Буковка. Церковь Димитрия Солунского. Дмитровская церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Димитрия Солунского Год постройки:между приблизительно 1700 и 1890. Адрес: Украина, Черновицкая область, Герцаевский район, село Буковка Координаты: 48.04774, 26.09966 Проезд:Располагается недалеко к югу от нового каменного храма, на северной оконечности кладбища, в юго-восточной части села. Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Буковской деревянную церковь датируют XVIII веком (на это указывают также данные на охранной табличке). Другие данные свидетельствуют о начале XIX века, когда появилась за счет одного из богатых местных жителей. Вероятно, в веке получила пристройку. Церковь не действующая со времени освящения (в 1997 году) нового каменного храма. Памятник архитектуры национального значения. Одна из многих деревянных церквей домашнего типа, в которой бабинец и неф равношироки, а алтарь несколько уже и покрыта общей четырехскатной крышей, на гребне которой увидите оригинальные кованые кресты. Стены вертикально обрисованы досками и наличниками. С запада к церкви пристроили более узкую и низкую деревянную колокольню, через которую есть вход к святыне. У входа в алтарную часть сохранен каменный крест. Также на прицерковной территории возле дерева есть старый деревянный крест, на котором можно прочитать две даты: 1869, 1928. Источник: Деревянные храмы Западной Украины http://decerkva.org.ua/che/bukivka.html Деревянная, на каменном фундаменте, повторяет характерный для этого района тип трехчастного, безверхого храма. Все срубы квадратные в плане, неф и бабинец равны по ширине, к бабинцу пристроена квадратная в плане двухъярусная каркасная колокольня. Восьмигранный срезанный пирамидальный верх перекрывает неф, в апсиде и бабинце - плоский потолок. В интерьере пространство срубов объединяют фигурные арки-вырезы. Теперь четырехскатная крыша покрыта жестью, а стены обшиты тесом, что зрительно изменяет внешний облик памятника. От более ранних построек этой группы его отличают иные пропорциональные соотношения высоты срубов и упрощенная форма кронштейнов, поддерживающих вынос крыши. Памятник представляет образец буковинской деревянной архитектуры XVIII в., унаследовавшей традиции предыдущих эпох. Источник: Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Иллюстрированный справочник-каталог (4 том) Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=51222

Ростоцкая Пастиль. Церковь Василия Великого. Церковь. Действует.   Год постройки:Между 1842 и 1884. Адрес: Украина, Закарпатская обл., Великоберезнянский р-н, с. Ростоцкая Пастиль Координаты: 48.879235, 22.528184 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью В XVIII веке село принадлежало чину иезуитов в Ужгороде. В 1751 году здесь была деревянная церковь Св. Василия Великого, в хорошем состоянии, с двумя колоколами, всем обеспечена, книги были и печатные, и писаные. Верующих было 80. Всего в селе помнят места двух деревянных церквей. Сооружение нынешней каменной церкви начали в 1842 году при священнике Георгии Буковском, но возвели только стены, потому что умер мастер, который вел строительство. Из рассказа куратора Михаила Мордованца известно, что 40 лет церковь стояла недостроенной. Новый мастер (называют Поповича из Ужгорода) достраивает церковь, но несколько упрощенно, в частности вместо арочного свода перекрывает церковь плоским потолком. Согласно шематизму 1915 года, церковь была построена в 1884 году при священнике Августине Яцковиче. Тогда же установили иконостас, который, говорят, привезли из другой деревни. В 1922 году шингловое покрытие крыш было заменено жестяным покрытием. В 1992 году заменены наместные иконы. В 1972 году интерьер храма разрисовали, а в 1992-м обновили. Тогда же перерисовали великолепной работы иконы, а старый каменный престол заменили деревянным, освящение которого состоялось 20 октября 1992 года. Во время Первой мировой войны с башни церкви забрали два колокола. Остался большой колокол, изготовленный Ф. Эгри в 1911 году при священнике Иване Гранчаке, а малый, вылитый Рихардом Герольдом в Хомутове в 1923 году, подарил общине отец И. Гранчак. Источник: Сирохман М. " Церкви Украины: Закарпатье " . - Льв.: 2000 г., с. 104-105. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=33342

Правительствующего Синода: (1721-1895). СПб., 1896. С. 23-24; Сб., изд. по случаю 100-летия Вифанской ДС: (1800-1900). Серг. П., 1900; Якушкин Е. И. Евгений, архиеп. Ярославский//Вестн. Ярославского земства. 1903. 7/8. С. 258-262; Поселянин Е. Н. Рус. Церковь и рус. подвижники XVIII в. СПб., 1905. Серг. П., С. 127, 130; Соловьев. История. Кн. 4. С. 1529; Кн. 5. С. 209-211, 262, 328, 329, 1180-1181, 1305, 1306, 1328, 1333, 1370-1372, 1383, 1451, 1454, 1471-1473; Кн. 6. С. 283, 327-328, 349, 413; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. К., 1913. М., 1993р. С. 1404, 1410, 1411, 1415, 1418; У Троицы в Академии: 1814-1914 гг.: Юбил. сб. ист. мат-лов. М., 1914. С. 38, 42, 135; Солодовников Д. Д. Переславль Рязанский: Прошлое Рязани в памятниках старины. Рязань, 1922. С. 69, 151-152; Пушкин А. С. ПСС. М., 19663. Т. 10. С. 189; Гордин А. М. Пушкин в Михайловском. Л., 1989. С. 241-245; Пущин И. И. Записки о Пушкине: Письма. М., 1989. С. 94; Бартенев П. И. О Пушкине: Страницы жизни поэта. Восп. современников. М., 1992. С. 367; Толстой М. В. Хранилище моей памяти. М., 1995. С. 269-270; Сулоцкий А. И., прот. Архиеп. Евгений (Казанцев) как архипастырь Тобольский//Соч.: В 3 т. Тюмень, 2000. Т. 2: О сибирском духовенстве. [Кн. 1]. С. 215-313; он же. Тобольские и томские архипастыри//Там же. [Кн. 2.] С. 512-513; он же. Тобольские архипастыри: Антоний (Знаменский), Евгений (Казанцев) и Георгий (Ящуржинский): Однородные случаи из их жизни//Там же. С. 525-529; Буковский А. В. Знакомый Пушкина архиеп. Евгений Казанцев//Михайловская пушкиниана. М., 2001. Вып. 15. С. 4-18; Пушкинская энциклопедия «Михайловское». М., 2003. Т. 1. С. 243-244; Раздорский А. И. Архиереи Курского края XVII-XX вв.: Кр. биогр. справ. Курск, 2004. А. В. Урядова, игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова) Иконография Евгений (Казанцев), архиеп. Ярославский и Ростовский. Литография К. Эргота. 50-е - нач. 60-х гг. XIX в. (ЦАК МДА) Евгений (Казанцев), архиеп. Ярославский и Ростовский. Литография К.

http://pravenc.ru/text/186977.html

Причастен субботы «Блажени яже избрал» на 4-й плагальный (8-й) глас И. С. также весьма часто встречается в рукописях, напр.: РНБ. Греч. 130. Л. 390 сл., нач. XVIII в.; Ydra. Iliou. 630. Fol. 192v - 193, нач. XVIII в.; Meteor. S. Stephani. 19. Fol. 391-391v, 1-я пол. XVIII в.; 127. Fol. 294-294v, 3-я четв. XVIII в.; Ath. Stauronik. 234. Fol. 300-312, сер. XVIII в.; Ath. Ivir. 998. Fol. 135v - 145, сер. XVIII в.; Ath. Pantel. 1012. Fol. 216-224v, 1768 г.: μαχορι - название арабо-персидского макама (лада); Meteor. Metamorph. 92. Fol. 137-137v, 1772 г., ркп. иеродиак. Гавриила; БАН. РАИК. 43. Л. 138 об.- 139 об., 2-я пол. XVIII в.; Andros. Agias. 33. Fol. 305 sq., 2-я пол. XVIII в., ркп. Фрадзиса Родосского; РНБ. Греч. 132. Л. 413 сл., кон. XVIII в. Известны также причастны И. С.- воскресный на 4-й глас (Ath. Doch. 363. Fol. 415v - 416v, 2-я пол. XVIII в.) и вторника «В память вечную» на глас βαρς (7-й) (Ath. Doch. 374. Fol. 168-170, сер. XVIII в.). Менее распространены следующие сочинения И. С.: краткие евлогитарии (тропари по непорочных «Благословен еси, Господи... Ангельский собор») на 1-й плагальный (5-й) глас (Ath. Gregor. 4. Fol. 116 sq., 1744 г., ркп. свящ. Михаила Хиосского; БАН. РАИК. 42. Л. 105-106 об., сер. XVIII в.; Ath. Doch. 348. Fol. 97v sq., 2-я пол. XVIII в.; Thessal. Sourotis. Fol. 274v - 277v, 2-я пол. XVIII в., ркп. архим. Кирилла Пелагонийского; Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 810. Fol. 143-145v, 1789 г., ркп. архим. Кирилла Пелагонийского); пасапноарии («Всякое дыхание») на 4-й глас (Ath. Paul. 37. Fol. 193-197, 2-я пол. XVIII в.); изобразительные антифоны на 4-й плагальный глас (Ath. Xeropot. 325. Fol. 125v - 127v, сер. XVIII в.); воскресный входный стих «Приидите, поклонимся» на 2-й глас (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 810. Fol. 184v - 185); аллилуиарий на глас πρωτβαρυς (Cypr. Machairas. 2. Fol. 317v sq., сер. XVIII в.; Andros. Agias. 34. Fol. 302v - 308v, 1756 г., ркп. иером. Нектария; Meteor. S. Stephani. 127. Fol. 188v - 189, 3-я четв. XVIII в.; РНБ. Греч. 132. Л. 292 сл., кон. XVIII в.; см. также Andros. Agias. 33. Fol. 293v - 294, 2-я пол. XVIII в., ркп. Фрадзиса Родосского); прокимен Великого поста «Не отврати» и «Да исправится» на литургии Преждеосвященных Даров (Thessal. Sourotis. Fol. 530-531; Ath. Ivir. 997. Fol. 133v - 134, кон. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/468943.html

Общее дело. Возрождение деревянных храмов Русского Севера. Итоги года ФОТОГАЛЕРЕЯ Портал Православие.Ru не раз писал о проекте «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», целью которого является сохранение русского деревянного храмового зодчества. Ниже представлены фотографии храмов и часовень, в которых в 2012 году проводились консервационные и другие работы. В настоящий момент планируются экспедиции на 2013 год. Получить подробную информацию о поездках и оставить заявку на участие в одной из них можно на сайте проекта: www.obsheedelo.ru . Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. Адрес: Архангельская обл., Пинежский р-он, д. Березник. Сроки проведения работ : 16 – 25 июля 2012 года. Выполненные работы: vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Храм Вознесения Господня, конец XVIII в. Березник. Часовня Вознесения Господня, начало XVIII в. Адрес: Архангельская обл., Пинежский р-он, д. Березник. Сроки проведения работ: 16-25 июля 2012 года. Выполненные работы: vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Часовня Вознесения Господня, начало XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Часовня Вознесения Господня, начало XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Часовня Вознесения Господня, начало XVIII в. vk fb tw ok @ g+ lj Березник. Часовня Вознесения Господня, начало XVIII в. Верховье. Часовня Смоленской иконы Божьей Матери Адрес: Архангельская обл., Онежский р-он, д. Верховье (Верхняя Мудьюга, Митинская). Сроки проведения работ : 28 мая – 2 июня 2012 года.  Выполненные работы: vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/62155.html

Известны также образцы мелоса Г. для неизменяемых песнопений вечерни и утрени: «Блажен муж» на 2-й глас Δι, «как поется на всенощных Святоименной Горы» (Pantel. 1007; Xen. 123, 2-я пол. XVIII в.; Xeropot. 305, кон. XVIII - нач. XIX в.; транскрипция Иоасафа Дионисиата в нотации нового метода: Pantel. 1035, 1865 г.), «Бог Господь» по гласам (Pantel. 1007), «украшенные» Г. версии пасапноариев Григория Савваита на 4-й глас и Георгия Редестского на 2-й плагальный и 4-й плагальный гласы (Ivir. 951; РНБ. Греч. 237; Xeropot. 317; Athen. O. et M. Merlier. 12; Doch. 332); в ряде рукописей пасапноарии на 4-й глас и 2-й плагальный глас обозначены как распевы самого Г. (Lesb. Leim. 459; БАН. РАИК. 42; Xeropot. 380; Pantel. 954, сер. XVIII в.; 972; Doch. 376). Из созданных Г. распевов великого славословия самой распространенной в рукописной традиции является версия на 1-й плагальный глас (Xeropot. 266, кон. XVII - нач. XVIII в.; 320; 278; 391, 1-я пол. XVIII в.; Doch. 372, 1-я пол. XVIII в.; 400; Pantel. 969; 1047, нач. XVIII в.; Gregor. 14; Dionys. 579, 1742 г.; Paul. 36; БАН. РАИК. 52, сер. XVIII в.; 43, до 1772 г.), к-рая в рукописях может именоваться «приятной» (τερπν - Xeropot. 307) или «всеприятной» (παντερπνς - Xeropot. 328); мелурги XIX в. «перевели» ее в нотацию нового метода (Dionys. 680; 681, 1-я пол. XIX в.- рукописи Иоасафа Дионисиата; Konstamon. 92, ок. 1840 г. - «экзегесис» Николая Дохиарита). В автографе Ivir. 951 помещены версии Г. на 2-й и 4-й гласы. Существуют также его распевы на гласы 1, 3, 4-й λγετος и βαρς (РНБ. Греч. 237; Aegio. Taxiarch. 2; Aroania (Sopoto). Theodor. 16, 1710-1740 гг.; Lesb. Leim. 281, 1728 г.; 279; Athen. O. et M. Merlier. 12; Xeropot. 317; 329; Gregor. 25; Pantel. 967, нач. XVIII в.; 994). Херувимская песнь была распета Г. на все гласы (Ivir. 951; Xeropot. 328; 307; Lesb. Leim. 230; 459; 238; 253, 1725-1740 гг.; Xeropot. 323; Pantel. 1005; РНБ. Греч. 130, нач. XVIII в.; 188, сер. XVIII в.; 132, посл. треть XVIII в.; Athen. O. et M. Merlier. 12). На нек-рые гласы существует по неск. версий: напр., на 1-й и на 1-й τετρφωνος (Ivir. 951; РНБ. Греч. 237; БАН. РАИК. 35); на 1-й плагальный, 1-й плагальный τετρφωνος и 1-й плагальный συνοπτικν (Ivir. 951; Pantel. 919; 994; РНБ. Греч. 237; БАН. РАИК. 42). Г. также «украшал» херувимские более ранних мелургов: Нектария на 2-й глас, иером. Климента Митилинского (Лесбосского) на глас βαρς (Ivir. 951; Xeropot. 317; Doch. 332; 338). В свою очередь херувимские Г. подвергались обработке более поздних мелургов: напр., версии Г. на гласы 2-й, 1-й плагальный, βαρς и 4-й плагальный, «сокращенные» мон. Феодулом Энитом (Агиоритом) (συντομθη π κρ Θεοδολου - Doch. 376).

http://pravenc.ru/text/164757.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОКСАСТАРИЙ [греч. οξαστριον], греч. певч. книга, содержащая славники-самогласны и богородичны Триоди, Пентикостария, Минеи. 1-е образцы Д. как части певч. кн. Стихирарь появляются в кон. XVI - нач. XVII в., напр.: Ath. Cutl. 429, кон. XVI - нач. XVII в. (славники Минеи и нек-рые самогласны Триоди); 430, нач. XVII в.; Ath. Philoth. 136, нач. XVII в., и др. В кон. XVII - нач. XVIII в. в рукописной традиции в большом количестве стали распространяться Д. Германа , митр. Нов. Патр, и Д. Хрисафа Нового , являющиеся частями их калофонических Стихирарей. Среди списков Д. Германа следует указать: Ath. Paul. 11, кон. XVII в.- 1712 г.; Ath. Philoth. 128, кон. XVII - нач. XVIII в.; Ath. Doch. 325, сер. XVIII в.; БАН. РАИК. 45, посл. треть XVIII в.; Ath. Pantel. 933, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 11, 1712 г. (писец Лаврентий); 83, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Cuml. 439, 1826 г. (ξηϒσεις мон. Феофана Пантократорского); Ath. Pantel. 973, 2-я пол. XVIII в.; 949, 2-е десятилетие XIX в. (в транскрипции мон. Феофана); Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 743, 1832 г. (в нотации нового метода, транскрипция хартофилакса Хурмузия ); Ath. Dionys. 720, 1833 г. (в нотации нового метода, писец и автор транскрипции Николай Дохиарит ); Ath. Karakal. 242, 2-я пол. XIX в. Д. Хрисафа представлен в рукописях: Lesb. Leim. 276, 1700-1730 гг.; Ath. Pantel. 920, 1-я пол. XVIII в. (в сборнике с Анастасиматарием); 1015, сер. XVIII в.; Ath. Greg. 38 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 38, нач. XVIII в. В этот период можно отметить Д. хвалитных Апостола Констаса Хиосского (кон. XVIII - нач. XIX в.) (БАН. РАИК. 65. Л. 93 об.- 112 об., 178 об.- 182 об., 1820 г.). Важным моментом в истории греч. церковнопевч. традиции стало появление Д. краткого стихирарического стиля, созданного, вероятно, с 1770 по 1777 г. Петром Пелопоннесским . Автограф этого Д., в к-ром впервые был представлен новый тип распева, не сохранился, но в рукописной традиции его списки были широко распространены до кон.

http://pravenc.ru/text/славник.html

Глава четвертая Пределы Сибирской епархии к началу XVIII в. Колонизации Сибири со второй половины XVII в. до половины XVIII в. Постройка городов, крепостей, слобод, заводов. Укрепленные линии Западной и Восточной Сибири. Колонизация Приморской области и Камчатки и укрепление их за Русью с постройкой городов. Административное деление Сибири в половине XVIII в. с разделением на провинции и дистрикты. Христианская миссия в Сибири в конце XVII и в XVIII в. Даурская-Забайкальская миссия. Миссионерские труды Тобольского митроп. Филофея-схимонаха Феодора и его сотрудников и продолжателей его дела – в лице иркутских архиереев к половине XVIII в. Камчатская миссия. Постройка храмов в Сибири. Состав и пределы Тобольской епархии в начале XVIII в. Иркутское викариатство. Прикрытие его и присоединение области Иркутского викария к Тобольской епархии. Трудность управления Сибирской епархией одному архиерею. Открытие самостоятельной Иркутской епархии (1727 г.); её состав. Присоединение к ней от Тобольской епархии Илимска и Якутска с их округами. Состав и пределы Тобольской и Иркутской епархий к половине XVIII в. Их постоянство. Неосуществившийся проект открытия Камчатской или Якутской епархий в половине XVIII в. XX Сибирская епархия (Тобольская митрополия) к началу XVIII века представляла собой громадное пространство. В течение XVII в. в своих крайних пределах она успела подойти к естественным границам на севере – к Ледовитому океану, на востоке приблизилась к Великому океану, на юге она сомкнулась с землями, подвластными Китайской Империи – в, так называемой, Даурии. Юго-западная граница Тобольской епархии шла по киргиз-кайсацким и калмыцким степям, примыкавшим к южному Уралу. Уральский хребет на всем своем протяжении составлял естественную западную границу Сибирской епархии почти за весь XVIII-й век. Сибирская епархиальная территория, заключенная в этих границах, раскидывалась во все стороны более, чем на 300 000 квадр. миль. Новые приобретения в XVIII в. увеличили ее еще почти на 50 000 квадр. миль. 378

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Сохранился список Ирмология 1-й пол. XVIII в. (Paul. 13), где распевы ирмосов и катавасий надписаны именем Г., а остальных песнопений - именем Баласиса. Достаточно часто встречаются списки катавасий различных праздников в версиях Г.: Воздвижения, Рождества Христова и Богоявления (διπλα - двойные, т. е. ирмосы канонов и собственно катавасии), Сретения, Пасхи, Пятидесятницы и Успения (Xeropot. 294, сер. XVIII в.; 380; 325, сер. - 2-я пол. XVIII в.; Pantel. 969; Xen. 108; Lesb. Leim. 276, 1700-1730 гг.; 243, ок. 1787-1805 гг.), Крестопоклонной недели и Вознесения (Doch. 318; Xeropot. 329), Акафиста (Xeropot. 328, кон. XVII - нач. XVIII в.). По рукописи Doch. 407 известны составленные Г. распевы ирмосов канона Успения 1-го гласа, обоих рождественских канонов, обоих богоявленских канонов, полностью пасхального канона, ирмосов обоих канонов Пятидесятницы; возможно, Г. принадлежат и содержащиеся здесь ирмосы трипеснцев и канонов Недели ваий и Страстной седмицы. Весьма популярными у переписчиков кон. XVII - XIX в. были калофонические ирмосы Г.: «Побеждаются естества уставы» 1-го гласа νος (Ivir. 951; Aegio. Taxiarch. 2; БАН. РАИК. 37; Lesb. Leim. 230; 459; Xeropot. 276; Doch. 363, 2-я пол. XVIII в.; Pantel. 1021 и др.), «Прославим Троицу» (Δοξσωμεν τριδα), «Камень, егоже небрегоша» и «Звезда ныне возсия» (Αστρον δη νατταλκεν) 1-го гласа, «Руце распростер Даниил» 4-го гласа, «Ужасеся о сем» (Εξστη π τοτ), «Разжжите пещь», «Мусикийским органом» и «Чужде матерем» 4-го плагального гласа (Pantel. 993, ок. 1680 г.- ркп. Хрисафа Нового; Xeropot. 323; 303, 1812 г.- ркп. Дамаскина Аграфорендиниота; Gregor. 41 нач. XVIII в.; Paul. 14; 16; 36, 1-я пол. XVIII в.), «Всецарице, всепетая» (Παντνασσα, πανμνητε) 4-го гласа (Xen. 156, кон. XVIII в.; Pantel. 1031, 1-я пол. XIX в.), «Видев мучитель» гласа βαρς (7-го) (Doch. 400; 390, кон. XVIII - нач. XIX в.). Калофонические ирмосы Г. см. также в рукописях БАН. РАИК. 49, 1686 г.(?); 36, 2-я четв. XVIII в.; 33, 1765 г.; 35, ок. 1730 г.; Athen. O. et. M. Merlier. 3, ок. 1700 г.; Lesb. Leim. 230; 253; 279, 1725-1740 гг.; 246, 1779-1793 гг.; Xeropot. 279; 291; 292, нач. XVIII в.; 320; Doch. 1248, 1823 г.- «экзегесис» протопсалта Григория .

http://pravenc.ru/text/164757.html

В данном случае нас интересует 16-й, Церковный отдел. Именно в нем в качестве самостоятельных частей экспозиции были: VIII. Старообрядческий отдел и IX. Поморские акварели 34 . Из 258 экспонатов, характеризующих церковную жизнь в Елизаветинскую эпоху, 70, т. е. чуть меньше трети (27%), относились к старообрядческой культуре. Из них только 11 были не из Дружининской коллекции. Таким образом, подавляющее большинство старообрядческих памятников (59) были предоставлены для экспонирования В.Г. Дружининым . Ученый мог быть причастен к подготовке выставки «Ломоносов и Елизаветинское время» уже как член Археографической комиссии. Кроме того, ему были хорошо лично знакомы некоторые члены оргкомитета выставки, в частности Михаил Гугович Деммени 35 , известный нумизмат, однокашник Дружинина по Третьей классической гимназии и секретарь нумизматического отделения имп. Русского Археологического общества (1906–1913). Именно члены Оргкомитета могли обратиться к Дружинину как знатоку старообрядчества с просьбой подготовить необходимый раздел выставки. Об авторстве Дружинина в отношении данного раздела свидетельствует не только очевидное превалирование памятников из его коллекции, так хорошо известной только самому собирателю, но и сам выбор экспонатов, напрямую соотносимый с научными интересами Дружинина того времени. Старообрядческий отдел включал 47 памятников: 31 рукопись, 2 фотоснимка и 14 икон. В соответствии с общим замыслом выставки основной интерес был сосредоточен на Выговском общежительстве (по преданию, М.В. Ломоносов прожил там некоторое время) и на палеографии и декоре выговских рукописей (на оформление печатных изданий обращали внимание авторы VIII и IX Общих отделов). На рукописях своего собрания Дружинин демонстрировал образцы поморских почерков (сохраняю наименования, данные в каталоге): скорописи и письма (без уточнения типа) начала XVIII в., полуустава 20-х гг. XVIII в., полуустава 1732 и 1742 г., скорописи до 40-х гг. XVIII в., почерка первой половины XVIII в., полуустава и почерка середины XVIII в., скорописи второй половины XVIII в., полуустава конца XVIII в. и нотное письмо середины XVIII в. Оформление выговских рукописей характеризовали три заставки: первой четверти XVIII в., начала XVIII в. и первой половины XVIII в. Хотя первоочередная задача экспонирования лежала в области палеографии, все же нельзя не отметить, что при этом выбранные памятники, без сомнения, давали представление о широте и многообразии книжной культуры Выговского общежительства: посетители выставки могли увидеть книги богослужебные (Устав, Триодь постную, Праздники, Обиход), типичные для раннего Выга сборники выписок из Священного Писания , учебные книги, в том числе выговскую переработку «Арифмология» Николая Спафария, памятники старообрядческой полемики – Дьяконовы и Поморские ответы, одно из сочинений Андрея Денисова.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010