Многие забывают, что сила молитвы и ее значение не в механическом произнесении слов, а в мыслях и чувствах. Некоторые тщательно заботятся только о словах, положении тела и вычитывании количества молитв, считая молитву каким-то внешним, чисто формальным делом. За молитву считают одно наружное, большой частью без мысли и чувства вычитывание языком благочестивых молитвенных слов. При этом нет ни ясного сознания, пред Кем мы предстоим, произнося то или иное молитвословие, ни сердечного чувства, которым бы одушевлялись наши молитвенные слова. Таким образом, уста наши приближаются к Богу, но сердце далеко отстоит, и ум не Господа предзрит, а блуждает и расхищается в мыслях; язык читает или ухо слушает слова молитвы (напр., в церкви), а мысли бродят неизвестно где. Услышит ли Бог ту молитву, которой не внимает сам вычитывающий ее? Бывают и такие среди исполняющих молитвенные правила, которые, ежедневно прочитывая много молитв без участия сердца, из-за этого считают себя благочестивыми, набожными, а других уничижают, хотя сами-то нравом и не лучше их. Такая молитва развивает в них лицемерие, фарисейство, ханжество (прот. Иоанн Сергиев. Моя жизнь во Христе. СПБ, 1911, стр. 84, 521, 557 и др. Сравн. еп. Игнатий Брянчанинов . Сочинения, т. 5, гл. XIX). Надо твердо помнить, что без внимания молитва не молитва . Если Господа нет во внимании, то и молитвы нет, хотя бы мы и много слов механически произнесли языком (еп. Феофан. Ответы на вопросы инока, стр. 8, 9. Письма о духовной жизни. Письмо 12, стр. 128. Сравн. преп. Симеона Нового Богослова . Слова. Вып. 1, изд. 2, М., 1892, слово 15, §3; 16, §5). «Можно все слова проговорить, – пишет еп. Феофан, – и все поклоны промахать, а о Боге совсем не вспомнить или вспомнить кое-как, с рассеянной мыслью и блужданием ума. И, следовательно, не молясь, исполнить молитвенное правило (его же. Письма. Душеполезное чтение. 1895. т. 1, стр. 100. Сравн. преп. Макария Египетского , беседа 6 (изд. 4, Тр. Серг. Лавра, 1909). Надо же со страхом и трепетом совершать молитву и всячески стараться, чтобы где слова, там и ум был или, как говорит св. Иоанн Лествичник , заключать ум в слова молитвы, и чтобы сердце отзывалось на эти молитвенные слова. «Речь к Богу не языком произносится, а чувствами сердца».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

16 О. протоиерею доставили большую известность среди изучающих богослужение православной церкви, следующе его труды: 1) Пособье к изучению Устава богослужения православной церкви. Изд. 6. СПБ. 1900 2) Краткое обозрение богослужебных книг православной церкви по отношенью их к Церковному Уставу, с приложением таблиц, изображающих вседневные службы, и словаря названий молитвословий и песнопении церковных. 1892 г. изд. 6 СПБ. 1895 и 3) Анафематствование (отлучение от церкви), совершаемое в первую неделю великого поста. Историческое исследование о чине православия. СПБ. 1879. 17 Полезными для изучения православного богослужения мы считаемы следующие труды епископа Виссариона: 1) Толкование на божественную литургию по чину св. Иоанна Златоустог о и св. Василя Великого. Изд. 4. СПБ. 1895, 2) Толкование на паремии 2 т. СДБ. 1874, изд. 2 (Ветхого Завета и Нового) изд. 2, СПБ. 1896, 3) Обозрите употребительнейших церковных молитв, М. 1892 и 4) О вечерне. Два публичных чтенья. М. 1891. 18 Разумеем его поучения по изъяснению богослужения православной церкви, печатающиеся в прибавлении к журналу «Миссионерское обозрение» за текущий год. 19 Соколов. А. Культ, как необходимая принадлежность религии. Полемико-апологетическое богословское исследование. Каз. 1900 г., стр. 84. 21 Так говорили о себе пр. Сергию, епископу Уманскому, викарию Киевской епархии, штундиста, во время собеседований с ними по вопросам право славного вероучения и церковной обрядности, когда благостный архипастырь приводил тексты Священного Писания в доказательство защищаемых им положений, на славянском языке. 22 Из опубликованного отчета Киевского общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви мы, к глубокому сожалению, видим, что члены общества весьма редко предлагают своим, слушателям на вечерних чтениях материи литургические. Из 25 пунктов, в которых велись чтения, только в трех темы церковно-практического характера служили предметами чтений: 1) в ночлежном доме на Бессарабке объяснялись лекторами вечерние молитвы, так как чтения и беседы для ночлежников велись вечерами пред отходом ко сну 2) в ночлежном доме на Подоле на тему: «как должно исповедоваться и причащаться св. Таин” и 3) в казармах 1 уральского казачьего полка на Деловой улице «о христианском провождении праздников» (Отчет 1900 г. Киев. 1901 г., стр. 28–30).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

235 Литургия св. Василия Великаго отличается главным образом большей продолжительностью (см. 771 стр. печатного оригинала); особенности ее всего удобнее проследить по Служебнику; по местам эти, особенности будут указаны и ниже в примечаниях. – При пользовании этой таблицей на те случаи, когда в тексте ее не указано, кем произносятся те или другие слова и кем совершаются те или другие действия надо иметь в виду следующее: слова, произносимые священником, и действия, им совершаемые, в таблице ничем не отмечены; слова, произносимые диаконом и совершаемые им действия, отмечены одной звездочкой; слова же, читаемые или поемые ликом, или чтецом, отмечены двумя звездочками. – Молитвословия и песнопения, за исключением самых кратких, обозначены их начальными словами; остальной текст Служебника, приводится почти всегда буквально, а потому он и не отмечается кавычками. 236 Служить Преждеосвященную литургию на запасных Дарах (хранимых для приобщения больных) нигде не полагается (см. Ц.В. 1896, 40). – Нельзя совершать оную литургию на испортившемся Агнце (Ц.В. 1892, 12). – Литургия преждеосвященных Даров совершается на Агнце, освящённом прежде – на литургии св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого (см. 1 прим. к 802 стр.). Отсюда понятно, что на литургии преждеосвященных Даров не должны быть вынимаемы частицы из просфор. Опускать эти частицы в чашу и произносить: «Отмый, Господи кровию», нельзя; потому что в чаше вино «не пресущественно в кровь Божественную». Равным образом и хранение таковых частиц до следующей литургии св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого положительно не имеет никакого основания (о. Хойнацкий, 117 стр.; Рук. д.с.п. 1888, 46; Ц.В. 1890, 48; 1892, 12; 1895, 47; 1899, 15). – Входные молитвы читаются после великих поклонов, когда поют: «Во царствии Твоем»; молитвы читаются те же и так же, какие и как на литургии св. Иоанна Златоуста ; только опускается (см. Чиновн.) молитва: «Господи, низпосли руку» (чтение каковой молитвы было бы не уместно, потому что в ней священник испрашивает у Господа укрепление на совершение бескровного священнодействия, между тем как это священнодействие уже совершено при приготовлении Агнца для преждеосвященной литургии и на сей последней не бывает «совершения жертвы»). Войдя в алтарь, священник, обыкновенно, трижды поклоняется пред св. трапезой, целует престол, крест на нём и Евангелие, а затем облачается в священные одежды (Рук. д.с.п. 1869, 9; 1896, 6; Ц.В. 1890, 15; 1892, 11; 1893, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

– Обычай, по которому совершающий крещение священник представляет священнику, воспринимающему младенца, помазание последнего св. миром, – не имеет основания ни в канонах, ни в практике церковной (Ц.Вед. 1895, 41). – См. выше, 24 примеч. 31) Пред омовением младенца возносится молитва о невидимом освящении и сохранении на новокрещённом «нерушимой духовной печати», ибо при миропомазании, по слову св. Кирилла Иерусалимского , «при помазании видимым миром тела (невидимо) Святым и Животворящим Духом освящается душа» (Тайнов. поуч. 3); в виду этого нечего смущаться тем, что по миропомазании, когда младенцы, лёжа на руках восприемников, ворочаются, часть св. мира остаётся на покровах (Ц.В. 1893, 25). 32) Симеон Солунский описывает этот обряд следующим образом: «Крестившийся соделался сыном света и всецело нескверным и чистым; если он возрастный, то сам держал свещу во славу и знамение Божественнейшего света; а если младенец, то свещу, вместо его, держит восприемник. Между тем клир поет: «Елицы во Христа крестистеся»; Архиерей же радостно берет крещаемого за руку и, составив лик, как бы сликоствуя и веселяся вместе с Ангелами, трижды обходит купель» (см. Нов. Скриж.). 33) В последовании миропомазания, совершаемом вместе с крещением и отдельно от него, каждения не полагается (Ц.В. 1892, 35). 34) Чтение евангелия с положением его на главу крещаемого едва ли возможно, чтение же его лицом к крещаемому – обычно (Ц.В. 1895, 24); но и на этот последний способ чтения указания в Требнике не имеется. 35) Так как после миропомазания сряду совершается и омовение, то молитвословий, предшествующих отпусту, и самого отпуста не бывает, почему они в нашей таблице и поставлены в скобках. 36) В восьмой день после крещения возрастные приходили сами, а младенцы приносимы были другими в церковь для омовения их. Ибо все новопросвещённые до 8-го дня не стирали, а тщательно хранили на себе освящённый елей и св. миро; поэтому же в продолжение 7 дней они не слагали с себя белых одежд, надетых после крещения, и отнюдь не были омываемы, но омывались в 8-й день в церкви руками священников (Нов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Определили : Просить Архипастырского распоряжения Высокопреосвященнейшего Архиепископа Новгородского и Старорусского Феогноста и Преосвященнейшего Епископа Рязанского и Зарайского Мелетия о высылке в академию на четырёхмесячный срок для научных занятий экстраординарного профессора Александра Голубцова указанных в его прошении списков древнего Новгородского Архиерейского Чиновника. IX. Донесение библиотекаря академии Николая Голосова: «Честь имею донести Совету академии о следующих пожертвованиях, поступивших в библиотеку»: 1) От Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Сергия, Митрополита Московского: – Ие- —60— ромонаха Алексия (Виноградова) «История Библии на Востоке», т. I, ч. 1 в двух книгах; – его же «История англо-американской Библии», ч. 1–3 в трёх книгах; – его же «Древне-патриархальные династий царей в Ассуро-Вавилонии и Персии, Китае, у евреев и магометан» (приложение к «Истории Библии на Востоке»); – его же «Миссионерские диалоги М. Риччи с китайским учёным о христианстве и язычестве»; – его же «Китайская библиотека и учёные труды членов Императорской Российской Духовной и Дипломатической миссии в г. Пекине»; – Н. Никольского «О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в. – его же «Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в.», т. I, вып. 1; – Отчёт по делопроизводству Государственного Совета: а) за время с 1 января 1892 г. по 31 мая 1893 г., т. I и II; б) за сессию 1893–1894 гг., т. I и II; и в) за сессию 1894–1895 гг. – всё в пяти книгах и – Д. Щелкова «История социальных систем», т. I и II. 2) От Преосвященного Николая, Епископа Алеутского: – «Начатки христианского учения» на алеутско-лисьевском языке; – «Алеутский букварь»; – «Сборник церковных песнопений и молитвословий» на колошинском наречии»; – «Молитвы и песнопения на квихиакско-кускоквимском наречии; – «Сборник церковных песнопений и молитвословий» на аглолитско-кускоквимском наречии» и – «Молитвы» на колошинском наречии. Кроме того, Преосвященным Николаем высылается в академическую библиотеку журнал: «Православный Американский Вестник».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– 175 с. Дьякова Е.А. Перед праздником. – М.: Космополис, 1994. – 320 с. Залкинд А. Б. Революция и молодежь. – М.: Изд. Коммунистического ун-та им. Я.М.Свердлова, 1925. – 141 с. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. – Т.2. – М., 1992. И.А.Ильин. Путь к очевидности. – М., 1993. Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса: IX – начало ХХ века: Пособие для учащихся X-XI классов. – М.: Интерпракс, 1995. – 415 с. Мысли русских патриархов от начала до наших дней. – М.: Сретенский монастырь, 1999. – 560 с. Ницше Ф. Антихристианин. – Ашхабад: (без издательства), 1990. Образование: идеалы и ценности. – М.: Институт теории образования и педагогики РАО, 1995. План Путина 2007-2010: Сборник/Под ред Г.О.Павловского. – М.: Европа, 2007. – 40 с. Православный толковый молитвослов с краткими катихизическими сведениями. – Санкт-Петербург: Синодальная типография, 1907. – 216 с. Пространный христианский катихизис православныя католическия восточныя церкви... – М.: Синодальная типография, 1895. – 160 с. Реформирование России: реальность и перспективы/Под ред.Г.В.Осипова. – М.: ИСПИ РАН, 2003. – 470 С. Смирнов П. Изложение христианской православной веры: Опыт повторения катихизиса с дополнениями из Богословия. – Вып.1. – М.: Тип.А.В.Кудрявцевой, 1882. – 118 с. Смирнов П. Учение о любви христианской: Опыт повторения катихизиса. – Вып.2. – С.-Петербург, Тип. П.И.Шмидта, 1892. – 94 с. Собиратель русской Церкви. – М.: Ташкентская и Среднеазиатская епархия РПЦ, 2001. – 440 с. Gusfield J.R. Tradition and modernity: misplaced polarities in the study of social change//American journal of sociology. – 1967. – V.74. – N 4. – P.351-362. Huntington S.Ph. The clash of civilizations?//Foreign affairs. – 1993. – V.72. – N3. – Pp.22-49. СМ.ТАКЖЕ сюжеты: Рождественские чтения – 2008 ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM НОВОСТИ 14.04.2024 Щипков.

http://religare.ru/2_49983.html

217, 222 Целиков Д. Д. – слушатель Высших Богословских курсов. 367 Цинцадзе Каллистрат Михайлович, Католикос-Патриарх Каллистрат; (12 апреля 1866 – 3 февраля 1952). Окончил Тифлисскую ДС (1888) и Киевскую ДА (1892), к. б. 1 февраля 1893 назначен, 24 апреля 1893 рукоположен во священника к Дидубийской церкви Пресвятой Богородицы в Тифлисе, затем – настоятель Квашветской церкви во имя Георгия Победоносца в Тифлисе, с 6 мая 1909 – протоиерей. 1912 редактировал «Требник», а в 1914 – «Молитвослов и православный катехизис». 29 мая 1895 18 октября 1905 и 25 мая 1916 – 1 июня 1917 – член Городской думы от духовенства. Участник собора 12/25 марта 1917, восстановившего автокефалию Грузинской Православной Церкви, был избран на нем заведующим административным отделом Совета Католикосата. Летом 1917 был членом делегации, отправившейся в Петроград для переговоров об автокефалии со Св. Синодом. 18 марта 1918 – 24 февраля 1920 и 28 марта – 10 ноября 1922 – управляющий канцелярией Совета католикосата. 27 апреля 1922 – 12 января 1923 – директор Духовных курсов. 1 ноября 1925 хиротонисан во епископа Ниноцминдского и возведен в сан митрополита Манглисского (без принятия монашества). 21 июня избран и 24 июня 1932 интронизован католикосом-патриархом всей Грузии. См.: В. Никитин. Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всей Грузии Каллистрат. К 120-летию со дня рождения.//ЖМП. 1986. 7. С. 49–55; Католикос-Патриарх всей Грузии Каллистрат. К 85-летию со дня рождения//ЖМП. 1951. 4. С. 21–25; Католикос-Патриарх всей Грузии Каллистрат. Некролог.//ЖМП. 1952. 2. С. 34; Р. Днепров. Скорбная утрата. Памяти Католикоса-Патриарха всей Грузии Каллистрата.//ЖМП. 1953. 2. С. 12–15. 177 Цунц (Zunz) Леопольд; (10 августа 1794 – 18 марта 1886) – немецкий еврейский ученый, исследователь раввинистической литературы и иудейского культа. 66 Чадров (Чабров?) Николай Иванович ; (1877 – ?). Диакон. Слушатель Высших Богословских курсов. 21 апреля 1931 арестован по делу ИПЦ. Постановлением от 8 октября 1931 осужден к заключению в концлагерь сроком на 3 года. Срок наказания отбывал в ВИШЛАГе. Постановлением от 22 августа 1933 определено условно-досрочное освобождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Нередко истолкователь паремий приводит святоотеческие истолкования. Он пользуется, с соблюдением строгой критики, и трудами иностранных толкователей, например, Розенмюллера, Шольца и Дерезера, Кейля, Делича, Курца и некоторых других. Истолковательные труды Преосвященного Виссариона вполне самостоятельны и, в тоже время, в точности сообразны с началами толкования, принятыми православной церковью. Лучшее свидетельство о высоком достоинстве истолковательных трудов автора дается тем, что они приобретаются на средства, находящиеся в распоряжении Святейшего Синода, и безмездно рассылаются по библиотекам духовно-учебных заведений. II) Истины православного нравоучения и вероучения излагаются Преосвященным Виссарионом в следующих книгах: 1) «Сборник для любителей духовного чтения» (Москва, 1884 г., 8°, 621 стр.); 2) «Очерки христианской жизни» (Москва, 1885 г., 8°, 239 стр.); 3) «Черты христианского учения» (Москва, 1887 г. 8°, 307 стр.); 4) «Сборник для назидательного чтения» (Москва, 1891, 16°, 381 стр.); 5) «Духовная пища» (Москва, 1891, 16°, 410 стр.); 6) «Духовный свет» (Москва, 1891 г. 16°, 457 стр.); 7) «Уроки покаяния в великом каноне св. Андрея Критского , заимствованные из библейских сказаний» (Москва, 1891 г. 16°, 470 стр.); 8) «Христианские уроки» (Москва, 1891 г. 16°, 383 —112— стр.) и 9) «Голос пастыря» (Москва, 1893 г. 8°, 305 стр.). Точность, ясность и простота изложения составляют отличительные черты всех сейчас перечисленных трудов Преосвященного Виссариона. III) Изъяснение богослужения и молитвословий православной церкви автор дает в следующих трудах: 1) «Толкование на божественную литургию по чину св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого » (Москва, 1884 г. 8°, 243 стр.); 2) «О вечерне» (Москва, 1891 г., 16°, 86 стр.) и 3) «Обозрение употребительнейших церковных молитв» (Москва, 1892 г., 16°, 194 стр.). В толковании на литургию автор раскрывает ближайший смысл ее, на сколько он вытекает из самого текста ее. Автор не разделяет воззрения на литургию тех толкователей ее, которые видят во всем составе литургии последовательное, в хронологическом порядке, изображение земной жизни Христа Спасителя от рождения Его до вознесения на небо. По справедливому взгляду автора, вся литургия, во всем ее составе, есть проповедь о Христе, воспоминание о Нем, особенно о последних днях Его земной жизни, но отнюдь не есть хронологическое о ней повествование. К особенностям рассматриваемого труда автора должно отнести и подробное, не встречающееся в других сочинениях о литургии, изъяснение антифонов, прокимнов, входных стихов, аллилуариев и причастных, с присовокуплением обстоятельных соображений о значении в литургии этих составных частей ее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примечания: 1) Вышеприведённая таблица составлена по книжке, особо (с тем же заглавием, как в таблице) изданной Московской Синодальной Типографией в 1899 г. (цена этой книжки – 10 коп.). То же самое «Последование отпевания» печатается означенной Типографией в её позднейших изданиях (начиная с 1900 г.) книжки: «Последование во св. и вел. неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу» (см. там, в конце книжки). Сравнительно с чином отпевания мирян в неделю Пасхи и в прочие дни Светлой седмицы, печатаемым в Большом (см. там 31-ю гл.) и Малом (см. там 18-ю гл.) Требниках, под заглавием: «Указ о провождении усопших на св. Пасху, и во всю Светлую неделю бываемый», издаваемое означенной Типографией «Последование отпевания усопших в пасхальную: седмицу» представляет собою полный текст всех положенных при этом отпевании молитвословий и песнопений. – 2) Хотя в Требнике с точностью и не указывается отпуст при совершении пасхального чина погребения, но этот отпуст в течение всей Светлой седмицы должен быть пасхальный, судя по указанию в составленном митроп. Московским Филаретом чине священнического погребения в Пасху (см. его ниже) и торжественности в это время богослужений вообще (Ц.В. 1897, 4), а главное – на основании вышеозначенного «Последования отпевания», где положен именно пасхальный отпуст. – 3) При пасхальном чине погребения следует после отпуста петь: «Вечная память», ибо нигде нет указаний опускать это (Ц.В. 1892, 33), а в означенном «Последовании» это пение ясно указывается. – 4) Для пения «Христос Воскресе», вместо «Вечная память», от Пасхи до Вознесения нет оснований, а потому именно петь «Вечная память» положено и по составленному митр. Филаретом чину погребения архиереев и священников в Пасху (Ц.В. 1895, 16). – 5) Обычай крестообразно кропить св. Богоявленною водою (ничего не произнося) умерших во дни Пасхи, вместо посыпания землёю (с произнесением слов: «Господня земля и исполнение ея»), – должен быть признан неправильным, так как в «Последовании погребения на св. Пасху» ясно сказано, что тело умершего окропляется св. водою ещё до отпевания, пред положением во гроб, а не по отпевании, при положении его в могилу. Таким образом кропление умершего св. водою и посыпание его землёю – суть два различных и разновременных обрядовых действий, – одно предшествует выносу усопшего из дома в церковь или на кладбище для отпевания, а другое есть действие заключительное после отпевания, причем каждое имеет свое особенное символическое значение, а потому не должны быть смешиваемы или заменяемы одно другим (Рук. д.с.п. 1888, 47).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Никольского под заглавием: «Составление первого русского руководства по церковной археологии» (стр. 33 отд. оттиска), напечатанной в Известиях Императорского Русского Археологического Общества – т. X, вып. 2. (Спб. 1881). 1415 В 1858 году вышел из печати первый серьезный труд о. К. Т. Никольского , под заглавием: «Обозрение богослужебных книг Православной Российской Церкви по отношению их к церковному уставу», сразу обративший на себя внимание ученого мира, 1416 —476— не смотря на то, что дотоле уже существовало, не в одном издании вышедшее и бывшее в свое время классическим, исследование под заглавием: «Историческое обозрение богослужебных книг Греко-Российской Церкви» (Киев, 1836; 2-е изд. – там же, 1853). Этот первый печатный труд о. Никольского в области науки о богослужении, обнимающий собою книги, относящиеся к общественному и частному богослужению, простые и нотные, кроме обстоятельного обозрения самых книг, библиографического, так сказать, и церковно-археологического, содержит еще в конце довольно важное, по своему времени, приложение: алфавитные указатели – а) «молитвословий, песнопений и т. п., упоминаемые в Обозрении» и б) «писателей, молитвословий и песнопений, содержащихся в богослужебных книгах Православной кафолической восточной Церкви». Достоинство этого труда таково, что при введении в действие уставов средних и низших духовно-учебных заведений 1867 г., он поставлен был в ряду немногих других трудов русских ученых в качестве пособия при преподавании литургики в духовных семинариях. 1417 Из этого обстоятельного «Обозрения» автором скоро выработано было, очевидно имевшее с ним тесную связь по подготовительным работам, «Краткое обозрение богослужебных книг Православной Церкви, по отношению их к Церковному Уставу, с приложением таблиц, изображающих вседневные службы и словаря названий молитвословий и песнопений церковных», вышедшее первым изданием в 1864 г. в С.-Петербурге; 1418 затем вторым, исправленным и дополненным, там же в 1890; третьим в 1892 и четвертым в 1895 году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010