Степень смирения, которая неразрывно связана с любовью. Она предложена, вот, как у Христа — Распятие. Ты сам решаешь, до какой степени ты это выполняешь. И любовь — это же тоже любовь. Сын Человеческий пришел не чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу. И Он умывает ноги. Понимаете, это… мне кажется, что если самое главное, что мы знаем о Боге, это то, что Бог есть Любовь, то, конечно, путь к Нему бесконечен, и он бесконечен здесь, и он бесконечен после смерти в Его Царствие — он тоже бесконечен. И это значит, что святитель Николай, который там уже 16 веков, он очень сильно отличается от святителя Николая, который когда-то почил, понимаете. И он может… если мы туда попадем, мы сможем у него спросить об этом, понимаете. И это тоже очень важно. И это тоже Бог будет нами. Когда апостол Павел говорит «Мы познаем так, как мы познаны», это же какая дерзость, да? Как Бог знает меня, я узнáю его. Это вот, может быть, это тоже о том, что этот путь будет бесконечен. Поэтому я, при всем уважении к господину Ужанкову  и любви к нему, я, естественно, свое мнение… Да. Там Александр Николаевич очень интересно говорил. Он говорил о том, что вот, есть девятнадцать заповедей, и святые — это те, кто их исполнили. Ну, там с какими-то вариациями, но в принципе… Ну, по крайней мере, так говорит нам древнерусская литература, если я правильно понял Александра Николаевича. Тут, знаете, всегда опасно говорить в отсутствии человека. Но это и не так важно. Мне просто эта мысль Аверинцева тоже показалась очень такой, действительно, очень точной. Они друг другу не противоречат. Ну, в каком-то смысле, да. Понимаете, потому что если это путь, то исполнение заповедей – это шествие по этому пути. Да. Поэтому мы говорим о святителе Николае том же в кондаке: «Заповеди Христовы исполнил еси». Да. То есть исполнил, потому что ты шел этим путем. А вот вы как-то сказали или, может быть, не раз об этом говорили очень здорово, о том, что Пасхи в жизни человека должно становиться всё больше. При этом чем больше человек себя узнаёт, тем больше он в себе разочаровывается.

http://foma.ru/mne-ochen-vazhno-chelovek...

Таким Он пройдет чрез века и народы. – «Отчего одеяние Твое красно и ризы у тебя – как у топтавшего в точиле?» – «Я топтал точило один. Я топтал народы во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое» ( Исаии гл. LXIII, 2–3). «Над всем полем, – описывает Л. Толстой в „Войне и мире“ конец Бородинского сражения, – стояла мгла сырости и дыма, и пахло странною кислотой селитры и крови. Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, на изнуренных и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: „Довольно, довольно, люди. Перестаньте… Опомнитесь… Что вы делаете?“ – Измученным, без пищи и без отдыха, людям той и другой стороны начинало одинаково приходить сомнение о том, следует ли им еще истреблять друг друга, и на всех лицах было заметно колебание, и в каждой душе одинаково подымался вопрос: „Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите; делайте, что хотите, а я не хочу больше!“ Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить все и побежать, куда попало. – Но хотя уже к концу сражения люди чувствовали весь ужас поступка, хотя они рады бы были перестать, какая-то непонятная таинственная сила еще продолжала руководить ими , и запотелые, в порохе и крови, оставшиеся по одному на три, артиллеристы, хотя и спотыкаясь и задыхаясь от усталости, приносили заряды, заряжали, наводили, прикладывали фитили; и ядра так же быстро и жестоко перелетали с обоих сторон и расплющивали человеческое тело, и продолжало совершаться то страшное дело, которое совершается не по воле людей, а по воле Того, Кто руководит людьми и мирами ». Люди, которые истребляют друг друга, как «стравленные пауки», не знают, для кого они это делают: дядя Ерошка, который знает зверя, знает также, что они это делают для Того, Кто «руководит людьми» и смотрит на них сверху. Это – Зверь, который «умней человека», – который ловит ловца своего. Как от старого язычника, дяди Ерошки, пахнет от этого Бога вином и кровью, «кислотой крови», кислотой живых человеческих гроздий, растоптанных в страшном точиле. – Отчего ризы Твои красны? – Оттого, что Я топтал народы, и кровь их брызгала и запятнала ризы Мои. Невидимая рука водила им, – говорит Л. Толстой о Наполеоне. – Распорядитель, окончив драму и раздев актера, показал его нам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

Это было ужасным  испытанием для нее. Слава Богу, что это не отвратило ее от Церкви. — То есть священник в таких случаях по сути злоупотребляет своей властью? — Часто  священник просто не понимает природу власти, которую дает сан. Природа власти священника уподобляется Христовой власти. А власть Христа – умирать на кресте за людей. Эта власть исчерпывающе объяснена Им на Тайной вечере, когда Господь, как раб (потому что  только рабы умывали ноги гостям), умыл ноги своим ученикам. Вспомним  реакцию святых апостолов. Они были категорически против. Их можно понять. Им было страшно. Это не должно было случиться, не мог их Учитель умывать им ноги. Но Он настоял и потом пояснил: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.  Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». (Ин. 13:14-15). Это вот как раз – о власти священника. Апостолы были так против еще и потому, что предыдущее руководство той общиной Христос осуществлял совершенно по-другому. Во-первых, Он безоговорочно ими руководил, Он с ними не советовался. Он не выслушивал их мнения. Он был для них Учителем безусловно. И, более того, Он был с ними очень строг. Он не потакал их ошибкам, страстям. И достаточно вспомнить слова, которые Он говорит апостолу Петру: «Отойди от Меня, сатана!» (Мф.,16:23). Может быть, это самые резкие из слов в Евангелии. Он обращается к преданнейшему, старшему из Своих учеников. Вот эта модель поведения между учителем и учениками была полностью сломана Христом на Тайной вечери умыванием ног. Священник по отношению к прихожанам должен руководствоваться и тем, и другим. И умывание ног — как принцип служения прихожанам должен реализовывать всегда. А вот уважение к себе, как к учителю, священник должен заслужить и заработать. Настаивать на нем он не имеет права. Когда священник “тыкает” пожилой прихожанке — Случается, что священник обращается на «ты» к человеку, старше его чуть ли не в два раза… — Когда молодой священник, вчера кончивший семинарию, “тыкает” пожилой прихожанке, которая годится ему в бабушки и называет ее на «ты», указывает ей на ее обычно мнимые грехи, мне жалко, что рядом нет его отца, который бы его хорошенько выпорол. Потому, что человек, который не научился быть просто вежливым, не может быть иереем Божьим. Это недопустимо, просто мерзко. Другого слова я найти не могу.

http://pravmir.ru/protoierey-fedor-borod...

Это последнее пророчество есть одна из тех частей Св. Писания, в которых наипаче открывается его целость и единство, ибо заключая собой историю Патриархов, оно служит вместе приготовлением к дальнейшей истории Еврейского народа и показывает союз Церкви ветхого завета с новозаветной, чаянием Мессии. Изрекши каждому свое благословение, старец заповедал еще сыновьям своим, чтобы отходящего к предкам погребли подле них, в пещере Хевронской, там, где похоронили Авраама и Сарру, Исаака и Ревекку, там, где сам он похоронил Лию, и после сего завещания Иаков, простершись на одре своем, испустил дух. Иосиф пал на лицо отца своего и плакал над ним; он велел рабам своим приготовить к погребению тело родителя, по обычаю Египетскому, и чрез семьдесят дней плача, испросил у Фараона дозволение идти погребсти отца, по данной ему клятве, в земле Ханаанской. С ним пошел весь дом Фараонов и старейшины земли Египетской, и все братья, кроме малых детей, всадники и колесницы. За Иорданом совершили они великий плач, в течении семи дней, и название плача осталось месту сему; в пещере Авраамовой погребли дети Иакова отца своего и возвратились в Египет. Но братья Иосифовы опасаясь, чтобы по смерти родителя не захотел он отмстить за прежнее зло, послали сказать ему, что умирающий отец велел просить его, еще однажды, о прощении братьев. Заплакал Иосиф, и сказал братьям, припадшим к ногам его: «не бойтесь, я Божий; вы помышляли против меня злое, но Бог все обратил ко благу, чтобы сохранить жизнь великому множеству людей; и так не бойтесь, я буду питать вас и детей ваших.» Иосиф остался в Египте, с домом отца своего, и видел детей и внуков своих до третьего рода; умирая же предсказал братьям, что Бог посетит их и изведет в землю, обещанную отцам, Аврааму, Исааку и Иакову; он умолял их вынести тогда с собой кости его из Египта, укрепив клятвой сие завещание. Ста десяти лет скончался Патриарх и, до времени, положили его в Египте. Читать далее Источник: Священная история/[А.Н. Муравьёв]. - Санкт-Петербург : тип. А. Бородина и К°, 1842. - IV, 516 с. (Авт. установлен по изд.: Межов. Систематический каталог русским книгам... с 1825 вплоть до 1869 года... 87). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Матушка Людмила Бородина: Теории семейной жизни не было Людмила Бородина — супруга протоиерея Федора Бородина, настоятеля храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке, мама семерых детей, шесть из которых — мальчики. Как всё успеть? Как вырастить детей настоящими людьми? Есть ли при таком образе жизни время на себя и свои личные интересы? 31 октября, 2013 Людмила Бородина — супруга протоиерея Федора Бородина, настоятеля храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке, мама семерых детей, шесть из которых — мальчики. Как всё успеть? Как вырастить детей настоящими людьми? Есть ли при таком образе жизни время на себя и свои личные интересы? Людмила Бородина — супруга протоиерея Федора Бородина, настоятеля храма святых бессребреников Косьмы и Дамиана на Маросейке, мама семерых детей, шесть из которых — мальчики. Как всё успеть? Как вырастить детей настоящими людьми? Есть ли при таком образе жизни время на себя и свои личные интересы? Людмила Бородина Калитку нам с Анной Гальпериной открыл отец Федор. Он сказал четырехлетнему Феде: «Проводи гостей в дом». Серьезный Федор-младший чинно повел нас, показывая хозяйским жестом: «А вот это качели», «а вот здесь мы играем». Пока я беседовала с матушкой в саду — о том, как познакомилась со своим мужем, как справляется со всеми детьми и с бытом, отец Федор накормил детей обедом и уложил младших спать. Дети: — Матушка, в семье вашего детства говорилось о вере? — Нет, эта тема не поднималась, ее даже боялись, как отзвука прошлой жизни. Шесть человек в нашей семье было репрессировано. В раннем детстве я была на попечении прабабушки (1902 года рождения), комсомолки первого созыва, затем идейной коммунистки. Ее даже из партии три раза исключали за соц-происхождение, но она восстанавливалась и продолжала верить в светлое будущее коммунизма. Ее отец, мой прапрадед, отрекся от дочери за то, что она (единственная из трех сестер-погодок) стала комсомолкой, приняла новую власть. Простил ее перед самой своей смертью, когда увидел новорожденную внучку, мою бабушку. Человеком он был честным, верным до конца присяге. В имении его был храм, при котором жили монахини. Бабушкина сестра рассказывала мне, что он кончину свою предсказал…

http://pravmir.ru/matushka-lyudmila-boro...

Подпишитесь на наш Телеграм Александр Бородин (1833–1887) 190 лет назад родился Александр Порфирьевич Бородин . Его не просто так называют русским Леонардо. Ученый с мировым именем, открытия которого в органической химии актуальны до сих пор, композитор-новатор, общественный деятель, основоположник женского высшего образования в России. Потомок древнего имеретинского рода. Рассеянный гений, обнимавший своей позитивной энергией всех, кто был рядом. О его творчестве и жизни рассказывает музыковед, научный сотрудник Российского института истории искусств Георгий Ковалевский. Человек, обогнавший свое время Бородин обогнал свое время — в музыке так уж точно. Ключ к его творчеству — синтез, поиск нового через комбинацию уже известного. Бородин подходил к написанию своих произведений как исследователь. Запускал одну гармонию, потом добавлял другую. Как будто соединял разные химические элементы, а потом смотрел, что из этого получается. Перепрыгивая через существующие формальности в виде тональности, лада, доминанты. Медико-хирургическая академия в Санкт-Петербурге, где учился А. П. Бородин Если в химии он исследовал синтез разных химических соединений, то в музыке искал точки синтеза Востока и Запада. И это делает Бородина современным, близким нам. И очень русским, потому что Россия находится между Европой и Азией и тяготеет в обе стороны. Иногда побеждает один вектор, иногда другой. Бородин хорошо чувствовал и знал не сусальную историю Руси, которую преподносили в гимназических учебниках, изображая русских князей всех на одно лицо — русоволосыми бородатыми богатырями. А ее настоящую историю — ту, которую можно увидеть на фресках Владимирских соборов, где изображены самые разные лица: тюркские, персидские, финно-угорские. Лицо Востока. Опера «Князь Игорь» Начало арии князя Игоря «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Клавир Такими Бородин показал своих героев в опере «Князь Игорь» . Они обладают сложным характером, отличающимся от характера западных королей и восточных правителей. Наши князья умеют договариваться и с теми, и с другими.

http://blog.predanie.ru/article/mistika-...

Мощной религиозной волной был подхвачен и Илья Бородин, стал постоянным посетителем храма. Во время богослужений вставал в правый хор, стремясь научиться петь. В 1947 году в составе группы молодых людей он идет в Москву для поступления в духовную семинарию, но ввиду слабых знаний по конкурсу не проходит. Вернулся в г[ород] Оренбург, где-то принял тайный постриг в монашество под именем Германа, стал послушником архиепископа Мануила. В 1949 году епископ Борис направляет его в открывшуюся Саратовскую духовную семинарию. В ней полностью проявляется неуравновешенность натуры И. Бородина. Вместо учебы он предался различным «подвигам». Спит просто на поленьях дров, под голову также кладет поленья. Ночью встает и читает акафисты, предварительно поставив на дверях и окнах кресты мелом. В итоге в классах можно был видеть такие сценки: Бородин! К доске, отвечайте!.. Вы же ничего не знаете... Почему не подготовились? — Я ночью молился. Читал акафисты,— лепечет Бородин. — Ну вот за то, что вы ночью читали акафисты, а не готовились, я ставлю вам двойку. Ректор семинарии сделал И. Бородину замечание за его «дровяные подвиги». На святках студенты разъехались, он остался. В первую же ночь он взял пять матрацев, постлал на свою кровать и стал спать на ней.— Что вы это делаете? — вновь спросил его ректор.— Учусь послушанию. Вы же сказали, что не нужно спать на жестком.— последовал ответ Ильи... —Илья, что это ты блажишь, прикидываешься дурачком? — спрашивают его сотоварищи по классу.— С дураков меньше спросу,— с улыбкой «блаженного», юродствующего, отвечал Бородин. К лету 1952 года Бородин кое-как оканчивает семинарию. Он считает себя иноком Германом и поэтому просит о рукоположении его в иеромонаха, т. е. безбрачным. Для усиления своей просьбы представляет медицинскую справку о половом бессилии. Святейший Алексий не признает загадочного пострижения в монашество И. Бородина и приказывает подвергнуть его двухгодичному испытанию. Его зачисляют в Собор псаломщиком и иподьяконом. Бородин обескуражен такой резолюцией Святейшего Алексия, быстро забывает о своей медицинской справке и через шесть месяцев женится, а в сентябре 1953 года у него рождается сын.— Илья! Как же ты представлял справку об импотенции... Может быть, сын-то не твой? — спрашивает его епископ Варсонофий .— Нет, Владыко, мой,— отвечает красный, как вареный рак, Илья.— Значит наладился. Ну будем просить Святейшего разрешить рукоположить тебя во священника. Но Святейший Алексий в просьбе отказал и предложил придерживаться назначенного срока испытания. Он наступил при епископе Михаиле . На ходатайство его Святейший ответил: «Бог благословит!» и 27 сентября 1954 года И. Бородин был рукоположен во священники и назначен на второе место в г[ород] Медногорск. Через год из-за обострения отношений с настоятелем прихода был переведен в Покровский молитвенный дом г[орода] Орска, где я его и застал.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

Это была женщина крайне нервного темперамента, и в детстве родители звали её «блуждающим огоньком». Первый брак её был несчастлив, и она была разведена со своим мужем. В 1806 г. она вышла за генерала Александра Тучкова и сопровождала мужа своего в шведском походе и вместе с ним возвратилась в Россию. Наступил знаменитый 1812 г. Тучков со своим полком стоял в Минской губернии, когда получил приказ двинуться к Смоленску. На этот раз молодой женщине было невозможно сопровождать мужа, и было решено, что она вместе с маленьким сыном и француженкой гувернанткой, м-м Бовари, проводит полк только до Смоленска и затем вернётся к родителям своим в Костромскую губернию. Недалеко от Смоленска, в одной деревушке, полк был остановлен на ночёвку. Генералу с его семейством была отведена небольшая избушка. Будучи крайне утомлена долгой и трудной дорогой, г-жа Тучкова вскоре заснула и увидела сон. Ей снилось, что над её головой висит рамка, в которой написана кровавыми буквами следующая надпись: «Ton sort se decidera à Borodino» (твоя судьба решится в Бородино). Большие капли крови отделялись от букв и струились по бумаге. Несчастная женщина испустила крик ужаса и соскочила с кровати. Генерал и гувернантка в страхе бросились к ней. Она была бледна и стонала, как в лихорадке. «Где Бородино, мой милый, тебя убьют в Бородино!» – «Бородино? – повторил генерал, – я первый раз в жизни слышу это имя». И действительно, Бородино в то время никому не было известно. Тогда г-жа Тучкова рассказала свой сон. Муж и м-м Бовари начали утешать её, говоря, что Бородино – просто вымышленное имя, и хотя во сне было сказано, что её участь решится в Бородино, отчего же генерал будет непременно там убит? Следовательно, толкование её является совершенно произвольным. «Твои нервы расстроены, дорогая, – сказал в заключение генерал. – Постарайся лучше заснуть!» Утешенная спокойным видом мужа, г-жа Тучкова скоро опять уснула. Но снова увидела тот же сон; та же рамка, та же надпись, те же капли крови. Но на этот раз, кроме того, близ рамки она видит стоящего священника, отца её Нарышкина и брата Кирилла.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Слово года Аркадия Мамонтова: Бородино Мы вновь пережили Бородино, конечно, не в физическом смысле, в виртуальном, в пространстве памяти. И поняли — победа будет за нами. 31 декабря, 2012 Мы вновь пережили Бородино, конечно, не в физическом смысле, в виртуальном, в пространстве памяти. И поняли — победа будет за нами. Уходящий год наполнен многими событиями. Каким словом охарактеризовать 2012 год? Слово года — Аркадия Мамонтова — Бородино Аркадий Мамонтов В 2012 году страна праздновала 200 лет Бородинской битвы. Эта дата — напоминания о борьбе России за ее возрождение, возвращение к корням, осознание их значимости. Русская история, русские традиции — это то, без чего в принципе невозможна наша жизнь. Мы вновь пережили Бородино, конечно, не в физическом смысле, в виртуальном, в пространстве памяти. И поняли — победа будет за нами. Любое событие, дата в истории страны, в том числе моей страны — как Ледовое побоище, Бородинское сражение, Битва под Москвой, Курская дуга, 9 мая 1945 года — камни в основании нации, народа. И о них нужно вспоминать. А все остальные события, касающиеся сиюминутной обстановки, которая кажутся главными, а через месяц — забываются, мне кажется, не стоит делать «словом года». Подготовила Оксана Головко Читайте также: Слово года Дмитрия Сладкова: Κρσις (суд) Итог года Владимира Гурболикова: Не рассорились! Инокиня Ксения Чернега: Прорыв года – это закон об образовании Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 января, 2024 5 января, 2024 23 декабря, 2023 18 декабря, 2023 31 января, 2023 11 января, 2023 8 декабря, 2022 5 декабря, 2022 2 декабря, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/slovo-goda-arkadiya-ma...

Автобиографическое повествование Леонида Бородина «Без выбора» вышло в свет в 2003 году в журнале «Москва» 7-9) и одновременно отдельной книгой в издательстве «Молодая гвардия». Почти сразу же на это произведение отозвался яркой рецензией «“Без выбора”: неволя, нищета, счастье…» Юрий Кублановский (Новый Мир, 3, 2004). В ней поэт писал: «Исповедальное повествование Бородина “Без выбора” выгодно отличается от большинства нынешних мемуаров, высосанных порою из пальца, редкой своеобычностью судьбы автора, в позднесоветские сравнительно вегетарианские времена сполна хлебнувшего тюрем и лагерей. Тут другое качество души, отличное от расхожего, другая частота биения сердца, чем та, к которой мы обычно привыкли. Не для самоутверждения и самовыпячивания написана эта книга, но чтобы бескорыстно, чистосердечно (а порой и простосердечно) разобраться в себе самом… Ну кто нынче напишет о себе столь просто, так откровенно, без рисовки, но и без унижения паче гордости: что про себя думаю, то и говорю, – кто на это теперь способен?.. Неординарная спайка правдоискательства и солдатства и определила, по-моему, своеобычность личности Леонида Бородина. Ведь, как правило, правдоискатели – разгильдяи, а солдаты – служаки. У Бородина же все по-другому» с. 167]. Ю. Кублановский также удачно сформулировал смысловую доминанту этого повествования не только в парадоксальном образе автора как солдата-правдоискателя, но и в определении его особого взгляда на историю России: «мирочувствование Бородина неотделимо от Родины, от исторической отечественной мистерии. На примере жизни его, так доверительно нам открытой, видим, что Родина не пустой звук, что любовь к ней – не фразерство, не идеология, а формообразующая человеческую личность закваска, наполняющая жизнь высоким смыслом и содержанием. Смыслом, религиозно выводящим за грань эмпирического теплохладного бытия» с 172] [Выделено мной. – В.Д.]. Эти формулировки важны для понимания внутренних, духовно-экзистенциальных оснований философского осмысления истории Л. Бородиным. Можно определить их так: 1) это мышление одновременно и свободное, ищущее – и строгое и героическое; 2) в основе его лежат не рациональные конструкции ума (они уже создаются потом, как результат) – но высшее духовное постижение истины, всегда связанное с мистическим проникновением в «плоть» истории:

http://ruskline.ru/opp/2022/11/25/istori...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010