После смерти Авраам был погребен вместе с Саррой в пещере Махпела. Сошедшиеся для этого его сыновья, Измаил и Исаак, видятся в последний раз. С этого момента их исторические пути расходятся навсегда. Родословие Измаила (Быт. 25:12 – 18) Прежде чем перейти к подлинному наследнику обетовании Божиих – Исааку, бытописатель говорит о потомках Измаила, хотя и отверженного, но все же первого сына Авраама. Имена потомков Измаила и по сей день являются наименованиями некоторых северо-западных аравийских племен. Родословие Исаака (Быт. 25:19 – 35:29) Рождение Иакова и Исава (Быт. 25:19 – 26) Данный раздел открывает повествование об Исааке как патриархе народа Божия. Два его сына, Исав и Иаков, являлись родоначальниками двух народов – идумеев и израильтян. Несмотря на быстрый рост потомства Исава, младший народ – потомки Иакова – вскоре превзошел своих братьев идумеев и их поработил. Окончательно подчинены были идумеи Иоанном Гирканом (за сто двадцать лет до Р. X.), заставившим их принять обрезание. В духовном смысле судьбы потомков Иакова и Исава имели, по толкованию апостола Павла, преобразовательное значение (см.: Рим. 9:2 – 13 ). Их судьбы предуказывали судьбы двух народов: иудеев – плотских потомков Исаака и христиан – верующих из всех народов. Исав был прообразом Ветхого Израиля, которому по первородству принадлежали, по словам апостола Павла, и всыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и служение, и обетование; от них произошел по плоти и Искупитель человечества (см.: Рим. 9:4 – 5 ). Иаков же был прообразом Нового Израиля – детей обетования, людей из разных народов земли, разделяющих веру Авраама. Из сыновей Исаака старший Исав отвергается, а младший принимается Господом во образ синагоги и Церкви. Благословение, предназначавшееся иудеям (см.: Рим. 3:2; 9:4 ), изображенным старшим Исавом, передано младшему народу, предызображенному Иаковом 121 . Кроме того, Иаков, по мысли святого Иринея Лионского , прообразовывал Самого Христа: «Если кто вникнет и в действия Иакова, то найдет, что они не праздны, но исполнены (значения относительно) распоряжений (Божиих). И, во-первых, в рождении то, что он схватил за пяту брата и получил имя Иаков, то есть «запинатель» – который держит, но не держится, связывает ноги, но не связан, борется и побеждает, держит в руке пяту противника, то есть победу. Ибо для того родился Господь, рождение Которого он прообразовал и о Котором Иоанн в Откровении говорит: и вышел Он как побеждающий, чтобы победить (ср.: Откр. 6:2 )» 122 . Продажа Исавом первородства (Быт. 25:2734)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Сообщение, что Исаак ввел Ревекку в шатер Сарры (ст. 67), не означает, что у Исаака не было своего шатра. Он совершил символическое действие, означавшее, что Ревекка становится матерью будущего народа и теперь на ней исполнятся те обетования Божии, которые были адресованы Сарре. 11. История Иакова (Быт.27–35) Иаков был младшим сыном Исаака. По обычаю особое благословение отца, а также двойную долю наследства должен был получить старший сын Исав. Но он легкомысленно продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку ( Быт.25:29–34 ). Такие сделки иногда совершались в ту эпоху; например, в архивах Нузи говорится, что некий человек купил право первородства за трех овец. Однако удивляет то, как низко оценил свое первородство Исав. Отказавшись от первородства, Исав как бы перестал быть наследником обетования. Иаков же верит в истинность пророчеств и хочет любой ценой стать преемником Авраама, потому вместе с матерью решается на обман отца. Конечно, лукавство Иакова заслуживает решительного осуждения. Но в то же время Господь допускает Иакову получить благословение отца, так как Исав оказывается недостойным благословения. Однако, узнав об обмане брата, Исав решается убить Иакова, почему Иаков и бежит в Месопотамию. Кроме спасения своей жизни, Иаков преследует другую цель – он хочет жениться на одной из дочерей Лавана, брата Ревекки и своего дяди ( Быт.28:2 ). 11.1. Видение Иаковом небесной лестницы (Быт. 28:10–22) Сон является одним из видов пророческого откровения, и Господь на протяжении священной истории нередко использует это состояние человека, чтобы сообщить о Своих намерениях или о грядущих событиях. На пути в Харран Иаков увидел именно такой сон, потому что его содержание имело пророческий и мессианский смысл. Этот фрагмент Книги Бытие известен всем православным христианам, так как за богослужением читается особенно часто (почти на все праздники в честь Божией Матери). Быт.28:12 . И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба. Иаков во сне видит таинственную лестницу, ступени которой ведут в небо. В еврейском тексте здесь используется термин («суллам»), который обычно переводят как «лестница», однако более точный смысл термина – «насыпь, искусственное возвышение» (от («салал») – «насыпать, поднимать»). В Древней Месопотамии храмы строили в виде зиккуратов, то есть ступенчатых башен. Язычники верили, что по этим ступеням боги могли спускаться в город и в храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

20) Намек на творение мира (см. выше, гл. 3). 21) Аристотель называет голубя " воинственным существом " и не сомневается в наличии у него желчи (История животных IX 7, 613 а 8; II 15, 506 b 21). Однако голубь всегда считался существом кротким и невинным благодаря предполагаемому отсутствию желчи (на самом деле у голубя отсутствует не желчь, а желчный пузырь). Схожую библейскую традицию отстаивали отцы церкви. 22) См. Быт. 8,11. 23) См. Исх. 14,3-29. 24) См. Исх. 15,25. 25) См. Числ. 20,11. 26) См. Матф. 3,16. 27) См. Иоан. 2,7; 7; 7,37; Матф. 10,42; Иоан. 4,6; 6,19; 13,14; Матф. 27,24; Иоан. 19,34. 28) См. Матф. 21,25. 29) См. Матф. 11,10 сл. 30) См. Деян. 19, 1-7. 31) См. Матф. 11,3. 32) См. Римл. 6,4-5. 33) Точно такой фразы в Писании нет. Возможно, она появилась у Тертуллиана как аберрация в результате воспроизведения текста по памяти. 34) См. Матф, 8,24; 14,29-30. 35) См. Быт. 15,6-7. 36) О ком идет речь, неизвестно. 37) Имеется в виду апокрифическое сочинение " Деяния Павла и Феклы " . Евсевий был убежден в его неподлинности (Церковная история III 3,5). Фекла, как следует из текста " Деяний... " , - ученица и последовательница ап. Павла. 38) См. Деян. 8,26. 39) См. Деян. 8,29-39. 40) См. Деян. 9,15. Ошибка Тертуллиана: ап. Павел гостил в Дамаске в доме Иуды (9.11), а в Иоппии (Яффе) у Симона-кожевника гостил ап. Петр (9,43). 41) См. Лук. 6,30. 42) Пятидесятница - иудейский праздник, справлявшийся на пятидесятый день после Пасхи в память дарования Моисею Торы на горе Синай через семь недель после исхода евреев из Египта. Христианский праздник ведет свое происхождение от иудейского, но имеет другое значение. Он отмечается на пятидесятый день после Пасхи потому, что в этот день на апостолов сошел Св. Дух, и они заговорили на разных языках (см. Деян. 2,4-12). Поскольку в сошедшем на апостолов Св. Духе присутствовали Бог-Отец и Бог-Сын, праздник носит более употребительное название " Троица " . 43) Апостол Петр - см. Иоан. 18,10. 44) См. Матф. 26,31 сл.; Лук. 8,13 сл.: 2 Кор. 13,5.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/552/...

От др.-евр. име­ни (Шауль) — “вымо­лен­ный, выпро­шен­ный”. См. так­же Савл Первый царь изра­иль­ский. Был пома­зан на цар­ство про­ро­ком Самуи­лом, но впо­след­ствии был отверг­нут Богом за непо­ви­но­ве­ние. Страдал при­сту­па­ми безу­мия, кото­рые смяг­ча­лись от зву­ков арфы и пения Давида. ( 1Цар. 9-31 ) Седекия От др.-евр. име­ни ‎ (Цедки­я­ху) — “Бог — моя праведность” Секунд От рим­ско­го лич­но­го име­ни Secundus — “вто­рой” Фесса­ло­ни­ки­ец, сопро­вож­дав­ший апо­сто­ла Павла во вре­мя его путе­ше­ствия из Македо­нии в Малую Азию. ( Деян 20:4 ) Сепфо­ра От др.-евр. име­ни ‎ (Циппо­ра) — “пти­ца” От древ­не­греч. име­ни Σλας (Силас) — воз­мож­но, элли­ни­зи­ро­ван­ной фор­мы др.-евр. име­ни (Шауль) — “вымо­лен­ный, выпро­шен­ный” либо крат­кой фор­мы име­ни Сильван Римский граж­да­нин, один из бли­жай­ших сотруд­ни­ков апо­сто­ла Павла, сек­ре­тарь апо­сто­ла Петра. Также носил имя Силуан. (Деян, 1Фес, 1Пет, 2Кор) См. Шела От др.-евр. име­ни (Шем) — “имя”, “сла­ва” Старший сын Ноя, родо­на­чаль­ник семит­ских наро­дов. В отли­чие от сво­е­го бра­та Хама, отнес­ся с ува­же­ни­ем к сво­е­му отцу, когда тот лежал пья­ным и раз­де­тым, за что Ной бла­го­сло­вил его. ( Быт 6 ; 7; 9; 10)  Симеон От др.-евр. име­ни (Шимон) — “Он (Бог) услы­шал” (ср. сло­ва, ска­зан­ные Лией при рож­де­нии Симео­на: “И зача­ла опять и роди­ла сына, и ска­за­ла: Господь услы­шал, что я нелю­би­ма, и дал мне и сего. И нарек­ла ему имя: Симеон”. Быт 29.33 ). См. так­же Симон  Имя несколь­ких биб­лей­ских пер­со­на­жей. Наибо­лее извест­ны: 1) Симеон, сын Иакова и Лии, родо­на­чаль­ник одно­го из две­на­дца­ти колен Израиле­вых. ( Быт 29 ; 34; 35; 42; 43; 46; 48; 49) 2) Правед­ник из Иеруса­ли­ма, кото­ро­му было обе­ща­но, что он не умрет, пока не уви­дит Мессию — Иисуса Христа. ( Лк 2:25-35 ) См. Симеон От др.-евр. име­ни ‎ (Шет) — “осно­ва­ние, утверждение” От др.-евр. ‎ (Шехем) — “горб, спина” Сын кня­зя горо­да Сихема (назван­ный, види­мо, в честь вла­де­ния его отца). Похитил и обес­че­стил Дину, дочь Иакова и Лии. Впослед­ствии хотел на ней женить­ся; пона­ча­лу бра­тья Дины дали согла­сие на брак, но потом два бра­та, Симеон и Левий, напа­ли на город Сихем и уби­ли соблаз­ни­те­ля, его отца и всех муж­чин горо­да. ( Быт 34 )

http://azbyka.ru/shemy/imena-biblejskie....

Исав выразил равнодушие к Божиим обетованиям, связанным с первородством, и легко променял их на жалкую снедь, – так и блудники лишают себя великой чести сынов Божиих ( Быт.25:29–34 ; Евр.12:16–17 ). г) Предостережения от отступничества (Евр.12:18–29) Чтобы предостеречь евреев от отступничества от веры, ап. Павел напоминает им: 1) какой важный и превосходнейший Завет с Богом они получили. Если дарование Закона на Синае сопровождалось устрашающими символами, соответствующими грубости необрезанных сердец, то теперь они приступают «ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму», где обитает множество Апостолов и праведников, достигших совершенства; более того, приступают «к Судии всех Богу... и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:18–24 ). Такое тесное общение с Богом достигается через «Кровь кропления», т. е. через Крещение и Евхаристию. 2) Апостол указывает на неотвратимость наказания за отвращение от «Глаголющего с небес», как не избегли наказания не послушавшие Бога «глаголавшего на земле», т. е. на Синае ( Евр.12:25 ; Исх.19:10–25 ). 3) Апостол предостерегает, напоминает о предстоящем последнем Суде. Как при даровании закона Господь «поколебал землю», так теперь он дал обетование поколебать «не только землю, но и небо» ( Евр.12:26–27 ; Агг.2:6 ), т. е. ничто не устоит при этом испытании огнем, кроме непоколебимого Царства Христова, царства благодати ( Евр.12:28 ). д) Призыв к добродетельной жизни (Евр.13:1–7) Апостол призывает к братолюбию и страннолюбию, указывая на дорогой для евреев пример ветхозаветного гостеприимства Авраама, который, приняв странников, оказал гостеприимство Ангелам ( Евр.13:1–2 ; Быт.18:3; 19, 2 ). Он призывает также оказывать помощь узникам за веру, исходя из христианского сострадания ко всем страждущим ( Евр.13:3 ). Христианин обязан также свято хранить чистоту брачной жизни. По Апостолу, благословенный брак есть исполнение заповеди Божией, данной прародителям в раю ( Быт.1:13, 28 ), поэтому он должен быть «честен и ложе непорочно» ( Евр.13:4 ). Даже помысл невоздержания, похоти, тем более прелюбодеяния, делает брак нецеломудренным, нечистым и ложе оскверненным.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

37:18–23 Пророк сам истолковывает свои действия в ст. 16,17. У Иосифа было два сына Ефрем и Манассия; они дали начало двум коленам (еврейским племенам), которые в дальнейшем составили центр территории северного царства. Северное царство, обычно именуемое Израильским, временами называется просто «Ефрем» ( 2Пар. 25,7.10 ; Ис. 7,2.9.17 ; Иер. 31,20 ). Северное царство стало добычей ассирийцев за полтора века до падения южного царства; большинство его населения рассеялось среди других народов и подверглось ассимиляции. В данном фрагменте книги говорится о том времени, когда оба царства еще были едины в правление царей Давида и Соломона. Пророк, устремляя свой взгляд в будущее, провидит их воссоединение (33,23.24; Ос. 1,11 ; Ам. 9,11 ). 37 Давид будет Царем. Иезекииль обычно не употребляет термина «царь» по отношению к кому бы то ни было из правителей Иерусалима, используя термин «князь» (37,25). Но в данном стихе он называет будущего правителя из дома Давида царем (37,22.24). Новый Завет отождествляет этого Пастыря-Царя с Иисусом Христом (см. ком. к 34,2–10). Он будет править обновленным народом Божиим как его князь вечно (ст. 25; Мф. 22,44; 26,64 ; Евр. 1,3.13; 12,2 ; 1Пет. 3,22 ). 37 будет князем у них вечно. Пророк здесь явно говорит об эсхатологическом объединении двух царств. 37 заключу с ними завет мира. См. ком. к 34,25. завет вечный будет с ними. Одно и то же выражение употребляется по отношению к завету Бога с Ноем ( Быт. 9,16 ), к завету с Авраамом ( Быт. 17,7.13.19 ), к завету с Давидом ( 2Цар. 23,5 ) и к Новому Завету ( Ис. 61,8 ; Иер. 32,40 . Ср. Чис. 18,19 ). 37 буду их Богом, а они будут Моим народом. См. ком. к 34,30. 37 святилище Мое будет среди них во веки. Иезекииль прозревает в будущем город Божий (гл. 40–48). Через шестьсот лет апостол Иоанн также получит подобное видение (Откр., гл. 21), но увиденный им город не будет нуждаться в храмовом здании ( Откр. 21,22 ). Глава 38 3839,29 Пророк описывает поражение и удаление врагов будущего города. Гог, князь земли Магог, выступает как воплощение эсхатологического противоборства с царством и народом Божиим. Бог выступает как Небесный Воитель, на стороне Израиля, неся апокалиптическое поражение его врагам. Этим подготавливается видение обновленного города (гл. 40–48).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

и слд.); чудесно полагает пределы гордым предприятиям человеческим чрез смешение языков ( Быт.11:1–9 ). Для сохранения веры и благочестия на земле, среди распространяющихся всюду заблуждений идолопоклонства, Бог отделяет от заблуждающих, руководит и охраняет избранных Патриархов: Авраама, Исаака, Иакова (Быт. гл. 12, и слд.); потомство их в Египте, возросшее в народ, рукою крепкого, как на крылах орлих ( Втор.32:11 ) спасает от рабства Египетского; как по суху проводит чрез Чермное море (Исх. глл. 13. 14.); чудесно питает и охраняет в пустыне ( Пс.77:24. 27. 104:37. 40. 41 . Втор.2:7 . гл. 8.); даёт Закон и Богослужение (Исх. глл. 20. 25–31), вождей (Исх. гл. 3. Числ.27:18 ), Судей (Суд. глл. 6. 13. 1Цар. гл. 3.), Царей (1Цар. глл. 9. 10. 16.), и многократно спасает народ Свой от врагов (1Цар. глл. 7. 17. 4Цар. глл. 13. 19.). Многократно повторяет и объясняет утешительное обетование о пришествии Спасителя миру ( Быт.12:3. 49:10 . Втор.18:15 . и мн. др.). Воздвигает лики Пророков для обличения нечестия и возбуждения к покаянию ( 4Цар.17:13 . и слд. Иер.25:4 слд.), для наставления в благочестии, для утешения и ободрения среди скорбей и бедствий ( 4Цар.7:1 . слд. Ис.7:1 . слд. Иер.24:1 . слд.). Св. Пророки и гнев, и милости Божии раскрывали в трогательных и сильных поучениях (Втор. гл. 1–43. 5 и слд. Ис. 1 . и проч.), и всегда ревновали об одном, – чтобы народ, Богом избранный, ненавидел богов чуждых, удалялся пороков, знал одного истинного Бога, благоговел пред Ним и ненарушимо соблюдал закон Его, 5) Наконец, в исполнение времён, является в мир Единородный Сын Божий, приносит от Отца и открывает миру словом и делами спасительное учение, страдает и умирает за грехи мира ( Мф.1:21 . Ин.1:29 . 1Пет.2:24 . 1Ин.1:7. 3:5 ); воскресением дарует жизнь верующим ( 1Пет.1:3. 3:4 . 1Кор.15:21–23 .); возносится на небо, чтобы быть вечным ходатаем Бога и человеков ( 1Ин.2:1 . Рим.8:34 . 1Тим.2:5 . Евр.7:25 ), и ниспосылает от Отца Всесвятого Духа, да будет в основанной Им Церкви в век ( Ин.14:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И в том же 43-м стихе, в конце, замечено так: «и поступил (вождь Иуда) весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении». Как видишь, вся ветхозаветная Церковь признавала молитву живых за умерших делом святым и полезным, как для живых, творящих её за умерших, так тем более для умерших. И такое дело, и поведение избранного народа Божия, ты слышал. Сам Бог похваляет. Молитва и милостыня живых избавляет от вечной смерти умерших, как о сём говорит в своем завещании Товит праведник, особенно заботившийся и любивший молиться за умерших, сыну своему богоугоднику Товии: «милостыня от смерти избавляет и не допускает идти во тьму», т. е. на вечные мучения ( Тов.4:10 ), Штун. Вы сказали, что имеется много мест таких в священном Писании? Священ. Да, имеется. Советую и тебе запомнить и отметить их по своей Библии , ибо я тебе не буду иметь сил и времени сейчас всё объяснить подробно. Вот они, эти места; отмечай: Быт.8:20,18:32,20:17 ; Исх.13:14,32:11,32 ; Втор.9:25,17:25,26 ; 1Цар.31:11–13,12,19 ; 2Цар. 2 и 3 главы; 3Цар.17:22 ; 4Цар.4:35 ; 2Пар.30:27 ; Притч. главы: 8 и 17; Иов.42:10 ; Пс.85:5,21:25,34:13,123:7,106:6; 140; 144:14 ; Руф.1:8,2:20 ; Еккл. 9 гл.; Сир.7:36; 17 гл. и 38; Вар.3:4–5,5:9 ; 2Мак.12:38–46,15:12,16 ; Тов.4:17 ; Иер.5:1,14:11,15:1,16:7 . А в Новом Завете таких указаний ещё больше. Штун. Говорите, я отмечу и те. Священ. Мф.7:7,9:6,12:31–32,21:22,22:32,16:18–19,27:52 ; Мк.11:24 ; Лк.18:9,6:38,8:7,11:9,14:5,20:37,23:34 ; Ин.2:2. 3, 16. 14, 13. 20, 23 ; Деян. 2 гл. Деян.7:60,5:15,8:24,12:5,19:12 ; Иак.5:16 ; 1Пет.3:18–20,2:21 ; 1Ин.2:30,5:16 ; Рим.9:3,14:9,8:1,12:4 ; 1Кор.1:30,2:14–15,12:12,15,25,26,13:8 ; 2Кор.11:29 ; Гал.6:2 ; Еф.1:16,6:18–19 ; Кол.1:9–10,4:3,12 ; 1Фес.1:2,3:10,5:25 . 2Фес.1:11,3:1 ; Флп.1:14,13,2:12 ; 2Сол. 1:5 ; 1Тим.2:1,2–8,3:15 ; 2Тим.1:3,16 ; Евр.7:25,13:18 и Апок.8:3,5,20:13–14 . Штун. Все места, вами указанные, аккуратно отметил. Священ. Из них ты хорошо увидишь не только о молитве об умерших, но и о молитве вообще, какую она имеет силу перед Богом, и как она приятна Ему. Ты из этих указаний ещё больше убедишься, что нужно живым молиться за умерших, что нужно молиться живым за живых, что и святые, увидишь, нуждались в молитвах, когда были живы на земле и просили о себе молиться и людей грешных; узнаешь и убедишься, что тем более грешные о себе должны искать и просить молитв у святых Божиих человеков; увидишь, что даже Сам Господь молился о себе и о всём мире и Он же заповедал, узнаешь сам, мирянам обращаться к священникам и просить их, чтобы они молились о вас и ходатайствовали Богу. Священник Савва Багданович (Окончание следует). Шалкинский С. Миссионерская беседа с раскольничьим апологетом А. Перетрухиным о существенных признаках Церкви Христовой.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. 250–257

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О времени смерти святой Ревекки ничего не сказано, но сообщается, что она похоронена рядом с Исааком в склепе Пещеры Махпела. Патриарх Иаков (Израиль) и его жены Рахиль и Лия Что страннику бездомному, Богом ведомому, остается? Идти – от колодца, от камня в Вефиле, от лествицы, которая снится, до колодца с чистой водицей – для овец Рахили... Страннику – первородство добывшему обманом, скрытым Ревеккой от Исаака, остается – навеки быть обманутым Лаваном... Кровью-потом, семилетней уступкой – добиваться Рахили-голубки... (Но будто плетью горячею жизнь огрели-разбили...) В ночь брачную – вместо пастушки-Рахили – любить Лию незрячую... Что страннику – первородством- ношей скошенному, от любви излеченному – пространствами-далями – остается? С Богом бороться – стать Израилем, хромотою отмеченным... Л. Колодяжная Иаков (Израиль) – патриарх ветхозаветной Церкви, сын Исаака и Ревекки, брат Исава и внук Авраама, легендарный родоначальник «двенадцати колен Израиля». Его история излагается в книге Бытия (XXV, XXVII-L). Еще в утробе матери начинается соперничество Иакова с его братом-близнецом Исавом, во всем ему противоположном. Услышав, как сыновья ее в утробе стали биться, Ревекка спрашивает Бога об этом, и Тот отвечает ей: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и старший будет служить младшему» ( Быт.25:23 ). «И настало время родить ей (т. е. Ревекке), – говорит бытописатель, – и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный весь, как кожа, косматый и нарекли имя ему Исав. Потом вышел брат его, держась рукой своей за пяту Исава, и наречено имя ему Иаков». Дети выросли, и стал Исав искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков – человеком кротким, живущим в шатрах. Иаков был любимый сын Ревекки, своей матери, и ее наставления оказывали на него сильное влияние в некоторых важных случаях его жизни. Первое проявление его самостоятельной жизни, о котором повествует книга Бытия, указывает как бы на некоторую хитрость в его характере. Однажды, воспользовавшись голодом усталого Исава, Иаков покупает у него за кушанье из чечевицы (за «чечевичную похлёбку») право первородства ( Быт.25:29–34 ). Напомним, что первородство – одна из высших ценностей в израильском обществе. Первородные от стада и начатки плодов приносятся в жертву Богу, как Творцу жизни. Первородный сын (первенец) – это «крепость и начаток силы» отца, «верх достоинства и верх могущества» ( Быт.49:3 ). Недаром (забежим немного вперед) фараон, который девять раз обманывал Моисея, так болезненно воспринял поражение первенцев и только после этой, десятой «казни египетской», выполнил наконец свое обещание – отпустил народ Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

11.  …из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него (Ин. 7. 38–39). 12.  …лист которого не вянет (Пс. 1. 3). 13.  …и во всем, что он ни делает, успеет (Пс. 1. 3). 14.  Не так — нечестивые, [ не так] : но они — как прах, возмещаемый ветром [ с лица земли] (Пс. 1. 4). 15.  Потому не устоят нечестивые на суде и грешники — в собрании праведных (Пс. 1. 5). 16. Откр. 20. 17. Святой Исаак Сирин. Слово 38. 18. Рим. 8. 4. 19. Мф. 5. 8. 20.  Знает Господь путь праведных (Пс. 1. 6). 21.  Знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет (Пс. 1. 6). 22. Преподобный Ефрем Сирин, церковный писатель IV века, составил сказание о прекрасном Иосифе в литературной форме того времени. Эта повесть читается по указанию церковного Устава на утрени во вторник Страстной недели. 23. Благодарение Богу составляет часть умного иноческого делания и состоит в благодарении и славословии Бога за все случающееся — и приятное, и скорбное. Это делание завещано Апостолом от лица Господня: о всем благодарите, сказал Апостол, сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Сол. 5. 18). Делание благодарения объяснено с особенною удовлетворительностию в ответах преподобного Варсонофия Великого. 24. Быт. 32. 25.  Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана (Быт. 32. 10). 26. Быт. 33. 4. 27. Быт. 34–35. 28. Быт. 37. 29. См. Главы зело полезные Григория Синаита, главу 10. Добротолюбие. Ч. 1. Этого мнения держатся и все прочие Отцы Церкви. 30. Пс. 50. 19. 31.  И сели они есть хлеб (Быт. 37. 25). 32.  Что вы дадите мне, и я вам предам Его (Мф. 26. 15). 33. Быт. 39. 34. Быт. 40. 35. Быт. 41. 36. Рогго ab Aegiptiis didicimus, quod in linqua eorum resonet: Salvator mundi, S. Hieronimi. Liber de nominibus hebraicis. 37. Ин. 6. 51. 38. «Записки на книгу Бытия» Московского митрополита Филарета [Дроздова — Ред.]. 39. Быт. 42. 40. Быт. 43. 41.  …приготовил… трапезу (Пс. 22. 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010