ххх Духовник - не начальник, не редактор, не методист. И не надо сваливать на него руководство работой, в которой ты профессионал. Если бы хирург просил своего старца руководить операцией, мы бы сказали: " Какой абсурд! " - но то же относится во многом и к журналистике, и к миссионерству.  ххх Передавать свое дело под полное руководство духовника либо трусость, либо... высочайшее смирение.  Если передал, то не ропщи и помни, что ты сам назначил себе начальника, и теперь, нравится тебе или нет - подчиняйся с искренним доверием к его воле.  ххх о.Аркадий, прочтя принесенные тексты в " Фому " , часто говорит, что ему очень не нравятся некоторые вещи, которые мы решили напечатать. Но добавляет: решайте сами. Это значит, действительно, выбор зависит от нас.  Но если он говорит " статью надо убрать " - мы ее убираем, безо всяких оговорок. Правда, таких случаев было ничтожно мало.  ххх Мы никогда не считали, что за содержание журнала несет ответственность кто-то еще кроме нас. Именно поэтому мы сами просим, чтобы была цензура, причем двойная: сначала у духовника, потом в Издательском совете МП. Это не мазохизм - мы действительно боимся в чем-то ошибиться и поставить под удар дело, которое начали. ххх " Плотное " и " недоверчивое " духовное руководство зачастую свидетельствует о том, что мы еще недостаточно профессиональны и грамотны. Профессионал чувствует себя свободно и не боится действовать сам - в том числе, и под духовным руководством.  ххх Видел, и не один раз, примеры того, как переживает духовник из-за отсутствия инициативы и самостоятельности у своих духовных детей. ххх О роли духовника и самостоятельном действии в миссионерской практике - важный отрывок из книги о жизни известного православного американца иеромонаха Серафима (Роуза):  " Братии хотелось уберечься от возможных ошибок, как-никак люди они на издательском поприще новые и пока не ахти какие умелые. И помочь им лучше архиеп. Иоанна (Максимовича, архиепископа Сан-францисского, причисленного РПЗЦ к лику святых - В.Г.), святого наших дней, никто бы не смог. Они попросили его критически просматривать каждый номер журнала. Братия также надеялись, что с участием Владыки их миссионерская деятельность премного усилится. Получилось всё, однако, совсем не так, как они предполагали.

http://zavet.ru/book/gurbol-dn.htm

Мы предупреждены не о том, что все в нашей жизни будет разъяснено чудесами, а о том, что когда чудес не будет, мы должны оставаться верными.  ххх Получили с Украины предложение перевести наши публикации на украинский язык. Пишут молодые ребята из Львова, оставшиеся верными РПЦ, но понимающие, что надо знать, любить свой родной язык и уметь вести на нем проповедь. Нельзя все потерять из-за того, что русский язык вытесняется! Ведь если не язык, то сама Истина все же объединяет нас - и это должно быть вновь понято. ххх Наряду со страшным отторжением, подозрительностью, переходящей во вражду, есть и удивительно творческий, живой родник, который обогащает и украинцев, и русских, и всем нам полезен. Есть националисты, точнее, москвофобы, - в этом их суть. А есть люди, любящие свою родину не только для себя, но для мира. Они способны раскрыть в культуре (причем в первую очередь, именно через Православие!) скрытый потенциал, причем потенциал объединяющий, способный вновь вернуть нам друг друга. С такими людьми нам обязательно нужно работать вместе - и поддерживать их добрый и христианский национализм, в противовес озлобленному и оголтелому национализму.  ххх Очень много обличений и почти нет современной апологетики. Темное всегда легче выразить, чем светлое... ххх С о.Александром Менем поступили слишком просто - его книг в храмах нет, даже " Сына человеческого " . А совершенно далекая от Православия книга Ренана продается (ведь о Ренане, в отличие от Меня, не писали плохо уже лет сто!). ххх Если " выставили " " Сына человеческого " , так давайте поставим новую книгу о Христе - потому что без внятного разговора о земной жизни Спасителя труднее объяснить суть Православной веры. Давайте опросим верующих, сколькие из них, прочитав книгу Меня, впервые поняли, что хотят стать христианами! Эта книга многих привела в храмы. Где же она? Нету?  Пусть будет новая, более православная - но она все же нужна. ххх Снова пишу о судьбе о.Александра Меня - не потому, что все принимаю в его воззрениях и считаю все сделанное им полезным. Однако слишком мало у нас пока миссионеров, не на что опереться! Давайте критически разбирать опыт - но не будемте торопиться заносить людей в " черные списки " ! 

http://zavet.ru/book/gurbol-dn.htm

Он нашел тот рычаг, потянув за который, возможно, не оттолкнув почитателей Булгакова, заставить их думать уже по-другому. И это для тех, кто после прочтения " Мастера " упивался " величием " Воланда и " свободой " Маргариты чрезвычайно важно.  Наша же ошибка в том, что так или иначе - но мы должны были найти способ объяснить, почему путь апокрифического изображения Спасителя остается в любом случае ложным и неприемлемым для любого литературного труда. Вот этого мы не сделали, в этом и виноваты. ххх Из " Записей " о.Александра Ельчанинова: " Равнодушие верующих - вещь гораздо более ужасная, чем тот факт, что существуют неверующие " . ххх Сам запутался, но вместо того, чтобы сказать себе: " Я запутался " и искать выход, путает еще и других.  (Отчасти, о Розанове).  ххх О романе " Братья Карамазовы " : Иван (кстати, очень хороший, честный человек) страдает потому, что в жизни своей не встретил Бога. Иван - это Фома без Уверения.  ххх " Уверенная " вера - плод духовной жизни, жизни в Церкви. Многие из нас еще только надеются, или точнее - не верят, а доверяют христианству. Продолжая ощущать себя конечными и почти лишенными знания того, что Бог воистину Живой посреди нас. ххх Одного слова, только одного слова иногда достаточно, чтобы человек сделал свой выбор!  Вот он впервые вошел в церковь. Он ощущает себя страшно непривычно, будто вышел перед людьми раздетый. Ему кажется, что все здесь уже давно " спелись " , и ощущение того, что он натолкнулся на замкнутый мир " опытных " верующих отталкивает его, заставляет держаться ближе к дверям.  Ему так нужен сейчас человек, у которого можно спросить совета, который перевел бы его через некие узкие мостки, с берега на этот корабль (я помню, как боялся в детстве шатких мостков между причалом и кораблем, над темной водой)... Но ему кажется, что здесь до него никому нет дела.  Может быть, он дождется конца службы и разговорится с батюшкой, может, кто-то из продавцов в свечной лавке его подбодрит или кто-то из прихожан, обернувшись, просто улыбнется по-доброму - и он уже здесь, вместе с нами...

http://zavet.ru/book/gurbol-dn.htm

ххх Андрей И. ушел из школы, где замечательно талантливо учил детей истории и общественным наукам. Позднее он рассказывал, как это произошло. Он вел урок, посвященный философии, и заговорил о проблеме жизни и смерти. Но как только он заговорил про страдания человеческого разума и души при мысли о смертном часе, как ребята его прервали: " Да что Вы, А.К., успокойтесь! Зачем обо всем этом думать? " ... и далее почти по тексту рекламы, мол, главное в жизни - " забудь обо всем и оттянись со вкусом " . - Тогда я понял, что это - поколение виртуальщиков. У них после смерти " возврат к сохраненной игре " (компьютерные игроки поймут, это есть в большинстве игр - В.Г.) Мне стало пусто: эти ребята не услышат то, что для меня важно... И Андрей прекратил педагогическую деятельность. ххх Когда-то на мои вопросы Андрей отвечал примерно так: " Я считаю, что смерть - это вроде несчастного случая. Просто бац - и все. Чего об этом думать? " Или " хитрее " : " Знаешь, теоретически бессмертие существует. Сознание-то угасает не сразу, а постепенно, и тебе покажется, что сознание гаснет вечно " . Или попроще: " Я - агностик. Значит, допускаю разные исходы. А что именно меня ждет после смерти, интересно узнать тогда, потом " . Потом, лет через пять, когда он, тяжело заболев, подумал, что умирает и заговорил со мной об этом... Как мы оба плакали тогда!.. ххх Самые удивительные минуты миссионерства - когда видишь, как просыпаются в человеческой душе Вопросы О Главном. ххх Юлий, мой хороший друг, нашел однажды слова, которые практически разрешили мои сомнения о Православии.  В тот вечер мы разговорились, и я рассказал ему, что вся моя жизнь выглядит сплошной ошибкой, что я запутался окончательно. У меня были всяческие религиозные поиски, но сейчас все восточные культы меня пугают космической, бесчеловечной механикой. А с точки зрения Евангельской нравственности, я потерпел в судьбе полное фиаско и не могу считать себя хорошим и достойным человеком.  И вдруг Юлий сказал: " Какой ты счастливый человек! Никогда Бог не был так близко к тебе, как сейчас. Надо идти в церковь " . 

http://zavet.ru/book/gurbol-dn.htm

Если так последовательно " отлучать " : сначала Меня за филокатоличество, потом Кураева за пережимы в разоблачительстве, потом иг.Иоанна (Экономцева) (тоже можно найти за что) и т.д., то мы должны также ответить перед Богом за те души неверующих людей, которые могли прийти к Православию, остались в " полосе отчуждения " . А грань между миром веры и неверующим миром такая острая, что миссионер все время рискует порезаться. Быть может, это дает ему право на некоторое наше снисхождение? ххх Претензии к миссионерам со стороны братьев по вере возникают, возможно, по двум причинам:  - из-за недостаточного понимания сути и значения миссионерского дела; - в тех случаях, когда миссионер вместо того, чтобы помочь " светско-говорящим " воспринять язык Церкви, пытается заставить всю Церковь заговорить " по-светски " ... ххх Ловушка для миссионера: привыкнув успешно учить нецерковных, подумать, что сможешь поучать и Церковь. Миссионер для неверующих - не учитель Церкви, не миссионер ДЛЯ Церкви. Учитель Церкви - старец-духовник, боговидец - только он является миссионером без ограничений... Но при этом миссионером его уже не назовут. ххх Миссионер-мирянин может быть сколь угодно талантливым и убедительным. Но тот поворот, какой переживает человек при встрече со священником, своим будущим духовником, он произвести просто не в силах. Храмов открывается много, священников не хватает. Священники в вечном ремонте - безвылазные прорабы. Но для множества не пришедших к вере людей ничего не изменится до тех пор, пока священник не появится перед ними вне церковных стен.  ххх Делать свою работу надо самому и самому нести за нее ответственность. У духовника обязательно надо просить совета и благословения, но если бегать за одобрением на каждую строчку, встречу и разговор, то дело встанет.  Иногда очень хорошие духовник, поставленный формальным руководителем, например, в журнал, своими постоянными " неблагословениями " может совершенно парализовать волю и инициативу людей, которые являются вполне компетентными специалистами и православно грамотными людьми. И все потому, что он, как руководитель, уже не руководит духовно, а попросту навязывает свои вкусы тем, кого должен лишь поправлять в моменты опасного крена. 

http://zavet.ru/book/gurbol-dn.htm

ххх Постоянно видишь людей, говорящих о противоречиях в Православии. А жизнь и любовь живы в противоречии. Почему-то никто не спорит с тем, что житейская мудрость парадоксальна и что человек прямолинейный оказывается особенно жесток и неумен...  ххх Толстовское непротивление злу силой, внешне, такая нравственно великая вещь... А на практике будет потакание злу.  Церковь намного глубже понимает существо проблемы: греховность нашей природы не дает творить " дистиллированное " добро. Иногда на меньшее зло закрывают глаза - если ложная принципиальность станет источником большего зла (потому и благословляют солдат на войну, потому и признают разводы, которых вообще-то быть не должно).  Церковь не учит, что есть " доброе " зло. Но она умеет быть трезвой и, спасая людей, не лукавит, что " все просто " .  ххх Часто вспоминаю о том, как впервые пришла в нашу церковь та женщина, которую уже много лет вижу на каждой службе. Женщина лет сорока-сорока пяти... Она подошла к свечной лавке, где мы сидели, и стала как-то беспомощно оглядывать книги, иконки. Потом она спросила, почему-то прямо у нас:  - Как мне быть? В какой храм мне пойти, чтобы не разочароваться окончательно? Я спросил ее, много ли церквей она обошла, назвал несколько " популярных " приходов. Женщина ответила, что была там, и помявшись, добавила: - И, знаете, даже там... Я ничего не чувствую. Она была заплаканная, может быть, на поиски ее подтолкнуло какое-то несчастье. Кто-то сказал ей тогда: - Есть удивительные храмы, замечательные духовники. Но это не значит, что там Вам будет лучше. У нас, наверное, слишком обычный, заурядный с виду храм. Вы ждете чего-то необыкновенного и все ходите, ходите... А Вы просто постарайтесь осмотреться и никуда больше не уходить. Она поблагодарила и пошла ставить свечки к нашему бумажному иконостасу...  Прошло уже много лет. Я все хочу расспросить ее, почему с тех пор она осталась у нас, и каждый раз почему-то не решаюсь. ххх ...С того момента, когда люди узнают и поймут, что ты православный, любое твой дурной или добрый поступок будет рассматриваться как поступок христианина, и по нему будут судить о всей Церкви.

http://zavet.ru/book/gurbol-dn.htm

ххх Большинство из приходящих в церковь скоро переживают период развоцерковления, когда хождению в храм находится тысяча помех.  Тогда борется два чувства: ощущение духовной опустошенности и тоски по Таинствам - и с другого бока - неукорененность любви к Богослужению, отсутствие привитой с детства потребности молиться, и еще лень и ложное самобичевание. ххх Самое страшное для нас - это если в книжных магазинах наши издания " загонят " в отдел " православная литература " . Это знак того, что мы работаем из рук вон плохо, и нецерковным людям неинтересны наши журналы и книги. Но мы-то трудимся - для них... Кстати, в интернетовских рейтингах (Рамблер) наш " Фома-центр " уверенно держится среди самых читаемых сайтов... Но в отделе " Религия " . А когда мы зарегистрировали " Фому " в " светском " разделе " СМИ, газетыжурналы " , то он и в пятисотку не вошел. Там читателей больше на порядок, сайтов больше, и нас - не видно.  Религиозные страницы в интернете - самый слаборазвитый блок, его мало читают, он варится в собственном соку. И пока мы как миссионерское издание не прорвемся " наверх " в светских категориях - " Литература " , " Газеты и журналы " и т.п. - оценка нашей деятельности в И-нете неудовлетворительная. (лето 2000) ххх Не надо прикрываться благочестивой лексикой. Мы " роняем " высокие слова, а нормальные подбираем бездарно. Поэтому у нас так мало хороших церковных газет и журналов, поэтому их невозможно сделать действительно всенародными. ххх Верующая женщина, у которой погиб сын, молодой, удивительно талантливый человек.  Она не могла понять, почему так получилось, и все повторяла: раньше и в радостный, и в трудный момент я всегда знала, что в происходящем есть свой смысл и что рано или поздно Бог даст мне понимание. Теперь я одна. Я не понимаю, почему ушел мой сын и не понимаю, почему и зачем я еще живу. Где же Бог?.. Однако, ведь ощущение осмысленности бытия - не свойство, а чудо, которое появляется и исчезает. Надо помнить из Евангелия, слова Спасителя на Кресте: " Боже, Боже, почто Ты Меня оставил! "

http://zavet.ru/book/gurbol-dn.htm

К несчастью - нет. Мы просто забыли, что в большинстве своем еще пять или десять лет назад сами ничего не понимали и не умели понять в жизни и учении Церкви. И сами нуждались в переводчике. ххх Не надо " урезать " церковный литературный язык, не надо унижать его - речь не об этом.  Важно, чтобы в русский язык, меняясь, органически принял в себя тот пласт, который был вытеснен из общего словаря за время гонений на Церковь. Для Пушкина и даже для Пастернака этой проблемы не существовало, но теперь и литературный, и особенно разговорный язык обмелели, исказили и утратили многие образы и понятия, связанные с Православием.  Осознав это, надо не просто сделать кальку с благочестивой лексики девятнадцатого века - надо свободно заговорить на современном, но обогащенном и возрожденном церковностью языке.  Такой синтез обязательно произойдет.  ххх " Православная художественная литература " - может ли она существовать как часть общелитературного процесса? Думаю, да. Но только не как " православный роман, православный рассказ " и т.п. Но то же самое литературное произведение, что и любое другое - просто если пишет православный человек - это отразится в его взгляде на действительность.  А задача ведь не в отделении агнцев от козлищ. Ты писатель? Так поделись с другими людьми своей любовью, своей свободой, своим по-христиански освещенным, обрадованным чувством, с которым ты воспринимаешь мир.  Будь Просто Писателем, который зная, что мир полон грязи и маловерен, все-таки не по-христиански писать не может.  ххх Пытаясь писать " по-православному " для всех, необходимо понять важнейшую перемену в современной литературе: ее отказ от морализаторства. Это болезненная для русской словесности перемена.  Большинство классиков русской прозы девятнадцатого-начала двадцатого века писали по евангельскому канону: их рассказы, повести и целые романы! - были развернутыми притчами, обязательно содержали прямой нравственный урок. Гоголь на этом пути художественной прозе предпочел в конечном итоге, " Выбранные места из переписки с друзьями; Толстой поставил на службу своему учению " Отца Сергия " , " Крейцерову сонату " и " Воскресение " ; иначе писал Достоевский, у которого жизненная правда и христианство оказались нераздельны... Худо или гениально - но это все целая эпоха в русской литературе. 

http://zavet.ru/book/gurbol-dn.htm

Детьми и племенем называю помышления, рождающиеся в уме моем, чувствования, рождающиеся в сердце моем. Дети мои! Племя мое! Оставьте землю Гесем, ее тучные пастбища, лишь удобные для скотоводства. Переселитесь из Египта, из этого дольнего мира, где господствует плоть и грех, переселитесь на Небо! Тело мое да снидет на время в землю, из которой оно взято. Когда же, возбужденное трубой воскресения, оно восстанет от сна смертного, вы - помышления и чувствования мои - окрыленные Духом, вознесите воскресшее тело на небо! Небо обетованно Богом всему человеку: не только душе его, но и телу! Так! Придет время - посетит Бог человека, соберет тело его, рассыпавшееся в прах, смешавшееся с землей, оживит это тело. И если помышления и чувствования человека достойны неба, помазаны, запечатлены Духом, то и тело его изменится, прославится, окрылится, вместе с душою возлетит на небо. Преподобный Ефрем Сирин, церковный писатель IV века, составил сказание о прекрасном Иосифе, в литературной форме того времени. Эта повесть читается по указанию церковного Устава, на утрени во вторник Страстной недели. Благодарение Богу составляет часть умного иноческого делания и состоит в благодарении и славословии Бога за все случающееся - и приятное, и скорбное. Это делание завещано Апостолом от лица Господня: о всем благодарите, сказал Апостол: сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас (1 Сол. 5, 18). Делание благодарения объяснено с особенной удовлетворительностью в ответах прп. Варсонофия Великого. Быт. 32. Быт. 33. Быт. 34-35. Быт. 34-35. Быт. 37. См. Главы зело полезные Григория Синаита, главу 10. Добротолюбие, ч. 1. Этого мнения держатся и все прочие Отцы Церкви. Пс. 1, 19. Быт. 37, 25. Мф. 26, 15. Быт. 39. Быт. 40. Быт. 41. Porro ab Aegiptiis didicimus, quod in linqua eorum resonet: Salvator mundi, S. Hieronimi. Liber de nominibus hebraicis. Ин. 6. Записки на книгу Бытия московского митрополита Филарета. Быт. 42. Быт. 43. Пс. 22, 5. Быт. 44. Быт. 45. Быт. 46. Быт. 47. Записки на книгу Бытия московского митрополита Филарета. Евр. 11, 21. Быт. 48. Преподобный Исаак Сирин. Слово 1. Быт. 50.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1945...

- «Первою причиною несчастия первого мира полагает Моисей неправильные супружества…». Запомним и вернемся к этому позже. По окончании Великого Потопа, начиная с сыновей праведного Ноя, человечество снова начало умножатся. И вот, наконец, стало возможным рождение среди людей человека с теми качествами, при наличии которых, Бог в третий раз (после Адама и Ноя), смог заключить с человеком завет (Быт.15:18). И уже на примере избранного Божия Авраама – отца всех верующих, Св. Писание дает нам подробный пример того, как правильно должен заключаться брак: Бытие глава 24. Это общее место Св. Писания для всех традиционных религий. Очень коротко об условиях его заключения: 1. Отец (Авраам) принимает решение женить сына (Исаака). 2. Невеста (Ревекка) не должна быть из другого народа (Быт. 24:4). 3. Не муж должен следовать за женой, но жена за мужем. Если нет достойной невесты, то и браку не быть (Быт.24:6-8). 4. Испрашивается у Бога милость указать на невесту, да так указать, чтобы не осталось сомнений (Быт.24:12-14). 5. Господь указывает невесту (Быт. 24:15-21). Далее описано само сватовство (Быт. 24:22-58), которое проходит в лучших традициях дипломатии. Так, после подарков невесте (Быт.24:22), исследуется её родословие (Быт. 24:23), далее идет привлечение повышенного внимания к своему делу (Быт. 24:33), затем посланник указывает на почтенность и даже величие пославшего его господина. Указывается на богатство и достаток семьи жениха (Быт. 24:35). На состоятельность самого жениха (Быт. 24:36). Подробно описываются поставленные господином условия к выбору невесты, что свидетельствует о богобоязненной мудрости его (Быт. 24:37-40). В том числе и условия, при которых брак невозможен (Быт. 24:41). И главное, очень подробно описывается путь к этому сватовству, чтобы ни у кого не осталось сомнений, что избрание это не от людей, но от Бога (Быт. 24:42-48). 6. Испрашивается согласие родственников невесты и, отвечая, они свидетельствуют, что действительно избрание это от Бога (Быт.24:50). «Рассказ твой, говорят они, показывает, что все это произошло смотрением Божиим; итак, не думай, чтобы мы стали противиться воле Божией: этого с нашей стороны и быть не может» (свт. Иоанн Златоуст Беседы на книгу Бытия. Беседа 48).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/04/vs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010