Флоровский Г., прот. Вера и культура// Он же. Вера и культура. [Избранные труды по богословию и философии]/ред. И. И. Евлампиева, В. Л. Селиверстова. Санкт-Петербург, 2002. С. 651. Катасонов В. Н. О границах технологического мышления// Он же. Философско-религиозные проблемы науки Нового времени. Москва, 2005. С. 223. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. Москва, 2020. С. 5. Там же. Флоренский П., свящ. Иконостас//Философское наследие. 124. С. 478. Флоренский П., свящ. Записка о христианстве и культуре//Философское наследие. 124. С. 549. Каллист (Уэр), еп. Бог и человечество// Он же. Православная Церковь/пер. с англ. Г. Вдовиной. Москва, 2001. С. 216. Хайдеггер М. Вопрос о технике// Он же. Время и бытие: статьи и выступления/пер. с нем. Москва, 1993. С. 221. Там же. С. 226. Там же. Хайдеггер М. Вопрос о технике// Он же. Время и бытие: статьи и выступления/пер. с нем. Москва, 1993. С. 230. Катасонов В. Н. Современный научно-технологический прогресс и его религиозно-нравственные перспективы// Он же. Философско-религиозные проблемы науки Нового времени. Москва, 2005. С. 218. Фёдоров Н. Ф. Сочинения. Москва, 1982. С. 521. Московский Сократ: Николай Фёдорович Фёдоров (1829–1903). Сборник научных статей/ред. А. Г. Гачева, М. М. Памфилов. Москва, 2018. Хоружий С. С. Миросозерцание Флоренского. Томск, 1999. С. 19. Флоренский П. А. Философия культа//Философское наследие. 133. С. 76. Цит. по: Половинкин С. М. О студенческом математическом кружке при Московском математическом обществе 1902–1903 гг.//Историко-математические исследования. Вып. ХХХ. Москва, 1986. С. 151; см., также: Флоренский П. А. Введение к диссертации «Идея прерывности как элемент миросозерцания»/публ. и примеч. С. С. Демидова, А. Н. Паршина//Историко-математические исследования. Вып. ХХХ. Москва, 1986. С. 159–176. Флоренский П. А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Москва, 1992. С. 153. См.: Горячев Д. А., иер. Антиномия как философско-богословский метод священника Павла Флоренского: [дис… канд. богосл.]. Сергиев Посад, 2022.

http://bogoslov.ru/article/6193360

Яже на том месте, идеже сия святая обитель возграждена, из семиозерныя пустыни чудотворному образу Пресвятыя Богородицы иконы Смоленския бывает из града Казани сретение и провождение во вся лета: По усердному же нашему ревнованию и по желанию бывших тогда градодержавцев и всего казанска народа уставися и образ святых девяточисленных мученик Кизических и тоя обители вноситися за чудотворным Пресвятыя Богородицы образом для молебного благодарения во град Казань, яже и есть: Ныне же внидоша в слухи наша, яко Семиозерныя пустыни, злонравные чернцы зависти ради чинят в приношении того святого мученическа образа во град Казань тоя Кизическия обители игумену Ипатию и братии многое препятие, и от того их седмиозерских чернцов враждотворства и несогласия в народе является смятение. И как тебе сия наша святейшего патриарха Грамота вдастся, и ты б сыне таких мятежников учинил истязание по своему рассмотрению. И впредь в приношении того мученического образа во град Казань препятательства и никакова чинить не велеть, чтобы в народе смятения оттого не было. И велел тоя Кизическия обители игумену Ипатию з братиею. И кто по нем и иные игумене будут – тот мученический образ за чудотворным Пресвятыя Богородицы образом во град Казань для молебного благодарения вносити невозбранно: Аще ли же кто учнет чрез сей нашего Святейшего патриарха указ и Грамоту в чем прекословити, да подлежит оного церковного отлучения и наказания по нашему разсуждению: A сию нашу Грамоту прочесть и записав в книгу велел отдать во обитель Кизическую игумену Ипатию з братиею, а в доме слоем оставил список: При сем милость Божия и Пречистыя Богородицы и великих святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских и всея России Чудотворцев молитв и нашея мерности благословение с тобою есть и будет ныне и во веки: Писася в царствующем граде Москве в нашем Архипастырском доме мироздания ХХХ стр. 334 лета, от рождества же Бога Слова ХХХ февруария месяца в день. 569 Напечат. в Актах Археогр. Экспедиции, т. IV. Изд. 1836 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Получил я из Оптины письмо, скромное, о кончине отца Леонида. Писали оное о. Макарий и Иоанникий. Некоторые мирские получили от других исполненное повествованиями о Пророчествах. Мы желаем себе и всем ищущим истины, прозрения на грехи наши, – пророчества, что хотя сколько-нибудь вознерадим или вознесемся, то впадем в руки страстей и удалимся от Бога. Таковое прозорливство и пророчество могут нам принести существенную пользу. Поздравляю Вас с наступающим праздником Рождества, Христова и прося Ваших святых молитв с обычною братскою любовию, остаюсь навсегда Ваш покорнейший слуга и Богомолец Архимандрит Игнатий 1841 Год Декабря 22 дня. П. С.-О. Алимпию свидетельствую мое усердейшее поклонение, за память и любовь благодарение. Мой казначей приносит Вам искреннейшую признательность за благосклонный прием. Посылку – салфетку и полотно он мне доставил, благодарю усерднейше! Письмо ХХХ IV (ХХХ V ) Возлюбленнейший о Господе Отец Варфоломей По отправлении к Вам письма, был я у Киевского Митрополита; и между прочим сказал ему о намерении Вашем —435— побывать в С. Петербурге, и что я Вас приглашаю. Он весьма сему обрадовался и сказал: повторите ему немедленно приглашение и от меня, я желаю его видеть. Потом, прибавил с обычною ему добротою много на счет Ваш, из чего я заключил, что Вам непременно должно приехать. Почему и постарайтесь исполнить сие в скорейшем времени. Итак, в надежде скорого свидания, имею честь быть с обычною моею преданностию podpisBaш покорнейший послушник Архимандрит Игнатий 1841 Года Декабря 27 дня. Письмо XXXV ( XXXVI ) Ваше Преподобие! Возлюбленнейший о Господе О. Варфоломей! Высокопр. Митрополит Киевский писал к Владыке Вашему и просил, дабы он соблаговолил уволить Вас в столицу, на что Ваш Архипастырь и изъявил согласие. Почему В. Митрополит поручил мне третицею написать к Вам немедленно, дабы и Вы поторопились и не мешкали. И потому решайтесь, ничтоже сумняся. Очень приятно мне видеть, что Ваш Архипастырь питает к Вам любовь, как это видно из письма его к Митрополиту.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Спб. 309, стр. 457–460. Указание на содержание грамоты дано в V главе, стр. 170, примеч. 1. 570 Наход. в Государ. Архиве X, Кабинет II, 53, лл. 326–327. Напечатана полностью у Рункевича Архиереи Петровской эпохи. Изд. 1906 г. стр. 98 –100; сокращенно в Истории России Соловьева. Изд. вт. книги 3 стр. 1096. Содержание помещено выше, в главе VI, стр. 259–260. 571 Из невошедших в работу интересно письмо п. Адриана Арчиллу, князю имеретинскому от 21 авг. 1691 г. Патриарх приветствует Арчилла, его жену и детей, которых перебирает поименно; желает им избавиться от какой–то приключившейся скорби; просит известить об его пребывании. Архив Юго–Зап. России, т. V, CXCI, стр. 450. 576 Отпеч. в Памятниках древней письменности 1879 г. вып. III. Содерж. излагалось выше, в главе III, стр. 87–91. 580 Отпечат. в Описании Архива Александро–Невской Лавры, т. II, стр. 404–408 и приведена нами в главе VI, стр. 251–253. 582 Отпечатаны в книжке: Письма Импер. Петра Великого к брату Иоанну Алексеевич у и п. Адриану. Спб. 1788 г. Два письма из 7 – кроме того напечатаны в Вивлиофике XV ч., а письмо к Шеину изд. в книге: Поход Шеина к Азову. 585 Описание Славян. рукописей отд. п. С.–Петерб. Типограф. Сахарова 1839 г. стр. 27–28, 45 (Н. А. А. П. Адриан. Чтения Общ. Ист. и др. 1878 г. 8). 586 Напечатана в сочинении прот. Саввинского: Астраханская Епархия. Вып. п. Изд. 2–ое. Прилож. III, стр. 398–403. 587 «Писася в царствующем великом граде Москве в доме патриаршем мироздания ХХХ, рождества же Богочеловека Иисус Христа ХХХ, индиктиона Х, стр. 337 месяца марта». Рукоп. Солов. монаст. Сборник 871, л. 490–497. Хранится в Библиот. Казан. Духовной Академии (по Опис. рукоп. Сол. мон. ч. II, стр. 358, 615). В составлении завещания, еще в 1696 г., принимал участие делопроизв. п. Адриана, инок Карион Истомин. Москов. Синод, библ. 99 / 301 . л. 294–300. Черновые письма Кариона Истомина. Православ. Богослов. энциклопедия. Карион Истомин. 590 Напеч. во временнике Имп. Москов. Общества; в П. С. 3. т. 3, изд. 1830 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святейший Патриарх Кирилл: «Выступление на пленарном заседании ХХХ Международных образовательных чтений» 23.05.2022 19:22:05 23 мая 2022 года в Государственном Кремлевском дворце в Москве состоялось пленарное заседание ХХХ Международных образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Мероприятие возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступивший с докладом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители государственной власти! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Уважаемые участники XXX Международных образовательных чтений, собравшиеся в Москве и присоединившиеся к нашей встрече благодаря трансляции! Сердечно всех вас приветствую пасхальными словами: Христос Воскресе! В этом году мы вновь встречаемся в мае, поскольку эпидемиологическая ситуация помешала нам провести форум в традиционные дни после Рождества Христова. Милостью Божией пандемия отступает, и наша встреча дает возможность вместе обсудить актуальные задачи взаимодействия и соработничества Церкви, государства и общества. Нынешний год — особый для нашей страны. Указом Президента России в 2022 году на государственном уровне отмечается 350-летие со дня рождения Петра I, императора Всероссийского. Следует отметить, что впервые в названии, в главной теме наших Чтений, звучит имя не святого, а очень значимого для истории светского государственного деятеля. В каком-то смысле привлечение церковного внимания к имени первого российского императора стало вызовом, поскольку отношение к личности Петра I и его реформам весьма неоднозначное, прежде всего, конечно, к проведенной им церковной реформе. Дискуссии на эту тему среди представителей религиозно-философской и общественно-политической мысли продолжаются уже не одно столетие. Итак, первое, о чем хотелось бы сказать, это о преобразованиях Петра I и о его эпохе. Без сомнения, главной своей задачей первый император считал укрепление мощи Российского государства. Именно для этого Петр I начал осуществлять реформы, нацеленные на модернизацию армии, создание военно-морского и торгового флота, на реорганизацию системы управления страной. Но ориентация на западную модель преобразований неизбежно включила в себя элементы общественно-политического устроения, характерного для европейских стран, прежде всего протестантских. В основе этого устроения лежал принцип секулярности, то есть разграничения светского и религиозного, что, по сути, означало приоритет первого — светского — и вытеснение на периферию общественной жизни второго — религиозного.

http://radonezh.ru/2022/05/23/svyateyshi...

И перестала рождать. Глава ХХХ. Рахиль, огорчаясь бесплодством, отдаёт Иакову служанку свою Валлу; Валла рождает Дана и Нефалима; Лия отдаёт служанку свою Зелфу, и Зелфа рождает Гада и Асира; Лия рождает Иссахара, Завулона и дочь Дину; Рахиль рождает Иосифа; Иаков хочет оставить Лавана, который предлагает ему новое условие; Иаков богатеет Быт. 30:1 И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю. «И поревновала Рахиль сестре своей», – переводит м. Филарет. И далее по поводу фразы Рахили «Дай мне детей, а если не так, то я умираю» он прибавляет: «Рахиль, говорит св. Златоуст (Hom I in Genes), в исступлении ревности произнесла слова, исполненные безумия. Но некоторые находят в словах этих некоторый здравый смысл, излагая их следующим образом: дай мне детей, как Исаак дал их неплодной Ревекке молитвою или хотя так, как Авраам дал неплодной Сарре посредством Агари, иначе я опасаюсь, что борение с печалию сократит дни мои». Быт. 30:2 Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева? «Разве я Бог, который не дал тебе плода чрева?» «Евреи замечают, что Бог хранит три ключа, которых не передаёт ни Ангелу, ниже Серафиму: а) жизни или рождения (см. 1Цар. 2:5–6 ; Пс. 112:9; 126:3 ) б) дождя или плодородия (см. Втор. 28:12 ) и в) гроба и воскресения (см. Иез. 37:12–13 ). Учение благоговейное и утешительное, которое полагает в руке самого Бога и начало, и продолжение, и совершение бытия человеческого» (Зап. на Кн. Бытия. Ч. II, стр. 65–66). Быт. 30Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее. Быт. 30:4 И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков. Быт. 30:5 Валла [служанка Рахилина] зачала и родила Иакову сына. Быт. 30:6 И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан. «Судил мне Бог», т. е. судом праведным исполнил моё желание. Дан значит «суд» или «судящий».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Потом, чтобы в точности показать, что он назвал «вином», Иаков присовокупляет: «и в крови гроздия одеяние свое». Смотри, как он наименованием крови означил заклание, и Крест, и все строение таин. «Радостотворны очи Его паче вина, и белы зубы Его паче млека» ( Быт.49:12 ). Здесь под образом вина и очей он хочет показать нам Его прославление. «И белы зубы Его паче млека»; показывает праведность и славу Судьи. Под образом зубов и молока не что другое хотел означит, как то, что суд будет также чист и светел, каково свойство молока и зубов. «Завулон, – говорит, – при мори вселится и той на пристанищи кораблей, и прострется даже до Сидона» ( Быт.49:13 ). Смотри, как и этому предвозвещает место поселения и то, что он распространится даже до Сидона. «Иссахар доброе возжела, почивая посред пределов» ( Быт.49:14 ). «И видев покой, яко добр и землю, яко тучна, подложи рамы свои на труд, и бысть муж земледелец» ( Быт.49:15 ). Этого похваляет за то, что он избрал земледелие и труд над землей предпочел всему. «Дан судити имать люди своя, яко и едино племя во Израили» ( Быт.49:16 ). «И да будет Дан 908 змий на пути, седяй на распутии, угрызая пяту конску» ( Быт.49:17 ). «И падет конник вспять, спасения ждый Господня» ( Быт.49:18 ). Дивиться и изумляться надобно, как этот праведник, провидя все очами Духа, предсказывал сынам своим, что с каждым из них случится. Он предвозвещает то, что будет уже через долгое время. «Гад, искушение искусит его: он же искусит того при ногах» ( Быт.49:19 ). «Асир, тучен его хлеб: и той дает пищу князем» ( Быт.49:20 ). «Неффалим стебль распущающаяся, издаяй во отрасли доброту» ( Быт.49:21 ). Вкратце коснувшись этих сынов, Иаков переходит затем к Иосифу и говорит: «Иосиф, сын возращенный, ревностный: Иосиф сын возращенный 909 , сын мой юнейший» ( Быт.49:22 ). Ты с самого начала сделался предметом зависти: «На негоже советующе укоряху», – разумеет соумышление против него братьев. Так как выше сказано было, что они принесли отцу злую хулу на Иосифа, то (Иаков) и говорит здесь: «На негоже советующе укоряху, и наляцаху нан господие стреляний» ( Быт.49:23 ), указывая на их смертоубийственный замысел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Быт. 5:13 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок лет и родил сынов и дочерей. Быт. 5:14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер. Быт. 5:15 Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда. Иаред значит снисходить, спускаться. Быт. 5:16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать лет и родил сынов и дочерей. Быт. 5:17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер. Быт. 5:18 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха. Енох значит посвящённый. Кажется, по смыслу этого имени, Енох с самого младенчества был посвящён Богу. Быт. 5:19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей. Быт. 5:20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер. Быт. 5:21 Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала. Мафусал, или Мафушаел – Муж послания, или посланный. Мефу считают однозначащим с Бефа финикийских надписей, слово это означает человек в обоих языках, столь родственных между собою, что еврейский и финикийский считают одним и тем же языком. Имя Мафушаел переводят ещё муж стрелы по аналогии слова бросать, высылать, с действием метания стрелы (Гезениус); наконец, имя это переводили – «послание смерти». Бохарт указывает на предание, что Мафушаел умер в год потопа и смерть его была как бы предвестником всеобщей гибели (Английская Библия in loco). Быт. 5:22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей. Быт. 5:23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет. Быт. 5:24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его. Многие мыслители указывают на тот важный факт, что Енох имел, при краткости жизни своей, детей, и видят в этом особое благоволение Божие к брачной жизни, сохраняемой в целомудрии и чистоте. «Дабы иметь лучшее понятие о кончине Еноха, – говорит м. Филарет, – обратиться должно к кончине Илии, которого тоже взял Иегова ( 4Цар. 2:11 ). Должно думать, что и в Енохе по достижении внутреннего человека его в предопределённую меру благодатного возраста смертное поглощено было жизнию ( 2Кор. 5:4 ) некоторым благороднейшим образом, нежели тот, который мы называем смертию телесною» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ясно лишь одно: никто из кандидатов на почетное звание «первого человека» не совершал первородного греха. 1. Свидетельства Священного Писания и Предания Священное Писание утверждает, что первым человеком был общий предок всех людей Адам, или по-еврейски – (адам). Про жизнь Адама первозданного мы знаем из Книги Бытия, написанной пророком Моисеем. Православные христиане исповедуют веру в Духа Святаго, «глаголавшаго пророки», следовательно, члены Христовой Церкви должны признавать истинным библейское свидетельство об Адаме. Этот принцип Церковь у тверждает в Неделю Торжества Православия: «Неверующим, яко Дух Святый умудри пророков и апостолов и чрез них возвести нам истинный путь к вечному спасению и утверди сие чудесами… анафема» с. 418]. Через боговидца Моисея Дух Божий сообщил нам главные вехи жизни праотца нашего Адама. – Адам был сотворен Богом из праха земного и получил при своем создании дыхание жизни ( Быт. 1:27; 2:7 ). – Жену и помощницу Адаму Бог создал из его ребра ( Быт.2:21 ), и Адам нарек ей имя Ева, или по-еврейски – (хавва, «жизнь») ( Быт.3:20 ). – Адам был помещен Богом в месте, именуемом Райский сад, или по-еврейски – (ган эдэн) ( Быт.2:15 ). – Потеря райского достоинства случилась из-за грехопадения праотцев ( Быт.3:6 ), в результате чего наказанием им стало жительство на проклятой Богом земле ( Быт.3:23 ). – Перед изгнанием из Рая Бог сделал Адаму и Еве кожаные ризы, в которые и одел их ( Быт.3:21 ). – Адам с Евой родили детей: Каина ( Быт.4:1 ), Авеля ( Быт.4:2 ), Сифа ( Быт.5:3 ) и других ( Быт.5:4 ). – Адам прожил 930 лет и умер ( Быт.5:5 ). Так буквально, «как написано», восприняла реальное житие библейского Адама ветхозаветная пророческая традиция: Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне ( Ос.6:7 ). Примечательной является в этом отношении первая глава Книги 1 Паралипоменон, начинающаяся с имени праотца Адама и содержащая родословие его потомков. Евангелие, описывая родословие Господа Иисуса Христа, увенчивает его словами: …Адамов, Божий ( Лк.3:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Далее в ветхом завете находим указания или намеки, хотя недовольно ясные, и на троичность лиц в Боге. В этом отношении прежде всего обращает на себя внимание изображение Моисеем явления Божия Аврааму у дуба мамврийского. Указав на то замечательное в жизни Авраама обстоятельство, что явился ему Господь у дуба мамврийского, он к этому непосредственно присовокупляет: «Воззрев же очима своима виде, и се трие мужи стояху над ним» (против него) ( Быт.18:1,2 ). Значит, по мысли Моисея, образ явления Господня Аврааму заключается в том именно, что Господь предстал перед очами его в лицах трех мужей. Каждый, следовательно, из этих мужей, равно как и все вместе представляли собой Господа. Предполагать же, что только один из них был Господь, а другие два принадлежали к разряду служебных сотворенных тварей, Моисей не дает основания. По его изображению, все три мужа совершенно одинаково являют свое, отношение к Аврааму, и Авраам со своей стороны оказывает им одинаково благоговейное чествование ( Быт.18:2,3 ). Замеченная между ними та особенность, что под конец беседы один только из них обращался со своей речью к Аврааму ( Быт.18:10–15 ), ничего не говорит против их равенства по естеству и достоинству; потому что в начале и в продолжении беседования все они одинаково вели беседу с Авраамом ( Быт.18:5,9 ). Только в дальнейшем рассказе Моисеевом представляется довольно значительное недоумение относительно равенства вышеозначенных трех мужей. Указав на то, что один из них, оставшись с Авраамом, в прощальной беседе с ним, между прочим, объявил ему о своем решении пойти в Содом и Гомору, чтобы произвести над ними свой суд ( Быт.18:21 ), в след за сим Моисей присовокупляет, что другие два мужа пошли в Содом ( Быт.18:22 ), и несколько после называет их ангелами ( Быт.19:1,15,16 ), хотя не перестает именовать и мужами ( Быт.19:10,12 ). Последнее обстоятельство подает повод к тому предположению, не были ль последние два мужа ангелами, а Господом был только первый между ними. При этом нужно принять во внимание то, что Моисей дает твердое основание для того, чтобы видеть в них не простых только посланников или слуг Господних, а самого Господа. По его словам, Господь определил Сам пойти в Содом и Гомору, чтобы на месте увидеть преступления этих городов и затем произвести над ними свой грозный суд ( Быт.18:20,21,23–32 ). Ангелы, следовательно, или мужи, вошедшие в Содом и Гомору и объявившие Лоту об имевшем постигнуть эти города суде Божием, не были служебными тварями, а в лице их был Господь, Которого видел в них и Лот ( Быт.19:18 ). Кроме того, по изображению Моисея, два ангела или два мужа говорят о себе Лоту, что они имеют истребить то место, на котором были города Содом и Гомора ( Быт.19:13 ), и конечно совершили это грозное дело. Между тем Моисей, с точностью определяя, кто были совершители этой великой кары Божией, так говорит: «И Господь одожди на Содом и Гоморр жупел и огнь от Господа с небесе» ( Быт.19:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010