Руководство в семье . В библейской истории искупления семья играет ключевую роль. Родители или, чаще, старейшины большой семьи предстают носителями благожелательной заботы, обычно с самыми добрыми намерениями. Поэтому Иисус сказал: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею, вместо рыбы? или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» ( Лк.11:11–13 ). В большой семье с достаточно сложными семейными взаимоотношениями родитель должен был проявлять мудрость и дипломатию. Родитель обычно изображается не благожелательно настроенным диктатором, а мудрым наставником. Например, когда пастухи Авраама и его племянника заспорили в связи с нехваткой воды и пастбищ, Авраам предложил расстаться. И предоставил племяннику право выбора территории ( Быт.13 ). Авраама, наряду с другими патриархами, можно рассматривать как главу рода. Благотворное родительское руководство выражается в любви ( 1Пар.17:13 ), обличении ( Притч.29:15 ), наказании ( Евр.12:7 ), наставлении ( Притч.1:8 ), заботе ( Мф.7:11 ), молитве ( 1Цар.1:27 ) и воспитании в вере ( Еф.6:4 ). Взаимоотношениям между супругами в Библии тоже присущи характерные черты водительства. Главенство мужа и подчиненное положение жены подразумеваются на всем протяжении Ветхого Завета, и эта схема с полной очевидностью проявляется – хотя и в видоизмененном варианте, применительно к новому порядку, основывающемуся на главенстве Христа, – в так называемых кодексах семейных отношений в Еф.5:22–6:9 , Кол.3:18–25 и 1Пет.2:13–3:7 (ср. 1Кор.11:3; 14:34–35 ). Однако в рамках общей структуры главенства мужа и отца жены тоже осуществляют руководство в семье. В то время как наставление в религиозных вопросах чаще всего связывается с образом отца ( Пс.43:2; 77:3 ; Притч.4:1; 13:1; 15:5; 27:10 ), показаны примеры и материнского наставления ( Притч.1:8; 6:20 ). Образ добродетельной жены и матери в конце Книги Притчей ( Притч.31:10–31 ) ясно показывает ее роль лидера в ведении домашнего хозяйства. А в рассказе об Авигее показана женщина, которая при неспособности мужа исполнять функцию мудрого главы семьи умело и достойно компенсирует его самоустранение ( 1Цар.25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Второй библейский образ дружбы – встреча лицом к лицу. Этот образ использован в буквальном смысле при описании отношений Моисея с Богом: в скинии Бог говорил с Моисеем «лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» ( Исх.33:11 ; см. также Чис. 12:8 ). В образе встречи лицом к лицу подразумеваются дружеская беседа, доверительные отношения и, как следствие, единство душ, целей и выбора направления. Как уже говорилось выше, Авраам в трех стихах Писания назван «другом» Божьим ( 2Пар.20:7 ; Ис.41:8 ; Иак.2:23 ). Это определение, возможно, связано с эпизодом во время приема Авраамом трех ангельских посетителей, одним из которых был Бог ( Быт.18 ). После трапезы, когда два ангела пошли в Содом предупредить Лота, Бог задал риторический вопрос: «Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!» ( Быт.18:17 ), – и доверил ему Свои планы. В последовавшем затем диалоге между Богом и Авраамом относительно судьбы Содома выражались дружеская близость и образ приближенности Авраама к Богу ( Быт.18:23 ; см. БЛИЗОСТЬ, ПРИБЛИЖЕНИЕ ). Мысль о дружбе, несомненно, присутствует также в новозаветном образе верующего, который однажды встретится с Богом «лицом к лицу» ( 1Кор.13:12 ). Одно из преимуществ встречи друзей лицом к лицу заключается в достижении более полного понимания и обретении новых побудительных мотивов. Мысль о взаимной пользе от такого общения подчеркивается в известной притче: «Железо железо острит, и человек изощряет взгляд друга своего» ( Притч.27:17 ). Это очень похоже на высказывание писателя эпохи английского Возрождения Фрэнсиса Бэкона, что беседа делает человека «готовым» к практическим делам в мире. Заключение . Дружба влечет за собой принятие ответственности и взаимную пользу. В притче, где говорится, что «друг любит во всякое время» ( Притч.17:17 ), выражается мысль как об обязанностях, так и о пользе. То же самое имеется в виду в Притч.18:24 : «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат». В Библии дружба показана образом взаимного совершенствования для благочестивых дел. Дружба в библейском понимании – это встречи лицом к лицу, в которых выражаются близость, личное общение и честность. Это также проявление любви и доверия, соединяющих одну душу с другой. В своем высшем проявлении это союз с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Песн.4:8 ). Евреи и арабы давали им разные имена – по их полу и возрасту и по их характеристическим качествам и действиям, которых нелегко, впрочем, определить точное значение. Название эти указаны нами в самом начале. Вот некоторое их объяснение. Имя Ари и Арье ( и ) от гореть, пылать, означает горячий, ярый, лютый ( Чис.24:9 . Суд.14:5 . 1Цар.17:34, 37 . 2Цар.1:23 . Пс.22:17 . Притч.22:13 ). Гур () означает преимущественно молодого льва, который еще сосет грудь или живет с матерью ( Быт.49:9 . Втор.33:22 . Иез.19:3 ); впрочем, происхождение этого слова в точности неизвестно. Кефир () есть имя молодого льва, и именно такого, который ходит уже на грабеж ( Наум.2:11–13 . Пс.33:11 . Суд.14:5 ). Леби, Лаби, Лебие ( , ,) согласно переводятся всеми: лев, львица ( Пс.56:5 . Быт.49:9 . Чис.24:9 . Втор.33:20 . Ис.30:6 . Иез.19:2 ). Лаиш ( – по Ges. от арабского быть крепким) означает крепкое, сильное животное ( Иов.4:11 . Притч.30:30 . Ис.30:6 ). Отен ( – от неупотребительного ) значит сильный, лютый, хищный, жестокий (Фюр. 2. р. 197). Цоба ( – от неупотребительного хватать, похищать) означает хищника, истребителя стад; употребляется в арабском языке. Шахал () – кричащее, оглушающее криком, рыкающее животное ( Иов.4:10, 10:16, 28:8 . Пс.90:13 Притч.26:13 . Ос.5,14, 13:7 ). Шахац () – выское, гордое, крепкое, дикое, возвышающееся ( Иов.28:8, 41:26 ). Из этих названий чаще встречаются: Ари или Арие, Лаби и Шахал. С львами имели счастливую борьбу Самсон ( Суд.14:5, 6 ) и Давид ( 1Цар.17:34–37 ). Львом растерзан был пророк из Иудеи, когда возвращался домой из Вефиля ( 3Цар.13:24–26 . сн. ст. 9). Пророк Даниил чудесным образом спасен был от львов, к которым в ров был брошен ( Дан.6 гл.). Львов посылал Бог на переселенцев языческих в Самарии – в наказание за то, что они не чтили Бога Израилева, и львы умерщвляли их ( 4Цар.17:24–27 ). Львы в Св. Писании представляются символами людей, отличающихся особенной силой, властью и могуществом ( Дан.7:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

1122 г.- это единственный греч. памятник младше X в., сохраняющий мн. особенности древней иерусалимской литургической традиции. Однако в целом этот Типикон основан уже на визант. послеиконоборческой монастырской традиции, отраженной в Студийском и Иерусалимском уставах; система библейских чтений в нем представляет собой синтез древней иерусалимской и послеиконоборческой к-польской (как в Типиконе Великой ц.) систем. Последования служб первых 3 дней Страстной седмицы содержат богатый гимнографический материал (самогласные и подобные стихиры, седальны, светильны, тропари и проч.), количество песнопений почти вдвое превосходит обычное для послеиконоборческих монастырских памятников число песнопений этих дней. Утреня имеет следующие особенности: стихословятся 3 кафизмы; к Пс 50 прибавляются покаянные тропари; поются 2 различных кондака (один перед 8-й песнью трипеснца, др.- после нее); есть стихиры и на хвалитех, и на стиховне; между 1-й и 2-й частями утреннего славословия (т. е. между «Слава в Вышних» и «Сподоби, Господи») читаются паремии (Быт 1. 1-13, Притч 1. 20-32, Ис 5. 1-7 - в Вел. понедельник; Исх 19. 10-18a, Притч 2. 13-21, Ос 4. 1-6b - в Вел. вторник; Притч 3. 27-34, Ос 4. 13 - 6. 4 - в Вел. среду) и утреннее Евангелие (его выбор в целом основан на древней иерусалимской системе чтений: Мф 21. 18-22. 14; Мф 22. 15-24. 2; Ин 12. 17-50 соответственно в каждый из 3 дней); к утрене присоединяется 1-й час, на к-ром прочитывается то чтение, какое в Типиконе Великой ц. указано для тритекти в эти дни. После 1-го часа читается полностью одно из Евангелий (Мф - в Вел. понедельник, Лк - в Вел. вторник, Мк - в Вел. среду, Ин - в Вел. четверг). 9-й час включает начальный вечерний антифон к-польского песненного последования (Пс 85) и те паремии, какие в Типиконе Великой ц. указаны для вечерни этих дней. На вечерне после «Господи, воззвах» и входа читаются паремии соответственно древней иерусалимской традиции (с незначительными отличиями), а после «Свете Тихий» - Евангелие соответственно той же традиции; после Евангелия - «Сподоби, Господи», стиховные стихиры и особые молитвы об оглашенных и просвещаемых (в Типиконе приведен их текст; в Вел. среду Евангелие предваряется паремией (Зах 11. 11-14), читается после стиховных стихир и молитв об оглашенных и просвещаемых и завершается еще одной группой стиховных стихир, затем начинается литургия Преждеосвященных Даров); после отпуста оглашаемых совершается по сокращенному чину литургия Преждеосвященных Даров; каждый из 3 дней имеет особую заамвонную молитву для этой литургии. По окончании литургии служится паннихис с утренним евангельским чтением по иерусалимской системе (2-м из 2 возможных: Мк 11. 12-26, Лк 12. 35-59, Мк 14. 1-11 соответственно для каждого из 3 дней) ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Σ. 28-83). В православном богослужении X-XXI вв.

http://pravenc.ru/text/Великие ...

Святогробский Типикон 1122 г.— это единственный византийский памятник, который младше X в., но при том еще сохраняяет многие особенности древней иерусалимской литургической традиции. Однако в целом этот Типикон основан уже на византийской послеиконоборческой монастырской традиции, отраженной в Студийском и Иерусалимском уставах; система библейских чтений в нем представляет собой синтез древней иерусалимской и послеиконоборческой константинопольской (как в Типиконе Великой ц.) систем. Последования служб первых 3 дней Страстной седмицы содержат богатый гимнографический материал (самогласные и подобные стихиры, седальны, светильны, тропари и проч.), количество песнопений почти вдвое превосходит обычное для послеиконоборческих монастырских памятников число песнопений этих дней. Утреня имеет следующие особенности: стихословятся 3 кафизмы; к Пс 50 прибавляются покаянные тропари; поются 2 различных кондака (один перед 8-й песнью трипеснца, др.— после нее); есть стихиры и на хвалитех, и на стиховне; между 1-й и 2-й частями утреннего славословия (т. е. между «Слава в Вышних» и «Сподоби, Господи») читаются паремии (Быт 1. 1–13, Притч 1. 20–32, Ис 5. 1–7 — в Великий понедельник; Исх 19. 10–18a, Притч 2. 13–21, Ос 4. 1–6b — в Великий вторник; Притч 3. 27–34, Ос 4. 13–6. 4 — в Великую среду) и утреннее Евангелие в целом согласно древней иерусалимской системе чтений (Мф 21. 18–22. 14; Мф 22. 15–24. 2; Ин 12. 17–50 соответственно в каждый из 3 дней); к утрене присоединяется 1-й час, на котором прочитывается то чтение, какое в Типиконе Великой ц. указано для тритекти в эти дни. После 1-го часа читается полностью одно из Евангелий (Мф в — Великий понедельник, Лк — в Великий вторник, Мк — в Великую среду, Ин — в Великий четверг). 9-й час включает начальный вечерний антифон константинопольского песненного последования (Пс 85) и те паремии, какие в Типиконе Великой ц. указаны для вечерни этих дней. На вечерне после «Господи, воззвах» и входа читаются паремии соответственно древней иерусалимской традиции (с незначительными отличиями), а после «Свете Тихий» — Евангелие соответственно той же традиции; после Евангелия — «Сподоби, Господи», стиховные стихиры и особые молитвы об оглашенных и просвещаемых (в Типиконе приведен их текст; в Великую среду Евангелие предваряется паремией (Зах 11. 11–14), читается после стиховных стихир и молитв об оглашенных и просвещаемых, и завершается еще одной группой стиховных стихир, затем начинается литургия Преждеосвященных Даров); после отпуста оглашаемых совершается по сокращенному чину литургия Преждеосвященных Даров; каждый из 3 дней имеет особую заамвонную молитву для этой литургии. По окончании литургии служится паннихис с утренним евангельским чтением по иерусалимской системе (2-м из 2 возможных: Мк 11. 12–26, Лк 12. 35–59, Мк 14. 1–11 соответственно для каждого из 3 дней).

http://sedmitza.ru/text/414245.html

2) Милостыня есть приятнее Богу всякого жертвоприношения, по оному: милости хощу а не жертвы ( Ос.6:6 ). 3) Милостыня умножает временные добра. Милостыня подобна земле, на которой сеял Исаак, и которая принесла плод сторицею ( Быт.26:12 ). Изрядно на сие Августин 133 : „Плодоносное есть поле бедных, скоро воздаёт дающим плод: иже бо дает убогим, (слова Соломоновы) не оскудеет: а иже отвращает око свое, в скудости будет мнозе« ( Притч.28:27 ). Сие свидетельствует оной Сарептской жены водонос и чванец, о коем пишется: и от того дне водонос муки не оскуде, и чванец елеа не умалися ( 3Цар.17:16 ). А за что сие? Для того, что требующему Илии сотворила милостыню. „Поистине, нет искусства прибыльнейшего, как милостыня», – говорит Златоуст 134 . 4) И что есть милостыня? милостыня есть земледелие духовное. Поле есть человек, помощи твоей требующий. Семя есть всякое добро, которое ему сообщаешь. Дождь суть слёзы бедного, которые он проливает пред Богом, испрашивая тебе от него благословения. Жатва есть последний день, в который бедные воздадут тебе благодарение, егда примут тебя в Вечные Кровы. 5) И что есть милостыня? Есть оное древо Даниилово, о коем пишется: в ветвех его живяху вся птицы небесныя, и от него питашеся всяка плоть ( Дан.4:9 ). Древо таковое есть богатый, благотворения не забывающий. Под сенью милосердия его бедный получает прохладу, оживление и подкрепление немощам своим. 6) Милостыня есть гривна златая, знак сынов Божиих. 7) Милостыня есть свет оный, о коем пишет Матфей: тако да просветится свет ваш пред человеки яко да видят ваша добрая дела ( Мф.5:16 ). „Милостыня, – говорит Златоуст, – есть пернатая, лёгкая, златыя крила имеющая, самих Ангелов веселящая» 135 . § VIII Превосходная добродетель есть милосердие. Но какие суть предметы, около которых оно обращаться должно? 1) Около бедных требующих, как говорит Апостол: тако труждающымся заступати немощныя подобает ( Деян.20:35 ). И так говорит Давид: блажен разумеваяй на нища и убога ( Пс.40:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Верующие должны подражать смирению Иисуса Христа: «И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:27–28 ). – «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» ( Лк.22:26 ). – «(Ибо) в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеком и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:5–8 ). Верующие должны признавать себя непотребными рабами по смирению: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие; потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк.17:10 ). Верующие должны приписывать Богу свои добродетели по смирению: «Недостоин я милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана» ( Быт.32:10 ). – «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь (говорит св. ап. Павел); и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор.15:10 ). – «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» ( 2Кор.4:7 ). Те, которые имеют смирение, получают благодать пред Богом: «Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать» ( Притч.3:34 ). Те, которые имеют смирение, бывают избавлены Богом: «Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня» ( Соф.2:3 ). Те, которые имеют смирение, возносятся Богом: «Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится» ( Мф.23:12 ). – «И сказал (Христос) им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик» ( Лк.9:48 ). – «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет; а унижающий себя возвысится» ( Лк.14:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Десятина, 1/10 часть от всех доходов в пользу храма и его служителей или как особый дар Богу, была известна еще до Моисея. В Быт 14. 20 Авраам отдает десятину военной добычи царю Салима Мелхиседеку , «священнику Бога Всевышнего». В Быт 28. 22 и Ам 4. 4 говорится о пожертвовании десятины урожая на святилище в Вефиле , в Ам 4. 4 - и для святилища в Галгале . Согласно Втор 14. 22-23, десятина отдается в Иерусалиме («на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там»). Каждые 3 года десятину надо было отдавать нуждающимся (ср. Втор 26. 12 и сл.), к-рые могли приходить за ней в дом подателя. Десятина отчислялась на содержание левитов (Числ 18. 21-22), позже этот обряд превратился в «десятину из крупного и мелкого скота» (Лев 27. 32 и сл.; 2 Пар 31. 4 и сл.). Существовал также обычай жертвы начатков плодов и первенцев от скота (Исх 23. 19; Быт 4. 4; Исх 34. 19; Втор 8. 8; 26. 1-11), к-рый означал благодарение Богу как Подателю всех благ (ср. Притч 3. 9). Разные виды жертв часто сочетались (Лев 23. 37; Числ 29. 36-39; Втор 12. 6). Мн. приношения сопровождались жертвами воскурения (см.: Clements R. E.  //ThWAT. Bd. 7. Sp. 10-18), или же одна из частей этих жертвоприношений называлась воскурением. «Кадильницы» упомянуты в 3 Цар 7. 50 и были неоднократно найдены археологами при раскопках. Жертву можно также назвать молитвой-действием. Термин  ,  , основное значение к-рого - благодарственная молитва, может обозначать также благодарственную жертву (Лев 7. 12; Ам 4. 5; Пс 94. 2; 99. 4). Молитва (  ,  ;  ,  ;  ,  ), помимо жертвоприношений и песнопений, составляла важнейшую часть В. б. Исследования молитв-плачей и ходатайственных молитв ( Gerstenberger E. S. Der bittende Mensch. Neukirchen-Vluyn, 1980) показали необходимость проводить различие между офиц. богослужением общины и малыми семейными богослужениями. Большинство молитв, используемых в семейном культе и частной молитве, а также в офиц. богослужении, были созданы сочинителями-профессионалами. Оба вида частной молитвы (плачи и ходатайства) могли использовать все молящиеся и вся община. Такие молитвы встречаются в повествовательных и пророческих текстах ВЗ, а не только в Псалтири.

http://pravenc.ru/text/158292.html

б) сокровенная со Христом в Боге: Жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе ( Кол.3:3–4 ); в) духом: Если мы живем духом, то по духу и поступать должны ( Гал.5:25 ). Жизнь духовная а) есть страх Божий: страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти ( Притч.14:27 ). Страх Господень ведет к жизни и зло не постигнете ( Притч.19:23 ); б) благоразумие: Сын мой! Храни здравомыслие и рассудительность, и они будут жизнью для души твоей ( Притч.3:21–22 ); в) происходит от сердца: Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни ( Притч.4:24 ); г) обнаруживается любовию к братьям: Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; нелюбящий брата пребывает в смерти ( 1Ин.3:14 ). Верные молятся за пребывание и возрастание в духовной жизни: Господи Боже сил! Восстанови нас; да воссияет лице Твое, и спасемся ( Пс.79:20 ). Вот, я возжелал повелений Твоих, животвори меня правдою Твоею. Да живет душа моя и славит Тебя ( Пс.118:40,175 ). О жизни телесной Бог а) есть виновник жизни телесной: И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою ( Быт.2:7 ). Иов сказал: Твои руки трудились надо мною. Ты, как глину, обделал меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне и попечение Твое хранило дух мой ( Иов.10:8–9,11–12 ). Я образован из брения, дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов.33:6,4 ). Павел сказал афинянам: Бог, сотворивший мир и все, что в нем, дал всему жизнь, дыхание и все. От одной крови он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитания: Им мы живем, и движемся, и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: мы Его и род ( Деян.17:24–26,28 ); б) сохраняет жизнь телесную: Господи! милость Твоя до небес, и судьбы Твои бездна великая! Человеков и скотов хранишь Ты, Господи! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны ( Пс.35:6–8 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Ветхозаветные образы чести . Важное место в Ветхом Завете занимает утверждение, что все люди наделены внутренней честью в силу их сотворения по образу Божьему. Такой вывод можно сделать уже из рассказа о творении, но об этом также прямо заявляется в Пс.8:6 , где сказано, что Бог «не много... умалил его [человека] пред ангелами; славою и честию увенчал его». Эти слова приводятся и в Евр.2:7 . Для женщин в библейские времена честь связывалась, в первую очередь, с деторождением. Бесплодие было высшим выражением позора, даже более ужасным, чем внешняя непривлекательность (которая тоже была важным фактором). Лия верила в это настолько искренне, что надеялась на благосклонное отношение Иакова, когда родила ему шестерых сыновей; а ее сестра была настолько уверена в этом, что сказала Иакову, что умрет, если не родит ребенка ( Быт.30:1–20 ). Мать Самуила Анна была любима мужем, но из-за бесплодия считала свою жизнь несчастной. Для таких женщин дети означали обретение уважения, достоинства и безопасного положения, равнозначных финансовому благополучию для мужчин. Для мужчин в библейские времена понятие о чести было более сложным. В одних случаях честь связывалась с мудростью и умом, достойными восхищения, то есть с качествами, которыми обладали такие люди, как Соломон. В других случаях почитание определялось политическим или общественным положением, часто приобретаемым благодаря мудрости или чертам характера: Иосиф, Мардохей и Даниил стали важными персонами при дворах иноземных царей, так как заслуживали доверия и были хорошими советниками. Третий тип почестей воздавался людям, обладавшим богатством, славой и известностью, таким как Соломон и Навуходоносор. Такие почести были наиболее поверхностными и мимолетными. Нравственные основания . В Книге Притчей показана взаимосвязь между поведением человека и честью или славой, которая ему воздается. В качестве примеров можно выделить следующие: «Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу» ( Притч.21:21 ); «За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь» ( Притч.22:4 ); «Как не хорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава» ( Притч.25:27 ); «Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому» ( Притч.26:1 ); «Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь» ( Притч.26:8 ); «Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» ( Притч.29:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010