Образ Божий Святость, или совершенство человека, связано у о.Иоанна с основным воззрением на «образ Божий», как на сущность человека. Человек подобен Богу. Человек – божественное существо. Эта мысль выражается у него многократно и во многих формах. Будучи сам законоучителем и проповедником, он, между прочим, говорил так: «Проповедники и законоучители часто упускают из виду прежде всего то, что показывает основу, на которой покоится связь людей с Богом. Эта связь – образ Божий, по коему человек – свой Богу, родной, близкий, друг, то есть праведно живущий. На этой основе покоится все богослужение, все таинства; на этой основе покоится величайшее таинство воплощения Сына Божия, жизни Его между человеками, страдании, смерти, воскресении, вознесении, втором пришествии и окончательном суде». Эту мысль я выскажу в разных формах. И прежде всего – словами Священного Писания , словами Библии, приведенными о.Иоанном. «Когда земля была уже украшена всеми родами неразумных тварей; тогда, – говорит Моисей, – «рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию... И сотвори Бог человека, по образу Божию, сотвори его: мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся, и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею; и обладайте рыбами морскими (и зверьми), и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами, пресмыкающимися по земли» ( Быт.1:26–28 ). Итак, – говорит о.Иоанн, – человек создан «по образу и по подобию Божию»; создан для того, чтобы владеть земными тварями, быть зрителем дел Божиих, песнословить Бога... Кому это, братия, Господь Бог говорит пред сотворением человека? С кем советуется? Кто эти равные Творцу Лица, по образу Коих хочет Он сотворить человека? Это – два Лица Пресвятыя Троицы: Сын Божий и Святый Дух. Это Бог Отец говорит с Ними. Итак, братия, человек создан ПО ОБРАЗУ ПРЕСВЯТЫЯ ТРОИЦЫ. «Потому-то находят в человеке как бы некоторый отпечаток троичности Лиц Божественных: ум, слово и дыхание» (св. Ириней Лионский ). «И да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, и зверьми, и скотами, и всею землею, и всеми гадами, пресмыкающимися по земле». В этом (говорит о.Иоанн), между прочим, братия, состоит образ Божий в человеке: как Бог царствует над всем созданием – над небом и землею и над всеми живыми тварями, населяющими небо и землю; так и человек поставлен от Бога как бы царем земным или как бы наместником Царя Небесного. Это – первая черта образа Божия; хотя она ныне сильно исказилась в нас. Человек потерял весьма много власти над животными после греха, что весьма многие звери и гады теперь даже страшны для него. При всем этом есть и ныне еще некоторый остаток власти у человека над животными; по крайней мере и теперь, как говорит св. апостол Иаков, «всяко бо естество зверей же и птиц, гад же и рыб, укрощается и укротится естеством человеческим» ( Иак.3:7 ). И это делается силою ума и воли человеческой, которые составляют также черты образа Божия в человеке...

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

поиск:   разделы   рассылка Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (2-5 февраля 2013 года) Позиция Русской Православной Церкви по реформе семейного права и проблемам ювенальной юстиции В данном документе под " ювенальной юстицией " понимается: во-первых, совокупность правовых норм в отношении несовершеннолетних жертв преступлений и несовершеннолетних преступников. В частности, такие нормы определяют особый порядок осуществления правосудия в случаях, когда одной из сторон является несовершеннолетний, в том числе в отношении несовершеннолетних преступников и их исправления; профилактику детской преступности; при необходимости защиту ребенка от нарушения его прав с чьей-либо стороны и от иных отрицательно влияющих на физическое и духовное здоровье факторов; во-вторых, совокупность государственных и общественных институтов, призванных обеспечить защиту детей от противоправных действий, а также от факторов, отрицательно влияющих на их развитие. Церковь неустанно заботится об укреплении семьи как богоустановленной ценности ( " И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею " Быт 1:27-28). Пятая Заповедь Божия гласит: " Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе " (Исх. 20:12). Бог дал власть родителям над своими детьми. В Священном Писании читаем: " Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями " (Сир. 3:2). Апостол Павел призывает: " Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу. Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали " (Кол. 3:20-21). Церковь, утверждая, что духовно здоровая семья – важнейшая основа благополучия общества, открыта к сотрудничеству с государством и различными общественными силами в вопросах защиты семьи и детства.

http://religare.ru/2_99496.html

поиск:   разделы   рассылка Священник Георгий Рябых, и. о. секретаря по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС МП Православный подход к правам человека Доклад был прочитан 23 февраля на двусторонних богословских собеседованиях между Русской Православной Церковью и Евангелической Церковью в Германии, которые проходили 22 – 28 февраля 2008 года, г. Лютерштадт – Виттенберг. В настоящем докладе предпринимается попытка обозначить возможные пути рассмотрения прав человека через призму христианской сотериологии. Главный вопрос этого исследования звучит следующим образом: что в теории и практике прав человека может содействовать спасению человека, а что создавать для него препятствия? На основе слов святого апостола Павла из послания к римлянам – " Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю " (Рим. 7, 15) – можно заключить, что один из важных аспектов спасения состоит в том, чтобы, избавившись от греха, человек вновь мог жить согласно своей природе, сотворенной по образу и подобию Божию (Быт. 1, 29). Поэтому человеку так важно иметь правильные представления о своей природе и жизни, которая ей соответствует. Для европейской традиции политической и социальной мысли, зародившейся в системе координат христианского мировоззрения, тема природы человека и соответствующего ей общественного устройства практически всегда была и остается отправным пунктом рассуждений. Последнее замечание справедливо и в отношении концепции прав человека, которые отражают определенное представление о природе человека. Два основных положения, составляющие идейный фундамент политико-юридического механизма прав человека, не просто приемлемы для христианства, но являются аксиомами в христианском учении о спасении. Во-первых, не вызывает сомнения утверждение о том, что каждый человек обладает неотъемлемым достоинством, которое принадлежит его природе. Убежденность в правоте этого представления основывается на библейском учении о сотворении человека по образу и подобию Божию. Во-вторых, не вызывает сомнения признание свободы выбора человека как существенной характеристики его природы. Нельзя отрицать того, что человек в праве распоряжаться собой по собственному усмотрению. Святые Отцы единодушно считают человеческую свободу одним из проявлений Божьего образа. Однако определенное толкование этих аксиом и способы их реализации на практике, могут создавать серьезные трудности на пути спасения христианина, живущего в обществе, признающего и защищающего права человека.

http://religare.ru/2_51756.html

Преподобный Даниил Столпник Преподобного отца нашего Даниила Столпника, сию ветвь райскую, возрастила Месопотамия . Он родился в селе, называемом Вифара и лежавшем около города Самосат , от христианских родителей Илии и Марфы. Мать его была неплодна и не рождала, и через это должна была переносить немало неприятностей и укоризн как от своего мужа, так и поношений со стороны родственников и родственниц. Однажды в полночь, находясь в состоянии сердечной тоски, она потихоньку вышла из своего дома и, простерши руки к Небу, обратилась к Богу с такою многослезною молитвою: — Господи Царю! Ты изначала создал мужа и жену и сказал им: раститеся и множитеся (Быт. 1:28). Ты даровал Сарре на старости Исаака, Анне — Самуила, Елисавете — Иоанна. Умилосердись же и над моим таким же несчастием и, милостиво призрев на меня, разреши мое неплодство, сними с меня позор и дай плод моему неплодному чреву, дабы я могла данное Тобою принести в дар Тебе, как некогда Анна принесла Тебе Самуила. Помолившись так сокрушенным своим сердцем и духом смиренным, Марфа вернулась к себе в дом и едва лишь заснула, как увидала во сне два больших и весьма светлых светильника, похожие видом на блюдо, постепенно спускающиеся с неба на ее голову. Утром, встав, она рассказала о видении своему мужу и родным, и они, всякий по своему, старались объяснить ей ее сон. Между тем этот дивный сон был предзнаменованием того, что от нее родится сын, который сиянием добродетелей своих затмит как бы самые звезды. Вскоре после этого Марфа зачала во чреве своем и родила сына; рождением этим она освободилась от причинявшего ей такую скорбь своего неплодства. Столь знаменательно было начало жизни блаженного Даниила на земле и так чудесно появился на свет тот, кто стал впоследствии поистине сыном света. До пяти лет отрок рос без имени, потому что родители не хотели сами дать сыну своему имя, но желали, чтобы тот, кто родился по дару от Бога, от Бога же получил себе и имя. Поэтому они привели его в один монастырь, принеся сюда и дары Богу, и просили игумена наречь имя их сыну.

http://pravoslavie.ru/89119.html

Произнесено при Архиерейском литургийном служении в день храмового праздника в Вологодском Святодухове монастыре 17 мая сего года «Духа Святаго пришествие» празднует и воспевает сегодня св. Церковь . Правда, Дух Господень всегда исполняет вселенную. Когда по предвечному совету Божию устроялась вселенная, вызваны были из небытия в бытие первоначальные стихии мира и еще тьма покрывала бездну, Дух Святой носился уже над необразованной и безвидной материей, устрояя и приводя ее Своей Божественной силой в изумительно-прекрасный порядок и совершенство. Тем более Он осенял человека, как созданного по образу Божию, как существо, одаренное душой и разумной и бессмертной, вдыхая в него дыхание жизней. Таинственным внушением Его первозданный, как царь видимой природы, нарекал имена животным, и преизбытком благодати Утешителя просвещался и наполнялся неизреченной радостью и блаженством; и это его блаженство, от вселенной в сердце его Утешителя Духа, так было велико, что хотя человек находился и на земле, в раю вещественном, не мог быть счастливее и блаженнее и на небе. Ибо царствие Божие внутрь вас есть. Но скоро прошло это счастливое и блаженное время; первозданные, послушавшись внушений злобного духа, преступили заповедь Творца своего и тем удалили себя от Духа Утешителя и выгнаны были из рая. Изгнанные из рая на лишенную благословения и подвергнутую проклятьем землю, так помрачились и осуетились, что хотя окружены были всеми несчастьями и бедствиями и впереди предстояла им смерть, не обратились к Богу с покаянием, хотя Он Сам вызывал их на то, не постарались своим обращением и мольбами снова привлечь к себе Всеблагого Утешителя; но все более и более предаваясь порокам, все глубже и глубже погружаясь в чувственность, дошли наконец до того, что Дух Святой совершенно удалился от них и оставил их ходить в волях сердец их, предал их в неискусен ум творити неподобная ( Рим.1:28 ). Не имать пребывати Дух Мой в человецех сих, зане суть плоть ( Быт.6:3 ) сказал правосудный Бог. Долго, много веков продолжалось это удаление от людей Духа Утешителя, и сколько было продолжительно, столько же и бедственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Veryuzhs...

Разделы портала «Азбука веры» Игумен Георгий (Шестун) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» ( Быт.1:28 ). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом. По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность брака, отмеченную в Законе ( Лев.20:10 ), но и возвел его в степень таинства: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:3-6 ). Выйдя в мир на Свое открытое служение роду человеческому, Он явился с Матерью Своею и учениками на брачный пир в Кане Галилейской и сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освятил этот и все брачные союзы, заключаемые верными и любящими Бога и друг друга супругами. «Сам Бог соединяет освящаемых таинством и посреде их присутствует», – говорит о святости брака Климент Александрийский . «От Тебе бо сочетавается мужу жена», – сказано в молитве чина обручения. И там же: «Сам, Господи, ниспосли руку Свою и сочетай». Господь освящает сочетание супругов в таинстве брака и сохраняет нетленным союз их душ и телес во взаимной любви по образу Христа и Церкви. Святое христианское девство и святое таинство брака – вот два пути, указанные верным в Слове Божием ( Мф.19:11-12 ; 1Кор.7:7-10 ). Церковь благословляла всегда оба эти пути и осуждала, как известно, порицателей того и другого.

http://azbyka.ru/semya/duhovnye-osnovy-p...

Разделы портала «Азбука веры» Как соотносятся заповеди о любви к ближнему и к врагам с призывами к убийству в Ветхом Завете? 1.60K 28.05.2021 Библия Помогите, пожалуйста, разобраться. В главе 13 Второзакония пишутся ужасные вещи и звучат призывы прямо противоположные заповедям о любви к ближним и о сострадании врагам. Как уложить в голове истинное представление о христианской вере, если в разных частях Библии звучат противоположные заповеди? 4 Ответа Прежде всего нужно понимать, что критерием морали в христианстве является воля Бога. Как пишет прп. Иоанн Дамаскин , “ни сами силы, ни употребление их не суть зло, но дурной способ использования вопреки закону давшего их Бога.. Если кто лишает меня спасения, хорошо разгневаться и возненавидеть, а если огорчает в мирском и доставляет пользу тем, что лишает чего-то вещественного, я скорее буду его любить, чем ненавидеть. Убийство есть зло – ибо только Богу принадлежит отделять душу от тела, ибо Он и соединил, но если я убью по велению Божию, хорошо – ибо все, что от Благого, благо. Итак, дурно вожделеть захватить то, что не наше, но Божие. Осуждение есть зло – ибо только Богу принадлежит суд, и дурно присваивать Божеское достоинство тем, кому не дано от Бога судить. Тщеславие и гордость суть зло – ибо одному только Богу подобает превознесение и слава.Так что зло есть не что иное, как противоестественное и противозаконное употребление естественных возможностей, что не есть сущность, но наше поведение”. В Ветхом Завете, когда речь идет о так называемых “войнах Господних”, Израиль выступает орудием правосудия Божия для народов, погрязших в языческих мерзостях. Эти люди не были личными врагами верующих, но врагами Божиими, Который давал им время на покаяние ( Быт.15:16 ). У этих людей была возможность покаяться и сдаться перед штурмом и некоторые из них, как праведная Раав и ее родственники, были спасены и перешли на сторону Израиля. Совсем иное мы читаем о личных врагах иудеев. “Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя” ( Лев.19:17–19 ). “Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою” ( Прит.25:21 ). “Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его” ( Исх.23:4–5 ).

http://azbyka.ru/vopros/kak-sootnosjatsj...

Скачать epub pdf События в восьмом столетии первого тысячелетия Праведный Енос, когда умножилось его племя, начал соборно славить Бога , как пишется о нем: «Сей упова призывати имя Господа Бога» ( Быт. 4, 26 ), не то чтобы до него никто не призывал имя Господне, но (по изъяснению толковников) то, что он был первым изобретателем соборного (совместного) славословия Божия. Ибо и прежде него Адам, Авель и Сиф призывали Господа, молились Ему и жертвы приносили, однако каждый из них творил сие особо и отдельно от других Енос же начал собирать вместе всех детей своих и детей от детей своих (то есть внуков) каждый день утром, чтобы соборно (совместно всем) принести Богу жертву, славословие и молитвы. Он составил некоторые песнопения и молитвы и записал их на досках, так как он привел в совершенство письмена, получившие свое начало от отца его Сифа. Ибо Сиф (как было прежде сказано) начал письмена, а Енос их завершил. Написав же песнопения и молитвы, которые составил, он передал их племени своему для соборного моления к Богу; посему-то о нем и пишется, что он начал призывать имя Господне, то есть соборно славословить и молиться Богу. Святые праотцы, вразумляемые Богом, первыми уведали, сколь велика потребность молитвы для человека, чтущего Бога! И они как сами в ней обучались, так научали ей и детей своих, внуков и правнуков. Молитва столь же нужна человеку, сколь потребна повседневная пища телу: хлеб укрепляет плоть, молитва же душу. Ибо молитва, по сказанию Лествичника, есть пища души (Лествичник. Слово 28, гл. 1). И как тело без пищи изнемогает, так и душа без молитвы. Не может душа приять от Бога благодать для своего укрепления и оживления, если не испросит ее молитвою. " Просите, – сказано, – и дастся вам, просяй приемлет» ( Мф. 7, 7–8 ). Молитва – это тот ключ к сокровищам Божиим, посредством которого всякий желающий отверзает себе дверь милосердия Божия и входит, и исходит, и пажить обретает ( Ин. 10,9 ). Не молитвою ли Илия святой отверз заключенное небо? Помолился он, и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1Пет. 3, 1–2). В Писании часто говорится, что жены должны повиноваться своим мужьям. При сотворении человека Бог создал жену в качестве помощницы мужу, а потом, после падения, жена стала покоряться мужу, потому что первой нарушила заповедь Божию и увлекла за собой Адама. Бог подчиняет жену мужу, и муж уже имеет власть над ней (ср. Быт. 3, 16). В Новом Завете тоже есть известная формула учения о том, что жены должны повиноваться своим мужьям. А мы говорим, что между полами существует равенство. Как же это согласуется со словами святого апостола Петра? А разве сейчас не так говорят? Во-первых, в Священном Писании святой апостол Павел говорит, что нет ни мужеского пола, ни женского (ср. Гал. 3, 28). Нет разницы ни между мужчиной и женщиной, ни между варваром и эллином, ни между рабом и свободным, но все мы одинаковы пред Христом. А значит, мы будем исходить из этой основы. Есть человек, т.е. мужчина и женщина. Бог сотворил человека, создал Адама, а потом Еву. У них была общая цель – связь с Богом, и Ева содействовала их общему приведению к Небесному Отцу, Богу. Из Ветхого Завета, где женщина действительно стояла ниже мужчины, мы, поскольку закон Моисеев был переходным этапом, переходим в период Нового Завета, период благодати, где больше нет разницы между мужчиной и женщиной: мы все одинаковы пред Богом, и у нас есть общая цель – спасение и связь с Богом. Святой апостол Петр называет и причину, по которой надо повиноваться мужьям: не потому, чтобы вы были более слабыми или какими-то не такими, а чтобы мужья через поведение своих жен приобретаемы были без увещания, только видя ваше чистое, богобоязненное житие , т.е. чтобы ты без особой проповеди приобретала своего мужа. Когда жена дает мужу то, в чем он нуждается как муж, и муж дает жене то, в чем она нуждается как жена, тогда они взаимно приобретают друг друга, не властвуя над своей половинкой.

http://pravoslavie.ru/112702.html

свящ. Николай Александров Содержание Часть I-я § I. Призвание Авраама и его переселение в землю ханаанскую (Быт. 11:26 – 12:9) § 2. Путешествие Авраама со своим семейством в Египет по случаю голода в земле Ханаанской. (Быт. 12:10 – 13:4) § 3. Разлучение Авраама с Лотом, освобождение последнего из плена и встреча с Мелхиседеком. (Быт. 13:5 – 14:24) § 4. 0бетования Божии Аврааму. (Быт. 15:1–21) § 5 Агарь и Измаил, обетование о рождении Исаака и установление обрезания (Быт. 16:1–17:27) § 6. Явление Аврааму Бога у дуба Мамврийского, ходатайство Авраама перед Богом за участь Содома и Гоморры. Пребывание Авраама в Гераре (Быт. 18:1–33; 20:1–18) § 7. Рождение Исаака и изгнание Агари с Измаилом (Быт. 21:1–21) § 8. Завет Авраама с Авимелехом и поселение в Вирсавии. Жертвоприношение Исаака, смерть Сарры, последние годы жизни Авраама и смерть его (Быт. 21:22 – 23:20, 25:1–10) Часть II Исаак § I Женитьба Исаака (Быт. 24:1–67) § 2. Рождение у Исаака детей: Исава и Иакова; характеры братьев; продажа Исавом первородства Иакову (Быт. 25:20–34) § 3. Путешествие Исаака в Герару. Опасность, которой подвергалось целомудрие Ревекки в пределах царя герарского. Зависть жителей Герары благосостоянию Исаака. Благословение Исааком Иакова и Исава и смерть Исаака. (Быт. 26:1 – 27:40; 35:27–29) Часть III. Иаков § I. Видение Иаковом Лествицы. (Быт. 28:1–22) § 2 Пребывание Иакова в доме Лавана. (Быт. 29:1 – 31:18) § 3. История жизни Иакова со времени удаления от Лавана и до поселения в земле ханаанской (Быт. 31:19 – 33:17) § 4. Поселение Иакова в земле ханаанской и обстоятельства из жизни его до переселения в Египет (Быт. 33:18 – 35:29. 37) § 5. Переселение Иакова в Египет; благословение им детей своих и смерть его (Быт. 42–50)     В творениях св. отцов и учителей Церкви нет специально исторических исследований на нашу тему, нет и исторического материала, который давал бы что-нибудь новое в сравнении с библейским повествованием. Таких сведений и безрассудно ожидать от чего-либо помимо Библии. Единственным источником знания о начальной истории еврейского народа может быть только Библия , как она же есть единственный источник знания о первоначальной истории вообще всего человечества. Эту мысль ясно высказал св. Феофил Антиохийский . Показав неосновательность рассуждений языческих писателей о первоначальной судьбе мира и человечества, св. Феофил восклицает: «кто же из называемых у вас мудрецов, поэтов и историков мог сказать об этом истину, когда они жили много позднее?.., Из сего открывается, что все другие ошибаются, а только одни христиане владеют истиной, так как мы научены Святым Духом, Который говорил во святых пророках и все предвозвестил» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010