В трапезной собора висело два портрета, но ответ на вопрос о том, кто изображен на этих портретах, мне так и не удалось ни у кого получить... Работая в архиве собора, а именно с документами 1934 года (а этот год является годом основания нашего собора), я обнаружил фотографию архиепископа Антонина (Покровского), основателя нашей Свято-Николаевской общины. Таким образом выяснилось, что портрет в трапезной собора хранит память о своем основателе и первом настоятеле... В период поиска сведений о портретах я обнаружил большое количество очень ветхого печатного материала – личных воспоминаний и переписки владыки Антонина. Состояние этих документов было очень плохое, часть из них когда-то была залита, некоторые письма превратились в труху... Некоторая обзорная информация была обнаружена в архивах газеты «Новая Заря» – сначала о трагических событиях кораблекрушения и гибели владыки архиепископа Антонина на Алеутских островах, а через 13 дней – о его чудесном спасении, когда его нашли охотники на безлюдном каменном острове, обмороженного, но живого... После прочтения всех этих записей, а читать их без сердечного сокрушения, а порой без слез невозможно, у меня и появилось горячее желание опубликовать их...». 625 Книга «Вернувшийся домой: жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова) », вышла в 2005 г. в издательстве ПСТГУ. 626 Работа составлена на основе материалов об этом замечательном архиерее, которые в течение многих лет собирали в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. Начало работе положила набранная на машинке рукопись митрополита Нестора под названием «Мои воспоминания». Затем в университет стали поступать материалы от людей, почитавших митрополита, многие когда-то знали его лично. В различных архивохранилищах обнаруживались труды самого митрополита. Многие доклады и письма о воссоединении дальневосточных епархий с Московской Патриархией были найдены в ГА РФ. Материалы следственного дела митрополита Нестора позволили уточнить и дополнить собранные сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После этого, оставив попытки достать веревки в Москве, С.Г. Рункевич , будучи по делам в Петрограде, получил пакет веревок от К.Я. Здравомыслова , которых хватило ему на 40 связок. Остальная 21 связка была увязана веревками, добытыми в Москве частным путем. Далее предстояла «нелегкая задача добиться, чтобы в шкафах Печатного Двора были расширены вместилища между полками для установки связок с делами стоймя, по подобию книг, и была вытерта накопившаяся на полках многолетняя пыль». Об этом С.Г. Рункевичем уже неоднократно велись переговоры, но безуспешно. 27 января 1921 года «в прекрасный солнечный день» С.Г. Рункевич перевез дела Святейшего Синода на Печатный Двор, находившийся на дворе бывшей Московской синодальной типографии по Никольской улице. Из-за неподготовленности для них места и ввиду ожидавшейся их скорой отправки в Петроград, дела были сложены в проходе между шкафами, возле шкафа с архивом Всероссийского Церковного Собора, привезенного туда Рункевичем еще в сентябре минувшего года 696 . Этот архив также был обязан своим спасением и сохранностью заботам С.Г. Рункевича . Соборный архив в свое время был в порядке сформирован секретарем Собора В.П. Шеиным, имел опись и помещался в большом шкафу одной из комнат первого этажа Епархиального дома. Ближайшее наблюдение за ним в первое время было поручено митрополиту Арсению (Стадницкому) и В.Н. Са-муилову 697 . Комната, где стоял шкаф с Соборным архивом, располагалась между большой комнатой, в которой некогда работала Соборная канцелярия, и двойной комнатой, где работали отделы Собора. В этой же комнате с сентября 1917 года по январь 1918 года жил С.Г. Рункевич . С сокращением штата канцелярий Высшего церковного управления архив Собора оказался в пустующем помещении. В это время стали происходить вскрытия дверей шкафа, хотя никакой порчи дел не замечалось. Летом 1920 года, «ввиду выявления признаков, угрожающих сохранности Соборного Архива», С.Г. Рункевичем был также возбужден вопрос о передаче его под охрану Государственного архивного фонда. Поместить Соборный архив предполагалось в забронированном архивной охраной здании Печатного Двора. По докладу С.Г. Рункевича , Главархив согласился принять Соборный архив под свою охрану 698 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Высший сан пресвитера в Русской Церкви – протопресвитерский. Этот сан всегда был и остаётся сопряжённым с высокими церковными должностями, хотя, имея, как титул, постоянный характер, он, естественно, сохраняется за награждённым этим отличием священником, когда тот, ввиду ухода на покой или по другой причине, перестаёт исполнять протопресвитерскую должность. В синодальный период у нас было четыре протопресвитерских должности: настоятеля Большого придворного собора в Санкт-Петербурге, который был одновременно протопресвитером Московского Благовещенского собора, духовником императорской семьи и начальствовал над придворным духовенством, а также, одно время, над духовенством гвардейских полков; протопресвитера армии и флота, начальствовавшего над военным и морским духовенством, на которого впоследствии было возложено управление духовенством гвардейских и гренадерских полков; настоятели московских кремлёвских соборов: Успенского и Архангельского. В наше время сан протопресвитера принадлежит настоятелю Патриаршего собора. 22.3. Правительственная иерархия диаконской степени. В диаконской степени, кроме собственно диаконов, мы знаем также протодиаконов и архидиаконов. В синодальный период сан протодиакона у нас жаловался главным диаконам кафедральных соборов, а также диаконам дворцовых церквей. В иных случаях этим титулом награждались, хотя и крайне редко, ввиду исключительных заслуг. Ныне званием протодиакона могут быть награждаемы и диаконы приходских храмов. Арихдиакон – высший титул диаконской степени. Первоначально, в IV столетии, этот титул присваивался первому диакону кафедрального собора епархии. В ту эпоху архидиакон, помимо участия в совершении богослужения, исполнял обязанности, связанные с попечением о бедных. В следующем столетии на архидиаконов стали возлагаться административные обязанности: управление хозяйством епархии, надзор над низшими клириками, представительство епископа на Соборах, отправление по поручению епископа судебных полномочий. Нередко преемником почившего епископа избирался архидиакон, над которым, разумеется, после этого совершалось последовательно две хиротонии: во пресвитера и, сразу потом, во епископа. Такое преемство часто имело место и на важнейших кафедрах, таких, как Римская и Александрийская.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Важнейшие изменения в тексте чина литургии были сделаны следующие: 1) ‹В формуле поминовения государя добавлено «и богохранимаго» › 106 ; 2) Диаконская выкличка после пения «И всех и вся» изложена так: «Диакон, при дверех стоя, глаголет: „Святейших вселенских патриархов Константинопольскаго имярек, Александрийскаго имярек, Антиохийскаго имярек и (великаго господина) 107 святейшаго имярек патриарха Московского и всея России, приносящаго святыя дары“» и т.д.; 3) ‹Подобный же чин поминовения патриархов восточных был внесён и в чин проскомидии в слова священника: «Помяни, Владыко человеколюбче, всякое епископство православных, святейшаго Патриарха нашего имярек и святейших Вселенских патриархов» и т.д.) 108 ,· 4) Присоединено заключительное примечание: «Потребившу же диакону святая со всяким опасением, яко ничему от зело дробнейших пасти» и т.д. в конце чина литургии ‹...›; и 5) Замечание о раздроблении Агнца изложено как в первом 1655 года Служебнике, с прибавкою на странице 268 слов: «К тому же тебе ведомо будет и о сем, яко егда растворяеши святым укропцом ‹божественную Кровь Владычню› » и т.д. Служебник этого издания и был предметом особого внимания со стороны отцов Большого московского собора и удостоился с их стороны весьма лестной аттестации: «Книга Служебник, якоже прежде исправися, печатася и ныне при нас прилежно свидельствовася от всего освященнаго собора и печатася в лето 7176-е тако и впредь да печатают, – говорят отцы Собора 1667 года, – и никтоже да дерзнет отныне во священнодействие прибавити что или отъяти, или изменити. Аще и ангел (по нас) будет глаголати что ино, да не имати ему веры» 109 . 19. Московский служебник 1668 года Само собою понятно, что после такой аттестации следующее издание Служебника 1668 года 110 не могло ничем быть, как дословным повторением издания 1667 года. Немного очень сделано отступлений в изданиях Московского служебника 1670 111 и 1671 112 годов. В первом выброшен «соборный свиток» об исправлении Служебника «да не отягчится книга сия», а во втором, то есть в издании 1671 года, мы не видим отпустов, напечатанных в 1667 году «по повелению восточных патриархов». 20. Московский служебник 1676 года

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Работы этого периода, а также уточнения датировок и атрибуций, предложенные М., не утратили своего значения и поныне. Итогом изучения сергиево-посадской коллекции шитья стал раздел в монографическом издании «Троице-Сергиева лавра: Художественные памятники» (М., 1967), в к-ром были продемонстрированы все научные приемы автора: многоплановость анализа с учетом исторических обстоятельств и персоналий, точность и обстоятельность характеристик. С 1962 г. М. начала работать в Музеях Московского Кремля как хранитель Благовещенского собора. Благодаря ей были систематизированы иконы, предметы утвари и убранства этого храма. Она создала новые экспозиции, напр. выставку икон из придельных церквей Благовещенского собора, организовала профилактику и реставрацию икон из деисусного и праздничного чина иконостаса (кон. XIV - нач. XV в.). М. возглавила комиссию по научной каталогизации музея, она разработала форму инвентарных описаний, составила программу каталогизации музейных собраний. В 1971 г. состоялась защита ее канд. дис. «Древнерусское лицевое шитье XVI в.» в Ин-те археологии АН. На должности зам. директора по научной работе (1972-1979) М. продолжала заниматься изучением лицевого шитья, активно участвуя в выставочной и научной деятельности музея, в различных музейных и научных конференциях. Темами ее исследования становились ведущие мастерские шитья Др. Руси - царские и боярские светлицы; изучение и атрибуция шедевров, происходивших из крупнейших соборов (московского Успенского, новгородского Софийского), монастырей (Кириллова Белозерского, Соловецкого). Для метода работы М. был характерен энциклопедический подход, удачно совпавший со счастливой возможностью изучать лучшие из древнерусских коллекций лицевого шитья: в ризнице Троице-Сергиевой лавры и соборах Московского Кремля. М. досконально знала архитектуру храмов Кремля, состав и историю произведений из др. собраний. Исследуя технологию и стиль шитья, она рассматривала произведения как исторические памятники, созданные в определенных обстоятельствах и связанные с крупными историческими деятелями Др. Руси. Ее работы открывали новые научные возможности для различных исторических дисциплин, для обогащения складывавшейся картины развития отечественного искусства. В фундаментальном труде, посвященном облику и убранству Благовещенского собора и опубликованном к 500-летию этого памятника, М. написала большой раздел о лицевом шитье, о предметах церковного убранства, выполненных в разных техниках (о вратах с золотой наводкой, ризничных драгоценностях и мощевиках), о рукописных книгах. Будучи сама уникальным специалистом, она ценила мнение коллег, учитывала их атрибуции (воспоминания об этом см.: Гусева Э. К. О Л. Д. Лихачёвой в окружении коллег, друзей, родных//Страницы истории отеч. искусства: К 75-летию со дня рожд. Л. Д. Лихачёвой. СПб., 2012. С. 186-194).

http://pravenc.ru/text/2562742.html

Содержание Доклад Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на Поместном Соборе 31 мая 1971 года об отмене клятв на старые обряды Клятвы Антиохийского Патриарха Макария и Собора 1656 года Клятвенные запреты Большого Московского Собора 1667 года История вопроса об отмене клятв Патриарха Антиохийского Макария и Московских Соборов 1656 и 1667 гг. Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их     Более трехсот лет минуло с тех пор, как в Русской Православной Церкви возник раскол старообрядчества, а последствия этого печального явления церковной жизни продолжают сказываться и до настоящего времени. Много усилий с обеих сторон – и новообрядческой, и старообрядческой – было потрачено в прошлом на то, чтобы доказать неправоту другой стороны. Трезвомыслящие церковные люди обеих сторон понимали всю пагубность и никчемность взаимных раздоров, глубоко скорбели о разделении русских православных христиан. Предпринимались попытки на определенных условиях достичь соединения. Наибольший успех выпал на долю так называемого единоверия, хотя оно окончательно и полностью не решило проблемы прекращения раскола. Другие предложения и действия, предпринятые для разрешения этой проблемы, также не дали положительных результатов. Главным препятствием на пути к возможному взаимному сближению Русской Православной Церкви и старообрядцев служат клятвы Большого Московского Собора 1667 года. Возможна ли отмена этих клятв вообще? И если да, кто правомочен окончательно решить этот вопрос, чтобы он был приемлем и для старообрядцев? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо остановиться на истории возникновения клятв, выяснить причины их и понять их истинное содержание, а также отметить, в каком направлении решался вопрос о клятвах Высшей Церковной властью раньше, и на основании всего этого сделать соответствующий вывод. Непосредственным поводом к возникновению в Русской Православной Церкви старообрядческого движения, а затем раскола послужили, как известно, реформы Патриарха Никона (1652–1658) по исправлению богослужебных книг и церковных обрядов, предпринятые им в целях достижения единообразия между русской и греческой церковно-богослужебной практикой.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/ob-o...

Перед началом строительства будет совершена Литургия под открытым небом и торжественный молебен, в которых примут участие архиереи из других епархий. 29 мая. ПРАВМИР. Строительство Успенского кафедрального собора Улан-Удэ в парке им. Орешкова состоится 1 июня, сообщает Интерфакс-Религия . Перед началом строительства будет совершена Литургия под открытым небом и торжественный молебен, в которых примут участие архиереи из других епархий. Согласно проекту, высота главной колокольни собора составит 55 метров, ширина собора — около 40 метров, длина — 53 метра, площадь — 1600 кв. метров. Собор построят из современных материалов, с системой кондиционирования. В нем расположат четыре алтаря и крестильный храм. На участке установят въездные ворота, поставят ограждение, скамейки, высадят деревья. В архитектурном решении будут сочетаться элементы классицизма, барокко и русской московской архитектуры. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 августа, 2013 5 августа, 2013 5 августа, 2013 12 июля, 2013 13 июня, 2013 6 июня, 2013 3 июня, 2013 31 мая, 2013 30 мая, 2013 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/stroitelstvo-kafedraln...

В конце концов, такое оскорбление Царствовавшего Государя, Отца Отечества есть типичное проявление Хамова греха. Мне не известно, кто запустил в среду современных царистов эту клевету, но мне совершенно понятна её цель - очередной раз связать Хамовым грехом движущееся к покаянию русское соборное самосознание. Надеюсь, что детальное знакомство с содержанием документов Московского Собора 1598 года поможет здравомыслящим читателям понять всю ложность и несправедливость этой исторической клеветы. Выбор темы дипломной работы «Выражение идеи Самодержавия, а также идеологии христианской государственности в Утвержденной Грамоте и других документах Московского Собора 1598 года» был обусловлен рядом причин и обстоятельств, которые считаю нужным объяснить. 1. Одна из причин выбора темы Большой интерес в православной части российской общественности к самой общественно-политической «технологии» так называемых «Земских Соборов» возник на рубеже 1980-1990-х годов в связи с поиском традиционного для России выхода из назревавшего системного государственного, идеологического, политического, финансового, экономического, демографического и общественного кризиса, которые можно обозначить и более традиционным для русской истории понятием - «Смута». В ту пору б о льшая часть православной общественности и значительная часть рядового клира Русской Православной Церкви изначально и категорически не приняли идеалы «перестройки»(2). Затем они также отвергли идеологию развала СССР , десоветизации и демократизации, политику капиталистических финансовых, социально-экономических и юридических реформ. В ходе достаточно многократных обсуждений возможных перспектив на различных общественных встречах и в собственной церковно-общественной прессе в 1989-1993 годах этот существенный слой российской общественности пришел к убеждению, что единственно возможным выходом из создавшегося системного кризиса может быть подготовка, проведение Всероссийского Земского Собора и восстановление Православного Самодержавного Царства. Идеей нового «Земского Собора» по «традиционному» образцу в те годы были охвачены десятки тысяч православных мipяh и значительное число священников на всей территории СССР.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/26/...

Перед началом встречи с членами собора Президент поздравит Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с Днём интронизации. 31 января. ПРАВМИР. Президент России Владимир Путин 1 февраля встретится с участниками Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, сообщает пресс-служба Президента . Во встрече примут участие около 300 человек: действующие епископы – главы приходов, почётные настоятели храмов – архиереи на покое; члены высшего церковного совета, руководители синодальных и общецерковных учреждений. Перед началом встречи с членами собора Президент поздравит Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с Днём интронизации. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 29 февраля, 2024 16 декабря, 2023 18 октября, 2023 14 июля, 2022 17 июня, 2022 29 мая, 2022 16 марта, 2022 31 января, 2022 28 января, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/putin-vstretitsya-s-uc...

Всеми этими мерами вопрос об отношении светской власти к духовной был теперь решен весьма определенно, хотя и не так, как он решен был на соборе 1667 года. Если после собора 1667 года русские архиереи, обращаясь к пастве с поучением, говорили: „духовный начальник многям вящший светскаго“, „елико разнствует тело души, или, елико отстоит небо от земли, толико и паче много вящше разнство и разстояние внешния власти и церковныя“, то после реформы нашего высшего церковного управления Петром I-м, архиереи, касаясь вопроса о власти светской и духовной, стали уже говорить об этом совсем другим языком; иные мысли и чувства стали они теперь высказывать о светской власти, нежели какие высказывали ранее. Скоро в церковном управлении, которое по мысли собора 1667 года должно было быть совсем очищено от присутствия в нем светских лиц, опять появились светские чиновники, фактически еще более сильные и влиятельные, нежели чиновники, существовавшие в нашем церковном управлении до собора 1667 года. 18 Рукоп. Беляева, л. Л. 87 наобор. 118 наоб. 132 наоб. 238, 242. Записки русск. археол. общ. т. II. стр. 472 и 473. 24 Рукоп. Беляева, л. л 280, 281, 317, 344, 351, 354, 361. Большая часть разбора Никоном Уложения напечатана в записк. рус. археол. общ. т II. стр. 423–498, хотя и со значительными сокращениями. 30 Аввакум, например, потеряв надежду привлечь на свою сторону царя Алексея Михайловича, уже говорит о нем в таком тоне: „так-то и царя того враг Божий омрачил, да к тому величает, льстя, на переносе благочестивейшаго, тишайшаго, самодержавнейшаго государя нашего, такова-сякова, великаго, – больше всех святых от века!.. А царе – т, исть, в те поры чает и мнится быт-то и пям таков, святее его нет!.. А где пущи, гордости той?... Ныне у них все накось, да поперег; жива человека в лицо святым называй, коли и пропадет. В помяннике напечатано сице помолимся о державном святом государе царе. Вот, как не беда человеку! А во отечниках писано: едаде в лице человека похвиалит, тогда сатане его словом предает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010