Сделавшись профессором Консерватории, о. Разумовский с сугубым рвением занялся собиранием исторических материалов по церковному пению и разъяснением тёмных вопросов его истории. В 1867 г. он уже приступает к печатанию своего капитального исследования: „Церковное пение в России. Опыт историко-технического изложения“, М. 1867–1869 г., которое его сразу выдвинуло и сделало известным, как замечательного учёного. Результатами своих наблюдений о. Разумовский часто делился с другими посредством рефератов, читанных им в разных обществах и публичных лекций. 2022 —297— Он принимал также самое деятельное участие в исправлении богослужебных нотных книг, которые печатались в Синодальной типографии (Триоди постная и цветная и учебный обиход), наблюдал за их печатанием, участвовал в комитете по рассмотрению программ церковного пения в духовно-учебных заведениях, редактировал „Круг древнего церковного пения знам. распева“ (изд. Императорского Общества древней письменности), к которому он приложил своё исследование о знаменном распеве, и в то же время, будучи уже протоиереем, не переставал рыться в архивах, собирать материалы и печатать исследования по избранной им специальности. Так, в 1868 г. им напечатано было интересное сочинение: „Патриаршие певчие диаки и поддиаки“ (Археол. Вести. 1868 г.), а значительно позднее: „Государевы певчие диаки“ (Полярн. Звезда 1881 г.) и разбор рукописного сочинения 3. Дурова: „Опыт исторической музыки в России“ (Отчёт о 27 присуждении наград гр. Уварова, СПб. 1885 г.). В 1886 г. протоиерей Д. В. Разумовский выпустил в свет новую книгу: „Богослужебное пение православно-русской церкви“, представляющее отчасти сокращение, а отчасти переработку, в целях учебных, его главного труда: „Церковное пение в России“. Наконец, незадолго до своей смерти, последовавшей 2-го января 1889 г., он выступил на выставке Общества поощрения трудолюбия с публичной лекцией: „О церковном пении“, которая была его, так сказать, лебединой песнью. Здесь о. Протоиерей Д.В. Разумовский перед многочисленной публикой подвергнул анализу существующие распевы, указал на недостатки различных распевов местных и постарался выяснить основы церковного пения, причём настойчиво проводил мысль о необходимости исполнения церковных песнопений по нотным книгам. Свою лекцию о. Протоиерей иллюстрировал хоровым исполнением целого ряда церковных песнопений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

76. Заявление алтайских миссионеров к покровителям и членам-ревнителям Миссионерского общества//Домашняя Беседа. 1867. Вып. 31. С. 793–796. 77. Знаменский П. В. Несколько материалов для истории Алтайской миссии и участия в ее делах Н.И. Ильминского //Православный Собеседник. 1901. Октябрь. С. 449–488. 78. Игнатий (Брянчанинов) , епископ. Сочинения. М., 1993. Т. 1–7. 79. Из духовного наследия алтайских миссионеров: Сборник/Сост. протоиерей Б. И. Пивоваров. Новосибирск, 1998. 80. [Преосвященный Владимир (Петров), архиепископ Казанский и Свияжский.] Из письма старого, бывшего миссионера-инока к молодому миссионеру-иноку//Православный Благовестник. 1893. 6. С. 3–12. 81. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1867 год. СПб., 1868. 82. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1868 год. СПб., 1869. 83. Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1869 год. СПб., 1870. 84. Извлечение из писем покойного архимандрита Макария, бывшего начальника Алтайской духовной миссии//Душеполезное Чтение. 1860. Ч. 2, V. С. 97–132. 85. Извлечения из писем миссионера, протоиерея Стефана Ландышева//Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года/Сост. А.С. Стурдза. М., 1857. С. 167–199. 86. Извлечения из путевых записок миссионера, архимандрита Макария//Памятник трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 года/Сост. А.С. Стурдза. М., 1857. С. 87–167. 87. Илиодор, архимандрит. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре): Автограф. – 1873. – НИОР РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93. 88. Ильминский Н.И. О церковном богослужении на инородческих языках. Казань, 1883. 89. Иннокентий (Ястребов). Замечательные случаи проявления Промысла Божия на Алтае, бывшие со времени основания Алтайской миссии до настоящих дней. Томск, 1912.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Преосвященный говорит, что он уступил своей всегдашней любви к созерцательной жизни и что состояние здоровья помогло решиться. Вид его показывает менее здоровья, нежели прежде. И он в Москве должен был употребить некоторое краткое лечение» 13 . Это было последнее свидание двух святителей в земной жизни. Но Преосвященный Игнатий всегда сохранял благоговейную память о старце Митрополите. «В бытность твою в Москве, – писал он брату 14 июня 1862 г., – тебе не мешает побывать у Митрополита и у Викария и принять благословение их, как у Святителей». А Преосвященному Леониду – 3 января 1863 г.: «С особенным утешением прочитал и описание отношений Государя Императора и Государыни Императрицы к Высокопреосвященнейшему Митрополиту. Это добро есть добро общественное. Бог соединил Царей и Иереев для блага человечества, странствующего на земле, поручив первым устроять временное благоденствие общества человеческого, а вторым приготовлять это общество к переселению в вечность и к блаженству в вечности. Представители обоих служений должны находиться в единодушии, как призванные к этому единодушию Самим Богом, и из благочестивого единодушия своего действовать» 14 . Наступил 1867 год. В августе намечалось празднование пятидесятилетия святительского служения Митрополита Филарета. По совещании с Преосвященным Леонидом, который руководил Комиссией по подготовке празднования, архимандрит Пимен (Угрешский) отправил письмо святителю Игнатию, в котором спрашивал, не пожелает ли он принять участие в работе Комиссии. 24 апреля 1867 г. Преосвященный Игнатий отвечал: «Равным образом очень благодарен тебе за уведомление, что 5-го августа сего года совершится пятьдесят лет служения его Высокопреосвященства, Митрополита Филарета, в сане епископа. Весьма желательно, чтоб адрес его Высокопреосвященству от общежительных монастырей был выполнен удовлетворительно. Самое дело показывает, что составление адреса должно быть поручено лицу: 1) знающему монашескую жизнь; 2) знающему действия Митрополита в пользу вообще монашества по Синоду; 3) знающему действия Митрополита по Московской Епархии; 4) знающему его частные действия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Иеромонах Иувиан (Красноперов), ставший по призванию «валаамским летописцем», сообщал в «меморандуме», открывавшем папку с сохраненными письмами, следующее: «В виду исключительного интереса и значения писем святителя Игнатия Брянчанинова к настоятелю Валаамского монастыря, игумену Дамаскину, которого он воззвал к управлению сей обителью, хранившихся в архиве монастырской канцелярии, вместе с письмами других лиц, письма эти в 1920 году мною были извлечены из пачки писем за 1838–1867 годы и выделены затем в особую нарочитую папку. Всего было собрано писем святителя Игнатия – 54. Затем со всех этих писем сняли копии и сосредоточили в особом деле за 32–1920. В этом деле сосредоточено также описание всех духовных и материальных благодеяний, оказанных приснопамятным Святителем Игнатием Валаамской обители. Таким образом составился большой фолиант, в несколько десятков страниц, напечатанных на машине и написанном в двух экземплярах, из коих один хранился в архиве, а другой – в канцелярии. Все это сделано из чувства благоговения и глубочайшего уважения к Преосвященному автору названных писем, – этой красы Русского православного иночества, деятельного учителя монашествующих не только в своих аскетически-богословских сочинениях, но и во всей его жизни, представлявшего дивную картину самоотвержения, доблестного служения долгу, борьбы со страстями, скорбями, болезнями и клеветами, не щадившими и этого Божиего избранника, – картину жизни строго иноческой, аскетической, истинно преподобнической. “Письма святителя Игнатия Брянчанинова к настоятелю Валаамского монастыря, о. игумену Дамаскину, за 1838–1867 годы” 32–1920 года, – так назывался этот исторический для нашей обители фолиант, утраченный в его двух экземплярах при эвакуации монастыря» 10 . По условиям мирного договора от 12 марта 1940 года между Советским Союзом и Финляндией на отвод войск, вывоз имущества и сдачу территорий отводилось не более десяти дней, а для Валаама этот срок составлял три дня. Предстояло эвакуировать множество предметов церковной утвари, библиотеку, архив, весь монастырский провиант, рухлядный товар, лошадей и коров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Затем остается мне просить у читателей снисхождения к моему скудоумию и молитв об убогой душе моей». Группа Вконтакте Facebook группа Аскетические опыты, том 1 Творения святителя Игнатия Брянчанинова (1807–1867) духовная сокровищница Русской Православной Церкви, любимое чтение благочестивых людей. За великие труды на Божией ниве Христовой этот знаменитый подвижник и писатель-аскет по праву назван Игнатием — Новым Богоносцем. Издательство «Паломникъ» взяло на себя ответственную инициативу по выпуску Полного собрания творений святителя Игнатия, в котором впервые с исчерпывающей полнотой будет представлено творческое наследие великого служителя Церкви и даровитейшего духовного писателя. В разделе «Приложение» читатели впервые познакомятся с новыми текстами творений Святителя, с архивными документами, значительно дополняющими его жизнеописания, а также с большим числом неопубликованных писем Преосвященного к разным лицам, весьма важных и поучительных. Будут представлены здесь также ценные воспоминания современников о святителе Игнатии, в которых живо представлен образ этого смиренного и деятельного наставника монашествующих и всех православных. Все издание рассчитано на семь крупных томов. Срок их выпуска в свет — ближайшие два года. ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ТВОРЕНИЙ святителя ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА Том I Издательство «Паломникъ» благодарит игумена Андроника (Трубачева), игумена Василия (Донец) и А. М. Любомудрова за разыскания и подготовку материалов для настоящего издания Творения святителя Игнатия Брянчанинова (1807–1867) духовная сокровищница Русской Православной Церкви, любимое чтение благочестивых людей. За великие труды на Божией ниве Христовой этот знаменитый подвижник и писатель-аскет по праву назван Игнатием — Новым Богоносцем. Издательство «Паломникъ» взяло на себя ответственную инициативу по выпуску Полного собрания творений святителя Игнатия, в котором впервые с исчерпывающей полнотой будет представлено творческое наследие великого служителя Церкви и даровитейшего духовного писателя. В разделе «Приложение» читатели впервые познакомятся с новыми текстами творений Святителя, с архивными документами, значительно дополняющими его жизнеописания, а также с большим числом неопубликованных писем Преосвященного к разным лицам, весьма важных и поучительных. Будут представлены здесь также ценные воспоминания современников о святителе Игнатии, в которых живо представлен образ этого смиренного и деятельного наставника монашествующих и всех православных. Все издание рассчитано на семь крупных томов. Срок их выпуска в свет — ближайшие два года.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Земля – преддверие ада с первоначальными казнями для преступных. Спаситель соделал ее преддверием рая». Святитель Игнатий (Брянчанинов)   Александр Каплин   03:17 02.07.2020 940 Время на чтение 8 минут Ниже мы публикуем одно из писем к мирянам святителя Игнатия (Брянчанинова) (1807-1867). Публикацию, специально для Русской Народной Линии (по изд.: Игнатий (Брянчанинов), епископ. Сочинения. - 2-е изд., испр. и доп. - Т. 4. Аскетическая проповедь и письма к мирянам. - СПб.: Изд. И.Л. Тузова, 1886.- С.488-494. (Репринт)), подготовил профессор А. Д. Каплин. Название - составителя (в издании 1886 г. письмо помещено под номером 30). + + + Письма к мирянам 30. Ты сомневаешься в существовании ада и вечных мук? – повторяшь нынешнее модное возражение: “это не сообразно с милосердием такого благаго существа, как Бог”.

http://ruskline.ru/analitika/2020/07/02/...

39. С. 1031-1035; Вып. 41. С. 1074-1077; Вып. 42. С. 1103-1108; Вып. 43. С. 1134-1136; Вып. 44. С. 1166-1170; Вып. 47. С. 1274-1277; Вып. 48. С. 1306-1308; Вып. 49. С. 1334-1339; Вып. 50. С. 1356-1359; Вып. 51, 52), многочисленные заметки об Алтайской миссии с 1860 г. и др.), внешней миссии, особенно в Японии (1867-1877). Значительное число публикаций было посвящено церковной и культурной жизни Киева, малороссийских губерний и укр. диаспоры (напр., воспоминания Аскоченского о Т. Г. Шевченко (1861. Вып. 33. С. 645-651)), печатались тексты на укр. языке (напр., «Беседа» свящ. Н. Инфимовского (1860. Вып. 33)). Ряд материалов был посвящен евреям (многочисленные статьи и очерки А. А. Алексеева (Н. Вульфа), постоянно печатавшегося в журнале; «Жизнь и приключения бывшего еврея, а ныне православного христианина» В. Мельникова (1876. Вып. 23. С. 583-590; Вып. 24. С. 608-613; Вып. 25. С. 636-639; Вып. 26. С. 661-666; Вып. 27. С. 678-683; Вып. 31. С. 778-782; Вып. 32. С. 798-801) и др.). Нек-рые статьи до сих пор сохраняют этнографический интерес (напр., «Народные верования в праздник Пасхи» И. Калинского (1877. Вып. 14)). Также следует выделить записки о международной политике и жизни зарубежного славянства (особенно на Балканах и в Галиции). В 1876-1877 гг. помещались подробные репортажи об освободительном движении балканских славян и о русско-тур. войне. Немало места уделялось Римско-католической Церкви, особенно ее отношению к России и славянству («Новейшие отступники от Православия» (1859. Вып. 9), «Джунковский Степан Степанович и его энциклика» (1866. Вып. 41-49), «Истинные вселенские соборы в сопоставлении с нынешним мнимо-вселенским собором в Риме» К. Д. Думитрашко (1870. Вып. 17. С. 511-515; Вып. 18. С. 535-537; Вып. 19. С. 555-556; Вып. 20. С. 579-582; Вып. 21. С. 599-602)). В 1862-1867 гг. в «Д. б.» печатался Кавказский еп. св. Игнатий (Брянчанинов) . Большая часть его трудов публиковалась анонимно, в т. ч. отрывок из «Слова о смерти» (1862. Вып. 52. С. 549-552), «Отзыв на рецензию сочинений преосвященного Игнатия, сделанную свящ.

http://pravenc.ru/text/178795.html

Указом С.-Петерб. дух. Консистории, от 12 февраля 1852 года, за 651–во исполнение определения Свят. Синода постановлено п. 2.–Описание девяти епархаальных монастырей–семи мужских и двух женских поручить благочинному монастырей Архимандриту Игнатию при помощи Зеленецкого Архимандрита Иннокентия: п. 3. Сведения о святых Угодниках, почивающих в монастырях или других местах, с приложением полных списков их житий, или записей о них из летописцев монастырских, церковных и других поручить по монастырям благочинному монастырей Архимандриту Игнатию. 315 Указ С.-Петербургской дух. Консистории на имя Архимандрита Игнатия, от 28 мая 1852. года, за 2766. Сдавая дела благочиния Архимандриту Иннокентию, Архимандрит Игнатий составил для него ведомость дел, не решенных по благочинию, с обозначением причин, по которым они не решены, для наблюдения за точным и неопустительным исполнением со стороны настоятелей. 316 Из Архива первоклассной Сергиевской пустыни Дело, по описи 1856 года 36 Об увольнении о. Архимандрита Игнатия в отпуск в Орловскую и Калужскую епархию на шесть недель для поправления здоровья. Прошение Архимандрита Игнатия на имя Митрополита Никанора от 7 мая 1856 года. Рапорт его в Консисторию от 2 июля 1856 г., за 180–о явке из отпуска и вступление в отправление своих обязанностей. 321 Письмо Архимандрита Игнатия к К. П. Брюллову (из бумаг сенатора Н. С. Брянчанинова). В 1900 году письмо это было напечатано в журнале «Русская старина» (Сентябрь). 323 В. Аскоченский. Преосвящ. Игнатий (Брянч.), Еп. Кавказский. (Домашняя беседа за 1867 г., стр. 690–691). 325 В. Аскоченский. Преосв. Игнатий (Брянч.), Еп. Кавказский. (Домашняя беседа за 1867 г., стр. 692). 327 Письма Еп. Игнатия, помещенные при жизнеописании его, составленном его учениками, стр. 16–17. 329 Указ Свят. Синода, от 21 окт. 1857 г., за 10157; Указ С.-Петерб. Духовной Консистории на имя наместника Троице-Сергиевой пустыни иеромонаха Игнатия, от 29 окт. 1857 г., за 6129; Указ Свят. Синода на имя Архимандрита Игнатия от 21 окт. 1857 г., за 10158.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Игнатий в своей статье «Плачь мой» уже в 1847-м году. 51 Первая на Руси Инженерная школа, открытая Петром Великим в Москве в 1712 году, через 11 лет (в 1723 г.) была переведена в Спб. и соединена с Петербургской Инженерной школой (учрежденной в 1719 г.). В 1728 году Инженерная школа, по мысли Миниха, была соединена с Артиллерийской, а в 1804 году, по предложению генерала Сухтелена, инженерная часть была опять отделена от артиллерийской, и учреждена школа инженеров-кондукторов, на 25 человек, которая с 1810-го года стала называться Инженерным училищем. В 1817 году генерал-инспектором инженерной части был назначен Великий Князь Николай Павлович, и 24 ноября 1819 года по его настоянию было открыто главное Инженерное училище, которое разделялось на два разделения: кондукторское–трехклассное и офицерское–двухклассное. Окончившие кондукторские классы переходили в классы офицерские, где и продолжали Свое образование. В 1855 году главное Инженерное училище было переименовано в Николаевское Инженерное училище, а офицерские классы–в Николаевскую Инженерную академию. (Большая энциклопедия. Издатели: библиографический институт Мейера в Лейпциге и Вене и книгоиздательское товарищество «Просвещение» в Спб. Том 10, стр. 121). 55 К концу 1823 года, с переводом в верхний кондукт. класс, Брянчанинов был назначен фельдфебелем кондукторской роты; в следующем году был переведен из юнкерских классов в нижний офицерский класс и произведен в инженер-прапорщики (13 декабря 1824 года). 60 В. Аскоченский, Преосвященный Игнатий (Брянч.), Епископ Кавказский (Домашняя беседа за 1867 год, стр 660) 71 В. Аскоченский, Преосвященный Игнатий (Брянч.), Епископ Кавказский (Домашняя беседа за 1867 год, стр 656). 78 Сочинения Лескова, т. IV, стр. 54–55. Мы не можем, конечно, утверждать о безусловной подлинности приведенного разговора. Но что рассуждения на подобную тему могли быть и, наверное, весьма часто бывали между товарищами, решившимися оставить суетный мир для служения Единому Господу; что такие рассуждения вполне соответствовали внутреннему настроению молодого Брянчанинова – в этом не может быть никакого сомнения для человека, хотя отчасти знакомого с его добродетельной жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Отрывки из 2-х писем от 11 авг. и 16 дек. 1864 г. к игум. Антонию (Бочкову). 416. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова)//Рус. инок. — 1912. — С. 17–20. Отрывки из 4-х писем от 1 февр. 1844 г.; 17 февр. 1865 г.; 31 марта 1866 г.; 30 марта 1867 г., без указания адресатов. 417. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова)/Сообщ. М. А. Новоселов//Голос церкви. — 1912. — С. 72–79; С. 62–66. 12 писем (1844–1867 гг.) без указания адресатов, в т. ч. 6 писем к мон. Вирсавии. 418. Изречения епископа Игнатия (Брянчанинова), извлеченные из писем его к монахам/Публ. иеромон. Игнатия Садковского//Богосл. вестн. — 1913. — Απρ. — С. 703–723. Отд. отт.: Сергиев Посад, 1913. 419. Иноческие письма (епископа Игнатия Брянчанинова)/Сообщ. Игнатий (Садковский)//Рус. инок. — 1913. — С. 977–981; С. 1041–1046; С. 1107–1111; С. 1178–1192; С. 1293–1296; С. 1355–1359; С. 1420–1425; С. 1483–1486; 1914. — С. 10–17; С. 76–78; С. 137–139; С. 201–203; С. 270–274; С. 331–333; С. 464–466; С. 526–529; С. 984–989; С. 1045–1050; С. 1240–1247; 1915. — С. 40–44; С. 63–67; С. 121–124; С. 184–189; С. 251–255; С. 379–382; С. 448–450; С. 527–530; С. 573–585; С. 637–644; — С. 787–797; С. 906–920; С. 968–973; С. 1031–1032; С. 1097–1103. 92 письма, в основном, без указания дат и адресатов, ряд писем к мон. Досифее (1848–1851 гг.). 420. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам/Сообщ. иеромон. Игнатий (Садковский)//Богосл. вестн. — 1913. — Июнь. — С. 195–226; Июль/Авг. — С. 488–519; Сент. — С. 1–32; Οκτ. — С. 221–249; Нояб. — С. 437–475. 92 письма (1842–1864 гг.), в т. ч. 6 писем к мон. Александре (Васильевой А. В.). 421. Письма епископа Игнатия (Брянчанинова) к разным лицам/Публ. М. А. Новоселова//Богосл. вестн. — 1914. — Янв. — С. 5–12; Февр. — С. 238–253; Март. — С. 429–449; Апр. — С. 633–649. — Содерж.: Письма: Отцу А. С. Брянчанинову от 4 нояб. 1835 г.; Сестре Марии писем] от 27 апр. 1840 г. — 2 мая 1850 г.; 1 письмо к брату Николаю Петровичу от 27 апр. б. г.; 58 писем иеромон. Варфоломею (от 12 июня 1829 — 23 апр. 1862 г.) — первые два письма подписаны: послушник Дмитрий Брянчанинов, Михаил Чихачев). 1 письмо к NN от 3 февр. 1859 г.: (Отр.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010