Они не удержали за собой даже исключительного права следить за открытием и закрытием епархий и правильностью назначения иерархов. Канонический порядок избрания святителей в западной Руси уступил место «королевскому подаванию». Отсюда при поставлении владык королевский произвол стал выше всего 879 . Ненормальный порядок замещения архиерейских кафедр довел до того, что на святительских престолах являлись не святители, а «сквернители». К числу таких сквернителей можно отнести даже некоторых митрополитов – патриарших ставленников, отличавшихся или порочной жизнью, или тяготением к латинству. Достаточно назвать Иосифа Болгариновича, начавшего открыто действовать (ок. 1498–1499 г.) в пользу унии 880 , Онисифора Девочку, не упоминая о Кирилле Терлецком, Ипатие Поцее, о нареченных епископах Иване Борзобогатом Красненском, Марке Жаровницком, управлявших Луцкой епархией без принятия сана, Андрее Русине Беростецком, управлявшем Пинской и Туровской епархией 881 и некот. других. Митрополит тоже находился не в особенно выгодном положении. Его часто совсем не было слышно, и король холодно относился к замещению митрополичьей кафедры сторонником православия. Православным князьям пришлось со слезами вымаливать у Казимира позволения по смерти Симеона (1488 г.) выбрать нового кандидата на кафедру, вдовствовавшую около четырех лет. Выбор пал на Иону Глезну 882 . После Ионы († ок. 1494 г.) митрополия досталась Макарию Чорту, быть может, тому самому, который вместе с нареченным митрополитом епископом смоленским Мисаилом в 1476 г. писал п. Сиксту IV 883 . Заметно, что королю хотелось видеть на митрополии расположенных к латинству. По крайней мере, Макарию по воле короля Александра наследовал (1498 г.) явный сторонник латинства смоленский епископ Иосиф Болгаринович. За ним была оставлена и Смоленская епископия 884 . Православные митрополиты при короле католике стояли не высоко и не имели влияния на государственные дела, как это было в сев.-вост. Руси, хотя иногда приглашались на сеймы 885 . Они сами постоянно просили привилегий и подтверждения собственных прав 886 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Иона очутился в положении бунтовщика против законного государственного порядка. Король присудил Иону к высылке. Через год Иона умер. Король назначил (!) преемником Ионы в Луцк Пинского епископа Кирилла Терлецкого. Кирилл Терлецкий, оправдываясь хозяйственной беспорядочностью, водворившейся в Луцкой епархии, имел благовидный предлог сосредоточить свою святительскую энергию на тяжебных делах об имуществе даже в своей бывшей Пинской епархии. Еще предшественник его на Пинской кафедре, Феодосий, отдал замок Жабче в приданое за дочерью зятю его, старосте Луцкому Александру Жаровницкому. Теперь замок уже был в границах новой для Кирилла, Луцкой епархии. И Кирилл в 1585 г. поручил своему родному брату, Ярошу (Ярославу) Терлецкому, с несколькими десятками вооруженных слуг, бояр, гайдуков, пеших и конных, напасть на Жабче. Но на этот раз нападение было отбито. Неугомонный Кирилл с этим не примирился. В течение года он собрал новую рать наемников из угров, сербов, волхов и всяких гайдуков и теперь уже с артиллерией. Штурм Жабче удался. Было много убитых, раненых. Войску разрешено было грабить и поделить добычу между собой. И вообще Кирилл Терлецкий имел гонор благородного шляхтича и жил в своем замке с многочисленной челядью, имел свое войско и пушки... И вот другой более громкий исторический человек, Львовский епископ Гедеон Болобан. Это он через год по смерти Ионы Борзобогатого сделал нападение на Жидичинский монастырь, куда настоятелем был поставлен безместный епископ грек Феофан. Гедеон Болобан отправил для захвата Жидичинской позиции своего родного брата, светского пана Григория Болобана, с отрядом жолнеров (польск. из немецкого «солднер» ­­ наемный солдат) и неожиданным налетом выбил из монастыря его греческого настоятеля еп. Феофана и объявил монастырь исконной собственностью Львовской кафедры. Это было в 1585 г. В этот год нежданно прибыл во Львов Антиохийский патриарх Иоаким, с полномочиями и от КПльского патриарха. Для мирян и для Львовских братств приезд патриарха был опорой их контроля над многогрешными епископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

4, отд. 2, стр. 78, 87, 118, 129 и 140). Ещё оно, – как имение Яна Монтовта, – упоминается в акте от 20 марта 1565 года в жалобе Луцкого еврея Мисановича о том, что урядник пана Яна Монтовта разграбил хлеб в арендуемой жалобщиком мельнице в с. Липой (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,039, стр. 8, п. 16). 436 Село Лопавши – под именем села Лопавш Луцкого повета, как имение венденского стольника Криштофа Сенчинского, – упоминается в акте от 31 января 1703 года в объявлении этого Криштофа Сенчинского о том, что он не может платить из своего села Лопавш прежнего количества подати «do skarbu (в казну) rzeczypospolitej» потому что часть его крестьян выселилась в Подолию, часть пристала к казацкому восстанию, а имущество остальных истреблено пожаром (Архив, ч. 3, т. 2, стр. 530). Село это некогда принадлежало Волчкам-Хринницким, потом, при дележе 17 июня 1585 года, досталось на долю Николая Хринницкого, дочь которого вышла замуж за Николая Моссаковского. Фамилия Моссаковских владела им до конца 18 века; только в начале 18 века временно владел им Криштоф Сенчинский. Последней из Моссаковских, владельцев села Лопавш, Антоний, подстолий Черниговский, выдал свою дочь Сусанну за Феликса Силу-Новицкого и отдал за нею в приданное и село это. Ныне им владеет Антоний Сила-Новицкий. 437 Село Лысин упоминается в акте от 7 июня 1566 года в жалобе каролев. маршалка Петра Загоровского об уничтожении межевых знаков между имениями – Дублинским, Лысяческим и Свишовским и поорании его полей земянином Щастным Гесинским (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 16, п. 8). Село Лысин принадлежало некогда Древинским, потом с 1860 г. Хрущевским, а по смерти последнего Хрущевского – Ромуальда в 1877 г., – оно досталось его двоюродному брату Витольду Лышинскому. Есть здесь ещё мелкие помещики: Вторжецкий Рутковский и Стасевич. 438 Местечко Лобачевка – под именем местечка Лобачевки – упоминается в акте от 5 июня 1680 года в подробном перечислении разного рода вымогательств и убытков, причинённых Черниговским воеводою Станиславом-Казимиром Беневским и наном Каспром Куницким жителям м. Берестечка и принадлежащей к нему волости; в числе потерпевших указаны Лобачевские мещане (Архив, ч. 6, т. 1 прилож., стр. 128). 439 Село Колмов упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается городня «Колмовская Василия Юнкевича»; ниже, в том же акте, в описании большого земского моста Луцкого, упоминается «городня Василия Енковича с Колмова» (Памятники, т, 4, отд. 2, стр. 75, 88 и 116). Ещё оно упоминается в акте от 9 декабря 1563 года в жалобе пана Ивана и других Борзобогатовичей-Красенских об ограблении, нанесении побоев их уряднику и одному крестьянину и убийстве другого, крестьянами пана Николая Дубровского в с. Колмове (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,037, стр. 29, п. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Феодосий привел 200 чел. конницы и 300 чел. пехоты с надлежащим вооружением, артиллерией из 9-ти пушек. Это был канун Воздвижения. Василий не выразил готовности уступить своего места. На другой день, это было 14 сентября, артиллерия Феодосия открыла огонь по архиерейскому замку и соборной церкви. Шесть раз ходило войско Феодосия на штурм замка. Наконец, подложен был огонь под стены. За целый день было много убитых. Здания и церковь повреждены снарядами. Пан Василий под покровом ночи бежал из осажденного архиерейского дома. Феодосий вступил в него победителем. Но Иван Борзобогатый-Красненский держал в руках законные королевские бумаги на обладание архиерейским местом и потому подал формальную жалобу на имя короля. Для разбора назначен суд. Судебный чиновник Иван Богухвал 12 октября явился в архиерейский замок в сопровождении нескольких слуг Борзобогатого-Красненского. Богухвал вошел в собор, чтобы по окончании утрени, вручить Феодосию вызов на суд. Узнав в чем дело, Феодосий, не беря в руки бумаги, прямо бросился с архиерейским посохом на одного из пришельцев и ударил его. Это было знаком начала битвы. Чужаков стали бить, топтать ногами и гнать. А Феодосий добавил: «если бы сам Борзобогатый был здесь, я велел бы его изрубить в куски и бросить псам». Богухвалу Феодосий заявил: «берегись и ты – грамота у тебя подложная, королевской подписи на ней нет». Тем дело на этот раз и кончилось. Победил Феодосий Лозовский. Королевская инстанция обещала дать удовлетворение Борзобогатому. Другой инцидент. Луцкую епископию, по смерти епископа Никифора в 1564 г., король отдал опять светскому человеку, Марку Жаровницкому. Урядник («врадник») пан Немецкий приехал в 1566 г. в Красносельский монастырь. В монастыре шла обычная жизнь. Игумен Богдан отслужил вечерню, вышел навстречу посланцу светского «владыки», и тот заорал на игумена: «зачем ты, пес, служишь вечерню, когда «владыка» не благословлял тебя служить?» Затем без разговоров пан Немецкий начал заушать игумена, который едва вырвался из его рук и без оглядки убежал.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Лишь через полгода после этого он принял монашество и сразу, не проходя низших ступеней, быстро доведен был до посвящения в митрополиты. Такой человек в момент протестантского пожара всей Польши и Литвы воплощал собой неспособность и бессилие – понять все происходящее. Но, судя по тому, что он лично дружил с отступником от латинства, Киевским бискупом Николаем Пацем, можно думать, что он был не особенным ревнителем веры. Хотя у русских православных могло быть и злорадное сочувствие протестантизму, как врагу, смиряющему гордыню латинства. Не будучи совсем богословом, Сильвестр был одержим интересами хозяйственными. Он брал подарки за поставления клириков. На него жаловались королю даже монахи Киево-Печерского монастыря за то, что митрополит присвоил себе лично монастырские земли. Характерны для времени этого недуховного митрополита эпизоды грубой борьбы за власть и материальные интересы современных русских православных епископов, столь далеких от понимания и забот о православии, о грозящих последнему и реформационных и латинских опасностей. Эпизоды эти походят как бы на измышленную кем-то сатиру и карикатуру. Но это реальные плоды развращающего права «подавания духовных хлебов – juris donandi». Вот примеры. В 1565 г., по смерти Владимирского (на Волыни) епископа Иосифа, королевская власть пожаловала Владимирскую кафедру почти одновременно двум претендентам: светскому шляхтичу Ивану Борзобогатому-Красненскому и Холмскому епископу Феодосию Лозовскому. Предусмотрительный Борзобогатый, не теряя времени, явился во Владимир, королевский чиновник «увязал» его к месту, и Борзобогатый оставил для управления делами своего сына Василия. Таково было извращение понятий, что делами епархии законно управляет какой-то мальчик, сын своего светского папаши. То, что покупается за деньги, оно и перепродается. К Василию, занимающему уже епископскую Владимирскую кафедру, является другой королевский чиновник и предъявляет новый «увязчий лист». Так как место оказалось занятым, то Холмский владыка Феодосий Лозовский, располагающий тоже законным королевским полномочием, является через полторы недели уже достаточно вооруженным, чтобы взять в свои руки данную ему кафедру, поневоле manu militari.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

4. отд. 2, стр. 75, 104 и 130). Ещё оно упоминается в акте от 1562 года в донесении вижа о том, что земянин Станислав Медведь и Берестецкий урядник пана Гнезненского (вероятно, Требуховского Николая – каштеляна Гнезненского) не дозволили поборце Волынского воеводста Василию Загоровскому поставить «бирчих» для взимания в королевскую казну мыта с товаров, провозимых заграницу чрез их имения Ляшки и Берестечко» (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,036, стр. 14, п. 3). Ещё оно, – как имение каштелянши Гнезненской Феодоры Требуховской, – упоминается в акте от 1564 года 11 мая в жалобе земян братьев Рогозинских о том, что эта Федора Требуховская наслала несколько сот человек своих крестьян Берестецких и Иляшевских, которые опустошили их лес в с. Рогозне, ограбили и избили многих крестьян (– – 2038, стр. 12, п. 10). Ещё оно упоминается в акте от 15 июня 1564 года в донесении вижа об отказе урядника м. Берестечка, имения пани Трибуховской, пана Шишинского выехать для оценки потравы, учинённой крестьянами Трибуховокой на полях пана Павла Корытенского (– – стр. 16, п. 24). Ещё оно упоминается в акте от 1564 гада 20 июля в жалобе земянина Павла Корытенского на Берестечского урядника пани Трибуховской Андр. Шишинского о нанесении побоев Хотенским крестьянам жалобщика и отнятии у них скота (– – стр. 20, п. 41). Ещё оно упоминается в акте от 1564 года 14 августа в жалобе Звенигородского наместника князей Сантушковичей, пана Стецка Андриевского, на урядника Берестечского Андрея Шешина об освобождении из заключения вора, укравшего коня у жалобщика, и на Перемыльского урядника Ходаковского об оскорблении и угрозах (– – стр. 23, п. 18). Ещё оно упоминается в акте от 1565 года 4 апреля в жалобе земянина Павла Корытенского о порубке плугов в нанесении побоев рабочим со стороны Берестецкого урядника пани Федоры Требуховской (– 2039, стр. 9, п. 3). Ещё оно упоминается в акте от 25 июля 1565 года в жалобе наместника Торчинского пана Андрея Хелстовского о нападении пана Ивана Борзобогатого на возвращающихся с Берестечской ярмарки мещан Торчинских, побоях, грабеже их имущества и отнятии детей (– стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Мало того, случалось, что одна и та же архиерейская кафедра или архимандрия давалась двум-трем лицам, между которыми начинались споры и даже борьба с вооруженной силой. Так, в 1565 г. король Сигизмунд II Август еще при жизни Владимир-Волынского епископа Иосифа пожаловал кафедру последнего почти одновременно еще двум лицам: шляхтичу Борзобогатому и Холмскому епископу Феодосию Лозовскому. Лишь только умер епископ Иосиф, Борзобогатый поспешил прибыть во Владимир и, введенный в управление епархией королевским чиновником, оставил здесь заведовать всем своего сына Василия, а сам уехал к королю. Через некоторое время туда же явился владыка Холмский Феодосий с двумястами конных и тремястами пеших вооруженных людей и потребовал от Василия уступить ему Владимирскую кафедру добровольно. Получив от Василия отказ, Феодосий на другой день увеличил свой отряд до двух с половиной тысяч вооруженных людей и, расставив по разным местам девять пушек, приказал стрелять из них по епископскому замку и соборной церкви. Шесть раз посылал он свое войско на штурм замка, во время которого повреждены были здания замка и соборная церковь и много людей было убито. Пан Василий принужден был ночью бежать из замка, а владыка Феодосий торжественно вошел в него и завладел Владимирской кафедрой. По жалобе Борзобогатого король потребовал Феодосия к себе на суд, но тот, избив королевского посланника, от явки отказался. И после этого Феодосий все-таки остался на Владимирской кафедре и «украшал» ее еще много лет. На раздачу православных монастырей мирянам короли смотрели как на дело обычное, и никогда эта отдача не совершалась так часто, как при королях Сигизмунде Августе и при Батории. Так, только в последние годы жизни Сигизмунда Августа им роздано было шесть монастырей, причем некоторые из них «на вечность», т.е. в потомственное владение. Не отставал в этом деле от Сигизмунда и Стефан Баторий, отдавая монастыри иноверцам. Не принимая духовного сана, миряне управляли монастырями, как хотели, не повиновались епископской власти, только собирали доходы с монастырских земель, а монастыри разоряли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОСИЙ (ЛАЗОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феодосий (Лазовский) (+ после 1588), епископ б. Владимиро-Волынский и Берестейский . Фамилия Лазовский не урожденная, она приобретена с дворянством позже. Был женат, имел дочь. 1 декабря 1552 года королевской грамотой, данной в Вильне , назначен епископом Холмским . Холмские акты говорят о многих судебных процессах, которые велись при епископе Феодосии по земельным делам, по поводу наездов на духовные имения, на церкви, грабежах, побоях и т. п. В 1565 году королевской грамотой переведен на Владимиро-Брестскую епископию . Эту кафедру пришлось занимать при содействии вооруженных сил, после настоящего сражения со сторонниками другого претендента на ту же епархию Иоанна Борзобогатого-Красненького, сына умершего Владимирского епископа. В 1578 году дал согласие на развод князя Курбского с женою. 23 декабря 1579 года по просьбе еп. Феодосия польский король Стефан Баторий дал разрешение передать Владимирскую епископию архимандриту Киево-Печерской Лавры Мелетию Хребтовичу . 15 января 1580 года епископия была сдана, и с 19 мая того же года Феодосий назывался уже " бывший владыка Владимирский " . 25 июля 1588 года выделил из церковного имения местечко Озерцы и 11 сел, доходы с них назначил на благоустройство соборной Владимирской церкви, на учреждение богадельни, школы для обучения детей, на содержание двух проповедников. Есть сведения, что еп. Феодосий делал наезды с толпой вооруженных людей на имения своих соседей и разбойнически нападал на большой дороге, причем иногда наносил раны своею рукою. Под старость Феодосий совершенно предался во власть своего зятя Дубницкого, владимирского войта, который разорял церковные имения, расточал церковную казну, а когда соборное духовенство решило начать судебный процесс об этих действиях, Феодосий некоторых священников избил своим посохом. Такие факты дали основание называть его " замечательно буйным и порочным пастырем " (Д. Иловайский), который " служил позором для православного духовенства и соблазном для своей паствы " (Н. Теодорович). Эта характеристика, основанная на Луцких и Владимирских актах, не кажется верной В. Плащанскому, основывающемуся на Холмских актах. Литература Использованные материалы Редакция текста от: 06.09.2010 22:35:09 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/15853.html

174). Иоасаф 1558–1561. Никифор упом. в 1564 г. 363 После него до 1567 года Луцкой епархией управлял, не посвящаясь в духовный сан, Марк Жоравинский. По смерти его, король отдал Луцкую епископию бывшему владимирскому владыке, Ивану Борзобогатому Красненскому, 364 который также не хотел принимать духовного сана, но был принужден к тому в 1571 году митрополитом Ионой. Красненский распоряжался имениями кафедры, как своей собственностью. Сыновья его грабили церкви, разгоняли монахов. Луцкие священники жаловались королю, что он запечатывает церкви и запрещает служить в них, чтоб только вынудить у них подачку. 365 Наконец преступления его подверглись законному взысканию. В 1585 г. он присужден был к лишению всех гражданских прав и изгнанию из отечества (банниции). Но, до приведения этого приговора в исполнение, Иона скончался в том же 1585 г. После него Луцкую кафедру получил, по рекомендации киевского воеводы, князя К. К. Острожского, пинский епископ Кирилл Терлецкий. Прежде всего он обратил внимание на экономические дела кафедры и, найдя имения разграбленными, начал отнимать их у владельцев вооруженной рукой. Одно из этих имений, замок Жабче, отдан был Ионой в приданное за дочерью старосте луцкому, Александру Жоравницкому. Терлецкий выставил против него наемный отряд из тысячи человек: тут были и татары и угры и валахи и сербы с пушками и всяким оружием. Дело не обошлось без кровопролития: но замок был отнят. 366 Все это было как будто в порядке вещей и не роняло архиерейской репутации Терлецкого. Но он умел действовать не только вооруженной силой. При посещении патриархом Иеремией Западной России в 1588 году, он так обошел патриарха, что тот сделал его своим экзархом или наместником, как «мужа искусна, во всех действиях подле правил св. отец бегла и ученна», и этим возвысил его над всеми русскими епископами. 367 Но потом он-то и оказался главным действующим лицом во время унии. 368 Русские епархии в землях под польским владычеством 1) Холмская епархия Холмская, первоначально Угровская, епархия, основанная в конце XI или в начале XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Но оказалось, что псевдо-владыка Марк Жаровницкий сам откупился от Луцкой кафедры, и королевская власть в 1567 г. отдала Луцкую кафедру в свое время обиженному, пану Ивану Борзобогатому-Красненскому. А он три года правил Луцкой епископией, оставаясь светским человеком, и только после этого «вынужден» был принять сан, чтобы не лишиться этого «хлеба духовного». Митр. Сильвестр Белькевич скончался в 1567 г. На его место еще с 1565 г. испросил у короля себе документ «храбрый» Владимирский епископ Феодосий Лозовский. Но... не был избран, и в митрополиты прошел и поставлен в 1568 г. епископ Пинский и Туровский Uoha III Протасевич. Иона III Протасевич (1568–1576 гг.) Иона происходил из мелкого русского дворянства. Был уже достаточно стар и был неспособен влиять на ход церковной жизни, захваченной после бури протестантизма мощным и победным наступлением в Польше и Литве римо-католической реакции. Литовская государственная уния (1569). Римо-католическая реакция. Иезуиты в Польше На Тридентском соборе (1545–1563 гг.) римо-католическая церковь оправилась от удара, нанесенного ей реформацией, «почистилась» и окрепла. Католичество вновь выступило на бой и начало отбирать потерянные позиции. Авангардом его армии стал иезуитский орден, который приведен был в Польшу в 1564 г., а в Литовскую Русь через 5 лет, в 1569 г. Это был год Литовской государственной унии с Польшей. Борьба Литвы с Польшей была исконной. Она продолжалась и после личной унии корон через брак Ягайла Литовского с Ядвигой Польской в 1386 г. Для русского и православного элемента эта борьба имела благоприятные последствия, охраняя его от быстрой полонизации и латинизации. Идеал Польши был как раз обратный: – соединить Литву с Польшей в единое монолитное государство и поглотить все литовское и русское в польском море. При жизни Сигизмунда I Литва потребовала, чтобы он сына своего, Сигизмунда II Августа, дал на Литву великим князем. Он это сделал в 1544 г. Но по смерти Сигизмунда I Польша потребовала, чтобы Сигизмунд II Август опять стал Польским королем, во-первых, и вместе Литовским великим князем, во-вторых.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

   001    002    003   004     005    006