416-го года, второй – около 1467-го года (Филарета Русские святые 2 Марта). Василиск Сибирский, см. ниже сл. Разумовский граф. Василисса Нижегородская. См. Феодора. Василий Мангазейский, скончавшийся в 1602-м году, останки которого находятся теперь в Троицком Туруханском монастыре Енисейской губернии, – см. ниже в приложениях. Василий Мирожский, игумен Псковского Мирожского монастыря, убитый Ливонцами при нашествии на город Псков 4-го Марта 1299-го года. (Собр. лет. IV, 182 fin., История княжества Псковского, III, 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Местночтимые святые РПЦ АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской) АЛЕКСАНДР Васильевич Арапов (1893- 1918), прмч. (пам. 12 авг., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАСТАСИЯ († 1609 ?), игум. угличского в честь Богоявления Господня жен. мон-ря, прмц. ( пам. 19 марта., 10 апр., 22 дек. и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АННА (Янка) (не позднее 1055/60-1112), дочь переясл. кн. Всеволода Ярославича, прп. (пам. 18 мая, 3 нояб.) АНТОНИЙ (Чирков; 1868-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ [Стахий] († до 1690), блж., Христа ради юродивый, Ростовский (пам. 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАРЛААМ († 1585 ), еп. Суздальский и Тарусский, свт. (пам. 8 сент., 6 июля - в Соборе Владимирских святых) ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ (1-я треть XIV в.- 1377 или 1392), строитель серпуховского Владычного в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в Соборе Московских святых) ВАРСОНОФИЙ (Мамчин Валентин Михайлович; 1875 - 1938), прмч. (пам. 19 мая - в Соборе новомучеников Слободского края), архим. ВАРФОЛОМЕЙ († 1442), келарь и строитель Симонова Старого в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-ря в Москве, прп. (пам. в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/133714.html

О чем говорил преп. Варлаам, напутствуя иноков и давая им последнее благословение, неизвестно. Но оставаясь кротким послушником свт. Алексия, надо полагать, вполне мог повторить поучение своего духовного отца и учителя, которому следовал долгие годы иноческого служения Господу: «Имейте, дети, в сердцах своих страх Божий: ибо при нем человек может стяжать всякую добродетель. Имейте в уме своем смерть, воскресение, суд и воздаяние каждому по делам». Со времени блаженной кончины строителя монастыря инока Варлаама его мощи, лежащие под спудом в соборном храме, почитались братией святыми. Почитание В монастырском синодике (с 1588 г.) и в рукописной летописи монастыря, «писанной на дске, полууставом, в два столбца», и других документах монастырского древнехранилища церковные археологи находили данные, позволяющие отнести почитание инока Варлаама еще к XVI столетию. К концу XVIII века древний Владычный монастырь, потеряв после секуляризации церковных и монастырских земель средства к существованию, пришел в совершенный упадок и запустение, пока по указу митрополита Московского Платона (Левшина) в 1806 году не был преобразован в женский общежительный монастырь. Во второй половине XIX века по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) разбираются и изучаются монастырские архив и ризница, и находятся новые свидетельства о древнем почитании инока Варлаама. Например, на священнической ризе, датированной московскими специалистами началом XVII века, нашли вышитый образ преподобного Варлаама, где он изображен в мантии без куколя, с венцом вокруг головы с надписью: «Чудо преподобного Варлаама от Пресвятыя Богородицы». По свидетельству одной схимонахини в 1806 году при ремонте пола в Введенском соборе под гробницей в деревянном срубе, видно было нетленное тело преподобного. К сожалению, многие ценные документы и в том числе рукопись жития преподобного Варлаама были утеряны на рубеже XVIII - XIX вв. в процессе преобразования монастыря из мужского в женский. Согласно сведениям очевидцев в это время многие монастырские древности были куплены раскольниками и, в частности, древняя книга записей исцелений от гробницы преподобного Варлаама, которая исчезла из обители в 1805 году.

http://drevo-info.ru/articles/4228.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010