Следует сказать, что в свете исламского учения о нравственности и заступничестве (шафаа) Мухаммада за своих последователей на последнем суде Аллаха всякий грех мусульманина может быть прощён, кроме перехода в другую веру. Об этом свидетельствует и Коран – плод поэтического и религиозного творчества арабского проповедника: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает» (К. 4:48). Для человека, остро чувствующего несовершенство этого мира и надеющегося на высшую справедливость всем, кто творил зло и не принёс в нём искреннего покаяния, такие взгляды могут оказаться соблазнительными. Несомненно, что среди в конце концов помилованных и удостоенных исламского рая окажутся все исламские террористы, преступники, убийцы ни в чём неповинных детей в городе Беслане, садисты типа бывшего правителя Уганды каннибала Иди Амина и т. п. Как мы видим, нравственные воззрения основателя религии накладывают неизгладимый отпечаток и на вероучение, и на нравственные идеалы самой религиозной системы. Поэтому у нас есть все основания считать, что нравственный облик основателя арабской религии не является примером совершенства. Об этом, в частности, можно судить и из анализа молитвенной практики его последователей. Например, испрашивание у Аллаха благословения для Мухаммада и всех его потомков выглядит странным, если сам «пророк» считается благословением для всего мира. В некоторых молитвах при упоминании имени Мухаммада добавляются слова «на котором да будет мир», что, по мнению некоторых бывших мусульман, свидетельствует об отсутствии, наверное, самого главного качества для праведника – Божьего мира у основателя арабской религии 82 . Отсутствие мира Божьего в душе человека, претендующего на некоторый духовный опыт, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова) († 1867), свидетельствует об отсутствии сердечной чистоты. По словам этого святого Православной Церкви, мир Божий – это действие и плод Святого Духа и «стяжавший в себя мир Божий способен к прочим окончательным блаженствам: к благодушному претерпению, к претерпению с радостью поношений, клевет, изгнаний и прочих напастей» 83 , чего у Мухаммада, особенно в мединский период его жизни, мы не наблюдаем 84 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

монахиня Игнатия (Пузик) Содержание Предисловие Жизнеописание святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867) было написано монахиней Игнатией в преддверии прославления Святителя на Юбилейном соборе 1988 года; тогда же ею была написана служба Святителю, ныне вошедшая в богослужебный обиход Русской Церкви и неоднократно издававшаяся. Это жизнеописание, однако, не стало официальным житием новопрославленного святого. Сегодня переизданы многие труды и жизнеописания святителя Игнатия, составлены новые жития. И все же нам кажется, что написанное монахиней Игнатией не устарело. Она сама указывает на отличие своего труда от других " биографий " : она пишет о том, " как святость, осияние Святаго Духа Божия печатлелись " в жизни Святителя. Человек и Бог, судьба и Промысл - вот герои ее книги. Что может быть таинственнее и интимнее? Для того чтобы писать об этом, нужно иметь мужество и опыт собственной жизни под водительством Промысла. Святитель Игнатий монахини Игнатии необычен. В последние годы привычен стал такой его образ: педантичный наставник, строго следящий, чтобы духовная жизнь пасомых пребывала в жестко очерченных рамках. Его духовная трезвость, неприятие экзальтированной духовности стали восприниматься как заслон для всякого вдохновенного порыва. Другим предстает он в труде монахини Игнатии. Здесь он мистик, созерцатель Божественных таин, идущий к Богу своим, глубоко личным путем, и... поэт, обновивший русскую духовную словесность. Из наших писателей он первый, по мнению монахини Игнатии, сделал впечатления от созерцания природы " одним из слагаемых подлинного поиска Живаго Бога " , а пейзажные зарисовки - непременными составляющими своих произведений. Эта особенность его писаний оказала влияние на творчество самой монахини Игнатии. Размышляя о чертах его святости, она - летописец и ревнитель старческого окормления - не боится говорить об особом положении Святителя в русле паисиевой традиции старчества. Писатель, крайне целомудренно говорящий о глубинах духовной жизни,- она подробно останавливается на исключительных Божиих посещениях, которых удостоился Святитель. Исключительность дарований наложила неповторимый отпечаток на его облик, но она же поставила его в один ряд с великими древними и новыми подвижниками. Можно было бы бесконечно приводить параллельные места из их и его творений, но таким комментариям место в авторитетном издании его трудов. Думается, нам еще предстоит открыть святителя Игнатия, и публикация данной работы - первый шаг на этом пути.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1219...

В понятии Православие можно выделить три смысловые значения, которые взаимосвязаны и немыслимы один без другого: О Православии Свт. Игнатий (Брянчанинов) (+ 1867): Православие есть истинное богопознание и богопочитание; православие есть поклонение Богу духом и истиною; православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием Ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан ( Ин. 7, 39 ). Где нет Духа, там нет православия... Православие — учение Святаго Духа, данное Богом человекам во спасение. Где нет православия, там нет спасения... В неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие единственно и исключительно в лоне православной Восточной Церкви " Проф. Н.Н. Глубоковский (+ 1937): Православие хочет быть полным откровением христианства, чтобы последнее выражалось в нем адекватно и значит — правильно. В этом смысле православие есть «правое исповедание» — ортодоксия — потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само видит и другим показывает его в «правильном мнении» по всему предметному богатству и со всеми особенностями... По своему внутреннему упованию православие мыслит себя христианством в его изначальной полноте и неповрежденной целостности. Оно принципиально разграничивается от других христианских исповеданий не как истина от заблуждений, а, собственно, в качестве целого по сравнению с частями. Последние уже выделяются из него и для оправдания и обеспечения своей автономии вынуждаются настаивать на прямом обособлении с резким оттенением своих отличительных свойств и такой несродности, которая исключает смешение и передачу. По самой своей целостности православие не чувствует к сему внутренней надобности, ибо носит в себе все части и не имеет ни нужды, ни желания дифференцироваться от них... Православие не имеет « символических книг » в техническом смысле... Оно почитает себя правым, или подлинным учением Христовым во всей первоначальности и неповрежденности, а тогда — какая же может быть у него особая отличительная доктрина, кроме Евангельско-Христовой?!.. Православие апеллирует к старым, исконно христианским нормам и не указывает для себя особых «символических книг», потому что не имеет ничего символически нового в догматическом отношении по сравнению с эпохою до заключения семи Вселенских Соборов. Этим показывается, что православие сохраняет и продолжает изначальное апостольское христианство по непосредственному и непрерывному преемству. В историческом течении христианства по вселенной это есть центральный поток, идущий от самого «источника воды живой» ( Откр. 21, 6 ) и не уклоняющийся на всем своем протяжении до скончания мира.

http://drevo-info.ru/articles/3302.html

Того, кто не может так думать и поступать, того груз будет тянуть вниз, особенно в наши дни. И если человек будет оглядываться назад и в первую очередь будет смотреть на людей, он увидит, что девяносто девять процентов из них станут тянуть его вниз, потому что у них свои проблемы; и их страсти, их исповеди тяжелым грузом влекут его вниз. Если эта сторона жизни становится для человека слишком важной, то она просто будет тащить его назад и он не сможет вести людей к небу. Поэтому, разумеется, священник, духовный наставник прежде всего должен вести к небу самого себя, а затем уже других, устремляя взор свой к другому миру. Нам не нужно воображать себе этот другой мир и составлять о нем мнения, потому что мы обладаем самим этим сокровищем – разумом святых отцов, который в виде их творений теперь по большей части доступен читателю. В недавние времена у нас были такие великие отцы, как епископ Игнатий (Брянчанинов , † 1867), который был одним из самых проницательных разоблачителей апостасии и одним из лучших толкователей святых отцов. Нам необходимо понять их язык, понять их видение мира, потому что это есть Православие. Конечно, Православие не претерпевает изменений с течением времени. Изучая мир протестантов или римо-католиков, мы видим, что некоторые духовные писатели устаревают. Потом они снова могут входить в моду, когда другие выходят из моды. Так происходит, очевидно, потому, что они связаны с мирскими вещами, которые импонируют читателю в какой-то определенный период времени, – вернее, импонируют духу времени. Не так обстоят дела с творениями православных святых отцов. Как только мы становимся в полной мере причастны православному христианскому мировоззрению – говоря попросту, христианскому мировоззрению, которое от Христа и апостолов дано нам до сего дня, тогда все становится современным. Вы читаете кого-нибудь, например преподобного Макария, который жил в египетских пустынях в четвертом веке, и он обращается непосредственно к вам сейчас. Условия его жизни были несколько другими, тем не менее он обращается непосредственно к вам на вашем языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/c...

Летом 1853 г. по настоянию Рус. географического об-ва и самарского губернатора Д. был избран на должность статистика экспедиции, снаряженной под началом биолога К. М. Бэра для исследования состояния рыболовства на Волге и Каспийском м. К этому времени относится знакомство Д. с Т. Г. Шевченко , отбывавшим ссылку в Новопетровской крепости (ныне Актау, Казахстан). Экспедиция, продолжавшаяся до янв. 1857 г., определила дальнейшую профессиональную деятельность Д., связанную с изучением рыбного промысла России. В 1857 г. он был зачислен чиновником, а неск. позже - младшим инженером при департаменте сельского хозяйства Мин-ва гос. имуществ, в к-ром прослужил до конца жизни. Совместно с Бэром Д. являлся организатором рыбохозяйственной экспедиции, работавшей с 1851 по 1870 г. на пространстве от Каспийского и Чёрного морей до Сев. Ледовитого океана, результаты которой были изложены в 9-томном труде «Исследования о состоянии рыболовства в России» (1860-1875). В 1858-1861 гг. Д. возглавлял экспедицию по исследованию рыболовства на Белом м. и в Ледовитом океане, в 1862 г.- на Псковском и Чудском озерах, в 1863-1868 гг.- на Чёрном и Азовском морях, в 1870-1871 гг.- на сев.-зап. озерах России. 15 окт. 1861 г. Д. женился на дочери своего друга, с к-рым познакомился в вологодской ссылке, Ольге Александровне Межаковой, внучатой племяннице свт. Игнатия (Брянчанинова) . Д. поселился в вологодском имении жены. В этом браке родилось 6 детей. С назначением Д. в 1863 г. руководителем экспедиции на Чёрное и Азовское моря вместе с ним в Крым переехала семья. Здесь в 1867 г. Д. приобрел имение Мшатка. В Крыму им были написаны 2 главные книги: «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому» (1865-1868; впервые опубл. в виде серии статей в ж. «Заря» в 1869; 1-е отд. изд. в 1871) и «Дарвинизм. Критическое исследование» (1879-1883, не окончена), а также многочисленные статьи. Кн. «Россия и Европа...» получила мировую известность: в 1890 г. она была переведена на франц. язык, в 1920 г.- на нем., в 1966 г.- на англ., в 1994 г.- на сербско-хорват. Д. являлся членом (с 1876) московского Об-ва любителей российской словесности.

http://pravenc.ru/text/171323.html

1953. 30 ноября. Святые отцы. Новое «Добротолюбие» Еп. Феофан отлично знал, как, пожалуй, никто в мире, православных святых отцов. Так не одни мы думали. Известный Митр. Антоний (Храповицкий) так же о нём говорил. Это – несомненно! И вот почему. Еп. Игнатий Брянчанинов (1807–1867) в своё время искал – где истина. И нашёл её в удивительном единстве Свв. отцов, об этом у него есть прекрасные сравнения: видишь ли ты облака, в порядке плывущие по небу,– таковы и Свв. отцы; смотришь ли на треугольник летящих гусей – таковы и Свв. отцы. И Еп. Игнатий, открыв это единство, успокоился. И Еп. Феофан изучал Свв. отцов, делая из них выписки. Как он чтил их! Поэтому он, вероятно, и «дневник» свой прекратил, начав выписывать эти мысли из Свв. отцов. Почитая их, он написал замечательный труд – новое «Добротолюбие». Оно отличалось от известного прежнего «Добротолюбия» тем, что было написано не по именам, как то, а по предметам. И его Еп. Феофан вывез с собой заграницу, во Францию, где и умер он. Это – сборник изречений огромной религиозной ценности! Где-то он теперь хранится?.. В Духовной Академии Еп. Феофан не один раз читал нам о них и приводил слова Еп. Игнатия о них. Кажется, он сам ценил эти чистенькие тетрадочки, возил их в особом чемодане. О «профессорах» Усвоив глубоко по святым отцам Православие (как никто, разве за исключением Еп. Феофана Затворника Вышенского) , он очень чутко относился к богословствованию других писателей: Вл. Соловьёва, о. Флоренского, академических профессоров и др. И будучи в Академии, он скорбел, что в их мировоззрение вошло много не православного. И Еп. Феофан начал для себя писать против них. Эти тетради так и назывались им в разговорах «Против профессоров». Он, вообще, считал их вольнодумцами, неправославными, не христианами. И всё мечтал о будущем Вселенском Соборе, когда он сможет выступить перед авторитетным церковным собранием и там изложить всё их нечестие. И он был уверен, что это время наступит. Увы! Он не дождался этого: умер. Но огромные обличительные труды его, вероятно, сохранились где-нибудь: и конечно, было бы глубоко интересны и авторитетны, особенно обоснование Святыми отцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Святитель Игнатий (Брянчанинов) 5 мая, 2012 Содержание статьи Святитель Игнатий (Брянчанинов), жизнеописание Епископа Игнатия в миру звали Дмитрий Александрович Брянчанинов. Он родился 5 (17) февраля 1807, а отошел ко Господу 30 апреля (11 мая) 1867) будучи епископом Православной Церкви, богословом, ученым и проповедником. Святитель Игнатий (Брянчанинов) родился в родовом имении отца, селе Покровском Вологодской губернии. У его матери долго не было детей, но она молилась об излечении от бесплодия, ездила по святым местам и Господь услышал ее молитву. На свет появился Дмитрий Александрович Брянчанинов. Мальчиком епископ Игнатий (Брянчанинов) жил в уединенном селе, но его это ничуть не тяготило. Наоборот, — с детства он склонялся к иночеству, к тишине, молитве, чтению духовной литературы. Ребенком епископ Игнатий (Брянчанинов) не просто хорошо учился, но был лучшим в своем классе, старательно постигал разные науки и был одарен в живописи, музыке, во всех видах искусства. Он был знаком, благодаря своей семье, с президентом Академии художеств А. Н. Олениным, где на литературных вечерах имел возможность познакомиться с А. Пушкиным, К. Батюшковым, Н. Гнедичем, И. Крыловым. Несмотря на то, что епископ Игнатий (Брянчанинов) знал и шумную столичную жизнь, он продолжал тяготеть к уходу от мирской суеты, к уединению и поиску «вечной собственности для вечного человека». Он был силен в науках, но осознавал, что возможности человека к познанию мира ограничены и ключ ко всему — Господь и Его Слово. Путь к монашеству Епископ Игнатий (Брянчанинов) изучал философию и Писание, откровения Святых Отцов, читал много духовных книг и посещал богослужения в Александро-Невской лавре. Его настоящим духовным наставником и отцом стал старец Леонид (впоследствии оптинский иеромонах Лев). Под влиянием бесед с ним, Дмитрий Брянчанинов оставил свет и должность, ушел в отставку и стал послушником в монастыре, где принял иноческий постриг с именем Игнатий в уединенном Глушицком Дионисиевом монастыре. В январе 1832 г. иеромонах Игнатий был назначен строителем Пельшемского Лопотова монастыря в Вологодской губернии, а в 1833 г. возведен в сан игумена этого монастыря. Вскоре император Николай I вызвал Игнатия в Петербург. По Высочайшей рекомендации и по распоряжению Священного Синода его рукополагают в архимандрита и назначают настоятелем Сергиевой пустыни.

http://pravmir.ru/svyatitel-ignatiy-brya...

1003 . Энциклопедия православной святости: В 2 т. – М.: Лик пресс, 1997. – Т. 1. – 398 с.: ил. – Из содерж.: Игнатий (Брянчанинов) , епископ Кавказский и Черноморский. – С. 228:1004. Большой энциклопедический словарь/Гл. ред. А. М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Норинт, 1998. – 1456 с.: ил. – Из содерж.: Игнатий (Брянчанинов Д. Α.). – С. 433:1005. Всемирный биографический энциклопедический словарь/Под ред. А. П. Горкина. – М.: Большая Рос. энциклопедия, 1998. – 925 с. – Из содерж.: Игнатий (Брянчанинов Д. Α.). – С. 299:1006. Православные обители России: Путеводитель. – М.: Правило веры, 1998. – 628 с. О свт. Игнатии – с. 208, 444, 446:1007. Алексеев П. В. Философы России столетий: Биографии, идеи, труды/Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Акад. проект, 1999. – 944 с. – Из содерж.: Игнатий епископ, святитель (Брянчанинов Д. Α.). – С. 312–313:1008. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь/Под ред. А. П. Горкина. – М.: Большая Рос. энциклопедия, 1999. – 912 с.: ил. – Из содерж.: Игнатий Брянчанинов . – С. 273:1009. Православие: Библиогр. указ. кн. на рус. и церковно-славян. яз. за 1918–1993 гг./Православ. Свято-Тихон. богосл. ин-т; Рос. гос. б-ка; Науч. ред. прот. В. Асмус . – М., 1999. – 504 с. – По указ. имен см.: Игнатий (Брянчанинов Д. Α.). – С. 384:1010. Святая Русь: Энцикл. слов. рус. цивилизации/Сост. О. А. Платонов. – М.: Правосл. изд-во «Энцикл. рус. цивилизации», 2000. – 1037 с.: ил. – Из содерж.: Игнатий Брянчанинов. – С. 302:1011. Скляревская Г. Н. Словарь православной церковной культуры/РАН. Ин-т лингвист. исслед. – СПб.: Наука, 2000. – 278 с. – Из содерж.: Игнатий Брянчанинов. – С. 101:1012. Смирнова Л. А. Святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867): Список лит. (по фондам Вологод. обл. универс. науч. б-ки)//Вологодские дворяне Брянчаниновы: Ист.-краевед сб. ст./Сост. Н. Н. Фарутина; Ред. Ю. В. Розанов ; Вологод. обл. универс. науч. б-ка им. И. В. Бабушкина; Вологод. гос. ист.-архит. худож. музей-заповедник; Гос. архив Вологод. обл. – Вологда, 2000. – С. 53–62:1013. Святые и чудотворцы: Крат. биогр. слов./Сост. С. П. Останина. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. – 511 с. – Из содерж.: Игнатий Брянчанинов, святитель. – С. 231–237.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Отзыв С. Епифановича вышел также отд. отт.: [Киев, 1917]. — 31 с. 472. Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова, составленное его ближайшими учениками и письма преосвященнейшего к близким ему лицам/[Под ред. архим. Игнатия (Малышева)]. — Репринт. изд. 1881 г. — СПб.: Центр изучения охраны и реставрации наследия свящ. Павла Флоренского: ТОО «Купина», 1996. — 144 с., 1 л. портр. В издании отсутствуют письма. Под портретом факсимиле подписи: епископ Игнатий. 473. Моздок М. Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский/Фонд духов. просвещения. — Ставрополь: Краевая тип., 1999. — 80 с.: ил. 474. Афанасьев В. Златокрылый Феникс: Монаш. подвиг свт. Игнатия Брянчанинова. — Козельск: Свято-Введен. Оптина Пустынь, 2000. — 223 с.: портр. 475. Вологодские дворяне Брянчаниновы: Ист.-краевед. сб. ст./Сост. H. H. Фарутина; Ред. Ю. В. Розанов; Вологод. обл. универс. науч. б-ка им. И. В. Бабушкина; Вологод. гос. ист.-архит. худож. музей-заповедник; Гос. архив Вологод. обл. — Вологда, 2000. — 75 с.: ил., портр., факс. 476. Пылев А. Житие святителя Игнатия Брянчанинова/Предисл. еп. Максимилиана. — Вологда: Б. и.; М.: Технол. шк. бизнеса, 2000. — 175 с.: ил. — Библиогр.: с. 174.   477. [Сообщение о смерти преосвященного епископа Игнатия, последовавшей 30 апреля в Николо-Бабаевском монастыре]//Моск. вед. — 1867. — 7 мая 478. Епископ Игнатий: Некролог//Моск. вед. — 1867. — 19 мая 479. Дополнительные сведения к некрологу епископа Игнатия//Моск. вед. — 1867. — 22 июля Подпись: Ж. 480. Аскоченский В. И. Преосвященный Игнатий (Брянчанинов): (Биогр. очерк)//Домаш. беседа. — 1867. — Вып. 24. — С. 654–665; Вып. 25. — С. 678–694. 481. Кончина преосвященного епископа Игнатия (Брянчанинова)//Домаш. беседа. — 1867. — Вып. 21 — С. 578–584. (Брянчанинов). [Объявление о непечатании сочинений свт. Игнатия без ведома П. А. Брянчанинова]//С.-Петерб. вед. — 1867. — 17 сент. 483. Максимовский М. Исторический очерк развития Главного инженерного училища, 1819–1869. — СПб.: тип. имп. Акад. наук, 1869. — VI, 208, 183 с., 9 л. портр., 1 л. табл. — Из содерж.: Брянчанинов (Дмитрий Александрович). — С. 73.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

475 . Вологодские дворяне Брянчаниновы: Ист.-краевед. сб. ст./Сост. H. H. Фарутина; Ред. Ю. В. Розанов ; Вологод. обл. универс. науч. б-ка им. И. В. Бабушкина; Вологод. гос. ист.-архит. худож. музей-заповедник; Гос. архив Вологод. обл. – Вологда, 2000. – 75 с.: ил., портр., факс. 476 . Пылев А. Житие святителя Игнатия Брянчанинова /Предисл. еп. Максимилиана. – Вологда: Б. и.; М.: Технол. шк. бизнеса, 2000. – 175 с.: ил. – Библиогр.: с. 174. 477 . [Сообщение о смерти преосвященного епископа Игнатия, последовавшей 30 апреля в Николо-Бабаевском монастыре]//Моск. вед. – 1867. – 7 мая 100). 478 . Епископ Игнатий: Некролог//Моск. вед. – 1867. – 19 мая 109). 479 . Дополнительные сведения к некрологу епископа Игнатия//Моск. вед. – 1867. – 22 июля 161). – Подпись: Ж. 480 . Аскоченский В. И. Преосвященный Игнатий (Брянчанинов) : (Биогр. очерк)//Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 24. – С. 654–665; Вып. 25. – С. 678–694:481. Кончина преосвященного епископа Игнатия (Брянчанинова) //Домаш. беседа. – 1867. – Вып. 21 – С. 578–584. 482. Павел (Брянчанинов). [Объявление о непечатании сочинений свт. Игнатия без ведома П. А. Брянчанинова]//С.-Петерб. вед. – 1867. – 17 сент. 57). 483 . Максимовский М. Исторический очерк развития Главного инженерного училища, 1819–1869. – СПб.: тип. имп. Акад. наук, 1869. – VI, 208, 183 с., 9 л. портр., 1 л. табл. – Из содерж.: Брянчанинов (Дмитрий Александрович). – С. 73. 484 . Пимен (Благово) . Исторический очерк Николаевского Угрешского общежительного мужеского монастыря. – М.: тип. В. Готье, 1872. – II, 117, VIII, 32 с. – Из содерж.: Гл. 2. Летопись событий: [Посещение монастыря еп. Игнатием 6 окт. 1861 г.]. – С. 45; Гл. 5. Список настоятелей и судьбы их: [ Игнатий (Брянчанинов) , 1833 г.]. – С. 109:485. [Краткий биографический очерк свт. Игнатия]//Чтения в Имп. о-ве истории и древностей Рос. при Моск. ун-те. – 1875. – Кн. 2. – С. 55–62. – Подпись: А. Г. 486 . Гильтебрандт П. Черноморский епископ Игнатий//Древняя и новая Россия. – 1876. – Т. 3, 12. – С. 419– 420. – (Заметки).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010