Кроме обнаружения собственной наготы прародители ощутили и др. последствия совершенного греха. У них меняется представление о всеведущем Боге, в результате чего, услышав «голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» они скрылись «между деревьями рая» (Быт 3. 8). По поводу антропоморфизма данного стиха свт. Иоанн Златоуст замечает: «Что говоришь? Бог ходит? Неужели ноги припишешь Ему? Нет, не ходит Бог! Что же значат эти слова? Он хотел возбудить в них такое чувство близости Божией, чтобы повергнуть их в беспокойство, что и было на самом деле» ( Ioan. Chrysost. In Gen. 17. 1). Слова Господа, обращенные к Адаму: «Где ты?» (Быт 3. 9), «кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт 3. 11) - и к Еве: «Что ты… сделала?» (Быт 3. 13), создавали благоприятную предпосылку для раскаяния. Однако первые люди не воспользовались этой возможностью, чем еще более осложнили свое положение. Ева слагает ответственность на змея (Быт 3. 13), а Адам - на Еву, «которую,- как он нарочито подчеркивает,- Ты мне дал» (Быт 3. 12), тем самым косвенно обвиняя в совершившемся Самого Бога. Прародители, т. о., не воспользовались покаянием, к-рое могло бы предотвратить распространение греха или в какой-то мере уменьшить его последствия. Ответ Господа Бога на нарушение заповеди первыми людьми звучит как приговор, определяющий наказание за совершенный грех (Быт 3. 14-24). Однако таковым он не является, поскольку его содержание лишь отражает те последствия, какие неминуемо возникают при нарушении норм тварного бытия. Совершая любой грех, человек тем самым, по мысли свт. Иоанна Златоуста, наказывает сам себя ( Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. 6. 6). Божественное определение, вызванное первым грехом, начинается с обращения к змею, посредством к-рого действовал диавол: «...проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт 3. 14). Свт. Иоанн Златоуст предвидит вопрос, неизбежно возникающий в этом случае: «Если совет дал диавол, употребив змия в орудие, то за что же это животное подверглось такому наказанию».

http://pravenc.ru/text/166457.html

Скачать epub pdf Часть 1 Само состояние сна упоминается в Священном Писании как нечто естественное для человека. Первое упоминание об этом состоянии встречается в рассказе о времени до грехопадения: Господь наводит на Адама сон, прежде чем создать из него Еву (см.: Быт. 2: 21 ). Вот что говорится о хорошем сне: «Бог послал царю крепкий сон, этот добрый дар, от века ниспосылаемый Им и в нощи и во дни всем, кому Он хочет» ( 3Мак. 5: 6 ). На то, каков сон, оказывает влияние жизнь человека: «Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть» ( Еккл. 5: 11 ); также и в другом месте говорится: «Здоровый сон бывает при умеренности желудка» ( Сир. 31: 22 ). Есть указания на то, что Бог использует сон людей или его отсутствие. Так, чтобы Давид мог выскользнуть из окружения, на Саула и всех, кто был с ним, напал «сон от Господа» ( 1Цар. 26: 12 ); напротив, чтобы привести на память царю Артаксерксу благодеяние праведного Мардохея, «Господь отнял сон от царя» ( Есф. 6: 1 ). Что же касается сновидений, то о них сказано, что «сновидения бывают при множестве забот» ( Еккл. 5: 2 ), и что «во множестве сновидений, как и во множестве слов, – много суеты» ( Еккл. 5: 6 ). Это относится к обычным сновидениям. Но в Писании нередко встречаются указания на то, что Бог иногда так или иначе объявляет человеку через сон Свою волю или предупреждение о грядущих событиях. Во сне Господь говорил Аврааму (см.: Быт. 15: 12 ) и языческому царю Авимелеху (см.: Быт. 20: 3–6 ); видение от Господа во сне получил патриарх Иаков (см.: Быт. 28: 12 ); посредством сна Бог вразумил Лавана (см.: Быт. 31: 24 ); вещий сон видел в юности патриарх Иосиф (см.: Быт. 37: 6–9 ), он же давал толкование вещим снам египетских виночерпия и хлебодара (см.: Быт. 40 ), а затем и фараона (см.: Быт. 41: 15–32 ); вещий сон ради Гедеона был послан одному из войска мадиамского (см.: Суд. 7: 13 ); «в Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью» ( 3Цар. 3: 5 ); пророк Даниил толковал вещий сон

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Приведем еще один стих из книги Бытие: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» ( Быт. 19, 24 ). Здесь написано о том, что одновременно действовали два Господа. Ветхий Завет: Быт.1:1 – сотворил Бог… (Элохим – переводится, как «Боги», множественное число); Быт.1:26 – сотворим... по ...Нашему... (множественное число); Быт.2:4–3:23 – Господь Бог… (Яхве-Элохим – переводится как «Сущий – Боги», первое слово – единственное число, второе – множественное число); Быт.3:22 – как один из Нас... (множественное число); Быт.11:6–7 – сойдем же и смешаем... (множественное число глаголов); Быт.18:1–3 – (Три ангела, но одно обращение Авраама); Быт.19:24 – …пролил Господь… от Господа с неба… (действуют два Господа); Числ.6:24–26 – (Тройное благословение); Ис.6:3 – (Тройное славословие); Пс.32:6 – (Слово и Дух); Пс.2:7 – (Сын); Пс.109:3 – Прежде денницы...; Пс.142:10 – (Дух); Ис.48:16 – (Дух); Иер.10:10 – А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный (Тройное упоминание); Ис.43:14 – Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев... (Тройное упоминание); Ис.46.9–11 .– Мой совет состоится... (совет может быть только между несколькими лицами). Новый Завет: Мф.28:19 – Во имя (одно имя ко Всем трем, а не имена!) Отца и Сына и Святаго Духа... (Трое); 2Кор.13:13 – Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами... (Трое); 1Петр.1:2 – по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа... (Трое); 1Ин.5:7 – (Трое, но только в латинских рукописях); Ефес.4:6 – Над всеми, чрез всех, во всех... (Трое); Ин.1:14;1:18;3:16 и др.– Единородный... (единый по природе с Отцом); Евр.1:1–14;5:5 – Сын мой, ...родил я... (единый по природе с Отцом); Ин.14:16–17 – Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины... (Трое); Ин.14:26 – Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое... (Трое); Ин.15:26 – Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит...

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Быт.28:5 . И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава. Излишнее, по-видимому, определение Ревекки, как матери Исава и Иакова, имеет, по еврейским толкователям, тот смысл, что Ревекка обоим сыновьям завещала жениться на родственницах, но только Иаков следует наставлению матери, а затем, по подражанию ему, Исав женился (в 3-й уже раз) на родственнице – дочери Измаила. Быт.28:8–9 . И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его; и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих. Этот поступок Исава вытекал из желания загладить свою вину пред родителями: «и пошел... к Измаилу», т.е. в дом Измаила, так как сам Измаил тогда уже умер, (не менее как за 14 лет пред тем), почему, может быть, дочь его и называется здесь сестрою Наваиофа, первенца Измаилова ( Быт 25.13 ); в Быт. 36:3 эта женщина названа Васемафой, а не Махалафой, как здесь. Эту разноплеменность (замечаемую и относительно других жен Измаила, (ср. Быт. 26:34 и Быт. 36:3 ) еврейские комментаторы объясняли или действительной двуименностью данной женщины, или переименованием по какому-либо знаменательному случаю: то и другое у древних евреев, как известно, было в обычае. О самом поступке Исава равв. Елиезер говорит: «Если бы он прежних жен отпустил от себя, то я сказал бы, что он правильно поступил, но так как говорится: «Он взял ее сверх жен своих», – то этим показывается, что струп следовал за струпом, боль за болью, терн за терном» (Beresch. г., s. 326). Сон Иакова и Божие ему обетование Быт.28:10 . Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, Со ст. 10 излагается уже почти исключительно история Иакова (краткое упоминание о смерти Исаака – в Быт. 35:28–29 ), естественным образом распадающаяся на 3 периода по месту обитания: месопотамский, ханаанский и египетский. Иаков пошел от Вирсавии к северу по Ханаану, затем через Иордан и Галаад (ср. Быт. 31:25 ), Вассан и затем в направлении к Дамаску и далее. Трудность пути и решимость Иакова вне сомнения. «Человек, воспитанный дома, пользовавшийся такими услугами, отправляясь в путь, не потребовал ни вьючных животных, ни свиты, ни дорожных запасов, но вступает в путь как бы уже по апостольскому примеру» ( Иоанн Златоуст , Бес. на Бытие 54 , с. 581). По раввинам, выражение ст. 10 указывает, что Иаков с болью оставлял отеческий дом (Абарбанель) и что город (Вирсавия) с уходом благочестивого мужа лишился своей славы (Раши).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Племена потомков двенадцати сыновей Иакова образовали, согласно Библии, израильский народ. При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова ( Быт. 49:28 ). По преданию, святая праматерь Лия покоится в Пещере Патриархов в Хевроне. О жизни святой праведной праматери Рахили Рахиль – младшая дочь Лавана, сестра Лии, вторая жена Иакова, мать Иосифа и Вениамина. Согласно Библии, Рахиль была «красива станом и красива лицом» ( Быт. 29:17 ), и Иаков любил ее больше, чем «слабую глазами» Лию ( Быт. 29:30 ). Однако Рахиль долго оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде Сарра ( Быт.16:2–4 ), отдала свою служанку Билху в наложницы мужу; рожденных Билхой Дана и Нафтали Рахиль считала собственными сыновьями ( Быт.30:1–8 ). В конце концов, Рахиль забеременела и родила сына, сказав: «Снял Бог позор мой. И нарекла ему имя Иосиф, сказав, Господь даст мне и другого сына» ( Быт.30:23–24 ). Рахиль, как мы уже рассказывали, умерла во время вторых родов на пути из Бет-Эля в Эфрат, в Бет-Лехеме; умирая, она нарекла своего второго сына Бен-Они («сын моего страдания»), однако Иаков дал ему имя Вениамин. Иаков похоронил Рахиль не в семейном склепе в пещере Махпела, а там, где она умерла – у дороги, и воздвиг над ее могилой памятник из камней ( Быт.35:16–21 ; ср. Быт.48:7 ). Сделал он это потому, что предвидел, как изгнанные в Вавилонию пройдут здесь, и Рахиль будет молить Бога смилостивиться над ними. Могила Рахили у Бет-Лехема упоминается у раннехристианских писателей (например, у Евсевия); самый ранний из еврейских источников, описывающий эту могилу, – «Путеводитель по Иерусалиму» X в. Еврейские путешественники, начиная с Вениамина из Туделы (около 1170 г.), говорят о памятнике, состоящем из двенадцати камней, одиннадцать из которых положили сыновья Иакова, а на них – большой камень, положенный самим Иаковом. Над могилой был сооружен купол на четырех колоннах. В конце XVIII в. вокруг могилы воздвигли здание, которое отремонтировали в 1841 г. на средства, предоставленные М. Монтефиоре. Во время иорданской оккупации (1948–1967 гг.) место вокруг могилы Рахили было превращено в мусульманское кладбище. Позже здание было отреставрировано израильским Министерством по делам религий и сегодня служит местом массового паломничества и туризма.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

   99 Ты слышишь о человеке, но разумей больше человека, ибо написано: «да не свариши агнца во млеце матери его» (Исх. 34:26). И в другом месте написано: «и человек есть и кто познает его» (Иер. 17:9). Вот почему этого Агнца, в котором «живет всяко исполнение Божества телесне» (Кол. 2:9), ты не должен оценивать с точки зрения сил человеческого состояния и заключать о величии непостижимого могущества с точки зрения бессильного и слабого (degeneris) познания. Смотри: и Иаков не сварил в молоке ту пищу совершенной веры, которой Исаак, отец его, так усладился, что в пророческом прозрении отдал ему все преимущество благословения. Вот почему апостол и написал, что жидкое, легкоприемлемое молоко служит пищею обучения, говоря так: «всяк бо причащаяйся млека не искусен слова правды» (Евр. 5:13), потому что он — младенец; и только совершенным свойственна твердая пища.    100. И ты, дочь, возьми ту одежду, сотканную трудом благочестивой жены, которая открывает свои длани бедному и светильник которой не угасает всю ночь (Притч. 31:19—22), — оденься в нее и принеси отцу такой обед, чтобы он, похваляя благоразумие и любовь к благочестивому обету еще в столь юном возрасте, сказал: «что сие, еже скоро обрела еси» дщерь (Быт. 27:20)? И он скажет тебе тогда: «приближися ко мне дщерь», и, обоняв воню риз твоих, благословит тебя, говоря: «: се воня дщери моея яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь; и да даст тебе Бог обилие от росы небесныя и от тука земли» (Быт. 27:27—28). И затем прибавит: «проклинаяй тя проклят, благословляяй же тя благословен.» (Быт.27:29)    101. Облеченный в эту одежду, Иаков видел человека и от него как от Господа Бога просил благословения (Быт. 32:26), и назвал место то: «вид Божий» (Быт. 32:30). Облеченный в эту одежду, он видел ту одежду Христа, о которой говорит: «исперет вином одежду свою» (Быт. 49:11). И благословил он также Иосифа, говоря: «сын возращен Иосиф, сын возращен мой, ревностный, сын мой юнейший, ко мне обратися» (Быт. 49:22): он ознаменовал (здесь) образ Господнего воскресения. И затем он присовокупил: « благословение отца твоего и матери твоей предвозмогло над благословениями гор пребывающих и пожеланиями холмов вечных» (Быт. 49:26), т. е.: (предвозмогло) над царем благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Приложение 1. Сведения о клириках Иркутской епархии на апрель 1937 г. и их судьбе Храм Дальнейшая судьба Архиепископ Павел (Павловский) 09.1937 Умер в тюрьме 24.11.37 Г. Иркутск Преображенская церковь, Иркутск (штатные клирики) Прот. Феодор Верномудров 28.10.37 Расстрел 27.02.38 Прот. Иннокентий Попов 12.10.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Михаил Концевич 12.10.37 Расстрел 27.02.38 Прот. Николай Ильенко 28.10.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Сергий Пономарев нет данных Протодиак. Иннокентий Анисимов Расстрел 14.02.38 Диак. Алексий Пинчук Расстрел 14.02.38 Диак. Алексий Акулов 18.02.38 Расстрел 27.02.38 Преображенская церковь, Иркутск (заштатные клирики) Прот. Симеон Телятьев Данных нет, видимо, скончался своей смертью в 1937 г. Прот. Василий Самсонов нет данных Прот. Иннокентий Шабалин 16.12.38 Расстрел 16.03.39 Иером. Варфоломей (Житков) 16.02.38 Расстрел 27.02.38 Диакон Иоанн Шабуров нет данных Диакон Михаил Пляскин(?) нет данных Нагорная Никольская церковь, Иркутск (штатные клирики) Свящ. Петр Коренев (Корнеев) 26.10.37 Расстрел 14.02.38 Свящ. Владимир Алякринский 12.01.38 Расстрел 27.02.38 Архидиак. Варфоломей (Гребнев) 12.12.37 Расстрел 14.02.38 Нагорная Никольская церковь, Иркутск (заштатные клирики) Прот. Иннокентий Брянских 17.02.38 Расстрел 27.02.38 Архим. Герман (Богданов) (позже принял схиму) Скончался своей смертью 03.11.38 Иг. Иоанникий (Тараненко) 18.12.37 Расстрел 14.02.38 г. Прот. Стефан Попов В 1943 г. продолжил служение Свящ. Терентий Шикунов нет данных Прот. Алеский Гусев нет данных Прот. Григорий Левагин 04.02.38 Расстрел 27.02.38 Иннокентьевская церковь в Свердлово, Иркутск (штатные клирики) Прот. Феодор Шмаков 25.12.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Вениамин Ларев 15.12.37 Расстрел 14.02.38 Прот. Емилиан Збироковецкий нет данных Диак. Георгий Соснин 17.02.38 Расстрел 27.02.38 Иннокентьевская церковь в Свердлово, Иркутск (заштатные клирики) Свящ. Иннокентий Могилев 04.04.38? Расстрел 14.06.38? Свящ. Феодорит Сизых      или Феофил Сизой ?     нет данных в 1943 г. вернулся к служению

http://pravoslavie.ru/44165.html

36 Вложу внутрь вас дух Мой. Новый дух это от же самый Дух Божий, преображающий каждого, в котором поселится, и даст ему возможность соблюдать заповеди Божий (ср. Гал. 5,16–18.22 ; 1Ин. 3,24 ). 36 будете Моим народом, и Я буду вашим Богом. См. ком. к 34,30. 36 обстроены будут развалины. Ср. Ис. 44,26; 51,3; 58,12; 61,4 . 36 земля сделалась, как сад Едемский. Израиль уподоблялся саду Божию (см. ком.к15,1–8;28,13.14;40,16). Глава 37 37:1–14 Интерпретаторы длительно дискутировали вопрос, не выражает ли настоящее видение Иезекииля идею всеобщего воскресения в конце времен. Ср. Иов 14,14; 19,25.26 ; Дан. 12,2 . Развитое учение о воскресении мертвых изложено лишь в той духовной литературе, которая возникла после сложения канона Ветхого Завета, но до написания новозаветных книг. Поэтому образность, к которой прибегает Иезекииль, призвана воссоздать горькое положение изгнанников и их надежды на возвращение в страну (37,14). 37 Господь вывел меня духом. Еврейское слово, употребленное в данном стихе, может переводиться как «дыхание», «дух», или «ветер». Ср. 37,1.5.6.8.9.10.14. поставил меня среди поля. См. ком. к 3,22. Некоторые исследователи полагают, что данное видение произошло в окрестностях Иерусалима, возможно, в Кедронской долине, к востоку от города (47,1–6; Иоил. 3,12 ; Зах. 14,4 ). 37 изреки пророчество на кости сии. Пророческое слово подобно слову Самого Бога в акте творения. 37 изреки пророчество духу. Ср. Быт 2,7 . 37 вот, Я открою гробы ваши. Видение началось с непогребенных костей (ст. 2), но сейчас оно расширяется и включает в себя также и отверстые гробы-могилы. 37 узнаете, что Я, Господь. Восстановление Израиля будет собственным свидетельством Бога о Своем всемогуществе. 37 сын человеческий, возьми себе один жезл. Здесь жезл деревянный посох. Пророк исполняет еще одно символическое действие (см. ком. к 4,1–3). Два жезла на одном написано имя южного царства Иуды, а на втором имя северного царства Ефрема складываются у пророка в один жезл, так что оба царства, по-видимому, должны объединиться (ст. 15–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

27 Or. ad Pulch. 27:11, 27:19, 27:21–22, 28:18, 36:25, 40:18, 40:26, 43:11, 43:33–34, 45:5–6, 45:10, 47:24, 47:35, 49:1, 52:4–5, 54:1, 55:15, 56:31, 57:6–7, 57:22, 57:29, 58:2–3, 59:3, 59:24–26, 60:30. 28 Or. ad Pulch. 32:5, 32:27, 32:33, 36:35–36, 37:9, 38:37, 43:7, 43:10, 50:6–7, 54:36, 54:13–14, 56:38–57:1. 30 Or. ad Pulch. 27:10, 28:23, 29:11, 29:12, 32:36, 33:27, 33:30, 33:33, 37:16, 38:23, 39:25, 41:2, 41:10, 42:14, 42:22, 42:24, 46:1, 46:32, 47:5, 49:21, 50:9, 56:11, 56:37, 57:1, 57:9, 58:2, 58:7, 61:11. Также, следуя за Евр. 2, 14 , «плоть и кровь» (Or. ad Pulch. 30:23, 30:32–33, 32:26, 33:9, 35:2–3, 41:8). Само вочеловечение Слова и Его искупительные деяния именуется «домостроительством с плотью» (Or. ad Pulch. 33:20, 33:24, 33:30, 34:16, 40:3, 42:1–2, 43:12, 44:25, 45:10, 47:23–24, 49:18–19). Для свт. Кирилла, который опирается в этом на книгу пророка Иоиля ( Иоил. 2, 28 ), «плоть» означает не что иное, как всего че- ловека: Лоуо? усу ove σρζ, τοντστιν νθpornos κατ ye το εκχε ττο τον πνευμα, τς μον Ιπι πσαν σρκα (Or. ad Pulch. 27:32–33; cp.: Or. ad Pulch. 33:33–34, 38:32, 56:4). Впрочем, можно отметить, как некоторую непоследовательность его богословского языка, что в рассуждении против аполлинариетов «плотью» названа только часть человека, отличная от души (Or. ad Pulch. 58:36, 59:1–2). 31 Or. ad Pulch. 27:12, 29:34, 36:33, 37:16, 38:11, 39:1–2, 40:27, 57:8, 58:33. При этом уточняется, что воспринятое тело имеет разумную душу (Or. ad Pulch. 27– 12, 37:16,58:33). 32 O r. ad Pulch. 27:27, 27:32, 28:18, 29:10, 30:4, 30:33, 33:25, 33:34, 37:11, 38:11, 39:23, 39:34,40:12, 41:7,45:32, 46:3, 47:1,47:36, 53:1, 53:23, 54:37, 56:3, 58:33. Однако подчеркивается, что Христос – не обыкновенный ( απλς, φιλς, κοινς ) человек (Or. ad Pulch. 32:24–25, 33:9, 38:17–18, 38:31, 41:28, 43:1, 43:23–24, 43:31, 49:30, 49:32, 59:16). 33 Or. ad Pulch. 37– 10, 38:32, 39:23, 40:25, 55:5. Также «условия человечества», то της νθρωτττητος μτρος (Or. ad Pulch. 28:27, 29:33, 30:7, 31:35, 39:36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

33. Пс.138:6. В цитате опущено εκραταιθη после εμου. Букв, перевод: " Почитается чудом ведение Твое из меня... " . Преп. Никита делает акцент, что это ведение Бога особенно дивно, если оно происходит из нашего устройства. Св. Иоанн Дамаскин так толкует Рим.1:20, соотнося с Пс.138:6. " Но из всех размышлений и созерцаний этих более возвышенное - то, которое есть о нас; и я говорю о том, которое касается нашего устройства, подобно тому как говорит божественный Давид: удивися разум твой от меня, то есть от моего устройства " . (Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение... Кн.2. Гл.11(25). С.149-150). 34. 2Кор.10:5. 35. Прит.23:1-2. Букв. перевод: " Когда сядешь вкушать пищу с властелином, то духовно наблюдай подаваемое тебе и наложи руку свою, зная, что ты должен приготовить такое же " . 36. По мнению преп. Никиты Стифата, рай был насажден после окончания всего творения, в этом он следует св. Симеону Новому Богослову, говорящему, например, в 45 Слове, что Бог " рай насадил после тех семи дней, да будет во образ будущего века " (Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т.1.С.370). 37. Быт. 2:8. 38. η πανδαισα - " полный пир " , эсхатологический. 39. Прем.13:5. 40. Быт.2:9. 41. συνετως - " с разумением " , наречие, означающее духовную мудрость и способность чистого (целомудренного) мышления человека. 42. Пс.45:6. 43. η παραγωγ - переведение, отведение. Дионисий Ареопагит и преп. Максим Исповедник обозначают акт творения мира глаголом 44. Пс.1:3. 45. 2Пет.3:13. 46. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах//Восточные отцы и учители Церкви V века. Антология. М., 2000. С.265. 47. Быт.2:16-17. 48. το μυστριον - " таинство, тайна " 49. В синодальном переводе утеряно это различие лиц в греческом тексте стихов Быт.2:16 и Быт.2:17. 50. Быт.2:15 51. Быт.2:16-17 52. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение.. Кн.2. Гл.11(25). C.149(PG94. 916С, 917B). 53. τρεπτς - " изменчивый " ; в христианско письменности прилагательное τρεπτς служило одной из устойчивых характеристик тварного мира. 54. ο προζενος - ходатай - виновник, причина Часто употребляемый богословский термин. В положительном смысле см примеч. 4.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010