Его Святейшество поблагодарил за высокую награду, подчеркнув, что этой премией отмечена деятельность всей Русской Православной Церкви, Предстоятелем которой он является на протяжении 16 лет. «Духовное возрождение, которое мы наблюдаем в России, является милостью Божией, - сказал Святейший Патриарх. - Что бы мы ни сделали, как бы мы ни работали, мы можем только повторить слова Евангелия, что мы рабы Господа и сделали только то, что должны были сделать (Лк. 17. 10)». Кроме диплома премии, Святейшему Патриарху была вручена также награда Международной лиги стратегического управления - орден Преображения - за высшие достижения в преображении России. По случаю 45-ой годовщины архиерейского служения Святейшего Патриарха Алексия Генеральный директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева Л.А.Бокерия вручил Предстоятелю Русской Православной Церкви медаль академика В.И.Бураковского - высшую награду Центра сосудистой хирургии, которой Его Святейшество награжден решением ученого совета этого научного и лечебного учреждения. Предстоятеля Русской Православной Церкви поздравили и другие общественные деятели, представители власти. Так, И.О.Селезнев, глава Хостинского района Сочи, где вскоре будет построен храм праведного воина Феодора Ушакова, передал Святейшему Патриарху картину с изображением будущей церкви. Член землячества Донбасса, инициатор возрождения Святогорской Успенской Лавры В.И.Лунев, глава делегации Донецка, руководитель Дома художественного творчества города Е.Калиниченко подарили Святейшему Патриарху книгу о возрождении лавры. Также к Первосвятителю обратился главный редактор «Российской газеты» В.А.Фронин. Премии «Человек года» в номинации «Религия» удостоен и митрополит Санк-Петербургский и Ладожский Владимир. За подвижническую и просветительскую деятельность был отмечен председатель Миссионерского отдела Московского Патриархата архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Среди лауреатов премии - настоятельница Серафимо-Дивеевского женского монастыря игумения Сергия (Конкова), секретарь Епархиального совета Москвы, заведующий канцелярией Московской Патриархии, благочинный Центрального округа столицы протоиерей Владимир Диваков. За создание учебного пособия «Православная культура России» премии «Человек года» удостоен руководитель отдела религиозного образования и катехизации Новосибирской епархии протоиерей Борис Пивоваров.

http://pravoslavie.ru/19581.html

Он может найти применение на занятиях в качестве дополнительных материалов — прежде всего потому, что название курса «Основы православного церковного этикета» не соответствует упомянутому перечню. Остальные заявки ограничиваются рабочими тетрадями. Но их мы обязательно изучим внимательнейшим образом: известно, что это важнейший и при этом не самый простой элемент современного учебного процесса. Оксана Муравьева из детской воскресной школы при уфимском храме св. равноапостольных Мефодия и Кирилла (Башкортостанская митрополия) занимается рабочими тетрадями по обеим курсам Священного Писания, а Анна Ульихина из воскресной школы хабаровского храма апостола Андрея Первозванного — аналогичными разработками по двум курсам начальной ступени (Основы христианской нравственности и Устройство православного храма и богослужение) и одному — основной (Основы православного вероучения). — Но ведь названные работы не покрывают даже половины комплектов нового стандарта... — Предвидя эту ситуацию, мы заранее подстраховались и параллельно создали так называемую Синодальную группу разработчиков. Все вошедшие в нее специалисты были приглашены нами персонально с учетом их весомого авторитета в образовательном сообществе. Члены группы получают от нас необходимую методическую помощь, если в ней нуждаются, однако в конкурсе участвуют на общих основаниях. Таким образом, даже те предметы, по которым не поступила ни одна заявка, без новых учебно-методических комплектов не останутся. К примеру, комплектом по Основам хорового и церковного пения занимается педагог-хоровик с многолетним стажем, выпускница московской консерватории им. П.И. Чайковского Наталья Митронина из Ташкента. Предметом деятельности известного педагога, автора комплектов «Вертоград» Ларисы Захаровой из подмосковного Пущина являются рабочие тетради по всем предметам основной ступени. Также в Синодальной группе — руководители отделов религиозного образования и катехизации Новосибирской и Тамбовской епархий протоиерей Борис Пивоваров и протоиерей Игорь Груданов, глава миссионерского отдела Астраханской и Енотаевской епархии, кандидат исторических наук священник Роман Сколота, методист русского языка, литературы, мировой художественной культуры, ОПК, ОРКиСЭ Курского научно-методического центра Ирина Мандрук.

http://patriarchia.ru/db/text/3194266.ht...

Предлагаемая читателю книга замечательна по двум причинам: древнейшая история человечества изложена в ней с христианских позиций, и книга написана археологом профессионалом. Автор книги – не просто археолог. Это один из ведущих ученых относительно молодого направления в современной археологии – экспериментального. «Экспериментальная археология» звучит необычно. Но такое направление в науке есть. Суть его методов в том, что все заключения экспериментально перепроверяются. Здесь есть четкое разделение между гипотезами-предположениями и уверенными заключениями экспертов. Современная наука сейчас приходит к новым заключениям о нашем прошлом. О новом образе людей из «эпохи камня» и написано на станицах этой книги. Наблюдая за разнообразными сторонами жизни древних людей, читатель приходит к твёрдой уверенности, что наши далёкие предки практически не отличались от нас, что никаких существенных изменении с нашим родом не произошло. Прогресс был и есть только в технике. Но человек всегда был таким, как он есть сейчас – со своими прежними радостями и горестями, эмоциями, понятиями о добре и зле. В этой книге нет характерного для инославных (да, к сожалению, и некоторых православных) специалистов по апологетике стремления «подогнать» науку под богословие или «подладить» богословие под «последнее слово науки». Становится очевидным, что наука сама, чем далее она развивается, тем больше приходит к пониманию необходимости сотрудничества с богословием ради восстановления целостного и спасительного для человека и человечества Мировоззрения. Поссорить науку и Церковь вновь не удастся: надо честно относиться и к науке и к вере, и не стоит выдавать атеистические догмы прошлого за современное естествознание. Протоиерей Борис Пивоваров К читателю (от научного редактора) Павел Владимирович Волков – доктор исторических наук, археолог, специалист в области палеолитоведения, автор целого ряда статей и монографий, посвящённых анализу и реконструкции древнейших технологий. Решение этих задач невозможно при опоре только на знание законов механики, теории сопротивления материалов или других «неодушевлённых» наук. Каменное орудие – это не только «продукт соударения тел». Это ещё и продукт человеческой мысли, его опыта, его эмоций. Попытка решить профессиональные задачи для П.В. Волкова означает необходимость понять логику действий древнего мастера, проникнуть в его мысли, постичь состояние его души, разглядеть личность изготовителя древних орудий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/fenomen...

Ко второй группе аграф относят изречения Иисуса Христа, сохранившиеся в апокрифических, но не еретических евангелиях. Такие Евангелия, как, например, «Евангелие от евреев, Евангелие от египтян или Евангелие 12 апостолов, бесспорно, восходят к глубокой древности, написаны мужами, которые принадлежали к Церкви и своим писанием стремились содействовать распространению благовестия о Христе и отражали древнейшую устную традицию. Возможно, что эти последние Евангелия или все, или некоторые из них, имел в виду евангелист Лука в первых стихах своего Евангелия», – считает профессор А. Сагарда 7 . По выражению профессора Н. Глубоковского , «нет филологических оснований соглашаться с древним пониманием, что в «прологе» (то есть Лк. 1:1–4 . – Авт.) разумеются непременно еретические литературные фабрикации» (5, с. 36). Подобные изложения евангельской истории, не обладая канонической достоверностью, были чужды, однако, гностических заблуждений 8 . В данном случае «аграфы совсем не то, что апокрифы: апокрифы в большей своей части созданы как искажение, как фальсификация церковного учения, а другая часть апокрифов впоследствии в значительной мере подверглась подобным искажениям; в то же время аграфы – это чистое золото Священного Предания Христовой Церкви» 9 . [Заметим, что это суждение может быть и слишком смело и категорично, так как не все апокрифы создавались с целью фальсификации. Некоторые из них могли быть благочестивым, но невежественным пересказом или комментарием подлинных преданий. – Ред.] Это утверждение справедливо в отношении некоторых аграф из Евангелия от евреев, которое использовал наряду с каноническими Евангелиями святой Игнатий Богоносец , переводил на латинский язык блаженный Иероним и цитировал Епифаний Кипрский . Евангелие от евреев – подлинный памятник древнехристианской письменности, но впоследствии он был искажен еретиками евионитами и назореями. Однако благодаря блаженному Иерониму сохранились фрагменты неповрежденного текста этого Евангелия. Профессор-протоиерей Александр Горский Евангелие от евреев ставит «на первое место по большей близости к чистым источникам устной евангельской традиции» (5, с. 36).

http://azbyka.ru/agrafy-pivovarov

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Нетрудно заметить, что первый пример Климента Александрийского перекликается с евангельским изречением: Ищите прежде Царствия Божия, и сия вся приложатся вам ( Мф. 6:33 ). Однако слова, приведенные Климентом Александрийским, не являются вариантом евангельского изречения, поскольку в одном случае говорится о прошении или о молитве, в другом – о деятельном искании Царства Небесного. Таким образом, каждое изречение имеет самостоятельную ценность. Аграфа Климента Александрийского: Будьте искусными менялами соответствует изречению апостола Павла: Все испытывайте, хорошего держитесь ( 1Фес. 5:21 ), а также ( Мф. 13:44–46 ) о поле, купце, жемчуге, которое, возможно, и является изъяснением или продолжением приведенных в «Строматах» слов Христа. В комментарии на Евангелие от Матфея Ориген указывает на то, что Иисус ведь говорит: с больными Я был болен, и с алчущими Я алкал, и с жаждущими Я жаждал. Идея, заключающаяся в этих словах, и даже самая их конструкция свидетельствуют о подлинности данного изречения. Вслед за этим и апостол Павел имел дерзновение сказать: Для. всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Кор. 9:22 ). Ориген и Дидим приводят следующее изречение Спасителя: Кто близ Меня, тот близ огня; кто далеко от Меня, тот далеко от царства (1, с. 302). Эта аграфа вполне соответствует тем евангельским изречениям Иисуса Христа, в которых выражалась возможность двоякого последствия соприкосновения с Ним, как, например, в Евхаристии: во спасение или в осуждение. При ином истолковании слово огонь выражает силу очистительную, но не разрушительную: Огонь принес Я на землю и как хотел бы, чтобы он возгорелся. Замечательное изречение приписывает Иисусу Христу святой Макарий Великий : Заботьтесь о вере и надежде, через которые рождается любовь к Богу и людям, дающая жизнь вечную. В Новом Завете только апостол Павел в 1-м Послании к Коринфянам подробно учит о трех христианских добродетелях. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (13, 13).

http://azbyka.ru/agrafy-pivovarov

Самый придирчивый исследователь аграф – Реш, отобравший из всех источников только 14 изречений, склоняется к признанию подлинности примера святого Макария Великого: «Мы признаем это изречение, как весьма существенное дополнение канонических речей Иисуса Христа и как объяснение той уверенности, с которой апостолы, в особенности же Павел, выражали эти три основных принципа христианства: веру, надежду, любовь» (3, кн. 1, 1937, с. 24). Святой Ефрем Сирин передает следующее изречение Спасителя: Мир на милости созиждется (5, с. 35). Эта аграфа, как и все изречения евангельские, сильна и лаконична. Особый интерес представляют аграфы, сохранившиеся в трудах святого священномученика Мефодия Патарского, в славянских рукописях именуемого епископом Филиппским. Некоторые его творения уцелели только в древнеславянском переводе и известны по ряду списков XVI u XVII столетий. «Богословие святого Мефодия, словно в фокусе, сосредоточило в себе итоги развития доникейской богословской мысли, опиравшейся на церковную традицию» 11 . В трактате «О различении яств» святой Мефодий пишет: «…яко и святии они мужи искушаемыся аще крепе и мужескы стоим противу печялемь и да ведома будет вера ны неискусный бо Богом непотребен» (9, с. 48). «Вышеприведенная цитата из трактата «О различении яств», сохранившегося только на славянском языке, дополняет серию ранее известных текстов голосом еще одного весьма авторитетного свидетеля – святого Мефодия» (9, с. 48). Подобные выражения со ссылкой на Иисуса Христа или на Писание имеются у  Тертуллиана , в Латинской Дидаскалии, в Греческой Дидаскалии, в «Апостольских Постановлениях» и у Кирилла Иерусалимского . Примечательно также свидетельство Нила Синайского : «Разве ты не слышал Божественный голос, говорящий: Муж неопытный для Бога непригоден?» В трактате «О прокажении» имеется следующая аграфа: Риза бо есть Господу Церковь от многыих събрана стран истька ны да немощнейшии мы яко и уток большими дрьжимся, т. е. Церковь есть риза Господня, собранная из многих народов: Он соткал нас так, чтобы мы – самые немощные – имели поддержку в сильнейших, как уток (в основе).

http://azbyka.ru/agrafy-pivovarov

камеры были пусты. Материальное положение Е. м. Наиболее ранние сведения о финансовом состоянии мон-ря содержатся в краткой редакции Жития прп. Евфимия: ктитор кн. Борис Константинович пожаловал «много злата и сребра на строение обители тоя, и на съграждение келиам, и на иныя нужныя храмы, на упокоение иноческому жительству» ( Клосс. 2001. С. 361). В XV-XVII вв. благосостояние Е. м. основывалось на доходах с населенных вотчин, полученных за счет пожалований от удельных и вел. князей, царей, в качестве поминальных вкладов частных лиц, а также путем обмена и покупки. Наиболее полно вотчины Е. м. учтены начиная с писцовых книг XVII в. На посаде в Суздале мон-рю принадлежала Скучилова слобода, в которой проживали монастырские слуги, служебники и «детеныши» - портные, плотники, бочарники, конюхи, повара, котельники, пивовары, каменщики и др. В кремлях Суздаля и Владимира имелись осадные дворы, в Москве - подворье на Кузнецком мосту, в приходе ц. Иоакима и Анны у Пушечного двора. Земля и строения подворья были куплены 13 апр. 1657 г., при архим. Аврааме, у И. Богданова, сына Приклонского (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 553. Л. 608). В 2 каменных зданиях подворья проживали монастырские стряпчий и дворник, в деревянном доме - стряпчий Суздальского архиерея. К Е. м. были приписаны вотчинные Липицкий мон-рь близ Суздаля и Василиевский мон-рь Гороховецкого у. «Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале». Литография. 60-70-е гг. XIX в. (ГИМ) «Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале». Литография. 60-70-е гг. XIX в. (ГИМ) Около Суздаля Е. м. принадлежали села Коровники, Троица-Берег, Омутское, Торки, Константиновское, Новое, Городище, Переборово, Мордыш, Санино, Стебачёво, Воронцово, Фёдоровское, Деревеньки, Петроково, Светиково, Рождествино, Маслово, Медвежий Угол, Антилохово, Воскресенское, Лучкино, Троицкое в Пожаре с деревнями, починками и пустошами; в Гороховецком у.- Кожино, Старково, Бережец и др.; в Нижегородском у. на правом берегу Оки - Горбатово, Мещерская Поросль и др.; в Юрьевском у.- Головино и Адамово; под Москвой - Деревеньки (Образцово); в Угличском у.- сельцо Правдино.

http://pravenc.ru/text/187637.html

Аграфы имели различную судьбу: некоторые попали в новозаветные книги, другие сохранились в писаниях отцов древней Церкви и в литургических памятниках древности, иные рассыпаны по другим известным и еще не открытым памятникам древнехристианской письменности. Ни одно изречение, или слово Божественного Учителя, Господа Иисуса Христа, не было сказано напрасно. И если какое-либо слово Христа не вошло в письменные источники, то оно, можно сказать со всей определенностью, дало ростки в сердцах Его слушателей. Записанные же вне Евангелия слова и изречения Иисуса Христа навсегда остались прочным связующим звеном между двумя великими источниками Божественного Откровения — Священным Писанием и Священным Преданием. Они утверждают православный взгляд на значение и место Священного Предания в Церкви. Диакон Борис ПИВОВАРОВ γραφα — ср. р. мн. ч. от γραφος , — незаписанный, устный (по отношению к слову); неписанный (по отношению к закону); не внесенный в договор. Любой из этих переводов соответствует особенностям рассматриваемых изречений Иисуса Христа, поскольку они не записаны в Четвероевангелии, к которому применимы определения и закона, и договора (союза). Православная Богословская энциклопедия. СПб., 1900, с. 299. «ЖМП», 1954, 6. Вестник Братства православных богословов в Польше. 1936, книги 2 и 3; 1937, книги 1, 2 и 3. В книге Э. Хеннеке «Новозаветные апокрифы», т. I. Тюбинген, 1959, в главе «Разрозненные изречения Господа» И. Иеремиасом дана вводная библиографическая справка о литературе, посвященной аграфам. Проф. Таубе приводит другой вариант перевода; «Более блажен дающий, нежели принимающий» (Аграфа. «Вестник Братства православных богословов в Польше», 1936, кн. 3, с. 194). Такой перевод более соответствует евангельским оборотам речи. Кроме того, точнее будет «получать», а не «принимать», так как греческий текст содержит глагол «μβνειν». «Место устной традиции в истории развития древнецерковной мысли». «ЖМП», 1949, 1, с. 36. В отличие от указанных у проф. Сагарды Евангелий, в так называемых евангелиях Петра, Филиппа, Иуды, Никодима и др. имеются еретические искажения и многочисленные надуманные истории.

http://pravmir.ru/agrafy/

Календарь Материалы 17 марта 2005 г. [Гость сайта] Сергей Архипов Протоиерей Борис Пивоваров, настоятель храма Всех Святых в земле российской просиявших в Академгородке, учредитель православной гимназии во имя преподобного Сергия Радонежского в Академгородке под Новосибирском: «Все, что у нас есть – все сложилось и получилось лишь только Божьим произволением. А мы всего лишь захотели, сделал же все Господь». [Поместные Православные Церкви/Элладская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Национальное возрождение неотделимо от духовного, и поэтому Косма подробно рассказывает утратившим связь с православной традицией слушателям о том, как необходимо жить в соответствии с православным вероучением, рассказывает о значении обрядов и таинств. В своих проповедях он описывает устройство и назначение различных частей храма, рассказывает о том, как должно совершаться таинство брака, крещения. Новости 17 марта 2005 г.

http://pravoslavie.ru/archive/050317

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010