Эти грешные колумбы, подобные Тувалкаину, отцу всех кузнецов «орудий из меди и железа» ( Быт.4:22 ), или Иувалу, отцу «всех играющих на гуслях и свирели» ( Быт.4:21 ), положили начало самому великому достижению, которым так гордится обезбоженный мир. Искусство – это молитва в никуда. «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» ( Быт.4:22 ). Таким образом, и потомки Сифа нравственно пали, смешиваясь с наиболее грешной половиной человечества. Добрым «остатком» являются лишь восемь человек: Ной и его близкие. «Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» ( Быт.6:9 ). Ной, прообраз Христа, спасает человечество и все земное творение, но не каждого человека лично, а человеческую природу в целом, обеспечив продолжение ее существования. Читая о потопе, невольно проникаешься мыслью о жестокости наказания, несовместимой с Божьим милосердием. Даже описание грехов падшего человечества, небывалой степени нравственного падения человека не изменяет впечатления. «И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись [все высокие] горы. И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, – все истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге» ( Быт.7:19-23 ). Обычно потоп оправдывается желанием Бога спасти человечество в целом от полной гибели, подобно тому как хирургу приходится ампутировать пораженный член, чтобы не погиб весь человек. Но ведь можно было просто изолировать Ноя и его семью от грешного общества, не уничтожая последнее. Вся проблема нашего непонимания заключается в том, что для нас жизнь – это, как правило, ее незначительный земной отрезок, без вечности.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Сказано: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» ( Кол. 3:14 ), – то есть любовь, подлинная любовь, пробуждает в человеке все лучшие качества и свойства души. И возможно, что именно она и помогает переносить любые испытания! И ему эти семь лет службы за Рахиль показались как несколько дней, потому что он любил ее! « И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней » ( Быт. 29:21 ). Свадьбу надо справлять: «Я же семь лет отработал!» И вот он требует: «Уже исполнилось время, чтобы войти к ней». Казалось бы, здесь мы наблюдаем некое плотское нетерпение со стороны Иакова. Но так ли это на самом деле? А что если такое рачительное рвение в брачном союзе обусловлено нетерпением в ожидании, когда же в этот мир родиться Миссия-Христос? Именно так реагировала, на рождение своего первенца наша проматерь Ева, когда, родив ребенка, она и воскликнула: «приобрела я человека от Господа» ( Быт. 4:1 )! Ей тогда действительно могло показаться, что реально исполнилось Первоевангелие: «И вражду положу между тобою (то есть диаволом, – О. С.) и между женою (то есть Церковью, – О. С.), и между семенем твоим и между семенем ее (то есть непорочной Девы, – О. С.); оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» ( Быт. 3:15 ). « Лаван созвал всех людей того места и сделал пир » ( Быт. 29:22 ). Лаван – злодей, это надо прямо сказать. Но он не может нарушать те обычаи, которые уже сложились в той местности. Если бы он не пригласил людей того места, над ним потом смеялись бы: «Что это за свадьба?!» « Вечером же взял [Лаван] дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней [Иаков] » ( Быт. 29:23 ). Дело в том, что на Востоке и сейчас молодых девушек с закутанным лицом выдают замуж. Вот эта прозрачная вуаль, которая есть у наших российских девушек, когда они выходят замуж, – это отголосок того восточного обычая, когда все лицо было замотано, иди-разбирай: то ли это Лия, то ли это Рахиль, то ли это кто-то еще! «Гюльчитай! Открой личико!»

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Быт. 48:15 И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Быт. 48:16 Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; Комментаторы находят в словах Иакова троекратное воззвание к Богу, намекая на таинство Святой Троицы. Заметим, во-первых, что «Ангел, избавляющий меня от всякого зла», есть Ангел-избавитель пророка Исайи ( Ис. 43:14 ); Ангел завета пророка Малахии ( Мал. 3:1 ); Ангел, «в котором имя Господне» ( Исх. 23:20–21 ); Ангел, боровшийся с Иаковом ( Быт. 32:24 ; см. второй комментарий к Быт. 32:24 ). Три воззвания суть: Бог, пред которым ходили отцы мои! Бог, пасущий меня до сего дня! Ангел, избавляющий меня от всякого зла! Глагол, относящийся ко всем трём воззваниям, «да благословит», стоит не во множественном числе, показывая, что все три едино суть (замеч. Лютера). да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, Кажется, торжественное принятие детей Иосифа, рождённых от дочери жреца египетского, в семью Израиля было необходимо, быть может, ввиду готовых возникнуть между братьями споров о непринадлежности к их семье обетования, как не были приняты в эту семью дети Агари, дети Хеттуры, дети Исава от хеттеянок. и да возрастут они во множество посреди земли. Быт. 48:17 И увидел Иосиф, что отец его положил правую руку свою на голову Ефрема; Обряд рукоположения как знак благословения и преподания благодатных даров, в первый раз являющийся, замечает митрополит Филарет, над сынами Иосифа, постоянно сохранялся в церкви израильской и передан в церковь христианскую ( Чис. 8 – посвящение левитов; Чис. 27:18–23 – постановление Иисуса Навина преемником Моисею; у Матфея ( Мф. 19:13 ) – при благословении детей; Деян. 6 – при посвящении диаконов; Деян. 13 – при отделении Павла и Варнавы на проповедь и др.). Правая рука всегда считалась важнее левой; по крайней мере, почётное место всегда было на правой стороне монарха или властелина ( 3Цар. 2:19 ; Пс. 44:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Исх.21:23 .  а если будет вред, то отдай душу за душу, Исх.21:24 .  глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, Исх.21:25 .  обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб. Если последствием драки, кроме преждевременных родов, будет нанесение повреждения самой беременной женщине, то в этом случае нужно поступать по следующему правилу: «душу за душу», т. е. жизнь за жизнь 16 , глаз за глаз и т. д. Составляя продолжение предшествующей речи, слова: «если будет вред, то» устанавливают и общее правило о возмездии за увечье ( Лев.24:20 ; Втор. 19:21 ; Мф. 5:38 ). Зло, причиненное одним евреем другому, должно быть наказано таким же злом, – возмездие простое, чувствительное и способное с силой предупреждать преступление. Исх.21:26 .  Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз; Исх.21:27 .  и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб. Общее правило, определяющее степень наказания за нанесенное увечье, не применяется к рабам, но его изменение ограничивает произвол и жестокое обращение с ними хозяев. Исх.21:28 .  Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват; Вол умерщвляется как опасное для жизни человека животное и притом согласно божественному определению ( Быт. 9:5 , Чис. 35:33 ). Не освобожденное от крови, мясо его не вкушается по общему закону, требующему вкушать мясо без крови ( Лев.17:10–14 ). Хозяин, не знавший о бодливости своего вола ( Исх.21:29 ), не виноват. Но побитие вола камнями и запрещение извлечь пользу из его мяса наносили хозяину столь значительный ущерб, что естественно побуждали его не относиться равнодушно к вопросу: не имеет ли вол наклонности бодаться? Исх.21:29 .  но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о сем, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти; Хозяин вола предается смерти за беспечное отношение к жизни ближнего. Виновником смерти является не столько неразумное животное, сколько он сам, имевший возможность устранить ее соответствующими мерами. Строгость наказания совершенно уничтожала возможность равнодушия к бодливости животного и заставляла заботиться о безопасности ближних.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

«Одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть " … Из кн. Бытия мы знаем, как это случилось. Первозданный Адам не устоял в своей праведности. По наущению жены, обольщенной диаволом ( Быт. 3:1–5,13 ; ср. 1Тим. 2:14 ; 2Кор. 11:3 ), он преслушал заповедь Божию, – захотел сделаться равным Богу, через что впал в грех гордости и своеволия. За этот грех Бог изгнал мятежных людей из рая и лишил их бессмертия ( Быт. 3:23,24 ; ср. Прем. Сол. 3:23,24). Вот происхождение в мир греха и наказания за него -смерти. «И смерть перешла во всех человеков, потому, что в нем все согрешили». – До Адама на земле не было людей. Он был нашим родоначальником ( Быт. 5:1–2 ; ср. 1Кор. 15:45 ). В нем все мы заключались, как ветви в своем корне. А так как Адам стал рождать детей по изгнании из рая, то, естественно, рождал их похожими на себя, с теми же склонностями, какие имел сам. Поэтому в Библии и говорится: «и родил Адам сына по подобию своему и по образу своему» ( Быт.5:3 ). Но образ Адама в указанное время был уже испорчен грехом; по необходимости потомки его, вместе с плотью и кровью, принимали в себя греховную заразу, греховные наклонности. Это можно пояснить житейскими примерами. Вообразим себе источник воды; если возмутить его в верховьях, – и дальнейшее течение этого источника будет грязным. Или: чахоточный человек рождает детей чахоточных же. Так и в роде людском... Потому-то смерть, как наказание Божие за грех, обладала над всеми без исключения людьми ( 1Кор.15:21–22 ). Она царствовала в мире еще до Моисея, когда не было у людей писанного закона и, следовательно, не было сознательных грехов, потому что, по сло- вам апостола, «грех не вменяется, когда нет закона» ( Рим. 5:13 ). Если же так, за что умирали лично неповинные пред Богом люди? Остается один ответ: За грех Адамский, который жил во плоти их и навлекал на них наказание Божие- смерть. Об этом общем причастии людей греху Адама знала ветхозаветная еврейская церковь . Уже в кн. Бытия засвидетельствовано, что «помышления сердца человеческаго – зло от юности», т. е. с детства. Праведный Иов яснее указывает на ту же истину: «кто родится чистым от нечистаго? Ни один» ( Иов.14:4 ). И в другом месте: «что такое человек, чтобы быть ему чистым, и чтобы рожденному женщиной быть праведным»? ( Иов.15:14 ). А св. царь Давид о самом себе исповедал в слух всего мира: «вот я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс. 50:7 ср. 3Ездр. 7:48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Двукратно указывает Лот на малость города, чтобы испросить у Господа его сохранение. Из Быт. 19: 21 видно, что и он был также предназначен к разрушению. Лот боится, что не успеет достигнуть гор, сознавая, как видно, что вся ложбина, по которой струился в то время Иордан (выходя, вероятно, из солёного озера, составлявшего нынешнюю северную часть Мёртвого моря), предназначена к разрушению. Цоар, или, как переводит русская Библия, Сигор (м. Филарет читает – Цоар), по всей вероятности, находился при южной оконечности долины Сиддим, может быть, при самом выходе Иордана в долину Вади-эль-Араба. Для тех, у коих нет перед глазами карты древней Палестины, мы присовокупляем, что к югу от Мёртвого моря находится так называемая солёная долина, а к востоку от Мёртвого моря простираются горы, впоследствии названные Моавитскими, куда переходит потом Лот из Цоара. Быт. 19:21 И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; Быт. 19:22 поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор. Некоторые думают, что Цоар был тоже уничтожен после того, как Лот оставил его (блаж. Иероним, Феодорит и др.), основываясь на Прем. 10:6 , где сказано: «спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов». Эти пять городов суть: Содом, Гоморра, Адма и Севоим, упомянутые в Втор. 29:23 , и пятый – Цоар. Но, сравнивая авторитет Второзакония с книгой Премудрости, которая признаётся апокрифической (см. Апостольские правила, пр. 85), и сопоставляя сему свидетельство Евсевия, надо полагать, что Цоар, переименованный в Белу, был сохранён и существовал ещё при римлянах, которые держали там гарнизон. Велика милость Божия к праведникам. Ради слабого волею, но чистого душою Лота и ради родства его с избранником Божиим Авраамом не только Господь дарует спасение городу, но ещё присовокупляет: " Я не могу (по милосердию) сделать дела, пока ты не придёшь туда». Быт. 19:23 Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт.42:17 . И отдал их под стражу на три дня. Заключение братьев под стражу, по намерению Иосифа, имело пробудить в них раскаяние в давнем преступлении их против Иосифа; цель эта, как видно из ст. 21–22, была достигнута; кроме того, упомянутой мерой Иосиф хотел показать братьям неизменность своего решения видеть у себя Вениамина. Быт.42:18–20 . И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь Бога: если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших; брата же вашего меньшего приведите ко мне, чтобы оправдались слова ваши и чтобы не умереть вам. Так они и сделали. Во 2-ой беседе своей с братьями Иосиф, еще не освобождая их от подозрения, смягчает, однако, тон речи и приговор свой, требуя оставления в залог лишь одного брата. Эту мягкость своего решения Иосиф мотивирует чувством страха Божия, которое, конечно, ручалось братьям, что правитель Египта не допустит ничего несправедливого в отношении к ним. Быт.42:21 . И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали [его]; за то и постигло нас горе сие. Приняв объявленное Иосифом решение его, братья, под влиянием того же чувства страха Божия, о котором упомянул Иосиф, и испытывают угрызения совести за вину свою пред Иосифом: в постигшем их бедствии они, согласно библейскому воззрению, видят возмездие за жестокость свою в отношении к брату. «Теперь восстает неподкупный судья – совесть, хотя и никто их не обличает и не приводит на суд: они обвиняют сами себя» ( Иоанн Златоуст , Бес. 64, 684). Быт.42:23–24 . А того не знали они, что Иосиф понимает; ибо между ними был переводчик. И отошел от них [Иосиф] и заплакал. И возвратился к ним, и говорил с ними, и, взяв из них Симеона, связал его пред глазами их. Прекрасная сцена раскаяния братьев, слышанная и понятая Иосифом (для отклонения подозрений он говорил с ними через переводчика; после о переводчике в сношениях Иакова и сыновей с египтянами не упоминается ввиду, вероятно, близости языков еврейского и египетского), до глубины души тронула Иосифа, но он, сделав усилие над собою, оставляет заложником Симеона, – по вышеприведенному вероятному предположению раввинов, главного виновника жестокого поступка братьев с Иосифом. По Мидрашу, он связал Симеона только перед глазами братьев, а по отбытии их освободил, кормил и поил (Beresch. r. 91, s. 450). Возвращение 9 сыновей Иакова к отцу и отказ его отпустить Вениамина

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И есть истолкование, что Потифар воспылал гневом на свою жену, потому что он, общаясь с Иосифом, понял, что это особый человек. Но тут же он понял, что ему не уберечь Иосифа, если он будет оставлять его дома с такой женой. И он решил: так как он начальник тюрьмы, взять его лучше к себе – пусть лучше Иосиф будет находиться при нем в тюрьме, чем находиться на свободе рядом с такой блудливой женщиной! « И взял Иосифа господин его и отдал его в темницу, где заключены узники царя » ( Быт.39:20 ). Вот свидетельство тому, что я сказал. Не просто к каким-то рабам бросили, а где были узники царя. А что значит « узники царя »? Сегодня царь посадил, а завтра простит, и опять он будет с ним рядом. Таких узников содержали очень хорошо. Иосиф оказался в такой привилегированной «зоне». « И был он там в темнице » ( Быт.39:20 ). И опять говорится: « И Господь был с Иосифом » ( Быт.39:21 ) – Бог не оставляет этого человека! Потому что этот юноша верил Господу, и Господь его не оставляет. « И Господь был с Иосифом, и простер к нему милость 30 , и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех » ( Быт.39:21–23 ). Вот две истории, два сексуальных скандала. Один случай, когда женщина вынуждена была пойти на то, на что она пошла, и другой случай: целомудренный молодой человек знает, что Бог вездесущ и не хочет совершать преступление пред глазами Бога. И он оказался в тюрьме. Но даже в тюрьме он оказался не просто среди каких-то бродяг, а там, где сидели царские узники, узники фараона. И его поставили в тюрьме руководить всем: кого кормить, кого в какое время выводить на прогулку – он за все там отвечает. И Господь был с ним. А о том, как сложится судьба Иосифа в Египте, как он поможет своим братьям, что будет происходить потом, мы будем беседовать в следующий раз, если будем живы и Господь позволит. Помолимся, братья и сестры. Спаси вас Христос! Беседа третья

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр. 6:16–17 ). «И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков» ( Отк. 10:5–6 ). «Клятва есть удостоверение в истинности сказанного и в исполнении обещанного, совершенное с благоговейным призыванием Самого Бога в свидетели истины и в каратели лжи и обмана. Когда же такая клятва дается по установленной Церковью и государством форме и с соблюдением предписанных ими обрядностей, она получает название присяги. Только этим одним и отличается присяга от клятвы в христианском обществе 30 . Клятва есть древнее установление, имеющее божественное происхождение, ибо Бог, чтобы показать людям непреложность Своей воли и Своих обетований, не только Сам употреблял клятву Самим Собой ( Быт. 22:16–17 . Амос. 6:8 ), но, запретив произносить имя Его напрасно ( Исх. 20:7 ), клясться во лжи ( Лев. 19:12 ; Зах. 8:17 ; Иер. 7:9 ) и именем богов ложных ( Иер. 5:7 ), повелел в важных случаях их жизни, в удостоверение истинности своих слов, клясться именем Его ( Исх. 22:11 ; Втор. 6:13 ; Иер. 12:16 ). И, действительно; исполняя повеление Господне, ветхозаветные люди в необходимых случаях клялись именем Божьим. Так, например, поклялся именем Божьим Авраам Авимелеху ( Быт. 21:23–24 ). Авраам же, посылая раба своего найти жену для сына своего Исаака из родного племени, потребовал клятвы от раба своего, и раб «клялся ему» ( Быт. 24:19 ). Клялся Господом Давид Саулу, что не искоренит потомства его ( 1Цар. 24:22–23 ). Клялись во времена Моисея, клялись и после него перед жертвенником в храме: «когда кто согрешит против ближнего своего, и потребует от него клятвы, чтобы он поклялся» ( 3Цар. 8:31–32 ). А о том, что и в Новом Завете христиане будут клясться именем Божьим, дважды предсказано было пророком Исаией (45:23, 19:18–21, 65:15–16 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В настоящее время паломники иногда заходят в эту мечеть, но сейчас в Хеврон стараются никого не возить, потому что там напряженная ситуация. Но принято, что именно в этом месте христианские и иудейские женщины, у которых нет детей, молятся, чтобы родился ребенок. Или мужчина приезжает туда, молится, потому что у него нет наследника. Два таких места есть в Палестине: это как раз пещера Махпела и могила Рахили, которая умерла от родов между Вифлеемом и Иерусалимом. Именно в этих местах молятся о чадородии. Погребение Сарры. Гюстав Доре И говорил им [Авраам] и сказал: если вы согласны, чтобы я похоронил умершую мою, то послушайте меня, попросите за меня Ефрона, сына Цохарова, чтобы он отдал мне пещеру Махпелу, которая у него на конце поля его, чтобы за довольную цену отдал ее мне посреди вас, в собственность для погребения. Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых … (Быт. 23, 8–10). Что означает выражение: Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых ? Оно означает, что Ефрон был очень важным человеком. Ефрон же сидел… во вратах города (Быт. 23, 10). Вот здесь упоминаются врата города, то есть он не просто восседал – он был судья Хетский. Врата города в древности – это то место, где совершались судебные акты (Втор. 21, 19; 22, 15). Почему у врат города? Если человека приговаривали к изгнанию, его сразу через эти врата и прогоняли, а если его миловали – его оставляли. А если к казни приговаривали – выводили из города и совершали казнь, по другую сторону ворот и пред глазами судии (Втор. 17, 5). Ефрон же сидел посреди сынов Хетовых; и отвечал Ефрон Хеттеянин Аврааму вслух сынов Хета, всех входящих во врата города его, и сказал: нет, господин мой, послушай меня: я даю тебе поле и пещеру, которая на нем, даю тебе, пред очами сынов народа моего дарю тебе ее, похорони умершую твою (Быт. 23, 10–11).– Казалось бы, Ефрон предлагает бесплатно отдать погребальное место этому уважаемому человеку, Аврааму, которого называют князем Божиим, царем среди племен Ханаана. Но Авраам отказывается. Он отказывается получить бесплатно эту землю, потому что у язычников, у безбожников, как правило, короткая память.

http://pravoslavie.ru/109964.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010