10. Полное собрание русских летописей. Т. II. (Ипатьевская летопись), М., 1962. С. 785. 11. Patericon abo ywoty s.s. oytcow Pieczarskich et. cet., w Kijowe ruku 1735 12. Древняя и новая Россия. 1881. Кн. II. 13. План первобытной киевской Десятинной Богородицкой церкви с объяснением оного. – Отечественные записки. 1825. Март. 14. Сперанский Д. Ученая деятельность митрополита Евгения Болховитинова , митрополита Киевского. – Русский вестник. 1885. Июнь. 15. О ходе открытий древностей в Киеве до 1836 года. – Журнал министерства народного просвещения (ЖМНП). 1836. Ноябрь. Отд. 2. 16. Сементовский Н. Киев, его святыни, древности, достопамятности. Киев. 1881. 17. Берлинский М. О Десятинной церкви в Киеве. В кн.: Труды и летописи Общества истории и древностей российских. – М. 1830. Ч. V, Кн. 1 18. Срезневский И.И. Воспоминания о научной деятельности Евгения, митрополита Киевского. – В кн. Сборник статей, читанных в Отделении русского языка и словесности имп. Академии наук. Т. 5. Вып. 1. СПб., 1868. 19. Болховитинов Евгений, митроп. Письмо председателю Общества А.А.  Писареву от 20 марта 1829 г. – В кн. Труды и летописи Общества истории и древностей российских. Ч. VIII. М., 1837 20. Переписка Евгения с Державиным, с приложением писем к графу Хвостову и К.К.Гирсу. СПб., 1868. 21. Ивановский А. Митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов) . СПб., 1872. 22. Краткое историческое описание Десятинной церкви в Киеве. Полтава, 1849. 23. Евсевий Памфил . Церковная история. Т. I Кн. III. Гл. I СПб., 1848. 24. Киевлянин. 1865. К.А. Лохвицкий и его стиль в Киеве. Статья. 25. Киевская старина. 1889. Июль. Об открытии Золотых ворот. Статья. С.  250–251. 26. Малышевский И. Деятельность митрополита Евгения в звании председателя конференции Киевской Духовной Академии. Киев, 1868. 27. Отчет о действиях временного Комитета изыскания древностей в Киеве в 1837г. ЖМНП. 1838. Часть 18. Отд. III. С. 77–80. 28. Остромыслинский Е. Исследование о древнейшей киевской церкви св. Илии. Киев, 1830.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Однако совершенно оригинальна и своеобразна входящая в план церкви колокольня. Низенькая, с шатровым верхом, она также представляет из себя восьмеричок, поставленный на куб первого этажа. Грани восьмерика, не занятые проемами звонов, украшены оригинальными парными, соединенными вверху арочками, колонками. Колонки посередине имеют перехват и книзу утолщение. Что-то странное и милое видно в этой колокольне. И эти колонки с арочками, и шатровая крыша, и общая ее приземистость напоминают что-то далекое, русское. А ее прочие, несомненно, барочные формы дают совершенно неожиданную смесь старорусских форм с барокко”. Ильинская церковь была одноштатной: священник, дьякон, псаломщик. Жалование свое они получали за счет процентов с капитала в восемь тысяч рублей да в виде арендной платы с 49 десятин пахотной земли. Прихожан насчитывалось до 500 душ. В 1872 г. для помощи бедным было создано церковное попечительство. Существовала и богадельня для престарелых женщин, на содержание которой в 1879 г. мещанин А. Петин пожертвовал пятьсот рублей. В середине XVIII в. у Ильинской церкви было отмежевано приходское кладбище размерами примерно по 27 аршин (19 метров) во все стороны от храма. Особо примечательных похорон купцы Елисеевы тут не наблюдали, отметив лишь погребение в 1770 г. матери купца Антона Тресорукова. Священников в Ильинской церкви почти за три столетия ее жизни сменилось немало, в большинстве своем это были весьма достойные люди. Внимание любителей старины прежде всего привлекает фамилия Болховитиновых. Отец известного краеведа, археографа, просветителя и деятеля церкви, Алексей Андреевич (?—1776) был священником этого храма в 60—70-е г. XVII в. По всей видимости, священнический сын Евфимий (1767—1837), в будущем митрополит Киевский и Галицкий Евгений, был окрещен в Ильинской церкви, тогда еще старой, деревянной. Семья Болховитиновых жила неподалеку от места службы своего хозяина. 15330Уже после его смерти, в 1782 г., вдовой и детьми было застроено дворовое место в Ильинском приходе, “идучи от Спасовской улицы по Ильинскому переулку к церкви Ильи Пророка на левой стороне четвертое от погоста угольное место”. Переулок этот, соединяющий две церкви, цел и сейчас, но старинного деревянного на каменном фундаменте дома там уже не сыскать.

http://azbyka.ru/palomnik/Ильинский_храм...

10 «Из сих обстоятельств праздника сего видно: (так писал сам сей Преосвященный в увещании своем народу ) что древний некоторый был идол, прозываемый именем Ярило, который в сих странах за Бога почитаем был, пока еще не было Христианского благочестия. А иные, праздник сей, как я от здешних старых людей слышу, называют игрищем. Но давно ли праздник сей начался? спрашивал я у тех же стариков, которые мне точно объявили, что он еще издавна; а потом примолвили, что он от году в год умножается, и так-де его люди ожидают, как годового торжества. Но, когда он приспеет, то убираются, празднующие его, в лучшее платье, и проч. – Начинается он, как те же люди мне объявляют, в среду или в пяток, по сошествии Св. Духа, и умножается через следующие дни, а в понедельник первый поста сего – и оканчивается, и проч.» 11 Сие слово полное напечатано в остальных сочинениях Преосвященного Тихона 1-го, в Санкт-Петербурге, 1799 года. 12 Сие слово напечатано в числе разных проповедей сего Преосвященного, 1784 года, в Санкт- Петербурге. 13 В числе памятников сего Преосвященного, в Воронеже остался также Архангельский зимний каменный собор, который сим Преосвященным основан в 1764 году, а окончен зданием и всем украшением в 1767 году. Но освящение сего храма, досталось Преосвященному Тихону 2-му, в 1768 году, Декабря 30 дня. 14 По старинным сказаниям известно, что, сей монастырь основан еще в XVII столетии некоторым пустынником пчелинцем, по имени Константин, от имени коего и доныне при монастыре сем, находящийся один проток, называется Константиновским, и самый монастырь прежде именовался Константиновской Толшевской пустынью. Толшевской же названа она, вероятно, от толщей, или чрезвычайно толстого, росшего там, леса: ибо в народе и ныне монастырь сей называется просто – Толщами или Толшами. 17 После сделана иждивением Майорши Анны Ивановой, дочери Хлусовой, серебряная, чеканной работы, вызлащенная дека, с изображением Святителя, которая и ныне на томбе находится. Читать далее Источник: Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, сочиненное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного/[Е. Болховитинов]. - Москва : Синод. тип., 1837. - 105 с. (Авт. в кн. не указан; установлен по изд.: Рус. биогр. слов. ... Спб., 1912. [Т. 20]. С. 588). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

164 . Мнение митрополита Евгения (Болховитинова) о русских наречиях, изложенное в частном письме к покойному академику П.И. Кеппену (1 октября 1820 г.)/Сообщ. П.К. Симони. – [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук, – 4с. – Из: Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. – 1896. -Т. 1, кн. 2. 165 . Надгробное слово префекта Евфимия Болховитинова (1790)/[Публ.] свящ. Ст. Зверев. – Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1896. – 8с. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1896. – 166 . Новая латинская азбука, содержащая, кроме обыкновенных начатков латинского языка, обстоятельное показание произношения и правописания как древнего, так и нового: также краткий словарь, расположенный по алфавиту, заключающий в себе все первоначальные латинские речения и образ их грамматических перемен, с прибавлением греческих слов, употребительнейших в латинском языке; потом краткие учтивые разговоры и выражения, могущие быть употребляемы в письмах, наконец, подробный и ясный Римский календарь, в пользу российского юношества изданная. – М.: Иждивением Петрова, тип. Пономарева, 1788. – XVI. 64 с. – Авт. установлен по изд: Опыт российской библиогр./B.C. Сопиков. – СПб., 1904. – Ч. 3. – 1792. 167 . Об осаде Пскова в 1581 году. – Псков: Славян, тип., 1881. – 66 с. -Авт. установлен по изд: Рус. анонимные и подписанные псевдонимами произведения печати, 1801–1926. – Л., 1978. – Вып. 2. – С. 48. – Перед текстом загл. на отд. листе: О нашествии шведского короля Иоанна с севера, а польского короля Стефана Батория с юга на Псковские области и на Псков и об осаде Пскова. Выписка из Истории Княжества Псковского, печатанной в Киеве 1831 года, из 1-й части, на страницах 191–247. 168 . Описание Благовещенской Никандровой пустыни. – Дерпт, Ценз. 1821. – 32 с. – Авт. установлен по изд: Роспись российским книгам для чтения из б-ки А. Смирдина. – СПб., 1828. – Ч.1. – 169 . Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, сочиненное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного. – М.: Синод, тип., 1837. – 105 с. – Авт. установлен по изд: Рус. биогр. словарь. – СПб., 1912.-Т. 20.– С. 588.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Письма эти, ещё нигде не напечатанные и нами теперь издаваемые в свет, представляют собою весьма ценный и интересный материал для биографии знаменитого их автора–в последний – Киевский – период, его жизни. Именно: они обнимают время от назначения Евгения Болховитинова на кафедру киевской митрополии– в начале 1822 года– почти до самой его кончины–в начале 1837 года. Кто же такой был игумен Серафим Покровский и по каким поводам вел с ним такую продолжительную переписку митрополит киевский Евгений? И каков общий характер этой переписки? И где хранятся подлинники её? Игумен Серафим был родом из псковской епархии. Когда Евгений Болховитинов был назначен в 1816 г. на архиерейскую кафедру во Псков, он застал Серафима Покровского настоятелем (в звании строителя) Якобштадтского монастыря, в Курляндской губернии, принадлежавшей тогда к Псковской епархии (тогдашний Псковский архиерей титуловался Псковским, Лифляндским и Курляндским). Во время первой своей поездки по новой епархии, Евгений обратил внимание на скромного якобштадтского строителя. Не смотря на свое незначительное школьное образование, Серафим очень понравился Евгению своими нравственными и практическими достоинствами: искренним благочестием, кротостию нрава и простосердечием, необычайным трудолюбием, выдающимися хозяйственными способностями и наконец, прекрасным, чётким, почерком. Вследствие всего этого Евгений в скорости сделал Серафима экономом своего архиерейского дома. А архиерейским домом Псковской кафедры был тогда, как и теперь, Снетогорский монастырь, в трех верстах от Пскова, расположенный на горе, которая называется Снетною или Снятною, отчего и монастырь получил свое название 1 ). В то же время Евгений назначил Серафима игуменом Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря, в 20 верстах от Пскова, так что Серафим, будучи экономом архиерейского дома, был вместе с тем и настоятелем Крыпецкого монастыря. Монастырь этот, основанный в XV в. св. Саввою Крыпецким (коего память 28 августа), был особенно любимым местом для Евгения, и делая настоятелем его своего эконома, он тем брал этот монастырь под свое особое покровительство. И действительно, Евгений и Серафим много потрудились для благоустройства и для благолепия Крыпецкого монастыря 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Киев. Киево-Печерская Лавра, 2002, с. 367). Евгений (Болховитинов Евфимий Алексеевич), митрополит Киевский и Галицкий родился 18 декабря 1767 года в Воронеже, в семье священника. В десять лет остался сиротой и был определен для обучения в архиерейский певческий хор, затем, в 1788 году в Воронежскую семинарию. В 1784 году, прослушав половину курса философии, по благославению святителя Тихона Задонского был послан на семинарском иждивении изучать науки в Словяно-греко-латинскую Академию, которую окончил в 1788 году. Одновременно Евфимий посещал лекции в Московском университете. В 1789 году вернулся в Воронеж и был назначен преподавателем в семинарию, а также вице-префектом и библиотекарем. В 1796 году его произвели в протоиереи уездного города Павловска с сохранением прежних должностей и, кроме того, с назначением на пост присутствующего в Воронежской консистории. В 1799 году протоиерей Евгений Болховитинов овдовел, умерли и его дети. При поддержке Н.Н. Бантыш-Каменского он переехал в Петербург, где по настоянию митрополита Амвросия(Подобедова) принял монашеский постриг с именем Евгений. Его определили префектом и преподавателем философии и высшего краснореция в Александро-Невскую Духовную Академию, но вскоре посвятили в архимандриты Зеленекого монастыря и назначили присутствующим в Петербургской консистории. В 1802 году Евгений стал архимандритом Петербургской Сергиевой пустыни и начал читать курс богословия в Александро-Невской Академии. 17 января 1804 года в Александро-Невской Лавре состоялся его хиротония в епископы Старорусского, викария Новгородского. В 1808 году преосвященный Евгений переведен в Вологодскую епархию, в 1813 году занял Калужскую кафедру, в 1816 году – Псковскую, с пожалованием в архиепископа, а в 1822 году стал митрополитом Киевским и Галицким, членом Святейшего Синода. Список наград, ученых степеней, званий, церковных должностей митрополита Евгения огромен. В 1806 году он был избран в действительные члены Императорской Академии наук. Скончался высокопреосвященный Евгений 23 февраля 1837 года в Киеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Kievs...

Il ruolo di Nil Sorskij per il monachesimo del XXI secolo//NS 9 .308). 299–307. Тихон Задонский Тимофей Савельевич Соколов, 1724 – 13 авг. 1783; канониз. в 1861; пам.13 авг.: НКС 3. 705–708 Житие и житийная литература 316 . Евгений (Болховитинов) , митроп. Полное описание жизни преосвященного Тихона, собранное из устных преданий и записок очевидных свидетелей. СПб. 1796. 2 Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого, собранное для любителей и почитателей памяти сего преосвященного. М. 1820. 120. 7 СПб. 1837. 110. 317 . Жизнь почившего в Задонске Тихона, епископа Воронежского и Елецкого. СПб. 1861. 208. Матвеевский Павел , свящ.//Странник. СПб. 1861. Август. 13. 318 . Житие иже во святых отца нашего Тихона, епископа Воронежского, Задонского и всея России чудотворца. 8 СПб. 1878. 1. 148; 2. 150. 319 . Сергий, иером. Поправки в жизнеописании св. Тихона Задонского //ХЧ 1881. 1. 220. 320 . Сергиевский Н. А. Святитель Тихон, епископ Воронежский и Задонский и всея России чудотворец. Его жизнь и подвиги, чудеса, прославление по смерти и творения. М. 1898. 213. Сочинения 321 . [Тихон (Задонский), св.] Наставление христианское. СПб. 1783. [В переизданиях: Наставление о собственных каждого христианина должностях]. пер.: St. Tikhon of Zadonsk. Journey to heaven. Counsels on the particular duties of every Christian. Jordanville 1991. 2 Ib. 1994. 279. 322 . [Тихон (Задонский), св.] Сокровище духовное, от мира собираемое, сочиненное Тихоном, еп. Воронежским и Елецким. СПб. 1796. 1–4. 296; 242; 235; 162. 2 СПб. 1825–26. 1–15. 3 М. 1836. 323 . Тихон, еп. Воронежский. Письмо//ХЧ 1833. 3. 62. 324 . Тихон, еп. Воронежский. Письмо//ХЧ 1834. 1. 314. 325 . Тихон Задонский. Разные размышления и переводы с еллиногреческого языка. М. 1837. 104. 326 . Тихон, еп. Воронежский. Новооткрытое письмо//ХЧ 1856. 1. 461. 327 . Тихон, еп. Воронежский. Благотворительность. Письма//Странник. 1860. Январь. 36. 328 . Тихон, еп. Воронежский. Глава о украшении суетном. Краткое наставление, каково подобает себе в христианской должности содержать//Странник.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

346 Евгений (Болховитинов , 1767–1837) – церковный деятель, библиограф, историк церкви. В 1785–1789 гг. учился в Московской духовной академии, в 1800 г. постригся, префект духовной академии в Петербурге. В 1804 г. викарий новгородский, с 1822 г. митрополит киевский. 349 Грановский Тимофей Николаевич (1813–1855) – историк и общественный деятель. Окончил юридический факультет Петербургского университета в 1835 г.; с 1839 г. профессор всеобщей истории Московского университета, в 1837–1839 гг. занимался в Берлинском университете. С 1839 г. читал в Москве первый (с 1843 г. – публичный) курс истории западноевропейского средневековья. Статья впервые напечатана В.О. Ключевским в газете «Русские ведомости», 1905 г. 263, 8 октября. Печатается по изданию: Ключевский В.О. Сочинения. М., 1959. Т. VIII. С. 390–395. В архиве В.О. Ключевского сохранились наброски к статье и не вошедшие в нее варианты (печатаются по тому же изданию, с. 480–481): «Что, какая идея, какое воспоминание привело нас к этой могиле, закрывшейся полвека назад? Та же идея, какая влекла наших отцов и ваших дедов в аудиторию Грановского». «50-й день памяти Грановского невольно вызывает рой светлых воспоминаний о том времени, когда сквозь молчаливую мглу русской ежедневной жизни... В каждом поборнике русского просвещения и русской общественной самодеятельности таится большая или меньшая доля Петра Великого, потому что все такие борцы суть духовные потомки преобразователя. Он действовал, ожидая их; они продолжали его дело, благоговея перед ним...» «Вы, господа, можете еще увидеть стариков, которые, попав в Москву из уездного захолустья, набожно крестятся, проезжая мимо полукруглого здания на углу Моховой и Никитской. Были годы, когда в Московском университете, вещая правду и свободу, он один стоял в Московском университете прямо и твердо, как стоит этот обелиск над его могилой. Имя Грановского стало символом, лозунгом общественного возрождения, совершаемого превращением слова науки в дело жизни. Вот идея, отлившаяся в преподавательской н литературной деятельности Грановского; она стала для нас его заветом и его пророчеством; «слово плоть бысть».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Живя постоянно в Киево-Софийском соборе и желая иметь начальником лавры особенно доверенного и близкого к себе человека, м. Евгений, спустя несколько лет (с 1834 г.), назначил на должность наместника лавры любимого своего эконома – игумена Серафима, человека и личной высокой монашеской жизни, и отличного хозяина, могшего занять распущенных лаврских монахов и послушников различными хозяйственными трудами и особливо хлебопашеством. Но едва только летом 1837 г. – прибыль в Киево-Печерскую лавру новый её настоятель – Киевский митрополит Филарет – и поселился в ней – с намерением сделать её постоянным местом своего жительства в Киев, – то в скорости – менее чем через месяц по прибытии в лавру он первое же свое распоряжение сделал против экономических порядков, заведённых при м. Евгении, и в особенности против хлебопашества. В своем предложении лаврскому духовному собору от 20 июля 1837 г. М. Филарет писал: «Божию милостию, предстательством Пречистой Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и молитвами Преподобных и Богоносных Отец Наших Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских, святая чудотворная, небеси подобная, Киево Печерская лавра досель процветала и без хлебопашества. Кийждо в звании, в нём же призван есть, в том и да пребывает пред Господом,–научает св. Апостол Павел. Премудрым устроением промысла Божия производить хлебопашество и пользоваться выгодами оного предоставлено хлебопашцем. Монашествующим же, облекающимся в Ангельский образ служения Господу Богу, подобает возделывать ниву сердца своего постническими и молитвенными подвигами в безмолвии духа. Деннонощное славословие, безпрестанная молитва сердца и рукоделие, не нарушающее безмолвья духа, составляли ежедневное упражнение преподобных отец наших. В святой Киево-Печерской лавре по обширным её заведениям, и без хлебопашества довольно труда для монашествующих и для послушников» 9 . Так же точно и в других отношениях – экономических и нравственно-дисциплинарных, произошла перемена, с прибытием м.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

За три дня предсказал свою кончину. Погребен в особо устроенном склепе под алтарем соборного храма Задонского монастыря. В 1846 г. мощи св.Тихона обретены нетленными и пребывающими в том положении и виде, в каком находятся мощи св. угодников Киево-Печерских. В 1861 г. было совершено торжественное их открытие. Ныне почивают в Богородицком соборе. Св.Тихон еще при своей жизни получил от Господа дары прозорливости, исцеления и чудотворения. После его кончины люди служили панихиды при гробе святителя и по вере своей получали исцеление. Случаи исцелений по открытии и перенесении мощей св.Тихона не поддавались исчислению. В 1825–1826 гг. митрополит Евгений (Болховитинов) издал полное собрание сочинений святителя Тихона в 15-ти томах, впоследствии не раз переиздававшееся. Память 13 августа. – 70, 247, 248. Толстой Александр Петрович, граф – генерал-адъютант, обер-прокурор Св. Синода, член Государственного совета. 28 января 1801 † 21 июня 1873. Происходил из рода грузинского царя Вахтанга VI. В 1817 г. вступил в военную службу. В 1824–1826 гг. находился в экспедиции по обозрению берегов Каспийского и Аральского морей. В 1826 г. назначен в Коллегию иностранных дел с причислением к посольству в Париже. В 1827 г. командирован в Константинополь для военно-топографических описаний и с секретными целями. В 1828 г. вновь поступил в военную службу, участвовал в войне с Турцией, имел награды за храбрость. В 1829 г. пожалован флигель-адъютантом, в 1830 г. оставил военную службу. В звании камергера был первым секретарем миссии в Турции, затем чиновником особых поручений в Министерстве внутренних дел. В 1834 г. произведен в действительные статские советники и назначен губернатором в Тверь, где служил до 1837 г. В 1837–1840 гг. был генерал-губернатором в Одессе. После конфликта с князем М.С.Воронцовым, Новороссийским и Бессарабским генерал-губернатором, в 1840 г. вышел в отставку и уехал за границу. Вернулся к службе только в 1855 г. В 1856–1862 гг. он был обер-прокурором Св.Синода, в 1862–1964 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010