1 . Лудим. От него производят Лидиян Африканских. Пророки Исаия ( Ис.46:19 ) и Иеремия ( Иер.46:9 ), говорят, что этот народ отличался искусством стреляния из лука. Полагают, что Лидияне жили в долине Нила, на западном берегу его (Ленорман). 2 . Анамим. Думают, что Анамим означает народ, называвшийся Гамманами и кочевавший на западе от Египта, в пустыне Ливийской (Бохарт). 3 . Легавим. От него производят Ливийцев Египетских, поставляемых в Св. Писании подле Эфиоплян и Египтян ( Наум.3:9 ; Дан.11:43 ). 4 . Нафтухим , думают, означает жителей области Нефтис, в северо-восточной части Египта (Бохарт). 5 . Патрусим , думают, означает жителей области Патрос, близ Фив ( Иер.44:15 ; Иез.29:14 ). 6 . Каслухим был родоначальником Филистимлян ( Быт.10:14 ). 7 . Кафторим , думают, означает жителей острова Крита, посреди которых, как кажется, жила часть потомков Каслухима ( Иер.47:4 ; Ам.9:7 ), переселившихся потом в Палестину ( Втор.2:23 ). III. Фут. У пророков это имя встречается между народами Африканскими; думают, что Фут населил Мавританию (Флавий). IV. Ханаан имел одиннадцать сыновей, которые населили землю, получившую название Ханаана. Имена их: Сидон , Хет , Иевусей , Аморрей , Гергесей , Евей , Аркей , Синей , Арвадей , Цемарей и Химафей . «И были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши» ( Быт.10:19 ). § 4. Страны, населенные потомками Сима Сыновья Сима были: Елам, Ассур, Арфаксад, Луд и Арам ( Быт.10:22 ). I. Елам был родоначальником Еламитов или Еламитян, т. е. Персов ( Дан.8:2 ). II. Ассур был родоначальником Ассириян. Он первоначально утвердился в земле Сеннаар, но потом вышел оттуда и основал Ниневию, на восточном берегу Тигра, и несколько других городов ( Быт.10:11 ). III. Арфаксад утвердился на севере Ассирии (Бохарт). Он был родоначальником народов, названных впоследствии Халдеями (Флавий). – Внук Арфаксада Евер , давший имя евреям, имел двух сыновей – Фалека, от которого произошел Авраам, и Иоктана, родоначальника 13-ти малоизвестных народов ( Быт.10:26–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Правильный взгляд на этот предмет находим из древних у Себ. Шмидта, comm, in libr. Sam. стр, 187 и д., а из новых–у Генгстенберга,· Beitr. III, стр. 48 и д. 720 Между различными производствами слова theraphim, которые можно найти у Редигера, в Гезен, thes. III, 1520, наиболее вероятным представляется производство от араб. tharapha bonis connnodisque vitae affluxit veliis fruitus et laetatus est, или–производство от tharaph=taraph, Прит.30:8 , на стороне которого находятся Геферник z. ezech. стр. .347 и д., Редигер 1 гл. и Делич, Genes II, стр. 220; оба эти производства в сущности совершенно согласны между собою. Они указывают на то, что Терафимы считались, благодетелями, подателями земных житейских бдar,–penames (от penus.–дoмaшhяя кладовая как объясняет Фирмик. Матернус Делича а. а. О); может быть даже, что Терафимы, как думает Гитциг (zu Ezech стр. 149) имеют связь с ϑραπες. Все другие производства этого слова неуместны и неосновательны. Объяснение что theraphim тоже, что seraphim, в первый раз высказаннное Лудовиком de–Dieu, потом возобновленное Гофманном (Schriftbew. 1, стр. 328) и принятое Куртцом Gesch. d. А. В. 1, стр. 251), Редигер справедливо называет а consueta litterarum permutatione abhorrens. По мнению Евальда theraphim означает совершенно тоже, что щека, лице, маска!!! (Alterthümer, стр. 257). 721 О человекоподобной фигуре Терафимов по крайней мере относительно головы и лица, можно заключать из 1Цар.19:13 ; а истукан Терафима, принадлежавший Михе, имел при этом даже и рост человеческий. Напротив Терафимы Лавана, украденные Рахилью, при возвращении Иакова из Месопотамии, у своего отца без ведома мужа, были до такой степени малы, что Рахиль могла их спрятать под верблюжье седло, на котором сидела ( Быт.31:30 и д.). Но на основании множественного числа слова theraphim нет необхрд,имимости заключать о множестве истуканов, как это видно из 1Цар.19:13 . 722 Во всяком случае theraphim в ветхом Завете изображаются, как показал Геигстенберг Christol. III, 1 стр. 396, в качестве орудий, медиумов, которыми выведывалось будущее, наприм. 1Цар.15:23 ; Ос.3:4 ; 4Цар.23:24 ; Иез.21:26 ; Зах.10:2 . Точно так же и Лаван свидетельствовался nachasch ср. LXX, авгурами ( Быт.30:27 ) и именно для этой цели употреблял своих Терафимов; на это же указываетъ и то·обстоятельство, что дуб, под которым Иаков зарыл Терафимы и амулеты своих жен ( Быт.35:4 ), называется в кн. Судей вегцим дубом 9, 37). Безъ и Миха приписывал так же своему Терафиму силу предсказывать будущее. Однако всем этим вовсе не исключается, что Терафимы первоначально считались собственно за пенатов. Точно также из того, что Миха своих Терафимов соединил с Эфодом первосвященника ни в каком случае не следует, что Терафимы считались богами–посредниками, и что их можно встретить во всякой религиозной системе (Генгстенберг, Christol. I, стр. 323).–Лаван называет Терафима своим Елогим и в кн. Быт.35:4 истуканы эти названы богами чуждыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Комментарии Женевской Библии на Исход Введение Автор В Новом Завете Иисус Христос называет Исход книгой Моисея ( Мк. 12,26 ; ср. 7,10), и нет никаких весомых причин подвергать это сомнению. Еврейская традиция также последовательно (вплоть до наших дней) это подтверждает. Название книга получила по основной теме исходу евреев из Египта. Время и обстоятельства написания Если учесть, что автором книги Исход является Моисей, дата ее написания не может быть позднее 1406 г. до Р.Х. года смерти Моисея. Книга является продолжением истории осуществления Божиего обетования Аврааму, состоявшего в том, что Господь благословит его и произведет от него великий народ ( Быт. 12,2 ). Согласно Божиему обещанию ( Быт. 15,14 ), число израильтян в Египте увеличилось. Исход не является завершением долгого пути Израиля в Ханаан землю, где Бог будет пребывать среди израильтян. Главная тема этой книги обитание Бога со Своим народом, достигшее кульминации в сошествии Его славы на стоявшую в центре стана скинию собрания (40,34.35). Бог провозглашает Израиль Своим сыном (4,22), которого Он избавил от рабства в чужой земле, дабы тот мог служить, поклоняться и повиноваться Ему (19,4; 29,46). Все народы земли принадлежат Творцу, однако Он избрал Израиль Своим уделом из всех народов (19,5.6) не по причине каких-либо его заслуг, а по Своей благодати и верности обетованиям, данным патриархам (3,15). Благословение Богом Израиля связано с тем, что его семя станет благословением для всех народов. Книга Исход начинается с упоминания о пришествии Израиля в Египет этот отрывок служит связующим звеном между книгами Бытие и Исход ( Быт. 46,8–27 ), а завершается заключением завета Бога с Израилем на Синае и сооружением скинии. События, о которых рассказывается в этой книге, происходили в реальном историческом отрезке времени. Возвышение Иосифа, поставленного фараоном «над всею землею Египетскою» ( Быт. 41,41 ), произошло в благоприятных для Израиля условиях, связанных с господством в Египте (ок. 1780–1550 гг. до Р.Х.) гиксосов, семитских завоевателей. Упоминание о новом царе (1,8), который уже не знал Иосифа, скорее всего, свидетельствует о свержении гиксосов основателем восемнадцатой династии Яхмосом I (1570–1546 гг. до Р.Х.). Фараоном, угнетавшим израильтян, по всей вероятности, был Тутмос I (1526–1512 гг. до Р.Х.), тогда как во время исхода правил Тутмос III (1483–1450 гг. до Р.Х.) или Аменхотеп II (1450–1425 гг. до Р.Х.). Такая датировка позволяет отождествить израильтян с народом хабиру (кабиру), о котором упоминается в архивах Эль-Амарны (XIV в. до Р.Х.), содержащих переписку между Египтом и его сирийско-ханаанскими вассалами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

833 Слич. Первая часть § 62. Зам. 8.–Dougtaei Anal. sacr. 1. стр. 218 и Винера R. W, II, стр. 313. 835 Общие бани в городах всюду известные в новом востоке (Слич. Винера R. W. 1, стр. 130) упоминаются в первый раз только Иосифом, Antiqq. XIX. 7, 5 и в Мишн. Nedar, , 5 и представляют у иудеев всецело подражание греко-римским нравам. Слич. Беккера Gallus, III. стр. 48 и д. Charikl. III, стр. 71 и д. 836 Слич. Герод. 1, 195. Страб. XVI, 746. Илиад. X, 577 и Германна loco citato стр 110, Adam гот. Alterthum. II, стр. 807. 839 Слич. Быт.41:14 ; Геродота II, 35. III, 12 и Генгстенберга ВВ. Mos. und Aeg, стр. 28 и 73. Ношение волос у новейших Арабов различается по провинциям (Нибур, Beschr. von Аг. стр. 64), но большая часть восточных жителей бреют голову наголо. Слич. Нибур. Reis. 1, стр. 139, табл. 19–22.–Из древних народов Ассирийцы (Слич. Лайярда, Ninev. стр. 367) и Вавилоняне (Герод. 1. 195) носили волосы длинными, хотя Страбон VI, 746 говорит о χμη μικρ–коротких волосах, и головы персепольских фигур имеют короткие (курчавые) подстриженные волосы, Слич. Нибур. Reise, II стр. 128 и Таб. 21. 840 Хотя гребни и волосные булавки нигде не упоминаются в В. Завете, а только в Талмуде (Chelim XIII, 7, Schabb. VI, 1), но гребни найдены на самых древних памятниках Египта, откуда необходимо они должны были перейти и к Израильтянам. Также парикмахерщиц, о которых говорится только в раввинских сочинениях (слич. Lidhtfoot ad Matlh, 27, 56) можно предполагать уже в древнейшее время, на основании Иез.5:1 , где говорится о стригущих (galabim). Модные накладные волосы, которыми евреянки позднейшего времени подражали убору римских женщин (слич. Беккера, Gallus, III. стр. 150) порицались апостолами, как неприличные для христианок ( 1Тим.2:9 ; 1Пет.3:3 ). В это время даже мужчины начали было завиваться (Иосиф, Antiqq. XIV, 9, 4 слич. de bello jud. IV, 9, 10. Филона, Opp. II. 479), но это вообше порицалось (Филон II, 306. 447). С другой стороны к Израильтянам кажется не нашло доступа обычное у некоторых древних народов крашение волос красною краскою и пудра золотою пылью, которую Иосиф (Ant. III, 7. 3) приписывает всадникам Соломона, а Витриига (у Шредера vest. mul. стр. 403) хотел найти в слове mikscheh Ис.3 , вместе с употреблением фальшивых волос или париков слич. Винера, R. W. 1 стр. 450.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Он не борется горячо, он терпеливо сносит различные невзгоды своей жизни, и, однако, торжествует чрез свою уступчивость, чрез свое подчинение воле Божией. Здесь его величие, тем более достойное удивления, чем менее оно обыкновенно и менее понятно. Ничто так не противно самолюбию, как это благородное принятие испытания, когда оно исходит к нам от людей; но нет ничего приятнее в глазах Божиих, если эта уступчивость является плодом подчинения велениям неба, а не слабости. Это спокойствие, эта кротость и это терпение Исаака, столь редкие в известное время и у народов, преданных самым грубым страстям, служат причиною того, что иудейские предания видели в нем ангела, сотворенного до создания земли и снисшедшего на землю под формою человеческою, 1258 одного из трех людей, на которых похоть не производила своих гибельных действий. Арабские предания представляют его также образцом религии, праведником, вдохновленным благодатью для творения добрых дел, молитвы и раздавания милостыни. Мы имеем доказательство его благочестия в ки. Бытия ( Быт.25:21; 26:25 и т. п.). Иудеи приписывают ему установление вечерней молитвы ( Быт.24:63 ). как они приписывают Аврааму молитву утреннюю ( Быт.19:27 ) и Иакову – молитву ночи ( Быт.28:11–13 ). 2 . Обетования Божии Аврааму были возобновлены Исааку, с исключением других детей его отца и с ясным намеком на божественную клятву ( Быт.26:3–4 ). Отдел III. – Иаков и Иосиф Характер Иакова и Иосифа. – Пророчество Иакова. – Его подлинность. – К какой эпохе оно относится? – Изъяснение мессианской части этого пророчества. – Его исполнение. Характер Иакова и Иосифа 1 . Характер Иакова 1259 напоминает терпение и кротость его отца. Часто Иакову делали упрек за способ, которым он купил у своего брата Исава свое право первенства, и за средство, которым он воспользовался для получения благословения Исаака. Но легко оправдать его поведение его добросердечной верой. He должно забывать, кроме того, что Исав и Иаков были близнецы, и, наконец, достоверно, что все это случилось согласно с волей Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Как же Халев дал бы имя и последнее могло бы утвердиться за городом, не принадлежавшим ему и его сыну? .    Кто же и когда дал имя Хеврон? На первый вопрос Библия не дает ответа, а на второй отвечает, что имя Хеврон древнее даже и Моисея. Оно упоминается без пояснений в описании первых путешествий Авраама (Быт.13:18), погребения Сарры (23:19), в истории соглядатаев (Числ.13:23) и перед завоеванием обетованной земли (Нав.10:5). Оно было известно и современным Моисею египтянам и встречается в надписи в храме Мединет Хабу, сделанной фараоном Рамзесом III, к царствованию коего египтологи относят исход из Египта (Brugsch. Geografische Inschriften altaegyptischen Denkmaler. 58 s.). Стало быть, Моисей мог употребить это общеизвестное и древнее имя, а потому некоторые современные критики, например Ригм, имя Хеврон, а равно и Вефиль (Быт.12:8), не считают анахронизмами.    Еще критики обращают внимание на имя города Дана (Быт.14:14; Втор.34:1). По свидетельству книг Иисуса Навина (19:47) и Судей (18:29), колено Даново, во времена И. Навина и судей, завоевало города Ласем и Лайсу и дало им по имени своему имя Дан. Стало быть имя Дана явилось после Моисея и не могло быть им употреблено. Но следует ли непременно отождествлять Дан, упоминаемый Моисеем, с Даном колена Данова? В истории преследования Авраамом Ходоллогомора, бежавшего из Содома в Дамаск (Быт.14 гл.), странно видеть город Дан колена Данова, потому что он был совершенно в стороне от их пути. Во Второзаконии слова: показал Господь Моисею всю землю Галаад до самаго Дана (Втор.34:1), заставляют думать, что Дан этот находился за Иорданом и составлял северную границу Галаада. Кажется, этот заиорданский Галаадский город разумеется в 2Цар.24:6: «u перешли они (Иоав и др.) Иордан... и прийти в Галаад и в Дан-Яан.» Этот Галаадский Дан мог быть ближе к пути Ходоллогомора, нежели находившийся в Дановом колене. Связывать происхождение его имени с Дановым коленом Библия не дает оснований. Кроме того, по свидетельству 3Цар.15и 2Пар.16:4, был город Дан в колене Неффалимовом: «и послушался Венадад (царь Сирийский) и послал военачальников своих против городов Израильских и поразил Айн и Дан... по всей земле Неффалима.» Этот город также мог иметь очень древнее имя, был близок к Дамаску и мог лежать на пути Ходоллогомора. — Так, кроме городов Данова колена, были еще города с именем Дана, которых имя мог употребить и Моисей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

3:3. Пять владельцев филистимских. После вторжения «народов моря» (1200 г. до н. э.) на прибрежной равнине Ханаана обосновались филистимляне. Они владели пятью городами: Газой, Аскалоном, Азотом, Гефом и Экроном ( Нав. 13:2,3 ). Слои разрушений, обнаруженные в раскопках Азота и Аскалона, указывают на исчезновение египетских гарнизонов примерно в 1150 г. до н. э. и заселение этой местности филистимлянами. Города-государства филистимлян были независимыми, но в отношениях с Израилем и другими государствами они часто выступали как коалиция (см.: 1Цар. 6:16; 29:1–5 ). В пору наибольшего могущества филистимляне дошли на севере до Телль-Касиле (Qasile, на берегу Яркона) и на востоке до Беф-Сана, включая Изреельскую долину. Конец гегемонии филистимлян на остальной территории Палестины был положен только с установлением сильной монархии при Давиде и Соломоне. 3:3. Хананеи. См. коммент. к Быт. 15:19–21 . В контексте Книги Судей «хананеи» – родовое этническое определение, используемое по отношению к четырем народам, с которыми сталкивались израильтяне в ходе завоевания (филистимляне, евеи, финикийцы [сидоняне]). По сравнению с Быт. 10:15–18 и 15:19–21, это весьма сокращенный перечень, отражающий основные политические группировки, с которыми имели дело израильтяне. 3:3. Сидоняне. Сидоняне упоминаются в Быт. 10как потомки Ханаана. Однако в контексте периода судей это определение относится к народам Л ивана и Финикии, которые занимали территории, граничившие на севере с уделами Израилевых колен. Город-государство Сидон был крупным морским портом в 25 милях к северу от Тира, финикийского порта. Он упоминается в угаритском эпосе о Керете (1400 г. до н. э.), в амарнских текстах и в анналах Тут м оса III. Позднее между Израилем и Сидоном установились дипломатические и торговые связи ( Иер. 27:3 ; Ис. 23:2 ). 3:3. Евеи. См. коммент. к Быт. 34:2 . 3:3. Гора Ливан . Эти горы простираются с севера на юг более чем на 100 миль и достигают высоты более 10 тыс. футов. На западные склоны выпадает около 60 дюймов осадков в год, что создает благоприятные условия для сельского хозяйства. В древности Ливанские горы покрывали обширные кедровые леса.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

210 У александрийских предшественников Григория было несколько иное представление о разделении полов: для Филона различие полов, вместе с телесностью, относится лишь к «эстетическому» («чувственно-воспринимаемому»), а не «ноэтическому» («умозрительному») человеку (см. De opif. mundi 134). Ориген понимает различие полов у человека, созданного «по образу» Божию (в Быт. 1:27 ), а не «слепленного из праха земного» (в Быт. 2 ), как предвосхищение будущего, или же толкует его аллегорически – как дух и душу (см. Нот. in Gen. I, 13–15 : GCS, Ориген VI, 15–19). Об обоих авторах см. ниже, гл. Об устроении человека, прим. 128. В этом своем более позднем сочинении Об устроении человека Григорий более подробно толкует возникновение различия полов: он различает два творения человека – как «образа Божия» и «как мужчины и женщины» (см. Быт. 1:27 ). Оба творения предшествуют падению и оба – очевидно – уже сопряжены с телесностью, пусть и телесностью духовной, см. об этом F. Floeri, «Le sens de la „division des sexes chez Grégoire de Nysse“»//Revue des sciences religieuses, 27, 1953, c. 105–111; и ниже, гл. Об устроении человека, раздел Человек – образ Божий и его нынешние страдания, и гл. О душе и воскресении, раздел Воскрешение тела. 213 «... потому что связанное не иначе могло разорваться, как чрез разрушение соединяющих связей, так что первые связи разрываются чрез вторые, а вторые в свою очередь освобождают первые. И вышло так, что первая связь разрешилась от второй связи, а вторая послужила к разрешению первой». (Adv. haer. III, 22, 4: SC 211, 441, 72 – 443, 78). См. весь пассаж III, 22, 3–4: SC 211,439–445. 218 ... ταν ες κενο τν δινοιαν μν πιστρψωμεν (cm. De virg. 12: GNO VIII/1, 300,24 и ниже). 226 О «заботе о душе» ( τς ψυχς πιμλεια, resp. πιμελεσθαι) см. Платон, Apol. Socr. 29e-30b; в одухотворенном смысле см., напр., Филон, Contempl. 36; Ebr. 33. 228 ... λογιστικ τε κα πιθυμητικ κα κατ λπην τε κα ργν γγινομνη διθεσις, κα ε τινες λλαι δυνμεις εσ περ τν ψυχν θεωρομεναι (De virg. 12.3: GNO VIII/1,301, 24 – 302,1).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

4:42,43. Новый удел сынов Симеона. Новые земли, на которых поселились потомки Симеона, расположены к югу от предназначенной им территории в пустыне Негев, но, вероятно, далее к западу от равнины Арава и к востоку от Кадес-Варни. Чтобы добраться туда, требовалось преодолеть расстояние в 40–50 миль. 5:1. Лишение Рувима права первородства. Более подробные сведения об этом приводятся в Быт. 35:21,22 . 5:8,9. Область поселения. Земля рувимлян в Трансиордании простиралась вдоль северной половины Мертвого моря, от реки Арнон на юге до плато Медева и горы Нево на севере. Эта территория, часто находившаяся во владении моавитян, составляет около 20 квадратных миль. 5:10. Агаряне. В надписях Тиглатпаласара III упоминается арамейское племя Hagaranu, которое ряд исследователей отождествляют с агарянами. О них в тот период, однако, практически ничего неизвестно. 5:16. Земля Гадова колена. Галаад и Васан тянутся с севера на юг почти на 100 миль. Галаад – это холмистая местность в ТрансИордании от реки Иавок на юге и почти до реки Ярмук на севере. На севере Васана (ныне известного как район Голанских высот) расположена гора Ермон, на востоке – гора Jebel Druze (Авран), на западе к нему примыкает Галилейское море, а на востоке – долина реки Ярмук. Собственно Васан ограничен районом верхнего течения реки Ярмук и представляет собой обширное плодородное плато, которое славится своими пастбищами. Салха (ст. 11) находится примерно в 60 милях к востоку от Галилейского моря, к югу от горы Авран. Пастбищные угодья Саронской долины расположены в Трансиордании, точное место их не установлено. Надпись на Моавитском камне также связана с этой областью, хотя не приводит точных данных о ее местонахождении. 5:19. Война с агарянами и их союзниками. Союзниками агарян были племена из Аравии. Иетур (в новозаветное время – Итурейская область, к юго-востоку от Галилеи, см.: Лк. 3:1 ) и Нафиш были потомками Измаила ( Быт. 25:15 ). Район Нафиша упоминается в письме VII в. до н. э. ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Надав (возможно, Адбеел в Быт. 25:13 ), по-видимому, тоже присутствует в ассирийских анналах Тиглатпаласара III как племя в Трансиордании. Об этих народах и об этой войне, помимо данных упоминаний, больше ничего не известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Как же Халев дал бы имя и последнее могло бы утвердиться за городом, не принадлежащим ему и его сыну? . Кто же и когда дал имя Хеврон? На первый вопрос Библия не дает ответа, а на второй отвечает, что имя Хеврон древнее и древнее Моисея. Оно упоминается без пояснений в описании первых путешествий Авраама ( Быт.13:18 ), погребения Сарры (23:19) в истории соглядатаев ( Чис. 13, 23 ) и пред завоеваниями обетованной земли ( Нав.10:5 ). Оно было известно и современным Моисею Египтянам и встречается в надписи в храме Мединет Хабу, сделанной Рамзесом III, к царствованию коего египтологи относят исход из Египта (Brugsch. Geografische Inschriften altaegyptischen Denkmaler. 58s.). Стало быть, Моисей мог употребить это общеизвестное и древнее имя, а потому некоторые современные критики, например, Ригм, имя Хеврон, а равно и Вефиль ( Быт. 12, 8 ), не считают анахронизмами. Еще критики обращают внимание на имя города Дана ( Быт.14:14 ; Втор.34:1 ). По свидетельству книг Иисуса Навина (19:47) и Судей (18:29), колено Даново, во времена И. Навина и судей, завоевало города Ласем и Лаису и дало им по имени своему имя Дана. Стало быть, имя Дана явилось после Моисея и не могло быть им употреблено. Но следует ли непременно отождествлять Дан, упоминаемый Моисеем, с Даном колена Данова? В истории преследования Авраамом Ходоллогомора, бежавшего из Содома в Дамаск (Быт.14гл.), странно видеть город Дан колена Данова, потому что он был совершенно в стороне от их пути. Во Второзаконии слова: показал Господь Моисею всю землю Галаад до самого Дана ( Втор.34:1 ), заставляют думать, что Дан этот находился за Иорданом и составлял северную границу Галаада. Кажется, этот заиорданский Галаадский город разумеется в 2Цар.24:6 – «и перешли они (Иоав идр.) Иордан… и пришли в Галаад и в Дан-Яан». Этот Галаадский Дан мог быть ближе к пути Ходоллогомора, нежели находившийся в Дановом колене. Связывать происхождение его имени с Дановым коленом Библия не дает оснований. Кроме того, по свидетельству 3Цар.15:20 и 2Пар.16:4 , был город Дан в колене Нефеалимовом: «и послушался Венадад (царь Сирийский) и послал военачальников своих против городов Израильских и поразил Аин и Дан… по всей земле Нефеалима». Этот город также мог иметь очень древнее имя, был близок к Дамаску и мог лежать на пути Ходоллогомора. – Так, кроме городов Данова колена, были еще города с именем Дана, которых имя мог употребить и Моисей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010