В словах и поучениях отца Неофита содержатся также особые назидания воспитанницам епархиального женского училища, многим из которых предстояло стать женами священнослужителей: “Старайтесь вы, чада, поддерживать благодетельные обычаи нашей древней святой Руси в просвещении народа, создайте в своей школе и дома тихий рай, где все дышало бы верою и любовию, где ваши питомцы из людей темных и неверующих делались бы просвещенными христианами, из существ природы — сынами и дщерями Божиими…” 125 . Тридцать три года жизни протоиерей Неофит посвятил трудам священническим. Это служение он проходил с сознанием великой ответственности, возложенной на него Богом. Вступая в должность приходского священника, он сказал: “Священник должен неленостно возвещать людям всю волю Божию, проповедывать слово Божие великим и малым, образованным и необразованным, богатым и бедным; должен усердно и благоговейно совершать службу Божию, преподавать в чистоте духа и тела священные таинства верующим, исполнять молитвословия и в храме, и в домах прихожан вразумительно, неспешно и нерассеянно, вообще быть достойным орудием и проводником благодати Божией в души верных; как пастырь стада Христова должен быть советником и руководителем пасомых на пути к вечному спасению: неведущего научить, согрешившего вразумить, заблудшего направить, печального утешить, ожесточенного умилить; ему подобает быть всегда на страже, чтобы не унизить чем-нибудь своего звания” 126 . Нет сомнений, что отец Неофит всеми данными ему свыше силами стремился приблизиться к этому высокому идеалу православного священника. Он призывает пасомых быть в послушании у пастыря и взыскательно относиться к своему наставнику: “Не требуйте от меня уклонений от прямого долга, не желайте человекоугодничества, чтобы чрез это мне заслужить ваше расположение Что до меня, буду служить спасению вашему не щадя ни сил, ни здоровья, ни спокойствия, верой и правдой, со всею ревностью” 127 . В 1893–1895 гг., оставаясь в должности инспектора классов женского училища, отец Неофит преподавал гомилетику в Симбирской духовной семинарии. Указом Святейшего Синода от 14 апреля 1899 г. он назначен преподавателем греческого языка в Симбирском духовном училище с увольнением от должности инспектора классов в епархиальном женском училище. В начале ХХ века отец Неофит проходил пастырско-приходское служение в церкви Всех святых г. Симбирска 128 .

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

В «Словах» и «Поучениях» отца Неофита содержатся также особые назидания воспитанницам епархиального женского училища, многим из которых предстояло стать женами священнослужителей: «Старайтесь вы, чада, поддерживать благодетельные обычаи нашей древней Святой Руси в просвещении народа, создайте в своей школе и дома тихий рай, где все дышало бы верою и любовию, где ваши питомцы из людей темных и неверующих делались бы просвещенными христианами, из существ природы – сынами и дщерями Божиими…» 33 года жизни протоиерей Неофит посвятил трудам священническим. Это служение он проходил с сознанием великой ответственности, возложенной на него Богом. Вступая в должность приходского священника, он сказал: «Священник должен неленностно возвещать людям всю волю Божию, проповедовать слово Божие великим и малым, образованным и необразованным, богатым и бедным; должен усердно и благоговейно совершать службу Божию, преподавать в чистоте духа и тела священные таинства верующим, исполнять молитвословия и в храме, и в домах прихожан вразумительно, неспешно и нерассеянно, вообще быть достойным орудием и проводником благодати Божией в души верных; как пастырь стада Христова, должен быть советником и руководителем пасомых на пути к вечному спасению: неведующего научить, согрешившего вразумить, заблудшего направить, печального утешить, ожесточенного умилить; ему подобает быть всегда на страже, чтобы не унизить чем-нибудь своего звания» . Нет сомнений, что отец Неофит всеми данными ему свыше силами стремился приблизиться к этому высокому идеалу православного священника. Он призывает пасомых быть в послушании у пастыря и взыскательно относится к своему наставнику: «Не требуйте от меня уклонений от прямого долга, не желайте человекоугодничества, чтобы чрез это мне заслужить ваше расположение… Что до меня, буду служить спасению вашему не щадя ни сил, ни здоровья, ни спокойствия, верой и правдой, со всею ревностью» . В 1893–1895 годах, оставаясь в должности инспектора классов женского училища, отец Неофит преподавал гомилетику в Симбирской духовной семинарии. Указом Святейшего Синода от 14 апреля 1899 года отец Неофит назначен преподавателем греческого языка в Симбирском духовном училище с увольнением от должности инспектора классов в епархиальном женском училище. В начале XX века отец Неофит проходил пастырско-приходское служение в церкви Всех святых Симбирска .

http://pravoslavie.ru/4456.html

В 1883 г. на Иерусалимский Патриарший престол взошел Блаженнейший Никодим. К этому времени святые места в Иерусалиме посещало еже­годно более четырех тысяч русских паломников, которые молились у Гроба Господня 60 . Патриарх Никодим был первым из Патриархов Иерусалимских, который стал произносить за богослужением многие возгласы и молитвы по-русски 61 . Вот как описывал очевидец Пасхальные дни в Иерусалиме в 1884 году: “Максимум скопления не только русских, но и вообще паломников бывает в Иерусалиме к празднику Пасхи; весь Иерусалим тогда представляется настоящим городом паломников. На всех улицах слышится русская речь, вез­де виднеются русские лица, русские костюмы; продавцы различной снеди, погонщики ослов и даже нищие — все стараются в это время мараковать по-русски” 62 . На протяжении нескольких столетий русские паломники присутствовали у Гроба Господня на православных богослужениях, совершавшихся на греческом языке. Так продолжалось до учреждения в Палестине Русской Духовной мис­сии, члены которой прибыли в Иерусалим в 1858 году. В инструкции, данной Миссии, было, в частности, сказано (§ 5): “Миссии поручается всемерно забо­титься о проявлении русского богослужения в Иерусалиме с тем торжественным благолепием, которое принадлежит Российской Церкви, дабы возвысить значе­ние оной на Востоке. Миссии вменяется в обязанность по возможности чаще уча­ствовать в служении у главных Иерусалимских Святилищ и ежедневно служить у себя, как бы в обители” 63 . В 1882 году в России было учреждено Православное Палестинское общество, ставившее своей целью покровительствовать русским паломникам в Святой Земле. Вот что писал в связи с этим известный палестиновед Ф. Палеолог: “Почувствовав себя под покровом и защитой Палестинского Обще­ства, наши паломники, а в особенности паломницы, расхрабрились и снача­ла потихоньку и робко подпевали на славянском языке во время греческого богослужения, а в настоящее время (1895 г. — а. А.) уже дошли до того, что образовали самостоятельный хор (из постоянно или продолжительно живу­щих в Святой Земле паломников и паломниц), которым и вторглись, осме­люсь выразиться, контрабандно в греческое богослужение. Греческое духо­венство сначала противилось, как нововведению, славянскому напеву при своем богослужении, но затем, под давлением настойчивости русского человека, мол­чаливо примирилось с совершившимся фактом и не только допустило упот­ребление славянского языка при своем богослужении, но и само начало изучать славянский язык и произносить на нем возгласы и молитвословия в то время, когда на богослужении присутствуют русские паломники” 64 .

http://pravmir.ru/russkie-palomniki-u-gr...

Тридцать три года жизни протоиерей Неофит посвятил трудам священническим. Это служение он проходил с сознанием великой ответственности, возложенной на него Богом. Вступая в должность приходского священника, он сказал: «священник должен неленностно возвещать людям всю волю Божию, проповедывать слово Божие великим и малым, образованным и необразованным, богатым и бедным; должен усердно и благоговейно совершать службу Божию, преподавать в чистоте духа и тела священные таинства верующим, исполнять молитвословия и в храме, и в домах прихожан вразумительно, неспешно и нерассеянно, вообще быть достойным орудием и проводником благодати Божией в души верных; как пастырь стада Христова должен быть советником и руководителем пасомых на пути к вечному спасению: неведущего научить, согрешившего вразумить, заблудшего направить, печального утешить, ожесточенного умилить; ему подобает быть всегда на страже, чтобы не унизить чем-нибудь своего звания " . Нет сомнений, что отец Неофит всеми данными ему свыше силами стремился приблизиться к этому высокому идеалу православного священника. Он призывает пасомых быть в послушании у пастыря и взыскательно относится к своему наставнику: «Не требуйте от меня уклонений от прямого долга, не желайте человекоугодничества, чтобы чрез это мне заслужить ваше расположение […] Что до меня, буду служить спасению вашему не щадя ни сил, ни здоровья, ни спокойствия, верой и правдой, со всею ревностью». В 1893–1895 гг., оставаясь в должности инспектора классов женского училища, прот. Неофит преподавал гомилетику в Симбирской духовной семинарии. Указом Святейшего Синода от 14 апреля 1899 г. отец Неофит назначен преподавателем греческого языка в Симбирском духовном училище с увольнением от должности инспектора классов в епархиальном женском училище. В начале ХХ века отец Неофит проходил пастырско-приходское служение в церкви Всех святых г. Симбирска. В 1902 (или 1903) году о. Неофит переведен в Москву настоятелем церкви Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище, в которой прослужил до 1914 г. В Москве он активно участвует в образовательных чтениях для фабрично-заводских рабочих, читает лекции для рабочих в Московском епархиальном доме. Беседы и лекции публиковались отдельными изданиями: «О разумном усвоении истин веры и о разумном познании Бога в природе» (М., 1903), «Русская народная литература в ее постепенном развитии под влиянием христианства» (М., 1904).

http://pravoslavie.ru/1585.html

Малые праздники, которые в богослужебных книгах имеют красный знак, отличаются в Типиконе следующим образом: «на вечерне кафизма обычная 802 ; на «Господи, воззвах» стихир на 6-ть, на утрени канон на 6-ть, и славословие великое 803 , и прочая служба по Уставу». Эти празднуемые святые именуются в Уставе «святыми со славословием». Когда поется (а не читается) великое славословие, тогда поются особого рода песнопения, именно – стихиры на «Хвалитех», пение которых имеет тесную связь с пением великого славословия. Число праздников, означенных в Типиконе знаком красным, значительно. Но из них большая часть праздников русским святым. В Типиконе для праздников русским святым есть особые указания, какая служба торжественно совершается там, где мощи или храм святого. Праздников со знаком красным, нерусским святым, немного. Во всем году их не более 14-ти 804 . Последования Минеи для праздников со знаком красным, отправляемые во всех церквах, можно разделить на два вида: один имеет только указаннык нами молитвословия, а другой в своих последованиях имеет нечто из того, что составляет особенность последований, имеющих в Типиконе знак среднего праздника – один крест, именно: а) на вечерне чтения три (См. 30-го апреля, святого Иакова) и на утрени – канон на 8-мь, и б) для служб этого рода, со знаком красным, оставляются до другого дня, или поются на повечерии, другие службы случившимся в это число святым, которым в Типиконе нет праздничного знака 805 . К праздникам с знаком красным, между другими, по воспоминанию особых событий и особенностям в службе принадлежат: 13-го сентября – память Обновления святого храма Воскресения Христова. Этот храм был построен в Иерусалиме на Голгофе (Месяц. Пр. Дим. Верш.). Обновление, иначе, освящение храма, было при Константине Великом , в 335-м году. Особенность службы этого праздника есть великая вечерня; тогда как затем на утрени не поется полиелей и не читается Евангелие, а бывает только великое славословие (Тип. послед. 13 сент. и храм. гл. 6) 806 . В древности в праздник Обновления храма повторялись некоторые священнодействия, совершаемые в день освящения храма, например – хождение во время литургии с крестным ходом в тот храм, в котором лежали мощи для освящения храма. Этот чин находится у Симеона Солунского . Совершение его в Греции прекратились в 15 столетии (См. подробнее в Руковод. для сельск. паст. 1895 г. 40 в статье М. Соколова : Праздник Обновления храма в древней Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

бл., 22). Вообще священники, диаконы и церковники в исправлении своей должности обязаны быть всегда благоговейны (там же, 7) и все молитвословия по домам прихожан, а также крестные ходы и перенесения св. икон, должны совершать так же благоговейно и чинно, как и богослужение в церквах, (см. Уст. Д.К., 36; сн. выше, 741–747 стр. печатного оригинала). – По 38-й статье Уст. Д.К., в случаях нарушения благочиния во время крестных ходов, должно поступать согласно с 37-й ст. того же Устава (см. выше, 740 стр., 3 прим.). – Лицо нехристианского вероисповедания, последователь изуверного учения, сектант или лицо инославного христианского вероисповедания, а также старообрядец, виновные в оскорблении православного священнослужителя или в предусмотренном статьей 475 (Угол. улож.) насилии над его личностью (состоящем в умышленном нанесении удара или ином насильственном действии, нарушившем телесную неприкосновенность), учинённом во время совершения священнослужителем службы Божией или духовной требы, наказывается: за оскорбление – заключением в исправительном доме на срок не свыше 3 лет; за насилие – заключением в исправительном доме (см. Угол. улож., ст. 98, по Высоч. утв. 14 мар. 1906 г. излож.). 374 При хождении по приходу в великие и храмовые праздники с крестом и св. водой диакон (а равно и псаломщик) не должен быть устраняем (Ц.Вед. 1898, 2; 1907, 36; сн. выше, 946 стр., 3 прим.). 375 Вознаграждение чужеприходного священника за служение, по приглашению причта, в дни храмовых праздников, молебнов должно относиться на счёт местного причта (Ц.Вед. 1895, 50). 376 По-видимому, в данном случае лишение неисправного члена причта дохода не требует особого разрешения Е.Н.; но поводы для применения такой суровой меры, без сомнения, должны быть вполне основательны; иначе от этого получится обида для лишённого дохода и нескончаемый источник жалоб по начальству с его стороны. В виду этого будет правильнее, если члены причта, участвовавшие в хождении по приходу, о своём предположении воспользоваться указанной мерой доложат хотя бы благочинному (Ц.В.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Господь же пребывает ныне на небесах, именно как Ходатай, Предстатель пред Отцом за искупленное Им человечество ( Рим. 8:34 ; Евр. 7:25 ), как Первосвященник навек ( Евр. 6:20 ), иже единою себе принесъ ( Евр. 7:27 ) и совершився бысть всемъ послушающымъ Его виновенъ cnacehiя вечнаго, нареченъ отъ Бога Первосвященникъ по чину Мелхиседекову ( Евр. 5:9–10 ), как «святымъ Служитель и ckuhiu истинней, юже водрузи Господь, а не человекъ» ( Евр. 8:2 ). 173 ) Наименования и св. Церковью принятого для преимущественного обозначения именно Духа Святого. Это видно, напр., из службы на пятидесятницу. На повечерии, напр., в каноне Святому Духу песнь 4-я, тропарь 2-й: «на престоле, Христе, Отеческомъ седъ; ниспослал еси ученикомъ Твоимъ Утешителя»... Песнь 6-я, тропарь 3-й: «спаси, Утешителю, верно поющихъ благолепное пришествие Твое»... В понедельник вечера стихира на Господи воззвах 3-я: «предобещание исполнивый, Твоего Утешителя, яко въ огненных языцехъ послалъ еси миру»... Во вторник вечера стихира на стиховне 3-я: «Днесь излиялъ еси, Спасе, Утешителя Твоего Духа дарование... темже твое спасительное смотрение славим, Иисусе Всесильне, Спасе душъ нашихъ». Из всех этих примеров видно, что имя Утешителя прилагается Церковью именно к Духу Святому, как имя, собственно Ему принадлежащее, а не общее для Него и для Спасителя, ибо Господь, здесь же, в этих же молитвословиях упоминаемый, не именуется, подобно Духу Святому, Утешителем. Так и молитва Святому Духу начинается словами: «Царю Небесный, Утешителю»... Если в акафисте Иисусу Сладчайшему (икос 4-й) и Иисус Христос именуется Утешителем («Иисусе, души моея утешителю»), то это не противоречит сказанному: мы говорим о том имени, которое является именем по преимуществу, именем как бы собственным, а усвояемые в акафисте Господу многочисленнейшие именования такого значения иметь очевидно не могут. 176 ) Не говоря уже о том, что Παραχλητος производится от παραχεχλησϑαι, а не от παραχαλειν, должно заметить, что и последний глагол неупотребителен у евангелиста Иоанна. 178 ) Только Акилла и Феодотион (первая половина 2 столетия по Р. Х.) перевели менахем через παραχλητος у Иов. 16: 2 , но LXX и здесь имеют παραχλητορες, а Симмах – παρηγορουντες. Cremer (Bibl. – theolog. Worterbuch d. Neutestamentlichen Gracitat (8 Aufl. Gotha 1895) S. 514–515) полагает, что перевод Акилы и Феодотиона есть плод уже христианского словоупотребления. 179 ) Совершенно подробно латинскому advocatus (от advoco) – адвокат. О возможности и значении научно – художественного изображения Господа нашего Иисуса Христа Публикуется по тексту: Богословский Вестник. – Сергиев Посад.: 1897. Январь С. 1–24, февраль с. 209–228. Читать далее Источник: Новая заповедь/К. Сильченков. - СПб. : Центр изучения, охраны и реставрации наследия свящ. Павла Флоренского, 1999. - 383, с. : ил. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

371 ...в первую неделю Петрова поста... – В 1613 г. Петров пост продолжался с 30 мая по 28 июня ст. ст. 372 ...призывал игумена Кеврольскаго... – Известно, что на Пинеге в Кевроле существовал один из самых ранних севернорусских монастырей – Кевроло-Воскресенский, обращенный впоследствии в Кевроло-Воскресенский приход. Однако ни о времени возникновения монастыря, ни о времени обращения его в приход точных сведений не имеется: начало монастыря датируется в разных исследованиях с XIV по XVI в., о превращении же его в приход сообщается только в описании Кевроло-Воскресенского прихода с датировкой «в XVII столетии» (см.: Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. Архангельск, 1895. С. 259). Данный текст позволяет утверждать, что в 1613 г. Кевроло-Воскресенский монастырь еще не был упразднен. 373 Вс крестьяне Чакольскаго стану общались варити канон... – Канон (канун) – на Русском Севере – мирское пиво, приготовляемое по обету всеми прихожанами и посвящаемое определенным праздникам или каким-то исключительным событиям. Обычай пить мирской канун в трапезной был широко распространен на Русском Севере, несмотря на запреты церковных властей. Любопытно отметить, что Евфимий Чакольский хотя и обличает пьянство в среде духовенства и сам не пьет мирского кануна, однако не говорит ничего против этого обычая, наоборот, замечая, что канун «доходен» Пресвятой Богородице. Не совсем понятно, как происходило освящение кануна в церкви. Из последующего фрагмента видений явствует, что благословлял канун не только священник, но и прихожане читали «над кануном» молитвы. 374 ...«Свято»... – По-видимому, этим словом в тексте обозначено Трисвятое – молитвословие, в котором троекратно повторяется слово «Святый». Однако аналогии такому обозначению нам неизвестны. 375 ...в скопкар... – Скобкарь (скопкарь) – род чаши с двумя ручками (скобами); используется для мирского пива (кануна) и хранится в церкви. 376 Сего дни, де, которой праздникъ великой... – 26 декабря по ст. стилю – Собор Пресвятой Богородицы – собрание верующих наутро после Рождества Христова для прославления и благодарения родившей его Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как высоко ценил он это служение, я видел собственными глазами. Сказки Жуковского. 1963 г.      Он, будучи 90-летним человеком, ходил в праздники в наш Троицкий храм пешком. Сын его вспоминает, что при наступлении великих праздников отец Владимир как-то внутренне озарялся, становился другим. Однажды, когда он пришел к нам на праздник, настоятель протоиерей Георгий решил воздать ему священническую честь, попросил нас помочь старцу облачиться и пригласил его часть службы помолиться у престола. Не знаю, может быть, ему впервые так пришлось стоять в самом настоящем, посещаемом храме в священническом облачении у престола. Потом он говорил, что очень из-за этого разволновался. Так это было для него важно. Это напоминание всем нам, священнослужителям, того, насколько велико это служение, о чем мы, увы! часто забываем. Митрополит Гурий (Егоров), митрополит Иоанн (Вендланд), архиепископ Михей (Хархаров) , епископ Стефан (Никитин), протоиерей Глеб Каледа , преподаватель протоиерей Иоанн Козлов, священномученики Василий Надеждин и Владимир Амбарцумов… Разговоры с отцом Владимиром производили впечатление, будто я присутствую на уроке истории Русской Церкви XX века. Про каждого из перечисленных людей можно написать не статью в журнале, а целую книгу. А имена скольких известных священнослужителей и мирян я потом увидел в его помяннике, написанном им от руки! Хотя сказать про него «написанный» – ничего не сказать. Его помянники и молитвословы – выполненные с любовью произведения искусства. Этому более всего можно поучиться у отца Владимира – любви к Церкви. Рейтинг: 9.2 Голосов: 58 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10   Архимандрит Павел (Леднев) Прусский  (1821–1895) – выдающийся миссионер, писавший против старообрядческого раскола, настоятель Никольского единоверческого монастыря в Москве.   Горюшкин-Сорокопудов Иван Силыч  (5 ноября 1873 г., с. Нащи, Тамбовская губерния – 29 декабря 1954 г., с. Ивановка, Пензенская область) – русский живописец, график и педагог, Заслуженный деятель искусств РСФСР (1943).

http://pravoslavie.ru/69459.html

70 зр я ще. По-гречески здесь не ρν или βλπειν, даже не τενζειν, а κατοπτεειν, т. е. исследовать, разведывать (κατπτης – разведчик), стремиться познать. Бога зрети к тому же и невозможно. 73 всего мира, το σμπαντος κσμου. В Новом Завете слово κσμος (космос) большей частью обозначает мир земной. Но, по христианскому воззрению, в полное понятие мира входит и земля и небо, вновь объединенные искупительным подвигом Господа Иисуса Христа, разрушившего между ними средостение вражды. Поэтому, для обозначения всего этого мира, земного и небесного, как одного целого, употребляется выражение σμπας или πας κσμος (синон. вся тварь, πσα κτσις), которому соответствует прилаг. всемирный, παγκσμιος. Ср.: «Всемирную славу от человек прозябшую... бесплотных (небо!) песнь и верных (земля!) удобрение». В третьем прошении великой ектеньи говорится не о мире на земле, не о «вр е менех мирных», а о сохранении восстановленного Христом мира между небом и землею. 74 О соединении всех, περ τς τν πντων νσεως. Здесь всех есть род. пад. средн. рода мн. ч. Τ πντα= σμπας κσμος, т. е. весь мир, – земной и небесный; νωσις здесь единение, единство, как следствие произведенного Господом Иисусом Христом соединения земли с небом. Ср.: «еже о нас исполнив смотрение, яже на земли соедини (νωσε) небесным». В этом прошении мы и молимся о сохранении этого единения, единства при посредстве благостояния, т. е. твердого, непоколебимого спокойствия святых (православных) Божиих Церквей, членов единой Вселенской Церкви. О «соединении веры», как и о «временех мирных» наша Церковь возносит моления особо. См.: Нахимов Н. Третье прошение великой ектеньи//Церковные Ведомости. 1911. 22. 75 непрел о жно (вочелов е чивыйся) – означает, что по соединении двух естеств в Иисусе Христе ни Божество не изменилось, не преломилось, не превратилось в Нем в человечество, ни человечество в Божество, но «в обою естеству» Он свойства цела сохранил, – каждое из естеств осталось неприкосновенным в своих свойствах, хотя оба естества соединились нераздельно, составив одно Лицо, а не два. См. Толкование на Божественную Литургию еп. Виссариона. СПб., 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010