Разделы портала «Азбука веры» Оглавление «Освящение или благословение?» «Что Церковь благословляет, а что освящает?» Для простого обывателя вопросы, казалось бы, совсем не принципиальные и маловажные. И мало кто из невоцерковленных людей придает этому хоть какое-то значение. Как правило, все именуется освящением — освящение дома, машины, офиса, икон, нательных крестиков и т.д. Но можно ли освятить офис? Можно ли назвать действие, совершаемое священником, освящением? Вопрос этот может быть довольно интересным для человека, который хотя бы немного погружен в церковную жизнь и имеет представление об основах православной веры. Попробуем разобраться в том, что в современной церковной практике именуется освящением и благословением. Благословение в Ветхом и Новом Завете Православная Энциклопедия определяет благословение как «пожелание либо получение особой благосклонности Божией для отдельной личности или общности людей посредством соответствующих слов или символических жестов» 1 . В церковной практике термин «благословение» может также употребляться по отношению к предметам в значении, близком к слову «освящение». Например, освящение иконы или благословение жилища. Поэтому довольно часто под «благословением» понимают «освящение», и наоборот. Однако, эти два понятия в исконном своем происхождении имеют различия. Обратимся к Священному Писанию. Впервые «благословение» упоминается в книге Бытия и описывает отношение Божие к человеку и сотворенному миру в целом: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» ( Быт.1:27-28 ). Аналогичное благословение было дано людям после потопа: «благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они» ( Быт.9:1-2 ). Эти древнейшие благословения является свидетельством особого Божьего промысла по отношению к творению.

http://azbyka.ru/osvjashhenie-ili-blagos...

Разделы портала «Азбука веры» Супружество — 1) брачный союз, брак; 2) брачная жизнь; 3) брачные отношения. Является ли брачная жизнь менее достойной и возвышенной, чем монашеская? Монашество издревле почитается Церковью как вернейший путь восхождения человека к Богу. Оно возникло в первые века существования Церкви, но его прообраз был явлен людям уже во времена Ветхого Завета. Типичным примером в данном отношении служит жизнь некоторых ветхозаветных пророков, а особенно ярким примером — жизнь Предтечи Господня, святого Иоанна Крестителя. Основания для утверждения Церковью института монашества находятся в самой жизни и в учении Господа Иисуса Христа. Как известно, Он не был женат, был целомудрен, не занимался стяжательством, пребывал в послушании Богу (по человеческому естеству). Но значит ли это, что христианин вправе относиться к браку с некоторым пренебрежением? Отнюдь нет. Как известно, одной из первых заповедей, прозвучавшей из уст Вседержителя в отношении прародителей , была заповедь о рождении детей ( Быт.1:28 ). Тогда же, на заре истории человечества, Бог высказался о браке довольно определенно: «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» ( Быт.2:24 ). Впоследствии эти слова повторил Сам Господь Иисус Христос ( Мк.10:7-8 ). Не лишне заметить, что первое засвидетельствованное Евангелием чудо, совершенное Спасителем, было сотворено во время Его присутствия на брачном торжестве. В пользу возвышенности супружеских отношений говорит и тот факт, что во времена Ветхого Завета под образом брака представлялся союз между Богом и Израилем , а во времена Нового Завета под символом отношений жениха и невесты ( Мф.25:1 ), под символом брака был представлен союз Христа и Его Церкви ( Еф.5:25 ). Почему же многие верующие, стремящиеся к уподоблению Богу и единению с Ним, выбирают не супружескую стезю, но монашеский путь? В какой-то мере ответом на этот вопрос могут служить слова апостола Павла, обнаруживающие разницу между замужними и незамужними женами: «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» ( 1Кор.7:34 ).

http://azbyka.ru/supruzhestvo

Разделы портала «Азбука веры» Теоретический семинар Сначала остановимся на частных аспектах этого вопроса, а потом перейдем к общим понятиям и определениям. Нередко говорят и пишут, что человек сотворен по образу и подобию Божию. Обратимся к первоначальному библейскому тексту: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле” ( Быт.1:26-28 ). То есть, Бог и в самом деле планировал сотворить человека как по своему образу, так и по своему подобию ( Быт.1:26 ), но реально человек сотворен только по образу. Это имеет глубокое символическое значение, о котором писали многие св. отцы и о котором мы скажем немного дальше. Второй важный момент, который появляется при анализе создания человека по образу Божию, заключается в том, что многие св. отцы соотносили образ Божий с Иисусом Христом. Эта идея была присуща таким древним церковным писателям, как, например, Ириней Лионский , Тертуллиан , Климент Александрийский , Ориген , Афанасий Великий , Анастасий Синаит , Иоанн Дамаскин , Николай Кавасила .   Разбору их точек зрения и обобщению этой проблеме посвящена работа П. Ю. Малкова “Святоотеческое учение о сотворении человека по образу Сына Божия” (Малков. 2000). В чем же конкретно проявляется сотворение человека по образу Божию? Разные христианские писатели выделяли разные черты образа Божия, дополняя и продолжая друг друга: Интересна сводка Фотия, патр. Константинопольского († 891 г.) предшествующих святоотеческих мнений о том, что же, собственно, надо понимать под образом и подобием Божием в человеке: 1) некоторые усматривали созданность человека по образу Божию в разумности и свободной воле; 2) другие в стремлении к начальствованию и господству; 3) третьи – в способности человека воспроизводить и творить; 4) способности мыслить и говорить отображают внутритроичную жизнь Божества ( Киприан (Керн) архим. 1996, с. 251).

http://azbyka.ru/chelovek-kak-obraz-i-po...

Часть II. Человек падший. Амартология Глава 1. Зло и грех «Человек есть не иное что, как только малое и скоро исчезающее зловоние и худший всей твари [по причине греха]. Никакая иная тварь, ни бездушная, ни одушевленная, никогда не извращала определения Божия, но только человеческое естество, много облагодетельствованное и всегда много прогневляющее Бога». Св. Петр Дамаскин 369 1.1. Зло и возможность его существования Первозданные люди – Адам и жена его, наслаждавшиеся райской жизнью, имевшие все возможности для духовного возрастания и приобщения к ещё большей радости в Боге, не осуществили своего предназначения. Они сознательно и добровольно пренебрегли божественной заповедью. Святые отцы предполагают, что грехопадение в раю произошло вскоре после создания людей, ибо с момента их появления на свет до грехопадения у них ещё не появились дети, к чему призывал их Господь: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт. 1:28 ). Грехопадение стало новым этапом в существовании человечества, но прежде чем приступить к его описанию, необходимо прояснить некоторые ключевые понятия, первое из которых – «зло» (κακν). Бог сотворил весь мир хорошо весьма ( Быт. 1:31 ). Весь тварный мир запечатлен божественной благостью, любовью и совершенством. Космос онтологически не имеет в себе ничего злого, ибо Тот, Кто его создал, безмерно благ, а других источников бытия, кроме Бога, не существует. Это значит, что зло изначально не создавалось и зла как особой сущности нет. Всё, что не создано Богом, не имеет собственной сущности, поэтому не имеет самостоятельного существования и зло. «Зло не от Бога и не в Боге, его не было в начале и нет у него какой-либо сущности, – учит свт. Афанасий Великий » 370 . Почему же тогда о зле люди всегда говорят как о конкретной реальности, с которой постоянно приходится соприкасаться и совсем не иллюзорно страдать? Несущественность зла удивительным образом сочетается с его разрушительной активностью, реализующейся в тварном мире. Этот парадокс в православном богословии разрешается через вскрытие источника зла – зло коренится не в сущностях, но в личностях .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/v...

Толкование Надписание книги пр. Иоиля (1. 1.) Книга пр. Иоиля начинается надписанием: „Слово Господне, еже бысть ко сыну Вауилеву“ (с евр.: „слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Петуэля“). Отрицать происхождение этой надписи от самого пророка нет никаких оснований; напротив, ее простота и краткость ясно указывают на ее достоверность и подлинность. Слово Господне: Иоиль смотрит на свое пророчество как на Божественное ему откровение; так должен был смотреть и народ, к которому было обращено это пророчество. Оно не было поэтическим творением самого Иоиля, но было вдохновлено в него Духом Божиим, было „словом Иеговы“; пророк являлся только провозвестником воли Божественной и истолкователем ее. Слово, евр. здесь употреблено в смысле „слово Божественного Откровения“, бывшего пр. Иоилю. Так, употребляется и в других местах Библии , как в соединении со словом ( 1Пар.28:8 ; Иер.1:4, 11, 2:1, 13:8 ; Иез.3:16, 6:1, 7:1, 11:14 ; Ос.1:1 ; Ион.1:1 ; Мих.1:1 ; Соф.1:1 ; Агг.1:1 ; Зах.1:9, 10 ; Мал.1:1 ), так и без такого соединения ( Иов.4:12 ; Ам.1:1 и др.). Еже бысть ко . Имя „Иоиль“ понимают различно. Одни думают, что оно означает „крепость Господня“ 38 , т. е. сложено из и , сила. Но это едва ли верно, потому что, хотя и означает „сила“, но в именах собственных, обыкновенно, имеет значение „Бог“, напр., , „богоборец“ ( Быт.32:29 ); , „услышанный Богом“ ( 1Цар.1:20 ); „кто, как Бог“ ( Дан.10:13 ) и пр. Иные дают слову значение: αϑαρετος σχς „добровольная сила“ 39 ; но и это несправедливо, потому что непонятно, как в слове может соответствовать греческому αϑαρερος. Неудачно также объясняют как Κυρου γαπητς (см. Вюнше. S. 68), так как греческое γαπητς ничему не может соответствовать в еврейском . Бл. Иероним (р. 77) говорит: „Иоиль у нас означает „incipiens“ или „est Deus“; т. е. слово он или считает происходящим от imperf. jussiv., формы гиф. глагола – , , что и будет означать „да начнет“ 40 ; или принимает это слово за сложенное из и , „Иегова-Бог“. Из этих двух объяснений Иеронима должно отдать предпочтение последнему, потому что вероятнее, что часто встречающееся в Библии и, следовательно, любимое древними евреями имя было сложено из двух имен Божиих, нежели имело неясное значение – „начинающий“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

1898 г Величие человека 52 Светлый нынешний праздник в честь Св. Духа, сошедшего на учеников Христовых и вечно почивающего во св. Церкви, составляет достойное и радостное заключение целого ряда великих торжеств церковных в честь и славу воскресшего из мертвых и вознесшегося от земли на небо Христа Господа. Это благословенный плод страданий, смерти и воскресения воплотившегося для спасения рода человеческого Сына Божия. Это венец дела искупления человечества и соединения его с Божеством. Итак, человеческая наша природа, созданная Богом, искупленная и в искуплении воссозданная Сыном и, наконец, освященная зиждительным и животворящим Духом, как бы вновь получает бытие – лучшее и совершеннейшее – и вместе с тем возводится на всю доступную для нее высоту чести и славы. И сколько бы мы ни придумывали других оснований, чтобы на них утвердить мысль о человеческом достоинстве, мы никогда не в состоянии будем поставить ее выше того положения, в которое природа наша приведена в христианстве: здесь она воспринята Сыном Божиим в единство лица (ипостаси) Богочеловека, вознесена с Ним в Его пречистой плоти 53 на небо и спосажена ( Еф. 2:6 ) одесную Отца и, наконец, приобщена Духу Святому ( Евр. 6:4 ). Величие поистине неизмеримое! Мысль о высоком достоинстве человека есть основная мысль Откровения, основная мысль нашей святой веры. Уже первая страница Библии делает ее ясною и непререкаемою рассказом о сотворении человека по образу и подобию Бога ( Быт. 1:26–27 ) и о даровании ему власти над природою и над всем живущим. ( Быт. 2:19–20 , ср. 1:28). В этой мысли – объяснение горести и глубины падения человека; в ней – объяснение первоевангелия, о Спасителе; в ней – объяснение всей дальнейшей истории человечества. Проникнутый убеждением в высоком достоинстве человека, взывал царепророк Давид в псалме: Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земли! Когда взираю я на небеса, дело рук Твоих, на луну и звезды, которые Ты поставил, – то что такое человек, что Ты помнишь его, и Сын человеческий, что Ты посещаешь его! Немногим Ты умалил его пред ангелами, славою и честию венчал его, и поставил его владыкою над делами рук Твоих: все положил под ноги его ( Пс. 8:2, 4–7 ). Проникнутый тою же мыслью, и премудрый Соломон говорит: великая вещь человек ( Прем. 20:30 ). Если же в Ветхом Завете подавленный грехом, чувствующий отвержение от Бога, только ожидающий искупления человек так ясно сознавал свое высокое достоинство в ряду творений, то что же сказать о Завете Новом, который ныне запечатлен печатью Духа Святого, – что сказать о Завете Новом, где грех уже снят, где нас ради человек и нашего ради спасения сошел на землю и воплотился Сам Бог, где человечество соделалось сыном Бога ( Ин. 1:12 , ср. Рим. 8:14 ; Гал. 3:26 ; Евр. 12:7 и др.) и в лице Искупителя само как бы обожилось, так что апостол, обращаясь к христианам, прямо говорит им, что они – причастники звания небесного ( Евр. 3:1 ; ср. Кол. 1:12 ) и даже – причастники Божественного естества ( 2Пет. 1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

епископ Серафим (Сигрист) Скачать epub pdf Братья и сестры. Думая о том, какую тему выбрать для моего доклада на Библейских Чтениях, я вспомнил свое первое задание по Ветхому Завету в Свято-Владимирской Семинарии. Нужно было взять одну главу из книги Бытия и проанализировать ее в соответствии с «документарной гипотезой», то есть определить, какая часть книги может принадлежать документам J, E, D и P. Я выбрал историю о сне Иакова в Вефиле, так как это достаточно простой отрывок для подобного анализа ( Быт.28:10–19 ). Несомненно, на мой выбор повлияла некоторая притягательность образов сна и лестницы, соединяющей землю и небеса, по которой восходят и снисходят ангелы Божьи. Почему бы нам сейчас не взять этот же фрагмент и не рассмотреть его дальше? На этот раз я не буду касаться проблем текстологии, в которой я недостаточно компетентен, чтобы добавить что-либо новое. Я также не буду касаться интерпретации этого отрывка у святых отцов, так как в патристических комментариях он недостаточно отражен. (В конце доклада я привожу краткий обзор высказываний ранних отцов Церкви на эту тему). Итак, после того, как мы упомянули о научных и богословских проблемах, почему бы нам просто не поразмышлять о том, кто же такой этот Вефильский сновидец и что за сон он увидел? 1. Сновидец Сновидец Иаков – это человек, оказавшийся ночью в пути. Он покинул свой дом, где ему когда-то удалось с помощью ловкого трюка выманить право первородства у отца и старшего брата, и теперь он боится, что после смерти отца брат будет ему мстить. Это хитрый человек, любимец своей матери (описание Иакова одним словом в Быт.25:27 означает что-то вроде «скромный», «сдержанный»). Я думаю, эпитет, данный Гомером Одиссею – «многохитростный» 1 – подойдет в этом случае. Или «искусный». И вот, подобно Одиссею,странствующему по морю, он отправляется навстречу неведомому будущему. Можно также сравнить его со Стивеном Дедалом из романа Джеймса Джойса «Портрет художника в юности», который верил, что его судьбой управляют «Молчание, изгнание и хитроумие 2 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/son-ia...

Разделы портала «Азбука веры» Сергей Федоров " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 5  голосов:  5.0 из  5) Тема сексуальных отношений, их значения и места в жизни человека является актуальной в современном обществе. Как в светской, так и в церковной среде встречается широкий разброс мнений по общим и частным вопросам, связанным с этой темой. В виду ее большой неоднозначности среди православных христиан, мы хотели бы весьма осторожно осветить ее, изложив нравственное и социальное учение Церкви, выраженное в официальных документах различных Поместных Православных Церквей. «В Православной Церкви брак рассматривается как древнейший институт божественного права, поскольку был установлен одновременно с творением первых людей, Адама и Евы ( Быт. 2:23 ). С самого начала этот союз подразумевал как духовное общение супружеской пары – мужчины и женщины, так и продолжение жизни человеческого рода» . «Воплощая изначальную волю Господа о творении, благословенный Им супружеский союз становится средством продолжения и умножения человеческого рода: И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею ( Быт.1:28 ). Мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве. Они нуждаются в общении и взаимном восполнении» . «Наряду с самым позитивным утверждением брака и семейной жизни Православная Церковь также утверждает, что Господь призывает некоторых мужчин и женщин к безбрачной жизни и девственности. “Ангельский путь” монашеской жизни особенно благословен для мужчин и женщин, “способных вместить это”, как “назначенных” и “призванных” (ср. Мф. 19:10-12 ; 1 Кор. 7 )» . Церковь не признает иных форм сожительства, кроме законного брака мужчины и женщины, соответственно осуждает незаконные сексуальные отношения супружеского союза. «Осуждая порнографию и блуд, Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми , ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке» . Телесные отношения в браке «чисты» и «достойны по замыслу Божию» , являются «священным выражением любви» . Они законны и уместны только там, где соединены с личностной и духовной общностью, жертвенностью и всецелой ответственностью друг за друга, которые «осуществимы лишь в пожизненной брачной верности» .

http://azbyka.ru/semya/tema-seksualnyh-o...

Biblia на древнегреческом означает «книги». Библия состоит из 77 книг: 50 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета. Несмотря на то, что ее записывали на протяжении нескольких тысячелетий десятки святых людей на разных языках, она имеет полную композиционную завершенность и внутреннее логическое единство. Оно начинается с книги Бытия, где описывается начало нашего мира – его сотворение Богом и создание первых людей – Адама и Евы, их грехопадение, распространение человеческого рода и все большее укоренение греха и заблуждений среди людей. Описывается, как нашелся один праведник – Авраам, который поверил Богу, и Бог заключил с ним завет, то есть договор (см: Быт. 17: 7–8). При этом Бог дает два обещания: одно – что потомки Авраама получат землю Ханаанскую и второе, имеющее значение для всего человечества: «и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12: 3). Так Бог создает от патриарха Авраама особый народ и, когда тот оказывается в плену у египтян, через пророка Моисея освобождает потомков Авраама, дает им землю Ханаанскую, чем исполняет первое обещание, и заключает завет уже со всем народом (см.: Втор. 29: 2–15). В других ветхозаветных книгах приводятся подробные указания, связанные с соблюдением этого завета, даются советы о том, как строить свою жизнь, чтобы не нарушать волю Божию, а также рассказывается о том, как избранный Богом народ соблюдал либо нарушал этот завет. При этом Бог призывал в народе пророков, через которых возвещал Свою волю и давал новые обетования, в том числе о том, что «вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет » (Иер. 31: 31). И что этот новый завет будет вечным и открытым для всех народов (см.: Ис. 55: 3, 5). И когда родился от Девы истинный Бог и истинный Человек Иисус Христос, то в прощальную ночь, перед тем как идти на страдания и смерть, Он, сидя с учениками, «взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 27–28). А после Своего воскресения, как мы помним, Он послал апостолов на проповедь всем народам, и тем самым исполнилось второе обещание Бога Аврааму, а также пророчество Исаии. А затем Господь Иисус восшел на небо и сел одесную Отца Своего, и так исполнилось слово пророка Давида: «Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс. 109: 1).

http://pravoslavie.ru/30169.html

Переселил Бог праведного Авраама от сродников его и от всех ему своих; терпит он бедствия на чужой стороне и с упованием ждет исполнения обетования. Великое налагается на патриарха испытание, которым и доказана твердость его пред Богом. Много проходит времени; юность увяла наконец как цвет; старость при дверях; природа, преклоняясь к дряхлости и терпя свойственное ей, изнемогла; и в нем и в супруге его угасли от старости и крепость и сила к чадородию; у обоих тела, с утратою их юности, стали согбены по закону естества. Но сильна была в них надежда на Бога. Не только она не старела, но даже была она непреодолима. По сему-то сверх упования Авраам родил Исаака, который во всем прообразовал собою Владыку. Ибо не делом было естества, чтоб мертвая утроба зачала, и сухие сосцы снабжали млеком Исаака; не делом было также естества, что Дева Мария зачала без мужа и без растления родила Спасителя вселенной. Господь Сарру в старости соделал матерью, а Марию по рождении показал Девою. Ангел говорил патриарху в сени его: в сие время будет Сарре сын (Быт.18:14). Ангел в Вифлееме сказал Марии: се родит сына благодатная (Лк.1:28.31). Рассмеялась Сарра, видя свое неплодство, смотря на омертвение, не поверя слову. Как этому быть, говорит она, когда я и Авраам не способны уже к плодоношению? Недоумевала и Мария, видя свое девство и печати его храня нерушимыми: како будет сие мне, которая мужа не знаю (35)? Ибо обетование было странно для естества. Но сверх упования Сарре Давший Исаака, от Девы сам родился по плоти. Обрадованы были Сарра и Авраам, когда родился Исаак, как сказал Бог; обрадованы были Мария и Иосиф, когда родился Иисус, как сказал Гавриил; обильно текли в уста Исааку источники млека у заматоревшей летами; обильно сосцы Девы источали млеко Питающему все концы мира. Кто сказал бы Аврааму, что Сарра в старости млеком питает сына? восклицала неплодная (Быт.21:7). Кто сказал бы людям, что я, дева, и родила, и питаю млеком? говорила Мария. Не ради Исаака смеялась Сарра, ни ради Того, Кто родился от Марии. И как Иоанн взыгранием, так Сарра смехом, выразили радость. Младенец возрастал, приходя в цветущий возраст юношей; был строен и прекрасен, с лепотою тела ежедневно приумножая в себе и доблести душевные, приводил в восхищение родителей. Подражайте сему вы, у кого есть дети. Как восхищается отец, видя юного сына, и как радуется, примечая, что отрок успевает или прилежен к наукам!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/855/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010