И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились ( Быт. 2:18–25 ). Упор здесь явно сделан на мужчину и женщину, вместе образующих пару, одну плоть. Раввины, следуя традиции, восходящей ко II веку до Рождества Христова (ср. Книга Юбилеев 3:2–6), объясняли это место в том смысле, что Бог говорит Адаму о необходимости сотрудника. В стихе 18 Бог замечает, что человек – один и нуждается в помощнике. И сразу затем создает животных! Кому принадлежат сказанные после этого слова, что Адам все еще одинок ( Быт. 2:20 ), неясно, но последующий возглас Адама «Вот, это...» ( Быт. 2:23 ) наводит на мысль, что он их и произнес 20 . Если так, тогда Бог сотворил животных не для того, чтобы сделать помощника Адаму, но чтобы показать ему, что ему необходима супруга: «И нарек человек имена всем скотам.»; давая каждому имя, он замечает, что все животные существуют парами, и не понимает, что это значит, потому что чувство влечения еще не имеет силы над ним, ибо Священное Писание говорит: «Но сам Адам не нашел помощника, подобного ему» 21 . В том же смысле – как Божественное наставление Адаму – и «создание» женщины из ребра ( Быт. 2:22 ) интерпретируется как совершаемое Богом украшение невесты (Bereshit Rabbah. 18. 1. 2. b) 22 : Сам Бог был «другом жениха», ведя Еву к Адаму (Ibid. 18. 3. 2. b); при этом драгоценные камни Рая понимаются как указание на свадебные наряды (Ibid. 18. 1. 3. a–b). Неудивительно, что эти деяния Божии, приведшие к браку Адама и Евы, увенчались союзом, плодотворность которого отражена в плодородии самого Рая: Раввин Йошуа бен Корха сказал: «Они пошли спать вдвоем, а вышли всемером: Каин и его сестра-близнец, Авель и его две сестры-близнецы» (Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Не напрасно Писание дважды называет Ревекку девою. Сказав: девица была, оно прибавило: дева, которой не познал муж. Моисей, желая показать, что она не была такова, но была девицею в обоих отношениях, по телу и по душе, говорит: девица была; дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх. И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего. Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его. И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются. И тотчас вылила воду из кувшина своего в поило и побежала опять к колодезю почерпнуть, и начерпала для всех верблюдов его (Быт. 24: 16-20). Велико гостеприимство этой женщины, велико и целомудрие; то и другое весьма ясно можно видеть как из действий, так и из слов ее. Видишь ли, как ни целомудрие не вредило гостеприимству, ни гостеприимство не растлевало целомудрия? В том, что она не первая подошла и не сама начала разговаривать с мужчиною, обнаружилось ее целомудрие; а в том, что она не отказала в просьбе и не уклонилась, обнаружилось гостеприимство и великое человеколюбие. Человек тот смотрел на нее с изумлением в молчании, желая уразуметь, благословил ли Господь путь его, или нет (Быт. 24: 21). Что значит: с изумлением? Внимательно наблюдал и вид ее, и походку, и взор, и речь, и все, узнавая по движениям тела настроение души. Впрочем, он не ограничился одним этим, но употребил и другое испытание. Когда она напоила его, он не остановился на этом, но сказал ей: и спросил ее: чья ты дочь? скажи мне, есть ли в доме отца твоего место нам ночевать (Быт. 24: 23)? Что же она? Она незлобиво и кротко назвала отца, не обиделась и не сказала: кто ты, разведывающий, исследующий и расспрашивающий о нашем доме; но что? Я дочь, говорит, Вафуила, сына Милки, которого она родила Нахору; у нас много соломы и корму, и есть место для ночлега (Быт. 24: 24-25). Как прежде, она дала ему воды больше, чем сколько он просил, — он просил дать напиться только ему, а она предложила напоить и верблюдов, и напоила, — так и теперь: он просил только места, а она предложила и соломы, и сена, и многого другого, посредством всего этого приглашая его и привлекая в дом свой, чтобы получить награду за гостеприимство. Не будем же слушать это небрежно и просто, но, размышляя с собою о себе самих и сравнивая себя с ними, станем таким образом изучать добродетель этой женщины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Очевидно и то, что те, кто сильны мирским умом, не могут помышлять о том, что есть еще какая-нибудь более совершенная мудрость. Св. апостол Иаков говорил по этому поводу: «Мудр ли и разумен кто из вас? Докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину – это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская:» ( Иак.3:13–15 ). Ясно, что земная мудрость является душевной, a душевный человек не понимает духовное. Скорее, духовное он принимает за безумное. Так, св. апостол Павел сказал: «Но мы приняли не духа мира сего, a Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор 2:12–14 ). Глава IV Поразительны варвары: они верят в Ветхий Завет , в то же время обвиняя христианские таинства из-за их несоответствия с плотским мудрованием. Точно также и в том же самом они должны были бы быть не согласны с тем, что содержат Писания, однако они не сомневаются насчет них. Удивительно , что те богооткровенные Писания, в которые верят варвары, содержат много схожего с христианством, но это не кажется мудрецам нелепым. Им следует быть последовательными. Не посмеется ли над верой какой-нибудь надменный умник, когда услышит, что Бог Сотворил все из ничего, просто сказав: «Да будет, и стало " (al-Baqarah, ?? 117). Кто из них не поглумится, услышав, что Ева произошла из ребра Адама? ( Быт. 2:21–23 ). Поражаются ли они тому, что говорит Писание: – что змей говорил ( Быт. 3:1 ); – что Валаамова ослица разговаривала ( Чис. 22:28 ); – что жена Лота превратилась в соляной столп ( Быт. 19:26 ); – что жезл Моисея превратился в змея ( Исх. 4:3 ); – что Сарра, будучи неплодной, родила, после того как получила откровение ( Быт. 18:11–12; 21:2 );

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

Англ. Комм. Библия замечает, что еврейское слово, здесь употреблённое, слово необыкновенное и встречается только здесь и в главе XL. В главе XL м. Филарет переводит это слово «пропасть» и прибавляет, что Иосиф называет свою темницу от худшей, подземной её части. Англ. Библия думает, что это была особая башня с подземельем, построенная при доме начальника телохранителей, и которая находилась под управлением особого темничного начальника, избранного из числа офицеров начальника телохранителей. Слово, которое для изображения этой тюрьмы употребляет Иосиф в Быт. 40и которое м. Филарет переводит «пропасть», даёт, по мнению Англ. Библии, понятие о сводчатом круглом помещении. И был он там в темнице. Быт. 39:21 И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. Быт. 39:22 И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. В Пс. 104сказано об Иосифе: «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его». Весьма вероятно, что в первое время его заключения он подвергся этим истязаниям, обыкновенным в темнице, но по мере того, как Потифар разъяснял в уме своём происшествие с женою и в душу его проникало недоверие к словам своей жены, он, вероятно, приказал содержать Иосифа менее строго и засим обрёк его мысленно на вечное заключение, не заботясь более о его судьбе. Возвышение Иосифа в тюрьме с помощию Божиею зависело от ближейшего его начальника, которому вверена была тюрьма. Быт. 39:23 Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех. О. Герлах замечает, что Иосиф перенёс великое испытание, облегчаемое только явною милостию Божиею к нему. Тем не менее, чувствуя себя способным на великие дела, он видит, что лучшие годы его проходят в уединении и тишине темницы. Но таким именно путём ведёт Господь избранных своих: прежде чем выступить на предназначенное им Господом поприще, они долгие дни проводят в неизвестности и уединении. Так приготовлялись к служению путями Божиими Моисей, Давид, так, наконец, Сам Спаситель мира до 30 лет пробыл в неизвестности и перенёс искушение, пока явил себя миру во всём своём величии. Глава XL. Виночерпий и хлебодар фараона заключены в темницу; Иосиф разъясняет сны их; исполнение толкования снов; виночерпий забывает об Иосифе

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 49:21 Неффалим – теревинф рослый, распускающий прекрасные ветви 167 . В нашем тексте предлагаются два чтения пророчества о Неффалиме. Вопрос разрешается Семьюдесятью толковниками, которые должны были иметь в руках древнейшие и вернейшие манускрипты. Перевод их согласуется с текстом нашего перевода. Разница заключается в точках, означающих гласные, и изменение которых совершенно изменяет смысл речи. Второе чтение, означенное в примечании, есть обыкновеннейшее, но вместо серны стройной читают «серна выпущенная». Мы не можем умолчать о толковании, даваемом этому пророчеству некоторыми комментаторами, которые в «серне выпущенной» (шелуха) видели указание на Апостолов, по-еврейски «шелухим», причём сам удел Неффалима была страна, впоследствии известная под именем Галилеи, откуда вышли Апостолы, «говорившие прекрасные изречения», и о которых сказано: «коль красны ноги проповедующих благое» ( Рим. 10:15 ), что относят к быстроте ног серны, упомянутой в пророчестве. Быт. 49:22 Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; Повторение слов «отрасль плодоносного дерева» (т. е. Рахили) объясняют тем, что от Иосифа произошло два колена Израилева, между тем как от братьев его произошло только по одному колену (мнение Онкелоса). Выражение «ветви его простираются над стеною» означает то, что он не только осенял свой сад (семью), но что тенью и плодами его пользовались чужеземцы за стеною сада, т. е. египтяне. Быт. 49:23 огорчали его, и стреляли и враждовали на него стрельцы, Воспоминание бедствий Иосифа и предвидение, может быть, воинственной жизни происшедших от него колен. Быт. 49:24 но тверд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева, В последней фразе думают видеть пророчество об Иисусе Навине из колена Ефремова. Многие ещё, принимая во внимание, что Иосиф всею жизнию своею прообразовывал явление Мессии, полагают, что Иаков в пророческом провидении, говоря о страданиях Иосифа, переходит к образу будущего Искупителя. Впрочем, как Иосиф, так и Иисус Навин были прообразованием Спасителя (мнение Англ. Библии).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Стих 21: Желающие быть под игом закона, скажите мне, разве вы не подчиняетесь Закону? ( Гал.4:21 ). – Необходимо заметить, что под названным здесь Законом разумеются повествования Книги Бытия, и не то, – как полагают обыкновенно, – что нужно делать, или чего должно избегать; а названо Законом всё то, что говорится об Аврааме и его жёнах и детях ( Быт.15 ). И в другом месте мы читаем, что Законом также называются и пророки. Итак, слушает Закон тот, кто, по слову Апостола, взирает не на поверхность его, а на его внутреннейшее содержание (medullam); а не слушает Закона тот, кто, – подобно Галатам, – следует только его поверхностному значению (exteriorem corticem). Стихи 22, 23: Ибо написано, что Авраам имел двух сыновей, одного от рабыни, а другого от свободной. Но тот, который от служанки, был рождён по плоти, а тот, который от свободной – по обетованию ( Гал.4:22–23 ). – Объяснение [этого места] представляет большие трудности. Только Исаак, рождённый от Сары, был рождён по обетованию, но это не Исмаил, рождённый от Египтянки Агари. Действительно, Писание сообщает, что когда из-за преследований Сары Агарь бежала беременною, и явился ей Ангел в пустыне, и повелел ей подчиниться госпоже своей, то тот же самый Ангел при этом сказал следующее: Я весьма умножу семя твоё, и оно вследствие множества будет бесчисленно ( Быт.16:10 ). А после того об Исмаиле (конечно, никто не станет сомневаться в том, что это слова обетования) говорится: Он будет диким человеком, и руки его на всех, и руки всех на него, и будет он жить против лица всех братий своих. Но [на это] можно ответить, что обетование Ангела имеет меньшее значение, чем обетование Божие, ибо, как звезда по восходе солнца не даёт лучей, так и слова Ангела темнеют при сравнении с обетованием Божиим, и исчезают и считаются за ничто. Впрочем, такой ответ только по видимому имеет некоторое значение, потому что уничтожается вслед затем обязательными для нас словами Писания; ибо написано: Авраам же сказал Богу: Сей Исмаил да будет жив пред лицем Твоим ( Быт.17:18 ); и Бог отвечал Ему так: Вот Сара, жена твоя родит тебе Сына, и дашь ему имя Исаак, и установлю завет Мой с ним, и завет вечный и с семенем его после него.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Но не находится для Адама помощника, «соответственного ему» (см.: Быт 2:18 ). Причем слово «соответственного» (евр. «кенегдо») допускает два смысла: либо 1) «дополняющий, близкостоящий»; либо 2): «противоположный, противопоставленный». То есть счастье, если жена не противостоит мужу, и, наоборот, муж не противостоит жене, но они дополняют друг друга, являют подспорье. И есть интересный комментарий на этот стих: если муж будет исполнять волю Бога, жена будет помощница ему, а если наоборот, не будет, то жена будет сварливым наказанием для грешного мужа. « И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию » ( Быт. 2:21 ). Однажды одному богослову задали вопрос: «А почему Господь усыпил Адама, когда творил Еву?» Богослов был человек мудрый и ответил так: «Давай вот сейчас зарежем животное, разделаем, сольем кровь? Тут же кусочек вырежем, приготовим и подадим. Хороший у тебя будет аппетит?» Так и Господь учитывал, если хотите, и эстетические особенности человеческого восприятия, чтобы все это было, скажем так, естественно, красиво, благолепно… « И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего] » ( Быт. 2:21–23 ). Здесь мы видим: Адам встречается со своей женою. По-еврейски «мужчина», «муж» – это «иш», а «жена» – «иша». Иш, иша – это как бы даже рифмуется: жена от мужа. Таким образом, название жены «иша», можно перевести как «мужнина». И когда человек видит Еву, свою жену, пораженный ее красотою, ибо в ней была красота всех женщин, он проявляет свое поэтическое чувство. Может быть, в истории человечества впервые проявляется подобное чувство, причем именно в этот момент: « И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться ( – иша) женою, ибо взята от мужа ( – иш) [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть » ( Быт. 2:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Быт.38:21 . И спросил жителей того места, говоря: где блудница, которая была в Енаиме при дороге? Но они сказали: здесь не было блудницы. Название qedeschah, посвященная (т.е. богине разврата), в приложении к блуднице, ясно указывает на вавилонский культ Мелитты или Белитты, или ханаанский Астарты, причем в обоих культах плата блудниц вносилась в сокровищницу богини, что евреям строго и безусловно было воспрещено во Втор. 23:18 . Быт.38:23 . Иуда сказал: пусть она возьмет себе, чтобы только не стали над нами смеяться; вот, я посылал этого козленка, но ты не нашел ее. Иуда отказывается от дальнейших поисков мнимой «кедеша» (qedeschah) из опасения, как бы желание рассчитаться с женщиной по договоренности (получившей уже, однако, более ценные, в сравнении с козленком, вещи) не повело к насмешкам над ним: факт, – вместе с некоторыми другими, отмеченными в данном рассказе, чертами – свидетельствующий о достаточно высоком развитии нравственного чувства в семье Иакова, при всей наличности явлений, ему противных. Быт.38:24 . Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря: Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал: выведите ее, и пусть она будет сожжена. Как приговор Иуды (единоличный) над невесткой (обрученною Шеле) по подозрению в блуде характеризует патриархальный уклад жизни – в отличие от ограничений родительской власти в законе Моисея ( Втор. 21:18–21 ), так и род наказания – сожжение – указывает на дозаконную, патриархальную ступень еврейского уголовного права; может быть, эта казнь позаимствована Иудой у соседних филистимлян (филистимляне сожгли жену Самсона за измену ее мужу, Суд. 15:6 ). Между тем по закону Моисееву нарушительница супружеской верности была побиваема камнями ( Втор. 22:21 ), сжигалась же только впавшая в блуд дочь священника ( Лев. 21:9 ), поэтому традиция иуд. считала и Фамарь дочерью священника, по раввинам – дочь Сима или Мелхиседека, Beresch. r. Par. 85, s. 421. Возможно, наконец, что сожжение Иудою было назначено Фамари, как (предполагаемой) жрице Астарты ( Втор. 7:25, 12:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Лк.21:20 .  Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: Лк.21:21 .  тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, Лк.21:22 .  потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. Лк.21:23 .  Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: Лк.21:24 .  и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. О разрушении Иерусалима евангелист Лука говорит, в общем, согласно с Марком ( Мк.13:14 и сл.), но есть здесь и некоторые особенности. «Иерусалим, окруженный войсками» (стих 20). Некоторые (у нас – еп. Михаил) полагают, что евангелист Лука здесь объясняет, что такое «мерзость запустения», о которой говорит Марк (и Матфей). Но такое толкование ни на чем не основано. Окружение города войсками не есть еще «запустение» его... «Находящиеся в Иудее» (стих 21). Это относится к ученикам Христовым, как видно из 20 стиха ( «увидите» – «знайте»). Возможность бежать из города, следовательно, еще представится, несмотря на то что город будет окружен (стих 20). «Да исполнится все написанное» (стих 22). Тут подразумеваются многочисленные пророчества о погибели Иерусалима, в том числе и пророчество Даниила о 70 седминах ( Дан.9:26–27 ). «От острия меча» (стих 24) – точнее: «от уст меча» ( στματι μαχαρας). Меч изображен как кусающий зверь (ср. Быт.34:26 ; Втор.13:15 ). Согласно Иосифу Флавию, при осаде и взятии Иерусалима погибло около миллиона иудеев. «Отведутся в плен». В плен было уведено – большей частью в Египет и другие провинции – 97 тысяч. «Иерусалим будет попираем язычниками». Город здесь изображается как личность, с которой язычники будут обходиться с крайним презрением (ср. Ис.10:6 ; Откр.11:2 ). «Доколе не окончатся времена язычников», т.е. до тех пор, пока не пройдет период времени, назначенный язычникам для совершения приговора Божия о народе иудейском (св. Иоанн Златоуст ). Окончиться эти «времена» ( καιρο) должны ко второму пришествию Христа (ср. стихи 25–27), которое должно наступить еще при жизни слушателей этой речи (стих 28: «поднимите головы»). Поэтому здесь не может быть речи о долгих сроках и, следовательно, тут нет пророчества о падении язычества при Константине Великом и тем более об обращении «полного числа язычников» ( Рим.11:25 ) ко Христу. Понятно, что под пришествием Христа здесь нужно будет понимать не пришествие Его перед концом мира, а пришествие Его в Святом Духе или же считать речь о втором пришествии сказанной в духе ветхозаветных пророчеств (см. комментарии к Мф.24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с православной Церковью в учении о почитании святых мощей Мф.23:29 . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников». Объяснение. Если взять во внимание ст.30–34 этой же главы, то легко понять истинный смысл этого текста. Здесь Спаситель обличает не за украшение гробниц праведников, «ибо сие надлежало делать» ( Мф.23:23 ), а за то, что это доброе дело не соединялось с внутренним настроением фарисеев: Мф.23:25 . Кости праведников чудодейственны: Сир.49:12 ; 4Цар.13:21 , и почёт им был оказан ещё Моисеем: Исх.13:19 ; 4Цар.23:17–18 . Деян.13:36–37 . «Давид, в своё время послужив изволению Божию, почил, и приложился к отцам своим, и увидел тление; а Тот, Которого Бог воскресил, не увидел тления». Объяснение. Здесь, как видно из предыдущих 30–31 ст., говорится о воскресении Христа, а отнюдь не о почитании свят. мощей. Притом в ветхом завете всякий человек (след. и Давид) и телом и душой был под законом, был лишён благодати, и только в новом завете воплощение Сына Божия освятило наше бренное тело, соделав его храмом Святого Духа: 1Кор.6:14:19 , наконец, и Сам Иисус Христос говорил, что «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит»: Ин.14:12:21–22 . Иуд.1:9 . «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: да запретит тебе Господь». Объясн. Божию произволению угодно было не только сокрыть гроб Моисея, но и взять живым на небо с телом пророков Илию и Эноха: Быт.5:24 ; 4Цар.2:11–12:13:20 ; а потому из этого не следует, что и все тела угодников Божиих должны бы быть взяты на небо, дабы не ввести людей в идолопоклонство. Чествование святых мощей есть не что иное, как чествование силы Христовой, воздвигающей новых светильников в христианском мире, следовательно, никакого идолопоклонства здесь нет, а что останки святых в ветхозаветной Церкви никогда не износились из недр земли для благоговейного почитания, на это были особые причины, ибо до совершённого Христом искупления не было ни одного праведника в состоянии прославления: Евр.11:39–40 ; ныне тот закон прошёл: Евр.10:1 ; наступили новые благодатные времена: Гал.4:4 . В Новом Завете тело облагодетельствованного христианина, вместе с душой, является обителью Святого Духа. Если душа снискала помилование на суде Божием, то и тело прославляется, и обратно: 2Кор.4:10 ; 2Тим.1:10 ; 1Кор.15:48–49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010