Фотий (1409-1431), Герасим (1432/33-1435), Исидор (1436-1443), свт. Иона (1448-1461). Митрополиты Киевские (Западнорусские) в юрисдикции Константинопольского Патриархата Григорий II (1458-1473), Спиридон (1475 - не ранее 1482; не признан на территории ВКЛ), Симеон (не ранее 1482-1488), Иона (Глезна; ок. 1489-1494), сщмч. Макарий (1495-1497), Иосиф I (Болгаринович; 1498-1501), Иона II (1503-1507), Иосиф II (Солтан; 1509-1521/22), Иосиф III (Русин; 1522-1533), Макарий II (1534-1555), Сильвестр (Белькевич; 1556-1567), Иона III (Протасович; 1568-1577), Илия (Куча; 1577-1579), Онисифор (Девочка; 1579-1588/89); Михаил (Рагоза; 1588/89-1596), Иов (Борецкий; 1620-1631), Исаия (Копинский; 1631-1632), свт. Петр (Могила; 1633-1646/47), Сильвестр (Косов; 1647-1657), Дионисий (Балабан-Тукальский; 1658-1663), Иосиф (Нелюбович-Тукальский; 1663-1675), Антоний (Винницкий; 1663-1679). Местоблюстители Киевской митрополии в юрисдикции Московского Патриархата архиеп. Лазарь (Баранович; 1659-1661, 1670-1685), еп. Мефодий (Филимонович; 1661-1668). Митрополиты (архиепископы) Киевские и Галицкие (и всей Малой России) в юрисдикции Московского Патриархата Гедеон (Святополк-Четвертинский; 1685-1690), Варлаам (Ясинский; 1690-1707), Иоасаф (Кроковский; 1708-1718), Варлаам (Вонатович; 1722-1730, в сане архиепископа), Рафаил (Заборовский; 1731-1747, в сане архиепископа, затем митрополита), Тимофей (Щербацкий; 1748-1757), Арсений (Могилянский; 1757-1770), Гавриил (Кременецкий; 1770-1783), Самуил (Миславский; 1783-1796), Иерофей (Малицкий; 1796-1799), Гавриил (Банулеску-Бодони; 1799-1803), Серапион (Александровский; 1803-1822), Евгений (Болховитинов; 1822-1837), Филарет (Амфитеатров; 1837-1857), Исидор (Никольский; 1858-1860), Арсений (Москвин; 1860-1876), Филофей (Успенский ; 1876-1882), Платон (Городецкий; 1882-1891), Иоанникий (Руднев; 1891-1900), Феогност (Лебедев; 1900-1903), Флавиан (Городецкий ; 1903-1915), сщмч. Владимир (Богоявленский; 1915-1918), Антоний (Храповицкий; 1918-1919), архиеп. Назарий (Блинов; 1919-1921, в. у.). Митрополиты (архиепископы) Киевские и Галицкие, экзархи Украины Михаил (Ермаков; 1921-1923 (как митрополит Гродненский), 1928-1929, вторично), еп. Макарий (Карамзин; 1923 - янв. 1925, в. у.), еп. Сергий (Куминский; янв.-апр. 1925, в. у.), еп. Афанасий (Молчановский; 1924, в. у.), еп. Георгий (Делиев; апр. 1925-1928, в. у.), архиеп. Димитрий (Вербицкий; 1930-1932, в. у.), еп. Сергий (Гришин; 1932 - июнь 1934), Константин (Дьяков; июнь 1934-1937), архиеп. Александр (Петровский ; 1937-1938, в. у.), Николай (Ярушевич; 1941-1944, фактически июнь-сент. 1941), еп. Пантелеимон (Рудык; 1941-1943, в. у.), Иоанн (Соколов; 1944-1964), Иоасаф (Лелюхин; 1964-1966), архиеп. Алипий (Хотовицкий; 24 апр.- 14 мая 1966), Филарет (Денисенко; 1966-1990, в сане архиепископа, затем митрополита). Митрополиты Киевские и всея Украины, предстоятели УПЦ

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) I. Епархия киевская Киевская митрополия обратилась в епархию в 1685 г. Первая из первоклассных. I. Митрополиты Киевские, Галицкие и всей Малой России 1.       Гедеон Святополк , кн. Четвертенский, хирот. в Москве 8 нояб. 1685, из еписк. Луцких; † 5 апр. 1690. 2.       Варлаам Ясинский хирот. 31 авг. 1690, из архим. Киево-Печерских; † 22 авг. 1707. Погребён в Киевской Лавре. 3.       Иоасаф Кроковский хирот. 15 авг. 1708, из архим. Киево-Печерских: † 1 июля 1718, на пути в С.-Петербург. 4.       Варлаам Ванатович , архиеп., хирот. 14 мая 1722, из архим. Тихвинских; 20 нояб. 1730 лишён сана и сослан на Белоозеро; в 1741 возвращён; † 1751 в Тихвинском мнтре, на покое. 5.       Рафаил Заборовский 13 апр. 1731 перев. из Пскова архиепископов; 16 июня 1743 пожалован в митр.; † 22 окт. 1747. Погребён в Киево-Софийском соборе. 6.       Тимофей Щербацкий хирот. 10 мар. 1748, из архим. Киево-Печерских, а 22 окт. 1757 перев. в Москву. 7.       Арсений Могилянский , бывший архиеп. Переяславльский, назначен 22 окт. 1757; указом 2 апр. 1767 запрещено именоваться «и Малыя России»; † 8 июня 1770. Погребён в Киево-Софийском соборе. II. Митрополиты Киевские и Галицкие 8.       Гавриил Кременецкий 22 сент. 1770 перев. из архиеп. С.-Петербургских; † 8 авг. 1783. 9.       Самуил Миславский 22 сент. 1783 перев. из Ростова; 10 апр. 1786 прибавлено: «архим. Киево-Печерской Лавры»; † 5 янв. 1796. 10.       Иерофей Малицкий 1 апр. 1796 перев. из Чернигова; † 2 сент. 1799. 11.       Гавриил Банулеско (Бодони) 29 сент. 1799 перев. из Екатеринославля, а 21 авг. 1803 уволен на покой в Одессу. С 21 авг. 1813 митр. Кишинёвский. 12.       Серапион Александровский 11 дек. 1803 перев. из Казани; 24 янв. 1822 уволен на покой; † 14 сент. 1824. 13.       Евгений Болховитинов 24 янв. 1822 перев. из Пскова; † 23 февр. 1837. 14.       Филарет Амфитеатров 18 апр. 1837 перев. из Ярославля. С 1841 схимонах Феодосий; † 21 дек. 1857. 15.       Исидор Никольский , из экзархов Грузии, перев. 1 мар 1858, а 1 июля 1860 перев. в Новгород и С.-Петербург. 16.       Арсений Москвин 1 июля 1860 перев. из Варшавы. Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1904. Вып. 5. С. 91-92. Лит.: Кр. ист. сведение о Задонском мон-ре. М., 1820. С. 4-6; Евгений (Болховитинов), еп. Полное описание жизни преосв. Тихона, бывшего прежде еп. Кексгольмского и Ладожского и викария Новгородского, а потом еп. Воронежского и Елецкого, собранное из устных преданий и записок очевидных свидетелей с нек-рыми ист. сведениями, касающимися до Новгородской и Воронежской иерархий. М., 1837. С. 14-39; он же. Ист.-геогр. и экон. описание Воронежской губ., собранное из историй, архивных записок и сказаний. Воронеж, 1912. С. 102; он же. Ист., геогр. и экон. описание Воронежской губ.//Воронежская старина. Воронеж, 1912. Вып. 10. С. 95; Описание жизни и подвигов Тихона, еп. Воронежского и Елецкого. М., 1837. С. 23-27; Горчаков Д. Воспоминания о мон-ре Задонском и Тихоне, еп. Воронежском//Москвитянин. 1843. 4. С. 13; Ключарев А., свящ. Преосв. Тихон I, еп. Воронежский и Елецкий. М., 1844. С. 20-34; Житие... Тихона, еп. Воронежского, всея России Чудотворца. СПб., 1862. С. 15-25; Головин В. И. Рака и сень для мощей св. Тихона Задонского//Сев. пчела. СПб., 1863. 161. С. 8; Успенский В. Заметки паломника о Задонском мон-ре//Воронежские ГВ. 1863. 35. С. 152; Памятная книжка Воронежской губ. Воронеж, 1864. Отд. 1. С. 22; 1879. Отд. 3. С. 54; 1887. Отд. 1. С. 312; 1908. Отд. 3. С. 65; 1911. Отд. 1. С. 62; Лебедев А., прот. Свт. Тихон Задонский и всея России чудотворец. СПб., 1865. С. 33-35; Нольде Н. К. Заметки светского человека о Задонском мон-ре//Воронежские ГВ. 1865. 19. С. 34-52; он же. Краткое описание Задонской обители паломником рус. святыни. Тула, 1865; Толстой М. В. Задонские и Елецкие подвижники: (Письма к Евреинову М. М.)//ДЧ. 1872. Сент. С. 14-16; Окт. С. 13-15; Нояб. С. 21-24; Терентий, иером. Ист.-стат. описание 1-кл. Задонского Богородицкого мон-ря. М., 1873. С. 2-86; Васильев В. Путешествие в Задонский Богородицкий мон-рь на поклонение мощам св. Тихона учеников Усманского 2-кл. училища и Усманской 1-й церковноприходской школы//Воронежские ЕВ. 1874.

http://pravenc.ru/text/182467.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ДУБЯНСКИЕ один из дворянских родов в России, представители к-рого в XVIII-XIX вв. были церковными и муз. деятелями ДУДИН АМВРОСИЕВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан не позднее сер. XIV в. в Березополье Нижегородского княжества, при впадении речки Зуевки в р. Оку ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф ДУХОВНИК в православной Церкви священник или старец-монах, регулярно принимающий тайную исповедь и помогающий духовному чаду на пути к спасению «ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус Церкви в России в синодальный период ДЬЯКИ архиерейских приказов, светские чиновники в органах высшего церковного и епархиального управления Русской Церкви в XVI-XVII вв. «ДЬЯКОНОВЫ ОТВЕТЫ» (1716-1719 гг.) ответы старообрядцев-поповцев дьяконова согласия на 130 вопросов настоятеля Успенского Кержебелбашского мон-ря Питирима ЕВГЕНИЙ (Кульберг Алексей Сергеевич; род. 25 сент. 1972 г.), митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, глава Екатеринбургской митрополии ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ЕВГЕНИЙ (Булгарис [Вулгарис] Елевферий; 1716 - 1806), архиеп. Славянский и Херсонский, греч. духовный писатель ЕВГЕНИЯ (Мещерская, урожд. Тютчева, Евдокия Николаевна; 1774 - 1837), игум., основательница Аносина Борисоглебского жен. мон-ря ЕВДОКИЯ (Андрианова Евдокия Прохоровна; 1886 - 1942), мон., прмц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121660_39.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОСКРЕСНОЕ ЧТЕНИЕ» еженедельный общедоступный журнал, издававшийся при КДА в 1837-1912 гг. В кон. 1836 г. ректор КДА еп. Чигиринский Иннокентий (Борисов) совместно с преподавателями и профессорами академии прот. Иоанном Скворцовым , Я. К. Амфитеатровым и бакалавром иером. Димитрием (Муретовым ; впосл. архиепископ Херсонский и Одесский) составил программу первого в Киеве духовно-нравственного журнала. Благодаря поддержке Евгения (Болховитинова) в начале следующего года было получено разрешение на издание журнала. Первоначальный тираж составлял 2500 экз., иногда «В. ч.» выходило и 2-м изданием. В 1837-1839 гг. большинство опубликованных статей были написаны редактором журнала еп. Иннокентием (Борисовым), впервые здесь были напечатаны его статьи из «Догматического сборника». В 1872-1878 гг. должность редактора исполнял Х. М. Орда (впосл. епископ Орловский Ириней ), в 1879-1883 гг.- В. Ф. Певницкий . В 1884-1886 гг. редакторами журнала являлись К. И. Фоменко, Г. О. Булашёв и свящ. Иоанн Богородицкий, к-рый стал бессменным редактором и издателем с 1890 г. Среди наиболее деятельных сотрудников журнала были буд. ректор КДА иером. Димитрий (Муретов), прот. И. Скворцов, Амфитеатров, П. С. Авсенев, архим. Антонин (Капустин) , прот. Н. А. Фаворов , И. П. Максимович , иером. Иоанникий (Руднев ; впосл. митрополит Киевский) и др. Журнал долгие годы состоял из 10 отделов: статьи, «относящиеся к разумению Свящ. Писания»; патрология; церковная история и археология; каноника, или статьи, относящиеся к учению о церковном законодательстве, правилах и постановлениях; литургика; гомилетика; пастырская педагогика; христ. аскетика; сочинения нравственно-догматического содержания, размышления, разговоры и др. назидательные статьи; разные известия, мнения, заметки. Основное внимание уделялось библеистике, патрологии и литургике. Широко было представлено гомилетическое наследие Киевских иерархов. Исторический отдел ограничивался преимущественно небольшими биографическими статьями.

http://pravenc.ru/text/155342.html

   Святой равноапостольный Николай (Касаткин) Японский (1836—1911).    Святитель Митрофан (Сидоровский) Воронежский (1623—1703).    Святитель Димитрий (Туптало) Ростовский (1651—1709).    Святитель Иоанн (Максимович) Тобольский (1651—1715).    Святитель Иннокентий (Кульчицкий) Иркутский (1680—1731).    Святитель Иоасаф (Горленко) Белгородский (1705—1754).    Святитель Софроний (Кристалевский) Иркутский (1704—1771).    Святитель Тихон (Соколов) Задонский (1724—1783).    Святитель Мелетий (Леонтович) Харьковский (1784—1840).    Святитель Иннокентий (Вениаминов) Московский (1797—1879).    Преподобный Серафим (Мошнин) Саровский (1759—1833).    Преподобный Герман Аляскинский (1757—1837).    Святой праведный Иоанн Русский (ум. 1730).    Блаженная Ксения (Петрова) Петербургская (XVIII в.).    Святой преподобномученик Пахомий Русский, Афонский (ум. 1780).    Патриарх Тихон (Белавин) (1865—1925).    Патриарх Сергий (Страгородский) (1867—1944).    Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Стефан (Яворский) (1658—1722).    Митрополит Иов (ум. 1716).    Святитель Филофей (Лещинский) (в схиме Феодор) Иркутский (1650—1727).    Митрополит Георгий (Дашков) (ум. 1739).    Митрополит Тимофей (Щербацкий) (1698—1767).    Митрополит Димитрий (Сеченов) (1709—1767).    Святитель Павел (Конюскевич) Тобольский (1705—1770).    Митрополит Арсений (Мацеевич) (1697—1772).    Митрополит Самуил (Миславский) (1731—1796).    Митрополит Гавриил (Петров) (1730—1801).    Митрополит Платон (Левшин) (1737—1812).    Митрополит Амвросий (Подобедов) (1746—1818).    Митрополит Михаил (Десницкий) (1762—1821).    Митрополит Феофилакт (Русанов) (1764—1821).    Митрополит Евгений (Болховитинов) (1767—1837).    Митрополит Филарет (Амфитеатров), в схиме Феодосий (1779—1857).    Митрополит Григорий (Постников) (1784—1860).    Митрополит Филарет (Дроздов) (1782—1867).    Митрополит Иосиф (Семашко) (1798—1868).    Митрополит Арсений (Москвин) (1797—1876).    Митрополит Макарий (Булгаков) (1816—1882).    Митрополит Платон (Городецкий) (1803—1891).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Д. смог опубликовать только небольшую часть своих сочинений. Большинство его прижизненных публикаций - это статьи в «Чтениях в Обществе истории и древностей российских» , «Костромских губернских ведомостях» и др. Работы Д. получили высокую оценку специалистов. С ним состояли в переписке А. Н. Муравьёв , Киевский митр. Евгений (Болховитинов), Черниговский архиеп. Филарет (Гумилевский) , историки М. П. Погодин и И. М. Снегирёв . Последний, в частности, под влиянием письма Д. отказался от суждения о том, что буд. Московский митр. Афанасий был настоятелем Новоспасского московского в честь Преображения Господня мон-ря (см.: Письма о. М. Диева к И. М. Снегирёву. С. 60). Д. высоко ценили В. А. Жуковский , гр. М. В. Толстой , С. С. Уваров и др. 13 мая 1837 г., во время посещения Нерехты наследником престола вел. кн. Александром Николаевичем (впосл. имп. Александр II ), Жуковский представил Д. цесаревичу, к-рый подарил священнику золотые часы. В Костроме на торжественном обеде вел. кн. Александр Николаевич неск. раз с уважением отозвался о нем. В 30-40-х гг. XIX в. Д. неоднократно подвергался преследованиям, на него писали доносы. Его обвиняли в занятиях учеными трудами в ущерб обязанностям настоятеля храма в Пахомиевой обители. Костромской еп. Павел (Подлипский) недолюбливал его «за писательство». Как полагают, по этой причине епископ и дал ход «ложной кляузе» на Д. в 1832 г., из-за чего он был вынужден уехать из с. Тетеринского. 19 июня 1837 г. Костромской еп. Владимир (Алявдин) при посещении Нерехты публично заявил Д., что «священнику некогда заниматься такими безделицами, как история и археология». В 1839 г. в результате ложного доноса еп. Владимир запретил Д. в священнослужении и назначил на его место др. священника. Лишь заступничество Муравьёва и Жуковского, обратившихся к вел. кн. Александру Николаевичу, и обращение последнего к имп. Николаю I , давшему распоряжение обер-прокурору Святейшего Синода Н. А. Протасову разобраться с этим делом, восстановили справедливость. Определением Святейшего Синода от 18 сент. 1840 г. Д. был полностью оправдан и возвращен на прежнее место служения. В 1848 г. указом Синода он был назначен сотрудником Комиссии о исправлении «Истории российской иерархии». 4 сент. 1857 г. по представлению Московского митр. свт. Филарета (Дроздова) возведен в сан протоиерея, 5 сент. того же года назначен благочинным своего округа. В марте 1865 г. Д. перенес инсульт. В авг. того же года по состоянию здоровья вышел за штат и переехал в купленную им в 1862 г. дворянскую усадьбу Жары в Костромском у.

http://pravenc.ru/text/172006.html

1908. 8. С. 353-362; Несколько мыслей о западнорусских церковных делах//ЦВ. 1908. 3. С. 69-72; Жизнеописание митр. Иосифа-Вельямина Рутского, составленное митр. Рафаилом Корсаком, и сочинение Рутского об улучшении внутреннего состояния униатской Церкви//ХЧ. 1909. Ч. 2. С. 1089-1108; Протестация митр. Иова (Борецкого) и других западнорусских иерархов, составленная 28 апр. 1621 г.//Статьи по славяноведению. СПб., 1909. Вып. 3 (отд. отт.: СПб., 1909); Полтавская битва и Польша//ЖМНП. 1909. 6. С. 353-386; Казацкий разгром и Куруковский договор 1625 г.//ХЧ. 1909. Ч. 1. С. 515-532, 769-789; Первый польский сейм после Куруковского разгрома казаков//Там же. Ч. 2. С. 907-932; О неизданных сочинениях Иосафата Кунцевича//ИОРЯС. 1910. Т. 14. Кн. 3 (отд. отт.: СПб., 1910); Начало научной разработки Ватиканского архива Академией наук//ПрибЦВед. 1910. 2. С. 173-192; 3. С. 334-351; Материалы для истории Киевского и Львовского Соборов 1629 г.//ЗИАН. 1911. Т. 8. 15 (отд. отт.: СПб., 1911); Записка об открытии духовной академии в Вильне//Вестн. Виленского правосл. Св.-Духовского братства. 1914. 5. 2-я паг. С. I-V; Пятидесятилетие высочайше утвержденной Комиссии по разбору и описанию архива Святейшего Синода, 1868-1915. Пг., 1915. С. 333-335 [автобиогр.]. Лит.: Проводы П. Н. Жуковича//Литовские ЕВ. 1891. 46; Извеков Н., свящ. История Литовской духовной семинарии. Вильна, 1892. С. 434, 485; Гомолицкий И., свящ. Пятидесятилетний юбилей прот. Николая Жуковича//Литовские ЕВ. 1900. 1/2. С. 5-6; Тридцатилетний юбилей проф. П. Н. Жуковича//ЦВ. 1911. 36. Стб. 1115-1117; Пальмов И. С. Записка об ученых трудах проф. П. Н. Жуковича//ИАН. 1919. Сер. 6. 1. С. 6-7; Тураева Е. Ф. П. Н. Жукович: (Некролог)//Дела и дни. 1920. Кн. 1. С. 597-599; Б енешевич В. Н. Скорбная летопись//РИЖ. 1921. 7. С. 234; Харлампович К. В. Платон Жукович: (Бiorp. нарис)//Украïнська АН. Зап. Icm.-фuлoл. biддiлy. 1925. Кн. 6. С. 247-258; Сенько П. Н. Русские церковные деятели - члены Академии наук. СПб., 1995. С. 178-179, 258; Матвеева И. Г., Опалинская М. А. Российская Публичная библиотека - Государственная Публичная библиотека в Ленинграде, 1918-1930. СПб., 1999. С. 286-287; Теплова В. А. П. Н. Жукович (1857-1919 гг.): Становление историка: (К 150-летию со дня рождения)//http://sobor.by/zhukovich.htm. Свящ. Александр Берташ, Г. Э. Щеглов Рубрики: Ключевые слова: ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф

http://pravenc.ru/text/182349.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии археографов и палеографов АМУСИН Иосиф Давидович (1910 - 1984), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1917), исследователь древнерус. и старообр. лит-ры, археограф, собиратель ВОСТОКОВ [Остенек] Александр Христофорович (1781 - 1864), археограф, исследователь церковнослав. языка, поэт ДМИТРИЕВ Лев Александрович (1921 - 1993), литературовед, археограф, исследователь средневек. рус. книжности, издатель и переводчик древнерус. памятников ДОЛИДЗЕ Исидор Самсонович (1915 - 1982), груз. юрист, историк права, археограф, общественный деятель, акад. АН ГССР (1960), заслуженный деятель науки ГССР (1963) ДОНЧЕВА-ПАНАЙОТОВА Невяна (род. 1945), болг. палеограф, исследователь средневек. болг. книжности и русско-болг. связей ЕВГЕНИЙ (Болховитинов Евфимий Алексеевич; 1767 - 1837), митр. Киевский и Галицкий, историк, археограф, библиограф ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЕРНШТЕДТ Петр Викторович (1890 - 1966), российский коптолог, занимавшийся в основном изучением грамматики и лексики копт. языка, папирологией, изданием копт. текстов ЖОРДАНИЯ Федор (Тедо, Тевдоре) Давидович (1853 - 1916), груз. историк, филолог, археограф, педагог, общественный деятель ЖУКОВСКАЯ Лидия Петровна (1920 - 1994), палеограф, лингвист, исследовательница церковнослав. памятников, член бюро Археографической комиссии АН СССР КЛОСС Борис Михайлович (род. 1932), историк, источниковед, исследователь древнерус. летописания и агиографии, палеограф КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов (13.11.1934 - 25.01.2000), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед МАИ [Май] Анджело (1782-1854), выдающийся итальянский филолог и палеограф, хранитель б-ки Амброзиана и Ватиканской библиотеки, член об-ва иезуитов, кардинал Римско-католической Церкви

http://pravenc.ru/rubrics/122936.html

Мелетий, святитель, архиепископ Харьковский (Леонтович Михаил Иванович) († 1840; память 12/25 февраля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых, 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился 6 ноября 1784 года в селе Старые Санжары Полтавской губернии в семье духовного звания. Окончил Екатеринославскую духовную семинарию. В 1814 году окончил Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия и был определен адъюнкт-профессором греческого языка. В 1817 году назначен инспектором Киевской духовной академии. В 1820 году пострижен в монашество митрополитом Киевским Евгением (Болховитиновым , † 1837), рукоположен во иеромонаха и назначен ректором Могилевской духовной семинарии. С 1821 года – настоятель Кутеинского Богоявленского Оршанского монастыря Могилевской епархии. В 1823 году переведен ректором Псковской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита Псковского Спасо-Елеазарова монастыря. С 1824 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киевского Братского Богоявленского монастыря. 21 ноября 1826 года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. С 21 апреля 1828 года – епископ Пермский и Екатеринбургский. 18 июля 1831 года возведен в сан архиепископа и назначен на кафедру Иркутскую и Нерчинскую. С 22 июня 1835 года – архиепископ Слободско-Украинский (впоследствии Харьковский и Ахтырский). Скончался 29 февраля 1840 года. Погребен в пещерной церкви Харьковского Покровского монастыря. Тело его покоится нетленным. Преосвященный Мелетий – истинный светильник веры и благочестия, великий постник и молитвенник, творец Иисусовой молитвы. Отличался кротостью и благочестием, ревностью к богослужениям. Во время богослужений благоговение его достигало высшей степени и проявлялось в слезах. Святитель Мелетий был смиренномудрен, милосерд к бедным, всегда заступался за сирых и обижаемых. Старался поддержать дух истинного монашества, являя собою образец чистоты монашеской жизни. Он обладал даром прозорливости и исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010