Стих 15. Не любите мира, ни яже в мире. Под миром апостол разумеет не совокупность творений Божиих – как получивших своё бытие от Бога и о которых Сам Господь по завершении творения сказал, что всё сие добро зело ( Быт.1 ) – и не род человеческий вообще, который любим Самим Богом ( Ин.3:10 ), но всё то, что в мире и людях испорчено грехом и даёт пищу греху – что сделалось враждебным Богу ( Иак.4:4 ) и лежит во зле ( 1Ин.5:19 ), иначе сказать то, что в самом человеке влечёт его ко греху ( Рим.7:17 →). Частнее апостол определяет (стих 16), что такое этот мир, а именно: похоть плотская, похоть очес и гордость житейская. Он называет здесь те душевные состояния или страсти, который возбуждаются предметами мира, показывая тем что не самые предметы неодушевлённые и одушевлённые нечисты, а неправильное употребление их, воззрение на них с нечистыми мыслями делает их поводом ко греху ( Мф.5:28 ); делает их нечистыми. Прекрасное создание Божие жена, но и одно нечистое воззрение на неё может повести человека ко греху ( Мф.5:28 ); невинно вино, говорит Премудрый, но пьянство укоризненно ( Притч.20:1 ). Так рождается похоть плотская. Другая похоть – похоть очей, то есть всякое порочное желание видеть, знать и испытывать. Она рождается при виде всего, обладание чем может доставить человеку удовольствие, например, при виде богатства ( Еккл.4:8 ). Ад и погибель не насыщаются, такожде и очи человечестии несыти ( Притч.27:20 ). Наконец, гордость житейская, желание поставить себя выше других, превозношение даже действительными достоинствами ( Лк.18:11 ). Начало греха гордыня ( Сир.10:15 ), а в гордости погибель и развращение много ( Тов.4:13 ). Таков, по апостолу, мир. Не любить мира, значит не любить своих страстей, своих порочных расположений , влекущих к миру и в его предметах находящих себе пищу, а затем – не любить и того, что возбуждает эти страсти, коль скоро мы не умеем надлежаще управлять ими. Стих 17. Мир преходит, и похоть его. Мир не вечен, и предметы, которыми так увлекается человек, не долговечны; сам человек и его страсти скоропреходящи: но особенно важно то, что человек никогда не может удовлетворить своих страстей; после того, как он достигает высшей степени удовольствий, он должен сказать с Екклезиастом: и се вся суета и произволение духа ( Еккл.2:11 ). Не таков творяй волю Божию: исполнение заповедей Божиих более и более укрепляет волю и силы самого человека. Предмет и цель его желаний – Сам Бог – вечен и совершенен и может удовлетворить самым высоким стремлениям человека, тем доставив ему постоянное, вечное блаженство. Такой человек пребывает во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

3:6–12 Народ не только приносил неполноценные жертвы, но также утаивал десятину, формально по причине скудных урожаев, собираемых с полей. Но утаивание десятины означает кражу у Господа. И Господь по справедливости лишил народ Своего благословения. Народ согрешил также неверием в то, что Господь даст людям все необходимое, если только будут исполняться Его повеления. Итак, Господь призывает народ испытать Его. Если народ поступит по слову Божию, благословения ему будут столь обильны, что все люди, увидев их собственными глазами, провозгласят Израиль блаженным. 3 Я Господь, Я не изменяюсь. Неизменность воли Божией проявляется в Его цели благословить Свой избранный народ. Благодаря этому народ Божий уцелел ( Исх. 34,6.7 ; Иер. 30,11 ). 3 обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам. Повеление Божие раскаяться связано с Его обетованиями (ср. Зах. 1,3 ; Иак. 4,8 ). Грех служит преградой между Богом и людьми и причиной того, что Бог отвращается от них ( Ис. 59,2 ). 3 Десятиною. Т.е. десятой частью ( Иез. 45,11.14 ). См. жизнеописания патриархов Авраама ( Быт. 14,20 ) и Иакова ( Быт. 28,22 ). Десятина получила свое официальное закрепление в законе ( Лев. 27,30 ; Чис. 18,28 ; Втор. 12,4–19; 14,22–29; 26,12 ). приношениями. Речь идет о частях жертвенных животных, которые предназначались священникам ( Исх. 29,27.28 ; Лев. 9,22 ). Это дары, добровольно приносимые с определенной целью ( Исх. 25,1–7 ). См. Неем. 13,10 . 3 дом хранилища. Т.е. помещение внутри храма, предназначенное для хранения приношений ( 2Пар. 31,11 ; Неем. 10,38.39; 12,44; 13,12 ). испытайте Меня. Обычно в Библии говорится о том, что Бог испытывает людей ( Пс. 10,5; 25,2; 65,10 ; Притч. 17,3 ; Иер. 11,20; 12,3; 17,10 ). В данном же случае смысл этих слов прямо противоположный. Есть очень немного примеров того, что людям предлагается испытать Бога, т.е. подвергнуть проверке Его требования и найти оправдание Его повелениям ( Ис. 7,11 ; Суд. 6,36–40 ; 3Цар. 18,22–46 ). отверстий небесных. См. Быт. 7,11 . 34,6 Последний раздел возвращает к пророчеству о предтече и грядуще пришествии Бога (3,1–5). Начало его напоминает горестный псалом. Но сетования, содержащиеся в нем, приобретают оскорбительный для Господа смысл. Люди по-разному переживают тяготы и невзгоды: одни богохульствуют в своих речах и навлекают на себя гнев Божий, другие пребывают в страхе Божием их Господь записал в «памятную книгу». Он обещал им, что они будут Его достоянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Образ Божий в человеке писатель Пятикнижия ставит существенным отличием человека от животных. В то время как человеку дозволяется убивать всех животных в пищу себе и в жертву Богу, ему запрещается убивать человека. За пролитие крови человеческой назначается пролитие крови убийцы, потому что человек создан по образу Божию ( Быт. 9:6 ). На основании этого же существенного, природного отличия человека от животных запрещается половое смешение с последними ( Лев. 18:23 ; Исх. 22:18; 20:15 ). Другие черты в повествовании о творении человека так же ясно указывают на глубокое, природное его отличие от животных. По Быт. 1:28 , человек делается господином животных во всех их родах и видах. А повествование 2-й главы исключительно направлено к выяснению существенного отличия человека от животных. Первый есть центр и цель мироздания, для него создается растительный и животный мир, для него создается рай и с ним Господь вступает в особенные религиозно-нравственные отношения. На отличие природы человеческой от животных указывают 19–20 стт. этой главы. После наречения имен животным человек сознает, что среди них нет «подобного» ему. Жена создается особенным образом из ребра Адамова (21 ст.). Начиная с третьей главы, вся последующая история изображает постоянные, личные отношения между Богом и человеком. Как и в Пятикнижии, так и во всех других ветхозаветных книгах нет намека на подобные же отношения между Богом и животными; в последних нигде и никогда не признается присутствие образа Божия. В отличие от животных, духовная природа человека называется – ( Притч. 20:27 ; Иов. 27:3; 32:7–8 ; Быт. 2:7 ; Втор. 20:16 ). Еще Рейхлин признавал, что слово neschamah исключительно означает духовную природу человека – de solo homine dictum inveni-tur (Rudimenta, p. 339). Абен-Эздра производил от – – небо и придавал этому слову значение «небесного» элемента в человеке. Делич строго различает neschamah от nephesch. Он первому придает значение источника для второго: как Божественный дух был источником для neschamah человека, так это последнее служит источником для nephesch. Такое значение этому слову придает и Гезениус во Втор. 20:16 ; Нав. 10:40 (Lex. Hebraic, p. 693). Как бы то ни было, впрочем, будем ли придавать рассматриваемому слову такое частное отвлеченное значение или нет, в одном должны с филологами и психологами согласиться, что слово neschamah прилагается к человеку и его духовным способностям и никогда не прилагается к животным 46 . Слова и , как выше мы замечали, также прилагаются только к человеку. Итак, учение Пятикнижия о происхождении и природе человека давало основание для веры в бессмертие. Бытописатель признает существование в человеке особенной области духовных явлений и средоточия для них – души. Это средоточие отлично от тела и, следовательно, со смертью его не может погибать. Г) Учение Пятикнижия о смерти

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Исх 14:15–31. 103 Исх 15:22–26. 104 Исх 16:1–36. 105 Исх 17:8–16. 106 Исх 17:12. 107 Исх 24:18; 34:28; Втор 9:9–18. 108 Чис 21:35; Втор 2:26 — 3:17. 109 Исх 14:15–31. 110 Пс 77:13. 111 Пс 32:7. 112 Пс 113:7–8. 113 Исх 15:8. 114 Быт 1:9. 115 Пс 23:7–9. 116 Нав 3. 117 4 Цар 2:8–15. 118 Нав 3:17. 119 Нав 6. 120 Нав 12:24. 121 Нав 10:12. 122 Евр 11:33. 123 Притч 20:6. 124 Иов 27:5–6. 125 Мк 5:34. 126 Мф 9:28–29. 127 Мк 9:24. 128 Мф 8:8–10; Лк 7:1–10. 129 Мк 5:23–42. 130 Ин 11:23–27. 131 Мк 16:18. 132 Мф 22:21. 133 Мф 14:31. 134 Мф 17:20; Мк 11:22–23; Лк 17:5. 135 Мф 14:28–31. 136 Мк 16:17–18. 137 Евр 11. 138 Мф 13:8; Мк 4:9; Лк 8:8. 139 Мф 25:21. 140 Например, Антонелли: N. Antonelli, Sancti Patris nostri Jacobi, episcopi Nisibeni, Sermones. Rome 1756. 141 См. о ней сл. статью: Д. Е. Афиногенов, Завет и Царство (Историософия Афраата)//Вестник древней истории, 1 (1994), с. 176–187. 142 T. D. Barnes, Constantine and the Christians of Persia//The Journal of Roman Studies 75 (1985), p. 133–134. 143 R. Murray, Symbols of Church and Kingdom. A Study in Early Syriac Tradition. Cambridge, 1975. P. 144 См. главу «Когда наступит царствование Антихриста?» в книге проф. А. Д. Беляева «О безбожии и Антихристе», ч. 1. Сергиев Посад, 1898. 145 См. статью: Craig E. Morrison, The Reception of the Book of Daniel in Aphrahat " s Fifth Demonstration, «On Wars»: http://syrcom. cua. edu/Hugoye/Vol7No1/HV7N1Morrison. html. 146 G. Lafontaine, CSCO 382=Scriptores Armeniaci 7 (1977), 88–114 [арм. текст]; CSCO 383=Scriptores Armeniaci 8 (1977), 46–60 [перевод]. 147 Издание: F. M. E. Pereira, Jacobi, episcopi Nisibeni, Homilia de adventu regis Persarum adversus urbem Nisibin//Orientalische Studien Th. Noldeke zum siebzigsten Geburtstag gewidmet. GieBen 1906, p. 877–892 [текст основан на одной из двух дошедших рукописей, без перевода]. 148 Аграфон, встречается также в Псевдо–Климентинах (см.: A. Resch, Agrapha (Texte und Untersuchungen 30). Leipzig, 1906. Agraphon 82, p. 106–107); ср. Мф. 18, 7; Рим. 3, 8. 149

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

10:6–14, 18–21, 31–32 Слова. В ст. 19 приводится одно из самых верных наблюдений о многословии. Умение слушать молча – важная черта характера, это признак мудрости; противостоит ей болтливость (8, 10). Речи разумные и праведные – большая ценность, они рождают слова любви, они способны развеять силы зла, они приносят мир и согласие (11 – 12, 20–21, 32). Уста злоречивые, высказывания глупца приносят неприятности ему самому и другим (6, 11, 13–14, 21, 31), если же они злонамеренны, то вносят разлад и сеют раздоры между людьми (12, 18). Праведники и нечестивые и после своей смерти оставляют в памяти людей соответствующие воспоминания о себе (7). Примечания. 7 Выражение: пребудет благословенна – означает не получение благословения (как в ст. 6; ср.: 11:26), а пример благословения, которое нисходит на людей, когда они просят об этом в своих молитвах (ср.: Быт. 12:2 ). 8 Глупый устами – то же, что и «глупец» в 1:1–7. 9 Здесь развивается та же мысль, что и в 10:23 – 11:8, но поэтическая форма близка ст. 8 и 10. 10:23 – 11:31 О праведных и неправедных путях и еще раз о словах и богатстве 10:23–27 Вступление. Ст. 23–27 созвучны ст. 1–4. Снова слышен, хотя и не выраженный прямо, призыв к мудрости, за которым следуют примеры трех других типов притч. Итак, нас снова приглашают окинуть взором сокровищницу мудрости (23), подчеркивая ее связь с праведностью (24–25). Эта тема рассматривается в разделе 10:23–11:11. В ст. 26 представлен третий тип кратких изречений – о жизни. В ст. 27 все эти моменты рассматриваются в контексте вмешательства Бога в дела человеческие. Таким образом, во вступлении еще раз показана неразрывная связь между жизнью, мудростью, нравственностью и благочестием. 10:28 – 11:11 Праведный и нечестивый. Слово праведник (праведность) в оригинале встречается в этом отрывке тринадцать раз, а нечестивый двенадцать раз; такого «концентрированного» употребления этих терминов в Библии больше нигде не наблюдается. В гл. 10 – 13 каждое из этих слов появляется много раз в рамках темы «сущность и воздаяние праведного и неправедного».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

409 I/66 (345—346)=B12 (121—122). Ср. также Главы о знании IV,75, где Исаак говорит о трех этапах духовной жизни. 410 II22Д—3. 411 II/22,4—6. 412 Быт. 22:1. 413 Ис. 48:10. 414 Пс. 7:10; Иер. 11:20. 415 Притч. 20:27. 416 Быт. 3:1—6. 417 Мф. 4:1—11. 418 Исх. 17:2; Втор. 6:16; Пс. 77:18. 419 Мф. 22:18; 35. 420 Деян. 5:9. 421 Иак. 1:14. 422 Ср. Мф.10:28; 39. 423 Мф. 26:41. 424 I/5 (29—30)=B3 (36—37). 425 1/37 (158)=B61 (429). 426 I/49 (219—220)=B77 (531). 427 I/58 (318)=B6 (96). 428 II/34,4. Полностью цитата дана во Введении. 429 I/78 (387)=B39 (298). 430 I/78 (387—388)=B39 (298). 431 Сир. «духа усыновления»; ср. Рим. 8:15. 432 Эта фраза отсутствует в сир. тексте. 433 I/78 (388)=B39 (299). 434 Ср. Главы о знании IV,23: «Поверь мне, брат мой, что уныние, отчаяние, отяжеление членов, беспокойство и печаль ума и прочие прискорбные вещи, которые выпадают на долю подвижника в его безмолвном жилище суть совершенные дела Божии. Не думай, что озарение на службе, чистота разума, радость и ликование сердца и утешение, которое от сладких слез и от просветленной беседы с Богом, — что только они являются делом Божиим…» 435 I/78 (389)=B39 (299—300). 436 I/79 (390—391)=B39 (300—301). 437 I/60 (331)=B36 (279). 438 Ср. Мф. 25:32—33. 439 II/31,10. 440 Ср. 1 Кор. 5:5. 441 Ср. Иов 1:6—11; 2:1—5. 442 I/60 (323—331)=B36 (269—278). 443 Ссылка на Иова отсутствует в сирийском тексте, где настоящая фраза звучит следующим образом: «И (делает это) в надежде на то, что никто не будет совершать добрые дела из страха перед искушениями, сопровождающими их». 444 I/57 (292)=B5 (61—62). 445 Главы о знании IV,57. 446 См., в частности, II/1,4 и II/14,3. Греческими эквивалентами терминов mestabqanuta и mestabqanuta d–men alaha являются соответственно термины eWgkatabieiciw (оставленность) и eWgkatabieiciw toy ueoy (богооставленность). См. эти термины у Евагрия Понтийского (О молитве 38; Гностик 28; Схолии на Экклезиаста, SC 397, 126). 447 См., в частности, II/21,14. 448 II/9,11. 449 Афанаай Александрийский. Житие св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

   14) Посему, как Бог и Отчее Слово, не имел Он времени, потому что сам Он зиждитель времен, но, сделавшись человеком и говоря сие, показывает этим, что всякому человеку измерено время, и измерено не случайно, как думают и баснословят некоторые из эллинов, но как определил сам Он зиждитель по воле Отца. И это написано и всем уже стало явно. Если сокрыто и утаено от всех людей, почему и какая мера назначается каждому, то всякий, однако же, знает, что, как есть время весне, лету, осени и зиме, так, по написанному, есть «время умирати» и время жить (Еккл. 3:2). Потому-то усечено было время человеческого рода при Ное; и поелику настало время всех, сокращены были лета. А Езекии приложено пятнадцать лет, потому что Бог искренно служащим Ему обетовал: «долготою дней исполню его» (Псал. 90:16). И Авраам умирает «исполнен дней» (Быт. 25:8), а Давид умоляет, говоря: «не возведи мене во преполовение дней моих» (Псал. 101:25). И один из друзей Иовлевых, Елифаз, хорошо зная это, сказал: «внидеши... во гроб якоже пшеница созрелая во время пожатая, или якоже стог гумна во время свезеный» (Иов. 5:26); а Соломон, прилагая печать к его изречению, говорит: «отъемлются же безвременно душы беззаконных» (Притч. 11:30), почему увещевает в Екклесиасте, говоря: «не нечествуй много и не буди жесток, да не умреши не во время свое» (Еккл. 7:18).    15) А как это написано, то, по указанию Писания, святые знали, что время измерено каждому. Но никто не знает конца этого времени; доказательством этому служит Давидово слово: «умаление дней моих возвести ми» (Псал. 101:24), ибо просил сделать ему известным, чего не знал он. Потому богатый, думая прожить еще долгое время, услышал: «безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут» (Лук. 12:20)? И Екклесиаст, дерзая Духом Святым, произносит решительный приговор и говорит: «не разуме человек времени своего» (Еккл. 9:12). Потому и патриарх Исаак сказал сыну своему Исаву: «се, состарехся, и не вем дне скончания моего» (Быт. 27:2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2602...

Но этот образ был вместе с тем прообразом напоения чад новозаветной церкви «струями божественного учения» (бл. Феодорит;=Дидим, Евсевий, Зигабен) и насыщения «вкушением таинственной снеди» Тела и Крови Христа Спасителя (бл. Феодорит;=Исихий), услаждающей души верующих (см. выше толк. ва Пс.21:27 и 30, стр. 317–320), и вообще предызображал благодатный дар всегдашней радости их о Господе ( Филип. 4:4 ; ср. Римл. 14:17; 15:13 ; Гал. 5:22 ), изливаемой в сердца их Духом Святым ( 1Сол. 1:6 ; Римл. 5:5 ; ср. толк. на Пс.22:5 стр. 326–7). – в) Бог есть источник жизни и света (ст. 10) и по милости Своей дарует людям, поддерживает, сохраняет и восстановляет жизнь, как физическую, так и духовную ( Быт.2:7 ; Деян.17:28 ; Пс.15:10–11; 137:7; 118:25, 37, 40, 50, 93 и др.) и, ежедневно озаряя их светом солнечным ( Мф.5:45 ), – в переносном смысле просвещает их светом земного счастья ( Пс.17:29 ; ср. 96:11; 11:4; Иов. 18:5–6; 21:17 ), и духовно – светом спасительной истины Своего откровенного закона, просветляя, очищая и направляя к добру их разум, сердце и волю ( Пс.18:9; 42:3; 118:105, 130 ; Притч. 6:23; 4:18 ) и постепенно возводя к созерцанию света славы, – к блаженству вечному ( Ис.60:19–20 ; Апок. 22:5 ). Давид в несчастьях гонения, всеми оставленный и забытый, признавал себя как бы уже лишенным жизни и света и заключённым во мраке вместе с умершими ( Пс.30:11–13; 141:7; 142:3–4 ); но оживляемый и просвещаемый духовно верою в Господа ( Пс.141:6; 15:5–8; 18:9; 26:1 ), в надежде на Его милость, ясно предчувствовал, что Господь снова оживит его Своею всемогущею силою ( Пс.138:7; 15:10–11; 70:20 ) и просветит светом лица Своего ( Пс.4:7; 30:17; 17:29 ), т. е. даст ему снова увидеть светлые и счастливые дни на земле, – а вместе с тем провидел обетованного Христа Спасителя (бл. Феодорит, Августин, Зигабен; ср. Василий В. против Евномия кн. 2 и 4), который есть живот и свет человекам ( Ин.1:4 и 9; 8:12; 11:25; 14:6), и что Он, пришедши на землю, совершением дела искупления оживит мертвых прегрешениями ( Еф.2:1–6 ; Римл. 6:13 ) и светом Своего учения просветит сидящих во тьме неверия и нечестия ( Лк.1:79 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

За сынвъ Евр. , „за злодеяние над сынами иудиными“. Указывается, за что постигнет врагов народа Божия наказание. В чем состояло „злодеяние“, точнее определяется в дальнейших словах. есть родительный предметный (ср. Авд.10 ; Авв.2:8, 17 ; Быт.16:5 ; Суд.9:24 ). LXX-mь переводятъ: ξ διιν ιν οδα, „за притеснения (славян. „за сынов Иуды“. В Вульгате читается: „pro ео, quod inique egerunt in filios Iuda“. Понеже кровь праведную на земл своей. Евр. , „за то, что пролили невинную кровь в земле их“. Суффикс при слове некоторые 475 относят к евреям: „пролили невинную кровь в земле евреев“, и думают, что здесь разумеется пролитие крови евреев при нападении египтян в царствование Ровоама, особенно же – при отпадении идумеев от Иудейского царства при Иораме. Но против такого понимания говорит то, что выражение „проливать невинную кровь“ не употребляется о неприятельских нападениях, а встречается обыкновенно о частных убийствах, совершенных в мирное время (ср. Вт.9:10, 13, 21:8, 27:25; 1Цар.19:5 ; 2Цар.3:28 ; 4Цар.21:16, 24:4 ; Пс.93 ; Евр.94:21 ; Пс.105 ; Евр.106:38 ; Притч.6:17 ; Ис.59:7 ; Иер.7:6, 22:3, 17, 26:15 ). Поэтому правильнее думать, что Иоиль говорит здесь о частных разбойнических набегах, какие идумеи нередко делали на владения евреев. Такие набеги, конечно, не обходились без пролития крови. Некоторые толкователи относят суффикс при к египтянам и идумеям. Те и другие, думают, вероятно, часто и безнаказанно убивали евреев, проживавших в их земле, на что и намекает Иоиль. Но такое мнение 476 не имеет данных для себя. История нам не говорит, что в Идумее и Египте нередко умерщвляли евреев, поселившихся там. LXX-mь объясненное нами место переводят: νϑ’ ν ξχεαν αμα διαιον ν τ ατν, „за то, что пролили кровь праведную в земле их“; и в Вульгате „et effuderint sanguinem innocentem in terra sua“. Стих 20-й. же во вки населитс, и въ роды родвъ. Евр. , „а Иудея будет вечно населена и Иерусалим – в роды родов“. Союз употреблен в значении противоположения – но, а: „Египет и Едом сделаются пустынею, а Иудея и Иерусалим будут населены вечно“. Подобное обетование возвещается народу Божию и другими пророками. См. Ис.60:21 ; Иез.37:25; 43:7, 9 . „Въ роды родвъ“. (LXX-mь: ες γενες γενεν, Вульгата: in generationem et generationem) есть часто встречающаяся формула, которая употребляется для обозначения бесконечного времени. Пс.32 ; Евр.33:11 ; Пс.44 ; Евр.45:18 ; Пс.60 ; Евр.61:7 ; Пс.76 ; Евр.77:9 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Вы знаете, что Енох и Илия были взяты живыми на небо. Это мы тоже обсудим в свое время. Несколько ссылок. Изображение шеола (ада): Пс. 62:10 ; Иез. 26:20 ; Иов.10:20–22; 26:6 . Здесь надо иметь в виду, что в Ветхом Завете изображение шеола идет как в общем, так и в частных чертах. Места общие для душ всех умерших – Пс. 88:48–49 ; Иов 30:23 ; Притч. 21:16 . Загробное состояние душ в шеоле: Иов 3:17–19 ; Ис. 38:18–19 . Как состояния сознательного: Ис.14:9 ; Иез.31:3–18 . Мысль о неодинаковом воздаянии праведным и неправедным: Прем. 4:7, 10–11,14 ; Иез. 32:18–32 ; Пс. 48:11–16 . Об освобождении праведного от уз ада: Ос. 13:14 ; Пс. 16:15 . О будущем суде: Дан 12:2–4 . О воскресении мертвых по заслугам Искупителя: Иез. 37: 2 ; Мак 7:9; 12:43–45. Что касается Нового Завета, то это более знакомая тема, там все проникнуто верой в бессмертие души. 2Кор. 5:1 – “Вемы бо, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы храмину нерукотво ренну, вечну на небесе”. Флп.1:21–23 – “Мне еже умрети, приобретете есть.... Желание имый разрешиться и со Христом быти”. Надо иметь в виду, что мы можем обсуждать такую проблему: душа человеческая бессмертна по природе своей или по благодати, данной от Бога. Свв. Отцы утверждали, что она бессмертна по благодати Божией. Правда, как это понимать, я не знаю, потому что все сотворенное существует по благодати Божией. Мы могли бы вступить в дискуссию: Ангелы бессмертны по благодати или по природе? Или еще как-нибудь? Мне кажется, что все эти соображения бессмысленны, кроме ответа свв. отцов. В литературе мы встречаемся с тем, что вера в бессмертие души человеческой связана с верой в Бога. Исторически это обстоятельство было неразрывным до XX века, а сейчас, когда начали писать книги о клинической смерти, то самым научным образом начали говорить о том, что бессмертие души вовсе не предполагает существования Бога. В дискуссию вдаваться не хочу, а только констатирую этот факт. Образ и подобие Божие в человеке Что мы знаем об этом? Вот хорошо знакомые нам цитаты из книги Бытия: “И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию... И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их” ( Быт. 1:26–27 ). Намерение Божие состоит в том, чтобы создать человека по образу и подобию, а создает Он его по образу Своему. Здесь есть различие, которое с далеких времен было прокомментировано. Образ – это та природа, которая есть в человеке, независимо от того, в каком он состоянии, а подобие Божие – это задача Богоуподобления, которая дана человеку, и которой он должен достичь в процессе своей жизни. То есть чтобы он, используя свою свободную волю, выбрал направление Богоуподобления.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010