По итогам состоявшегося обсуждения Глаголев и Соколов подготовили доклад «О сохранении старого стиля для церковного исчисления до времени решения вопроса о реформе календаря всею Православною Церковью», который был одобрен на заседании богослужебного отдела 20 марта/2 апреля и представлен в Соборный совет 30 марта/12 апреля 922 . В докладе предложено оставить юлианский календарь в церковном употреблении не только на 1918-й, как в прежнем соборном Деянии, но и на 1919-й и последующие годы, до общеправославного решения вопроса. Ради достижения такового согласия патриарха просят обратиться с особой грамотой к патриарху Константинопольскому, чтобы вновь осведомиться о мнении всех Православных Церквей. Необходимо издать православный календарь на 1919 год с указанием дат как по старому, так и по новому стилю. Сформированной отделом комиссии по вопросу о введении нового стиля в составе епископа Пахомия (Кедрова) и профессоров Глаголева, Соколова, Карабинова, Тураева, Жуковича предлагается продолжить свою работу и по окончании Собора. Соборный совет 10/23 апреля препроводил этот доклад на рассмотрение Высшего церковного управления 923 (это решение было одобрено Собором на последнем заседании 7/20 сентября 1918 г. 924 ). В соответствии с поручением Собора, Высший Церковный Совет 7/20 декабря 1918 г. рассмотрел представленный доклад и одобрил мнение о необходимости общеправославного решения по данному вопросу; Святейшего Патриарха просили с этой целью вступить в сношения с Поместными Церквами 925 . Относительно же новогоднего молебна раньше было решено, что его можно совершать как по новому, так и по старому стилю – «в зависимости от желания прихожан» 926 . Во исполнение постановления ВЦС святитель Тихон 21 января 1919 г. обратился к патриарху Константинопольскому Герману V 927 с предложением инициировать общеправославное обсуждение вопроса о календарном стиле. В послании изложены суждения соборного отдела и предложены четыре возможные решения: 1) сохранение юлианского календаря с допущением переноса лишь гражданского новолетия; 2) переход на новый стиль; 3) сохранение прежней пасхалии с переводом на новый стиль непереходящих праздников; 4) предоставление Автокефальным Церквам свободы избирать наиболее приемлемое по местным условиям решение календарного вопроса при сохранении церковного общения в любви. Каждое из этих предложений снабжено аргументами pro el contra 928 . Ответа из Константинополя не последовало. В Москве еще не знали, что тремя месяцами раньше патриарх Герман был вынужден удалиться на покой в результате бурного протеста православных греков против его компромиссной политики по отношению к турецким властям.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Основной список важнейших событий, на мой взгляд, должен включать возрождение литургических исследований в постсоветской России, окончание эпохи в Папском Восточном институте со смертью Хуана Матеоса (23 сентября 2003 г.) и Мигеля Арранца (16 июля 2008 г.) 649 и моей собственной отставкой с поста профессора литургики в установленном статутами учреждения возрасте 75 лет в 2007 г.; непреходящую актуальность текстуальных исследований и новых компьютерных методов; новые находки на Синае; основание мною серии Anaphorae Orientales [Восточные анафоры] для публикации критических изданий восточных анафор с переводом и комментариями; 650 растущее влиянии социальной истории на литургическую историю; 651 негативные явления, подобные редукции в экуменическом литургическом богословии из-за атак католических неоконсерваторов на недавние завоеванные позиции; 652 конец западного романа с восточной литургией 653 и сопутствующее обстоятельства, сигнализирующие о растущем интересе к ранней и/или восточной литургии, приведшем к основанию мною Societas Orientalium Liturgiarum [Общества Восточной литургики] в 2005 г.; недавние вызовы общепринятым воззрениям на христианскую литургию, брошенные неоскептицизмом школы Брэдшоу, и, конечно, непреходящую ценность трудов о. Александра Шмемана на протяжении долгих лет. Позволю себе прокомментировать затронутые вопросы, которые я вижу непосредственно относящимися к нашему сегодняшнему юбилейному собранию. Возрождение литургических исследований в России Во-первых, наиболее потрясающие новости на православном литургическом горизонте заключаются в замечательном возрождении литургической научной школы в современной России. Любому, кто занимался изучением православной литургики, хорошо знакомы имена русских ученых мирового уровня, представителей православной литургической школы предреволюционных лет: Алмазова, Голубцова, Дмитриевского, Дьяковского, Карабинова, Красносельцева, Мансветова, Муретова, Орлова, Петровского, Скабаллановича, Тураева, еп. Порфирия Успенского – вот лишь главные из них, сами приходящие на ум.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/stat...

750. Марковский И. Библейска археология. София, 1948, с. XV + 526. 751. Pritchard J. Archeology and the Old Testament. London, 1958. 752. Wright G.E. Biblical Archeology. N.Y„ 1957.   17. БИБЛЕЙСКАЯ ГЕОГРАФИЯ 753. Гейки К. Святая земля и Библия. Пер. с англ. СПб., 1894, с. 1135. 754. Глаголев А. Иерусалим библейско-иудейский. СПб., 1905. 755. Елеочский Н., прот. Очерки библейской географии, вып. 1-2. СПб., 1896-1897. 756. Лебедев А. Палестина. Вводная статья Е. Поселянина. СПб., 1916, с. 624. 757. Мунк С. География Палестины. Пер. с франц. Пермь, 1878. 758. Олесницкий А. Святая земля, т. 1-2. Киев, 1875-1878. 759. Разумовский Д., прот. Обозрение растений, упоминаемых в св. Писании. — ДЧ, 1865. 11, 12; 1866, 11, 12; 1867, 1869, 760. Его же. Упоминаемые в св. Писании деревья в Палестине и соседних странах — ДЧ, 1870-1871. 761. Сибирцев М. Опыт библейской естественной истории. — СПб., 1867. 762. Соколов А. Библейская география. СПб., 1884, с. 91. 763. Хвольсон Д. О влиянии географического положения Палестины на судьбы древнееврейского народа. — ХЧ, 1875, т. 1, с. 157. 764. Baly. The Geography of the Bible. N.Y., 1957. 765. Condor G.K. Illustrated Bible Geography, London, 1961.   18. ДРЕВНИЙ ВОСТОК. ОБЩИЕ ТРУДЫ Источники 766. Геродот. История в девяти книгах. Пер. Г. Стратоновского. М., 1972, с. 599. 767. Древний мир. Сборник источников. Т. 1. Восток. Под ред. Б. Тураева. М., 1917, с. 81. 768. Жаринов А., Никольский Н. Древний мир в его памятниках. Ч. 1. Восток. М., 1915, с. VIII + 160. 769. Страбон. География в семнадцати книгах. Пер. Ф. Мищенко. М., 1879, с. XXV + 865 + CCLXXVII. 770. Хрестоматия по истории древнего мира. Под ред. В. Струве. Ч. 1. Восток. М., 1951, с. 359. 771. Хрестоматия по истории древнего Востока. Под ред. В. Струве и Д. Редера. М., 1963, с. 544. 772. Pritchard J. В. (ed.). Ancient Near Eastern Texts. Princeton, 1950.   Литература 773. Авдиев В. История древнего Востока, изд. 3-е. М., 1970. 774. Андерсон Р. История вымерших цивилизаций Востока. Пер. с англ. СПб., 1898, с. 278.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

О Н. Н. Хлебниковой ничего не удалось найти. Василий Васильевич Струве (1889–1965) — египтолог, востоковед, основатель советской школы Древнего Востока. Конечно, «египтологической» можно было считать только кафедру Б. А. Тураева в Петербургском университете (хотя и она являлась кафедрой истории Древнего Востока, а не только Древнего Египта); остальные представлены отдельными специалистами (Саратов был представлен Ф. В. Баллодом, Пермь — А. В. Шмидтом. О них см. примеч. 27 и 22). Бороздин И. Н. Первый Всероссийский С’езд египтологов (Предварительный отчет)//Новый Восток. 1922. 2. С. 543. См.: Бороздин И. Н. Указ. соч. С. 543–551; Франк-Каменецкий И. Г. Указ. соч. С. 126–130. И. Г. Франк-Каменецкий больше сосредоточен на изложении содержания докладов съезда (к сожалению, не отмечено, давали ли их авторы ему какие-либо тезисы или доклады конспектировали секретари). Отчет И. Н. Бороздина предоставляет более детальную информацию о съезде. Архивные документы об организации Съезда, хранящиеся в Отделе рукописей ГМИИ им. А. С. Пушкина, опубликованы в изд.: Памятники и люди/сост. В. Я. Гельман и др. М., 2003. С. 352–355. И. Н. Бороздин называет точной датой 27 сентября (см.: Бороздин И. Н. Указ. соч. С. 548). Подробнее об истории открытия Ж.-Ф. Шампольона см.: Шампольон Ж.-Ф. О египетском иероглифическом алфавите/пер., ред. и коммент. И. Г. Лившица. Л., 1950. Уничтожение в 1919 г. факультета восточных языков Петербургского университета при создании факультета общественных наук вызвало к жизни разные учреждения и ассоциации, целью которых было сохранение традиций преподавания науки о Востоке. Напр., Центральный институт востоковедения возник на основе Института живых восточных языков, программа которого включала и курс истории Древнего Востока (см.: Крачковский И. Ю. Востоковедение в Петроградском Университете; Классический Восток в научных учреждениях Москвы//Восток. Книга первая. Пг., 1922. С. 108–111). Абдулла Тухватуллович Гисматуллин (1883–1938) — ученый-востоковед, научный сотрудник Наркомнаца, член Совета национальностей ВЦИК, с осени 1920 г.

http://bogoslov.ru/article/6194495

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРНШТЕДТ Петр Викторович (9.06.1890, Гатчина - 25.12.1966, Ленинград), российский коптолог, занимавшийся в основном изучением грамматики и лексики копт. языка, папирологией, изданием копт. текстов. Профессор ЛГУ (1939), член-корреспондент АН СССР (1946). Сын филолога-классика акад. В. К. Ернштедта (1854-1902). По окончании в 1913 г. историко-филологического фак-та С.-Петербургского ун-та по специальности «история греческого языка» оставлен на кафедре классической филологии для подготовки к научно-преподавательской деятельности. Летом 1914 г. командирован ун-том в Грецию для сбора материала к дис. «Описание цаконского наречия» (командировка прервана через 2 месяца из-за начала первой мировой войны). В 1918 г. параллельно с работой над диссертацией окончил фак-т вост. языков (изучал санскрит, среднеперсидский, еврейский) того же ун-та и был оставлен на кафедре санскр. филологии. В авг. 1918 г. принят в Азиатский музей (с 1930 Ин-т востоковедения РАН, ныне Ин-т вост. рукописей РАН), где работал до 1950 г. (до 1935 библиотекарь, в 1935-1936 хранитель РО, с 1936 научный сотрудник Кабинета по изучению Др. Востока; в июле 1942 - мае 1945 находился в эвакуации в Ташкенте). В 1925-1930 и 1945-1950 гг. читал курс копт. языка в ЛГУ. Получил степени кандидата (1935) и д-ра филологических наук (1941). В 1950-1954 гг. сотрудник Ин-та языкознания АН СССР, в 1954 г. вышел на пенсию. Ок. 1915 г., по словам Е., при работе «над греческими папирусами византийского времени» для него «выяснилась необходимость изучения языка основного населения Египта того времени - языка коптов». Изучение копт. языка, начатое в 1913-1916 гг. под рук. Б. А. Тураева , продолжалось в 1-й пол. 20-х гг. Европ. коптологи высоко оценили ранние работы Е. по копт. грамматике, прежде всего статьи 1927 и 1929 гг. (на нем. яз.). Е. открыл закон употребления квалитатива, одной из основных форм копт. глагола, и сформулировал закон о поведении инфинитива в презентических и непрезентических временах, получивший название «закон Штерна-Ернштедта» (Л. Штерн - нем. египтолог, автор 1-й научной грамматики копт. языка (1880), поставивший вопрос об инфинитиве). Оба закона «являются ключевыми для понимания не только системы коптского глагола, но и сущности египетского глагола и египетской предикации вообще» ( Еланская. 1967. С. 225).

http://pravenc.ru/text/190221.html

О.Д. Берлев, в сущности, вернул рельефам из гробницы Хени ассоциацию с коллекцией Авраама Норова, так как первые издатели плит — К. Герц, Б.А.Тураев, к сожалению, не упоминали первого владельца уникальных рельефов, выполненных с высочайшем художественным уровнем. Также из собрания А. Норова происходят, увы, поврежденная известняковая статуя стелофора Мена, «певца Фиванского» происходящая из Дейр эль-Мединэ — деревни строителей царских гробниц в фиванском некрополе. Норов обнаружил статую непосредственно в гробнице, однако сейчас это место утеряно. Как отмечает О.Д. Берлев, текст на стеле, которую держит в руках коленопреклоненный мужчина, содержит очень редкую версию гимна Солнцу, которая имеет множество отличий от других известных типов этого текста. Еще два памятника из собрания Норова были пожертвованы Румянцевскому музею его наследниками: это фрагмент надписи с иероглифом в виде мужчины, держащего знак неба и скульптурная модель, из известняка, с изображением головы мужчины. Все они в настоящее время хранятся в ГМИ им. А.С. Пушкина. Эти предметы древнеегипетского искусства, вывезенные, по словам Норова, из Египта на «родной Север не во гнев Изиде и Озирису, но из сожаления к драгоценным остаткам великих Фив…» вошли в историю лучших ранних собраний древностей в России вместе с коллекциями К. Кастильоне, папирусами из собрания Б. Дроветти, собранием Отто Ф. фон Рихтера и некоторыми другими. Вместе с записками путешественников, воспоминаниями, архивами тех, кого не миновало увлечение Египтом, он стали, по сути, отражением влечения к Востоку, которое всегда было сильно в России. Именно на этой основе в нашей стране вместе с трудами В.С. Голенищева, О. Э. фон Лемма и Б.А. Тураева родилась египтология. Оригинальной чертой настоящего издания египетских записок Авраама Норова является то, что оно проиллюстрировано не только рисунками самого автора, как это было сделано в первых изданиях, но и органично дополнено поразительными литографиями знаменитого шотландского путешественника и художника Дэвида Робертса (1796–1864).

http://bogoslov.ru/event/2883572

   Чин иноческого погребения.    Стихи 1—72, 73—131, 132—176.    Стихи 1—93, 94—131, 132—176.    38 раз.    Как и сейчас, он предлежит, уготованный к погребению совершенно иначе, чем как уготовляются мipяhe, — не просто облеченный во одежды своего звания, но спеленутый лентием, отрезанным от монашеской мантии.    Падение иноков видят и мipяhe, а о их покаянных слезах чаще всего не знают и собратия монахи.    Вспомним трогательное сказание: Одному игумену явилась Богоматерь и сказала: «Поди, подбери валяющихся за оградой МОИХ свиней, а то замерзнут». Игумен пошел и нашел двух пьяных монахов.    Разбойниче покаяние рай окраде. Октоих, глас 1. В неделю на утрени ипакои.    49 раз.    Последняя служба предшествующего дня — 9-й час, если совершается не в притворе, а в храмах, не имеет даже особого отпуста, а первая служба наступающего дня — вечерня — не имеет обычного начала (трисвятое, Отче наш), а прямо после благословения священника следует: Приидите поклонимся...    «Обряд» — от глагола «обряжать», «рядить».    Торжество даже потому, что совершающие поминовение на деле исполняют усиленно проповедуемую Церковью заповедь о любви к братии.    Монахиня Иулиания († 13 февраля 1948 г.), вдова известного профессора-востоковеда Бориса Александровича Тураева († 10 июля 1920), сообщала мне, что в наши дни некоему дано было увидеть во сне недавно умершего близкого человека и услыхать от него, между прочим, что поминовение весьма радует усопших, и особенно радует поминовение на проскомидии. «Мы тогда бываем как именинники, и другие нас поздравляют».    Кроме каждения в начале утрени, еще восьмикратное каждение всего храма на каждой песне канона.    Типикон о начале утрени в 1-й день Пасхи.    По древнерусской терминологии «князь и княгиня».    К сожалению, не соответствующий церковному пониманию интеллигентский взгляд на каждение как на обряд по преимуществу заупокойный, очевидно, стал причиною того, что этот знаменательный обряд совсем устранен из последований обручения и венчания, и что об употреблении каждения в этих случаях теперь позабыло и большинство священнослужителей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вторая половина 90-х годов ознаменовалась выходом в свет нескольких апологетических работ, посвященных важнейшему Новозаветному артефакту - Туринской плащанице. Отечественное востоковедение после 1917 года и его наработки, наиболее важные для библейской археологии. Отечественные востоковеды после 1917 года в силу общеизвестных причин не могли заниматься непосредственно библейской археологией, однако они часто разрабатывали темы, входящие в область интересов библейской археологии. В 1920 году в Петербурге выходит книга известнейшего в дальнейшем советского востоковеда В.В. Струве, ученика Б. А. Тураева, " Израиль в Египте " , продолжающая традиции библейской археологии. В послереволюционное время продолжали развиваться отечественные школы египтологии, изучения Древнего Междуречья, особенно усилившиеся после возобновления с 1933 года преподавания ассириологии в ЛГУ А. П. Рифтиным, учеником В. К. Шилейко, и изучения Передней Азии. Большое влияние на изучение Передней Азии оказал созданный Н. Я. Марром Институт яфетидологических исследований (Яфетический институт). Центром древневосточных исследований оставался Эрмитаж, в Москве работали с материалами прекрасной коллекции В. С. Голенищева. Из разрабатывавшихся тем для библейской археологии могут представлять интерес следующие: исследование социальной структуры ближневосточных обществ, предшествовавших сложению древнеизраильского этноса и повлиявших на его формирование, исследование социально-экономических причин развития кочевничества во II-м тысячелетии до Р.Х., приведшее к массовому переселению за Евфрат ибрим, в том числе семейства Авраама, работы о статусе " царских людей " Египта времени плена египетского и Исхода, обзоры особенностей социальной структуры разделенных царств, и в особенности положения " пришельцев " , генезис древнееврейской письменности, конкретизация условий эпохи поселения ветхозаветных патриархов в Египте, история эллинизации Востока, в особенности развитие религий того времени, различные аспекты частной, общественной и религиозной жизни иудеев рассеяния. Особый резонанс имела публикация в 1965 г. сведений о так называемой " Кесарийской надписи Пилата " - ведь в те же 60-е годы атеистическая пропаганда отвергала даже саму историчность личности Понтия Пилата. Смена в 1990-х годах идеологической направленности отечественной науки, а также более детальное ознакомление с методами зарубежной, междисциплинарной археологии, вызвала к жизни исследования по таким направлениям, как решение проблемы корреляции археологических и лингвистических данных в контексте этнолингвистических исследований, этноархеологическая интерпретация ветхозаветных праздников и обрядов.

http://bogoslov.ru/article/293744

Сами по себе гомеровские боги были лишены каких бы то ни было этических качеств и не выступали в роли нравственных законодателей. «Естественно, что по мере того, как сами греки становились все более и более цивилизованными людьми, они старались приобщить к цивилизации и своих богов, понемногу отучая их от варварских замашек. И все же грекам так и не удалось в полной мере приручить своих своенравных и зачастую прямо-таки социально опасных богов, сделать их вполне человечными, вполне лояльными к социуму и не столь вредоносными. Каждое божество продолжало оставаться в равной степени источником как добра, так и зла» (Ю. Андреев). В Египте поразительная «исповедь отрицания» поглощается магией – и комментаторы «Книги мертвых» дают чисто магические советы – с помощью какой «технологии» обмануть богов и подчинить их своей власти. По точному выводу выдающегося русского востоковеда Б. Тураева – «Так были уничтожены высокие приобретения нравственного порядка, и Книга мертвых оказывается свидетельством и об их наличности, и об их печальной судьбе». В индийских Ведах и Брахманах «карма» означает религиозно значимые последствия человеческих действий, причем таковыми считаются только действия ритуальные. Богов Ригведы (как и богов Рима) можно переманивать жертвоприношениями. И лишь в Упанишадах происходит своего рода «секулярная революция»: теперь (к середине I тысячелетия до Р. Хр.) начинает считаться, что любое действие человека имеет последствия для его посмертия. Приходит понимание того, что прежние чисто магические пути не гарантируют успеха: «Те же, которые приобретают миры жертвоприношением, подаянием, подвижничеством, идут в дым, из дыма – в ночь» (Брихадараньяка-Упанишада VI, 2,16)… Теперь не жертвы и мистерии объемлются словом карма и определяют путь человека, а вся совокупность его дел – в том числе и совершенно мирских. И людям Библии тоже непросто давалось понимание того, что «милосердием и правдою очищается грех» ( Притч. 16:6 ). Сказать, что этика постепенно пронизывала религию – значит сказать полуправду. Правдой же будет то, что сама этика и вырабатывалась в этой, религиозной среде. И оказывала обратное воздействие на свою матерь. В определенном смысле это был путь «профанации»: обнаруживалось, что не только тот или иной ритуал дает человеку благорасположение Неба, но и его повседневные отношения с другими людьми же. Более того – открылось, что наиболее значимым является даже не внешнее действие, а сокровенное устроение сердца, мотивы человеческих действий – «Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» ( 1Цар. 16:8 ). В конце концов в Евангелии оказывается, что лучше отойти от порога храма ради того, чтобы примириться с обиженным тобой человеком…

http://azbyka.ru/o-religii-vne-morali

В. Болотова , Б. А. Тураева и мн. др. Епископа Кирилла на его посту сменил один из его ближайших помощников, иеромонах (потом архимандрит) Леонид Кавелин 193 . Это был тоже и по своим личным качествам и по той тонкой духовной культурности, которая отличала людей его круга и поколения, человек вполне отличный и достойный для должности начальника нашей Миссии в Св. Земле. Эта именно культурность, унаследованная им, и стремление к духовной созерцательной жизни, вынесенное им из Оптиной пустыни, давали надежду на успех его дела. Но действительность показала другое. Хотя он и не имел того высокого иерархического сана епископа Кирилла, который так мешал консульству, а за ним и Палестинскому комитету, и хотя он и мог считаться тем и таким именно благочестивым и способным архимандритом, которого так хотели видеть соперники нашей Миссии, тем не менее очень быстро и о. Леонид не пришелся по вкусу консульству и его постигла участь епископа Кирилла. Во время краткого отсутствия о. архимандрита из Иерусалима было грубо инсценировано возмущение братии против начальника, во все это постарались вмешать и патриархию, чтобы удобнее прикрыться за ее спиной, и таким образом, 13 апреля 1865 года патриарх Кирилл в особом послании нашему Синоду уже обвинял о. Леонида «в беспорядочном, бесчинном, беззаконном поведении, разрыве с Императорским российским консульством и в возбуждении всеобщего неудовольствия русских поклонников» 194 . Ни консульство, ни кем-то искусно напуганные греки не могли и не хотели, по-видимому, помириться с какой бы то ни было сильной, заметной и независимой личностью во главе Миссии. Под давлением мирской власти в делах церковных о. Леонид был устранен и по настоянию митрополита Филарета перемещен на место настоятеля посольской церкви в Константинополе, откуда был, как известно, 16 июля того же года командирован в Иерусалим о. Антонии, в качестве «временно заведующего делами поклоннической Миссии нашей». Депеша об этом застала о. Антонина в Пирее при его возвращении из поездки по Румелии. Существовало, между прочим, предположение назначить в Иерусалим архимандрита Иувеналия Половцева, бывшего сотрудника епископа Кирилла и впоследствии известного архиепископа Виленского и Литовского 195 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010