Да не кий корень горести, выспрь прозябали, пакость сотворит. Об этом сказано во Второзаконии ( Втор.29:18 ), и образ взят с растений. «Корнем горести» называет здееь испорченную жизнь и вредное учение. «Выспрь же прозябает», когда увеличивается в росте и выступает наружу. Пакость творит, когда, прикасаясь к другим, заражает их порчей. Или и иначе: корнем горести называет грех, как причину горести. В самом деле, хотя в момент совершения греха грешник и ощущает удовольствие, но за то после горьким образом расплачивается за него, и это знают жестоко терзаемые и угнетаемые совестью по совершении греха. И Апостол не сказал: горький корень, а сказал: корень горести; потому что горький корень может приносить плоды сладкие и приятные, а корень горести, как источник и причина горечи, никогда: ибо все, от него исходящее, горько и неприятно. И тем осквернятся мнози. Сделавшиеся причастниками заразы, отсюда происходящей; а посему нужно таковые обретаемые корни вырывать и выбрасывать, чтобы они, произращая из себя ветви, не причинили вреда многим. Евр.12:16 . Да не кто блудодей, Т.е. чтобы не был. А среди них некоторым таковым естественно быть таковыми. или сквернитель, якоже Исав. Сквернителем здесь называет чревоугодника и невоздержника, за малое удовольствие продающего великую честь и благоволение от Бога. Иже за ядь едину отдал есть первородство свое. Продал честь своего первородства, продал благодать, которой пользовался, как первородный сын. «За ядь едину», т.е. за чечевичную похлебку красноватого цвета Иакову, брату своему. Почему и прозван Едомом: ибо Едом означает красноту. ( Быт.25:30 ). Изъяснительный смысл сих слов следующий: как младший Иаков, приобревши первородство, предпочтен старшему Исаву, так новый народ Христов предпочтен древнему народу Моисееву и этот за легкомыслие лишился благоволения, а тот за усердие приобрел его. Евр.12:17 . Весте бо, яко и потом похотев наследовати благословение, отвержен бысть. Он не получил его, как говорит книга Бытия ( Быт.27:34 ), ибо предвосхитил его Иаков, будучи образом народа нового.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Непослушание пророка иудейского, по суду Божию, конечно, для современных и будущих судеб Царства Божия, имеет быть наказано тяжким, особенно для древнееврейских воззрений на загробную жизнь, как на общение с праотцами ( Быт.47:29–30,50:5 ; 2Цар.19:37 ; 3Цар.2:34 ; Иер.26:23 ), лишенном погребения в гробнице отцов. 3Цар.13:23 .  После того, как тот поел хлеба и напился, он оседлал осла для пророка, которого он воротил. 3Цар.13:24 .  И отправился тот. И встретил его на дороге лев и умертвил его. И лежало тело его, брошенное на дороге; осел же стоял подле него, и лев стоял подле тела. 3Цар.13:25 .  И вот, проходившие мимо люди увидели тело, брошенное на дороге, и льва, стоящего подле тела, и пошли и рассказали в городе, в котором жил пророк-старец. 3Цар.13:26 .  Пророк, воротивший его с дороги, услышав это, сказал: это тот человек Божий, который не повиновался устам Господа; Господь предал его льву, который изломал его и умертвил его, по слову Господа, которое Он изрек ему. Трагический конец иудейского пророка – очевидное наказание Божие (ср. наказание новых жителей страны израильской львами), ( 4Цар.17:25 ; Лев.26:22 ). Чрезвычайной смертью Своего посланника Господь показал, что от Своих избранников Он требует особенной ревности и точности в исполнении Своих велений. Блаженный Феодорит говорит: «из сего научаемся, что сильнии сильне истязани будут ( Прем.6:6 ). Кто услышит Божий глас, тот не должен верить гласу человеческому, утверждающему противное, но ожидать, когда Повелевший уволит от того, что повелел делать. Думаю же, что наказание сие положено в подтверждение предречения о жертвеннике. Ибо невозможно, чтобы утаилось повествование о таком муже; а оного достаточно было к тому, чтобы внушить страх слышащим». С другой стороны, «Бог почтил пророка и по кончине, потому что приставил к нему стражем убийцу» (вопр. 43). 3Цар.13:27 .  И сказал сыновьям своим: оседлайте мне осла. И оседлали они. 3Цар.13:28 .  Он отправился и нашел тело его, брошенное на дороге; осел же и лев стояли подле тела; лев не съел тела и не изломал осла.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 19–20. Соломон оказывает величайшую почесть Вирсавии – матери своей (иной прием имела она у мужа своего Давида ( 3Цар.1:16 )); сидение по правую руку царя – знак равенства ( Пс.109:1 ); (И. Флав. Иудейские Древн. VI, 11, 9). Важное значение царицы – матери царствующего государя, называвшейся: гебира, владычица ( 3Цар.15:13 ), в древнееврейском царстве видно уже из постоянных библейских указаний имени матери каждого царя ( 3Цар.14:21,15:2 ); подобное значение принадлежит теперь султанше – матери правящего султана – в Турецкой империи. Ходатайство свое за Адонию Вирсавия называет «небольшою просьбою», видимо, не представляя себе политической важности нового замысла Адонии. Ст. 22. Соломон сейчас же представляет дело в истинном свете, усматривая в домогательстве Адонии не только его искание царства, но и политический заговор с участием Авиафара и Иоава ( 3Цар.1:7 ). Конец ст. 22 с евр. т. дает такую мысль: «проси царства ему (Адонии), и священнику Авиафару, и Иоаву». Напротив LXX: κα ατ Αβιαθαρ κα ατ Ιωαβ ταρος; Vulg.: et habet Abiathar sacerdotem et loabum; слав.: «и ему Авиафар... и Иоав... друг» (так и русск. синод.). Евр. текст имеет видимое преимущество пред переводами LXX и Vulg., которые вынуждены вставлять новые слова ( ταρος, habet); точно передается евр. т. у проф. Гуляева. Ст. 23. Ввиду нарушения Адониею условия, на каком дарована была ему жизнь ( 3Цар.1:52 ), Соломон клянется (формула клятвы – обычная в Ветхом Завете, ( Руф.1:17 ; 1Цар.3:17,14:44,20:13 ) и др.), что Адония должен погибнуть. Ст. 24. «Устроивший (Иегова) мне дом»: династия Давида прочно утвердилась на престоле в лице Соломона и с него ( 2Цар.7:12–29 ). Ст. 25. Казнь Адонии, как затем Иоава (ст. 34) и Семея (ст. 46), совершает Ванея, начальник хелефеев и фелефеев ( 3Цар.1:38 ), которым, кроме служения телохранителей, вероятно, принадлежало и дело палачей, подобно телохранителям царским в Египте ( Быт.37:36 ) и Вавилонии ( 4Цар.25:8 ; Дан.2:14 ). О самом убийстве Соломоном брата блаженный Феодорит говорит: «различна жизнь человеческая: одни упражняются в высоком любомудрии, другие в так называемой гражданской добродетели; иные управляют царством или войском.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

16. Свободным создан, и на свободу призван будучи, не позволяй себе раболепствовать нечистым страстям. 17. Печалями и утехами, желаниями и страхами привязывают демоны ум к чувственному. 18. Страх Божий удерживает похотения, а печаль по Бозе отгоняет сластолюбие. 19. Вожделение мудрости презирает страх, а сладость ведения прогоняет печаль. 20. Писание содержит следующие четыре предмета: заповеди, догматы, угрозы и обетования. 21. Останавливают похотение воздержание и труд, а изсушают безмолвное уединение и Божественная любовь. 22. Не уязвляй брата загадочными подозрительными словами; ибо и сам ты, если случится, не перенесешь подобного. 23. Останавливают гнев великодушие и незлобие, а уничижают его любовь и сострадание (снисхождение). 24. Кому дано ведение, дан свет умный; но кто, получив, обезчестит его, тот увидит тьму. 25. Соблюдение заповедей рождает безстрастие; безстрастие же души блюдет ведение. 26. Переведи чувственное на умное созерцание, и возведешь чувство выше чувственного. 27. Чувственная (видимая) жена означает душу деятельную, с которою сочетаясь ум рождает добродетель. 28. Изследование словес Божиих научает разуму Божию того, кто взыскивает сего истинно, благоговейно и ревностно. 29. Что есть свет для зрящих и для зримого, то Бог для мыслящих и для мысленного. 30. Чувственная твердь означает твердь веры, на которой, подобно светилам, сияют все Святые. 31. Иерусалим есть наднебесный ведение безтелесного; ибо в нем созерцается видение мира. 32. Не неради о жеятельной жизни; иначе умалится и ведение; и тогда, по причине наставшего чрез то глада, спустишься в Египет (Быт. 26, 1–2). 33. Свобода духовная есть освобождение от страстей: чего никто не улучает без благодати Христовой. 34. Земля обетованная есть Царство Небесное, которого достойными нас делают безстрастие и ведение. 35. Египет духовный есть омрачение страстей, в которое никто не спускается, если прежде не подпадет гладу. 36. Наполняй ухо свое духовными словесами, и ум свой отдалишь от нечистых помыслов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Но чтó выражает собой эта форма множественного числа (Pluralform): подлинную ли множественность, т. е. характеристику некоторой группы объектов, или же качество объекта единичного? Mehrzahl 15 3s или Majestätsplural 16 4s? 17 Сейчас мы не можем решить этого вопроса, так как покуда не хотим брать слово в контексте. Но нам необходимо будет впоследствии считаться с этим обстоятельством и даже нужно будет принять во внимание, что форма множественного числа, помимо своего обычного значения, в еврейском языке может еще означать: α) extensionem localem 18 5s; β) abstracta 19 6s, как, например, 20 4i – iuventus 21 7s, – senectus 22 8s, – vita 23 9s, 24 5i – misericordia 25 10s и т. д.; γ) internam multiplicationem (i. e. grandam speciem pluralis majestatici) 26 11s, как, например, 27 6i – Deus 28 12s, – Dominus 29 13s и т. д. 30 Впрочем, иногда только что приведенные примеры относят к случаю abstracta «в настоящее время принято думать, заявляет Пальмов, 31 что множественная форма, как в еврейском, так и в других семитских языках, служит к образованию отвлеченных понятий из низших или более конкретных. В таком случае слово элогим будет тождественно с Божество, Deitas, Θειτης, Gottheit». Но, конечно, такое толкование слова 32 7i нисколько не исключает предыдущего. На это важно обратить внимание, так как слово , как становится ясно из разбора текста, может иметь троякое значение: 1) как обыкновенное множественное число; 2) как отвлеченное понятие и 3) как pluralis majestatis, указывающий на могущество, величие, силу и т. д. Перейдем теперь к обозрению гипотез о происхождении слова . I. Одна из распространенных гипотез производит корень , лежащий в основе слова , от сирийского слова trp h , что означает вопрошать, выспрашивать или испытывать (percontare) 33 8i, причем говорится, что, мол, терафимы получили свое имя от того, что к ним обращались с вопросами, на которые получали желаемые ответы. Согласно этой гипотезе, терафим будет означать: «идол, которому приписывалась сила предсказывать будущее», или «идол прорицания». На сторону этой гипотезы между прочими исследователями присоединяется митрополит Филарет 34 ; ее ревностно защищает М. Пальмов, считая такое мнение «наиболее вероятным». «В виду арамейского происхождения терафимов ( Быт. 31 ; Иез. 21 ), – говорит он, – оно естественнее всех других, усматривающих корень слова терафим то в арабском, то в халдейском, то в эфиопском и др. языках, так как указывает корень слова в арамейском языке, в языке народа (арамеян), которому терафимы обязаны своим происхождением. С другой стороны, это объяснение наиболее отвечает библейским данным, по смыслу которых терафимы имели значение идолов прорицания, отвечающих на вопросы, с которыми к ним обращались». 35

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

„Ныне суд миру, ныне и князь сего мира извергается вон ( Ин.12:31 )“. Называется не князем твари —265— и всех людей, но князем мира. Так как извергается вон, то ясно, что он не вечной сущности и что лишён власти. Каким образом извергнут был вон, это изъясняет Иоанн: „вот, – говорит, агнец Божий, который берёт на себя грехи мира ( Ин.1:29 )“. Князем же называется в том же смысле, в каком говорится: „Боги народов не суть боги ( Пс.95:5 )“, и: „ваша брань и битва не против плоти и крови, но против властей, начальств и мироправителей тьмы сей, которые под небом ( Еф.6:12 )“, и как говорит: „ум которых ослепил Бог мира сего, дабы не уверовали ( 2Кор.4:4 )“. В таком же смысле говорится: „князь мира сего извергается вон“. Также и в другом месте сказано: „Бог их чрево их, и слава в сраме своём ( Флп.3:19 )“. „Мы слышали из закона, что Христос живёт во век ( Ин.12:34 )“. Тоже содержится и в следующих изречениях: „не отнимется скипетр, пока не придёт тот, кому принадлежит он ( Быт.49:10 )“, и: „пророка воздвигнет вам Господь Бог, такого, как я; его слушайте (Вт.18:18) “. „Ты же говоришь, что должно быть вознесену Сыну человеческому ( Ин.12:34 )“. То есть, (слова) этого места они понимают о будущем конце мира, поскольку говорят, что может быть только одно пришествие. Или о всех пророках сказали: „мы слышали из закона“, как (сказано) и следующее: „как написано в законе их: что возненавидели Меня напрасно ( Ин.15:25 )“, – каковое написано у Давида: ненавистью, – говорит, – неправедно возненавидели Меня ( Пс.24:19 )“, и: „грешники возненавидевшие меня напрасно ( Пс.34:19 )“ 1718 . —266— Где царь, там и царство. Посему говорит: „царство Божие в сердце вашем ( Лк.17:21 )“. Не должно, – говорит, – исчислять царство днями, потому что они наблюдали времена и сроки, в которые, по их мнению, надлежало явиться Христу. Ведь, молва о Нём возникла уже тридцать лет тому назад и слухи о Нём умножились по причине рождества Его. И в те годы восстал Февда с товарищами своими, которых Христос назвал разбойниками за то, что они пришли ранее Его для воровства (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1 . Кто такой Евер, что означает его имя? 2 . Кто такой Фарра? 3 . Назвать в историческом порядке имена Библейских патриархов от Адама до Иосифа. 4 . Показать на карте Ур Халдейский. 5 . Куда переселился Фарра со своим семейством из Ура Халдейского? 6 . Кто переселился с Фаррой из Ура Халдейского? 7 . Быт.12, 1–3 : Завет Бога с Авраамом – наизусть. 8 . Куда переселяется Авраам со своим семейством из Харрана? 9 . Дать краткую историческую справку о Египте. 10 . Кем Лот приходился Аврааму? 11 . Рассказать обстоятельства при которых Авраам и Лот поселяются в разных местах. 12 . Какие земли выбрал Лот для своего житья после расставания с Авраамом? 13 . Рассказать обстоятельства при которых Лот попадает в плен? 14 . Кто и как выручает Лота? 15 . Кто встречает Авраама у врат Салима? 16 . Рассказать обстоятельства встречи Авраама у врат Салима. 17 . Что означает имя Мелхиседек? 18 . Показать на карте местоположение древнего города Салима. 19 . Как звали жену Авраама? 20 . Кто такая Агарь? 21 . Что в переводе означают имена Аврам и Авраам? 22 . Что в переводе означают имена Сара и Сарра? 23 . Как звали первого сына Авраама? 24 . Какое знамение Завета Господь положил Аврааму? 25 . Где происходили события Богоявления Аврааму? 26 . Рассказать о событиях Богоявления Аврааму. 27 . Показать на карте место Богоявления Аврааму. 28 . Рассказать о заступничестве Авраама пред Богом за нечестивые города ради праведных людей. 29 . Рассказать о пришествии ангелов в Содом. 30 . Что означает название Содом? 31 . Что означает название Гоморра? 32 . Показать на карте Содом. 33 . Кто из жителей Содома спасся от гнева Божия? 34 . Рассказать о событиях спасения Лота и его семейства. 35 . Рассказать о происхождении Моавитян и Аммонитян. 36 . Как звали второго сына Авраама? 37 . Где находится гора Мориа? 38 . Что произошло на горе Мориа с Авраамом? 39 . Рассказать обстоятельства событий на горе Мориа. 40 . Что означает имя Исаак? 41 . Как зовут жену Исаака? 42 . Где и при каких обстоятельствах находят жену Исааку?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

8 Св. вмч. Прокопия – паримии мученика Св. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого – паримии те же, что и преподобного. Явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 10 Положение ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – паримии те же, что и 14 сентября. Прп. Антония Печерского – паримии преподобного 15 Успение св. блгв. равноап. вел. кн. Владимира – паримии те же, что и 21 мая 16 Память святых отец шести Вселенских Соборов – паримии свв. отцов 19 Открытие мощей прп. Серафима Саровского – паримии преподобного 20 Св. пророка Илии I – 3 Цар. 17 , 1–23 II – 3 Цар. 18, 1, 17–41, 44, 42, 45–46; 19, 1–16 III – 3 Цар. 19, 19–21; 4 Цар. 2 , 1, 6–14 23 Почаевской иконы Пресвятой Богородицы I – Быт. 28 , 10–17 II – Исх. 3 , 1–8 III – Иез. 43, 27; 44, 1–4 24 Свв. мчч. князей Бориса и Глеба – паримии мученика 25 При. Макария Унженского – паримии преподобного 28 Явление Смоленской иконы Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 30 Св. Иоанна воина – паримии мученика Август 1 На службу в храме Всемилостивого Спаса I – Прит. 3 , 11–18 II – Ис. 60 , 11–16 III – Прит. 9 , 1–11 2 † Св. Василия Блаженного – паримии юродивого 3 Прп. Антония Римлянина – паримии преподобного 6 Преображение Господне I – Исх. 24, 12–18 II – Исх. 33, 11–23; 34, 4–6,8 III – 3 Цар. 19, 3–9, 11–13, 15–16 13 Свт. Тихона, еп. Воронежского – паримии святителей 15 Успение Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 16 Перенесение Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа I – Втор. 4, 1, 6–7, 9–15 II – Втор. 5 , 1–7, 9–10, 23–26, 28; 6 , 1–5, 13, 18 III – 3 Цар. 8 , 22–23, 27–30 21 Прп. Аврамия Смоленского – паримии преподобного 24 Перенесение мощей свт. Петра, митр. Московского – паримии те же, что и 21 декабря 26 Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы – паримии Богородицы 28 Обретение мощей преподобного Иова, игумена Почаевского – паримии преподобного 29 Усекновение главы Иоанна Предтечи – паримии общие Предтечи 30 Перенесение мощей св. блгв. вел. кн. Александра Невского

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

Вопрос: Здравствуйте! Пожалуйста, ответьте на вопрос, касающийся ислама. Есть ли где-нибудь в Священном Писании хотя бы слово об исламе и ещё: действительно ли было вознесение пророка Магомеда на небеса? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Об исламе в священных библейских текстах ничего не сказано. Однако последователи мусульманства утверждают, что некоторые места относятся к Мухаммеду: Второзаконие 18:15-18; 33:2; 34:10; Псалом 44:4-6; Аввакум 3:3; Исаия 21:7; Матфей 3:11; Иоанн 14:16. Внимательное чтение указанных мест свидетельствует о том, что в данном случае речь идет о насильственной интерпретации Священного Писания. - Вт.18:15-18: Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, - Его слушайте, - так как ты просил у Господа Бога твоего при Хориве в день собрания, говоря: да не услышу впредь гласа Господа Бога моего и огня сего великого да не увижу более, дабы мне не умереть. И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили. Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему. Это говорит пророк Моисей к соплеменникам. Всем известно, что Мухаммед был не еврей, а араб из рода Бану-хашим племени курейшитов. В приведенном тексте однозначно говорится о том, что Господь воздвигнет пророка из избранного народа : во всех ветхозаветных книгах слова из братьев означают только евреев. Например, о колене Левия сказано: удела же не будет ему между братьями его (Вт.18:2). В книге Чисел: А над братьями вашими, сынами Израилевыми, друг над другом, не господствуйте (25:46). Арабы ведут происхождение от Измаила, евреи - от Исаака. Когда патриарх Авраам молился: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! (Быт.17:18), Бог сказал: Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра (Быт.17:21). Позже Господь подтвердил обетование: в Исааке наречется тебе семя (Быт.21:12). В Коране прямо говорится: «И даровали Мы ему Исхака [Исаака] и Йакуба [Иакова], и устроили в потомстве его пророчество и писание» (29:26/27). Не через Измаила, потомком которого был Мухаммед, а через Исаака, который указан в родословии Спасителя мира. Ясно, что Вт.18:15-18 относится к Иисусу Христу. Евреи для Иисуса были братьями: Ибо и освящающий и освящаемые, все - от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями, говоря: возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя (Евр.2:11-13).

http://pravoslavie.ru/6695.html

Глава 24 1. Собрание в Сихеме-Силоме. 2–14. Милости Господа Аврааму и его потомкам. 15–24. Вопрос народу о выборе религии и его решение. 25–28. Возобновление Завета с Господом и его увековечение. 29–33. Кончина Иисуса Навина и первосвященника Елеазара. 34–36. Дополнение к тексту. Нав.24:1 .  И собрал Иисус все колена Израилевы в Сихем и призвал старейшин Израиля и начальников его, и судей его и надзирателей его, и предстали пред [Господа] Бога. Второе увещание произнесено было Иисусом Навином также перед всенародным собранием, которое одушевлено было мыслью о Боге и Его присутствии: «предстали пред... Бога». Народное собрание созвано было в Сихеме по нынешнему еврейскому тексту, многим позднейшим греческим спискам и основанным на них изданиям (например, Комплютенской Полиглотте и Альдинской Библии), с которыми согласуется славянская Библия, равно как по переводу блаженного Иеронима. Напротив, в древнем Ватиканском, Александрийском и некоторых позднейших списках перевода LXX вместо Сихема читается Силом. Первое из этих чтений может быть названо в настоящее время общепринятым с включением и нашей отечественной литературы 232 . В доказательство правильности его указывается на особенно важное значение Сихема, как священного города по религиозным воспоминаниям о патриархах, Аврааме ( Быт.12:7 ) и Иакове ( Быт.33:19–20,35:4 ) и по воспоминанию о недавнем религиозном событии, местом которого служили находящиеся около Сихема горы, назначенные для этого самим Моисеем ( Нав.8:30–35 ; Втор.11:29–30,27:4–26 ). При объяснении избрания Сихема для народного собрания при Иисусе Навине встречается, однако, немаловажное затруднение, представляемое словами Нав.24:26 : «и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господня» (по еврейскому тексту «бемикдаш Иегова»). «Святилище» было, как видно из Исх.25:8 , Лев.12:4 и др., одним из названий Скинии собрания. Если Сихем был местом народного собрания, то существование в нем Скинии Господней, которая поставлена была в Силоме ( Нав.18:1 ), возбуждает недоумение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010