Благодатный мир Христов, которым подвижник вводится в чистую молитву, совершенно отличен от обыкновенного спокойного приятного расположения человеков: вселившись в сердце, он оковывает возмутительные движения страстей, отъемлет страх не удалением страшного, но блаженным доблестным состоянием о Христе, при котором страшное не страшно, как Господь сказал: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» ( Ин. 14, 27 ). В мире Христовом сокровенно жительствует такая духовная сила, что он попирает ею всякую земную скорбь и напасть. Эта сила заимствуется из Самого Христа: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» ( Ин. 16, 33 ). Призываемый сердечной молитвой, Христос ниспосылает в сердце духовную силу, называемую миром Христовым, не постижимую умом, не выразимую словом, непостижимо постигаемую одним блаженным опытом. «Мир Божий,» – говорит апостол христианам, – «который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» ( Флп. 4, 7 ). Такова сила мира Христова. Он – превыше всякого ума. Это значит – он превыше всякого ума созданных, и ума человеческого, и ума Ангелов света, и ума ангелов падших. Он, как действие Божие, властительски, Божественно распоряжается помышлениями и чувствованиями сердечными. При появлении его отбегают все помышления демонские и зависящие от них ощущения, а помышления человеческие вместе с сердцем поступают под его всесвятое управление и водительство. С этой поры он делается царем их и соблюдает их, то есть хранит неприкосновенными для греха во Христе Иисусе. Это значит – он содержит помышления неисходно в евангельском учении, просвещает ум таинственным истолкованием этого учения, а сердце питает хлебом насущным, сходящим с неба и дающим жизнь всем, причащающимся его (см. Ин. 6, 33 ). Святой мир при обильном действии своем наводит молчание на ум и к блаженному вкушению себя влечет и душу, и тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Разделы портала «Азбука веры» Артем Шарафутдинов " decoding="" title="" > Оглавление Пример огласительной беседы Творение мира Приступая к святому крещению, необходимо осознать цель этого таинства. Чего мы хотим от Бога? Мы верим, что Бог любовь, но любовь не слепая, а мудрая, святая. Мы верим, что три Личности Бога, т. е. Отец, Сын и Святой Дух соединяются в любви в одну сущность. Это и есть христианская Троица. На данном этапе трудно понять идею Троицы умом. Бог действительно Един, но можно быть единым только с кем-то. Единство Бога предполагает, что Он не одинок. Бог сотворил весь мир, который условно можно разделить на видимый и невидимый. Невидимый мир – это мир ангелов, которые сотворены как служебные духи. Видимый мир это мир человеческий. Бог сотворил мир от избытка своей любви. Бог был свободен. Он был счастлив в любви и без материального мира, но Он сотворил мир, стремясь приобщить его своей гармонии и любви. Но как можно научить любви и гармонии камни и деревья? Связующим звеном, соединяющим мир бездушной материи и мир духовный, стал человек, имеющий две природы, духовную и материальную. Духовной природой человек был способен усваивать свет и благоухание Божественной красоты. Посредством своего земного тела он должен был водворять в материальном мире ту гармонию, которую он познал в Боге. Человек по учению Священного Писания сотворен по образу и подобию Божьему. Образ Божий в человеке заключается в непорочности его духовных сил: в уме, в чувстве (в сердце) и в воле. Они даны человеку для того, чтобы он познавал высшее благо и воплощал его в своей жизни. Высшим благом мироздания является Всесвятая воля Творца. Подобие Божие состояло в возможности возведения сердца, ума и воли, в единство сходное с единством лиц Пресвятой Троицы. Первых людей звали Адам и Ева. Грехопадение Денница был сотворен Богом как ангел утренней зари. Он возгордился, пожелав иметь Божественную силу и почести, которых он не был достоин. Он увлек за собой часть ангелов и повел против Бога войну, превратившись в сатану. Так в мире появилось зло.

http://azbyka.ru/katehizacija/oglasiteln...

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая и в день тезоименитства Его Императорского Величества Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича Самодержца Всероссийского 64 Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся ( Мф. 5 9). Два миротворца составляют настоящее торжество. Один восстановил мир в Церкви Христовой, усмирив ее возмутителя – Ария. Это Святитель и Чудотворец Николай. Другой водворил мир в Царстве Польском, укротив возмутителей общественного порядка: это – Благочестивейший Император Николай Павлович. Миротворцы нарекутся сынами Божиими. И здесь на земле Господь особенно благоволит к ним, даруя силу и крепость обуздывать нарушителей мира Божия, и там на небе обещает преимущественное достоинство, славу и честь. Побеждающему дам сести на престоле Моем, якоже Аз победих и седох со Отцем Моим на престоле Его ( Откр. 3:21 ). Тем не менее блаженны и те, которым даруется мир Божий. Св. Церковь возрадовалась, услышав об осуждении ересеначальника с его сообщниками и нарекла твердого защитника православия – Николая правилом веры. Так и все верноподданные Царя Николая радовались, узиав о прекращении мятежа и брани в соплеменном народе и приносили радостную дань хвалы и благодарения защитнику законной власти Царю Николаю. Св. Николай не престает и ныне испрашивать у Бога благословение мира Христовой Церкви, колеблемой соблазнами мира; не престает и Царь наш утверждать благо мира везде, особенно же там, где колеблют его искушения злоумышленников. Наш долг, сынове Церкви и отечества, содействовать благословению Святителя соблюдением единства в вере, а благоволению к нам Царя сохранением в самих себе мира внутреннего. Обратим внимание на потребность мира внутреннего. Мир внутренний состоит в спокойствии совести. Если мирна она, то спокойна и душа. Мир совести есть мир души: и трудно ли сделать совесть спокойною? – Стоит только советоваться с нею, что можно делать и чего нельзя. Ибо все то, что делается с одобрения совести, приносит удовольствие и радость, а что вопреки ее совершается, производит в душе смятение, безпорядок и скорбь. – Не думай оправдывать себя незнанием закона в преступном деле: в нас есть закон Божий – совесть. Не думай скрыть свое преступление и избегнуть суда: наша совесть есть внутренний свидетель и судия. Тот мир, которым наслаждаются любимцы мира, есть одно усыпление совести, то спокойствие, в котором говорит богач: душе моя, имаши блага многа, лежаща на лета многа, почивай, яждь, пий и веселися ( Лк. 12:19 ), – это спокойствие есть только временное самозабвение. Совесть молчит до времени. Она не преминет восстать против невнимательных к ее гласу со всею силою обличения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

При всей употребительности сего святого приветствия в случаях, подобных настоящему, и при всем желании моем, чтобы мир Божий всегда водворялся в сердцах и душах ваших, я не осмелился бы теперь употребить сих евангельских слов в приветствие, если бы мне надлежало произнести их к вам от моего собственного лица. Ибо кто я, чтобы мне изрекать мир и благословение целой Церкви, которая, кроме других преимуществ, красуется целым собором святых угодников Божиих, по всем пределам ее почивающих нетленными и чудотворными мощами своими? Не паче ли мне самому должно предать себя молитвам сей Церкви, и от них ожидать мира душе моей и благословения служению моему? Но я уже сделал сие при самом вступлении моем в пределы паствы Вологодской. А между тем я прихожу к вам, братие, с тех святых гор, откуда воссиял свет веры для всей земли отечественной, из недр той Церкви, которая достойно и праведно именуется матерью всех Церквей российских. Приходя из такого места, от такой Церкви, как не принести с собой некоего дара духовного? - И я, оставляя святой град, прилежно молил о том всех святых Божиих, там нетленно почивающих. Дерзая о их-то предстательстве у престола Божия, о их богатстве духовном, я отверзаю теперь уста мои, чтобы от лица Церкви Киевской изречь мир и благословение Церкви Вологодской. Мир вам и благодать от Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святаго, Троицы Единосущной и Нераздельной, Которая равно исповедуется и славится на юге и севере, востоке и западе, везде просвещает, всех и все животворит и спасает. Мир вам и благословение от Преблагословенной Девы Марии, Матери Божией, нерукотворенное изображение Которой благоговейно созерцал и лобызал я в самоизбранном Ею для Себя доме на земле -святой п чудотворной Лавре Печерской! Мир вам и благословение от собора Архангелов и Ангелов, имени которых посвящена обитель, где обитал я доселе! Мир вам и благословение от святой великомученицы Варвары, нетленным мощам которой в продолжение нескольких лет благочестно предстоял я! Мир вам и благословение от преподобных и богоносных отец Антония и Феодосия и прочих чудотворцев Печерских, у подножия коих я совершал последнее служение перед путешествием к вам! За молитвами толиких и таких предстателей у престола благодати я дерзаю надеяться, что мое желание вам мира и благословения не будет одним праздным приветствием, что благодать Божия, действительно, осенит души и сердца ваши.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=125...

Слова и речи Слово в день тезоименитства благочестивейшего государя императора Николая Павловича, говорённое в Киево-Печерской Лавре 6-го Декабря 1854 года Сия есть победа, победившая мир – вера наша. Кто есть побеждали мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий? ( 1Ин. 5:4–5 ). Такова, братья, сила веры Христовой, по свидетельству одного из первых и великих проповедников и подвижников оной – святого апостола Иоанна Богослова! Господь Иисус Христос , предрекая ученикам своим будущую судьбу своей веры на земле, возвестил, что исповедники её не могут быть в мире с миром, но мир воздвигнет против них брань, будет ненавидеть их, гнать и убивать, как и Его самого ненавидел, гнал и умертвил ( Ин.15:19–20, 16:1–2 ). И подлинно, едва только мир услышал проповедь веры Христовой и увидел в её святейших и светоносных догматах обличение своих заблуждений, суеверия и идолослужения, в её возвышеннейшем и чистейшем нравоучении – обличение своего нечестия, страстей и пороков, развращённых нравов и обычаев, как тогда же объявил ей непримиримую войну. И как сильно разгоралась по временам сия борьба веры с миром! Казалось иногда, что она не устоит, и мир одолеет её: но, обетовавши, что будет с верующими во вся дни до скончания века, ( Мф.28:20 ), что и врата адова не одолеют Церкви Его, созданной на камне веры ( Мф.16:18 ), и что Он Сам победил уже мир ( Ин.16:33 ), Господь Иисус Христос тогда то наипаче являл свою всемогущую силу в защиту своей веры, запрещал ветру и волнению, какие воздвигал на неё мир, и она, как купина, горела огнём искушений, но не сгорала, а каждый раз с торжеством выходила из борьбы своей с миром, побеждала мир. И, во-первых, светлую победу над миром одержала вера в лице святых Апостолов. Какая, по-видимому, неровная была здесь борьба! Двенадцать только человек выступают против всего человеческого рода. И кто эти двенадцать? Буяя мира избра Бог, говорит Апостол, и немощная мира избра Бог , и худородная мира избра Бог, и несущая. И что же? Эти буии посрамили премудрых мира, эти немощные посрамили крепких мира, эти худородные и несущие посрамили сущих мира ( 1Кор.1:27–28 )! Не смотря на все усилия мудрости мирской, могущества и власти остановить успехи веры, силой одной проповеди апостольской, хотя она казалась в начале иудеям соблазном, а эллинам безумием, мрак идолослужения и нечестия начал быстро рассеиваться, всюду воссиял свет истинного боговедения, всюду водворилось благочестие евангельское и вера приобретала бесчисленное множество последователей, так что апостол Павел свидетельствует, что в то уже время во всю землю изыде вещание проповедников веры и в концы вселенные глаголы их ( Рим.10:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Слово в день тезоименитства благочестивейшего государя-императора Николая Павловича сказанное в Киево-Печерской Лавре 6-го декабря 1854 года Источник Сия есть победа, победившая мир – вера наша. Кто есть побеждаяй мир, токмо веруяй, яко Иисус есть Сын Божий? ( 1Ин. 5:4–5 ). Такова, братья, сила веры Христовой, по свидетельству одного из первых и великих проповедников и подвижников оной – святого апостола Иоанна Богослова! Господь Иисус Христос , предрекая ученикам своим будущую судьбу своей веры на земле, возвестил, что исповедники ее не могут быть в мире с миром, но мир воздвигнет против них брань, будет ненавидеть их, гнать и убивать, как и Его самого ненавидел, гнал и умертвил ( Ин. 15:19, 20, 16, 1, 2 ). И подлинно, – едва только мир услышал проповедь веры Христовой и увидел в ее святейших и светоносных догматах обличение своих заблуждений, суеверия и идолослужения, в ее возвышеннейшем и чистейшем нравоучении – обличение своего нечестия, страстей и пороков, развращенных нравов и обычаев, – как тогда же объявил ей непримиримую войну. И как сильно разгоралась по временам сия борьба веры с миром! Казалось иногда, что она не устоит, и мир одолеет ее: но, обетовавши, что будет с верующими во вся дни до скончания века, ( Мф. 28:20 ), что и врата адова не одолеют Церкви Его, созданной на камне веры ( Мф. 16:18 ), и что Он Сам победил уже мир ( Ин. 16:33 ), Господь Иисус Христос тогда-то наипаче являл свою всемогущую силу в защиту своей веры, запрещал ветру и волнению, какие воздвигал на нее мир, и она, как купина, горела огнем искушений, но не сгорала, а каждый раз с торжеством выходила из борьбы своей с миром, побеждала мир. И, во-первых, светлую победу над миром одержала вера в лице святых Апостолов. Какая, по-видимому, неравная была здесь борьба! Двенадцать только человек выступают против всего человеческого рода. И кто эти двенадцать? Буяя мира избра Бог , говорит Апостол, и немощная мира избра Бог, ιι худородная мира избра Бог, и несущая. И что же? Эти буии посрамили премудрых мира, эти немощные посрамили крепких мира, эти худородные и несущие посрамили сущих мира ( 1Кор. 1:27, 28 )! Несмотря на все усилия мудрости мирской, могущества и власти – остановить успехи веры, – силою одной проповеди апостольской, хотя она казалась вначале иудеям соблазном, а эллинам безумием, – мрак идолослужения и нечестия начал быстро рассеиваться, всюду воссиял свет истинного боговедения, всюду водворилось благочестие евангельское и вера приобретала бесчисленное множество последователей, так что апостол Павел свидетельствует, что в то уже время во всю землю изыде вещание проповедников веры и в концы вселенныя глаголы их ( Рим. 10:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

В мире Божием. Книга «Несвятые святые» на XXIV-й Московской международной книжной выставке-ярмарке Источник: Завтра.Ru АРХИМАНДРИТ ТИХОН (ШЕВКУНОВ) О чём эта книга? Рядом с обычным миром, известным всем, — который приходит из одного общественно-политического состояния в другое, всё чаще и чаще страшные события становятся не только навязчивыми, но и привычными, где, порой, царит отчаяние, а иногда и ужас, — абсолютно реально существует совершенно иной мир. Если назвать его миром Церкви, то многие не поверят, потому что для большинства наших соотечественников слово " церковь " снабжено массой стереотипов, которые порой крайне непривлекательны. Стереотипов от церковного официоза до тоскливого мракобесия, что крайне неинтересно. Но на самом деле это всё — случайные черты. Как у Блока: " Сотри случайные черты — И ты увидишь: мир прекрасен! " В этот поразительный мир каждый может легко и свободно войти и оказаться в мире Божием, ощутить себя в нём гражданином, участником этой поразительной, ни с чем не сравнимой жизни, ощутить промысел Божий в своей судьбе, понять, что жизнь идёт по совершенно иным законам, стоит только сойти с, порой, жестокого и порочного круга, в который втягивается человек, в том числе и церковный. Этот земной мир Божий неидеален. В нём есть место нашей свободе, которая, порой, произрастает в произвол, а от этого не бывает ничего идеального. От этого бывает масса интересного, много познавательного, множество открытий, но к идеальному мы должны стремиться, в том числе, и в этом мире. Однако и в этом мире есть те, которые представляют собой идеал не отвлеченный, а совершенно поражающий — реальный. Тут можно вспомнить, как сказал один монах: " Может быть, я сам и плохой монах, но я видел настоящих монахов " . Мы видели удивительных монахов, таких, как отец Иоанн (Крестьянкин), немецкий барон отец Серафим (Розенберг), дьякон Анатолий, архимандрит Нафанаил, многих, многих старцев Псково-Печерского монастыря. Это совершенно потрясающий, удивительный мир. Александр Андреевич Проханов тоже погрузился в него. И каждый человек, который увидел этот мир, уже не только не сможет его забыть, но и не сможет перестать им жить.

http://pravoslavie.ru/48640.html

Отдел второй. БОГ КАК ПРОМЫСЛИТЕЛЬ § 42. О Божием Промысле Так как мир – это премудрое творение Божией благости и любви, то и в бытии он удерживается действием вечной Божией благости и любви. Зависимый от Бога своим происхождением, мир зависит от Него и своим дальнейшим бытием. Сотворив мир с определенной целью, Бог Своим непрестанным о нем промышлением (πρνοια) ведет его к достижению этой предназначенной цели. Иначе и быть не может, ибо «Бог по природе благ и мудр, и поэтому промышляет о мире, – говорит святой Дамаскин, – ибо не благ тот, кто не промышляет. Будучи бесконечно Благим, Он дивно промышляет обо всем; будучи несказанно Премудрым, Он обо всем печется наилучшим образом». В соответствии с этим, Божественный Промысл – это непрестанное действие Божией премудрости, благости, любви и всемогущества; действие, которым Бог сохраняет и поддерживает бытие и силы Своих творений, надзирает за ними, направляет их к конечной цели, поощряя всякое благо, обуздывая и исправляя зло, и при этом не стесняя свободы тварей. Свое неизменное догматическое учение о Божием Промысле Церковь Христова выразила в первом члене Вселенского Символа веры одним словом – Вседержитель (Παντορτωρ). Этим она исповедала свою веру и убеждение, что всё сущее в мире, видимое и невидимое, содержится, сохраняется и управляется непрестанным действием Божия Промысла, а что касается зла, то Бог его «только предвидит и попускает, но не промышляет о нем, так как Он и не сотворил его. А происшедшее уже зло направляется к чему-либо полезному Верховною Благостию, Которая сама не творит зла, а только направляет оное к лучшему, сколько это возможно». Божий Промысл сам по себе един и неделим, ибо он – действие единого и нераздельного Бога; однако, рассматриваемый в зеркале человеческого аналитического духа, он проявляется в двух главных формах – в сохранении мира и в управлении миром. Сохранение (συντρησις) мира – это действие премудрой и всемогущей Божией воли, которым Бог содержит в бытии и историческом развитии сотворенный Им мир. Управление же миром – это действие премудрой и преблагой Божией воли, которым Бог направляет и руководствует духовный и вещественный мир к его богоназначенной цели. В Своей промыслительной любви Трисолнечный Господь промышляет о Своем творении вообще и о каждой твари в частности. В своей таинственной сущности Божий Промысл неделим, ибо как о целом мире, так и об отдельных тварях Бог промышляет простым, несложным действием, но в зеркале человеческого, аналитического разума Промысл проявляется как общий и особенный; общий объемлет весь мир в целом, а особенный – каждую тварь в отдельности, от самой большой до самой малой, от Ангела до червя, от созвездия до атома.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Почему Господь пришел в мир как младенец, а не как сложившийся, взрослый человек? 12 мин., 06.01.2024 Вера в то, что Бог пришел на землю как ребенок и, подобно всем детям, поначалу ничего не знал и не умел, с трудом укладывается в сознание. Знал ли маленький Иисус, что Он Бог? Может быть, Он только казался ребенком, а на самом деле им не был? Или Бог соединился с человеком Иисусом не сразу, а когда Тот вырос? Давайте разбираться. 1. Всесильный Бог, создавший мир, был младенцем, учился говорить и ходить... Разве в это можно поверить?  Поверить в это, конечно, трудно. Но не труднее, чем во все остальное, что мы знаем из Евангелия. Легко ли поверить, например, в то, что Бог стал человеком? Бог, существующий вечно, вне времени и пространства, Который словом творит галактики, для Которого пожелать что-либо — уже значит сделать, у Которого нет и не может быть никакого соперника, хоть сколько-нибудь соразмерного Ему!.. И — человек, рождающийся в мир на короткий промежуток времени, существование которого зависит от множества неподконтрольных ему случайностей, живущий в постоянном конфликте между желаниями и возможностями… Между нами громадная дистанция. Разница между нами больше, чем между гигантским Солнцем и крохотной песчинкой на берегу моря. И на этом фоне совсем не так важно, каким именно  человеком сделался Бог — взрослым или ребенком. Невозможно представить себе в принципе, что Бог стал человеком, вот в чем дело! А между тем именно это не укладывающееся в сознание событие и вспоминает Церковь, празднуя Рождество Христово. «Ибо для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий — Сыном Человеческим, чтобы [человек], соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался Сыном Божиим», — впервые эту мысль высказал еще во II beke по Р. Х. святой Ириней Лионский, чуть позже она отлилась в чеканную формулировку святителя Афанасия Александрийского ( 373): «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом». Стоит за этими словами простой, если вдуматься, факт. Факт, понятный если не уму, то сердцу. Бог по-настоящему любит нас, людей, и очень хочет помочь нам выбраться из этого враждебного и бесчеловечного мира механических законов, причин и неотвратимых следствий, в котором мы оказались в результате грехопадения  наших прародителей Адама и Евы. Выбраться из этого мира и переселиться в мир Божий, мир вечной радости и любви. И поскольку не было для этого другой возможности, Бог Сам стал человеком, принял на Себя множество связанных с этим ограничений, неудобств и страданий, более того — добровольно пошел на распятие, самый страшный вид казни (это признавали сами римляне, придумавшие ее), претерпел «крест, гвоздия, копие, смерть», как говорится в одной из молитв ко Святому Причащению… И все это — ради любви к нам, ради того, чтобы мы смогли наконец вернуться в Его мир, светлый, радостный, не знающий смерти и горя. Тот самый, для которого Он нас когда-то и создал.

http://foma.ru/pochemu-gospod-prishel-v-...

архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит Исайя (Белов) Часть пятая. Промысл Божий 1. Понятие о Промысле Божием. Промысл общий и частный Христос учит: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» ( Ин. 5, 17 ). В этих словах Господа Иисуса Христа содержится мысль о постоянном Промышлении Бога о мире 551 . Хотя Бог почил в день седьмой от всех дел Своих, которые творил и созидал (т.е. от дел творения), Апостол говорит, что Бог Сам дает всему жизнь, и дыхание, и все... Мы Им живем, и движемся, и существуем ( Деян. 17, 25, 28 ). Сила Божия поддерживает бытие мира и участвует в действиях тварных сил. Постоянство законов природы есть также результат действий Божественной воли. Промыслительная деятельность Творца есть закономерное следствие Благости и Премудрости Божией. Прп. Иоанн Дамаскин отмечает: «Один только Бог по природе благ и мудр. И, как благой, Он промышляет, ибо кто не промышляет, тот не благ. Ибо и люди, и неразумные животные по природе пекутся о своих детях, и кто не печется, тот порицается. А как мудрый, Он заботится о сущем наилучшим образом» 552 . Православный катихизис определяет Промысл Божий следующим образом: «Промысл Божий есть непрестанное действие Всемогущества, Премудрости и Благости Божией, которыми Бог сохраняет бытие и силы твари, направляя их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям». Таким образом, в Промысле наблюдаются две функции: сохранение сотворенного и управление миром. Бог не только животворит мир, но и направляет его историю к намеченным целям. Эти же две функции Промысла выделяет и преподобный Иоанн Дамаскин : «Промысл Божий есть попечение Бога о том, что существует». И опять: «Промысл есть воля Божия, по которой все целесообразным образом управляется» 553 . Различают два вида Промысла Божия: общий и частный. Общий Промысл Божий объемлет весь мир вообще, как совокупность всех существ с действующими в них силами и законами, а частный простирается на все предметы и явления, как бы малы они ни казались.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010