Но между вами да не будет так 07.06.2016 11:34:10 Сергей Львович Худиев Подготовка к Всеправославному собору, который намечался на 19-26 июня 2016 года на о. Крит, столкнулась с серьезными трудностями – в частности, Болгарская Православная Церковь приняла решение не участвовать в нем, что лишает его статуса Всеправославного, многие выражают несогласие с готовящимися документами, есть и другие затруднения, которые требуют внимательного рассмотрения. В этих условиях Русская Православная Церковь предложила до 10 июня провести экстренное Всеправославное предсоборное совещание, которое могло бы разрешить эти вопросы, но Константинопольский Патриархат ответил отказом. Эта ситуация – без сомнения, печальная – требует вспомнить о том, как созидается Церковь. В любом человеческом сообществе – и между этими сообществами – всегда происходит борьба за власть, за контроль над тем, кто будет принимать решения, обязательные для остальных. Это так в государствах, в корпорациях, в армиях – практически везде. Люди научились снижать уровень конфликтности, создавая четкие иерархии и формулируя правила, по которым они функционируют, как-то делить власть и ответственность. Но Евангелие указывает на другой идеал: “Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих” (Мар.10:42-45) Христианское владычество состоит в служении; святой Апостол Петр увещевает Пастырей пасти христиан “не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду” (1Пет.5:3) Следование этому идеалу требует больших личных усилий, и немалого мужества. В Церкви, которая призвана быть образом и присутствием Царства Божия на земле, проявления человеческой немощи выглядят особенно контрастно. Во всей истории Церкви можно видеть напряженность между Евангелием, которое лежит в ее основании, между действием Святого Духа, который непрестанно ведет ее и созидает, и слабостями людей – в том числе людей лично благочестивых или даже святых.

http://radonezh.ru/analytics/no-mezhdu-v...

Но мы взираем в будущее с верой и надеждой на Возлюбившего ее Господа Иисуса. В своем историческом шествии Церковь всегда вдохновлялась пророческими словами ветхозаветного евангелиста — пророка Божия Исаии, обращенными к ней — Новому Израилю — и звучащими сегодня на удивление современно и ободряюще. Прислушаемся и мы к этим словам: «Ныне же так говорит Господь: Не бойся, ибо Я искупил тебя Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя, ибо Я Господь, Бог твой, Спаситель твой. Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя. Не бойся, ибо Я с тобою!» (Ис. 43:1-5). Благодарю всех за внимание и приглашаю всех к обсуждению как тех вопросов, которые я сегодня уже успел затронуть, так и иных, волнующих вас и вашу паству. Да благословит Господь наши труды — во славу Его имени и на благо Его Церкви! 1 — Письма были направлены: Блаженнейшему Патриарху Антиохийскому Иоанну; Блаженнейшему Патриарху Иерусалимскому Феофилу; Святейшему Патриарху Грузинскому Илии; Святейшему Патриарху Сербскому Порфирию; Блаженнейшему Патриарху Румынскому Даниилу; Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту; Блаженнейшему Архиепископу Албанскому Анастасию; Блаженнейшему Митрополиту Польскому Савве; Блаженнейшему Митрополиту Чешских земель и Словакии Ростиславу; Блаженнейшему Митрополиту всей Америки и Канады Тихону; Блаженнейшему Митрополиту Охридскому и Македонскому Стефану; Папе Римскому Франциску; Патриарху Коптской Церкви Тавадросу II, Главе Англиканского сообщества Архиепископу Кентерберийскому Джастину Уэлби, генеральному секретарю Всемирного совета церквей доктору Джерри Пиллэю, генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Антониу Гутерришу, генеральному секретарю ОБСЕ Хельге Марии Шмид, генеральному секретарю Совета Европы Марии Пейчинович-Бурич, верховному комиссару ООН по правам человека Фолькеру Тюрку, директору Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека Маттео Мекаччи.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/6...

О Мариам сказал выше (ст.6): которая много потрудилась, а об этих говорит, что они еще трудятся. Великая похвала — всегда быть в деле и трудиться. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе. Эта выше упомянутых пред сим; потому что она не только много потрудилась, но и возлюбленная. Так именует каждого по достоинству, одних поощряя к большей ревности, а других возбуждая к соревнованию. Приветствуйте Руфа, набранного в Господе, и матерь его и мою. Приветствуйте Руфа, набранного в Господе, и матерь его и мою. Двойное благо: и сын беспорочен, и мать безукоризненна. Ибо не сказал бы, конечно: матерь его и мою, если бы не усвоял этой женщине великую добродетель. Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев. Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев. Здесь не на то смотри, что перечисляет их, не приписав им никакой похвалы, но на то, что хотя они были гораздо ниже всех, однако удостоились от апостола приветствия. Лучше же сказать, он и им приписал похвалу, когда назвал их братиями. Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых. Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых. Великую похвалу приписывает и этим лицам: ибо назвал их святыми. Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуйте друг друга с целованием святым. Дабы не подать повода к распрям тем, что одних приветствует так, а других иначе, об одних отзывается с большими, а о других с меньшими похвалами, всех уравнивает святым лобзанием, дабы ни высший не презирал низшего, ни низший не завидовал высшему; потому что святое лобзание все умиротворяет и уравнивает. Приветствуют вас все церкви Христовы. Приветствуют вас все церкви Христовы. Не только сам соединил их, но и посылает им приветствие от всех церквей, чтобы соединились; ибо говорит обо всех вообще, а не о том или другом. А стольким лицам высказал приветствия в этом послании, чего не сделал ни в каком другом, потому что еще не видал римлян. Поскольку же в Риме нашли прибежище многие из сродников его, то, достойно упоминая о них поименно, знакомит с ними римлян посредством послания.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Оба эти текста обобщаются и объединяются в словах Господа: устроит, восстановит все " 297 . Отцы и учители церкви толкуют слова пророка Малахии, об обращении сердца отцов к детям в смысле обращения сердца евреев ко Христу. Так блаженный Августин говорит: «Обратит сердце отца к сыну, т. е. сердца отцов к детям, ибо LXX приняли единственное за множественное. И смысл тот, чтобы сыны (т. е. иудеи) так разумели закон, как разумели его отцы, т. е. пророки, в числе коих был и Моисей» 298 . Св. Иоанн Златоуст , объясняя занимающие нас слова из Евангелия Матфея, говорит: «Слова эти показывают, что Фесвитянин придет пред тем пришествием, когда будет суд. Он (т. е. Христос) вместе показывает и причину пришествия его. Что это за причина? Дабы он, пришедши, убедил иудеев принять веру в Иисуса Христа, и дабы когда Сей придет, не все они совершенно погибли. Посему Он, приводя им на память сие, сказал: и устроит все, т, е. исправит неверие иудеев тогдашнего времени» 299 . В том же смысле блаженный Феофилакт Болгарский на слова св. Евангелиста Марка: «Илия пришед устроит вся» замечает: «Это значит вот что: когда придет Илия Фесвитянин, он умирит непокорных иудеев и приведет их к вере, и таким образом сделается предтечею второго пришествия Христова, Илия должен устроить все, и не будет тогда еврея неверующего, но все поверят проповеди, кто только услышит ее от Илии» 300 . Сколько времени будет продолжаться ужасное владычество антихриста? К радости и утешению избранных Божьих, владычество этого противника Христа будет непродолжительно: оно будет обнимать три года с половиною. В книге пророка Даниила говорится: и они (святые Всевышнего) преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени (VII, 25; сн. XII, 7), и в Апокалипсисе: и дана ему власть действовать сорок два месяца (XIII, 5), – они (язычники) будут попирать Святой город сорок два месяца XI, 2). Там же о двух свидетелях, которых Бог пошлет для противодействия антихристу, замечено, что они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней ( – 3), и о жене, облеченной в солнце (т. е. о церкви), повествуется, что она убежала от дракона в пустыне, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней (XII, 6), и действительно она там питалась в продолжении времени, времен и полвремени (–14).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Очень рад, что создатели «Проекта документа…» не увлеклись этой идеей. Взаимосвязь таинств покаяния и причащения очевидна для людей, которые понимают их духовный смысл. Наверное, многие, особенно жившие в советский период, помнят плакат в столовой «Мойте руки перед едой». Можно пуститься в теоретические рассуждения о том, что мытье рук и принятие пищи – два независимых физиологических процесса, но реальность человеческой жизни такова, что если вы не выстроите эти процессы последовательно и взаимосвязанно, то рискуете заболеть. Нечто подобное мы имеем и в отношении исповеди и причастия. Как можно приходить на встречу с Богом, не очистив душу в таинстве покаяния? Этот же призыв звучит и в проповеди апостола Павла: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор. 11: 28–30 ). Разве можно найти что-либо еще более соответствующее «испытанию себя», чем исповедь у духовника? Что касается различия практик в Поместных Церквах, то серьезно ошибаются те, кто думает, что будто бы только в Русской Церкви обязательно исповедуются перед причастием. Но даже если бы это было так, следовало бы принять во внимание, что Русская Церковь – это более половины всего православного мира, а значит, ее практика, как минимум, заслуживает бережного и уважительного отношения. Мне довелось общаться с клириками Грузинской и Болгарской Церквей, и выяснилось, что такой же принцип связи таинств является для них нормой. На таком же подходе к таинствам настаивают авторитетные румынские духовники (архимандрит Клеопа (Илие) , архимандрит Иустин (Пырву), иеромонах Дионисий (Игнат) и др.). В Элладской Церкви также осознают необходимость исповеди перед причастием, но делают это несколько иначе, чем в России: если человек редко причащается, то он должен обязательно поисповедоваться; если же он регулярно посещает своего духовника, то исповедь непосредственно перед причастием не требуется.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/e...

Пасхи, как выражения христианского единомыслия, веры и любви. В своих немногочисленных постановлениях о времени празднования Св. Пасхи Христианская Церковь указала некоторые руководственные разъяснения в понимании уже существующего по этому вопросу ветхозаветного закона, ибо праздник Пасхи установлен Самим Господом Богом ещё в Ветхозаветной Церкви. Закон Моисея точно определяет время празднования Ветхозаветной Пасхи, которую в христианстве заняла Пасха Новозаветная. «Наблюдай месяц Авив и совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь Бог твой из Египта ночью… Месяц сей да будет у вас началом месяцев, первым да будет у вас между месяцами года. В первый месяц в 14 (день) месяца вечером… Пасха Господня, и в 15 день того же месяца праздник опресноков Господу. В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам… мужеского пола, без порока и единолетний и пусть он хранится у вас до 14 дня сего месяца, тогда пусть и заколет его всё собрание общества Израильского вечером… пусть съедят мясо его в сию самую ночь испечённого на огне,– с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его… это – Пасха Господня… И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во (все) роды ваши, как установление вечное празднуйте его (Второзак. XVI, 1–6; Ucx. XII, 2; 5–6, 8–11, 14; XIII 2–4; Лebum. XXIII, 5–6, 10–11 ; Чucл. III, 1–3, 10–11; XXVIII, 16–17 )». Из приведённого свидетельства ясно, что по Ветхозаветному закону Пасха должна совершаться в ночь с 14 на 15 Авива, в какой бы день недели это число ни случилось по древнееврейскому счислению. В основу древнееврейского календаря по 46 г. до Р. X. положен год, состоящий из 12 календарных лунных месяцев, причём продолжительность каждого из них 29,5 суток, что составляет год в 354 дня (29,5X12), и если в одном солнечном году (а его продолжительность в среднем 365,25) 1 Нисана пришлось бы на 14 марта, то в следующем году оно должно было бы притти на 11 дней ранее .(365,25–354), а на 3-й год на 22 дня раньше нашего 14 марта и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По ревности — гонитель Церкви Божией. По ревности — гонитель Церкви Божией. Так как некоторые из среды фарисеев были не особенными ревнителями закона, то апостол говорит, что я был ревнителем настолько, что преследовал учеников Христа. По правде законной — непорочный. По правде законной — непорочный. Так как многие были ревнителями из любоначалия и по другим видам, а не ради закона, то апостол и говорит, что, будучи непорочным по правде законной, как бы я мог быть гонителем ради чего-либо человеческого, а не по ревности божественной. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего. Здесь еретики, порицающие закон, говорят: вот, Павел называет его тщетою: как же после этого он мог быть дан Богом? Но прежде всего будем благодарны за то, что Дух Святой так устроил, что они принимают эти слова, как бы говорящие в их пользу. Если бы этого не было, они бы просто уничтожили эти слова, как и многие другие. Затем, обрати внимание: апостол не сказал прямо, что закон — тщета, но я почитаю его тщетою, так как закон сам по себе не есть тщета. Иначе как бы он мог приводить ко Христу, когда понимается правильно? Прежде, понимая его ложно, я не обращался ко Христу; после же, узнав истину, я обратился ко Христу, и закон теперь показал мне, что он был тщетой в то время, когда я, понимая его ложно, не обращался ко Христу. Сам же по себе закон есть приобретение. Послушай далее: не сказал: что я считал преимуществом, но: что было, так как закон поистине преимущество, потому что, освобождая людей от зверства и суеверия и делаясь лестницей, приводит нас к жизни по Христе. Подобно тому как кто, восходя по лестнице, не пренебрегает ступенями, напротив, остается благодарным,, потому что, не будь их, он не мог бы взойти. Так и закон был приобретением, теперь же мы считаем его тщетой и вредом не потому, что он таков на самом деле, но потому, что есть большая благодать. Или как человек обладающий серебром, если найдет золото, при невозможности обладать тем и другим, считает вредом удерживать серебро и оставляет при себе золото, так и закон становится вредом, если отводит от Христа, а если бы приводил к Нему, то не был бы вредом. Итак, говорит, я не только прежде считал закон тщетой, но и теперь считаю его таким. Почему же? по превосходству благодати. Видишь ли, он делает сравнение. Сравниваются же только однородные предметы, и поэтому что превосходит, то превосходит однородное себе. И закон есть познание, но меньшее; подобно тому, как светильник есть свет, но не такой как свет солнца, хотя и свет.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Потому что мы члены тела Его. Потому что мы члены тела Его. То есть имеем великое сродство с Ним. От плота Его и от костей Его. От плота Его и от костей Его. Ибо из нашего вещества Он произошел, как и Ева из Адама. И как там столь великая близость, так и у нас. Да и с другой стороны, мы — от плоти Его, и от костей Его, потому что как Тот родился от Духа без сожития, так и мы — в купели; и потому что принявши таинства, мы с этого момента божественно пересоздаемся. Короче сказать, он говорит, что мы имеем наивысшую близость к Нему. Ибо и видимо Он общник нам по плоти и крови, и невидимо, источник нашего духовного возрождения, как и Адам — источник Евиного создания. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Вот я еще пример, именно: когда кто, оставив своих родителей, соединяется с ней. И не сказал: будет жить вместе с вею, но: прилепится, указывая на неразрывное единение. А слова одна плоть понимаются и просто, так говорит великий Иоанн Златоуст: будет едина плоть; но могут означать и нечто другое, именно: будут два для произведения одной плоти, то есть ребенка. Тайна сия велика; а говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Тайна сия велика; а говорю по отношению ко Христу и к Церкви. То есть на великое нечто и чудное указал Моисей. И поистине тайна — оставить тех, которые родили, трудились для него и делали добро, и прилепиться к той, которую никогда не видал и которая даже и не начинала делать добро. Действительно, это — великая тайна, если только понимается это о Христе, как пророческое слово о Нем. Ибо и Он оставил Отца, не в смысле перемены места, но снисходя до восприятия плоти, и пришел к невесте, которая совершенно не знала Его, и стал едино с ней по духу. Ибо соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом) (1 Кор. 6:17). Как же после этого осуждать брак, когда Павел приводит его во образ тайны Христовой и называет его тайной?

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, с приложением слова Святаго Иоанна Дамаскина о святых иконах, и изложения веры, по откровению Святаго Григория чудотворца, Епископа Неокесарийского. Перевод с греческаго языка. Москва. Синодальная типография. 1900. С. 136. Выделение текста в цитате принадлежит автору статьи. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Переиздание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 89. Там же. Святитель Николай Сербский. Православный катехизис. «Христианская жизнь», Клин, 2009. С. 97. Митрополит Пётр Могила так и пишет: «день субботный переменён на день Воскресный» (Православное исповедание. С. 136). Схожая идея присутствует и в других православных катехизисах, составленных прот. Николаем Вознесенским, еп. Александром (Семёновым-Тян-Шанским), еп. Павлом (Олмари-Гусевым). Как считает М. С. Красовицкая, «эта заповедь формально не может быть сохранена в христианстве, т. к. главным днём для нас является воскресенье» (Красовицкая М. С. Литургика. – Москва: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1999). Впрочем, только в законоположительный период суббота стала праздничным днём: «и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]» (Втор. 5:15). Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя этот отрывок, говорит о колоссянах, что «если они и соблюдали субботу, то не вполне». Как говорил св. Иоанн Златоуст, Христос «отменил и субботу, и обрезание, и все ветхозаветные обряды». См.: Иоанн Златоуст. Беседы на 2-е послание Коринфянам, VII. См. также Лк. 6:7-9. Св. Кирилл Александрийский, высказываясь по поводу осады Иерихона в субботу, говорит: «Это прообраз. Когда же пришла Истина, то есть Христос, разрушив и покорив сограждённое диаволом против человеческой природы тление, [иудеи] неразумно негодуют и осуждают благопослушание отцов своих, не позволяя преодолевать угнетаемую болезнями природу, поскольку обращаются к преследованию Иисуса, благодеющего в субботу» (Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 5. С. 328-329).

http://pravoslavie.ru/63011.html

Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников (Ис. 56, 7). Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников (Ис. 56, 7). Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. Об изгнании Иисусом меновщиков повествует и Иоанн но он говорит об этом в начале Евангелие напротив, сей (Марк) — к концу. Поэтому надобно думать, что это (последнее) изгнание было второе, что и служит к большему осуждению иудеев, так как они не обратились, несмотря на то, что Господь неоднократно так поступал с ними. Храм называет Он «вертепом разбойников» по причине корыстолюбия меновщиков. Ибо разбойнический род предан грабительству. А как и продавцы в храме торговали жертвенными животными ради корысти, то и названы разбойниками. «Меновщики» занимались разменом денег. Обличителем их Господь представляет и пророка Исаию, который говорит: «Дом Мой домом молитвы наречется» (Ис. 56, 7). Будем же молиться, чтобы и нам не быть изгнанным из церкви! Ибо многие ходят и в нашу церковь для того, чтобы продавать доброе и покупать худое. Есть и такие, которые, устрояя и правя дела церковные, имеют столы полные денег: они все делают из корысти. Испровергаются также и седалища продающих голубей, то есть престолы архиереев, продающих духовные дары, ибо голубь есть образ Духа Святаго. Да извергнет Господь такого святителя от святительства, ибо проклят тот, кто рукополагает за деньги. Равным образом продает голубя своего и тот, кто продает диаволу благодать и чистоту, полученную в крещении. За то он и изгоняется вон из Церкви.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010