На наш взгляд, смысл некоторых мест Первого послания к Коринфянам становится более понятен, если предположить, что, говоря о даре «иных языков», апостол Павел кроме описания положительного и истинно апостольского дара глоссолалии в вышеуказанных местах предупреждает и о реально существовавших или возможных искажениях этого дара в коринфской общине, имея в виду феномен, родственный языческой глоссолалии. На такое понимание слов апостола указывает толкование 1Кор.14:28 святителем Иоанном Златоустом . По словам этого известного толкователя Священного Писания, апостол Павел здесь предупреждает христиан об опасности извращения дара «иных языков» в столь знакомые им по прошлой языческой жизни мистические практики 84 : «Если же не будет истолкователя, то молчи... Он сказал это для предостережения слушателей, чтобы между ними не случился волхвователь . Остерегаться этого он повелевал и вначале, когда показывал различие между волхвованием и пророчеством, и теперь повелевает различать и наблюдать то же самое, чтобы не вкралось что-нибудь диавольское» 85 . Также святитель Феофан Затворник , рассматривая некоторые из указанных стихов Послания, высказывается не только о бесполезности невразумительных слов во время глоссолалии, но и о прямой опасности от «таких непонятных звуков» 86 . О том, что под даром «иных языков» у коринфян могли проявляться языческие практики, пишут и современные исследователи данного явления. Например, священник Игорь Ефимов считает, что «апостол Павел приравнивает невразумительное экстатическое говорение к языческим беснованиям» 87 . О влиянии на членов коринфской общины христиан их языческого прошлого в отношении понимания ими глоссолалии пишет известный специалист в области сект А.Л. Дворкин 88 . Исходя из анализа святоотеческих творений о духовной жизни, можно предположить, что искажение дара говорения на «иных языках» у некоторых христиан коринфской общины и у современных харизматиков (неопятидесятников) есть следствие опасного состояния – духовного самообольщения, или прелести духовной. Святитель Игнатий (Брянчанинов , † 1867) определяет прелесть как «повреждение естества человеческого ложью. усвоение человеком лжи, принятой им за истину» 89 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. при господстве стиля Бортнянского и позже стиля «Круга церковного пения» Придворной капеллы выделяются такие авторы, как шереметевский крепостной капельмейстер С. А. Дегтярёв (1766-1813) с мастерски написанными, своеобразными и выразительными духовными концертами (они были особенно любимы в Москве) и одаренный романтический композитор А. А. Алябьев (1787-1851), писавший в литургическом жанре совершенно свободно, не стесняясь никакими стилистическими регламентами; правда, его Д. м. исполнялась лишь на окраине империи и начала издаваться только в XX в. К 1-й пол. XIX в. принадлежат и композиции директора Придворной капеллы А. Ф. Львова (1798-1870), нек-рые из них были написаны в чистом «западном», скорее «немецком», нежели «итальянском», стиле, но талантливо и прижились в правосл. церковном обиходе. В течение этого периода постоянно раздавались призывы возвратить церковное пение к его «первоисточнику», к-рый все понимали по-разному, но сходились в одном, что актуальным образцом являются синодальные издания певч. книг в «квадратной» киевской нотации , впервые напечатанные в 1772 г., а затем многократно переиздававшиеся. Эти книги, как полагают совр. исследователи, продолжили, пусть в новой нотации и часто в сокращенной и упрощенной форме, традицию певч. книг Др. Руси. Поскольку в то время, как и в наши дни, одноголосие, представленное в этих книгах, трудно воспринималось и молящимися и исполнителями, вставал вопрос о формах многоголосных переложений, не искажающих распева. Примечательно, однако, что и тогда находились люди, уверенно отдававшие предпочтение знаменному (и вообще распевному) одноголосию, и это были такие просвещенные деятели, как еп. Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867) («Знаменный напев должен оставаться неприкосновенным: неудачное переложение его знатоками музыки доказало эту истину» - Понятие о ереси и расколе//БТ. 1996. Сб. 32. С. 296), кн. В. Ф. Одоевский (1804-1869) («Всякий русский… должен вполне ознакомиться с… пятью нотными книгами синодского издания и петь по ним точно так, как в них напечатано, не позволяя себе ни малейших изменений или отступлений, как неуместных по духовному значению сего дела, так и несообразных с высокою художественностию сих песнопений» - РДМДМ.

http://pravenc.ru/text/180654.html

Так с первым преступлением заповеди сразу вошло в человека начало греха. Грех как болезнь поразил самую природу человека и быстро стал в нем укореняться и развиваться, как червоточина в яблоке. И определил Господь за нарушение заповеди Адаму: со скорбью питаться от земли во все дни жизни, в поте лица есть хлеб, доколе не возвратится в землю, из которой он взят, ибо прах он и в прах возвратится ( Быт.3:16–19 ). Благодать Божия отступила от Адама. Изменились сами свойства человеческой природы, они исказились. «Человек вкушением греха, то есть опытным познанием зла, отравлен. Отрава проникла во все члены тела, во все силы и свойства души: поражены недугом греховным и тело, и сердце, и ум. Пагубно льстя себе и обманывая себя, падшие человеки называют и признают свой разум здравым. Здравым разум был до падения… От греховной заразы все в человеке пришло в расстройство, все действует неправильно, все действует под влиянием лжи и самообольщения», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807–1867) 14 . С Адама природа человеческая изменилась – стала страстной, тленной и смертной. Грех, живущий внутри человека и насилующий его, называется страстью. Адам нарушил закон своего существования и закон жизни, зло проникло в самое начало человека. Человек отныне стал подвержен страстям и страданиям, уязвим всеми земными стихиями. Красота и гармония человека с миром и Богом от создания была нарушена. Семя греха проросло в последующих после Адама людях. Зараженный грехом Адам рождал детей по образу своему ( Быт.5:3 ), то есть по своему образу, поврежденному грехом. После грехопадения образ Божий в Адаме осквернился, уничтожилось подобие. И потомство стало соответствующим оскверненному образу и уничтоженному подобию 15 . «Сколько бы ни искали безгрешного человека – то есть такого, который не заражен греховностью, не подчинен греху… такого человека нет» 16 . Ни один человек ныне не может быть рожденным без пороков – страстности, тления и смертности. Повреждение природы человеческой от рода к роду распространилось на последующие поколения: Кто родится чистым от нечистого? Ни один ( Иов.14:4 ). Первородный грех – это грех наследственный. В силу единства человеческой природы преступлением одного подверглись смерти многие ( Рим.5:15 ). Эта природная поврежденность в каждом конкретном случае становится питательной почвой для грехов личных. Это состояние христианство называет «ветхим человеком» ( Еф.4:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/6/ekonomika-i-...

Один из великих Отцов недавнего прошлого, епископ Игнатий (Брянчанинов, 1867), увидел эту ошибку и посвятил целый том собрания сочинений ее выявлению и изложению истинного Православного учения по этому вопросу (т. 3. Изд. Тузова, СПб., 1886). Критикуя взгляды образцовой римско-католической богословской работы XIX века (аббат Бержье " Богословский словарь " ), епископ Игнатий отводит значительную часть тома (стр. 185-302) борьбе с современной мыслью, основанной на философии Декарта (XVII в.), что все вне царства материи просто принадлежит царству чистого духа. Такая мысль, в сущности, помещает бесконечного Бога на уровень различных конечных духов (Ангелов, бесов, душ умерших). Эта мысль особенно широко распространилась в наше время (хотя придерживающиеся ее и не видят всех ее последствий), и во многом объясняет заблуждения современного мира в отношении " духовных " вещей: большой интерес проявляется ко всему, находящемуся вне материального мира, и в то же время часто почти не проводится различие между Божественным, ангельским, бесовским и просто результатами необычных человеческих возможностей или воображения. Аббат Бержье учил, что Ангелы, бесы и души умерших - чисто духовные существа; следовательно, они не подвержены законам времени и пространства. Мы можем говорить об их форме или движении только метафорически, и " они имеют нужду облекаться в тонкое тело, когда Бог дозволяет им действовать на тела " (еп. Игнатий, т. 3, стр. 193-195). Даже одна хорошо осведомленная во всех других отношениях римско-католическая работа XX века по современному спиритизму повторяет это учение, заявляя, например, что Ангелы и бесы " могут заимствовать требуемый (чтобы стать людям видимыми) материал из более низкой природы, будь она одушевленная или неодушевленная " (Blackmore, Spiritism: Facts and Frauds, стр. 522). Сами спириты и оккультисты подхватили эти идеи современной философии. Один такой апологет сверхъестественного христианства, К.С. Льюис (англичанин), должным образом критикует современное " представление о небе как всего лишь о состоянии ума " ; но все же он, по-видимому, частично подвержен современному мнению, что " тело, его нахождение и движение, а также время ныне для высших сфер духовной жизни представляются несущественными " (К.С. Льюис. Чудеса. The Macmillan Company, Нью-Йорк, 1967, стр. 164-165). Подобные взгляды являются результатом излишнего упрощения духовной реальности под влиянием современного материализма; произошла потеря контакта с подлинным христианским учением и духовным опытом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/905/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Не читай никаких инославных сочинителей... Духа Святаго нет у них ...» 13 мая - день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова) 13.05.2023 1915 Время на чтение 6 минут Ко дню памяти святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807- 30 апреля/13 мая 1867) мы публикуем (в сокращении) одно из его писем к брату, занимающемуся умною молитвою (от 12 октября 1847 г.) Публикация (приближенная к современной орфографии) подготовлена специально для Русской Народной Линии (по изд.: Святитель Игнатий (Брянчанинов). Письма. T.VII - М.:Правило веры , 1993.- С.125-137 [Репринт]) Название - РНЛ. + + + Письмо LXXXVIII К брату, занимающемуся умною молитвою Первое письмо твое от 7 сентября я получил. Уже много было написано в ответ на него в пись­ме моем от 5-го. И потому я положил себе дож­даться ответа и тогда на два твои письма отве­чать вместе - что Бог вложит в мое недостойное сердце Получив твое письмо, я прочитал его; спустя несколько часов прочитал еще раз и, когда серд­це мое отделило шум слов и выражений от голо­са души, взял перо, обмакиваю его, больше, ка­жется, в сердце, чем в чернила, - отвечаю тебе. Знай: Бог управляет миром, у Него нет неправ­ды. Но правда Его отличается от правды челове­ческой. Бог отверг правду человеческую, и она - грех, беззаконие, падение. Бог установил Свою все­святую правду, правду Креста - Ею отверзает нам небо. Ему благоугодно, чтоб мы входили в Цар­ство Небесное многими скорбями. Образ испол­нения этой правды Бог подал Собою: Он, вочело­вечившись единою из поклоняемых Ипостасей Своих, подчинил Себя всем разнородным уничи­жениям и оскорблениям. Святейшее лицо Его подверглось заушениям и заплеваниям, не отвра­тил Он от них лица Своего. Он вменился с безза­конными; в числе их, вместе с ними, осужден на поносную, торговую казнь, предан ей; какими же людьми? - гнуснейшими злодеями и лицемера­ми. Все мы безответны пред этою всевысшею Правдою;- или должны ей последовать, или к нам отнесутся слова: «Иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, - несть Мене достоин» ... «Иже несть со Мною, на Мя есть» (Мф. 10,38; 12,30).

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/12/...

Брат Александра Семеновича, Николай Семенович Брянчанинов (17 сентября 1844 г. — 1915 г.), поступил на юридический факультет Петербургского университета и, когда последний был закрыт по причине происходивших в нем беспорядков, вступил в 1867 г. в службу унтер-офицером в Кавалергардский полк; в следующем году произведен в корнеты; в 1871 г. утвержден членом полкового суда, через два года прикомандирован к Главному штабу для письменных занятий; в 1874 г. назначен чиновником особых поручений VIII класса при начальнике Главного штаба, а в 1876 г. — VII класса; в том же году командирован в Тамбов и Ростов-на-Дону для наблюдения за отправкою по железным дорогам купленных для артиллерии Кавказского военного округа 3100 лошадей; в 1877 г. командирован для наблюдения за сплавом нижних чинов по рекам Каме и Белой, затем в тыл действующей армии в Фратешти и Зимницу заведовать эвакуацией больных и раненых воинов. В 1882 г. причислен к Министерству внутренних дел; в 1885 г. откомандирован в распоряжение Петербургского губернатора; в следующем году избран на должность Великолукского уездного предводителя дворянства; в 1890 г. назначен Псковским вице-губернатором. 16 февраля 1893 г. Высочайшим указом был переведен на должность Рязанского губернатора — до 11 августа 1904 г., когда был назначен присутствующим в Правительствующем Сенате. В 1896 г. 14 мая пожалован в шталмейстеры Высочайшего двора. Награжден многими орденами до Александра Невского включительно; 22 августа 1913 г. награжден знаком отличия за 40 лет беспорочной службы; его последний чин — действительный тайный советник. После кончины его двоюродного брата, Алексея Петровича, в 1907 г. и в 1910 г. — родного брата, Александра Семеновича, умерших без потомства мужского пола, Николай Семенович оставался последним представителем покровской линии рода Брянчаниновых, ответственным за сохранение памяти рода и достойное продолжение его. Именно ему Алексей Петрович передал документы и различные материалы Святителя Игнатия, которые он предоставил Л. Соколову для работы над монографией о жизни и трудах Святителя. Также на нем одном лежала обязанность воспитания троих детей — сыновей Александра и Владимира и дочери Марии, так как овдовел он очень рано. Сохранившиеся фрагменты его переписки с Анатолием Викторовичем Половцовым свидетельствуют, что и к этой своей обязанности он относился очень серьезно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

3. Отделение материалистических фантазий от научной истины    Епископ Игнатий (Брянчанинов) (1807—1867) учит, что для истинной философии сегодня необходимо знать как истинное Христианство, так и истинную науку; без этого не­возможно отличить материалистические фантазии от научной истины. Он пишет:    «Желательно, чтобы кто-либо из православных хрис­тиан, изучив положительные науки, изучил потом осно­вательно подвижничество Православной Церкви, и даро­вал человечеству истинную философию, основанную на точных знаниях, а не на произвольных гипотезах. Мудрец греческий Платон воспрещал упражнения в философии без предварительного изучения математики. Верный взгляд на дело! Без предварительного изучения математики с зиж­дущимися на ней другими науками и без деятельных и благодатных познаний в Христианстве невозможно в наше время изложение правильной философской системы. Многие, признающие себя сведущими в философии, но незнакомые с математикою и естественными науками, встречая в сочинениях материалистов произвольные мечты и гипотезы, никак не могут отличить их от знаний, составляющих собственность науки, никак не могут дать удовлетворительного отзыва и опровержения на самый нелепый бред какого-либо мечтателя, очень часто сами увлекаются этим бредом в заблуждение, признав его до­казанною истиною». 4. Наука как низшая форма знания    Православный христианин не является «противником на­уки». Но он ожидает от науки только такого знания, какое оно в состоянии дать по самой своей сущности — не богословия и не философии жизни. Хотя в наше время интеллектуальной запутанности, когда «наука» достигла такого престижа в массо­вом сознании, что стала синонимом знания, слишком часто по­лучается так, что ученые возлагают на себя обязанности учить тому, к чему сами пришли далеко не научным путем; такие ученые фактически выступают в роли богословов.    Современная наука считает, что «знание» превыше всего, и перед этим престижем Православные верующие застенчиво сту­шевываются, как бы извиняясь за верования в то, что выгладит «ненаучным», укрываясь под защитой благочестия или замыка­ясь в тайниках своего «религиозного чувства», куда научное общество и определило веру сегодня.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

   Телесный метод, какой бы он ни был, останется не более чем средством, подспорьем для некоторых, вовсе не обязательным для всех. Иисусова молитва не становится ущербной, когда ее творят и вовсе не прибегая ни к какому методу. Св. Григорий Палама (1296—1359), хотя и считал применение описанного выше метода богословски оправданным, трактовал его как нечто вторичное и пригодное главным образом для новоначальных. Как и все подвижники-исихасты, он ставил во главу угла не контроль за дыханием, а внутреннее и тайное обращение к Господу Иисусу.    Православные авторы последних ста пятидесяти лет старались не заострять внимание на телесной стороне умного делания. Вот типичный совет, который дает епископ Игнатий (Брянчанинов)(1807—1867):    Советуем возлюбленным братиям не доискиваться открытия в себе этого механизма, если он не откроется сам собою. Многие, захотевшие узнать его опытом, повредили свои легкие и ничего не достигли. Сущность дела состоит в том, чтобы ум соединился с сердцем при молитве, а это совершает Божия благодать " в свое время, определяемое Богом. Упомянутый механизм успешно заменяется неспешным произнесением молитвы, кратким отдыхом после каждой молитвы, тихим и неспешным дыханием, заключением ума в слова молитвы. При посредстве этих пособий мы удобно можем достигнуть внимания в известной степени.    О том, следует ли молиться быстро или медленно, епископ Игнатий пишет:    На неспешное и внимательное произнесение ста молитв потребно времени 30 минут, или около получаса; некоторые подвижники нуждаются и в еще более продолжительном времени. Не произноси молитв спешно, одной немедленно за другою; делай после каждой молитвы краткий отдых, и тем способствуй уму сосредоточиваться. Безостановочное произнесение молитв рассеивает ум. Переводи дыхание с осторожности»; дыши тихо и медленно: этот механизм охраняет от рассеянности    Новоначальным такой ритм иногда кажется слишком медленным, и они молятся несколько быстрее – тратя минут двадцать на сотню молитв. Некоторые же наставники греческой традиции рекомендуют еще более быстрый ритм, утверждая, что так легче сохранить ум собранным.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Таким образом, отобранные произведения служат творческой, биографической и духовной иллюстрацией к жизнеописанию святителя Игнатия, дополняют его. Жизнеописание Святителя было опубликовано в журнале " Альфа и Омега " 3 (25) и 4 (26) за 2000 год). Произведения святителя Игнатия печатаются по собранию сочинений 1905 года, которым пользовалась монахиня Игнатия (неоднократно переиздавалось в последнее время). Исключение составляет незавершенный труд Святителя " Слово о человеке " , впервые напечатанный в " Богословских трудах " в 1989 году (Сб. 29. С. 285-320). В творениях святителя Игнатия написания, за исключением некоторых авторских случаев, приближены к современным нормам. Алексей Беглов Пролог Образ святителя Игнатия Брянчанинова привлекает к себе многих исследователей его жизни и творений. Уже в ближайшие годы после блаженной кончины Святителя появляется жизнеописание, в котором его ученики и последователи дают отчетливую характеристику отдельных этапов его жизни и творчества. Жизнеописание это включено в первый том трудов Святителя, изданных в 1905 году [ 1 ]. " В поисках Живаго Бога " - так назван труд иеромонаха Игнатия о жизни преосвященного епископа-подвижника, опубликованный в 1913 году [ 2 ]. Еще раньше, в 1905 году, иеромонах Илиодор (Труфанов) посвящает свое кандидатское сочинение религиозно-нравственным воззрениям святителя Игнатия [ 3 ], а в 1915 году Леонид Соколов издает большой двухтомный труд, который он именует " Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения " [ 4 ]. Образ святителя Игнатия, его особая, отличная от пути многих подвижников жизнь, привлекают к себе и русских писателей, и в своем произведении " Инженеры-бессребреники " Н. С. Лесков дает трактовку этой особой судьбы русского епископа-аскета [ 5 ]. Кроме того, русские журналы и газеты, начиная с 1867 года (год кончины преосвященного Игнатия) изобилуют статьями и очерками, посвященными личности и трудам Святителя. Наконец, в 1968 году появляется большое магистерское исследование доцента МДА игумена Марка (Лозинского), охватывающее два тома с приложениями в 6 томах, в котором дается анализ творчества епископа Игнатия под углом трактовки Преосвященным духовной жизни мирянина и монаха [ 6 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1219...

Для второй части этой книги монахиня Игнатия отобрала четыре произведения Святителя. Они написаны в разных жанрах и, с одной стороны, демонстрируют разнообразие его писательского таланта, с другой - в них можно найти подробности его жизни, опущенные в жизнеописании. Наконец, эти произведения знаменуют собой последовательные этапы восхождения христианина к Богу: в начале - призывающее посещение Божие, озаряющее душу грешного, но взыскующего Его человека; затем - покаянный плач человека во время оставления его благодатью; наконец - сознательное обретение благодати по прошествии многого времени и трудов. Тогда подвижник получает дар богословия и толкования своих и Божиих путей, как это делает святитель Игнатий в работе " Слово о человеке " . По этому пути прошел и сам Святитель. Таким образом, отобранные произведения служат творческой, биографической и духовной иллюстрацией к жизнеописанию святителя Игнатия, дополняют его. Жизнеописание Святителя было опубликовано в журнале " Альфа и Омега " 3 (25) и 4 (26) за 2000 год). Произведения святителя Игнатия печатаются по собранию сочинений 1905 года, которым пользовалась монахиня Игнатия (неоднократно переиздавалось в последнее время). Исключение составляет незавершенный труд Святителя " Слово о человеке " , впервые напечатанный в " Богословских трудах " в 1989 году (Сб. 29. С. 285-320). В творениях святителя Игнатия написания, за исключением некоторых авторских случаев, приближены к современным нормам. Алексей Беглов Часть I. Святитель Игнатий - Богоносец Российский Жизнеописание святителя Игнатия Брянчанинова (1807-1867) было написано монахиней Игнатией в преддверии прославления Святителя на Юбилейном соборе 1988 года; тогда же ею была написана служба Святителю, ныне вошедшая в богослужебный обиход Русской Церкви и неоднократно издававшаяся. Это жизнеописание, однако, не стало официальным житием новопрославленного святого. Сегодня переизданы многие труды и жизнеописания святителя Игнатия, составлены новые жития. И все же нам кажется, что написанное монахиней Игнатией не устарело. Она сама указывает на отличие своего труда от других " биографий " : она пишет о том, " как святость, осияние Святаго Духа Божия печатлелись " в жизни Святителя. Человек и Бог, судьба и Промысл - вот герои ее книги. Что может быть таинственнее и интимнее? Для того чтобы писать об этом, нужно иметь мужество и опыт собственной жизни под водительством Промысла.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1219...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010