Дикарев Михаил Иванович (конец XIX – начало ХХ в.), иконописец из Мстеры, владелец иконописной мастерской в Москве, поставщик двора Его Императорского Высочества великого князя Сергея Александровича 169, 185, 186, 190, 191, 195, 243, 270, 408, 409, 467 Димитрий Солунский (ум. ок. 306), св. великомученик 50, 52, 96, 151, 234, 386, 435, 436 Димитрий, царевич (1581–1591), сын царя Ивана IV, св. мученик 51, 347, 349, 356 Димитрий (Даниил Саввич Туптало, 1651–1709). митрополит Ростовский и Ярославский. писатель, проповедник, святой 68, 93, 104, 217, 221, 369, 370, 373, 375. 379, 380, 468 Димитрий Федорович, князь Галицкий 68 Дионисий Глушицкий (1363–1437), святой 240 Дионисий Фурноаграфиот (XVIII греческий иконописец, автор руководства по христианской иконографии и технике иконописи 131, 467 Дмитриев Максим (1858–1948), известный фотограф, более десятилетия снимал быт поволжских городов 23 Дмитриев Ю.М. 97, 103, 462 Дмитриевский Алексей Афанасьевич (1856–1929), историк, литургист, профессор Киевской духовной академии 286, 331, 462 Добровольский Т. 293 Добронравов Василий Гаврилович (1861-?), владимирский краевед 463 Доксарос, греческий художник, автор трактата «О живописи» (1726) 131 Долгоруков В.А., князь 188 Долотов Ф.М. (середина XIX в.), иконописец из Палеха 387 Долотова мастерская, в Палехе 168 Домб-Калиновская Б. 97, 463 Доре Гюстав (1832–1883), французский график 261 Достоевский Федор Михайлович (1821–1881), писатель 21, 463 Дружинин Василий Григорьевич , коллекционер, исследователь поморского литья 132, 163, 219, 463 Дудочкин Б.Н. 458 Дуччо ди Буонинсенья (ок. 1255–1319), итальянский художник 313 Дыдыкин (рубеж XVIII-XIX вв.), иконописец из Палеха 168 Дыдыкины А.И. и В.Л. (упом. 897), иконописцы из Палеха 159 Дюрер Альбрехт (1471–1528), немецкий художник 296 Е Евангулова О.С. 22, 463 Евгений (Болховитинов , 1767–1837), митрополит Киевский 235 Евдокимов П. 7, 463 Евдокия, святая 169, 318, 328 Евлампиев Е., художник, преподаватель Мстерской учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства о русской иконописи 289

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Это приношение известного нашего антиквария памятно ещё и в том отношении, что им положено начало минералогическому кабинету при Киевской академии. Через год помещик Анненков прислал сему училищу также несколько экземпляров камней и разных монет, из коих некоторые весьма замечательны своею древностью. Кирилл, архиепископ подольский, препроводил для конгрегационной церкви икону апостола Павла и партесные ноты литургии на греческом языке для академического хора. В это время Киеву и академии суждено было проводить двух своих архипастырей, бывших хоть и не на одинаковом по степени посту, но равно драгоценных древнему граду и училищу, равно послуживших тому и другому. Ещё в 1834 году 18 апреля, во время обряда омовения ног, епископ Кирилл, викарий Киевской митрополии, поражён был апоплексическим ударом. С тех пор больной, почти лишённый движения и правильного употребления языка, Кирилл проживал на покое в Киево-Печерской Лавре. Прострадав таким образом ровно два года, он мирно скончался 16 апреля 1836 года и погребён в приделе большой церкви св. Иоанна Предтечи. 23 февраля 1837 года все Киевляне внезапно были поражены горестною вестью, что первосвятителя их не стало. Трудно было с первого раза поверить этому: ибо незначительная болезнь (лихорадка) вовсе не казалась столь опасною, чтоб могла так быстро прекратить дни знаменитого иерарха. Ещё за несколько минут до своей кончины, митрополит Евгений, не смотря на слабость сил, рассмотрел и подписал до двадцати восьми бумаг, а в пять минут девятого часа поутру его не стало. Везде записано славное имя его – и в истории Церкви, и в летописях отечественного просвещения, и в тех местах, в которых прошёл он многолетнее своё служение. С живейшею благодарностью вносит и История Киевской академии в скрижали свои священное имя одного из знаменитейших своих протекторов. Евгений Болховитинов родился 18 декабря 1767 года в г. Воронеже от священника входо-иерусалимской церкви Алексия и при крещении наречён был Евфимием. Оставшись десяти лет, по кончине родителя, он поступил в архиерейский певческий хор, где между прочим и начал школьное учение; в 1778 году он перешёл в воронежскую семинарию, где и оставался до половины философского курса, а в 1784 году, по желанию своему и по избранию Тихона III, епископа Воронежского, отправлен был на семинарское иждивение в московские училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть свидетельства, что из своих материалов о писателях M. Я. Диев многое сообщал митрополиту Евгению Болховитинову и архиепископу Филарету, автору «Обзора русской духовной литературы». Одновременно с этим он составил: «Исторический и генеалогический лексикон бояр, дворян и других членов российского государства до Петра» (три тома на буквы А — В и Л и М), и «Исторический словарь городов, сел и разных местечек Костромской губернии». Особую и довольно значительную группу произведений Диева составляют его работы по истории российской иерархии вообще и костромской иерархии и епархии в частности. Еще в 1836—1837 гг. он составил «Историю о владыках новгородских»; по предложению И. М. Снегирева, принялся в 1839 году за поверку «Иерархического каталога Никодима Селлия»; а затем приглашенный в комиссию при Священном Синоде, занялся поверкою с летописями и актами «Иерархических каталогов российских древних епархий» и приготовил «Исторические исследования при поверке каталогов митрополитов всея Руси с древнерусскими летописями» (рукопись на 336 листах). Исследования, относящиеся до «Истории российской иерархии с иерархическими примечаниями» (на 127 страницах), «Дополнения» и «Материалы» для истории российской иерархии (первые на 425, а вторые на 377 л.). По отношению к костромской епархии написал: «Первое столетие костромской епархии» (несколько частей с особыми томами «Материалов»), «Церковно-историческое описание Костромской епархии» и «Историческое исследование Костромской епархии», и «Некоторые сведения о монастырях костромской, владимирской и ярославской епархий» (на 230 листах). Из всех этих работ не было напечатано ничего, и только в конце XIX века с содержанием одной из них по рукописи Императорской публичной библиотеки («112 лет костромской епархии») познакомил в своей брошюре Полетаев. В Московскому обществу истории и древностей Российских Диев подарил найденные им: «редкий манускрипт о посольствах Даудова», «Воскресенскую Солигаличскую летопись», шуйские акты и многие другие исторические документы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/

268 О надписи на памятнике сыну. В. Новоспасском монастыре, где был погребен В. Новосильцев, на памятнике, в частности, было написано, что мать полагает «единственное утешение только в молитве о нем и в надежде, на непоколебимой вере основанной». – Прим. сост. 304 Головня – заболевание злаковых, при которых они превращаются в черную пыль или твердый черный нарост. – Прим. сост. 313 Евгений (А. Е. Казанцев, 1778–1871), архиепископ Тобольский и Сибирский, впоследствии архиепископ Ярославский. В 1825 году, по личному прошению, был назначен на Тобольскую кафедру. Прошение о переводе в Сибирь вызвано трехкратным сновидением, в которых сначала его мать, затем отец и, наконец, митрополит Платон настойчиво указывали ему о необходимости просить перемещения в другую епархию, а митрополит Платон указал именно Тобольскую. Состоял в переписке с митрополитом Филаретом, мнение которого высоко ценил. – Прим. сост. 315 И. Каподистрия (1776–1831), граф, греческий государственный деятель. В 1809–1827 гг. на русской государственной службе. В апреле 1827 года избран президентом Греции. Пал жертвой заговора. – Прим. сост. 333 Написано 24 ноября/7 декабря, в день памяти святой великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Е. В. Новосильцевой. – Прим. сост. 348 Речь идет о тяжко болевшей В. Н. Паниной, племяннице Е. В. Новосильцевой. См. о ней также в письме на с. 306. – Прим. сост. 366 А. А. Орлова-Чесменская (1785–1848), графиня, духовная дочь архимандрита Фотия и благотворительница Юрьевского монастыря. – Прим. сост. 367 Евгений (Е. А. Болховитинов, 1767–1837), митрополит Киевский и Галицкий, ученый иерарх, отличавшийся трудолюбием. Архиепископ Казанский – Филарет (Ф. Г. Амфитеатров, 1779–1857), впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, выдающийся подвижник и иерарх. – Прим. сост. 386 Екатерина Петровна Ростопчина, ур. Протасова (1775–1858), графиня, супруга главнокомандующего в Москве графа Ростопчина, перешедшая в 1806 г. под влиянием иезуитов в католичество. По воспоминаниям М. М. Евреинова (письма к нему см. на с. 90–93), однажды, в 1825 г., он услышал ее рассуждения о книге митрополита Филарета «Разговор между Испытующим и Уверенным». По утверждению графини, в Париже на эту книгу составлено опровержение в несколько книг и что она «желала бы знать, что скажет теперь ваш Филарет». Зная, что Евреинов часто посещает владыку, граф А. П. Протасов, хозяин салона и родственник графини, предложил передать этот разговор митрополиту. Не имея много времени на опровержение всех книг, митрополит Филарет на другой день получил вопрос и через час дал на него ответ. Так завязалась переписка. Ответы для графини писали аббаты, и она, не имея что возразить на суждения митрополита, начинала все новые и новые споры. Владыке это наскучило, он сказал, что не желает более вести споры, которые ни к чему не ведут. Эта переписка хранилась у М. М. Евреинова и была издана в 1865 г. без указания имени автора. Записки с вопросами сохранились не все. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Тут кажется много напутано и придумано» 758 . В следующем письме (от 14 сентября 1828 г.) Евгений благодарит Востокова «за выписку о св. Варваре из Болье» и продолжает: «Мощами ее и Киев хвалится и в Четиихъ-Минеях напечатано житие ее Метафрастово. Но прибавлено на конце и сказание о принесении сих мощей в Киев и много напутано. Мне из Болландистов хотелось иметь сведение о сей святой не для публики, но единственно для себя» 759 . 27 октября 1828 г. Евгений снова писал Востокову: «Доброхотным Вашим объяснением мне истории о великомученице Варваре Вы обязали меня и заохотили еще поучиться от Вас о следующих вопросах: 1) По нашим месяцесловам октября 1 празднуется Покров Богородицы. В греческих месяцесловах сего праздника нет и в нашей Четьи Минеи не сказано, когда и кем оный уставлен, a тем менее, когда введен он в российскую церковь . Кульчинский приурочивает к 911 г., по Ассеман in Calendariis опровергает его и догадывается, что праздник есть собственно русский, и уставленный при Владимире великом. Пожалуйста, справьтесь (в библиотеке Румянцева) и уведомьте меня, есть ли сей праздник в месяцеслове Остромирова евангелия и в других древних месяцесловах наших и задунайских? Нечего и говорить, что и последние вопросы ученый архипастырь предлагал все с тою же целию, т. е. для того, чтобы помочь автору диссертации о праздниках. Очень может быть, что он приготовил для последнего и некоторые другие нужные материалы. Самая дпссертация под заглавием «Рассуждение о великих господних и богородичных праздниках» появилось в печати уже в 1836 г. 761 . Кто был ее автор, – не знаем. И. М. Снегирев в предисловии к своим «русским простонародным праздникам и суеверным обычаям» (М. 1837 г., выпуск I, стр. I) называет его почтенным, при чем добавляет, что «при некоторых из них (праздниках) приводятся народные обычаи». Нет ничего невероятного, что и о последних кое-какие сведения сообщил киевскому автору м. Евгений. А что он серьезно интересовался праздничными обычаями и праздниками нашего простонародья, о том свидетельствует его отношение к вышеупомянутому труду Снегирева.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В круг чтения святителя в те годы входили ранее неизвестные ему книги западных авторов, это – Сент-Мартен, Эккартсгаузен, Штиллинг, Беме, Фенелон, Сведенборг, возможно – Вольтер и Монтескье и другие авторы. Две главные сферы его занятости – церковное служение и переводческо-издательская деятельность: Духовная академия, где он преподавал несколько дисциплин по западным учебным пособиям, церковь , в которой служил и проповедовал, и одновременно Библейское общество, в рамках которого он занимался переводом Священного Писания на русский язык и контролировал издание книг Библии. Его деятельность в этих сферах в той или иной степени проецировалась и на процесс развития новой русской культуры. Очевидно, что сам святитель путем немалого труда сумел гармонично соединить для себя два начала современных ему культур конца XVIII – начала XIX веков, культур национальной и западной, зримым выражением чего стал, например, русский перевод им Евангелия от Иоанна. В переводе сохранен дух оригинала, но в новом русском языке перевода удачно использован лексический и синтаксический опыт латинского и древнегреческого. Само по себе обращение церковного иерарха к занятиям светской культурой не было новостью в России, стоит назвать такие яркие имена, как архиепископ Феофан (Прокопович , 1681–1736) и митрополит Евгений (Болховитинов , 17(67–1837). Заметим, что такое обращение к творческой и научной деятельности не стало традицией в духовной среде, а оставалось личным делом отдельных священнослужителей разного сана. В качестве епархиального архиерея и члена Святейшего Синода митрополит Филарет был причастен к решению многих конкретных вопросов в сфере литературы и научных исследований, в области изобразительного искусства (например, строительство храма Христа Спасителя); в личном плане он оказывал поддержку различным деятелям на ниве культуры (А. Н. Муравьеву, А. С. Хомякову, И. В. Киреевскому и др.); его проповеди оказали ощутимое влияние на формирование современного русского языка, а высказанные в них идеи и суждения по многим богословским, философским, социальным, политическим, нравственным и иным вопросам стали заметным вкладом в сокровищницу русской мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

В 1836 году Иннокентий рукоположен был в епископа черниговского, викария киевской епархии и с оставлением в должности ректора академии, а в марте 1841 года назначен был епископом вологодской епархии. Затем он проходил епископское служение в Харькове (18421848) и в Одессе (18481857 гг.). Во всех местах своего служения Иннокентий оставил по себе память, как о необыкновенно деятельном и попечительном о благе паствы архипастыре и как отличном проповеднике, вдохновенному слову которого с восторгом и увлечением внимали служители. Знаменитый иерарх, богослов и церковный оратор Иннокентий был горячим патриотом, отзывчивым на все нужды отечества, готовый жертвовать для него жизнью. Во время Крымской войны Иннокентий являлся на бастионах, в лагерях, воодушевляя всех в борьбе с врагами отечества. Его слова и речи, произнесённые во время Севастопольской обороны, быстро расходились по всей России, читались с одушевлением, возбуждая горячее патриотическое чувство. Ранняя кончина Иннокентия (26-го мая 1857 года) вызвала глубокую скорбь в русском обществе. После Иннокентия, кроме многочисленных его проповедей, остались его лекции по богословию и несколько исторических сочинений, из которых особенной известностью пользуется сочинение «Последние дни земной жизни Иисуса Христа». Это сочинение сначала печаталось в Петербургском духовном журнале «Христианское Чтение» во время службы Иннокентия в Петербурге и тогда обратило на себя всеобщее внимание. Филарет Дроздов и Иннокентий Борисов были самыми видными и наиболее известными представителями духовного образования в России в первой половине XIX столетия. За ними следует многочисленный сонм духовных писателей, которые обогатили нашу церковную письменность разнообразными произведениями. В ряду этих произведений обращают на себя внимание сочинения по истории нашей отечественной Церкви. С пробуждением в русском обществе, после отечественной войны 1812 г., любви к изучению своего родного, отечественная история становится предметом тщательного научного изучения. Великую услугу русской церковной истории оказал своими научными исследованиями митрополит киевский, Евгений Болховитинов . Сын священника г. Воронежа (род 18-го дек. 1767 г.), он обучался сначала в Воронежской семинарии, а потом в Московской Славяно-греко-латинской академии. Во время обучения в академии он слушал лекции и в Московском университете. По окончании академического курса, он поступил на училищную службу в Воронежскую семинарию, принял священный сан и возведён был в протоиереи. Потеряв жену и детей, он переехал в Петербург, постригся в монахи и в сане архимандрита определён был учителем богословия в Петербургскую академию. Через четыре года он посвящён был во епископа старорусского, викария новгородской митрополии. и затем занимал епископские кафедры в Вологде, Калуге, Пскове и Киеве. Скончался в сане митрополита киевского в 1837 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Кроме того, Д. А. Ровинский описал гравюры: 1799 г. работы Уткина по оригиналу Д. Г. Левицкого (выполнена в бытность М. священником, подпись завершается словами: «Дружба изобразила черты лица его»), 1817 г. А. Г. Ухтомского (карандашная манера, с вензелем «АЧ» - архиепископ Черниговский; переделан в 1822), А. А. Осипова (погрудное изображение) (см. также: Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1290-1292. 1, 2, 8; Морозов А. В. Каталог моего собрания рус. гравированных и литографированных портретов. М., 1913. Т. 3). Лит.: Ровинский Д. А. Николай Иванович Уткин, его жизнь и произведения. СПб., 1884; он же. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 1290-1292; Т. 4. Стб. 98, 111, 226-227, 313, 420-421, 503, 564, 594; Русские портреты XVIII и XIX ст.: Изд. вел. кн. Николая Михайловича. СПб., 1906. Т. 2. Вып. 2. 39; Сорок семь литогр. портретов членов имп. Рос. академии/С ист. справкой Б. Л. Модзалевского. СПб., 19112; Русские мон-ри: Искусство и традиции: Альбом/ГРМ. СПб., 1997. С. 158-159; Гос. Третьяковская галерея: Кат. собрания: Живопись XVIII-XX вв. М., 1998. Т. 2: Живопись XVIII в. С. 77-78. Кат. 83; Духовные светочи России. С. 96-97. Кат. 81-83; Живопись: Кат.: 1-я пол. XIX в.: А-И/ГРМ. СПб., 2002. Т. 2. С. 72. Кат. 122; Колбасова Т. В. Портретная галерея Ростовского Спасо-Яковлевского мон-ря//СРМ. 2002. Вып. 12. С. 231-267; Смирнов И. А. и др. Русское искусство XVII-XIX вв.: Казенная палата Кирилло-Белозерского мон-ря: Путев./КБМЗ. М., 2003. С. 42-43. Ил.; Дружинин П. А. Собрание рус. гравированных портретов в колл. Г. Н. Геннади. М., 2004. С. 150-151. 501-507; Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825): Религ. живопись/ГРМ. СПб., 2009. С. 26-27, 99. Ил. 1. Кат. 16. Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф

http://pravenc.ru/text/2640894.html

12) Флавиан Ласкин, архимандрит первоклассного Иверского монастыря, из ректоров Новгородской семинарии переведен в здешнюю академию 5 февраля 1804 года и тогда же определен присутствующим в С.-Петербургской консистории; в 1805 г. Всемилостивейше пожалован крестом из драгоценных камней; в 1808 г. февраля 2 скончался и погребен в лавре, за церковью Сошествия св. Духа. Исправлять должность ректора поручено было находившемуся на чреде священнослужения, ректору Московской академии, архимандриту Моисею Близнецову-Платонову; он же преподавал и богословские с первых чисел февраля 1808 г. по 23 марта. После него исправляющим должность ректора определен, также бывший на чреду священнослужения, архимандрит Волоколамского монастыря и ректор Троицкой семинарии. 13) Евграф Музалевский-Платонов, и тогда же переведен настоятелем в первоклассный Иверский монастырь; 30 октября утвержден в должности ректора и определен присутствующим в С.-Петербургской консистории. Префекты и учители философии После Флавиана Ласкина, переведенного в 1799 г. в Новгородский Антониев монастырь и определенного ректором Новгородской семинарии, должность префекта проходили: 16) Евгений (Евфимий) Болховитинов, префект Воронежской семинарии, вдовый протоиерей г. Павловска (Воронежской губернии), с 3 марта 1800 г.; 9 числа того же месяца пострижен в монашество. 11 посвящен в архимандрита и определен настоятелем Зеленецкого монастыря; 15 марта определен присутствующим в С.-Петербургской консистории; в 1801 году, сентября 15, при коронации Государя Императора Александра I, Всемилостивейше пожалован алмазным наперсным крестом; в 1802 г. января 17 переименован архимандритом Сергиевой пустыни. Когда ректору архимандриту Амвросию дозволено остаться при одной ректорской должности, Евгений определен учителем богословия; с 1 сентября 1801 г. по 1 января 1803 отправлял чреду священнослужения в С.-Петербурге; в 1804 г. января 1 Высочайше утвержден епископом Старорусским, викарием Новгородской митрополии. Скончался в сане митрополита Киевского в 1837 г., ознаменовав свое поприще многолетними заслугами Церкви, отечеству и ученому миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Заметим, что простодушные кирилловские иноки кончают свое бесхитростное историческое повествование теми словами, которые вполне могли бы стать эпиграфом ко всему историографическому творчеству как самого преосвященного Амвросия, так и его великого наставника митрополита Евгения. Преосвященный Амвросий в прошении своем об увольнении на покой говорил о необходимости продолжения работы над “Историей Российской иерархии”, однако не взял с собою ничего, необходимого для этой работы, ничего не писал и ничего не читал, кроме священных книг. В свете всего вышесказанного трудно заподозрить в мотиве прошения лишь предлог для увольнения. Последние события жизни преосвященного отрицают любую возможность даже малейшей неправды в его словах. Однако можно действительно говорить о продолжении работы над “Историей”, ибо если история Церкви – это история ее святых, то история иерархии – это история святости иерархов, и здесь труд преосвященного Амвросия поистине велик. После кончины преосвященного Амвросия (Орнатского) и не совсем удачной попытки митрополита Евгения (Болховитинова) осуществить второе, исправленное и дополненное, издание «Истории Российской иерархии» снова встает вопрос о создании полной энциклопедии по русской церковной истории. В 1830-х годах Святейший Синод назначил специальную комиссию под председательством архимандрита Московского Донского монастыря Феофана (Александрова). Целью комиссии была систематизация и общая редакция всех присланных из епархий и монастырей исторических справок и переиздание по этим новейшим и достаточно полным материалам «Истории» епископа Амвросия. В.А.Тропинин. Портрет архимандрита Московского Донского монастыря Феофана.1837 г. Государственная Третьяковская галерея. Архимандрит Феофан (в миру Федор Александров) родился в семье дьячка в селе Городище Каширского уезда в 1785 или 1786 году. Образование получил в Троице-Сергиевской и в Вифанской семинариях. В последней было обращено особое внимание на постановку преподавания церковного пения с обучением игре на скрипке и гуслях. Здесь в нем обнаружились большие дарования и любовь к церковному пению.

http://pravoslavie.ru/30883.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010