По смерти игуменьи Марии сестрами Бородинского общежительного монастыря была избрана настоятельницей и утверждена, по представлению митрополита Московского Святейшим Синодом монахиня Сергия, в миру княгиня Волконская, муж которой погребен был в этой обители. При новой настоятельнице послушница Антония продолжала исполнять ранее возложенные на неё послушания, т. е. вела письмоводство и участвовала в ведении некоторых хозяйственных дел. Начатая игуменьей Мариею при близком участии Антонии постройка нового собора требовала деятельных забот Антонии и для продолжения ее. По непосредственным хлопотам Антонии уже по смерти игуменьи Марии графом Д. Н. Шереметевым дарованы были средства для продолжения этой постройки. Но между послушницей Антонией и новой Игуменьей не установилось хороших отношений. Это выразилось между прочим в деле пострижения Антонии в монашество. Получивши у епархиального начальства разрешение на пострижение послушницы Антонии в монашество, игуменья Сергия так долго медлила пострижением, что обратила на это внимание владыки-митрополита Филарета, который до самой своей смерти внимательно заботился о воспитаннице игуменьи Марии, руководя ею в ее духовном возрастании. Сердечно желая скорейшего пострижения Антонии в монашество, он 12-го января 1858 года подарил ей книгу: «Преподобного отца нашего Саввы Дорофея поучения и послания», каковая книга на всю жизнь была для Антонии настольного в полном смысле этого слова. Когда однажды летом 1858 г. Антония посетила митрополита, владыка обратился к ней с вопросом: почему так долго Игуменья не постригает тебя? Антония с полной сердечною доверчивостью объяснила архипастырю, что игуменья Сергия непременно желает быть ее восприемною материю, но у нее нет на это желания. «Благословите мне, Владыка святый, избрать себе другую восприемную мать, или прикажете согласиться с желанием настоятельницы?» – спросила она. Митрополит Филарет дозволил Антонии избрать восприемную мать согласно ее собственному желанию. После выраженной таким образом воли Архипастыря игуменья Сергия поспешила пострижением Антонии, которое и совершено было 13 сентября 1858 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Тяжелую утрату понесла послушница Антония на 31-м году своей жизни, лишившись указанной ей Богом матери-наставницы. Находясь вследствие этой утраты в удрученном душевном состоянии, прикованная притом в первое время к своему печальному ложу, она находила для себя поддержку только в горячей слезной молитве к Творцу вселенной, милосердному Отцу всех сиротствующих и обездоленных. Но вот пришел ей своевременно на помощь и земной ее покровитель, мудрый Архипастырь и отец – митрополит Филарет. По его совету, собравшись немного с силами, послушница Антония в мае месяце поселилась при Звенигородском Саввино-Сторожевском монастыре, где и прожила около шести недель с семейством своей сестры Пелагеи Николаевны Прохоровой, имевший там свой дом. Горячие молитвы к преподобному Савве ослабили остроту печали ее, подняли упавший дух и восстановили ее телесные силы. Это пребывание Антонии при Саввинском монастыре и утешение, полученное ею от преподобного Саввы остались для нее памятными на всю жизнь; к этому угоднику Божию она во всю свою последующую жизнь особенно любила прибегать в своих молитвах. За год с небольшим до смерти она – тогда Игуменья Московского Алексеевского монастыря – вообще не любившая день своего ангела – 10 июля проводить дома, стесняясь посещениями многочисленных поздравителей, явилась к покойному митрополиту Московскому Сергию с просьбой разрешить ей провести этот день в Троице-Сергиевой Лавре. Митрополит Сергий, особенно любивший бывать летом в Николо-Угрешском монастыре, предложил Антонии отправиться на день своего ангела в эту обитель. Игуменья Антония ответила на это Владыке-митрополиту, что из монастырей ей особенно приятен по воспоминаниям Саввин Звенигородский, в котором она в тяжелые дни своей жизни получила великое утешение от преподобного Саввы; и если бы ей пришлось делать выбор, в какой, именно, монастырь лучше съездить, то она остановилась бы на Саввинском монастыре; но в настоящем случае она желает съездить поклониться преподобному Сергию, так как давно собиралась сделать это.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Наконец, не можем умолчать о Вашем новом благодеянии для обители, именно – о благоприобретении достаточного количества земли, которая несомненно имеет важное и полезное значение для обители в будущем. Благодетельствуя нам с внешней стороны. Вы, дорогая наша матушка, еще наиболее заботились о нашем духовном преуспеянии, поучая нас советами и наставлениями и своим собственным примером. Посещая ревностно храм Божий и присутствуя в оном благоговейно, Вы располагали к тому же и нас. Вы умели водворить между всеми нами мир и единодушие и своим кротким обращением с нами Вы возбуждали в нас полное доверие и совершенную преданность к Вам. Проникнутая чувством благодарения Богу, поставившему Вас игуменьею святой обители нашей, и движимые беспредельной любовью, смиренно просим Вас принять от нас в настоящий день святую икону Царицы Небесной. Да будет Она сама свидетельницею и споручницею искренних наших чувств, сердечной благодарности и нашей молитвы к Ней о благоденствии Вашем и об ее покрове над Вами и всеми начинаниями Вашими во благо нам и святой обители сей» 24 . Неусыпные заботы игуменьи Антонии о духовном преуспеянии вверенных ей сестер при ее высоких способностях и горячей вере в помощь Божию имели своим результатом создание прочного женского союза – сначала в Страстном, а затем в особенности в Алексеевском монастыре, – союза, отличавшегося полною внешнею и внутреннею упорядоченностью. Последствием его было то обстоятельство, что более даровитые из лиц, пользовавшихся таким умелым водительством игуменьи Антонии, были призываемы духовною властью к устройству или управлению других женских обителей. Две монахини, начавшие свое знакомство с матушкой Антонией еще в Спасо-Бородинском монастыре, жившие с Антонией в Страстном и Алексеевском монастырях и служившие в последнем одна за другой казначеями, – Валентина (послушница Таисия и Паисия состоят в настоящее время игуменьями настоятельницами московских монастырей – первая Зачатиевского, а вторая Никитского. Монахиня Евтихия, служившая в Алексеевском монастыре свечнецей, призвана была, по рекомендации матушки Антонии, к устройству новой Александро-Невской общины в Клинском уезде, Московской губернии, и в настоящее время состоит игуменьею Троицкого Александро-Невского монастыря, преобразованная из этой общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Еще одним другом Петра Александровича явилась «выдающаяся труженица на ниве Божией», игумения Антония, настоятельница Московских монастырей Страстного (1861–1871) и Алексеевского (1871–1897). Матушка Антония (1821–1897) — в миру Александра Николаевна Троилина, получила прекрасное образование, была талантливая музыкантша и в юности выступала как солистка на фортепиано с полным оркестром. После долгого сопротивления отца, она в 19 лет поступила в Спасо-Бородинский монастырь, где до самой кончины игумении Марии (Тучковой) оставалась ее любимейшей послушницей и помощницей в ведении монастырских книг. Там, в 1847 г. она познакомилась с посетившим монастырь архимандритом Игнатием Брянчаниновым. Конечно, и ее он имел в виду, когда писал, что «многие сестры с хорошим светским образованием». Пострижение ее состоялось в 1858 г. Ее «светлые умственные способности» привлекли внимание Митрополита Филарета, который посоветовал ей, после кончины игумении Марии, перейти в Аносин-Борисоглебский монастырь, а в 1861 г. назначил ее игуменией Московского Страстного монастыря. Своей активной деятельностью по восстановлению монастыря она производила большое впечатление на Преосвященного викария Леонида (Краснопевкова), который рекомендовал ее Митрополиту Иннокентию, и тот пожелал перевести ее (после кончины игумений Паисии) в Московский Алексеевский монастырь. Перевод состоялся 4 февраля 1871 г. Здесь она сразу же озаботилась введением общежительного устава, уже в мае этого же года, в присутствии Преосвященного Леонида, осуществила закладку двухэтажного каменного здания, а 21 ноября оно уже было освящено Митрополитом Иннокентием; организовала рукодельные мастерские: золотошвейную, живописную, переплетную и т. д. «Достойным венцом ее строительных работ является возведение роскошного храма во имя Всех Святых». Свою любовь к музыке матушка Антония вложила в церковное пение, что ее особенно сблизило с архимандритом Николо-Бабаевского монастыря Иустином. А с Петром Александровичем она близко познакомилась еще при жизни святителя Игнатия. Он был очень расположен к матушке Антонии, навещал ее во время приездов в Москву. Она выражала ему живейшее сочувствие в связи с кончиной его брата; 10 октября 1868 г. он отвечал ей: «Милостивейшее письмо Ваше от 1 октября я имел утешение получить и принял как благословение лица многочтимого мною по духу учения его древне-отеческому, по жизни, проникнутой этим учением, лица, память о котором сохранял — по этой же причине — всегда и в Бозе почивший святитель епископ Игнатий!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Спасо-Бородинский монастырь, 2003. Письма о духовной жизни – Филарет Московский , свт. Призовите Бога в помощь: Письма о духовной жизни. M.: Сретенский м-рь, 2008. Письма преподобному Антонию – Филарет, митр., свят. Письма преподобному Антонию, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Часть первая. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007. Письма. 1869 – Письма митрополита Московского Филарета к A. Н. М[уравьеву]: 1832–1867 гг. Киев, 1869. Письма. 1871 – Письма митрополита Филарета к Преосвященному Иосифу, архиепископу Воронежскому. M., 1871. Письма. 1877 – Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкия Сергиевы лавры архимандриту Антонию (1831–1867 гг.). М„ 1877. Письма. 1882 – Письма митрополита Московского Филарета к родным. M., 1882. Письма. 1884 – Письма Филарета, митрополита Московского, к князю Сергею Михайловичу Голицыну. M., 1884. Письма. 1887 – Письма Московского митрополита Филарета к преосвященному Виталию, епископу Дмитровскому, викарию Московской епархии. M., 1887. Письма. 1888 – Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, к высочайшим особам и разным другим лицам/Собр. и изд. Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским: В 2 ч. Тверь, 1888. Письма. 1891 – Письма митрополита Московского Филарета, хранящиеся в собрании автографов Императорской Публичной Библиотеки. СПб., 1891. Письма. 1895 – Переписка Филарета, митрополита Московского, с С. Д. Нечаевым. СПб., 1895. Письма. 1911 – Письма Высокопреосвященного Филарета Московского к Екатерине Владимировне Новосильцевой. M., 1911. ПО – Православное обозрение. Прибавления – Прибавления к «Творениям святых Отцов». ПСЗ-2 – Полное Собрание Законов. Собрание 2-е. РА – Русский архив. Резолюции – Полное собрание резолюций Филарета, митрополита Московского: В 5 т./С предисл. и примеч. проф. И. Н. Корсунского и протопресвитера Большого Успенского собора В. С. Маркова. M., 1903–1916. PC – Русская старина. Сочинения – Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского: Слова и речи: В 5 т.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

– «Да вот Антония ведет у меня всему счет, записываешь приход и расход», ответила игуменья Мария и представила Владыке писанную Антониею приходо-расходную книгу без всякой скрепы и по собственному плану. – «Вижу, умеет писать, сказал с улыбкой Владыка Антонии, да еще не хорошо». – «Да разве у вас нет форменных приходорасходных книг?» – обратился митрополит с вопросом к игуменьи Марии. «Да зачем они нам, мы с Антониею и так обходимся», ответила Владыке основательница Бородинского монастыря, на свои средства создавшая обитель и на ею же изыскиваемые средства и содержавшая ее. Но Владыка выяснил игуменьи, что открытый ею монастырь есть учреждение государственное и управление им должно вестись по формам, установленным законами государственными. После сего разговора Владыка приказал своему секретарю сообщить Антонии все нужные сведения для ведения монастырской отчетности, и с того времени Антония вела монастырское письмоводство уже по всей так сказать форме. Первоначальное изучение ведения монастырского письмоводства у секретаря митрополита Филарета имело своим благим последствием то обстоятельство, что Антония в продолжение всей своей деятельности, в особенности во время своего настоятельства в монастырях, в ведении письмоводства отличалась необычайной тщательностью и аккуратностью. Даже в последние годы своей жизни со скоро утомляющимся зрением, – хотя она очков никогда не носила и писала четко и красиво до самой своей смерти, – и со слабыми силами, она не только всегда внимательно прочитывала каждую бумагу, требующую ее подписи, но и всегда сама составляла черновики как для всякого рода прошений и донесений епархиальному начальству, так и для статей прихода и расхода. Поселившись в своей отдельной кельи, Антония, продолжая свои прежние занятия при матушке игуменьи, весьма мало бывала у себя. Вышедши из кельи в 4 часу утра к утреннему богослужению, Антония время между службами – утреней и литургией, литургией и вечерней почти все проводила в настоятельских кельях, являясь к себе, и то не всегда, только напиться чаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Младшая дочь Троилиных Александра – впоследствии игуменья Антония – родилась 23 мая 1821 года 1 и пользовалась попечением своей матери только в продолжение первых двух лет своей младенческой жизни. На третьем году ее жизни мать ее скончалась. Оставшись сиротою, Александра до 11 лет воспитывалась гувернантками и учителями в родительском доме при внимательном наблюдении горячо любившего ее отца. С одиннадцати же лет она была отдана в известный в то время пансион г-жи Севенар. Одною из симпатичнейших особенностей этого пансиона была та, что в нем, при блестящем внешнем воспитании, обращалось в то же время достаточное внимание на воспитание религиозно-нравственное. Доказательством этого служит, между прочим, то обстоятельство, что в пансион, по рассказам самой матушки Антонии, каждогодно привозима была для молебствий чудотворная Иверская икона Божией Матери. Обладая недюжинными способностями, ученица Александра Троилина быстро преуспевала в занятиях, числясь в числе первых в разрядных списках. С особенной любовью она занималась музыкой и достигала в этих занятиях таких успехов, что на публичных актах играла на фортепиано с целым оркестром. Опережая своих сверстниц успехами в науках и музыке, Александра Троилина выдавалась среди них и своим нравственно-религиозным направлением. Будучи от природы не особенно крепкого телосложения, Александра Троилина не могла привыкнуть к пансионскому режиму, так что в скором времени различные недомогания, вызываемые малокровием, начали проявляться у нее в довольно резкой, угрожающей форме. Из всех подруг своих она особенно близко сдружилась с сестрою бывшего Варшавского президента Любовью Ивановной Старынкевич 2 . Однажды со Л. Старынкевич во время уроков сделалось дурно. Лишь только ее вынесли из классной комнаты, как между пансионерками шепотом передавалось мнение, что Старынкевич умерла. Когда достигло это известие до ушей А. Троилиной, с ней сделался сильнейший обморок. После этого случая Николай Иванович решил взять дочь домой, так что она доканчивала курс пансионского учения уже будучи приходящей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

1871) в 1861 г.- из московского Новодевичьего мон-ря, Сергия (Волконская) в апр. 1871 г.- из Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя мон-ря. Игум. Евгения (Виноградова). Фотография. 1904 г. Игум. Евгения (Виноградова). Фотография. 1904 г. М. В. м. был традиц. местом пострижения представительниц царской семьи, Здесь проживала вызванная из Углича летом 1606 г. инокиня Марфа (в миру Мария Федоровна Нагая), которая встречала в мон-ре Лжедмитрия I и его невесту Марину Мнишек за несколько дней перед свадьбой (Дневник Марины Мнишек/Ред.: В. Н. Козляков. СПб., 1995. С. 46). Особое значение М. В. м. приобрел при 1-м царе из династии Романовых, Михаиле Феодоровиче. Обитель стала своего рода резиденцией матери царя инокини Марфы. Здесь она проживала до кончины в 1631 г. Вероятно, наиболее тесно с М. В. м. были связаны те периоды ее жизни, когда молодой царь вступал в брак. Инокиня Марфа устроила в М. В. м. престолы во имя святых покровителей сына и мужа, царя - прп. Михаила Малеина, мч. Феодора Пергийского («иже в Пергии») - покровителя боярина Федора Никитича Романова (патриарха Московского и всея Руси Филарета ). Вероятно, был, где точно не известно, и особый придел в соборе «у инокини великой старицы Марфы Ивановны», упоминаемый в ладанных книгах с 1626 г. и, по мнению Забелина, сохранявшийся до 1792 г. ( Забелин. 1990. С. 252). В М. В. м. были погребены даже те из невольных пострижениц, кто не дождался царского венца. По приказу царя, возможно, в М. В. м. похоронили мон. Параскеву, 2-ю жену (с 1574) царевича Иоанна Иоанновича ( Панова. 2003. С. 155). По др. сведениям, она была погребена в московском в честь Усекновения главы святого Иоанна Предтечи монастыре. В обители похоронены 2 дочери царя Иоанна V Алексеевича - Мария (1689-1692) и Феодосия (1690-1691), умершие во младенчестве. Сохранилась закладная кабала 1587/88 г. старицы Прасковьи Ивановой, дочери Внукова, вдовы А. И. Голохвастова, на пустоши Микулино и Тыркино Московского у. ( Антонов А. В. Частные архивы рус. феодалов XV - нач. XVII в.//РД. 2002. Вып. 8. С. 435. 3489). О количестве насельниц в сер. XVII в. можно судить по сведениям о жертвах морового поветрия осенью 1654 г. Согласно донесениям на 3 дек. в мон-ре были: «...живых протопоп, 3 человека попов, 38 стариц, а умре 90 стариц», т. е. до эпидемии число монахинь достигало 128, служили в обители 4 священника (ДАИ. Т. 3. С. 458, 489, 491. 119). Записные книги приказа Тайных дел содержат предписание от 22 февр. 1674 г. о выдаче «в Вознесенской - игуменье чалбыш, Куракине Черкасской против игуменьи, 161 человеку - 10 белуг, 30 осетров» (РИБ. Т. 21. Стб. 1714).

http://pravenc.ru/text/2564202.html

Стремление игуменьи Антонии выразить чем-либо внимание уважаемым ею представителям церкви находило еще выражение в оказании ею помощи или покровительства лицам им близким. Так, например, покровительством ее пользовались племянницы митрополита Сербского Михаила и сестра Московского Викария Леонида. Возвратившись однажды уже в последний год своей жизни от Московского митрополита Сергия, игуменья Антония, очень растроганная сердечным приемом Владыки, со слезами радости на глазах рассказывала об этом окружавшим ее: «впрочем, прибавила она, осеняя себя крестным знамением, благодарю Господа Бога, все митрополиты относились ко мне милостиво и внимательно». Митрополит Леонтий хорошо знаком был с матушкой еще до назначения его на Московскую кафедру, состоя с ней в переписке, из которой, между прочим видно, что он обращался к ней с просьбой рекомендовать ему кого-либо из сестер Алексеевского монастыря на одно из настоятельских мест в Варшавской епархии. Митрополит Иоанникий в день 25-летняго юбилее матушки перед отправлением своим в Казанский собор по случаю престольного в нем праздника, исстари соединенного с крестным ходом, прислал ей в благословение от себя Казанскую икону Богоматери, вручая юбиляршу материнскому Ее покрову. Перед отбытием своим на Киевскую кафедру Высокопреосвященнейший Иоанникий приезжал к матушке в Алексеевский монастырь прощаться. Поступивши в монастырь при помощи знаменитого Московского архипастыря Филарета, воспользовавшись затем его мудрым руководством и отеческим попечением во время жизни в Бородинском и Аносином монастырях, а также в первые годы своего игуменства в Страстном монастыре, матушка Антония удостоилась сердечным напутствием в вечную жизнь со стороны другого святителя Русской церкви – митрополита Сергия. Когда игуменья Антония лежала уже на смертном одре, едва имея силы при помощи других подняться с него, митрополит Сергий, сам находившийся уже накануне предела своего земного существования, посетил болящую, утешая ее надеждою на милость Божию и блаженство в вечных обителях. Последовавшее вскоре затем погребение тела матушки Владыка совершил лично в сослужении с преосвященными викариями – Нестором и Тихоном, при чем был так растроган последним прощанием с высоко чтимою им материю настоятельницей, что от подступивших к горлу слез едва мог дочитать до конца разрешительную молитву. Из Московских викариев, при которых пришлось служить игуменьи Антонии и которые все, нужно сказать, относились к ней предпочтительно пред другими настоятельницами монастырей с особым уважением и любовью, следует отдельно отметить Преосвященных – Леонида, впоследствии архиепископа Ярославского и Алексия, впоследствии архиепископа Виленского.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

д. При этом точные, преимущественно архивные сведения и данные, как первоисточные, везде у Преосвященного Саввы стоят на самом видном месте. А составленные почти ко всем этого рода изданиям Преосвященного указатели имен и предметов весьма облегчают справки и пользование этими изданиями, из коих многие весьма велики по объему. Ряд этих церковно-исторических трудов, этих изданий Преосвященного Саввы 11 , начался сообщением о принесении части св. мощей преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, из Киева в Полоцкий Евфросиниевский монастырь. Витебск, 1871. Этому принесению святыни в лишенную подобного рода святынь епархию Полоцкую более всего послужил сам Преосвященный Савва, возобновивши о том ходатайство вскоре же по вступлении своем на Полоцкую архиерейскую кафедру и достигший успеха в цели ходатайства после безуспешности ходатайств его предшественников. Затем следуют труды и издания: 1) Воспоминания о высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. Харьков, 1877, 8°, стр. 7+347+34; 2) Воспоминания (очевидца) о священном короновании Их Императорских Величеств в Бозе почивших Государя Императора Александра Николаевича и Государыни Императрицы Марии Александровны. Тверь, 1883, 8°, стр. 45; 3) Письма Московского митрополита Филарета к покойному архиепископу Тверскому Алексию, 1843–1867, Москва, 1883, 8°, стр. VIII+280; 4) Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по учебным и церковно-государственным вопросам. Тома I-V и том дополнительный, Спб. и Москва, 1885–1888, 8°, стр. III+485+X; VIII+613+XIII; VIII+XVI+697, – и как особое, но и примыкающее к сему издание: 5) Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского по делам православной церкви на востоке. Спб. 1886, 8° maiore, стр. Далее: 6) Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского к Высочайшим Особам и разным другим лицам, ч. I-II, Тверь, 1888, 8° стр. IV+207+342; 7) Письма Московского митрополита Филарета к игуменьи Спасо-Бородинского монастыря Сергии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010