– Можно ли с макияжем приходить в школу? – Когда человек начинает пользоваться макияжем, он всегда имеет вполне определенную цель – соблазнить кого-то, понравиться. Понятно, что эта цель неблагочестивая. Желание нарисовать себе новое лицо, исправить внешность, которую Бог дал, – богоборческое. Нужно понимать, что мы все не лучше и не хуже друг друга, мы все – неповторимые. А когда человек рисует себе лицо, он пытается на кого-то походить, потерять свою, Богом данную неповторимость. Поэтому макияж по своим основам не приемлем для человека, а для школьницы тем более. – Почему Церковь запрещает женщинам ходить в брюках? – В Ветхом Завете мы читаем такие слова: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» ( Втор. 22:5 ). Ветхозаветный Закон предохранял народ Божий от всякого рода вредных противоестественных смешений. Обычай переодеваться в одежды другого пола пришел из языческого мира, в котором практиковались различные противоестественные формы разврата. «Не ложись с мужчиною как с женщиной: это мерзость. И ни с каким скотом не ложись... ибо если кто будет делать все эти мерзости, – свидетельствует Священное Писание , – то души делающих это истреблены будут из народа своего» ( Лев.18:22–23:29 ). Мы видим прямое запрещение омерзительных видов плотского греха – содомии и скотоложства. Все начинается с малого. В конце XIX и в начале ХХ веков в западном мире среди женщин возникло движение по борьбе за равные права с мужчинами. Само по себе такого рода социальное явление есть попытка отхода от Божественных предписаний и заповедей. В конце концов женщины добились права на совершение абортов, то есть узаконенное убийство во чреве собственных неродившихся детей, на более вольный образ жизни, права заниматься профессиональной деятельностью, ранее присущей только мужчинам. Такие «победы» нашли отражение в одежде и поведении, появились короткие юбки, открытые платья, и пришло время, когда женщина стала надевать и мужской костюм. Молодые девушки стали похожи на мальчиков-подростков, перенимая их манеры, далеко не самые лучшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

10) Сектант (так говорят «евангельские христиане» и баптисты): Крестить детей нельзя, ибо раньше, чем крестить человека, нужно научить его вере, как сказал Спаситель: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф. 28:19 ). Объяснения православного: Прежде всего нужно заметить, что здесь Христос говорит не о детях, а о взрослых, ибо малых детей не научишь вере; затем – не сказал Христос: «научите, а потом уже крестите»а сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Не сказал Христос: «сперва научите все народы, а потом крестите», а сказал: «научите все народы..., крестя их..., уча их...». Слова: «крестя», «уча», поставленные с словом научите, как это известно и хорошо грамотным школьникам, показывают на одновременность обозначаемых ими действий, то есть Христос говорит, чтобы Апостолы даже взрослых разом, одновременно учили и крестили, не ожидая, пока они подробно изучат все учение Христово. Корнилий сотник и темничный страж, конечно, не успели всему научиться, а были крещены ( Деян. 10:44–48. 16:30–33 ). Следовательно, это место Писания говорит не в пользу сектантов. 11) Сектант: Нужно сперва уверовать, а потом уже креститься: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк. 16:16 ). Объяснения православного: И эти слова Христа, по вышеуказанной причине, относятся не к детям, а к взрослым. Если же толковать это место Писания по-сектантски, то выйдет, что и дети сектантов, как не имеющие еще веры, погибнут, ибо сказано: «кто не будет веровать, осужден будет». 12) Сектант: Прежде чем креститься, нужно покаяться в грехах; дети сделать этого не могут, следовательно, нельзя их и крестить: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите Дар Святаго Духа» ( Деян. 2:38 ). Объяснения православного: Это место св. Писания объясняется следующим же после него стихом: «ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (ст. 39). Из этого стиха очень ясно видно, что обетование о получении спасения чрез крещение принадлежит не только одним взрослым, а и детям, для которых принесение покаяния пред крещением совершенно излишне, ибо им, как не имеющим никаких личных грехов, решительно не в чем и каяться.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Христианин идет вперед Идея пути, по которому движется человек во время Великого поста, приближаясь к горнему Иерусалиму, подчеркивается в самих названиях глав гоголевской книги: “Христианин идет вперед”, “Нужно проездиться по России”, “Напутствие”. Глава “Христианин идет вперед” ощутимо соотносится с ветхозаветными книгами Притчей Соломона и Премудрости Соломона. Она начинается так: “Друг мой! считай себя не иначе, как школьником и учеником” (6; 50). Вспомним, что книги Соломона — это поучение, или наказание , от отца к сыну: как жить, к чему стремиться и чего опасаться в этом мире. Вполне применимо подобное определение и к “Выбранным местам…”. Главное, к чему призывает Гоголь, — искание мудрости: “Есть высшая еще способность; имя ей — мудрость, и ее может дать нам один Христос Тот, кто уже имеет и ум и разум, может не иначе получить мудрость, как молясь о ней и день и ночь, прося и день и ночь ее у Бога, возводя душу свою до голубиного незлобия и убирая все внутри себя до возможнейшей чистоты, чтобы принять эту небесную гостью…” (6; 52). Само противопоставление ума и разума мудрости показывает, что речь идет о мудрости в библейском понимании, которой посвящена вся книга Притчей Соломона. Вот несколько отрывков из нее: Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность; послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. Начало мудрости — страх Господень глупцы только презирают мудрость и наставление (Притч 1:1–7). Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, — потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею (Притч 3:13–15). Более детальное сопоставление “Выбранных мест…” с книгой Притчей Соломоновых — дело будущего, однако несомненно, что выявление их связи чрезвычайно важно для понимания идеи Гоголя. В данной главе писатель не оставил нас без намека на такую связь, написав: “Но если только возмнит он хотя на миг, что ученье его кончено, и он уже не ученик, и оскорбится он чьим бы то ни было уроком или поученьем, мудрость вдруг от него отнимется, и останется он впотьмах, как царь Соломон в свои последние дни” (6; 52). Наконец, в свой рукописный сборник библейских и святоотеческих текстов Гоголь включил отрывок из Премудрости Соломоновой , где, например, говорится: Возлюбите, о мужие, мудрость и поживете, восхощите ея и наказани будете, начало бо ея любы и соблюдение закона (8; 560).

http://pravmir.ru/vyibrannyie-mesta-iz-p...

Говоря языком ранней церкви, подобная ситуация заставила бы его превратиться в человека, вместо того чтобы позволить ему стать человеком, который бы одновременно оставался Богом. Это довольно серьезное возражение, но его слабая сторона состоит в том, что в нем не берется в расчет нечто, касающееся воплощения, а именно, что Бог Сын не отказывался от своих Божественных атрибутов, став человеком; он лишь решил не использовать их в большинстве случаев. Чтобы жить в соответствии с воспринятыми им ограничениями человеческой природы, Бог Сын сделал выбор в пользу того, чтобы большую часть времени не использовать свою Божественную силу, не прибегать к своей способности совершать что-нибудь в двух разных местах (то есть не использовать свою вездесущность). Когда он хотел сделать что-то в Иерусалиме, он обычно шел туда, как и любой другой человек. Однако следует заметить, что он не всегда действовал подобным образом. Порой он исцелял на расстоянии, что свидетельствует о его вездесущности. Тем не менее чаще всего он делал выбор не использовать эту силу, чтобы жить, как человек, а судя по тому, что говорится в евангелиях, Иисус знал, что у него есть способности, которыми он не пользовался при обычных обстоятельствах. Когда Петр пытается отбить арестованного Иисуса у солдат, пустив в ход свой меч, учитель обличает его, говоря: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» ( Мф.26:53 ). Иисус мог сделать это, потому что он – Бог. Однако он сознательно отказывается от этого. В этом смысле жизнь Христа на земле похожа чем-то на жизнь футболиста, выигравшего кубок мира и приглашенного поиграть со школьниками. Для того чтобы хоть как-то уравнять силы на поле, он может играть только правой ногой, ограничив себя тем, чтобы вести мяч, давать пас и бить только правой ногой. Сохраняя при себе все свои способности, он не всеми ими пользуется, чтобы можно было испытать хотя бы некоторые трудности, с которыми новички сталкиваются в спорте.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhiz...

Однако прежде всё-таки стоит разобраться – может ли вообще разумный человек принять этот критерий в качестве достоверного? Рассматривая его, приходится ответить отрицательно. Это исключительно коранический критерий истинности Откровения. Если мы намерены доказать богооткровенность Корана, то как можно приводить критерии из самого Корана? Это логическая ошибка, – доказательством не может быть то, что ещё само нуждается в доказательствах. Следовательно, критерий должен быть очевидным, согласным со здравым смыслом, который и даровал нам Творец для различения истины от лжи. Однако христианам критерий “непротиворечивости” совершенно неочевиден. Более того, он не согласуется с представлением о Боге, свойственным всякому человеку. Даже мусульмане утверждают бесконечное превосходство ума Аллаха над ограниченным умом человека, и в этом они согласны с истиной: Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших ( Ис 55:8–9 ). Но если так, то неужели при столкновении с глубинами Божественной премудрости наш ум не будет огорошен парадоксами? Напротив, логичнее ожидать, что при чтении Слова Божия наше сознание увидит в нём столько противоречий, сколько мысли Автора выше мыслей читателя. Такое постоянно случается среди обычных людей, когда какой-нибудь школьник возьмётся читать книгу не по возрасту. Разве же можно ожидать, что Божественное Писание будет яснее букваря? Но если даже предположить, что Бог захотел сделать Своё Слово доступным и потому непротиворечивым для всех людей, то почему же тогда одни читатели находят в Коране некоторые противоречия, другие – находят иные, третьи же, по их утверждениям, не находят никаких? Но предположим, что в Коране действительно нет противоречий. Неужели это доказывает, он – от Бога? Совершенно нет! Потому что есть много вполне человеческих по авторству книг, в которых противоречия отсутствуют. Вообще составить непротиворечивый текст не так уж сложно.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Господь вездесущ. Господь все видит, Господь все слышит. Он знает любое, самое тайное движение нашей мысли, нашего сердца и чувства. Над нами всегда открыта книга, в которую записывается каждое наше деяние. Бог всегда видит нас, слышит каждого из нас. Дьявол не является таким вездесущим: он может только наблюдать за нами. Поэтому не давайте лукавому повода узнать вас. Если, например, у вас есть какие-то греховные мысли, то это еще не значит, что дьявол уже полностью овладел вами. Он выстроит определенный план, как увлечь вас ко греху, тогда, когда вы взором, внешними телодвижениями дадите ему понять, что с вами происходит. Но дьявол знает также и то, что человек может в мгновение ока исправиться: для этого ему нужно только исповедаться. И когда вы, хорошо исповедавшись и причастившись Святых Христовых Таин, идете из храма домой, бесы в ужасе разбегаются: они сразу теряют надежду вас погубить. Итак, Адам, находясь в поврежденном состоянии, прячется от Вездесущего Бога. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?» ( Быт.3:9 ). Почему же вездесущий и всезнающий Бог спрашивает у Адама, где тот находится? Этот вопрос означает на самом деле не столько: «где ты?», сколько: «с кем ты?» Господь спрашивает Адама: известно ли ему, как далеко удалился он от Бога, осознает ли он степень своего падения, догадывается ли он, к кому он стал теперь ближе?.. Адам ответил: «…голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» ( Быт.3:10–11 ). Как нерадивому школьнику, Господь задает Адаму ряд наводящих вопросов: не догадается ли тот, что нужно ответить Богу в этой ситуации? Господь прямо взывает к совести Адама, показывает, в каком направлении тому надо идти, чтобы раскаяться. Ведь именно совесть – голос Божий, постоянно живущий в душе человека, – подсказала ему, что он наг, что есть причины, по которым он не может предстать перед Богом: Бог свят, а Адам – грешен.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

    5. Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.     6. Не убивай.     7. Не прелюбодействуй.     8. Не кради.     9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.     10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его,) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его,) ничего, что у ближнего твоего» . (Исх 20:1–17)     Это десять заповедей Моисея. Какие простые на первый взгляд слова — и какая глубокая мудрость в них, какая глубина! Конечно, наизусть учить весь Декалог вам не стоит, вам нужно уметь рассказать его кратко, примерно так, как рассказывают школьники. Разговор о Декалоге так или иначе должен у вас возникнуть в будущем, следует подготовить детей или ребенка к определенному мышлению уже серьезному, чтобы это было для него некоей духовной основой. Но если вы будете говорить так, как написано, то он ничего не поймет, и ваше зерно упадет на ту почву, где оно не даст плода. Как сделать доступным Декалог, чтобы он был интересен? На своем опыте ведения воскресной школы мне приходилось пробовать разные методы, чтобы понять, как лучше усваивают Декалог дети. Прежде всего, надо сделать доступным текст, потому что длинноты первых заповедей, тяжелы для детского сознания, их надо сокращать, т. е. суть оставляем полностью, но сокращаем. Первую заповедь можно сказать так: «Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из земли рабства, да не будет у тебя других богов пред лицем моим», или так: «Почитай Господа, Бога твоего» — в двух словах вся первая заповедь. Или еще лучше сказать евангельскими словами Христа: «Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, всем умом твоим». Первая заповедь — любовь к Богу.   Вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира». Здесь слово «кумир» недостаточно. Необходимо расшифровать, что означает слово «кумир», что в Ветхом Завете это прежде всего было изображение другого бога, которое сделано руками человека. И мы сейчас являемся идолопоклонниками, и у нас тоже есть кумиры: наши грехи, наши страсти, наши привязанности, которые мешают нам видеть Бога, застилают от нас Его облик: сребролюбие, пьянство и т. д. Чего только нет в нашей жизни, что застилает от нас Господа, и часто человек служит этому, как некогда служил чужим богам. Ради этого устраивает свою жизнь, а больше всего кумир — это наше «Я», мой личный эгоизм, желание устроить свою жизнь, думать только о себе. Вот об этом кумире и говорится: «Не сотвори себе кумира, помни, что Господь превыше всего».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Пер. Крачковского: «Поистине, Аллах не любит всякого изменника, неверного! Дозволено тем, c которыми сражаются, за то, что они обижены... Поистине, Аллах может помочь им» (Сура 22, 39-40). Цветков П. Джихад в Коране и в жизни//Миссионерское обозрение. 1912, 9, сс. 814-815. Экспансия. За души 15 миллионов российских мусульман развернулась нешуточная борьба. Интервью с Верховным муфтием Талгатом Таджуддином//Труд. 13 мая 2000. Толкования на Новый Завет блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Спб.. 1911, с. 568. «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, [уклонившись] от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедывать другого Иисуса, которого мы не проповедывали, или если бы вы получили иного Духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны к тому. Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов». «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, ибо благочестие на все полезно» (1 Тим 4,7-8). В этом случае имело еще место и смысловое искажение авторского текста. У Шекспира: «что нет невзгод, а есть одна беда: твоей любви лишиться навсегда». У Пугачевой: « моей любви лишиться ….». У замечательной екатеринбуржской православной писательницы Анны Матвеевой в рассказе «Остров Святой Елены» есть такие слова: «Все годы прожиты в одной квартире. Мама родила Лену поздно и потому думала, что дочь — ее личная собственность, такая же, как телевизор, прикрытый бархатным занавесом, словно маленькая сцена. У Мамы были еще два кота — Петя и Мося, и обоих Мама кастрировала, обливаясь слезами, чтобы они не взяли вольную, нарушив Мамин интерес. Если бы можно было, Мама обесполила бы и Лену, впрочем, ее воспитание абсолютно заменило эту мучительную операцию. Лена не гуляла с мальчиками, не звонила им по пубертату или пьяни, как это случалось с ее подругами, Лена не вышла замуж, и Мама иезуитски ругала ее за это, втайне благодаря Бога (с ним у Мамы было заключено некое соглашение, по которому можно регулярно убивать жизнь в собственном ребенке, только ходи в церковь и молись о спасении души). Лена окончила педагогический институт — фабрику по производству старых дев — и долго педагогила в школе. Детей она не любила и не хотела: школьники пугали ее своей непредсказуемостью, а главное — устрашающим количеством. Лене даже и в голову не приходило, что по отдельности они ведут себя по-другому. Вечерами Мама счастливо слезилась глазами, когда они с Леной сидели у телевизора, откинувшего бархатный, в бомбошках полог. По телевизору передавали сатириков, и Мама угодливо смеялась, желая возместить Лене собственноручно спродюсированное одиночество» (Матвеева А. Па-де-труа. Екатеринбург, 2001, сс. 596-597).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Духовничество  – это когда священнослужитель берет на себя дело руководства новоначальными именно как любящий их духовный отец. Главное необходимое качество духовника – это снисхождение к немощам чад своих. Преподобный Амвросий Оптинский писал одному из многочисленных своих чад, отвечая на его письмо: «Пишешь: “Простите мне, что я ничего вам радостного не пишу: все грехи да немощи; ни разу не утешу вас в исправлении каком-либо”. Пиши о немощах своих, этим ты меня более всего утешишь. Какие-либо высокие исправления не твоей меры; покаяние же выше всего и нужнее всего для всякого человека и утешительнее для других, нежели поведания о мнимых добродетелях» 42 . Но есть и прямой (простой) смысл, заключенный в этих словах: « и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает ». Сказано: «Ни вдовы, ни сироты не притесняйте» ( Исх.22:22 ); и еще: «и веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя… и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих» ( Втор.16:14 ); и еще: «Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище» ( Пс.67:6 ). Недавно одна женщина рассказала мне, как она пошла, встречать своих детей из школы. И прямо против входа на школьную территорию какие то люди поставили свои машины, стоят, разговаривают друг с другом, не обращая внимание на то, что школьники с трудом протискиваются между их машин, покидая школьную территорию. Женщина обратила внимание автовладельцев на то, что дети перепачкаются, пролезая между их роскошных машин. На что один из них ответил: «Пускай! Машины чище будут». Слово Божие, учит нас: «научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» ( Ис.1:17 ). В нашей стране не только сироты, но и все дети в целом, как наименее способные постоять за себя, находятся в зоне риска. Каждый год в России, по официальной статистике, пропадает более 20-ти тысяч детей. По данным Минздрава, в России на 1000 наркоманов приходится 54 несовершеннолетних наркозависимых. Согласно официальной статистике, каждый год более 3-х тысяч несовершеннолетних совершают акт самоубийства. Если в 1996 г. в Москве проституцией занималось чуть более 1000 детей, то, по мнению газеты «Ленинградская правда» от 09.07.2003, далее цитирую: «А детская проституция… достигла просто угрожающих масштабов: в этом бизнесе, по оценкам специалистов, находится более 50-ти тысяч детей». И это только в центре нашей страны…

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   Пусть все будет во славу Божию! Что я вам говорил о соловье? Он поет, а его никто не видит. Такими и будьте, бескорыстными. Предайте себя на служение Богу тайно.    Тем не менее, будьте внимательны! Как мы сказали, «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф. 6:3). Научитесь молиться так, чтобы наше злое «Я» (о какос эавтос) даже не узнало об этом. (Калька с греч.: «Пусть не замечает этого наше злое «Я».) Живите в раю — научитесь не видеть зла, и пусть не знает об этом наше злое «Я», пусть не завидует. И не забывайте, что есть у супротивного и зависть.    Подготовка к молитве    Подготовка к молитве заключается еще и в том, чтобы сохранять заповеди Божий. Изгоняйте страсти: осуждение, гнев… — и другие, но изгоняйте их мягко! Я хочу сказать, не бросайтесь сразу на зло, но, лучше всего, презирая страсть, обращайтесь к Богу с любовью.    Взгревайте сердце, пробуждая себя песнопениями, тропарями святых и мучеников, псалмами Давида. Изучайте Священное Писание и святых отцов Церкви. Так душа ваша станет кроткой, освятится, обожится, станет чуткой и будет готова услышать Божественные извещения, послания сердцу (минимата).    Благодать будет посещать вас постепенно. Вы войдете в радость. Начнете жить в мире, и тогда по Божественной благодати станете более сильными. Не будете гневаться, нервничать, обижаться, осуждать, всех будете воспринимать с любовью.    Вы будете иметь то, о чем говорит апостол Павел:    Любовь не превозносится… не бесчинствует… не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13:4-8). Женщина, которую никто не любил    Как-то раз одна женщина стала жаловаться Старцу на то, что ее никто не любит. Ее не любил ее муж, никто не высказывал ей сочувствия на работе, друзья ее избегали, дети совсем с ней не считались… Жалобам не было конца.    Отец Порфирий посоветовал ей выбросить из головы все эти помыслы, потому что они не ее:    — Я, гуляя в роще возле скита, подружился со школьниками, которые были там на экскурсии. У них был магнитофон, и они слушали песни. Слова одной из этих песен были следующие:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010