Вот как в статье «Межправославное совещание богословов» комментирует это пораженческое заявление болгарский «Церковный вестник» (1975, 24, с. 7): «Вместо того чтобы подчеркивать природу Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и ее идентичность с Православной Церковью, участники этой встречи старались раскрыть экуменические компоненты православного понятия о единстве. Такое единство обнимает полноту апостольского общения, которая должна осуществляться с христианами всего мира… Главным следствием такого понимания является то, что Православная Церковь не призывает уже инославных принимать Православие… Сама Православная Церковь должна каждый день обращаться к истинному Православию. Последние две фразы — предел самоуничижения со стороны якобы «православных» богословов, выражают суть принятых на Крите решений: Православная Церковь не имеет права требовать присоединения к ней, ибо она сама постоянно должна обращаться к некоему неведомому «истинному» православию за ее пределами! Вот до чего довели Православную Церковь ее официальные представители, участвуя в экуменическом движении!  В) ЭКУМЕНИСТЫ ТРЕБУЮТ ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПОКАЯНИЯ НАРЯДУ С ИНОСЛАВНЫМИ ЗА РАЗДЕЛЕНИЕ ХРИСТИАН До сих пор лишь инославные теологи требовали и от Православной Церкви покаяния в грехе разделения христиан 414 , на что православные богословы всегда энергично возражали, как это видно и в Эванстонской декларации, где написано: «Доклад секции по богословским вопросам исходит из предположения, что Церковь должна идти к единению путем покаяния. Мы признаем, что в жизни и в свидетельстве верующих христиан были и еще существуют несовершенства и несостоятельность, но мы отказываемся допустить, что Церковь, которая есть Тело Христово и хранилище Богооткровенной истины, может быть умалена человеческой греховностью. Потому мы не можем говорить о покаянии Церкви, так как по самой своей сущности она свята и непогрешима. Ибо «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 25—27). Таким образом, Господь, Единый и Святой, соделал навеки тело Христово. Святость Церкви не опорочивается грехами и ошибками ее членов. Они не в состоянии умалить и истощить неисчерпаемую святость Божественной жизни, изливаемой Главою Церкви по всему ее телу» 415 .

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Однако, толкование отцов Церкви иное: «Господь не мог сотворить там чудес не потому, чтобы был бессилен, но потому, что те были люди неверующие. Щадя их, Он не творит чудес, дабы не послужили к большему осуждению их, как людей неверующих и при виде чудес. С другой стороны, для чудотворений потребна во-первых сила творящего, во-вторых вера приемлющих чудо. Поскольку же здесь не доставало второго (из этих условий), то есть веры имеющих нужду в исцелении: то Иисусу не благопотребно было творить чудеса. Так и должны мы понимать, что выражение Евангелиста – не можаше – употреблено вместо – не решался», – комментирует Феофилакт Болгарский Мк.6:5 . Бог с уважением относится к желанию человека, учитывает его, но не зависит от него. В этом принципиальное отличие христианской теологии от концепции созидающей веры. «Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст» ( Лк.13:34–35 ). Итак, Бог учёл желание иудеев и ради этого отказался от Своей воли, которую мог бы осуществить и помимо их желания. Как общий вывод из анализа библейского текста следует то, что Бог никогда не расставался со своим всемогуществом, Его абсолютная, ничем не опосредованная власть распространяется как на Ветхий, так и на Новый Завет . Бог по Своему усмотрению помогает нуждающейся в Нём Церкви, но Его власть не зависит от Церкви. Потребность Бога в Церкви – это потребность любви, но не необходимость. У Бога нет «планов», которые Он не мог бы осуществить помимо Своей Церкви, совершенство Церкви – это и есть Его главный план. Церковь отнюдь не единственный инструмент божественной власти в мире, Церковь скорее даже не инструмент, а объект отеческой или супружеской заботы и воспитания с помощью других подручных Богу инструментов власти. Иногда эти инструменты в лечебных целях принимают хирургический характер «бритвы, нанятой по ту сторону реки» ( Ис.7:20 ). Бог многократно наказывает свой народ, часто сохраняя лишь избранный остаток.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/pozitivn...

5. Усердно в ряде частных совещаний друзьями Русской Православной Церкви (под председательством митрополита Стефана болгарского с участием многих православных, особенно же ряда влиятельнейших англиканцев, а также некоторых немцев — мюнхенского профессора богословия Мартина, швейцарских старокатоликов и т. д.) обсуждалось ее положение: гонения, которым она подвергается, возможность посильной помощи ей со стороны братских христианских Церквей, прежде всего помощи молитвенной. Мистическое сближение в молитве друг за друга, врастание в жизнь молитвы, где мы все чувствуем себя братьями, ибо все мы взирали на одного Отца, Который на небесах, мистическое врастание в любовь Христову, которая «объемлет нас», по словам апостола, «рассуждающих так: если Один умер за всех, то все умерли; а Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего». Это участие в жизни Его любви, это покорение нас силою Его любви, презыточествующей и превозмогающей, объединит нас, когда все мы, христиане, усовершимся в любви в полной мере друг с другом в Иисусе Христе, Господе нашем. Но уже и теперь мы объединены верою в Господа Иисуса и участием в жизни Его, в страданиях Его и в радости Воскресения Его. Поскольку это есть, в этом — непреложный залог грядущей полноты единения. Ибо исполнится молитва: «Да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня». Митрополит Сергий (Страгородский). ОТНОШЕНИЕ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ К ОТДЕЛИВШИМСЯ ОТ НЕЕ ОБЩЕСТВАМ Вопрос о том, нахожусь ли я в истинной Христовой Церкви, настолько существен для верующего, что, казалось бы, при его решении нет места для какой-нибудь обидчивости или обычного самолюбия. Тот, кто разъяснит мне, что я вне Церкви, и укажет, где ее мне найти, казалось бы, может рассчитывать только на благодарность с моей стороны. На деле же как будто нет вопроса из области вероучительной, который бы так больно затрагивал человеческое самолюбие и сопровождался бы таким взаимным раздражением сторон, как именно этот вопрос. Вероятно, виноваты в том и те обладатели истиной, которые готовы быть милосердым самарянином, но не имеют силы воздержаться от некоторого пренебрежения к впавшему в разбойники. Как бы то ни было, но этот последний всякую попытку помочь ему в большинстве случаев встречает непримиримой нетерпимостью. Поэтому в культурном христианском обществе не принято ставить вопрос об истинной Церкви ребром. Там чаще слышится так называемый широкий взгляд, по которому наши земные перегородки до неба не достигают, церковные разделения — плод властолюбия духовенства и несговорчивости богословов. Пусть человек будет православным, католиком или протестантом, лишь бы он был по жизни христианином, и он может быть спокоен за свою загробную участь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. Тесное единение делает бедствие и благополучие общими. Так, как мы сказали, при занозе пяты все страдает. Наоборот, когда глава увенчивается, тогда и прочим членам — слава и радость, глаза бывают светлее, и все тело кажется прекрасным. И вы тело Христово, а порознь — члены. И вы тело Христово, а порознь — члены. Дабы не сказали: «как относится к нам пример тела и членов?», говорит: и вы тело Христово и члены. Если же в теле человеческом не должно быть распри, то не тем ли более в теле Христовом? Поскольку же не они только одни составляли полноту тела Христова, но верующие, сущие по всей вселенной, то прибавил: а порознь — члены. Хотя они не составляли всего тела, однако были членами, и притом порознь. Ибо в отношении к вашей церкви вы тело Христово, как целая Церковь; а по отношению к Соборной Церкви, сущей по всему миру, тело которой состоит из повсеместных церквей и имеет главой Христа, вы члены, поскольку часть ее. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками. Бог поставил: как же ты противишься Богу? На первом месте ставит апостолов, потому что они раздаятели всех благ; на втором — пророков не ветхозаветных (ибо они пророчествовали о пришествии Христовом до Иоанна: Мф. 11:13), но тех, которые по пришествии Христовом пророчествовали в Новом Завете, каковы были дочери Филиппа, Агав и множество других. Ибо сия благодать Духа была обильна в каждой Церкви. Полагает счетом во-первых, во-вторых для того, чтобы, поставив на конце дар языков, смирить тех, которые превозносились им: В-третьих, учителями. В-третьих, учителями. Пророк все возвещает от Духа, а учитель и от себя: посему он — третий. Далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений. Далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений. Силы и больных исцеляли, и противников наказывали, а дарования исцелений только врачевали: посему первые он поставляет выше последних. А прежде обоих сих по справедливости поставлен учитель, который учит делом и словом.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

Сам же Феофан Затворник в этом толковании (на 1Кор. 15:24 ) более подробно поясняет слова Феодорита: «Вслед за тем последует воскресение мертвых, которое есть упразднение смерти, или окончательная над нею победа. Остается еще грех . И он, в лице грешников, будет упразднен окончательным решением: отъидите от Мене проклятии в огнь вечный " 116 . Итак, все святые отцы (насколько возможно было собрать их высказывания об этой цитате) относят слова всё во всём (всё во всех) в этом месте Писания к добрым и верным рабам Божиим, сподобившимся получить Небесное Царство, а также говорят, что участь нечестивых – нескончаемое мучение. 6 .4.Толкования на Послание к Ефесянам святого апостола Павла ( Еф. 1:22–23 ) Это последнее место из Священного Писания, где встречается выражение все во всем: »все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего всё во всём« ( Еф. 1:22–23 ). А. П. Лопухин пишет: «Всё же выражение “полнота Наполняющего...” всего естественнее, вместе с Богдашевским, изъяснять так. Церковь есть полное совершенство во всех отношениях... Христос (Своими благодатными силами) исполняет всех верующих, из полноты Его Церкви мы всё восприемлем, что нам нужно для того, чтобы достигнуть “меры возраста исполнения Христова”» 117 . Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «...как тело есть полнота головы, восполняя ее своими членами, так и Церковь есть полнота Христа, Наполняющего всё во всём. Ибо Христос восполняется и как бы завершается всеми членами в лице всех верующих» 118 . Священномученик Иларион (Троицкий) также называл Церковь «Телом Христовым, полнотою Наполняющего все во всем ( Еф. 1:23 ) " 119 . Святитель Феофан Затворник приводит несколько толкований этого места святыми отцами, но все они говорят о Господе и о Церкви. Он пишет: «К кому относить исполнение – к Церкви или к Господу? – Можно относить и к Господу, ибо о Нем идет речь. Можно относить и к Церкви... Бог всё наполняет, но души и сердца отпадших людей не наполняет, ибо они закрылись для Него. Верою в Господа Иисуса Христа они отверзаются, и Божество входит в них и исполняет их...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Церкви; нельзя назвать св. Церковью и русских раскольников, которые не имели ни иерархии, ни таинств в той полноте, какую благоволил предать во своей св. Церкви Спаситель. Усов говорит, что, хотя старообрядцы и оставались без епископов, но всегда были верны евангельскому учению. Так ли это? Лица, проповедующие возможность существования Церкви без трёхчинной иерархии и седьми таинств, не могут быть истинными последователями св. Евангелия. Во св. Евангелии сказано, что перед Своим вознесением на небеса „приблизившись Иисус сказал им (апостолам): дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак – идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь“, т. е. во истину так, утверждает св. евангелист ( Мф.28:18–20 ). „Не видишь ли силы Его? – восклицает св. Иоанн Златоуст , толкуя эти слова. – И не видишь ли притом, с каким снисхождением Он говорит это? Не с нами только будет находиться (заметьте: будет находиться), говорит Он, но и со всеми теми, которые после них будут веровать. Ибо апостолы не могли пребывать до скончания века; но Он говорит ко всем верным, как бы к единому телу (а в состав этого тела входит и трёхчинная иерархия). Не говорите Мне, сказал Он, о препятствиях обстоятельств; Я с вами; Я – разрушающий все обстоятельства“. В другом месте во св. Евангелии читаем притчу Господа о мнасах и рабах, получивших сии мнасы (Лук. зач. 95). В толковании на эту притчу бл. Феофилакт, архиеп. болгарский, говорит: „Рабом же своим десять мнас вда; раби же им же Церкви поручи; десять глаголем быти совершенного ради церковного состояния; ибо в Церкви чин совершение имать, предстоящими украшение и ни большим лепо быти, ни мнее; еже слова благодатию трие сие образи в Церкви, очищение, просвещение и совершение; три сия действа, наследуема чинов, диакони очищают оглашением учения; пресвитеры, просвещающе крещением; архиереи же священные чины поставляют и совершают, еже есть рукоположение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4) . Возможно, что некоторые из этих отцов под словом «все» подразумевали всех святых, а не всех людей вообще, но как бы то ни было, из приведенных выше цитат ясно, что это мнение не составляет согласия отцов и не выражает учения Церкви, которое выражали перечисленные святые: Кирилл Иерусалимский, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Иоанн Кассиан, Иероним Стридонский, Августин Иппонийский, Кирилл Александрийский, Григорий Двоеслов, Иоанн Дамаскин, Феофилакт Болгарский, Григорий Палама, Димитрий Ростовский, Филарет Московский, Николай Сербский – а также бывшие по этому поводу Церковные Соборы и богослужение Православной Церкви. Но если утверждение, что Господь вывел из ада всех, хотя и не является учением Церкви, все же встречается у некоторых древнецерковных авторов (Климент Александрийский, Ориген и др.), то утверждение, что Господь будто бы продолжает находиться в аду, проповедуя там все новым душам умирающих и убеждая их поверить в Него, представляет собой совершенно новое учение, никогда прежде не известное Церкви и чуждое ее вере. Что уже само по себе подводит его под слова апостола: «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1: 9). Церковь учит, что Господь Иисус Христос сходил во ад обожествленной душою тогда, когда она пребывала отделенной смертью от Его тела. Затем душа его соединилась с телом и произошло Воскресение, а после и чудесное Вознесение на небеса, и ныне Христос по человечеству пребывает одесную Отца. Собственно, об этом говорит каждый христианин, в символе веры исповедуя Господа Иисуса Христа «воскресшего в третий день по Писаниям, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца». Можно также привести слова святителя Иннокентия Херсонского: «Спаситель наш сошел во ад Сам, Своим произволением и Своей властью, сошел для того, чтобы вскоре выйти из ада, сошел один, чтобы извести оттуда всех, с верою ожидавших Его пришествия» . Указанное выше новое учение противоречит словам апостолов, говоривших, что Господь, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет.

http://pravoslavie.ru/4201.html

Апостол Павел пишет коринфянам: Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно ( 1Кор.12:18 ). Блаженный Феофилакт Болгарский и святитель Иоанн Златоуст подробно развивают эту мысль апостола: «Бог восхотел, и каждому в частности члену определил свойственное место (ибо это значит расположил). Ни нога, занимающая низшее место, не должна скорбеть, ибо так угодно было Богу, и для неё полезно именно то, чтобы помещаться внизу; ни голова, находящаяся наверху, не должна превозноситься; ибо это от Бога, а не её дело» 340 . «Каждый поставлен так по Его воле; и ноге полезно быть на таком именно месте, а не одной только голове; и если бы (какой-нибудь член) переменил положение, оставил своё место и перешёл на другое, то хотя по-видимому занял бы лучшее место, но погубил бы и расстроил всё; он потерял бы своё место и не достигнул бы чужого» 341 . Так и в Церкви Бог поставил одного низко, что для него и полезно, а другого поставил высоко; первый же должен быть доволен, последний не должен превозноситься. Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки ( 1Кор.12:28 ). А.П. Лопухин комментирует эти слова апостола Павла: «Перечисляя разные дарования и должности, существующие в Церкви вселенской, Апостол хочет этим показать, что все эти дарования и должности имеют своё высокое значение, потому что они явились в жизнь по воле Божией» 342 . Так «Бог поставил: как же ты противишься Богу? На первом месте ставит апостолов, потому что они раздаятели всех благ; на втором – пророков не ветхозаветных (ибо они пророчествовали о пришествии Христовом до Иоанна: Мф.11:13 ), но тех, которые по пришествии Христовом пророчествовали в Новом Завете, каковы были дочери Филиппа, Агав и множество других. Ибо сия благодать Духа была обильна в каждой Церкви. Силы и больных исцеляли, и противников наказывали, а дарования исцелений только врачевали: посему первые он поставляет выше последних. А прежде обоих сих по справедливости поставлен учитель, который учит делом и словом» 343 . Дары вспоможения, управления ( 1Кор.12:28 ), по мнению блаженного Феофилакта Болгарского , для апостола Павла «есть вспоможение слабым и управление или распоряжение братским имуществом. Хотя это зависит и от нашего старания, но он называет дарования Божиими, убеждая нас быть благодарными, и к Нему взирать, а не превозноситься. Дар языков поставил последним, дабы смирить тех, которые тщеславились им» 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В жизни христианина есть ряд незыблемых и конкретных принципов, о которых веками напоминает Церковь Христова: первые будут последними; суббота для человека, а не человек для субботы; кесарю кесарево, а божие Богу и проч. Это совершенно четкие критерии для решения многих текущих дилемм. Среди прочего, есть высказывания Христа, которые уместно вспомнить и в дискуссии, подобной нашей. Речь идет о словах про «золото» и «храм»: «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?» (Мф. 23. 16-17). В этом предостережении речь идет о том, что неразумно, когда золото храма довлеет над самим храмом. Золото священно не само по себе, а именно из-за храма, которому оно служит. Это универсальный принцип для формирования шкалы ценностей. Что ценней для археолога: древность археологических слоев или скрытая в них амфора? Что ценней для реставратора иконы: сажа веков или образ, скрываемый под ней? Что ценней для нас: одна из языковых форм текста или доступность его смысла? Язык может быть до бесконечности красивым и древним. На нем могли говорить, писать и молиться самые великие люди. Но тем не менее, для Евангелия Христова язык – не больше чем язык! Его конструкции и формы освящаются церковным благословением настолько, насколько они служат главному церковному делу. Именно для этого и освящается язык, а не наоборот. Что же собой представляет это главное церковное дело? Для того чтобы это понять и не потеряться в «околоцерковности», нужно вспомнитьоб апостольской природе и вселенском призвании Церкви Христовой. И тогда становится очевидным, что греческие, болгарские, грузинские или славянские национальные традиции, фольклорные обычаи, языковые ценности и другие культурные наследия есть, безусловно, великие сокровища нации, духовная самоидентификация народа, порожденная его верой и историей. Однако при столь важном статусе эти локальные явления не есть незыблемые и вечные ценности для Вселенской Церкви. Вечной ценностью для Церкви является только бессмертная душа человека и сам Господь наш и Спаситель Иисус Христос, в Котором, по слову апостола, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания». Именно это понимание и легло в основу работы Комиссии по исправлению богослужебных книг. И нам, как прямым наследникам дореволюционной Церкви и свидетелям всех последующих событий, было бы разумнее сохранять и открыто демонстрировать эту трезвость, чем быть «more Catholic than the Pope», как говорит одна английская поговорка.

http://bogoslov.ru/article/2016975

Все же — от Бога. Все же — от Бога. Это совершенство не мужа, но Божие. Если же все совершается силой Божией, Сам же Он установил порядок отношений между мужьями и женами, то не спорь, а повинуйся. Рассудите сами. Рассудите сами. Опять самих их поставляет судьями, дабы вполне подтвердить то, чего желает. Прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою? Здесь намекает на нечто Страшное, на то, что бесчестие восходит до Бога. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала? Как же не бесчестие для мужа растить волосы, когда он чрез это принимает вид женщины и, поставленный для господства, принимает знак подчинения? Но для женщины ращение волос есть честь, потому что она сохраняет в сем случае собственный чин, а сохранение своего чина — для каждого честь. Для чего же нужно надевать и другое покрывало, если волосы служат одеянием? Для того, чтобы выразить свою подчиненность не одной только природой, но и свободным произволением. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Подлинно противоречить в подобных предметах — дело любопрения, а не размышления и разумения. Поскольку, может быть, коринфяне, желая помудрствовать, пускались в рассуждения, чтобы доказать безразличие в сем деле, то апостол говорит, что ни мы не имеем такого обычая, то есть или спорить, или чтобы мужу растить волосы, а жене не покрываться; ни прочие церкви. Поэтому вы противитесь не нам только, но и всей Церкви. Это должно показать слушателям — ничто не делать сверх обычая апостольского. Но, предлагая сие, не хвалю вас. Но, предлагая сие, не хвалю вас.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010