За три недели до наступления Великого поста Церковь начинает приготовлять к нему верующих особыми чтениями и песнопениями. Сообразно читаемым в воскресные дни на этих неделях Евангелиям, каждая из этих недель имеет особое название. Первая из них называется — неделею о мытаре и фарисее; вторая — неделею о блудном сыне; третья — о страшном суде, а также — мясопустною, — потому что этою неделею оканчивается мясоястие. Накануне, в субботу, совершается поминовение всех умерших «праотцев, отцев и братий наших», почему и суббота эта называется «родительскою». Последняя приготовительная неделя называется сырною или масляною, потому что в течение этой недели, по уставу церковному, употребление мясной пищи воспрещается, а дозволяется только употребление сыра, молока, масла и яиц. Неделя о мытаре и фарисее Так называется эта неделя потому, что в воскресный день этой недели читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее ( Лк.18:10-14 ). ( Лк.18:10-14 , по русскому переводу) Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. — Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо: но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! — Сказываю вам, что сей (т. е. мытарь) пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Начиная с этой недели до воскресенья пятой недели поста, после песни: «Воскресение Христово видевше», поются покаянные тропари. Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но, яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих: но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

— забывали о христианском смирении, добродетелях, о смерти и аде, беспечно и нерадиво жили, не исправлялись; — любили земное, материальное больше Небесного, духовного; — пристрастны к деньгам, вещам, роскоши, наслаждениям, играм, зрелищам и увеселениям; — излишне внимательны к плоти. Таинство Причащения Причащение — это Таинство, в котором верующий (православный христианин) под видом хлеба и вина принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником Вечной жизни. Таинство Святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней, Тайной вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это Таинство, взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам Своим, говоря: Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание . Затем, взяв чашу с вином, благодарив, преподал ее им, сказав: Пейте из нее все, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание ( Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–24 ; Лк.22:19–24 ). Так Иисус Христос, установив Таинство Причащения, заповедал ученикам совершать его всегда. В беседе с народом Иисус Христос сказал: «Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:53–54 ). Согласно заповеди Христовой, Таинство Причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино силою и действием Духа Святого прелагаются, или пресуществляются, в истинное Тело и истинную Кровь Христову. Это Таинство непостигаемо для ограниченного человеческого разума, и только верою христианин может отчасти постигать его. Причащаясь Пречистых Тела и Крови Христовой (также называемых Святыми Тайнами), каждый христианин вступает в теснейшее общение с Господом. Святые Христовы Тайны есть истинное Тело и Кровь Христовы, но для телесных чувств они сохраняют наружный вид хлеба и вина. Верою воспринимается это великое Таинство, а обнаруживается и является оно чрез свое действие: как естественный хлеб укрепляет телесные силы человека, так и Хлеб духовный — Тело Христово — укрепляет все существо человека: его волю, ум, сердце; доставляет правильность пожеланиям и влечениям души и тела, освобождает естественные свойства человека от тех недугов, которыми они заражены при падении. Духовное Питие — всесвятая Кровь Христова — содействует духовной пище, оно сообщает душе христианина свойства Христовы.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvoslov...

Затем следует пение и чтение канона. Канон состоит из девяти песней, из коих первые восемь песней воспоминают некоторые важнейшие события из ветхозаветной истории народа Еврейского, как например: переход через Чермное море и т. п. Девятая песнь содержит в себе прославление Пресвятой Богородицы. Девятой песне предшествует песнь Пресвятой Девы Марии, в которой Она выразила Свою радость при свидании с Елизаветою после благовещения Архангела Гавриила о рождении от нее Христа Спасителя: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем. — Яко призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди. — Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящымся Его. — Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их. — Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя: алчущыя исполни благ, и богатящыяся отпусти тщы. — Восприят Исраиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашым, Аврааму и семени его даже до века ( Лк.1:46-55 ). Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем, — Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; — Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов к боящимся Его. — Явил силу мышцы Своей, рассеял надменных помышлениями сердца их; — Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а тщеславящихся своим богатством отпустил ни с чем. — Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его, до века. По окончании канона, священнослужащий (диакон — где есть) приглашает предстоящих начать песни хваления и прославления Господа, возглашая: Свят Господь Бог наш! Хор поет избранные стихи из псалмов (148, 149 и 150) , в которых все творения призываются к хвалению Господа и которые поэтому называются хвалитными: Всякое дыхание да хвалит Господа! Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его: хвалите Его, вся силы Его. Тебе подобает песнь Богу.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и драгоценной Крови Твоей, и виновен, и ем и пью себе осуждение, не различая Тела и Крови Твоей, Христа и Бога моего. Но я, на сострадание Твоё уповая, прихожу к Тебе, сказавшему: “Вкушающий Мою плоть и пьющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нём”. Умилосердись же, Господи, и не обличи меня, грешника, но поступи со мною по милости Твоей. И да будет мне Святыня эта в исцеление, очищение, просвещение, сохранение и спасение, и в освящение души и тела; в отгнание всякого пустого мечтания, дурного деяния и диавольского воздействия, проявляемого через помыслы в членах моих; в дерзновение пред Тобою и любовь к Тебе, в исправление и утверждение жизни во благом, возрастание добродетели и совершенства, в исполнение заповедей, в общение со Святым Духом, в напутствие в жизнь вечную, в благоприятный ответ на страшном суде Твоём, – не в осуждение или в наказание. Молитва 6я, св. Иоанна Златоуста Отпусти, оставь, прости мне согрешения мои, Боже, которыми я согрешил пред Тобою словом ли, делом ли, помышлением, вольно и невольно, сознательно и неосознанно, всё мне прости, ибо Ты благ и Человеколюбец. И молитвами пречистой Твоей Матери, бесплотных Твоих служителей и святых Сил, и всех святых, от начала мира Тебе благоугодивших, благоволи мне без осуждения принять святое и пречистое Тело Твоё и честную Кровь, во исцеление души и тела и во очищение лукавых моих помыслов: ибо Твоё есть царство, и сила, и слава Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Молитва 7я, его же Недостоин я, Владыко Господи, чтобы Ты вошёл под кров души моей. Но так как Ты, Человеколюбец, хочешь жить во мне, то я дерзновенно приступаю. Ты повелеваешь, и я растворю двери, которые Ты один создал, и войдешь Ты с обычным человеколюбием, войдёшь – и просветишь мой помрачённый разум. Верую, что Ты совершишь это. Ибо Ты не ушёл от блудницы, пришедшей к Тебе со слезами; не отверг и покаявшегося мытаря; не прогнал и разбойника, признавшего в Тебе Царя; не оставил тем, чем он был, и раскаявшегося гонителя Твоего Павла ; но всем, пришедшим к Тебе с покаянием, дал Ты место в сонме друзей Твоих, единый Благословенный всегда, ныне и во веки веков. Аминь. Молитва 8я, его же

http://azbyka.ru/molitvoslov/kratkij-mol...

И снова три заключительных поклона с теми же молитвами, что и в начале.] Молитвословия пред дневной трапезой Молитвословия перед обедом Глаголем три вышереченныя молитвы с поклоны. Таже: Три кратких покаянных молитвы с поклонами. Затем: Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови. Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. И благословляет священник трапезу: Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко свят еси всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник: Христе Боже, благослови пищу и питие рабам Твоим, ибо Ты свят, всегда, ныне и присно, и во веки веков. 2 И мы: Аминь. Чтец: Аминь. По окончании трапезы иерей творит отпуст: По окончании трапезы творим отпуст: Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. И мы: Аминь. Мы же: Аминь. Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и небеснаго Твоего Царствия: но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир дая им, прииди и к нам, и спаси нас. Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты насытил нас земных Твоих благ. Не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как посреди учеников Своих явился Ты, Спаситель, мир даруя им, приди и к нам и спаси нас. Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови. Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник глаголет: Благословен Бог, милуяй и питаяй нас от Своих богатых даров, Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/molitvy-t...

Источники бездны явились не имеющими влаги, и открылось дно волнуемого бурею моря; ибо Ты мановением (так) повелел ему и спасе избранный народ, поющий победную песнь Тебе, Господи. Народ Израильский пил от усеченного в край твердого камня, водоточащего по Твоему повелению; сей камень и жизнь — Ты, Христе, на Котором утверждена Церковь, взывающая: осанна, благословен Ты грядущий. Христос, торжественно грядущий, (есть) Бог наш. О Нем в древности сказал пророк, что, не замедлив, Он приидет от горы, осененной чащею, — от Девы, не знающей мужа. Посему все воскликнем: слава силе Твоей, Господи. Взойди на гору, благовествующий Сиону, и возвысь крепко голос свой, проповедующий Иерусалиму: преславное возвещено о тебе, город Божий: (от тебя) — мир Израилю и спасение язычникам. Души праведных в радости воскликнули: ныне новый завет полагается миру, и да обновятся люди чрез окропление Божественною кровью. Спасший среди огня Авраамских отроков Твоих и истребивший Халдеев, которых Божественное Твое правосудие праведно наказало, благословен Ты, преславный Господи, Боже отцов наших. 8. Веселися Иерусалиме, торжествуйте любящии Сиона: царствуяй бо во веки Господь сил прииде. Да благоговеет вся земля от лица Его и да вопиет: благословите, вся дела Господня, Господа. 9. Бог Господь и явися нам, составите праздник, и веселящеся приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа Спаса нашего. Господь (наш) есть Бог, и Он явился нам; составьте праздник и придите с ваиями и ветвями, в веселии возвеличим Христа, в песнопениях восклицая: благословен Грядущий во имя Господа, Спасителя нашего. Вознесение Господне (в 40-ой день после Пасхи) Сороковой день после Пасхи Церковь посвящает воспоминанию вознесения Иисуса Христа на небо. Об этом событии кратко упоминают евангелисты Марк и Лука. Марк, гл. 16, ст. 19 ( Мк.16:19 ): Господь, после беседования с ними (учениками) , вознесся на небо и возсел одесную Бога. Лука, гл. 24, ст. 46–52 ( Лк.24:46-52 ): [Явившись после воскресения Своего ученикам, Иисус Христос] сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу и воскреснуть из мертвых в третий день…, И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему, и возвратились в Иерусалим с великою радостию.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

К Молитве Господней тесно примыкает и почти всегда возносится вместе с ней цикл тройческих славословий – “Трисвятое, Пресвятая Троице, Слава, и ныне”. Трисвятое – это развернутая по содержанию и смыслу серафимская песнь «Свят, Свят, Свят» ( Ис.6:3 ). Оформилось зто молитвенное славословие в результате христологических откровений первых Вселенских Соборов. Древнейшее упоминание о тройческом молитвословии “Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша, ...” находим в эфиопском часослове дохалкидонского извода; славословие же “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков” находим в мученических актах (священномученик Игнатий Богоносец , мученица Евгения и др.). Следовательно, преодолевая арианство, православная Церковь обрела славословие “Слава... и ныне...”, во время торжества учения о единосущии Иисуса Христа Церковь обрела молитвенное славословие “Пресвятая Троице, помилуй нас,...”, а преодолев монофизитство, Церковь обрела Трисвятое – “Святый Боже, Святый Крепкий, Святых Безсмертный, помилуй нас”. Позтому цикл тройческих славословий – это Божественное откровение о Лицах Пресвятой Троицы и о двух природах Господа Иисуса Христа. Славословием “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь” как вероучительным исповеданием завершается всякий молитвенный чин – псалмы, стихиры, песни канона и т. п. Любая молитва , даже самая краткая должна заканчиваться славословием Единосущной Троицы, – иначе зто будет не православная молитва. Формы и выражения молитвословий могут быть разными, но мысль молящегося должна упокаиваться на исповедании Пресвятой Троицы. Тройческое исповедание зто малое изображение Символа веры – “Верую во единого Бога Отца...”; по частоте своего употребления во всяком молитвословии оно сопоставимо с “Господи, помилуй”. г. Гимны и песни духовные Божественное откровение воплотилось в христианские гимны и духовные песнопения. Гимны и песни в христианском богослужении имеют по преимуществу учительное назначение: “Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу”. ( Кол.3.16 )

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как праведные жертвуют Отечеству тем, что имеют любезнейшего, так и праведный Бог дает благородному самопожертвованию дивную помощь и силу. Братия, по вере и вы — народ Божий, продолжайте и подвигами являть в себе народ Божий. Для такого народа не оскудеет дивная помощь Божия. II. Побуждение воинам жить по заповедям Божиим Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то… будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча ( Лев.26:3,7–8 ). Вопрос. Что содержится в этих словах? Ответ. Бог обещает сделать избранный народ Свой победоносным в награду за исполнение заповедей Своих. Вопрос. Какое из этого наставление для воина? Ответ. Воин должен жить по заповедям Божиим, чтобы благовременно приобрести благословение и помощь Божию ко времени брани. Некогда в Иерусалиме одни и те же люди в одно и то же время должны были и строить городские стены, и ежеминутно быть готовыми отразить врагов: одною рукою производили работу, а другою держали копье ( Неем.4:17 ). И такой сугубо тяжкий подвиг перенесла и совершила любовь к отечественному граду. Вы можете обеими руками безопасно, беспрепятственно делать предоставленное вам дело поселянина или гражданина. Делайте мирное дело ваше спокойно, трудолюбиво, честно, для довольства и блага вашей собственной жизни, но не забывайте и вашего меча, который может еще понадобиться Отечеству. Дух порядка, совершенного повиновения, точности в исполнении должного, который составляет одно из отличительных достоинств военного звания, сохраняйте и в гражданском положении вашем, и легким способом доброго примера простирайте его на других. Не забывайте, что добрый воин, лев против врагов, должен быть агнцем между своими. Живите кротко и любовно, а гнев и грозу берегите для врагов Отечества. III. Важность молитвы для воинов … Когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик ( Исх.17:11 ).

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvoslov...

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф.5:23-24; 6:14-18 ). Особенности великопостного богослужения. Так как дни Великого поста преимущественно суть дни покаяния, то и все богослужение великопостное расположено так, чтобы оно возбуждало сокрушение и раскаяние в грехах. Всякая торжественность из него удалена: царские врата открываются редко; светильники возжигаются только немногие; священнослужители облачаются в ризы траурные (темные) ; песнопений бывает мало, а слышится более чтение; многие молитвы сопровождаются земными поклонами. Вечернее Богослужение в Великом посту состоит — из великого повечерия; утреннее — из утрени и первого часа; полуденное — из часов: 3го, 6го, 9го и вечерни; по средам и пятницам — к этому присоединяется, еще — литургия Преждеосвященных Даров. По субботам, дням воскресным и в великий четверг совершается полная литургия: по субботам литургия Златоуста, а по дням воскресным, в великий четверг и в великую субботу — литургия Василия Великого. Великое Повечерие Важнейшие песнопения Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных. Вся небесныя силы святых Ангел и Архангел, молите о нас грешных. Святый Иоанне, пророче и Предтече и Крестителю Господа нашего Иисуса Христа, моли о нас грешных. Святии славнии Апостоли, пророцы и мученицы и вси святии, молите о нас грешных. Преподобнии и Богоноснии отцы наши, пастырие и учителие вселенныя, молите о нас грешных. Непобедимая и непостижимая и Божественная сило честнаго и животворящаго креста, не остави нас грешных. Боже, очисти нас грешных. Боже, очисти нас грешных и помилуй нас. Господи сил, с нами буди, иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы: Господи сил, помилуй нас.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Мы же: Аминь. И снова три заключительных поклона с теми же молитвами, что и в начале.] Молитвословия пред дневной трапезой Молитвословия перед обедом Глаголем три вышереченныя молитвы с поклоны. Таже: Три кратких покаянных молитвы с поклонами. Затем: Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови. Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. И благословляет священник трапезу: Христе Боже, благослови ястие и питие рабом Твоим, яко свят еси всегда, ныне и присно, и во веки веков. Священник: Христе Боже, благослови пищу и питие рабам Твоим, ибо Ты свят, всегда, ныне и присно, и во веки веков. 2 И мы: Аминь. Чтец: Аминь. По окончании трапезы иерей творит отпуст: По окончании трапезы творим отпуст: Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. И мы: Аминь. Мы же: Аминь. Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ, не лиши нас и небеснаго Твоего Царствия: но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир дая им, прииди и к нам, и спаси нас. Благодарим Тебя, Христе Боже наш, что Ты насытил нас земных Твоих благ. Не лиши нас и Небесного Твоего Царства, но как посреди учеников Своих явился Ты, Спаситель, мир даруя им, приди и к нам и спаси нас. Слава, и ныне: Господи, помилуй, трижды. Благослови. Слава, и ныне: Господи, помилуй. (3) Благослови. Священник глаголет: Благословен Бог, милуяй и питаяй нас от Своих богатых даров, Своею благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/cu/molitv...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010