Прем.10:12 . сохранила его от врагов, и обезопасила от коварствовавших против него, и в крепкой борьбе доставила ему победу, дабы он знал, что благочестие всего сильнее. 12 . Первая половина стиха одинаково может быть отнесена и к преследованию Иакова Лаваном ( Быт. 31:23 ) и к его боязни при возвращении в Ханаан нападения Исава ( Быт. 32:7–8 ); «…в крепкой борьбе доставила ему победу…» Слова относятся к борьбе Иакова с Богом ( Быт. 32:24, 28, 30 ; Ос. 12:3–4 ). Этот библейский рассказ писатель кн. Премудрости понимает как символ того, что «благочестие всего сильнее», что для надеющегося на Бога ничто не страшно. Мысль отвечающая 28 ст. XXXII гл. кн. Бытия. Прем.10:13 . Она не оставила проданного праведника, но спасла его от греха: Прем.10:14 . она нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах, и потом принесла ему скипетр царства и власть над угнетавшими его, показала лжецами обвинявших его и даровала ему вечную славу. 13–14 . Пример Иосифа, «проданного праведника» ( Быт. 37:25–28 ), которого премудрость «спасла от греха», разумеется клевета жены Потифара ( Быт. 39:7–12 ). – «Она нисходила с ним в ров и не оставляла его в узах…» Бог спас Иосифа и из сухого колодца, куда его бросили на голодную смерть братья ( Быт. 37:22 ) и из египетской тюрьмы ( Быт. 39:20–21 ); «принесла ему скипетр царства…» – ср. Быт. 41:39–40 . «…Показала лжецами обвинявших его…» – разумеется клевета жены Потифара ( Быт. 39:14–18 ); «даровала ему вечную славу…» – бессмертную память в потомстве (ср. Прем.4:1, 8:13 ). Прем.10:15 . Она освободила святой народ и непорочное семя от народа угнетавших его, 15–21 . В этом отделе говорится об участии Божественной Премудрости в освобождении израильского народа от египетского рабства. 15 . Название народа еврейского «святым народом» и «непорочным семенем» не соответствует действительному состоянию его во время исхода из Египта ( Иез. 20:8, 23:3 ). Непостоянство в религии, склонность к идолопоклонству, малодушие и ропот исторически более верно характеризует евреев в момент исхода. Писатель кн. Премудрости берет не эту историческую сторону, а идеальную, каким должен быть еврейский народ, какое его назначение ( Исх. 19:5–6 ; Втор. 26:18–19 ). Назначение евреев быть народом святым, и уже по одному этому они удостаиваются милостивого попечения о них Премудрости Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Всех богоявлений и откровений Божиих Аврааму было восемь: Первое, в Уре Халдейском, когда Господь повелел Аврааму оставить свое отечество ( Быт. 12:1–3 ). Второе, в Сихеме, где Господь объявил Аврааму, что эта земля будет принадлежать ему. Здесь был первый жертвенник Авраамов ( Быт. 12:7 ). Третье, около Вефиля, по разлучении Авраама с Лотом ( Быт. 13:3,14 ). Четвертое, в ночном видении, когда Авраам вступил в завет с Богом ( Быт. 15 ). Пятое, при котором Авраам и Сарра получили новые имена и установлено обрезание ( Быт. 17:1–21 ). Шестое, когда Авраам принял трех странников и узнал о гибели Содома ( Быт. 18 ). Седьмое, бывшее по случаю изгнания Агари и Измаила ( Быт. 21 ). Восьмое, при жертвоприношении Исаака ( Быт. 22 ). 23. Исав и Иаков (Быт. 25) Два сына Исаака – Исав и Иаков явились родоночальниками двух народов – идумеев или эдомитян и израильтян или евреев. Несмотря на быстрый рост потомства Исава, младший народ – потомки Иакова – вскоре превзошел своих братьев и поработил их себе. Окончательно идумеи были подчинены Иоанном Гирканом (за 120 лет до Р.Х.), который заставил их принять обрезание. Тем самым идумеи подчинились евреям не только в политическом, но и религиозно-нравственном отношении. С этого времени имя идумеев, как отдельного народа, исчезает из истории. В высшем духовно-таинственном смысле судьбы потомков Иакова и Исава имели, по толкованию Апостола, прообразовательное значение. Они предсказывали судьбу двух народов – иудеев, плотских потомков Исаака и христиан – верующих из всех народов. Исав, которому по первородству принадлежали особые преимущества, прообразовал евреев, которым, как Богоизбранному народу, принадлежали великие блага «всыновление и слава, и заветы, и законоположение, и служение, и обетование, от них произошел по плоти и Искупитель человечества» ( Рим. 9:4–5 ), Иаков был прообразом язычников. Но несмотря на это, евреи не наследовали великих благ обетований, данных их отцам. Вместо плотского Израиля в Церковь Христову были призваны верующие из всех народов. Это отвержение плотских потомков Авраама и избрание духовного Израиля и предуказано было в обстоятельствах рождения Ревеккою Исава и Иакова. Это избрание одного и отвержение другого, спасение человека вообще, зависит от божественного предопределения, которое основывается на предвидении и правосудии Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Быт. 35:21 И отправился [оттуда] Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. Башня стада, с высоты которой наблюдали за безопасностию стад от разбойников и диких зверей (так объясняет м. Филарет и Англ. Библия). М. Филарет прибавляет, что место этого имени находилось близ Иерусалима. «Столпе пастве мгляный», говорит пророк Михей ( Мих. 4:8 ). Но по псевдо-Иоанафану, место того же имени находилось близ Вифлеема. Быт. 35:22 Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего [Иакова]. Любопытно сказание, сохранённое в книге Яшар, в халдейских (сирских) таргумах Ионафана и в Талмуде (Шаббат, folio 55; ссылка Migne les apocryphes. T. II, colonne 1172, note 1301). Сказание этот говорит, что после смерти Рахили Иаков поселился в шатре Валлы, и что Рувим, оскорблённый пренебрежением, оказанным матери его Лии, вошёл в шатёр Валлы и выкинул из него постель отца своего. По другому апокрифу (завещание XII патриархов), сохранён библейский рассказ с добавлением, что Рувим увидел Валлу обнажённую, лежавшую в беспамятстве от вина. И услышал Израиль Слов «и принял то с огорчением» нет в еврейском тексте. По этому случаю Англ. Библия замечает, что само молчание еврейского текста о чувствах Иакова сильнее, чем добавление LXX, выражает скорбь патриарха, которая, долго сдержанная, высказана в словах умирающего Иакова ( Быт. 49:3–4 ). [и принял то с огорчением]. Сынов же у Иакова было двенадцать. Быт. 35:23 Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. Быт. 35:24 Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. Быт. 35:25 Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. Быт. 35:26 Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии. Этою родословною и смертию Исаака (ниже, Быт. 35:28–29 ) заканчивается повествование о жизни патриархов в земле Ханаанской. По расчислению м. Филарета (см. также расчёт Кенникотта), Исаак жил ещё лет 13 или 12 в Ханаане после возвращения Иакова из Падан-Арама, и, стало быть, продажа Иосифа в Египет совершилась во время жития Исаака. Но священный повествователь соединяет здесь и в следующей главе все события, имевшие место в земле Ханаанской, перечисляет сынов Иакова и даёт родословные списки Исава с тем, чтобы сосредоточить затем всё внимание на Иосифе и истории его, которая составляет важнейшую эпоху в жизни потомства Израиля, ибо она была одною из причин переселения в Египет Иакова и сыновей его и ею заканчивается первая книга Моисея, книга, рисующая семейный быт патриархов, связуя эту книгу с книгою Исход, в которой потомство Израиля является уже целым народом, которому вручаются для хранения обетования и закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 40:17 в верхней корзине всякая пища фараонова, изделие пекаря, и птицы [небесные] клевали ее из корзины на голове моей. Быт. 40:18 И отвечал Иосиф и сказал [ему]: вот истолкование его: три корзины – это три дня; Быт. 40:19 через три дня фараон снимет с тебя голову твою Слова (говорит Англ. Библия) те же, что и употреблённые в Быт. 40:13 , с изменением лишь «снимет голову твою с тебя» (вместо вознесёт главу твою). И м. Филарет, и Англ. Библия полагают, что обыкновенная казнь в Египте состояла в обезглавлени, и тело казнённого вешалось потом на дереве для поругания и чтобы лишить его погребения. Некоторые, однако – напр., Онкелос, – полагали, что, может быть, употреблялась и казнь крестная. Англ. Библия делает ещё предположение, что, быть может, слова «снимет с тебя голову» в еврейском означали просто смертную казнь, как в латинском – capite plecti. и повесит тебя на дереве, и птицы [небесные] будут клевать плоть твою с тебя. Быт. 40:20 На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии и главном хлебодаре среди слуг своих; День рождения праздновался в Египте, как видно из памятников его, в самой высокой древности. См. у Вилкинсона «Обычаи древних египтян» (Vol. V, p. 290). Быт. 40:21 и возвратил главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону, Быт. 40:22 а главного хлебодара повесил [на дереве], как истолковал им Иосиф. Быт. 40:23 И не вспомнил главный виночерпий об Иосифе, но забыл его. Глава XLI. Два сна фараона; Иосиф объясняет их и даёт совет фараону. Возвышение Иосифа; рождение Манассии и Ефрема. Начало голода Быт. 41:1 По прошествии двух лет Вероятно, от освобождения виночерпия. Так понимает эти слова м. Филарет. фараону снилось: вот, он стоит у реки; Аур – египетское слово, и коптское Иаро совершенно соответствует по форме еврейскому Иеор. Слово это означает великую реку и употребляется часто в Пятикнижии для означения Нила, который на египетском языке имел два названия: одно – упомянутое Аур, с прибавлением Аа (великий), а другое – священное Хапи, т. е. Апис, как передали нам это слово греческие писатели (см. Комм. Англ. Библию ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт.35:21–22 . И отправился [оттуда] Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего [Иакова]. И услышал Израиль [и принял то с огорчением]. Сынов же у Иакова было двенадцать. К тяжкому семейному горю патриарха присоединилось другое: бесчестие ложа его со стороны первенца его Рувима (может быть, стоявшее в связи со смертью Рахили и притязанием Рувима на фактическое первородство), имевшее место около «башни Гадер» или «башни стад» (Vulg: «turris gregis»), по преданию, лежавшей к югу от Вифлеема (некоторые, впрочем, на основании Мих. 4:8 сближали эту башню стад с «овечьими воротами» ( Ин. 5:2 ) в Иерусалиме, но к повествованию данного места более подходит первая дата). «И услышал Израиль», – несомненно с огорчением, как и дополняют еврейский текст LXX толковников. За это тяжкое преступление Рувим лишен был Иаковом прав первородства ( Быт. 49:3–4 ). Иудейские толкователи, однако, смягчали вину Рувима; между прочим, указывали, что 1-й пророк – Осия был из колена Рувима. Быт.35:23–26 . Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии. С рождением Вениамина исполнилось число сыновей Иакова – 12, почему все они, с указанием деления их по 4 матерям, здесь перечисляются. Замечание, что все они родились в Месопотамии, требует, конечно, ограничения относительно Вениамина, родившегося в Ханаане. Быт.35:27–29 . И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, [ибо он был еще жив,] в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон [в земле Ханаанской,] где странствовал Авраам и Исаак. И было дней [жизни] Исааковой сто восемьдесят лет. И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его. Иаков со всем своим станом приходит, наконец, к отцу своему Исааку. Последний в это время имел около 167 лет (от бегства Иакова прошло ок. 30 лет, ср. толкование на Быт. 27:1 ), так что смерть его (ст. 28) последовала еще лет через 13, (цифра 167 л. может быть получена и так: Иосиф продан был в Египет в 17 лет, Быт. 37:2, 28 , и до прибытия туда Иакова с семьею жил в Египте около 23-х лет; следовательно, Иакову, во время прихода в Египет имевшему 130 лет, Быт. 47:9 , при продаже Иосифа было около 107 лет; откуда Исааку – 167 л., Быт. 25:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Священник : Я уже раскрыл его весьма пространно, однако повторю: Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ). Но благодать Божия не принуждает. Человеку дана свобода принять или отвергнуть ее. Спасается тот, кто принял благодать, то есть воспользовался своей богодарованной свободой, для того чтобы дать ей действовать в нем, и через это стал соработником Самому Богу. Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною ( Откр.3:20 ), говорит Господь. Но путь следования Ему узок и тернист, и потому много званых, а мало избранных ( Мф.20:16 ). Итак, Бог хочет спасения всех людей, но спасает или осуждает каждого не по произволу, а по делам его. Глава 16. О семи святых таинствах Премудрость построила себе дом и утвердила семь столпов 101 ( Притч. 9:1 ). Священник : Таинство есть богоустановленное священнодействие, в котором преподается Божественная благодать. Семь святых таинств Церкви Христовой суть: 1. Крещение . 2. Миропомазание . 3. Причащение (Евхаристия) . 4. Исповедь (покаяние) . 5. Священство . 6. Брак . 7. Елеосвящение . Но прежде чем говорить о них, укажем на особое место числа семь в Ветхом и Новом Завете, ибо числом этим ознаменовано множество событий Священного Писания. Так, в день седьмый почил Бог от всех дел Своих (см.: Быт.2:1–2 ); семь пар чистых животных и птиц повелел Бог Ною взять с собой в ковчег прежде потопа (см.: Быт.7:2–3 ), о котором возвестил, что и он наступит через семь дней (см.: Быт.6; 7 ). В седьмой месяц остановился ковчег на горах Араратских ( Быт.8:4 ), а спустя семь дней Ной вторично выпустил голубя из ковчега, и тот вернулся, неся в клюве зеленую оливковую ветвь (см.: Быт. 8:10–11 ). Праотец Авраам дал царю Авимелеху семь агниц во свидетельство союза между ними (см.: Быт.21:28–30 ), а патриарх Иаков седмикратно поклонился брату своему Исаву (см.: Быт.33:3 ). Фараон видел во сне семь коров тучных и семь худых, семь колосьев полных и семь пустых (см.: Быт.41:1–7 ). Моисею повелел Бог изготовить для скинии Завета светильник из чистого золота и возложить на него семь лампад (см.: Исх.25:31–37 ). Через Моисея же учредил Он семь дней перед Пасхой, в которые полагалось вкушать безквасный хлеб (см.: Исх.12:19 ), семинедельный промежуток от Пасхи до Пятидесятницы (см.: Лев.23:15–16 ) и семь субботних (т.е. сорок девять) лет перед годом отпущения и покоя (см.: Лев.25:8–10 ; Ис.61:1–4 ; Лк.4:16–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

« И сказал Исаак Иакову: подойди [ко мне], я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? » ( Быт. 27:21 ) У него сомнения, голоса-то разные! « Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы » ( Быт. 27:22 ). Тут отец, что называется, больше доверяет «на ощупь». Но есть и другое объяснение: Иаков, объясняя, почему скоро пришел, пояснил: «потому что Господь Бог твой послал мне навстречу» ( Быт. 27:20 ). И Исаак, услышав, что предполагаемый «Исав» призывает во свидетельство Имя Божие («Господь Бог твой послал мне» ( Быт. 27:20 )), удивляется и говорит: «голос, голос Иакова» ( Быт. 27:22 ). То есть, он привык к тому, что только Иаков причину происходящего видел в Боге, а Исав причину всего видел в себе. Но есть и аллегорическое истолкование слов: «голос, голос Иакова; а руки… Исавовы» ( Быт. 27:22 ): «Это означает, что Слово, прообразовавшее в Иакове таинство [искупления] (то есть его переодевание, символизировало собою, приоткрывало тайну Боговоплощения, – О. С.), стало также голосом пророков (то есть доминирующей темой, – О. С.), приоткрывая в них будущее. А руки Его (то есть Христа, – О. С.) стали руками Исава (когда Он взял на Себя все дела рук наших, – О. С.), ибо Оно (то есть божественное Слово, – О. С.) было предано смерти за грехи народа» 302 . « И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его » ( Быт. 27:23 ). Патриархом становится Иаков. Имя «Иаков» обозначает «обманщик» или «тот, кто создает преткновения». Теперь все, исправить ситуацию уже нельзя: первенец потерял свой статус. Еврейский народ потерял свой статус, мы знаем об этом. Теперь новый Израиль, новые дети Авраама – это православные христиане ( Рим. 2, 28–29 ). И вот он благословляет своего сына, и мы читаем далее: « И сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я » ( Быт. 27:24 ). Уже после благословения. Здесь он уже загнан в некий угол, то есть он до конца старался все-таки говорить точно, говорить правду. Но здесь уже ситуация более сложная.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но всем этим древним человеческим родам и племенам, как видно, не суждено было продолжать жизнь на земле; когда они умножились и основали уже многие города на Азиатской первичной суше, их постигло страшное бедствие; общий всемирный потоп истребил их, а с ними и, всякую живую душу на Земле, от гада до зверя и скота. От этого всемирного погрома, как полагают, бывшего за 3252 года до Рождества Христова или более чем за пять тысяч лет до нашего времени, уцелел только один праведный Ной с семейством, состоявшим из восьми человеческих душ обоего пола, сохранившихся в плававшем ковчеге, воздвигнутом по повелению спасающего их Бога, а при этом спаслись с ними и животные, бывшие в ковчеге. Об этом событии бытописатель повествует. – «Растлеся же земля пред Богом, и наполнися земля неправды. И виде Господ Бог землю и бе растленна, яко растли всяка плоть путь свой на Земли. И рече Господ Бог Ною, время всякого человека прииде пред мя, яко исполнися земля неправды от них: и се аз погублю их и землю. Сотвори убо себе ковчег от древ не гниющих четвероуголных: гнезда сотворити в ковчеге, и посмолиши его внутруду и внеуду смолою и тако сотворити ковчегъ, трех сот локтей долгота ковчега, и пятидесяти локтей широта и тридесяти локтей высота его» 235 ( Быт.6:11–5 ). Аз же наведу потоп, воду на землю, погубити всякую плоть, в ней же есть дух жизни под небесем, и елико суть на земли, скончаются ( Быт.6:17 ). И поставлю завет мой с тобою: внидеши же в ковчег ты, и сынова твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. А от всех скотов, и от всех гад, и от всех зверей и от всякие плоти, два два от всех введеши в ковчег, да питавши с собою, мужеский пол и женский будет» ( Быт.6:18–19 ). Ты же возми себе от всех брашен, яже имати ести, и собереши к себе, и будет тебе и оным брашно. ( Быт.6:21 ). Вниди ты и весь дом твой в ковчег, яко тя видех праведна предо мною в роде сем, от скотов же чистых введи к себе седмь, мужеский пол и женский, а от скотов же нечистых два два мужский пол и женский. И от птиц небесных чистых седмь, седмь, мужский пол и женский, и от всех птиц нечистых две, две, мужский пол и женский, препитати семя по всей земли. ( Быт.7:3 ). И сотвори Ное вся, елико заповеда ему Господь Бог . ( Быт.7:5 ). И бысть потоп четыредесять дней и четыредесять ночей на Земле, и умножишася вода и взя ковчег, и возвыси от Земли, и возможаше вода и умножишася зело на земли, и ношашеся ковчег верху воды ( Быт.7:18 ). И потребися всякое востание, яже беша на лице всея земли, от человека даже до скота и гадов и птиц небесных и потребишася от земли: и оста Ное один и иже с ним в ковчезе ( Быт.7:23 ). Так поступил Бог с человеком, преступившим Его заповеди и забывшим Его благодеяния, родом растленным, ходившим путем неправды.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Быт. 29:21 И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней. Быт. 29:22 Лаван созвал всех людей того места и сделал пир. Быт. 29:23 Вечером же взял [Лаван] дочь свою Лию и ввел ее к нему; и вошел к ней [Иаков]. Невесту вводили в назначенную ей комнату не иначе, как под покрывалом. Обычай этот сохраняется на Востоке не только у мусульман, но и у христиан. Быт. 29:24 И дал Лаван служанку свою Зелфу в служанки дочери своей Лии. Быт. 29:25 Утром же оказалось, что это Лия. И [Иаков] сказал Лавану: что это сделал ты со мною? не за Рахиль ли я служил у тебя? зачем ты обманул меня? Быт. 29:26 Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; «Если бы Лаван, – говорит митрополит Филарет, – хотел истинно соблюсти порядок и принятый обычай, то должен был открыть своё намерение Иакову прежде условия о семи годах работы. Употреблённая же им хитрость показывает, что он желал не столько воздать справедливость старшей дочери своей, сколько приобрести в зяте дешёвого работника на другие семь лет» (Зап. Ч. ΙΙ, стр. 60). И м. Филарет, и О. Герлах замечают, что Иаков мог бы потребовать из дому отца своего если не всю следующую ему часть имения (как младший даже брат он имел право на третью часть), то, по крайней мере, вено, или калым, своей невесты, но он предпочёл лишить себя всего, лишь бы не питать вражды брата своего. Быт. 29:27 окончи неделю этой, Т. е., поясняют и м. Филарет, и О. Герлах, и Англ. Библия, не семь лет прежде за Рахиль отработай, а кончи первую неделю сожития с Лией, после чего ты немедленно вступишь во второй брак с Рахилью, за которую и будешь работать ещё 7 лет (см. конец этого стиха и Быт. 29:30 ). Мы видим в последующем рассказе, что Иаков женился вторым браком немедленно и после брака с Рахилью служил семь лет. Брак с двумя сёстрами не был ещё запрещён, как впоследствии ( Лев. 18:18 ), писаным законом. Многожёнство не было формально запрещено даже Моисеем. Христианству принадлежит полнота нравственного законодательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 18:17 И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать! Быт. 18:18 От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, Быт. 18:19 ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем. Выражение «утаю ли Я от Авраама, что хочу делать», объясняется последующими двумя стихами. От Авраама произойдёт великий народ, в нём благословятся народы, и он должен заповедать сынам своим ходить путём Господним. Народы великие суть народы разумные – это те народы, жизнь и нравственные начала которых приближаются по возможности к мысли Божией, к закону Божию, вот почему Господь не утаивает от Авраама и в лице его потомства его тайны суда своего над нечестивыми, грешными и злыми. Авраам по сердцу своему и по вере своей назывался «другом Божиим» (так читают слова, переведённые у нас раба Моего ( Быт. 18:17 ), и так, должно быть, читали во времена апостольские, что явствует из Иак. 2:23 ). Выражение «друг Божий» означало единство мысли – насколько это возможно – между конечным созданием и Иеговой, но это единство мысли заключалось и в отвращении от дел народа, глубоко испорченного и злого, для которого нет возврата к добру. Мысль человеческая, как отблеск мысли Божией, предвидит скорый суд Господень над подобным обществом. Вот значение слов «утаю ли…» и проч. Быт. 18:20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; Сравни Быт. 4 – кровь Авеля, вопиющего к Богу; Быт. 6:12–13 о растлении земли перед потопом: «земля наполнилась от них злодеяниями». Вопль Содомский, т. е. вопль на жителей Содома, как изъясняет Быт. 18:21 , есть жалоба к Богу оскорблённых, ограбленных и угнетённых злыми жителями развращённых городов. В апокрифической книге Яшар находим предания, сохраняющие воспоминание главнейшее о грабительстве и злобе жителей Содома и других погибших городов в отношении к странникам и о несправедливости их судей, потворствовавших беззаконию. К этому присовокупляется и грех тяжкий, т. е. разврат, который постоянно сопровождается кровожадностью, чему лучшим примером может служить императорский Рим с его Тибериями, Калигулами, Неронами, Гелиогабалами, которые удивляли мир сочетанием самого наглого разврата с жаждою крови и зрелищ страшнейших терзаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010