Д. священнослужителя совершалась неск. епископами, их число определялось в соответствии с саном лица, подлежащего Д. С развитием инквизиции в XIII в. из этого правила делались исключения для более эффективной борьбы с еретиками. Д. клириков младших чинов (аколит, экзорцист, лектор, остиарий) проводил епископ обычно в присутствии светского судьи, к-рому подвергшийся Д. передавался затем для наказания (Liber Sextus. VI 5. 9. 2; Liber Extra. X 5. 7. 13 § 5; X 5. 20. 7; X 5. 40. 27). Процедура Д. состояла из 2 этапов: вынесения судебного приговора о Д. (degradatio verbalis) и церемонии Д. (degradatio actualis, или realis). Различие между 2 процедурами было введено папой Бонифацием VIII. Как правило, церемония Д. проходила в храме, хотя она могла совершаться и на площади. Осужденный представал перед епископом или епископами в полном облачении, приличествующем сану, держа литургические предметы (чашу, сосуд, книгу и т. д.), соответствующие его обязанностям в богослужении. Епископ, совершая Д., поочередно отбирал у него эти предметы и элементы облачения в порядке, обратном их вручению при совершении рукоположения, заканчивая альбой . Взамен отнятых облачений осужденному выдавалась мирская одежда. В средние века церемония Д. сопровождалась удалением осужденному тонзуры , к-рая символически соскабливалась или срезалась ножом или осколком стекла. Некоторые раннесредневек. источники упоминают также аналогичную процедуру удаления знака помазания с рук осужденных епископов и священников в тех местах, к-рые были помазаны миром при рукоположении (Pontificale Romanum. VII 1. 3). В Римском Понтификале, который окончательно сложился к XV в., уже подчеркивался символический характер подобных операций, их предписывалось совершать без пролития крови. В заключение епископ, проводивший Д., объявлял осужденного низложенным, лишенным сана, должности, бенефиция и привилегий духовного лица, и передавал его во власть присутствующего светского судьи для вынесения ему приговора и соответствующего наказания. Эта передача, как правило, сопровождалась формальной просьбой о милосердии к осужденному, однако за тяжкие преступления, караемые в церковном праве Д., светское законодательство в большинстве случаев предусматривало смертную казнь или членовредительство.

http://pravenc.ru/text/171567.html

Эта власть безгранична, неизмерима, она везде может заявить себя, где, как говорит Иннокентий III, есть грех , может всякого наказывать, не допускает никакой апелляции, и есть верховный произвол, потому что папа, по выражению Бонифация VIII, все права носить в груди своей. Так как он теперь сделался непогрешимым, то может в один момент, одним словечком: orbi (миру), т. е., что он обращается ко всей церкви, сделать всякое положение, любое учение, любое требование непреложным и непререкаемым учением веры. Перед ним или по отношению к нему не может устоять никакое право, никакая личная или корпоративная свобода, или, как говорят канонисты: суд Божий и суд папы есть один и тот же. Эта система явно носит на себе клеймо романского происхождения и никогда не проникнет в германские страны. Как христианин, как богослов, как историк, как гражданин я не могу принять это учение. Не могу, как христианин, потому что оно не совместимо с духом евангелия и с ясными изречениями Христа и апостолов; оно прямо хочет воздвигнуть царство мира сего, которое Христос отклонил, хочет господства над паствою, которое Петр запретил другим и себе самому. Не могу, как богослов, потому что все подлинное предание непримиримо противоречит. Не могу принять его, как историк, потому что как историк я знаю, что настойчивое стремление осуществить эту теорию всемирного господства стоило Европе потоков крови, расстроило и привело в упадок целые страны, расшатало прекрасное органическое устройство древней церкви, произвело, воспитало и укрепило самые гнусные злоупотребления в церкви. Наконец я должен отклонить его от себя как гражданин, потому что притязаниями на подчинение папской власти государств и монархов и всего политического порядка, и исключительным положением, которого это учение домогается для клира, оно полагает основание для нескончаемого пагубного раздора между государством и церковью, между духовными и мирянами. Я не могу скрыть от себя, что это учение, от последствий которого погибла древняя германская империя, в случае, если бы оно сделалось господствующим у католиков немецкой нации, тотчас пересадило бы зародыш неизлечимой болезненности и в только что созданную новую империю 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Да. Люди веры всегда с уважением относятся к вере других. Трудности возникают, когда друг с другом встречаются конфессии, которые не могут достичь примирения на интеллектуальном уровне. Так, ислам предполагает единство религиозного исповедания и общественного порядка, христианство же допускает их разделение. Не выдерживая этого напряжения, представители этих религий пытаются найти новую платформу для примирения вне всякого вероисповедания, что лишь способствуют ужесточению «битвы цивилизаций».   Попытка папы вернуть в церковное общение некогда отлученное Братство Пия X пока не удалась... Своим решением Папа явил великую готовность к примирению.  Братство Пия X не кафолично, поскольку воспринимает в качестве критерия кафоличности само себя . Следующему Папе придется ждать их ответного шага.     Вопросы задает журналист Нина Штрек   Перевод с немецкого и примечания – Августин Соколовски Папа Целестин V (Пьетро дель Морроне) (1209 (1210, по другим данным 1215) – 19.05.1296 (192-й по счету римский епископ, на кафедре c 5 июля (интронизация 29 августа) по 13 декабря 1294)). Монах-бенедиктинец, отшельник с 1231 года, в 1235–1240 годах подвизался в горах Морроне, где к нему присоединились другие отшельники, образовав значительное братство. Слава о святости Целестина привела к избранию его на римскую кафедру. Среди деяний Целестина на римском престоле, особенно характеризующих его как подвижника и аскета, избрание 12 новых кардиналов 18 сентября 1296 года, большинство из которых  было не из приходского безбрачного духовенства, а из монашествующих. Желая вернуться к созерцательной жизни, Целестин отказался от римской кафедры. С января 1295 года вернулся к отшельничеству в келье святого Онуфрия возле города Сульмоны, а затем в Апулии. Вслед за одним из францисканских братств желал удалиться в Грецию для более уединенного подвижничества, однако, был арестован и с июня 1295 года заключен в замке Фумоне в Ананьи в регионе Лацио, где вскоре отошел ко Господу. 5 мая 1313 года был прославлен в лике святых Папой Бонифацием VIII в Авиньоне. Почитание Целестина в монашеских кругах приобрело эсхатологические черты. Папа-ангел, отшельник с сильным характером, вплоть до наших дней противопоставлялся официальной бюрократической Церкви. Литургическая память Целестина совершается 19 мая. Именем Целестина называлась некогда распространенная по всей Западной Европе конгрегация целестинцев, основанная папой-отшельником. Lexikon für Theologie und Kirche, Dritte Auflage, Herder, Freiburg-Basel-Wien 2009, II, 1247-1248.

http://bogoslov.ru/article/3168987

В июле 1289 г. Беро (Берар), старший брат Бертрана де Го, занял архиепископскую кафедру Лиона; Бертран стал генеральным викарием архиепископа, а также получил место каноника лионского кафедрального капитула. В сент. 1294 г. папа Римский Целестин V возвел архиеп. Беро де Го в достоинство кардинала-епископа Альбано; вместе с ним в Рим приехал Бертран. После назначения кард. Беро де Го папским легатом Бертран де Го, как капеллан, сопровождал его и кард. Симона де Больё в дипломатической миссии, участвовал в переговорах о мире между англ. кор. Эдуардом I и франц. кор. Филиппом IV Красивым . После избрания папой Римским Бонифация VIII (1294-1303) Бертран де Го вернулся в Рим. В награду за успех миссии и, вероятно, по настоянию кор. Эдуарда I папа в марте 1295 г. назначил Бертрана де Го епископом Комменжа (епископского рукоположения совершено не было). 23 дек. 1299 г. Бертран де Го был возведен на архиепископскую кафедру Бордо, возможно с целью умиротворить монархов Англии и Франции, оспаривавших контроль над Гасконью. Для франц. кор. Филиппа IV Красивого, нуждавшегося в верных людях, которые занимали бы ключевые позиции в провинции, Бертран де Го был удобной фигурой. Семья де Го доказала свою лояльность к франц. короне: один из братьев Бертрана, Арно Гарси де Го, сеньор де Кутюр, сражался на стороне короля Франции под командованием Ги IV де Шатийона, графа де Сен-Поль. С назначением Бертрана де Го на важнейшую церковную кафедру в континентальных владениях Плантагенетов был согласен и англ. кор. Эдуард I. В соответствии с новым статусом Бертран заседал в совете Гаскони, во время визитов в Англию он принимал участие в работе королевского совета. Кроме того, назначение на кафедру Бордо показало, что после смерти старшего брата кард. Беро де Го (1297) Бертран сохранил влияние в Римской курии. Как архиепископ Бордо, Бертран де Го регулярно совершал визитации находившихся в его юрисдикции диоцезов; ревностно отстаивал статус примаса Аквитании в споре с архиепископом Буржа (в 1295-1316 эту кафедру занимал парижский богослов Эгидий Римский ), добился подтверждения статуса архиепископа Бордо как примаса Аквитании (3 марта 1303). В условиях, когда из-за военных действий провинция находилась на грани банкротства, архиепископ продемонстрировал умение решать финансовые вопросы. Он добился от франц. короля привилегий: бальи и сенешали не имели права вмешиваться в дела, касавшиеся церковных доходов архиепископства; епископы-суффраганы могли апеллировать к суду архиепископа.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Вслед. бунта баронов против фаворита парламент, созванный в Вестминстере, постановил выслать Гавестона из страны (1308). Король обратился к папе (письмо от 16 июня 1308) с просьбой заступиться за фаворита; позднее Эдуард II обещал К. поддержку в деле тамплиеров в обмен на возвращение Гавестона и по просьбе папы освободил 2 арестованных шотл. епископов. К. получил в подарок от короля дорогие украшения, а его племянник - замок Бланфор в Гаскони. Призвав конфликтующие стороны к примирению, К. отменил наложенное архиеп. Р. Уинчелси на Гавестона отлучение от Церкви, т. к. архиепископ не получил на это согласия папы Римского и не выслушал аргументы в пользу королевского фаворита. Эдуард II согласился соблюдать часть положений хартии 1300 г. (Articuli super Cartas), а бароны разрешили вернуть Гавестона в Англию. Вскоре отношения королевского фаворита и баронов окончательно испортились: в 1311 г. знать и духовенство заставили Эдуарда II признать ордонансы, существенно ограничившие власть короля. По просьбе монарха К. направил в Англию легатов с поручением восстановить мир и аннулировать ордонансы. Компромисс между королем и баронами был достигнут после ареста и казни Гавестона. Англ. духовенство негативно реагировало на действия К., к-рые воспринимались как необоснованное вмешательство папы Римского во внутренние дела королевства. В то же время англ. прелаты пытались использовать Папский престол в противостоянии с непопулярным кор. Эдуардом II: отмена К. буллы папы Бонифация VIII «Clericis laicos» от 24 февр. 1296 г. (в этой булле запрещалось отчуждение церковных доходов в пользу светских правителей без разрешения папы Римского) повлияла на отказ англ. духовенства предоставлять финансовую помощь королю на военные действия против Шотландии (весна 1311); усилиями архиеп. Р. Уинчелси клирики согласились выплачивать налог в размере 4 пенсов с марки (король хотел получить 1 шиллинг с марки). Однако еще при кор. Эдуарде I члены созванного в Карлайле парламента (1307) выразили недовольство политикой К.: его обвиняли в непомерных поборах, в присвоении аннатов и денария св.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

Живя здесь по-московски, т.е. как обыватели, а не путешественники, мы не торопимся осмотреть все достопримечательности вдруг, а наслаждаемся Римом и его живописными окрестностями исподволь, гуляючи. Если вам интересно знать, как мы попали сюда из Савойи, откуда я писал вам последнее письмо, то вот вам наш маршрут. Возьмите карту и читайте след.: Mont-Cenis (с громадным тоннелем), Турин (остановка 5 дней), Генуя (тоже пробыли 5 дней), берега Средиземного моря, Sestri Levante, на берегу моря (ночевали), Пиза (1 день), Флоренция (около месяца), Ciena (4 дня), Орвиэто (1 день) и наконец Рим. Столько в этом пути интересного, столько прекрасного и в природе, и в искусстве, что пером не написать. Коль не на шутку собираетесь за границу, выезжайте-ка к нам навстречу: тогда увидите сами. Берега Средиземного моря с горами, поднимающимися за облака, и с гранитными утесами, отвесно спускающимися в море, – вам напомнят наш Крым. Только прибавьте к этому дороги по головокружительным стремнинам, окаймленные кактусами и алоэ, да лимонные и апельсинные сады. Генуя понравилась Людмиле больше Венеция, а Флоренция – еще более Генуи. Я во Флоренции уже четвертый раз; теперь она мне еще милее и дороже. Весь город – музей, и все это великолепие художественное не занесено извне, как в петербургском Эрмитаже или в парижском Лувре, а все оно доморощенное. Все эти великие художники, от XIV и до XVI в., тут родились, тут жили и исподволь украшали свой родной город. Чтобы вполне понять историю искусства, чтобы насладиться изящным, как необходимым существенным элементом жизни, надобно пожить во Флоренции. Из ученых во Флоренции я познакомился и сошелся только с профессором De Gubernatis, коротким знакомым Александра Николаевича Веселовского. Comparetti и других профессоров во Флоренции не было: все в разъезде на каникулы. Здесь же в Риме успел познакомиться только еще с одним знатоком Данта, с старым герцогом Сермонета, который известен и в Германии своими сочинениями о Данте. Это один из знаменитых патрициев римских княжеского рода Каэтани, к которому еще в XIII веке принадлежал папа Бонифаций VIII, помещенный Дантом в Аду. Старинный palazzo герцога на площади Каэтани знают все извозчики в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Святой Бонифаций, англо-саксонский «апостол германцев» (VIII в.), передает в одном из своих писем рассказ, услышанный в Уэнлоке из уст одного монаха, который умер и через несколько часов вернулся к жизни. Когда он вышел из тела, «его подхватили ангелы такой чистой красоты, что он не смог смотреть на них... “Они понесли меня, – сказал он, – высоко в воздух”… Дальше он рассказал, что за то время, что он был вне тела, такое количество душ покинули свои тела и столпились в месте, где он находился, что ему казалось, что их больше, чем все население земли. Он также сказал, что там была толпа злых духов и славный хор вышних ангелов. И он сказал, что злые духи и святые ангелы вели ожесточенный спор за души, вышедшие из своих тел: демоны обвиняли их и усугубляли бремя их грехов, а ангелы облегчали это бремя и приводили смягчающие обстоятельства. Он услышал, как все его грехи, начиная с юности, которые он или не исповедал, или забыл, или не осознал как грехи, вопиют против него, каждый своим голосом, и со скорбью обвиняют его… Все, что он сделал за все дни своей жизни и отказался исповедать, и многое, что он не считал за грех, – все они теперь выкрикивали против него страшными словами. И таким же образом злые духи, перечисляя пороки, обвиняя и принося свидетельства, называя даже время и место, приносили доказательства его злых дел… И вот, свалив в кучу и исчислив все его грехи, эти древние враги объявили его виновным и неоспоримо подверженным их власти. “С другой стороны, – говорил он, – маленькие жалкие добродетели, которые я имел недостойно и несовершенно, говорили в мою защиту… И эти ангельские духи в их безграничной любви защищали и поддерживали меня, а немного преувеличенные добродетели казались мне прекрасными и куда большими, чем когда-либо я мог явить своими собственными силами”». Рейтинг: 7.8 Голосов: 16 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии иван иванов 12 марта 2010, 18:51 очень интересно! нашей церковью эти святые не почитаются? Елена 25 февраля 2010, 20:41

http://pravoslavie.ru/34083.html

Католич. св. Доменик де Гусман. Роспись базилики Сан-Доминико в Болонье. XIV в. Католич. св. Доменик де Гусман. Роспись базилики Сан-Доминико в Болонье. XIV в. Появление нищенствующих орденов было, с одной стороны, тесно связано с личностями их основателей, но при этом стало формой, с помощью к-рой церковные власти смогли сохранить мирянские движения в лоне Церкви. Первые последователи св. Франциска Ассизского, организуясь в общины (см. в ст. Конвент ), вели странствующий образ жизни и отказывались от строительства монастырей. Движение изначально носило миссионерский характер. Поскольку 13-й канон IV Латеранского Собора запрещал основывать орден с новым уставом и требовал выбирать из уже существующих, устав францисканцев был утвержден только со 2-й попытки благодаря поддержке кард. Уголино ди Сеньи (папы Григория IX). Еще при св. Франциске внутри движения наметились 2 течения - конвентуалов и спиритуалов, различавшихся во взглядах на собственность: одни считали, что орден должен жить исключительно на подаяние, др.- что при запрете личной собственности для всех членов у ордена может быть корпоративная собственность. Жен. ветвь ордена, основание которой связано с Кларой Ассизской , долгое время жила по «Уставу св. Бенедикта». Правила, составленные св. Кларой, были утверждены папой только накануне ее кончины, тем не менее до XV в. клариссы жили по разным уставам. Различие в положении 2 ветвей францисканцев объяснялось тем, что женщины не могли вести странствующий образ жизни и жить на подаяние. Булла Бонифация VIII «Periculoso et detestabili» (1298) обязывала все женские общины пребывать в затворе в монастырях. Особенностью всех нищенствующих орденов стало появление в их составе терциариев (3-й ветви) - мирян, разделявших идеалы ордена, но продолжавших жить в своих семьях. При жизни св. Франциска появились т. н. братья и сестры покаяния, или пенитенты. Нищенствующий орден «братьев проповедников» был основан св. Домиником де Гусманом для борьбы с альбигойцами . Поскольку сам Доминик изначально принадлежал к регулярным каноникам, для новой конгрегации он избрал «Устав блж. Августина», дополненный конституциями премонстрантов. Доминиканцы сразу сделали акцент не только на проповеди, но и на развитии образования, создав свою структуру учебных заведений (от начальных до высших). Ради получения образования доминиканцам было разрешено сокращать суточный круг богослужения, посты и свободно перемещаться, не пребывая в одном мон-ре. Каждому члену ордена полагалась отдельная келья для ученых занятий. Доминиканцы становились штатными проповедниками при соборных и приходских храмах в соответствии с 11-м каноном IV Латеранского Собора, часто были духовниками (в т. ч. в жен. обителях), а также инквизиторами (см. в ст. Инквизиция ).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

204 П. Бонифаций VIII в булле: «Unam sanctam» от 18 ноября 1302 г. у Io. Delitsch 69 Anm.: «Haec est tunica illa Domini inconsutilis, quae scissa non fuit. Igitur ecclesiae unius et unicae unum corpus, unum caput, non duo capita quasi monstrum , Christus scilicet et Christi vicarius Petrus Petrique successor. Ср. М. Филар . Догм. Богосл. 238–9. 209 Overbeck Libellus 20–1. Оверб . Бессп. преимущ. 96–98. 145. Хомяков 140–1. Прот. Лебедев 122–3; 130–1. Thiersch I. 233 f. Klee E. 39. 211 Eschenburg . Handb. der classisch. Literatur. 8 Aufl. Berl. 1837. S. 514 f. bei Overbeck . Die orthodoxe kath. Ansch. 103. 212 Damalas . Περ ρχν σελ. 99, bei Gass 222: " στε λκληρος π τς διαδοχς το Πτρου στηριζομνη παπικ μοναρχα ε ναι κυρως τυραννς, ς μ στηριζομνη π τς γραφς, ς ατν α οκουμενικα σνοδοι ννησαν» κτλ. Ср. Хомяков 52. Прот. Лебедев 222. Kist 39. Hansen 26. Thiesch I. 131. 213 М. Филарет . Разгов. 74–6. Уверенный: «Будем продолжать сие исследование. Французский наставник продолжает: «То достоверно, что тогда греки признавали папу Главою Церкви». В сих словах я нахожу следующее умозаключение: признано было первенство папы. Следовательно, папу признавали Главою Церкви … Мне кажется, что тем же умозаключением доказать можно противное тому, чтó хотел доказать французский наставник». Испытующий: «как это?» Ув.: «Вот как: Признано было первенство папы. Следственно, папу не признавали Главою Церкви … Между братьями есть ли первенство?» И.: «Должно быть». Ув.: «А между отцом и сыном?» И.: «Здесь должно быть нечто более, нежели первенство». Ув.: «А между начальником и подчиненным?» И.: «И здесь есть некоторое иное отношение, нежели первенство…» У.: «Не видишь ли теперь, что первенство присвояется одному из тех, которые друг над другом не имеют власти ? " 214 Совершенно верно, что Ап. Петр является одною из достопримечательнейших личностей в период основании христианской Церкви. Он собирает первую христианскую общину Д. Ап. 2., совершает первое чудо и проповедует Деян. 3, 1 сл., карает за ложь Ананию и его жену Деян. 5, 1–11 и пр. Но видеть во всем этом приматство Петрово невозможно. Между тем римско-католики смотрят на дело иначе. Так Bellarm . De Rom. Pont. lib. I. c. XVI. f. 282 не может допустить того, что избрание семи диаконов происходило именно так, как о нем повествуют Д. Ап. 6, 2–6. В повествовании решительно нет никакого намека на первенство Ап. Петра. И однако, по автору, «credendum est, id (избрание и поставление семи) Petro auctore , vel certe consentiente . Tunc autem derogaret ejus primatui, si probaretur factum eo nolente vel invito». Cf. c. XXII. f. 286.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

4) Людовик IX Святой (1226-1270): Людовик IX провел реформы, укрепившие королевскую власть. Судебная реформа дала права каждому французу требовать королевского суда, а не суда своего феодала. Король постарался запретить войны между баронами – теперь между объявлением войны и началом боевых действий должны были пройти 40 дней, во время которых противники могли потребовать королевского суда. Людовик IX ввел во Франции единую монету, чеканить которую мог только король. Людовик IX получил прозвище «Святой» за справедливый суд и последние попытки вернуть христианам Иерусалим. К сожалению, организованные им VII и VIII Крестовые походы оказались неудачными. Во время последнего король умер в Тунисе. 5) Филипп IV Красивый (1285-1314): Реформы, направленные на укрепление королевской власти, продолжились при Филиппе IV Красивом. Он решил собирать налоги с церковных земель, а когда Папа воспротивился, созвал в 1302 г. Генеральные Штаты (собрание представителей от 3 сословий: духовенства, рыцарства и горожан), которые постановили, что Папа не имеет права распоряжаться имуществом французской церкви. Королевский отряд отправился в резиденцию Папы Бонифация и выгнал оттуда Папу, а руководитель отряда ударил Папу по лицу. Через несколько дней Папа скончался, а нового избрали уже не в Риме, а во французском городе Авиньоне, где он находился под контролем короля. Этот период назвали «Авиньонское пленение Пап». После этого Филипп IV расправился с могущественным Орденом тамплиеров. Рыцари были арестованы и обвинены в ереси, земли тамплиеров перешли королю. Магистр Ордена Жак Моле был сожжен на костре. Перед смертью он проклял Филиппа IV и тот через полгода скончался. Итак, в XII - XIII вв. во Франции шел процесс укрепления королевской власти. 8. (Брандт, § 31,32) Столетняя война между Англией и Францией. ПЛАН ОТВЕТА: 1) Причины Столетней войны (1337-1453). 2) Первый период (1337-1360). Разгром французской армии в битвах при Креси (1346) и Пуатье (1356). 3) Второй период (1369-1389). Победы французов. Маршал Дюгеклен.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010