Аграфы имели различную судьбу: некоторые попали в новозаветные книги, другие сохранились в писаниях отцов древней Церкви и в литургических памятниках древности, иные рассыпаны по другим известным и еще не открытым памятникам древнехристианской письменности. Ни одно изречение, или слово Божественного Учителя, Господа Иисуса Христа, не было сказано напрасно. И если какое-либо слово Христа не вошло в письменные источники, то оно, можно сказать со всей определенностью, дало ростки в сердцах Его слушателей. Записанные же вне Евангелия слова и изречения Иисуса Христа навсегда остались прочным связующим звеном между двумя великими источниками Божественного Откровения – Священным Писанием и Священным Преданием. Они утверждают православный взгляд на значение и место Священного Предания в Церкви. Примечания: 1 γραφα – ср. р. мн. ч. от  γραφος, – незаписанный, устный (по отношению к слову); неписанный (по отношению к закону); не внесенный в договор. Любой из этих переводов соответствует особенностям рассматриваемых изречений Иисуса Христа, поскольку они не записаны в Четвероевангелии, к которому применимы определения и закона, и договора (союза). 2 Православная Богословская энциклопедия. СПб., 1900, с. 299. 3 «ЖМП», 1954, 6. 4 Вестник Братства православных богословов в Польше. 1936, книги 2 и 3; 1937, книги 1, 2 и 3. 5 В книге Э. Хеннеке «Новозаветные апокрифы», т. I. Тюбинген, 1959, в главе «Разрозненные изречения Господа» И. Иеремиасом дана вводная библиографическая справка о литературе, посвященной аграфам. 6 Проф. Таубе приводит другой вариант перевода; «Более блажен дающий, нежели принимающий» (Аграфа. «Вестник Братства православных богословов в Польше», 1936, кн. 3, с. 194). Такой перевод более соответствует евангельским оборотам речи. Кроме того, точнее будет «получать», а не «принимать», так как греческий текст содержит глагол «μβνειν». 7 «Место устной традиции в истории развития древнецерковной мысли». «ЖМП», 1949, 1, с. 36. 8 В отличие от указанных у проф. Сагарды Евангелий, в так называемых евангелиях Петра, Филиппа, Иуды, Никодима и др. имеются еретические искажения и многочисленные надуманные истории.

http://azbyka.ru/agrafy-pivovarov

С. 120); гипотетичность его реконструкции «при всей убедительности… аргументации» отметил Сарабьянов ( Попова, Сарабьянов. 2017. С. 178); сомнение высказал А. С. Преображенский ( Преображенский. 2012. С. 83). Логвин считал, что в центральной части ктиторской композиции находилось изображение равноапостольных Константина и Елены с крестом, а по сторонам - равноапостольных Владимира и О., благоверных Бориса и Глеба ( Логвин. 1988. С. 20-21); ученые не поддержали его вывод. Вероятно, О. была изображена в наружной росписи сев. фасада ц. Спаса на Нередице в композиции «Успение Пресв. Богородицы» - 2 предстоящие фигуры князя и княгини с нимбами Н. П. Сычёв атрибутировал как фигуры кн. Владимира и О. ( Sy ev. 1932. P. 102). Преображенский указал на связанный с Псковом подобный «пример соединения сцены Успения с изображением Владимира, Бориса и Глеба» (икона из ц. Успения в Бутырской слободе) и потому не исключал, что «по сторонам нередицкого «Успения» также были представлены первые рус. св. князья (Владимир и Ольга или Борис и Глеб), но их изображения отражали культурную ситуацию XVI столетия, а не рубежа XII-XIII вв.» ( Преображенский. 2012. С. 175). По мнению Н. В. Пивоваровой, в Нередице представлены образы создателя храма кн. Ярослава Владимировича и его супруги кнг. Елены ( Пивоварова. 2002. С. 90). И. И. Срезневский описал несохранившуюся фреску ц. вмч. Феодора Стратилата на Ручью в Вел. Новгороде (ок. 1378): «…изображение св. Ольги… очень полинялое и попорченное. Ему дано место близ изображения св. Владимира с Борисом и Глебом, на боковой южной стене церкви, под хорами на одинаковой высоте с этим. Св. Ольга стоит на таком же круглом подножии, как и св. Владимир; на голове ее, окруженной сиянием, покрывало, спускающееся к плечам, и сверх покрывала что-то вроде шапочки с околышем и с довольно высоким круглым верхом, по к-рому от середины лба вверх положена довольно широкая нашивка или вышивка. Руки, сколько можно видеть из-под штукатурки, закрывающей среднюю часть лика, кажется, сложены на груди.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

В. Колчака. При восстановлении советской власти в регионе нек-рые храмы были закрыты или разрушены, начались расправы над священно- и церковнослужителями. Возможно, к этому времени (по др. версии, к 30-м гг. XX в.) относится обнаруженное в 2007 г. в окрестностях с. Волчанка Доволенского р-на захоронение 18 казненных священнослужителей (16 сент. 2007 останки перезахоронены в парке Победы в с. Довольном). 14 янв. 1920 г. арестован священник ц. во имя свт. Николая Чудотворца с. Маслянина (ныне рабочий поселок) Евгений Смирнов (расстрелян в 1937). По сообщению Новониколаевской уездной ЧК, за участие в июле-авг. 1920 г. в т. н. Колыванском крестьянском восстании, охватившем ок. 10 волостей Новониколаевского у. и неск. волостей Томского у., к расстрелу вместе с его активными участниками был приговорен священник с. Новотырышкина Павел Попов, который «благословлял повстанцев». В кон. 1920 г. был зверски убит священник пос. Дальнего Новониколаевского у. Василий Гоголушко. В 1921 г. 10 коммунистов Коченёвской вол. Черепановского у. организовали убийство свящ. Савина, в следующем году по указанию Новониколаевского губкома РКП(б) они были оправданы ( Симон (Истюков). 2015. С. 37-38). В февр. 1922 г. учреждено Новониколаевское вик-ство Томской и Алтайской епархии. Историю Новониколаевской (Новосибирской) кафедры см. в ст. Новосибирская и Бердская епархия . В наст. время Н. о. совпадает с границами Новосибирской митрополии РПЦ, включающей наряду с Новосибирской и Бердской епархией Искитимскую и Черепановскую епархию, Каинскую и Барабинскую епархию , Карасукскую и Ордынскую епархию . Прот. Борис Пивоваров, М. К. Третьякова Старообрядчество Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1990–1999 гг. Архит. А. П. Долнаков. Фотография. 10-е гг. XXI в. Собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. 1990–1999 гг. Архит. А. П. Долнаков. Фотография. 10-е гг. XXI в. Старообрядчество на территории Н. о. начало распространяться с кон. XVII - нач. XVIII в., когда благодаря усилиям военной и гражданской администрации, прежде всего после строительства военных форпостов в Приобье (Умревинский, Чаусский и Бердский остроги), были созданы необходимые условия для русской колонизации региона.

http://pravenc.ru/text/2577869.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКАКИЙ (Левицкий Артемий Григорьевич; г. р. неизвестен, Москва - 9.12.1874, с. Абай), игум., алтайский миссионер. Закончил ветеринарное отд-ние Московской медико-хирургической академии. В 1839 г. призван на миссионерское служение основателем Алтайской духовной миссии архим. прп. Макарием (Глухаревым), при к-ром служил в миссии как катехизатор и врач. 23 дек. 1845 г. пострижен в монашество, в праздник Рождества Христова, 25 дек. 1845 г., рукоположен во иеродиакона, 30 дек.- во иеромонаха. Первым местом миссионерского служения А. в сане иеромонаха была дер. Мыюта, затем он стал миссионером Черно-Ануйского отд-ния миссии, где обращал в христианство алтайцев-язычников и казахов-мусульман (крестил 1398 чел.). Обучал детей алтайцев и русских грамоте, основал ряд миссионерских поселений для новокрещеных алтайцев, где они, с одной стороны, уже не находились в экономической зависимости от нехрист. родовых начальников и воинственно настроенных против них сородичей, а с др.- легче переходили от кочевого образа жизни к оседлому. В числе основанных А. поселений - с. Абай (ныне в Усть-Коксинском р-не Республики Алтай ). Прославился даром исцелений, а также борьбой с купцами и виноторговцами, обманывавшими и развращавшими новокрещеных алтайцев. В 1852 г. исполнял обязанности начальника Алтайской миссии (из-за отъезда на лечение прот. Стефана Ландышева). В 1866 г. по его молитвам избавилась от нашествия саранчи Абайская долина. За ревностные миссионерские труды возведен в сан игумена. Погребен в ограде молитвенного дома с. Абай. Алтайскими миссионерами почитался как ученик основателя миссии прп. Макария. Соч.: Извлечения из миссионерских записок//ПрТСО. 1858. Т. 17. С. 287-292; Выписка из дневника миссионера Черно-Ануйского отделения Алтайской духовной миссии иеромонаха Акакия за первые семь с половиною месяцев 1866 года//ДЧ. 1867. Ч. 1. 1. С. 15-27; Записки миссионера Черно-Ануйского отделения Алтайской духовной миссии иеромонаха Акакия за четыре с половиною месяца 1866 года//Там же. 1868. Ч. 3. 9. С. 17-27. Лит.: Путинцев М., прот. Алтай - его святыни: Миссионерство. М., 1891. С. 68-69; Макарова-Мирская А. Апостолы Алтая. М., 1997. Прот. Борис Пивоваров Рубрики: Ключевые слова: МАКАРИЙ (Глухарёв Михаил Яковлевич; 1792, - 1847), прп. (пам. 18 мая, в Соборе Алтайских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), архим., основатель Алтайской духовной миссии АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника " АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых)

http://pravenc.ru/text/63790.html

Календарь Материалы 9 февраля 2012 г. [Поместные Православные Церкви/Антиохийская/Святые и святыни/Храмы и монастыри] «Молитва, – наше оружие, защищающее нас и отгоняющее черное облако, нависшее над Сирией», – говорит отец Георгий, священник, служащий в Сайднайском женском монастыре, 29 января обстрелянном мятежниками. [Интернет-журнал/Общество] Антон Леонтьев Обучение основам религиозной культуры в светских школах является одним из главных способов вернуть в систему образования воспитательный компонент – к такому выводу пришли участники пресс-конференции, посвященной обмену опытом по преподаванию религиозных дисциплин в России и Литве. [Встреча с Православием/Святые и святыни] 16 февраля 2012 года исполняется 100 лет со дня кончины святителя Николая Японского. Архиепископ Николай обратил в православие более 20 тысяч человек, перевел на японский язык Новый Завет и основные богослужебные книги, построил православный собор в Токио. Фильм интересно рассказывает о России и Японии времен Святителя Николая. В него вошли средневековые японские гравюры, фотографии японского быта и жизни православной миссии, редкие хроникальные кадры. Съемки велись в Японии, в Твери, в Санкт-Петербурге и прочих местах, связанных с жизнью святого. [Интернет-журнал/Общество] Протоиерей Андрей Ткачев Приходской священник чем-то похож на участкового доктора. Задерганный, уставший, бегает туда-сюда, а тут чье-то больное воображение раз за разом изображает священника не иначе, как в «Мерседесе». Обидно, честное слово. [Интернет-журнал/Общество] Протоиерей Борис Пивоваров При выборе или смене модуля-предмета по " Основам религиозных культур и светской этики " родители должны ясно осознавать, что так называемая «светская этика» — это не какой-то мировоззренчески нейтральный предмет, а атеистический учебный курс, который не случайно противопоставляется основам религиозной культуры, а следовательно — и традиционному для России духовно-нравственному воспитанию. [Встреча с Православием/Православная библиотека]

http://pravoslavie.ru/archive/120209

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Портрет первого старосты университетского прихода купца Василия Пивоварова будет водружен в храме святых апостолов Петра и Павла на Менделеевской линии. Его передаст в дар университетскому храму и музею истории Университета автор картины, член Союза художников Анатолий Алексеев. Портрет исполнен на средства прихожанина университетского храма Олега Остапенко. Торжественная церемония установки портрета состоится 6 марта. Университетский храм святых апостолов Петра и Павла был освящен в 1837 году. С тех пор университетская церковь стала духовным центром Петербурга, объединяющим многих православных ученых и деятелей культуры. Ее прихожанами были известные исследователи, писатели и просветители: Андрей Бекетов, Александр Введенский, Иван Гревс,  Лев Карсавин, Юрий Крачковский, Николай Лосский, Дмитрий Менделеев, Борис Тураев и многие другие. В университетской церкви был крещен Александр Блок; здесь же состоялось его обручение с Любовью Менделеевой, дочерью всемирно известного химика Дмитрия Менделеева. Первым ктитором университетской церкви стал купец Василий Андреевич Пивоваров; в этой должности он состоял на протяжении двадцати лет. К открытию храма он подарил богатую утварь: три бронзовые люстры в трех куполах, четыре бронзовых высеребрянных подсвечника перед иконостасом, дарохранительницу из золоченого серебра, литургические сосуды, напрестольный крест, Евангелие, Плащаницу.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-02-29/5...

В древнем якутском храме, находящемся в новосибирском академгородке, впервые совершена литургия 1 июля, 2013. Новостная служба Служение литургии возглавил епископ Якутский и Ленский Роман. 1 июля. ПРАВМИР. 30 июня в Новосибирском научном центре (Академгородок) впервые за последние 130 лет была совершена Божественная литургия в Спасском Зашиверском храме, который был перевезен в 1971 году экспедицией академика А.П. Окладникова из Якутии в Новосибирск. Служение литургии возглавил епископ Якутский и Ленский Роман, которому сослужил руководитель отдела религиозного образования и катехизации Новосибирской епархии протоиерей Борис Пивоваров, а также члены якутской делегации в священном сане. Об этом сообщает  «Православная Якутия» . Завершениием торжественного богослужения стал крестный ход и молебное пение у стен древней якутской святыни. На молитву, совершавшуюся на церковно-славянском и якутском языках, в этот день собрались многие новосибирцы, а также представители якутского землячества и ученого сообщества Новосибирского Академгородка, среди которых Н. В. Соболев, академик Российской академии наук. Якутский архипастырь поблагодарил всех в своем слове после окончания общей молитвы, обращенной к Божией Матери и всем святым, память которых в этот день совершает Православная Церковь, и подчеркнул особую значимость для всех якутян этой молитвы и памяти о тех, кто своими трудами утверждал веру Христову на бескрайних просторах Севера. 230 лет назад якутский Зашиверск стал уездным городом и центром распространения христианства на огромной территории северо-востока Сибири, лежащей вдоль рек Яна, Индигирка, Колыма, вплоть до устья Лены. Эта дата послужила отправной точкой визита епископа, священников, интеллигенции и научного сообщества Якутии в столицу Сибирского федерального округа.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/v-drevnem-yakutskom-hr...

Прообразовательное значение Пасхи Ветхого Завета всегда выражает 1-я песнь канонов на утрени. Но самое замечательное выражение эта пасхальная связь Ветхого и Нового Завета находит в ирмосе 1-й песни канона Пасхи: Воскресения день, просветимся, людие! Пасха, Господня Пасха: от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия. Преведе – это и есть наша Пасха! Воскресший Христос Бог наш дарует нам жизнь вечную Воскресением Своим. Поэтому в конце каждого пасхального богослужения мы благодарно поем: И нам дарова живот вечный: покланяемся Его тридневному Воскресению. Веру Церкви в то, что пострадавший за нас на Кресте и Воскресший в третий день Христос Господь – Новая Пасха, наша Пасха, то есть наше спасение и обновление, свидетельствует преподобный Иоанн Дамаскин в Пасхальном каноне, который поется на Светлой пасхальной заутрени. Этот канон иногда называется венцом, то есть вершиной церковных песнопений. Мужеский убо пол, яко разверзый девственную утробу, явися Христос, яко человек же, Агнец наречеся, непорочен же, яко невкусен скверны, наша Пасха: и яко Бог истинен, совершен речеся (первый тропарь 4-й песни канона Пасхи). В переложении на русский язык и на современный синтаксис этот тропарь читается так: “Наша Пасха – Христос явился мужским полом, как (Сын) разверзший девственную утробу; назван Агнцем как обреченный на смерть; непорочным как непричастный нечистоты; а как истинный Бог – наречен совершенным”. Следующий тропарь этой же песни канона Пасхи: Яко единолетный агнец, благословенный нам венец Христос, волею за всех заклан бысть, Пасха чистительная: и паки из гроба красное правды нам возсия Солнце. Переложение: “Благословляемый нами венец – Христос, как однолетний агнец, добровольно принес Себя в жертву за всех, – Он – наша очистительная Пасха, и вот из гроба нам воссиял Он как прекрасное Солнце правды”. В припеве на 9-й песни канона Пасхи поется: Христос – Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, вземляй грехи мира. Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин 1:29 ), – свидетельствовал о Христе Спасителе Иоанн Креститель на Иордане. Агнцем, закланным от создания мира называет Воскресшего Христа Спасителя евангелист Иоанн Богослов в Откровении ( Откр 13:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-v...

Воскресение Христово – Пасху Нового Завета – мы всегда исповедуем и в Символе Веры , хотя в тексте самого Символа Веры нет слова Пасха. Читая или воспевая Символ Веры , мы исповедуем веру Церкви и вместе с тем свою веру во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, распятого за нас при Понтийском Пилате и страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием. Воскресение Христово неотделимо от искупительных страданий и крестной смерти Христа Спасителя: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф 20:28 ). И радость Воскресения к нам пришла через Крест Христов: Се бо прииде Крестом радость всему миру! – поем мы в пасхальной песни “Воскресение Христово видевше”. Поэтому, празднуя ежегодно Светлое Христово Воскресение, мы прежде поклоняемся страданиям Христовым – совершаем Пасху Крестную, как говорили древние христиане, а затем переходим к пасхальному ликованию Пасхи Воскресения, или Пасхи Воскресной. К сожалению, для многих христиан утратилась богословская многозначимость слова Пасха. Некоторые в этом слове слышат только ликующие нотки величайшего церковного праздника Воскресения Христова и не чувствуют неотделимого от этого же слова ужаса Голгофы. В прежние же столетия, как свидетельствуют богослужебные книги, когда на всенощных бдениях согласно Уставу богослужебному читались избранные места из лучших богословских творений Святых Отцов Церкви, на ночной пасхальной службе кроме Огласительного Слова Святителя Иоанна Златоуста , которое читается повсеместно и в нынешнее время, перед 4-й песнью Пасхального канона читалось также “Слово на Пасху” (45-е) Святителя Григория Богослова . Оно начиналось словами из книги пророка Аввакума На стражу мою стал я ( Авв 2:1 ), а после чтения этого Пасхального Слова следующая (4-я) песнь канона начиналась ирмосом: На Божественней стражи Богоглаголивый Аввакум… В этом изумительном Пасхальном Слове раскрываются величайшие тайны Церковного Богословия, в нем же дается и этимология самого слова Пасха. Древнееврейское слово Пасха, означавшее «прохождение» или «перехождение», по словам святителя Григория Богослова , в греческой огласовке обогатилось новым смыслом, ибо стало созвучно греческому слову, означающему «страдание». Такому преображению слова, несомненно, содействовало то, что и в первом, и во втором случае оно означало спасение, пришедшее от Господа. В Ветхом Завете – это исход Израиля из Египта, переход через Чермное море, жертвенный пасхальный агнец и ежегодное празднование Пасхи ветхозаветной. В Новом Завете – это Воскресение Христа, Агнца Божия, Который берет на Себя грех мира ( Ин 1:29 ), это Сам Господь наш Иисус Христос , Пасха наша ( 1Кор 5:7 ), принесший Себя в жертву на Кресте за спасение мира, это еженедельное (по воскресным дням) и ежегодное (на Пасху) воспоминание Светлого Христова Воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-v...

Пограничным городам не хватало пахарей, и царь Борис Годунов издал указ о том, чтобы беглых крестьян, появлявшихся там, не ловить: «Воровских людишек в городах Лебедяни, Елце, Чернавске, Ливнах не имати, а жить им в слободах». Беглые крестьяне с любовью говорили о Ельце: «Елец – всем ворам отец». Стоит ли удивляться тому, что в 1605 г. южные крепости – Елец, Воронеж, Путивль и Ливны – перешли на сторону Лжедимитрия, а в 1606 г. многие ельчане влились в бунтарское войско Ивана Болотникова? Ельчанин, боярский сын Истома Пашков, возглавил один из отрядов и даже ходил «воевать» Москву, но был отбит. Пытаясь вразумить смутьянов, мать убиенного царевича Димитрия царица-инокиня Марфа Нагая прислала в Елец грамоту о том, что её сын давно убит. Ельчане не образумились. Царские войска осадили Елец, но взять его не смогли. Истома Пашков снова пошёл на Москву… Ельчане могли поверить, что жив Димитрий, но они не могли сдаться католикам. В 1616 г. гарнизон Ельца насчитывал 1969 воинов (Тулы – 640, Калуги – 2109), имел мощное пушечное вооружение. Когда в 1618 г., опустошив Путивль, Рыльск, Ливны, Елец осадил Пётр Конашевич-Сагайдачный, возглавлявший отряд запорожцев и поляков, ельчане стойко оборонялись. Казаки взяли город хитростью: сделали вид, что отступают, и елецкий воевода Андрей Полев бросился преследовать их. Город был сожжён, многие защитники погибли. Расцвет торговли и ремёсел В середине XVII в. город перестал быть пограничным, стал заселяться мирными людьми. Благодаря расположению на торговых путях, связывающих центр России с югом, стало обогащаться купечество. Особенно бойко шла торговля хлебом. Процветали мукомольный, кузнечный и кожевенный промыслы, а также земледелие. Елецкие кузнецы в 1708 г. сумели выполнить срочный заказ Петра I на 50 тыс. передних подков для армии. В 1719 г. Елец стал центром провинции. Елецкая провинция включала Липецк и Задонск и была по площади больше нынешней Липецкой области. Сегодня ельчане говорят, что способны прожить и в изоляции; у них есть почти все жизненно необходимые производства – сахарный, кожевенный, пивоваренный заводы, завод стройматериалов, табачная фабрика. Есть и что вывозить – продукцию машиностроительного завода, заводов тракторных гидроагрегатов, элементного, медицинского оборудования. Святые [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Елец

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010