Дела Бог видит всех сынов человеческих. Ни один не избегает Его зрения, не закрывают ни тьма, ни стены, нет никакого препятствия очам Божиим. Он не только видит каждого, но видит и сердца, которые создал Сам, не примешав к ним ничего худого. Зиждитель человека Бог создал его простым по образу Своему, который спасает сердца; но впоследствии, опутав его плотскими страстями, мы сделали из него сердце многовидное и многоличное, растлив его Боговидность, простоту и единообразность. Поскольку же Он Создатель сердец, то вникает во все дела наши ( Пс. 32:15 ). А делами называем и слова, и мысли, и вообще всякое движение человеческое. Ибо с каким расположением и с каким намерением делаем мы что-либо: в угождение ли людям, или в исполнение заповедей, данных нам от Бога, это знает один Вникающий во все дела наши. Посему и за всякое праздное слово дадим отчет ( Мф. 12:36 ), и даже за чашу студеной воды не потеряем награды ( Мф. 10:43 ); потому что Господь вникает во все дела наши (2). Наполняйте землю ( Быт. 1:28 ). Плоть, данную нам для служения, наполните добрыми делами. Да будет око исполнено созерцания того, что подобает. Да будет рука дополнена добрых дел, да будут ноги готовы посетить немощных, пусть они идут, куда следует. Пусть будут все наши члены в их совокупности полностью заняты заповеданными нам делами. Вот что значит наполняйте землю. Таким образом, эти слова относятся и к бессловесным, но они приобретают особый смысл для нас, обладающих образом, которого удостоены. Ибо они растут телесно, мы же – духовно; и одни наполняют землю своим множеством, а мы добрыми делами наполняем сопряженную с нами землю, то есть (осуществляем) телесное служение (3). По отшествии из этой жизни нет уже времени для добрых дел, потому что Бог по долготерпению Своему время настоящей жизни определил на делание нужного для угождения Богу (4). Вмешивающийся в дела чуждые благочестию не в состоянии будет служить Богу. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне ( Мф. 6:24 )(4).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Разделы портала «Азбука веры» Вина — 1) провинность, виновность ( Быт.31:36 ); ответственность за совершенное действие, проступок и т. п. ( 4Цар.7:9 ); 2) причина (пример:  Бог  — Виновник Своих дел ( Прем.13:1 )). Лежит ли на Боге вина за происхождение зла? Известно, что всё, «что начало быть» ( Ин.1:3 ), начало быть благодаря Богу, в силу того, что Он сотворил мир. Разумеется, до того как Он создал его Своим творческим действием, не было зла. Но значит ли это, что Бог — Виновник зла? В разное время в адрес Бога звучали подобного рода обвинения. Например, во времена раннехристианства еретик Маркион учил, что «Бог  Ветхого Завета » — злой Бог, или Бог зла (Ему он противопоставлял другого Бога — «Бога  Евангелия »). Эта  ересь , конечно же, была отвергнута  Церковью . Но и в наше время нередко приходится сталкиваться с намёками в причастности Бога к происхождению зла. Эти намёки звучат, например, в форме вопросов: для чего Он создал  человека  таким, чтобы тот мог стать грешником, злодеем?, зачем допускает смерть невинных младенцев?, почему, зная, что часть людей окажется в  аду , не предпринял особых мер, чтобы это предотвратить? Ответы на такие вопросы подробно освящены в соответствующей духовной литературе. Заметим лишь, что зло не сотворено Богом, но произошло в результате злоупотребления свободой со стороны разумно-свободных существ, в первую очередь  дьявола . Зло — противление Божественной  воле , свобода же — величайший Божественный дар. Не будь у этих существ способности к свободному выбору между послушанием и непослушанием Богу, они никогда не смогли бы стать добродетельными, так как добродетельность формируется на основе свободного и осознанного, а не фатального стремления к  Добру . Цитаты о вине «Мы совершаем плохие поступки, можем кого-то обидеть, что-то испортить, сломать. Мы можем причинить зло. Если у нас здоровое чувство вины, то мы осознаем, что поступили плохо. Человек что-то делает, а потом чувствует вину за конкретный поступок или его отсутствие. В большинстве случаев мы что-то портим и имеем возможность это исправить. Здоровое чувство вины всегда конкретно – я виноват перед кем-то, виноват в чем-то, примерно представляю, как это можно исправить. Если что-то нельзя исправить, возможно, я как-то могу это искупить – сделать какое-то доброе дело. Да, тогда я ошибся, но теперь сделаю что-то для того, чтобы такие ситуации больше не повторялись. Это тоже дает ощущение освобождения от вины. Невротическое чувство вины – это вина человека по умолчанию. Если говорят, что я виноват, то я с этим заранее согласен, потому что с детства привык, что всегда виноват. Это травма развития».

http://azbyka.ru/vina

§ 50. Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя Божественное предопределение о спасении человека не было скрыто от последнего. Бог желал, чтобы и человек, по мере своих сил, принял участие в восстановлении своей греховной природы, а для этого ему нужно было, хоть до некоторой степени, знать план Божественного домостроительства своего спасения. И Бог открыл об этом человеку, во 1-х, в обещаниях, данных нашим прародителям, а во 2-х – в различных ветхозаветных прообразах и пророчествах. Можно даже сказать, что вся ветхозаветная история была постепенным приготовлением человека к принятию Спасителя мира. Такой длинный период времени (5508 л.) нужен был для того, чтобы человек на собственном опыте, во всей полноте, узнал всю тяжесть совершённого им в раю греха, свое малосилие в делании добра, и чтобы таким путем лучше назрела в душе его потребность в высшей благодатной помощи. Божественное откровение о спасении человека было дано последнему немедленно после грехопадения Адама и Евы; тогда, именно, Бог сказал, что «Семя жены сотрет главу змея» ( Быт.3:15 ), т.е. Потомок Евы, Спаситель мира, победит диавола, который лишил первых людей их блаженного состояния. После потопа Господь избирает хранителем истинной веры Авраама и говорить ему, что о От Семени его благословятся вси языцы земнии ( Быт. 20:11: 18 ), т.е. что благодаря будущему Потомку его, И. Христу, благословятся все народы земные. Подобные же обещания были даны Исааку ( Быт. 26:34 ) и Иакову ( Быт. 28:13:14 ). Многие ветхозаветные лица, предметы, священные действия и обряды указывали на те или иные лица и события в нов. завете, т.е. были прообразами последних. Так, Адам был прообразом Мессии по отношению к человеческому роду, Мельхиседек прообразом Мессии своим священническим достоинством, а также неизвестностью происхождения, Моисей, посредник и законодатель ветх. завета, прообразом Христа, единого Посредника между Богом и людьми и Установителя нов. завета: Давид быль прообразом Мессии по отношению к Его царскому достоинству и по многим важным обстоятельствам своей жизни; пророк Иона своим трехдневным пребыванием внутри огромной рыбы и чудесным спасением своим прообразом Мессии в состоянии Его смерти и воскресения ( Иона 2:1:11 ; Мф. 12: 40 ); ковчег, спасающий Ноя во время всемирного потопа, прообразом таинства крещения ( Быт. 7:13: 18 ; 1Пет. 3: 21 ); агнец пасхальный был образом Мессии во многих отношениях ( Исх.12:46 ; Ин.19:36 , 1Кор.5:7 ); медный змий указывал на Мессию, распятого на кресте и спасающего всякого верующего в Него от вечной смерти ( Чис.21:9 ; Ин. 3:14 ); вообще все обряды ветхого завета ап. Павел называет тенью будущего ( Кол.2:17 ) и образом закона истинного, который был дан Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Труд (работа) I. ДЕЯНИЯ БОЖЬИ Библия говорит нам, что небеса, земля и все живое созданы Богом. Его творчество [евр. глагол бара, «творить», употребляется только в отношении дел Божьих] стоит в начале всех дел. Это предпосылка всякого действия. Завершив ⇒ сотворение мира, Бог «почил ... от всех дел Своих» ( Быт. 1:2 ). Жизнь человека как существа, созданного по образу Божьему, тоже должна подчиняться ритму Т. и отдыха. Только вследствие проникновения греха в жизнь человека (ср. Быт. 3:16 ) Т. принимает характер утомит. усилий, бремени, борьбы, смертельной опасности. Но деяния Божьи не завершились сотворением мира: Господь хранит все созданное Им и управляет миром, действуя во благо всему сущему и заботясь о спасении падшего человека. Этим была заполнена земная жизнь Иисуса ( Ин. 4:34 ; Ин. 5:17.36 ). Он и теперь призывает, собирает и освящает Свою Церковь , ведет ее к победе над силами тьмы ( Еф. 6:12 ) и к полному спасению ( Ис. 40:11 ; Евр. 4:1–11 ). II. ДЕЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ Из различных употребляемых в Библии слов, означающих «создавать», «делать», слово авад в ВЗ, а в НЗ слово эргадзестай, наиб. близки по смыслу рус. словам «работать», «трудиться»: 1) Господь даровал человеку тело и дух, чтобы тот использовал их как некое ценное имущество ( Лк. 19:11–27 ). В этом человеку предстоит дать отчет, т.к. он несет ответственность за реализацию своего дарования. Т. должен быть направлен на пользу ближнему и на прославление Бога. Поскольку заповедь трудиться дана человеку Богом, то можно говорить о достоинстве Т. Это достоинство подчеркивается еще и тем, что человек в своей созидат. деятельности особенно отчетливо воплощает образ творящего Бога. Т. существовал еще до грехопадения. Бог поместил первых людей в Эдемском саду, чтобы те возделывали и хранили его ( Быт. 2:15 ). Поэтому Т. с самого начала находился под Божьим благословением; 2) сам по себе Т. не является бременем. Он становится обременительным только в результате грехопадения. Не работа является проклятием, но бесплодная работа (терние и волчцы!) – это следствие проклятия за грех Адама, причем проклят был не сам Т. (и не Адам), а земля ( Быт. 3:17 ). Никому не дано избежать трудностей, обусловленных тем, что Т. имеет двойств. природу – благословение и проклятие;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Комментарии на отдельные книги Ветхого Завета Пятикнижие Моисея 147. Вестель Ю. А. Три понимания начала книги Бытия//Страницы. 1997. Т. 2. 4. С. 483–494. 148. Каледа Г. А., прот. Библия и наука о сотворении мира: (Опыт естественно-научного толкования книги Бытия)//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 16–29; 1997. 2(13). С. 34–51. 149. Камчатнов А. М . Кем был Иаков у Лавана?: (Лингвистический коммент. на Быт. 29, 15–31, 41 )//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 280–281. 150. Кесслер Э. Ранние христианские и иудейские интерпретации жертвоприношения Авраамом Исаака: [Гл. из докт. дис. и докл. на науч.-методическом семинаре ББИ, март 1999 г.]/Пер. с англ.: А. Федорчук//Страницы. 1999. Т. 4. 3. С. 323–342; 4. С. 483–500. 151. Князев А. , прот. Иуда и Фамарь//АиО. 1998. 1(15). С. 32–47. 152. Князев А. , прот. Господь, Муж брани: К уяснению религиозного значения книги Исход//АиО. 1999. 2(20). С. 35–58. 153. Кураев А., диак . Размышления о первой главе книги Бытия//АиО. 1994. 3. С. 23–44; 1995. 1(4). С. 25–51. 154. Кураев А., диак. Заповеди Эдема//АиО. 1995. 2(5). С. 37–48. 155. Кураев А., диак. «И отделил Бог...»: (Мотив разделения в Библии)//АиО. 1995. 3(6). С. 39–59. 156. Кураев А., диак . Мужчина и женщина в книге Бытия//АиО. 1996. 2/3(9/10). С. 268–300. 157. Кураев А., диак. Полемичность Шестоднева//АиО. 1997. 1(12). С. 256–280. См. также 2334. Учительные книги Книга притчей Соломоновых 158. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Беседа о притчах/Пер. с англ.: Е. Л. Майданович//АиО. 1998. 4(18). С. 14–23. Книга Иова 159. Крифт П. Иов: Жизнь – это страдание/Пер. с англ.: Н. Л. Трауберг//МБ. 1997. Вып. 4. С. 5–15. 160. Сидорова С. В. Любовь Божественная и любовь человеческая: Размышления о Книге Иова//АиО. 1999. 4(22). С. 33–45. 161. Честертон Г. К. Книга Иова/Пер. с англ.: Н. Л. Трауберг//МБ. 1993. Вып. 1. С. 32–36. Псалтирь 162. Аверинцев С. С . Вслушиваясь в слово: три действия в начальном стихе первого псалма – три ступени зла//МБ. 1994. Вып. 2. С. 2–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Неизреченная любовь Божия собрала нас ныне, чтобы  в единстве духа и союзе мира  (Еф. 4:3) встретить один из наиболее торжественных и вместе с тем таинственных праздников Церкви — Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Прославляя пришествие в мир Спасителя, сердечно поздравляю всех вас, мои дорогие, с этим радостным событием, открывшим новую эпоху в отношениях между Богом и людьми. Каждый раз вглядываясь в произошедшее два тысячелетия назад, мы пытаемся постичь величие чуда Боговоплощения и не перестаем удивляться благости и милости нашего Создателя. На протяжении долгих веков человечество томилось в напряженном ожидании обещанного Господом  Примирителя  (Быт. 49:10):  Царя праведного и спасающего  (Зах. 9:9),  на имя Которого будут уповать народы  (Ис. 42:4). И вот, когда, наконец, наступила полнота времен,  Младенец родился нам  (Ис. 9:6),  дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную  (Ин. 3:16). Любовь Божия,  превосходящая разумение  (Еф. 3:19), послала в мир  не ходатая, не ангела , не сильного и могущественного правителя, как думали люди, — Сам Бог воплотился, чтобы освободить человека от власти греха и зла. Достойно изумления, что величайшее в истории событие, о котором возвещали ветхозаветные пророки и которое предчувствовали даже выдающиеся мыслители древности, свершилось столь скромно и внешне неприметно. Спал Вифлеем. Спал Иерусалим. Спала вся Иудея. Господь Вседержитель — Царь царей и Владыка Вселенной — явился миру не под торжественные звуки  трубного гласа  (Пс. 150:3) и всеобщего ликования, но смиренно и кротко, в ночной тиши убогой пещеры, воспеваемый сонмом ангелов и немногими пастухами, пришедшими  посмотреть, что случилось  (Лк. 2:15). В самом начале Своего земного пути Господь словно хочет  «в пределах унижения показать образ добродетели» , — размышляет святитель Иоанн Златоуст. Так благородно поступает только совершенная любовь, которая  не ищет своего  (1 Кор. 13:4-5), не выставляет себя напоказ и не требует почета и славы, но готова переносить ради пользы ближних все лишения и скорби.  «Именно поэтому , — продолжает вселенский учитель Церкви, —  Господь принимает мое тело, чтобы я вместил Его Слово, и, приняв мою плоть, дает мне Своего Духа, чтобы, и давая, и принимая, сообщить мне сокровище жизни»  (Слово на Рождество Христово). В этом и открылась нам преизобильная любовь Божия, что мы получили истинное сокровище жизни — Самого Господа,  из Которого все, Им и к Нему  (Рим. 11:36).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

О мире Христианство устами Евангелия и святых отцов говорит, что для достижения совершенства, необходимо отречься от мира. Но что значит «отречься от мира»? Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Ин.18:36); и еще: «Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин.15:19). Что это значит? Дело в том, что слово «мир» в христианском опыте имеет несколько значений. Первое из них – это мир как создание Божие, вселенная, только что вышедшая из рук Творца. Этот мир прекрасен, в нем «вся... добра зело» (Быт.1:31), им любуется Сам Создатель. Отречься от этого естества, от этого Божия творения — противоестественность и безумие, и не к этому зовет Христос, не к этому призывают грядущие вослед Ему святые отцы. Слово «мир» значит еще «грех»: этот-то мир – мир как грех, как повреждение, искажение естества, как «неестественность» – этот-то мир и «не есть от Отца» (см.: 1 Ин.2:16), он-то и борется с Богом и его надо убегать . Мир, в котором мы живем, был когда-то прекрасен, преисполнен красоты, но человек, согрешив, внес в него свой грех, и теперь всюду первая красота осквернена печатью греха, божественно естественное всюду здесь перемешано с дьявольски неестественным. Живя в этом мире, мы должны помнить слова Господа, сказавшего, что мы «не от мира сего», мы должны помнить, что христианство есть борьба за Царство Божие с царством дьявола, брань с миром. При крещении над каждым из нас была прочитана молитва, в которой Церковь устами священника просила у Господа для нас благодати «во еже бегати суеты мира», т.е. бороться с грехом, с искажением естества. Но как бороться с миром, как уйти от него? Многие из желающих спастись уходят в монастырь, и дальше — в пустыню, в полное уединение. Но такой внешний уход есть еще очень малое. Уйти от мирской жизни не значит уйти от греха, который во всяком месте может поселяться в душе человека. Можно уйти в пустыню и не уйти от мира, но зато от «мира» можно уйти, оставаясь в миру. По словам Антония Великого, который и сам выходил из пустыни в мир, истинные христиане пользуются миром, но по внутреннему человеку они беседуют с Богом, а не с миром. Живи так, говорит он, как бы ты не был в мире, и найдешь покой. Святые не видят греховных дел мирских людей по неимению к тому чувства, мирские же люди не видят добрых дел святых по той же причине.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3899...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Деньги I. 1) Д. в виде монет появились в Израиле после вавил. плена. До этого имели хождение Д. в виде золотых и серебряных слитков, которые отвешивались при взаиморасчетах. Для этого израильтяне носили в поясных ремнях весы с каменными гирями. Денежными единицами были: (золотой) талант ­­ 60 (серебряных) мин, каждая из которых равнялась 50 (серебряным) сиклям (шекелям); ⇒ Меры длины, площади, объема и веса (II); 2) расплачивались обычно серебром. Поэтому слово «деньги» может означать и серебро. Отношение стоимости серебра к стоимости золота составляло 1:131/3. Для упрощения расчетов вес серебряного сикля был уменьшен, так что его стоимость составила 1/15 стоимости золотого сикля; т.о., золотой сикль ( 4Цар. 5:5 ; 1Пар. 21:25 ) весил несколько больше, чем серебряный ( Быт 23 и след.). Подобным же образом соотносились друг с другом мины и таланты – серебряные и золотые. Другая единица веса, употребляемая при расчетах, – кесита – упоминается в Быт. 33:19 (в Синод. пер. – «монета») и в Иов. 42:11 . II. Древнейшей монетой, название которой встречается в Библии, является ДРАХМА ( 1Езд. 2:69 ; Неем. 7:70–72 ), перс. золотая монета (дарик), вес которой составлял 8,36 г. В IV в. до Р.Х. были отчеканены монеты перс. провинции Иудеи. Первые монеты самостоятельного евр. государства относятся ко времени правления Иоанна Гиркана (134–104 гг. до Р.Х.). Это были бронзовые монеты с надписью «Первосвященник Ионафан и общество иудеев» (ил. стр. 826; 827: эллинистич. эпоха). Во времена Ирода Великого и его преемников были известны только бронзовые монеты, т.к. римляне запрещали чеканить в провинциях монеты из других металлов. Надписи на этих монетах делались не на евр., а на греч. языке. III. 1) в новозаветные времена в Палестине находились в обращении рим. и греч. монеты. В текстах НЗ упоминаются медные монеты трех номиналов. Самая мелкая из них – евр. ЛЕПТА ( Мк. 12:42 ; Лк. 12:59 ). Две лепты равнялись рим. КОДРАНТУ ( Мк. 12:42 ; Мф. 5:26 ), четыре же кодранта составляли АССАРИЙ ( Мф. 10:29 ; Лк. 12:6 ). Римский эквивалент греч. ассария назывался ассом. Самой распростран. серебряной монетой был рим. ДИНАРИЙ (денарий) ( Мф. 18:28 ; Мк. 6:37 ; Лк. 7 и т.д.), который равнялся 16 ассариям. Греч. ДРАХМА ( Лк. 15:8 ) равнялась одному динарию. В Мф. 22 динарий назван «монетой, которой платится подать»: ежегодная подушная подать, установленная римлянами, равнялась одному динарию;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

«Не стоит село без праведного и город без святого» Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 11-я Протоиерей Олег Стеняев Авраам и три Ангела «Таким образом мы научаемся, каким даром для отчизны является праведный муж, и что не следует завидовать святым мужам и по неразумию отказывать им в доверии. Ибо их вера спасает нас, их праведность защищает от истребления. Если бы Содом имел даже десять праведников, он мог бы избавиться от погибели» ( Амвросий Медиоланский. Об Аврааме ) И мы читаем далее: И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного (Быт. 18, 1). Сказанное: он сидел (иврит. яшав ) более правильно перевести как: «он сел». То есть попытался встать (чтобы почтить явление Господа), но из-за боли обрезания не удержался и сел. Что научает нас тому, что даже великие стоят перед ложем больного, а ему (больному) вставать не обязательно. В явлении Господа Аврааму нам является пример сострадания События, описанные здесь, продолжают события, описанные в 17-й главе, где говорилось об обрезании Авраама и его семейства, на что указывает уточнение: во время зноя дневного . Так как именно во время зноя любая болезнь обостряется и причиняет большие страдания имеющему рану на теле. После обрезания, даже на третий день, обрезанный испытывает боль, пребывая в болезни (ср. Быт. 34, 25). Таким образом, в явлении Господа Аврааму нам является пример сострадания к страдающим и создается прецедент в важном и необходимом деле – посещении больных. Был болен, и вы посетили Меня (Мф. 25, 36). Данное утешительное и, возможно, врачующее явление не продолжалось долго и быстро прекратилось, когда " Бог явился ему, и, ничего не сказав ему, скрылся " . Что подтверждается и тем, что далее Авраам сможет стоять перед Ангелами (ср. Быт. 18, 8) и даже, поспешая, бегать (ср. Быт. 18, 2, 6–7), выказывая заботу о них как о странниках. Уточнение, что Авраам сидел при входе в шатер, может косвенно указывать на то, что он высматривал, нет ли путников, которых он может пригласить в свой гостеприимный шатер.

http://pravoslavie.ru/105974.html

     Воздержание, послушание, смирение – составные части духовно-педагогической сущности Афона – духовного заповедника, где сохраняется первобытное состояние людей, желающих идти по пути спасения. Вся жизнь наша имеет своим основанием духовную сущность. «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1) «Небо и землю» – означает мир невидимый и видимый. То есть невидимый мир был сотворен прежде видимого. Душа – принадлежность духовного мира, а тело – видимого, поэтому самое главное – это душа: «…кая бо польза человеку, «…кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою?» (Мк. 8:36). Человек живет только тогда, когда живет духовно. В противном случае он уподобляется «скотам бессмысленным», как говорит Писание. То есть живет инстинктами, земными потребностями – временными, проходящими. У него нет вечных ценностей. Первая заповедь, которую дал Господь людям, в сущности своей имела послушание. И преступление этой заповеди, непослушание Творцу, грозило смертью. Заповедь эта заключалась в исполнении поста. Самый легкий пост, который был дан человеку, – пост в раю: «И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякого древа, еже в раи, снедию снеси: От древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже день снесте от него, смертию умрете» (Быт. 2: 16–17). Паломничество на Святую Гору Афон      Исполнять волю другого, слушаться его – это подвиг, требующий силы воли. Говорят: делай то-то, – а человеку не хочется, у него другое настроение. Он должен себя пересилить, то есть заставить послушаться. В этой области одним из современных и всегда более или менее понятных людям примеров является армия. Там послушание – абсолютное. Солдатам говорят: «Встать, смирно!» И все встают. Для чего да почему – идет ли кто, или проверка – неважно. Сказали встать, значит – встать. Смирно, значит – нужно подтянуться, стоять смирно. Этот пример о том, что на самом деле послушание является одним из важнейших моментов не только духовной, но и земной жизни. Причем – да – послушание предполагает еще и разумность того, в чем слушаться. Но когда эту заповедь дает Бог – вопросов не возникает, потому что у Бога все – добро, и Он – Источник всякой премудрости. Хотя и не всегда бывает понятен смысл того, что повелевается делать по послушанию. Но и Господь, умывая ноги апостолам, сказал Петру: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после («еже Аз творю, ты не веси ныне, уразумееши же по сих» (Ин. 13:7).

http://pravoslavie.ru/99745.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010