251 Ibid., S. 23. О различии вавилонской и библейской космогонии и рассказов о потопе см. также у проф. Б. А. Тураева, История Древнего Востока I, СПБ, 1913, стр. 155–156. 252 Zimmern находит, например, в Библии отражение представлений вавилонян о боге Ану в представлении о небе, как жилище Божием, о троне Бога, также о горе Бога на крайнем севере ( Ис.14:13 ; Пс.48:3 ). Затем, на Ягве, по его мнению, перенесены некоторые черты Сина. Даже самая вера в воскресение Христа через три дня произошла в конце концов из мифа о трехдневном исчезновением луны и т.д. и т.д. У Schrader’a, II, S. 352–353, 364–366. 253 По Zimmern’y, библейское повествование о 10 допотопных патриархах сводится к вавилонскому повествованию о 10 царях, причем имена некоторых патриархов представляют ничто иное, как еврейский перевод вавилонских имен. Так, третий царь Amelon=amêlu – человек, третий патриарх Енос – человек. Седьмой царь – Enmeduranki, по переводу Zimmern’a: Oberpriester des Verbindungsortes von Himmel und Erde, седьмой библейский патриарх – Енох (Hanôk) – посвященный (der Eingeweihte) и т. д. См. у Schrader’a, II, S. 539–540. В истории Самсона и Илии, далее сказалось влияние культа Шамаша: ibid., S. 369, и д. 255 У нас проф. Вл. П. Рыбинский находит у евреев „несомненное заимствование из Вавилона“ в системе монет, весов и в архитектуре. См. его „Вавилон и Библия“, Киев 1903, стр. 21. 259 В частности, по поводу переработки Винклером и Циммерном труда Шредера – „Keilinschriften und das Alte Testament“ и второго издания книги Jeremias’a „Das Alte Testament im Lichte des Alten Orients“, проф. Б. А. Тураев говорит: „Авторы привлекли к делу богатейший материал клинописи и семитической археологии, дали множество ценных заметок и экскурсов, сообщили своим трудам даже общую идею, но при этом наполнили их невозможными сопоставлениями и комбинациями“ (История Древнего Востока I, Спб. 1913, стр. 49). 262 Ibid., S. 548. Также Stave (Ueber den Einfluss des Parsismus auf das Judentum, S. 82–83) выяснил, что близкое соприкосновение иудеев с персами возможно только в Вавилоне. А H. Holtzmann признает, что вавилонское влияние на иудейство было опосредствовано парсизмом: см. Lehrbuch der Neutest. Theologie, B. I, S. 44.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Проф. Лосского - по религиозной метафизике, Тураева - по литургии, Ф.К.Андреева - по апологетике (Щербов хотел его на метафизику, но настояли на приглашении Лосского, и потому Андрееву дали апологетику), Чепурин - на церковную проповедничество, проф. Бриллиантова - на церковную историю, Щербова - на догматику, меня - на христианскую педагогику и дидактику Закона Божия (Акимов задал несколько вопросов мне, как человеку новому здесь, о моей «силе» в теоретической области и «возможности» знакомства с «немцами», сказав, однако, присутствующим, что о практической моей стороне он может сказать, что знает меня по службе как «лучшего» наблюдателя епархиального, умелого в обращении с общественными элементами и пр.). Мироносницкого - на церковно-славянский язык и пение, Карсавина - на греческий язык (пока, в дальней­шем на мистику), Шкловского, как филолога, - на латинский (необязательный) и др. языки. Забыли еще о Свящ. Писании Ветхого Завета, на которое, по-видимому, будет приглашен проф. А.В.Петровский. Итак, я - преподаватель Богословского института, что и хотел, потому что деятельность просветительная всегда влекла меня, в частности данная кафедра, практически более мне зна­кома. Придется, конечно, теоретически много поработать. Помо­ги, Господи! Открытие института возможно с I декабря ст. ст. или даже с 1 января. 27 октября/9 ноября был у меня приходской совет, на котором, между прочим, увеличили мне оклад (с оплатой законоучительства) до 1000 р. в месяц. 27-го, в день свадьбы, служил дома молебен. Шура ездил на гражданские праздники в Петрозаводск за продук­тами и книгами, но за трудностью достать подводу в Петрозавод­ске привез мало. Приходится ходить на общественные работы, рыть окопы и т.п. Раз ходил за меня Шура, другой нанимали. Жена ходила и от усталости заболела. 28 октября/10 ноября был у благочинного о. Платонова на собрании законоучителей. Было немного. Иные видимо не­брежно относятся, так что с трудом уясняют свои группы, у иных ничего не заведено, иные любят много говорить.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

В среду, 22 июня, у Л.Д.Аксенова собрание богослужебно­го отдела, на котором неожиданно просили меня прочитать свой доклад о богослужебных изменениях в смысле большей удобопонятности языка. В ночь с 22 на 23-е (на четверг) произведена кража драго­ценностей с 12 икон в соборе. Весь день был там, приходили разные следователи; очень устал. Собрался экстренно приходской совет; приняли ряд мер по охране собора. Днем ездили со старостой доложить Митрополиту об этом. В пятницу начал свой дидактический кружок. Испытывается неудобство вести его, не читая лекций. В субботу жена и Шура уехали в Петрозаводск пароходом, воспользовавшись возможностью ехать с экскурсией учащихся на Кивач. С 21-го всю неделю служил ранние литургии. Ключарь уехал в Москву и Либин исправляет его обязанности. Было бы полезно, если бы он остался и далее, сейчас же все приводим в порядок, починяем, устраиваем, чего при Рождественском совсем не дела­ется. В среду 29-го н. ст. было собрание «Софии». Я пригласил И.П.Соколова, который поднял серьезный вопрос о христианизации школы; поручили два доклада для разработки вопроса: Франковскому - теоретическую сторону и Соболеву - практическую. Обсужда­ли выработанные тезисы о будущем русской Церкви и так как не было автора доклада, Приселкова, то откровенно высказались и выяснили, что много мечтательного в тезисах, - о желательном, что как было бы лучше подойти ближе к современному положению, с ним считаться и из него походить. В четверг, 30-го, приходской совет (в отсутствии старосты), на котором решили торжественное празднование 8 июля с приемом, а также просить Владыку о ревизии по случаю кражи для объективного выяснения опущений со стороны лиц, кому вверена забота об охране собора. В субботу вечером и вчера утром служил в университетской церкви. Лозинский старается и нравится, так что прихожане просили меня о награждении его набедренником. Только Тураева чрезвычайно щепитильна и совершенно разошлась с ним, вышла из старост и вчера не присутствовала, а была в Князь-Владимирском соборе, куда приглашали и меня, но я должен был быть в университетской церкви. После литургии был чай, за которым речи с восхвалениями.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

В среду, 22 июня, у Л.Д.Аксенова собрание богослужебного отдела, на котором неожиданно просили меня прочитать свой доклад о богослужебных изменениях в смысле большей удобопонятности языка. В ночь с 22 на 23-е (на четверг) произведена кража драгоценностей с 12 икон в соборе. Весь день был там, приходили разные следователи; очень устал. Собрался экстренно приходской совет; приняли ряд мер по охране собора. Днем ездили со старостой доложить Митрополиту об этом. В пятницу начал свой дидактический кружок. Испытывается неудобство вести его, не читая лекций. В субботу жена и Шура уехали в Петрозаводск пароходом, воспользовавшись возможностью ехать с экскурсией учащихся на Кивач. С 21-го всю неделю служил ранние литургии. Ключарь уехал в Москву и Либин исправляет его обязанности. Было бы полезно, если бы он остался и далее, сейчас же все приводим в порядок, починяем, устраиваем, чего при Рождественском совсем не делается. В среду 29-го н. ст. было собрание «Софии». Я пригласил И.П.Соколова, который поднял серьезный вопрос о христианизации школы; поручили два доклада для разработки вопроса: Франковскому – теоретическую сторону и Соболеву – практическую. Обсуждали выработанные тезисы о будущем русской Церкви и так как не было автора доклада, Приселкова, то откровенно высказались и выяснили, что много мечтательного в тезисах, – о желательном, что как было бы лучше подойти ближе к современному положению, с ним считаться и из него походить. В четверг, 30-го, приходской совет (в отсутствии старосты), на котором решили торжественное празднование 8 июля с приемом, а также просить Владыку о ревизии по случаю кражи для объективного выяснения опущений со стороны лиц, кому вверена забота об охране собора. В субботу вечером и вчера утром служил в университетской церкви. Лозинский старается и нравится, так что прихожане просили меня о награждении его набедренником. Только Тураева чрезвычайно щепитильна и совершенно разошлась с ним, вышла из старост и вчера не присутствовала, а была в Князь-Владимирском соборе, куда приглашали и меня, но я должен был быть в университетской церкви. После литургии был чай, за которым речи с восхвалениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Здоровье сильно поправилось и вошло в обычную для него норму… Такова жизнь сегодняшнего дня, что будет завтра — не знаю, ведь тут так обычны перемены… Божья ласка, посылаемая нам на нашем скорбном пути, как напоминание о беспредельной радости и милости, что ждут нас в лоне Отца Небесного. Помнишь, как мы втроем в день сорока мучеников читали стихиру и слова св. Василия Великого: «люта зима, но сладок рай, мучительна стужа, но блаженна вечность». Как часто, находясь в своей одиночке, перекликался мысленно с тобой именно этими словами, вспоминая любимые стихиры и песнопения… У нас уже весна! Просыпаешься утром, и хотя невеселая картина из окна — но небо все розовое, голубое, все золотится от лучей солнечных. Великая Суббота В Великую Субботу, в часы, когда переоблачается Престол и отлагаются траурные одежды, я уже не у Престола и не меняю риз своих в этот день. В трауре, в работе, но душа отлагает свою одежду и облекается в радость и ликование. Слава Богу, — так говорит все существо мое, и не говорит, а поет каждой своей частицей — Слава Богу! 1 мая 1932 Сижу за оградой лагеря, за высоким частоколом. Передо мной северные наши леса, перелески, проталины. Утро светлое и небо голубое–голубое. Редко бывает здесь таким, обычно серое, свинцовое. Теперь здоровье мое в состоянии обычном. Я уже не работаю в аптеке. Я опять теперь сторожем. Сторожу сено. Опять долгие часы один. Вероятно, так нужно: душа теперь свободна, молиться легче, воспоминания, мысли ткут свою пряжу… Получил Историю Востока Тураева, читаю понемногу. Живу в общем бараке, но барак хороший, люди кругом тоже. Сторожу за лагерным забором. Сейчас пишу «на страже». 31.5.1932 Господь отнял у меня такое дорогое священство и алтарь… Надолго ли — не знаю, но знаю и исповедую: достойно и праведно: «Прав Ты, Господь, и правы суды Твои!» Жизнь моя течет обычным порядком, часов в 5 просыпаюсь от гула пробудившегося и спешащего за кашей барака… До 7 утра надо закончить все дела, а в 7 уже спешу на работу. Теперь в лес — работа по приему и распределению бревен, «окорка» их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2428...

Я почти целыми днями молчу, но слушаю часто… Мне хочется проникнуть глубже в страшный мир этих душ, уловить, рассмотреть своеобразие линий их жизни. Мое молчание, мое одиночество не тяготит меня. Оно напоминает мне незабываемые дни моей четырехмесячной одиночки, когда я был не только один, но и без одной книги. Мысли, молитвы, воспоминания… Выхожу гулять иногда по разрешению доктора. Уже по–весеннему голубеет небо. Тут так редко видишь эту лазурь, всегда преобладают свинцовые, тускло–серые тона… Еще недавно у нас прошли первые за всю зиму морозы (до 36°). А теперь, хотя еще зима, но уже тепло, вероятно, несколько градусов мороза. Местность кругом скучноватая — поляна среди редких сосен и елей, — уже недоступных, запредельных лагерю. Нет ни реки, ни таких простых, но таких милых, ласковых перспектив, что были на прошлом месте моего пребывания. 16.3.1932 Свирьстрой У меня все благополучно. Здоровье улучшилось. Доктор разрешил мне работать. Я живу сейчас и работаю при аптеке, и это лучшее из всего, что было со времени заключения… Я просил выслать кое–какие медицинские книги… 23.3.1932 Толстовская дача Я здесь на новом месте, хотя и среди людей, но — совсем–совсем один. На старом со мною были такие, с которыми я приехал одним этапом, сжился. Но одиночество не тяготит меня вовсе, больше остается времени для молитв, воспоминаний. С книгами тоже обстоит дело плохо у меня. Вот только мне обещали прислать Историю Востока Тураева. Но я както научился не тяготиться даже отсутствием книг… Я, к сожалению, пока не имею возможности сняться. Здоровье мое сносно… В настоящий момент чувствую себя совсем хорошо. Мой адрес: Почт. отд. Свирьстрой, Сангородок. 31.3.1932 Вот, представь себе аптеку, уставленную всевозможными банками, стопки всевозможных форматов, весы, и среди этих полок и банок — я — обычно в белом халате за работой. Работа интересная и даже увлекательная. В свободные часы занимаюсь теорией дела. Выписал себе кое–какие книги. Условия жизни хорошие. В таких я еще не жил в лагере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2428...

Устал за вчерашний день – день именин. Начну с утра. Служил сам позднюю литургию в соборе. На молебен (с акафистом, перенесенным со среды вследствие праздника Сретения) выходил Преосв. Алексий и некоторые из нашего духовенства. После молебна, на солее староста с членами приходского совета поздравил меня и поднес просфору. Тут же поздравили некоторые богомольцы и некоторые студенты… После обедни прошли ко мне на стакан чаю (с пирожком) Либин, Надежин, В.А. Симанский, Е.Ф. Тураева, В.А. Фатеев, Н.А. Афанасьева, З.Н. Немова, Ф.Л. Золотов. Потом заходили П.А. Иткин и В.Б. Шкловский. В 4 часа к обеду пришли: М.В. Иславин, К.М. Сопетов, Преосв. Венедикт, Э.О. Юрша, И.П. Акимов, С.И. Зинкевич, Л.К. Богоявленский… Долго ждали Владыку-Митрополита, который был на заседании благочинных в помещении Богословского института и пришел только в 5 с половиной часов; с ним – Преосв. Алексий, Новицкий и Д. В. Рождественский . Обед прошел непринужденно, в разговоре принимали участие все, что особенно приятно, ибо обыкновенно в подобных случаях разговор сосредотачивается только около Митрополита и на церковные темы, а присутствие Иславина (бывший новгородский губернатор и член нашего приходского совета) и Ядрышева (моего товарища по гимназии) внесло разнообразие. Получил письма от С.М. Любецкой, Сони, игуменьи Ангелины (Сергеевой – Л.А.). В 7 часов все прошли в Богословский институт, где «открывался» портрет Патриарха и служился по этому поводу молебен в церкви Троицкого подворья. На молебен собралось около 25 священников и много народа, студенты, профессора, члены правления Общества приходов. Пред молебном я сказал слово о значении Патриарха для Богословского института, Русской Церкви и русского народа. Затем прошли в аудиторию (Митрополит в мантии). Там архидиакон провозгласил «большое» многолетие Патриарху, и в это время портрет был открыт. Затем Л.Д. Приселков прочитал реферат о патриаршестве в России – очень интересный и глубокий. Я пригласил всех к чаю. Но в следующей комнате-аудитории неожиданная остановка: студенты поднесли мне просфору и пирог, а И.Д. Дмитрюков сказал речь, приветствуя с ангелом, и благодаря за простые добрые отеческие отношения. Я ответил, подчеркнув, что не противился устройству этого праздника только ради большего единения. Этим, я думал, все и закончилось. Не тут-то было: Чепурин неожиданно выступил с большой речью ко мне, где также от лица соработников по Богословскому институту и Обществу приходов сердечно приветствовал, характеризуя меня со стороны деликатного ведения дела в совете, уменья привлечь к себе всех, отданности работе по институту тогда, когда никто почти не шел на работу. Дал и историческую картину постепенного знакомства со мной петроградцев, для которых я заменил многих ушедших. Я коротко ответил благодарностью; сказал, что это обращение меня обязывает еще больше, но в нем я вижу и поддержку в работе. Затем перешли дальше, где был прекрасно и обильно обставлен чай.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

За время войны и после нее появились не только монографии, посвященные отдельным сторонам различных древне-восточных народов, но и труды, охватывающие в полном объеме многогранную культуру некоторых стран Древнего Востока. Ценные обзоры ассиро-вавилонской культуры дали М. Jastrow – The civilisation of Babylonia a. Assyria, Philadelphia, 1915; B. Meissner – Babylonien u. Assyrien, том I (обнимающий материальную культуру), Heidelberg, 1920; G. Соптепаи – La civilisation assyro-babylonienne, collection Payot, Paris, 1922 (небольшое, но ценное исследование); L. Delaporme, La Mesopotamie. Les. civilisations babylonienne et assyrienne, Paris, 1923 (обширный труд). Прекрасным пособием для всех изучающих культуру Египта является монументальный Atlas zur altagyptischen Kulturgeschichte, Leipzig, 1915–23 Wreszinsk " ого, дающий в великолепных воспроизведениях все важнейшие для культурной истории гробничные фрески и рельефы. Таким же полезным собранием изобразительного материала является издание W. Schmidt, Levende og dode i det gamle Aegypten, Album til ordning of Sarcophager etc., Kopenhagen, 1919. Этот альбом, предназначенный для иллюстрации мира мертвых Египта, может служить, благодаря своему богатству, прекрасным пособием для ознакомления и с миром живых людей Египта. Из трудов, посвященных культуре Египта, надо отметить: Bissing, D. Kultur d. alten Aegyptens. Leipzig, 1919 (небольшое исследование, 21-й выпуск серии Wissensch. u. Bildung); A. Wiedemann, Das alte Agypten, Heidelberg, 1920(ценный, но скучноватый справочник); А. Егтап, Aegypten u. aegypt. Leben im Altertum в новой переработке Ранке, Tubingen, 1923. Переработка Ранке, к сожалению, не слишком совершенна, много нового материала осталось неиспользованным. Действенности египетской культуры уделено много внимания в труде G. Elliot Smith, The ancient Egyptians a. the origin of civilisation, London, 1923. Одним из очень ценных вкладов в научную литературу о культуре Египта является посмертный труд Б.А. Тураева Древний Египет, Петербург, изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

7/20 августа, в среду, около 10 часов поехал к нему. Поближе ознакомились (это и была его цель). Уяснить детальнее цели Богословского института - не ученые и сухо-учебные, а нравственно-вос­питательные: научая, вести ко спасению[…]. Заговорили об устраиваемых Щербовым собраниях кружка моло­дежи, где бывают и ученики Пастырского училища, о богослужениях для детей, устраиваемых в Крестовой церкви. Я сообщил свою мысль, которую не раз высказывал и Митрополиту, что у нас в богослуже­нии, в частности в литургии, совсем нет молений о детях, и что вместо ектений об оглашенных было бы вполне возможно помес­тить ектенью о детях, что у меня проект уже набросан отчасти. Затем высказал я и другую мысль, что и вообще, а особенно для детских богослужений было бы полезно и назидательно читать ев­харистическую молитву вслух, что у меня есть уже изложение этой молитвы, приспособленное для детей, когда я на курсах, на практическом уроке вел именно разработку этого отдела. И.П.Щербов про­сил меня в ближайшее собрание (по средам бывают) сделать об этом небольшой реферат. 18/31 августа 1919 г . Воскресенье. . Вечером был у И.П.Щербова. Предполагалось собрание, но вследствие назначения богослужения в лавре (похвала Богомате­ри), посидели только трое (с Новицким) и побесе­довали о служении мною литургии вслух (желательно постепенно закрепить), об ектении о детях (ждут от меня), о чтении в церк­ви по-русски паремий , псалмов, Апостола. Я рассказал, что в семинарии уже практиковал чтение по-русски шестопсалмия по переводу Преосв. Порфирия, но с применением некоторых слов и выражений в сторону оставления славянского языка (нужен вкус и мера, а не все буквально переводить). Предполагается беседа об обря­де, тут же затронется вопрос и об уставе. Я рекомендовал пригласить Б.А.Тураева, как и его супругу, как живую работницу в Андреевском приходе. 25 августа /7 сентября. Воскресенье. В пятницу у И.П.Щербова собрание. Были: я, Ю.П.Новицкий, супруги Назаровы и о. Н.Чепурин. Докладывал Б.Н.Назаров об об­рядах, в частности о поведении мирян в храме: как входить в храм, как стоять, как подходить к иконе и причастию и т.п.

http://bogoslov.ru/article/3431779

Важным этапом приближения К. к арабо-христ. тематике стало полученное им (по рекомендации Тураева) предложение от редактора ж. «Византийский временник» взять на себя составление полугодовой периодической библиографии по арабо-христ. лит-ре. За 1906-1908 гг. он подготовил 2 таких обзора, содержащих ок. 80 маленьких рецензий, а в 1909 г. отказался от этой работы из-за опозданий с печатанием обзоров (по вине редакции): «Ведь при таких условиях совершенно теряется самое значение библиографии, а в Западной Европе ее легко могут счесть за пережевывание их отчетов» ( Шаров А. В. Из переписки И. Ю. Крачковского с Б. А. Тураевым//ХВ. 2009. Т. 5(11). С. 11). Опыт библиографической работы дал К. возможность познакомиться с основными современными ему исследованиями о христ. Востоке и наметить для себя основные линии собственного исследования арабо-христ. лит-ры. Определяя направление своих буд. занятий в небольшой экзаменационной работе 1907 г., он исключил из понятия «арабо-христианская литература» всех авторов-христиан, чьи произведения ничем не отличаются от общеараб. (преимущественно мусульманской) литературы в средние века и в Новое время. Рассматривая в собственно христ. лит-ре 2 группы жанров - исторические и богословские произведения, К. подчеркивал важность переводов (с греч., сир., копт., лат. языков), особенно в тех случаях, когда подлинники утрачены, и значение легенд, апокрифов, притч и т. п., дающих материал как для понимания «внутренней жизни» христиан Востока, так и для изучения мировой лит-ры и фольклора, в частности «бродячих» сюжетов. К. указывал и на особое значение арабо-христ. лит. памятников в лингвистическом аспекте, поскольку они не свидетельствуют о «безграмотности» авторов-христиан, а отражают живой язык своего времени, не скованный кораническими нормами, и представляют тем самым ценный материал для истории араб. языка. Этот подход нашел отражение в целом ряде рецензий на научные публикации как арабоязычных, так и зап. авторов, в частности Г. Графа (ЗВОРАО. 1907. Т. 17. Вып. 4. С. 0198-0207).

http://pravenc.ru/text/2458991.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010